Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. Предисловие к книге Зоар. п. 4

предыдущий пункт                                                                                                                      следующий пункт

И чтобы разобраться во всех этих вопросах и исследованиях, существует один прием – обратить взор в конец дела, то есть на цель Творения. Ибо ни одной вещи нельзя понять по процессу ее изготовления, но только по его результату. И ясно, что тебе не найти никого, кто бы делал что-то без цели, разве что кого-то не в здравом уме ты можешь застать за бесцельным занятием. И известно мне, что существуют мудрствующие из тех, кто сбросил с себя ярмо Торы и заповедей, которые говорят, что Творец, да будет Он восславлен, сотворил все сущее и предоставил его самому себе, поскольку эти творения настолько ничтожны, что не подобает Творцу, да будет Он восславлен, Высшему из высших, следить за тем, что происходит с этими ничтожными и достойного осуждения существами. На самом деле, это не логично, так как невозможно заключить о нашей низости и ничтожестве, не заключив сначала, что мы сами создали себя и присущие нам черты испорченного и достойного осуждения [существа]. Однако как только мы заключаем, что Творец, да будет Он восславлен, являющийся абсолютно совершенным, и есть тот самый Мастер, что сотворил и задумал наши тела со всеми их добрыми и дурными наклонностями, то ведь из-под руки совершенного Создателя не должны появиться на свет создания отвратительные и испорченные, и каждое создание свидетельствует о качествах своего создателя. И какова вина испорченной одежды, если какой-то портной-неудачник сшил ее?

Примечания рава Авраама Брандвайна

Нам говорится прежде всего обратить взор на цель, поскольку, поняв ее, мы поймем путь, ведущий к ней.
Подобным же образом невозможно понять действия портного в отношении одежды, когда он разрезал ее и испортил, если мы не видим и не знаем, какую конечную цель он преследует, изготавливая эту одежду.

В таком случае, рекомендуется проанализировать все это в соответствии с Его целью. Какова же Его цель?

Существуют философы, бьющиеся над над таким вопросом: как возможно, чтобы Творец, такой Величественный и Возвышенный, создал все сущее, проявив такую мудрость и изобретательность, и, с другой стороны, управлял всем миром, будто не существует принципа «воздаяния праведнику добром, а злодею – злом» [55], не справедливо и т.д. Из этого эти философы заключили, что, на самом деле, Творец сотворил творение, но будучи Высшим из высших, оставил его.

Если мы заключили, что человеческая природа создала себя сама и сама придала себе свои черты, в частности, такие отвратительные свойства, как скупость, лень и другие, то это можно понять, когда эти качества есть дела рук человеческих.

Но как только мы заключим, что Он, да будет Он восславлен, сотворил в нас эти качества и что именно Он «запрограммировал» нас, то ведь мы не сможем сказать, что Он сделал плохо и не самым оптимальным образом. Ведь от Совершенного Создателя не выйдут на свет несовершенные создания.. Напротив, тот, кто неудачно построит ковчег или сошьет одежду – ограничены, но только не Творец.

Написано: «Он создал нас, и мы принадлежим Ему» [56].

Продолжение текста Бааль Сулама

Смотри например следующий [отрывок] (из [Вавилонского Талмуда,] трактат Таанит, лист 20): однажды пришел рабби Элазар, сын рабби Шимона, ... а навстречу ему другой человек, весьма безобразный ...; сказал ему [рабби Элазар]: «Сколь же безобразен этот человек!» ...; - сказал тот ему: «Иди и скажи [это] Мастеру, создавшему меня: сколь же безобразен сосуд, который Ты изготовил!» ...; внимательно посмотри там.

Примечания рава Авраама Брандвайна

Этот случай приведен для того, чтобы мы возвысились не только над внешним, физическим, таким, как безобразный вид, но также и над нашими качествами, свойствами. Сказано, что такими Святой [Творец], да будет Он восславлен, создал нас, с таким качествами.

Окончание текста Бааль Сулама

Вот и эти мудрствующие, говоря, что по причине нашей низости и ничтожности не подобает Ему, да будет Он восславлен, присматривать за нами, и Он покинул нас, не демонстрируют ничего кроме недостатка собственной логики. Представь-ка себе, если бы ты встретил человека, которому пришло бы в голову с самого начала сотворить творения, чтобы они мучились и страдали во все дни их жизни подобно нам, и более того, чтобы оставил он их за своею спиною, не желая даже присмотреть за ними, чтобы им чуть-чуть помочь, как бы ты порицал и презирал его. И может ли подобное прийти в голову о Том, Кому [своим бытием] обязано все сущее, да будет Он восславлен и превознесен?

Примечания переводчика
--------------------------------
[1] Принцип «воздаяния праведнику добром, а злодею – злом» обсуждается в Вавилонском Талмуде, трактат Брахот, стр.7А.
[2] Он создал нас, и мы принадлежим Ему – Тэhилим, 100, 3

предыдущий пункт                                                                                                                      следующий пункт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments