Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Буквы рава hАмнуны Савы. Публикация седьмая (последняя)

Буква Бет

37) Вошла буква Бет. Сказала она Ему: Владыка мира, было бы неплохо пред Ликом Твоим сотворить мир во мне, ибо мною Мэварэхим [369] Тебя вверху и внизу. Ведь [буква] Бет – это Браха [370]. Сказал ей Святой [Творец], да будет Он восславлен: Несомненно, в тебе сотворю Я мир, и ты положишь начало сотворению в тебе мира.
[Читать далее]

Комментарий. Буква Бет – это по сути дела Хохма [18], т.е. Хэсэд [20] дэХохма и по сути дела точка в своем чертоге, ибо Свет Хасадим [20] – это чертог для Света Хохма, и это Браха [370] согласно смыслу написанного:  И не изолью ли на вас Браху и т.д. (Малахи 3, [10]) [371]. И этот Свет совершенно не уменьшается, проходя и нисходя по ступеням, и каков Он в Рош [45] ступеней, получившем Его из Бесконечного, да будет Он восславлен, таким же, сохранившим полную величину и все достоинства, Он является и в мире Ацилут [33], и таким же Он остается вплоть до Соф [345] [мира] Асия [79], и Он совершенно не обретает Авиют [372] из-за всех тех Масаким [50], которые Он проходит на своем пути. И именно это утверждала буква Бет: было бы неплохо пред Ликом Твоим сотворить мир во мне, ибо мною Мэварэхим [369] Тебя вверху и внизу. Т.е. Свет моей Брахи одинаков вверху и внизу без какого-либо изменения, и никакой Масах [50], и никакая Авиют неспособны нанести никакого ущерба свечению моему, и поэтому мой Атрибут пригоден для сотворения мира, ибо не будет надо мной никакой власти у Клипот [48]. Ведь власть Клипот существует только там, где есть какое-то ощущение нехватки, а поскольку мне не присуще никакого ощущения нехватки, надо мной не будет власти [у Клипот].

Сказал ей Святой [Творец], да будет Он восславлен: Несомненно, в тебе сотворю Я мир, и ты положишь начало сотворению мира. Ибо Он согласен с ней, что ее Атрибут пригоден для сотворения мира, и в этом смысл написанного: Ибо говорил я: мир йиБанэ посредством Хэсэд [20] (Тэhилим  89, [3]) [373]. И слово йиБанэ означает Биньян [374] и hаВана [375], ибо придал Он [ее Атрибуту] достаточно ясности, чтобы отличить прилепившихся к Святости от переставших следовать за Г-сподом и прилепившихся к другому богу. Согласно смыслу написанного: И испытайте-ка меня этим, сказал Г-сподь Цеваот: не открою ли вам окна Небес и не изолью ли на вас Браху [370] сверх меры? (Малахи 3, [10]) [371]. Но пока они предпочитают другого бога, им не достает Брахи, ибо другой бог не имеет мужской силы и не приносит плоды [255]. И именно этим там завершает пророк: И снова отличать будете праведника от грешника, того, кто служит Б-гу, от того, кто не служит Ему [376], ибо мир йиБанэ посредством Хэсэд.

И об этом сказано: Начало сотворению мира. И этим [словом] «начало» Он указывает, что предназначил Свет Брахи [370] не для доведения мира до совершенства, а лишь для хорошего начала достаточного для того, чтобы довести мир до полного совершенства. А причина этого состоит в том, что этот Свет Хасадим [20] представляет собой ступень Вав Кцавот [152], которой не достает Рош [45], и этого еще не достаточно для зачатия душ, чтобы плодиться и размножаться; ведь не способен к зачатию никакой Парцуф [27] , пока он не обретет три первых Сфирот [3], называющихся Рош. И поэтому ему еще не хватает достижения совершенства. А то, что он предназначил [букву] Бет и Браху для того, чтобы сотворить в ней мир, означает [создание] ступени основной части каждого Парцуфа, т.е. ступени, в которой нет недостатка ни у какого Парцуфа Святости, а обретение совершенства с помощью обретения трех первых Сфирот, требуемое для Мохин [56] зачатия, уже не является основной частью Парцуфа, а считается лишь дополнением. Т.е. оно зависит от добрых дел тех, кто находится внизу, но в ступени Вав Кцавот никогда нет недостатка.

Буква Алеф

38) Стояла буква Алеф и не входила. Сказал ей Святой [Творец], да будет Он восславлен: Алеф, Алеф, почему ты не входишь, [чтобы предстать] пред Ликом Моим, как остальные буквы? Сказала она пред Ликом Его: Владыка мира, потому что я видела, что все буквы вышли от Лика Твоего с пустыми руками; что же мне там делать? И еще потому, что ты уже дал букве Бет этот дар великий, и не подобает Царю Всевышнему забирать подарок, который Он дал рабу Своему, и отдавать его другому. Сказал ей Святой [Творец], да будет Он восславлен: Алеф, Алеф, хотя мир сотворяется в букве Бет, ты будешь Рош [45] всех букв; Мне присуще единство только в тебе, тобой будут начинаться все ухищрения и все деяния сынов мира. И все единство пребывает только в букве Алеф.

Комментарий. Ведь ты уже знаешь, что все эти вопросы букв – это вознесение буквами Майин Нуквин [87], а ответы – это по сути дела нисхождение Майин Дохрин [105], как уже говорилось [377]. Так вот того великого совершенства, что присуще букве Алеф, невозможно достичь пробуждением снизу, а только лишь в результате пробуждения свыше. Как сказано в [книге] Зоар ([недельное чтение] Вайикра, стр.6А) на стих «Пала, не встанет вновь дева Израилева» [378]: Ибо не встанет вновь сама, но Святой [Творец], да будет Он восславлен, поднимет ее [379]. Посмотри, что там написано. И поэтому как в начале наделения [Светами, называющимися] Мохин [56] трех первых Сфирот [3], т.е. еще когда они развлекались в чертоге Абы вэИмы [29], чему и посвящает [книга] Зоар представленное нам изложение, так и при завершении исправления буква Алеф не пробудится при вознесении Майин Нуквин снизу вверх, что приводит к появлению Мохин трех первых Сфирот на протяжении шести тысяч лет, но по сути дела все произойдет лишь в результате одного только пробуждения свыше. И в этом смысл сказанного: Не встанет вновь сама, но Святой [Творец], да будет Он восславлен, поднимет ее. И именно это он говорит здесь: Стояла буква Алеф и не входила. Сказал ей Святой [Творец], да будет Он восславлен: Алеф, Алеф, почему ты не входишь? Это указывает на то, что [буква] Алеф совершенно не пробудилась при вознесении Майин Нуквин, как остальные буквы, пока не сказал ей Святой [Творец], да будет Он восславлен, что по сути дела означает: Святой [Творец], да будет Он восславлен, поднимет ее. Тщательно разберись, что написано там, в [книге] Зоар. А сказал Он: Алеф, Алеф, дважды, чтобы указать на два раза, упомянутых выше: первым был тот раз, когда буквы, по сути дела, развлекались, а второй указывает на завершение исправления, ибо тогда также Святой [Творец], да будет Он восславлен, Сам поднимет ее.

И об этом сказано: Потому что я видела, что все буквы вышли от Лика Твоего с пустыми руками: причиной того, что [буква] Алеф сама не жаждала вознести Майин Нуквин [87] , является то, что она видела, что все буквы вышли с пустыми руками, ибо стало ясно, что на всех уровнях есть ступень «этого в противовес тому» [254]; поэтому она сочла, что и она не лучше их, а также что существует противостоящая ей ступень. И именно об это она говорила: Что же мне там делать, ведь я видела, что я не лучше их?

И об этом сказано: И еще потому, что ты уже дал букве Бет этот дар великий, и не подобает Царю Всевышнему забирать и т.д.: а вторая причина того, что я не жаждала вознести Майин Нуквин [87] , состоит в том, что я видела, что Ты уже придал основной части структуры каждого Парцуфа [27] свойства Атрибута буквы Бет согласно смыслу написанного: Мир будет выстроен посредством Хэсэд [20] [373], как уже говорилось [380]; поэтому не было у меня сомнений в том, возможно ли, что это будет каким-то образом изменено, ибо не имеет обыкновения Царь забирать подарок, который Он дал одному рабу, и передавать его другому рабу. 

И об этом говорится: Сказал ей Святой [Творец], да будет Он восславлен: Алеф, Алеф, хотя мир сотворен в букве Бет, ты будешь Рош [45] всех букв. Комментарий. Истиной является как то, что мир уже сотворен в букве Бет, так и то, что Он не заберет у нее подарок впоследствии. Однако с помощью ее Атрибута не сотворено ничего кроме ступени Вав Кцавот [152] без Рош, как уже говорилось [380], а раз так, то буквам еще не достает Рош, ибо они не готовы плодиться и размножаться, не [обретя Рош]; поэтому ты будешь использоваться для того, чтобы притянуть Рош для всех букв, т.е. ступень Мохин [56] трех первых Сфирот [3], представляющих собой Мохин [соединения] Паним бэПаним [133] и зачатия.

И об этом сказано: Мне присуще единство только в тебе, тобой будут начинаться все ухищрения и все деяния сынов мира; т.е. Мое единство раскрывается в мире только с помощью твоего Атрибута, и еще вдобавок все, что связано с награждением, наказанием и Тэшувой, благодаря которым раскроется завершение исправления, будет происходит только в тебе, ибо ступень [буквы] Бет я установил только для основной части Парцуфа [27], чтобы она совсем не зависела от деяний низших, и даже если извратятся их деяния, это не приведет ни к каким изменениям в этих Мохин [56], как уже говорилось [380], но Мохин присущие тебе полностью зависят от деяний низших; если извратятся их деяния, будут исторгнуты присущие тебе Мохин трех первых Сфирот [3], и если они совершат Тэшуву, они снова притянут Мохин трех первых Сфирот. И об этом они говорили: Тобой будут начинаться все ухищрения и все деяния сынов мира. [Слово] «ухищрения» указывает на то, что они извратят деяния свои согласно смыслу написанного: Что создал Б-г человека честным, они же пошли на многочисленные ухищрения (Коhелет 7, [29]). Ведь при этом будут исторгнуты Мохин трех первых Сфирот. А деяния сынов мира указывают на вознесение Майин Нуквин [87] благодаря добрым делам; ведь при этом они вновь притянут Мохин трех первых Сфирот. И все единство пребывает только в букве Алеф; это является намеком на великое единство присущее завершению исправления, которое тоже наступит в букве Алеф.

39) И сделал Святой [Творец], да будет Он восславлен, Высшие буквы большими, что содержит намек на Сфирот [3] Бины [19], а низшие буквы маленькими, что содержит намек на Сфирот Мальхут [2], и поэтому написано: Бет, Бет, т.е. Бэрэйшит Бара [4], а также Алеф, Алеф, т.е. Элоким [4] эт [5], причем первые [буквы] Алеф и Бет – это буквы свыше, от Бины, а вторые [буквы] Алеф и Бет – это буквы снизу, от Мальхут. И все они пребывают вместе, те, что из Высшего мира, являющегося Биной, и те, что из низшего мира, являющегося Мальхут, чтобы наделять друг друга.

Объяснение этих слов. Большие буквы проистекают от ступени Бина [19], а низшие маленькие буквы находятся а Зеир Анпине [30] и Нукве [31]. И вот, когда Высший хочет излить Благодать в низшего, Он должен облачиться в низшего, и в этом смысл двух [букв] Бет [слов] Бэрэйшит [4] Бара [4] и двух [букв] Алеф [слов] Элоким [4] эт [5], ибо первая [буква] Бет принадлежит Высшему, т.е. Бине, а вторая [буква] Бет принадлежит низшей [части] Зеир Анпина, в которую облачилась первая [буква] Бет. А также первая [буква] Алеф принадлежит Бине, и она облачилась во вторую [букву] Алеф, принадлежащую Зеир Анпину, чтобы наделить его. И об этом они говорили: И все они пребывают вместе, те, что из Высшего мира, и те, что из низшего мира, т.е. две [буквы] Бет – это единое целое, и две [буквы] Алеф – это также единое целое, но первые [буквы] проистекают из Высшего мира, а вторые [буквы] проистекают из низшего мира, и они представляют собой единое целое, потому что облачаются друг в друга, как это присуще Высшему, желающему излить Благодать в низшего, и [буква] Бет Высшего мира облачилась в [букву] Бет низшего мира, а также [буква] Алеф Высшего мира облачилась в [букву] Алеф низшего мира.

Примечания переводчика
---------------------------------
[369]  Мэварэхим – восславляют. 
[370] Браха – благословение (творения), восславление (Б-га). . 
[371] И не изолью ли на вас Браху и т.д. (Малахи 3, [10]) – обычный перевод: И не изолью ли на вас благословение.
[372] Авиют – буквально толща, эгоистическое желание, свойство творения в противоположность альтруизму присущему Творцу и Его Свету. Преодоление творением своего эгоистического желания и обретение альтруистических качеств сравнивается с выплавкой толстого куска руды, превращающегося в тонкий лист чистого металла.
[373] Ибо говорил я: мир будет выстроен [на иврите: йиБанэ] милостью [буквально: посредством Хэсэд [20]] - Тэhилим  89, 3, см. п.15, а также также в начале Ор Шалом к Введению в комментарий Сулам, п.23.
[374] Биньян – строение, имеет один и тот же корень со словом Йибанэ (будет выстроен).
[375] hаВана - понимание, имеет один и тот же корень со словом Йибанэ (будет выстроен).
[376] И снова отличать будете праведника от грешника, того, кто служит Б-гу, от того, кто не служит Ему - Малахи 3, 18. См. также п.23, третий абзац.
[377] Как уже говорилось – см. п.23, второй абзац, п.31, третий абзац, п.32, третий абзац.
[378] Пала, не встанет вновь дева Израилева – Амос 5, 2. 
[379] Как сказано в [книге] Зоар ([недельное чтение] Вайикра, стр.6А) на стих «Пала, не встанет вновь дева Израилева» [378]: Не встанет вновь сама, но Святой [Творец], да будет Он восславлен поднимет ее – см. фрагмент «Пала, не встанет вновь», начинающийся на стр. 6А, но цитируются слова комментария Сулам к тексту на стр.6Б (п.81, стр.28).
[380] Как уже говорилось – см. п.37, последние два абзаца.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments