Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. Введение в комментарий Сулам. Публикация тринадцатая


Без подъема Мальхут к Бине Зеир Анпин и Нуква не были бы способны к [получению] Мохин

22) При этом нужно знать, что Зеир Анпин и Нуква совершенно не способны самостоятельно получить Мохин, потому что Источник Зеир Анпина и Нуквы происходит от ступени, находящейся ниже Табура [мира] Адам Кадмон (см. выше, в п.17), где властвует Мальхут Атрибута Суда, ибо сила Цимцума правит этой [ступенью] и она неспособна получать Высший Свет. Но теперь, когда Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут [ступени] Йисраэль Сава уТвуна подняли Зеир Анпина и Нукву на ступень Йисраэль Сава уТвуна, Зеир Анпин и Нуква стали подобными ступени Йисраэль Сава уТвуна и могут получать Высший Свет подобно им.

Ор Шалом

Без подъема Мальхут к Бине Зеир Анпин и Нуква не были бы способны к [получению] Мохин. Пояснение. Если бы у Зеир Анпина и Нуквы были только свои собственные сосуды и не было бы у них сосудов Бины, то они не были бы готовы обрести Гадлут. Об этом уже говорилось в п.21.

Зеир Анпин и Нуква совершенно не способны самостоятельно получить Мохин, т.е. у них нет возможности притянуть Свет, потому что Источник Зеир Анпина и Нуквы происходит от ступени, находящейся ниже Табура [мира] Адам Кадмон … , где властвует Мальхут Атрибута Суда, ибо сила Цимцума правит этой [ступенью]; и необходимо разобраться, почему именно ниже Табура Гальгальты находится Корень и Источник Зеир Анпина и Нуквы. И почему то, что ниже Табура, называется “Атрибутом Суда”? А сначала необходимо понять, что такое “Суд”. Мы учили, что свершился Суд, т.е. запрещено получать ради получения, а причиной этого Суда является Мальхут Бесконечного: Мальхут Бесконечного возжелала быть такой же, [как Высший], по собственному выбору, т.е. она не захотела быть получающим ради получения, и это называется “Цимцум hаОр” [т.е. запретом [получать] Свет]. После этого она возжелала получать с альтруистической мотивацией. И мы учили общий принцип, по которому “Совершающееся по воле Высшего становится законом, обязывающим низшего” (пояснение: сделанное по свободному выбору в ситуации первой становится запретом в ситуации второй); поэтому, когда она притягивает Свет, ей уже запрещено получать. И такое положение называется “верх и низ”, и оно дает начало ступени “Йошер и Кав” [Йошер означает “прямизна”, Кав – “луч”, “прямая линия”, а в Танахе – “мерный шнур”].

Поскольку Мальхут увидела, что свершился Суд и ей запрещено получать ради получения, она сделала расчет: ту долю Света, которую она сможет [получить] с альтруистической мотивацией, - она получит, а то, что она не сможет получить с альтруистической мотивацией – не получит. И эти две ступени лишь потенциально существовали, т.к. это ступень Мальхут дэРош.

А то, что существует потенциально, впоследствии раскрывается на деле: о той части, которую она может получить с альтруистической мотивацией, говорят, что она находится от Пэ до Табура, а ниже Табура находится часть, которую, если бы она получила, это было бы ради получения; поэтому Масах Табура говорит: “Я не хочу получать, потому что есть Закон, по которому запрещено получать ради получения”. Мы видим, что от Табура и ниже запрещено получать Свет и весь Свет находится ниже Табура благодаря тому, что Мальхут не хочет получать, и следовательно благодаря такому слиянию [с Высшим] там светит небольшое свечение. Однако притягивать Свет ниже Табура запрещено, поскольку эта [ступень] не может получать с альтруистической мотивацией. Из этого следует, что hаДин [т.е. Закон, это слово используется также в значении Суд], который гласит, что запрещено получать ради получения, действует от Табура и ниже, и поэтому [ступень, находящаяся от Табура и ниже], называется Мидат hаДин [т.е. Атрибутом Суда]; напротив, то, что находится от Табура и выше, получает с альтруистической мотивацией.

А теперь объясним, что означают [слова] “Источник Зеир Анпина и Нуквы находится ниже Табура”. Суть дела в том, что каждая ступень делится на пять Бхинот: на Рош ступени, называющийся Кэтэр, край [буквы] Йуд [Четырехбуквенного Имени]. То, что находится от Пэ до Хазэ, называется Хохма, [буква] Йуд Четырехбуквенного Имени. То, что находится от Хазэ до Табура, называется Бина, а также САГ, первая [буква] Кэй Четырехбуквенного Имени. А то, что находится ниже Табура, - это Зеир Анпин и Мальхут, [буквы] Вав-Кэй Четырехбуквенного Имени. И такой порядок сохраняется на любой ступени.

И мы учили, что первые десять Сфирот, появившиеся после Цимцума, называются Гальгальта [мира] Адам Кадмон, а также называются “внутренним [Парцуфом] Адам Кадмон”, ибо из всех букв его Четырехбуквенного Имени без исключения вышли наружу полные Парцуфы: Рош – это Кэтэр, т.е. Бхина его самого [имеется в виду Парцуф Гальгальта, представляющий собой Рош]. Из [буквы] Йуд его Четырехбуквенного Имени, располагающейся от Пэ до Хазэ, вышел Парцуф АБ. Из его первой [буквы] Кэй, располагающейся от Хазэ до Табура, вышел Парцуф САГ. А из его букв Вав-Кэй, располагающихся от Табура и ниже, вышли Зеир Анпин и Нуква.

{Пояснение. На самом деле, мы учили, что Источником Зеир Анпина и Нуквы является только нижняя треть Нэцах и нижняя треть hОд дэАдам Кадмон, а не все, что находится ниже Табура дэАдам Кадмон. Ибо мы учили, что когда Нэкудот дэСАГ низошли под Табур [мира] Адам Кадмон, тогда “то, что находится ниже Табура” и называется Нэцах, hОд, Есод дэАдам Кадмон, разделилось на три трети в соответствии с разделением Нэкудот дэСАГ. Ведь Нэкудот дэСАГ, распространившиеся под Табур – это только Бхинот Нэцах, hОд, Есод, но поскольку они пришли, чтобы совершить определенное исправление, то они распространились, [образовав] полный Парцуф. И порядок их облачения был таким: Хохма, Бина, Даат дэНэкудот дэСАГ облекли верхние трети Нэцах, hОд, Есод дэАдам Кадмон; Хэсэд, Гвура, Тифэрэт дэНэкудот дэСАГ облекли средние трети Нэцах, hОд, Есод дэАдам Кадмон; и Нэцах, hОд, Есод дэНэкудот дэСАГ облекли нижние трети Нэцах, hОд, Есод дэАдам Кадмон.

После того, как Нэкудот дэСАГ соединились [с Бхиной Далет], как мы учили, это место разделилось на две ступени: место Ацилут и место Брия, Ецира, Асия. Место Ацилут – это ступень Гальгальта вэЭйнаим, Хохма, Бина, Даат, Хэсэд, Гвура, Тифэрэт сосудов, ступень альтруистических сосудов, ступень трех первых Сфирот Бины – то, что находится там, не соединилось с Бхиной Далет. И это место облекает верхнюю и среднюю трети Нэцах, hОд, Есод дэАдам Кадмон. Следовательно там нет соединения [с Бхиной Далет] и нет Атрибута Суда. Но только нижняя треть Нэкудот дэСАГ, называемая семью нижними Сфирот Бины, соединилась с нижней третью Нэцах, hОд дэАдам Кадмон. Следовательно нижняя треть Нэцах, hОд дэАдам Кадмон пребывает в [месте] Брия, Ецира, Асия. Т.е. низший, который должен заполнить их, - это ступень Брия, Ецира, Асия разделенной [ступени], и ей нечего дать им.

После этого появился мир Никудим в [состоянии] Катнут, соответствующем Рэшимот Бет – Алеф, оставшимся от САГ, и это Бхинат Бина, находящаяся выше Табура дэАдам Кадмон. И таким образом, в этих Рэшимот нет ничего, принадлежащего Зеир Анпину и Нукве, т.к это Рэшимот, оставшиеся от того, что находится выше Табура. (Пояснение. [Парцуф] Гальгальта появился [с силой преодоления], соответствующей Бхине Далет дэАвиют. АБ появился после того, как очистился [Парцуф] Гальгальта, [с силой преодоления], соответствующей Рэшимот Гимэль – Далет. САГ появился [с силой преодоления], соответствующей Рэшимот, оставшимся от очищения АБ, а это Гимэль – Бет, а мир Никудим появился [с силой преодоления], соответствующей Рэшимот дэСАГ, а это Бет – Алеф. Мы видим, что мир Никудим происходит от серии очищений, начавшейся в [Парцуфе] Гальгальта, и это серия Рэшимот, происходящих от очищения того, что находится выше Табура дэАдам Кадмон.

После этого появились семь Мелахим, представляющих собой Бхину Зеир Анпин и Нуква, а их Источник происходил от нижней трети Нэцах и нижней трети hОд дэАдам Кадмон, поднявшихся к Абе вэИме}.

Следовательно Источник Зеир Анпина и Нуквы происходит от того, что находится ниже Табура внутреннего [Парцуфа] Адам Кадмон. И поскольку от Табура и ниже внутреннего [Парцуфа] Адам Кадмон пребывает Атрибут Суда, как уже говорилось, то всегда, когда мы говорим о Зеир Анпине и Нукве, известно, что их Источник находится ниже Табура Гальгальты и это называется Атрибутом Суда.

И согласно нашему объяснению, приведенному выше, есть две ступени, реализующихся на практике; следовательно у нас есть два Источника: первый Источник состоит в разрешении получать, ибо можно получать с альтруистической мотивацией, и место Его – от Пэ до Табура. А второй Источник состоит в запрете получать ради получения, и место Его – ниже Табура. И когда мы говорим, что Зеир Анпин и Нуква относятся к тому, что находится ниже Табура дэАдам Кадмон, из этого следует, что они происходят из места, где запрещено получать [Свет] Хохма. И если исходить из этого, то как возможно, чтобы Зеир Анпин получил [Свет] Хохма?

Но благодаря Цимцум Бет, при котором Мальхут поднялась к Бине и Озэн, Хотэм, Пэ дэБина упали к Зеир Анпину и Нукве, выходит, что у Зеир Анпина и Нуквы есть дополнительный Источник, происходящий от Бхинат Бины, находящейся выше Табура. Пояснение. 1. Зеир Анпин и Нуква приобрели сосуды, находящиеся выше Табура, т.е. сосуды, в которые разрешено получать [Свет] Хохма, т.к. там властвует получающий с альтруистической мотивацией, и этими сосудами они могут притянуть Свет Хохма. 2. Поскольку каждая ступень получает от ступени, соответствующей ей, то хотя Зеир Анпин и Нуква пребывают ниже Табура, они имеют отношение и к тому, что находится “выше Табура”, благодаря сосудам Бины, упавшим в их [Верхнюю] часть. {Ибо возникает вопрос: разве [Парцуфы] Атик, Арих Анпин и Аба вэИма также не пребывают ниже Табура дэАдам Кадмон, почему же только о Зеир Анпине мы учим, что он происходит от того, что находится ниже Табура дэАдам Кадмон? На это нужно ответить так: здесь дело в том, что каждая ступень получает от соответствующей ей ступени в [мире] Адам Кадмон; поэтому Источник [Парцуфов] Атик, Арих Анпин и Аба вэИма находится выше Табура [мира] Адам Кадмон в то время, как Источник Зеир Анпина и Нуквы находится ниже Табура [мира] Адам Кадмон}.

И об этом написано: Но теперь, когда Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут [ступени] Йисраэль Сава уТвуна подняли Зеир Анпина и Нукву на ступень Йисраэль Сава уТвуна, Зеир Анпин и Нуква стали подобными ступени Йисраэль Сава уТвуна и могут получать Высший Свет подобно им. Т.е. Зеир Анпин и Нуква, Источник которых происходит от сосудов, находящихся ниже Табура, не могут получить [Свет] Хохма в эти сосуды. Но поскольку в Зеир Анпин и Нукву упали сосуды Бины, а Источником Бины является то, что находится выше Табура, то в эти сосуды Зеир Анпин и Нуква способны получать Мохин.

[Конец Ор Шалом]

23) Теперь ты должен тщательно разобраться в том, что говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна (Бэрэйшит Рабба, конец части 12): “Сначала возник у Него замысел сотворить мир посредством Атрибута Суда”, т.е. посредством Мальхут первого Цимцума, являющейся Атрибутом Суда. А значение [слова] “мир” можно понимать как “Зеир Анпин и Нуква [мира] Ацилут”, называемые миром, а также как “Этот Мир”, получающий от Зеир Анпина и Нуквы [мира] Ацилут, ибо все, что получено Зеир Анпином и Нуквой [мира] Ацилут, может быть получено сынами Адама, пребывающими в Этом Мире, и ничего из того, что не получено Зеир Анпином и Нуквой, не получено и сынами Этого Мира, т.к. то, что находится выше ступени Зеир Анпин и Нуква, мы не можем получать. И следовательно, поскольку Источник Зеир Анпина и Нуквы происходит от того, что находится ниже Табура [мира] Адам Кадмон, где властвует Мальхут Атрибута Суда, они не могут получить Высший Свет и устоять, потому что Цимцум, наложенный на Мальхут, правит ими. И тем более Этот Мир не сможет устоять. И об этом написано: “увидел Он, что не может мир устоять, и отдал Он предпочтение Атрибуту Милосердия и объединил Его с Атрибутом Суда”, т.е. Он поднял Мальхут каждой ступени, представляющую собой Атрибут Суда, к Бине этой ступени, представляющей собой Атрибут Милосердия, и оказалось, что Мальхут [ступени] Йисраэль Сава уТвуна поднялась к Бине [ступени] Йисраэль Сава уТвуна, благодаря чему Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут [ступени] Йисраэль Сава уТвуна упали на ступень, находящуюся под ней, т.е. к Зеир Анпину и Нукве, и слились с ними; и поэтому во время Гадлут [ступени] Йисраэль Сава уТвуна, когда Мальхут вновь низошла от Бины [ступени] Йисраэль Сава уТвуна на свое место и три сосуда, Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут, возвратились на свое место, к [ступени] Йисраэль Сава уТвуна, как это было вначале, то при этом они взяли с собой также и Зеир Анпина и Нукву, слившихся с ними, и подняли их к ступени Йисраэль Сава уТвуна, и стали Зеир Анпин и Нуква подобными ступени Йисраэль Сава уТвуна, т.е они стали готовы к получению Высшего Света подобно [ступени] Йисраэль Сава уТвуна (как уже говорилось в п.21); и поэтому они получают Высший Свет [ступени] Йисраэль Сава уТвуна и наделяют Этот Мир, и теперь может мир устоять. Но без соединения Атрибута Суда с Атрибутом Милосердия, т.е. если бы Мальхут [ступени] Йисраэль Сава уТвуна не поднялась к Бине [ступени] Йисраэль Сава уТвуна, то не упали бы Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут [ступени] Йисраэль Сава уТвуна к Зеир Анпину и Нукве, и совершенно не реально было бы для Зеир Анпина и Нуквы подняться к [ступени] Йисраэль Сава уТвуна, и тогда не могли бы они получить Высший Свет для мира и мир не смог бы устоять. Вот и объяснено понятие подъема Мальхут к Бине.

Ор Барух

Т.к. то, что находится выше ступени Зеир Анпин и Нуква, мы не можем получать. Ибо все исправления нужны только для того, чтобы исправить МА и БОН [ступени], находящейся ниже Табура [мира] Адам Кадмон.

Ор Шалом

А значение [слова] “мир” можно понимать как “Зеир Анпин и Нуква [мира] Ацилут”, о чем написано: “Ибо говорил я [в мыслях своих]: мир будет выстроен милостью [на иврите: Хэсэд]” [Теhилим 89, 3], - то, что находится от Хэсэд и ниже, называется миром.

И следовательно, поскольку Источник Зеир Анпина и Нуквы происходит от того, что находится ниже Табура [мира] Адам Кадмон, где властвует Мальхут Атрибута Суда, пребывающая в Масахе Табура.

Т.е. Он поднял Мальхут каждой ступени, представляющую собой Атрибут Суда. Пояснение. Мальхут называется “получающим ради получения”, и над этой ступенью вершится Суд, т.е. запрещено пользоваться ею.

Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут [ступени] Йисраэль Сава уТвуна упали на ступень, находящуюся под ней, т.е. к Зеир Анпину и Нукве, и слились с ними; и необходимо разобраться в следующем: если сам [Парцуф] Йисраэль Сава уТвуна не может пользоваться этими сосудами, то что выиграли Зеир Анпин и Нуква от того, что они получили Озэн, Хотэм, Пэ Высшего, когда они находились во тьме? Но во время Гадлут [ступени] Йисраэль Сава уТвуна … Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут возвратились на свое место, … при этом они взяли с собой также и Зеир Анпина и Нукву, слившихся с ними, и подняли их к ступени Йисраэль Сава уТвуна, и стали Зеир Анпин и Нуква подобными ступени Йисраэль Сава уТвуна … , поскольку сосуды получения упали в Гальгальту вэЭйнаим Зеир Анпина и Нуквы; поэтому когда [Парцуф] Йисраэль Сава уТвуна уже может пользоваться своими сосудами получения, тогда и Зеир Анпин использует их, чтобы получить [Свет] Хохма. {На самом деле и в мире Никудим произошло это исправление, ибо иначе семь Мелахим не могли бы получить Свет, т.к. они находятся ниже Мальхут Атрибута Суда}.

Но еще необходимо разобраться в том, что имеется в виду, когда говорят, что Гальгальта вэЭйнаим Зеир Анпина и Нуквы поднялись вверх. Смысл этого можно объяснить так. 1. Гальгальта вэЭйнаим Зеир Анпина и Нуквы поднялись в место [Парцуфа] Йисраэль Сава уТвуна {и согласно этому объяснению, говорится именно о Гальгальте вэЭйнаим Зеир Анпина и Нуквы}. 2. Имеется в виду не то, что они поднялись в место [Парцуфа] Йисраэль Сава уТвуна, а то, что они обрели ступень Йисраэль Сава уТвуна, т.е. с помощью Озэн, Хотэм, Пэ [Парцуфа] Йисраэль Сава уТвуна, упавших в Гальгальту Зеир Анпина и Нуквы, Гальгальта вэЭйнаим при этом обрели уровень [Парцуфа] Йисраэль Сава уТвуна, т.е. они в силах притянуть [Свет] Хохма в эти сосуды Бины. Если исходить из этого, то имеются в виду не Гальгальта вэЭйнаим, а все Зеир Анпин и Нуква целиком.

Если бы Мальхут [ступени] Йисраэль Сава уТвуна не поднялась к Бине [ступени] Йисраэль Сава уТвуна, то не упали бы Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут [ступени] Йисраэль Сава уТвуна к Зеир Анпину и Нукве, … и мир не смог бы устоять. И следовательно Цимцум Бет должен был бы начинаться  с [Парцуфа] Йисраэль Сава уТвуна, почему же Цимцум Бет налагается также на [Парцуфы] Атик, Арих Анпин и Аба вэИма? На это нужно ответить, что, чтобы Цимцум Бет был наложен на [Парцуф] Йисраэль Сава уТвуна, он был наложен также и на Источники [Парцуфа] Йисраэль Сава уТвуна, которыми являются три первых Сфирот [мира] Ацилут.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments