Расположение сосудов и Светов во взаимно обратном порядке
10) Света и сосуды всегда располагаются во взаимно обратном порядке. Ибо порядок расположения сосудов таков, что сначала в Парцуфе вырастают Высшие [сосуды], так что сначала в Парцуфе появляется Кэтэр, а потом – Хохма, а затем – Бина, а затем – Тифэрэт, а затем – Мальхут. И поэтому мы перечисляем сосуды так: Кэтэр, Хохма, Бина, Тифэрэт и Мальхут. Т.е. сверху вниз, ибо таков порядок их появления в Парцуфе. А Света располагаются в обратном порядке, т.е. низшие приходят в Парцуф вначале, так что сначала приходит Свет Нэфэш, а потом – Свет Руах, а затем – Свет Нэшама, а затем – Свет Хая, а затем – Свет Ехида. Таким образом, сначала приходит Свет Нэфэш, т.е. Свет Мальхут, наименьший из всех Светов, а в конце приходит Свет Ехида, наибольший из всех Светов. И поэтому мы всегда перечисляем Света так: Нэфэш, Руах, Нэшама, Хая, Ехида. Т.е. снизу вверх. Ибо таков порядок их прихода в Парцуф.
Ор Шалом
Света и сосуды всегда располагаются во взаимно обратном порядке. Ибо порядок расположения сосудов таков, что сначала в Парцуфе вырастают Высшие [сосуды] … А Света располагаются в обратном порядке, т.е. низшие приходят в Парцуф вначале. И нужно знать, что это различие возникает только после Цимцума, т.к. именно тогда происходит исправление сосудов и именно тогда есть разница между тем, сколько они могут исправить и сколько не могут. Но до Цимцума не происходило исправления сосудов. И мы учили, что в Мальхут раскрылся весь Свет и не было различимо, что сначала занимаются исправлением самой малой ступени Авиют, а затем исправляют те ступени, что больше нее.
А на самом деле, порядок в материальном мире – такой же: человек сначала работает головой, затем – руками и только в конце работает ногами, и об этом говорят: сначала вырастают Высшие сосуды. А также мы видим, что младенец начинает ходить только в конце, после того, как уже способен пользоваться остальными частями своего тела.
[Конец Ор Шалом]
11) И из этого следует, что когда в Парцуфе нет ничего кроме одного сосуда, который обязательно является Высшим сосудом, т.е. [сосудом] Кэтэр, выросшим вначале, то в Парцуф при этом входит не большой Свет, принадлежащий [сосуду] Кэтэр, т.е. Свет Ехида, а лишь самый малый Свет, а именно Свет Нэфэш, и облачается в сосуд Кэтэр. А когда в Парцуфе выросли два сосуда, т.е. самые большие сосуды, а именно Кэтэр и Хохма, то в [Парцуф] входит также Свет Руах. И тогда Свет Нэфэш нисходит из сосуда Кэтэр в сосуд Хохма, а Свет Руах облачается в сосуд Кэтэр. И точно так же, когда в Парцуфе вырос третий сосуд, т.е. сосуд Бина, в Парцуф входит Свет Нэшама, и тогда Свет Нэфэш нисходит из сосуда Хохма в сосуд Бина. А Свет Руах выходит из сосуда Кэтэр и приходит в сосуд Хохма. А Свет Нэшама облачается в сосуд Кэтэр. А когда в Парцуфе вырос четвертый сосуд, т.е. сосуд Тифэрэт, в Парцуф входит Свет Хая. И тогда Свет Нэфэш нисходит из сосуда Бина в сосуд Тифэрэт, а Свет Руах – в сосуд Бина, а Свет Нэшама – в сосуд Хохма, а Свет Хая – в сосуд Кэтэр. А когда в Парцуфе вырос пятый сосуд, т.е. сосуд Мальхут, тогда все Света приходят в те сосуды, которым Они принадлежат. Ведь при этом в Парцуф распространяется Свет Ехида, а Свет Нэфэш нисходит из сосуда Тифэрэт в сосуд Мальхут, а Свет Руах нисходит из сосуда Бина в сосуд Тифэрэт, а Свет Нэшама нисходит из сосуда Хохма и приходит в сосуд Бина, а Свет Хая нисходит из сосуда Кэтэр и приходит в сосуд Хохма, а Свет Ехида приходит и облачается в сосуд Кэтэр.
Ор Шалом
И необходимо разобраться в следующем: порядок, указанный им для частных [ступеней], должен был бы сохраняться для общих [ступеней]. Т.е. в Парцуфе Гальгальта есть только Свет Нэфэш, а когда появляется Парцуф АБ, должен раскрыться и Свет Руах. Однако, на самом деле, АБ – это ступень меньшая, чем Гальгальта?! А также в соответствии с этим порядком следовало бы сказать, что когда появился последний Парцуф Асия, должен был бы раскрыться самый большой Свет!? В действительности он разрешает это затруднение следующим образом {говоря о [мире] Ацилут}: когда будут исправлены самые нижние сосуды, придет самый большой Свет, но Он облачится в самые большие сосуды.
[Конец Ор Шалом]
12) Вот у тебя и выходит, что пока в Парцуфе не выросли все пять сосудов Кэтэр, Хохма, Бина, Тифэрэт и Мальхут, Света находятся не на том месте, где Они должны находиться. И более того, они располагаются в обратном порядке, так что если в Парцуфе не будет доставать сосуда Мальхут, т.е. самого маленького сосуда, то не будет доставать Света Ехида, т.е. самого большого Света. А если не будет доставать двух нижних сосудов, Тифэрэт и Мальхут, то не будет доставать двух Высших Светов, Ехида и Хая. А если не будет доставать трех нижних сосудов Бина, Тифэрэт и Мальхут, то не будет доставать трех Высших Светов Нэшама, Хая, Ехида. И так далее точно таким же образом. Ведь пока в Парцуфе не выросли все пять сосудов сосудов Кэтэр, Хохма, Бина, Тифэрэт и Мальхут, порядок сосудов и Светов оказывается взаимно обратным, так что если не будет хватать одного Света и одного сосуда, то из Светов не будет хватать самого большого Света, т.е. Света Ехида, и наоборот, из сосудов не будет хватать самого маленького сосуда, т.е. сосуда Мальхут, и так далее точно таким же образом, как уже говорилось.
13) И при этом ты должен понять, что когда мы говорим, что благодаря подъему Мальхут к Бине, ступень стала завершаться ниже [Сфират] hаХохма и поэтому на ступени не осталось ничего кроме двух Сфирот Кэтэр и Хохма, а Бина и Тифэрэт и Мальхут с этой ступени исчезли и низошли (см. написанное ниже, в п.17), то это говорится только о ступени сосудов, а что касается ступени Светов, то наоборот, Света Нэфэш и Руах остались на ступени, а Света Нэшама, Хая, Ехида с этой ступени исчезли.
Ор Шалом
На ступени не осталось ничего кроме двух Сфирот Кэтэр и Хохма, а Бина и Тифэрэт и Мальхут с этой ступени исчезли и низошли. Тут заключено несколько противоречий: иногда это трактуется так же, как написано здесь, что Кэтэр и Хохма остались на ступени, а Бина и Зеир Анпин и Нуква вышли за пределы ступени. Иногда говорится, что Кэтэр, Хохма и три первых Сфирот Бины остались на ступени и только семь нижних Сфирот Бины вышли за пределы ступени. А иногда говорится обратное: Шореш (т.е. Корень, Источник), Нэшама, Гуф, т.е. Кэтэр, Хохма, Бина, остались на ступени и называются внутренними сосудами, а сосуд Зеир Анпин, называющийся Левуш [т.е. одеянием], и сосуд Мальхут, называющийся hЭйхаль [т.е. дворцом, чертогом], вышли за пределы ступени и называются внешними сосудами {сосуд Зеир Анпин становится внешним сосудом для окружающего [Света] Хая, а сосуд Мальхут становится внешним сосудом для окружающего Света Ехида}.
[Конец Ор Шалом]
14) И при этом ты должен понять, что как иногда говорится в [книге] Зоар, при подъеме Мальхут к Бине пять букв Имени Элоким разделились таким образом, что две буквы Мэм-Йуд [образующие слово Ми, что означает Кто] остались на ступени, а три буквы Алеф-Ламед-Кэй [образующие слово Эле, что означает "они", "эти", а в контексте цитируемого выражения “Ми Бара Эле” (Кто сотворил их, в более полной версии “Вознесите в выси ваши очи и узрите, Кто сотворил их”, Ешаяhу 40,26) переводится "их"] вышли и исчезли со ступени (как написано в Предисловии к книге Зоар, стр. 20, в [комментарии] Сулам, начиная со слов “[И об этом написано:] изваял”, [фрагмент “Кто сотворил их” по Элияhу, п.13]). А иногда в [книге] Зоар, наоборот, говорится, что при подъеме Мальхут к Бине в пределах ступени остались две буквы Алеф-Ламед, а три буквы Кэй-Йуд-Мэм Софит исчезли и низошли со ступени (как написано в [книге] Зоар на [недельное чтение] Бэрэйшит, т.1, п.59, [фрагмент “Да будет свод”, сс. 64 - 65]). А дело в том, что пять букв [Имени] Элоким – это пять Сфирот Кэтэр, Хохма, Бина, Тифэрэт и Мальхут или пять Светов Нэфэш, Руах, Нэшама, Хая, Ехида. Ведь что касается сосудов, то во время подъема Мальхут к Бине на ступени остались Кэтэр и Хохма, представляющие собой две буквы Алеф-Ламед. А три буквы Кэй-Йуд-Мэм Софит низошли со ступени. А что касается Светов, то наоборот, две нижние буквы Мэм-Йуд, указывающие на два нижних Света Нэфэш Руах, остались в пределах ступени, а три верхних буквы, Алеф-Ламед-Кэй, указывающие на [Света] Ехида, Хая, Нэшама, вышли и исчезли со ступени. Следовательно в Предисловии к книге Зоар говорится о пяти Светах Нэфэш, Руах, Нэшама, Хая, Ехида, на которые указано пятью буквами [Имени] Элоким; поэтому там говорится, что остались Мэм-Йуд, а Алеф-Ламед-Кэй вышли за пределы ступени. А в [книге] Зоар на [недельное чтение] Бэрэйшит, т.1, говорится о пяти сосудах Кэтэр, Хохма, Бина, Тифэрэт и Мальхут, на которые указано пятью буквами [Имени] Элоким, и поэтому в ней, наоборот, говорится, что [слово, образованное двумя буквами] Алеф-Ламед, [т.е. Кэль, что означает "Б-г"], осталось в пределах ступени, а три буквы [слова] Кэй-Йуд-Мэм [т.е. hаЯм, что означает "море"] вышли за пределы ступени. И необходимо запомнить эти слова, чтобы всегда следить, говорится ли о Светах или о сосудах, и таким образом будут разъяснены многие кажущиеся противоречия.
Ор Шалом
Следовательно в Предисловии к книге Зоар, стр.13 [фрагмент “Кто сотворил их”], приводится стих “Вознесите в выси ваши очи и узрите, Кто сотворил их” [Ешаяhу 40,26]; а [слова] Ми [т.е. Кто, состоящее из букв Мэм-Йуд] и Эле [т.е. их, состоящее из букв Алеф-Ламед-hЭй] образуют буквы Алеф-Ламед-Кэй-Йюд-Мэм Софит [слова Элоким, т.е. Б-г].