Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Р. Еhуда Ашлаг. Введение в мудрость Каббалы, п. 155 (черновик, перепечатка запрещена)

предыдущий пункт                                                                                                                 следующий пункт

Объяснение понятия подъемы миров

155) Основное отличие Парцуфов [мира] Адам Кадмон от Парцуфов мира Ацилут заключается в том, что Парцуфы [мира] Адам Кадмон относятся к ступени Цимцум Алеф, ибо каждая ступень, находящаяся в нем, содержит полные десять Сфирот, и в этих десяти Сфирот содержится лишь одна ступень сосуда, т.е. сосуд Мальхут, а девять первых Сфирот являются только лишь ступенью Светов. Напротив, Парцуфы [мира] Ацилут относятся к ступени Цимцум Бет, согласно смыслу написанного: В день создания Г-сподом Б-гом земли и Небес [Бэрэйшит 2, 4], ибо соединил Он Атрибут Милосердия с Атрибутом Суда (как уже говорилось в п. 59). Ведь Атрибут Суда, т.е. Мальхут, поднялся и соединился с Биной, являющейся Атрибутом Милосердия, и объединились они воедино (посмотри, что там написано). Ибо таким образом был создан новый Сиюм [т.е. новое завершение свечения] Высшего Света в месте Бины, т.к. Мальхут, Мэсаемэт [т.е. завершающая] Гуф, поднялась к Бине дэГуф, т.е. к Тифэрэт, в место Хазэ. А Мальхут Миздавэгэт [т.е. соединяющаяся со Светом], находящаяся в Пэ дэРош, поднялась к Бине дэРош, называющейся Никвэй Эйнаим (как написано выше, в п. 61 [вероятно, имеется в виду п. 60]), ибо благодаря этому уменьшились высоты Парцуфов [на] Гальгальту вэЭйнаим, представляющие собой Кэтэр и Хохму сосудов, став уровнями Вав Кцавот без Рош, т.е. Нэфэш, Руах Светов (как сказано выше, в п. 74), и оказалось, что им не достает Озэн, Хотэм, Пэ сосудов, т.е. Бины и Зеир Анпина и Нуквы, и [ступеней] Нэшама, Хая, Ехида Светов.

Ор Шалом

Объяснение понятия подъемы миров. Прежде всего нужно знать, что существуют два понятия: 1) внутренняя часть миров; 2) внешняя часть миров. Место [миров] Ацилут и Брия, Ецира, Асия называется внешней частью миров, и внутри этого места должна быть внутренняя часть, т.е. миры Нэкудим, Ацилут и Брия, Ецира, Асия. И мы учили, что материалом внешней части миров являются Нэкудот дэСАГ, т.к. когда Нэкудот дэСАГ низошли под Табур и соединились с Бхиной Далет, находящейся там, то это место разделилось надвое: на место Ацилут и на место Брия, Ецира, Асия.(см. Ор Шалом к п. 66).

Кроме того, нужно знать, что понятие подъема относится именно к внутренней части, т.е. именно миры поднимаются и опускаются, а внешняя часть не поднимается. {А иногда он говорит, что и внешняя часть поднимается.}

И в этих десяти Сфирот содержится лишь одна ступень сосуда; напротив, в мире Нэкудим и в мире Ацилут в десяти Сфирот есть десять сосудов. И необходимо разобраться, что имеют в виду, когда говорят “сосуды”. Разве не имеют в виду ощущение нехватки? Или под этим подразумеваются получающие? Или, может быть, имеется в виду и то, и другое одновременно, т.е. поскольку образовалось ощущение нехватки, они могут получать?

При Цимцум Алеф был один сосуд, одно ощущение нехватки. Т.е. в получающего ради получения запрещено получать; напротив, при Цимцум Бет образовались десять сосудов. И необходимо разобраться, что означает “Мальхут поднялась к девяти первым Сфирот”, разве девять первых Сфирот – это не Света, разве Мальхут поднялась к Светам?

Объясним все это подробней: у нас есть закон, что только одна Бхина Далет называется сосудом, а девять первых Сфирот – это Света. Пояснение. Желание получать находится только в Бхине Далет; напротив, девять первых Сфирот еще не вышли за пределы альтруистической ступени; поэтому они считаются Светами. Но Бхина Далет, в которой есть только желание получать, отделилась от Света и стала сосудом. И соответственно нам полезно знать, что сосуд – это ступень получающего ради получения, которой совершенно не присуще альтруизма, в то время, как девять первых Сфирот – это девять причин появления сосуда, называющегося получающим ради получения.

Кроме того, мы учили закон: “Тебе не найти Света, в котором бы не было десяти Сфирот”. Пояснение. Поскольку сосуд – это ступень получающего ради получения и он не может появиться, не будучи предваренным девятью причинами, то следовательно там, где есть получающий, есть и десять Сфирот. И после того, как получающий появляется, он постигает свои причины.

Следовательно девять первых Сфирот – это Света и причины, а Мальхут – это ступень получающего, который получает то, что есть в девяти первых Сфирот. Но его собственная ступень не получает, поскольку его собственная ступень – это получающий ради получения, а этой ступенью запрещено пользоваться, но получающий отвергает Свет и говорит: если я смогу [получать] с альтруистической мотивацией, что подобно Свету, который является Дающим, то я буду получать, но то, что я не смогу [получать] с альтруистической мотивацией, я не буду получать. Следовательно о Мальхут всегда говорят, что она является “получающим”, но разница заключается в мотивации. Поэтому, раз всегда говорят о получающем, он формулирует такой закон: Нет Масаха без Авиют. И приводит в связи с этим такой пример: человек приглашает своего друга, чтобы сделать ему добро и доставить ему наслаждение, но если у того нет желания получать, то он не может вызвать у него наслаждение. Представим себе такую картину: человек надевает Цицит, о котором говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна, [что надевать] Цицит – очень важная [заповедь]. Удовольствие, заключенное в Цицит, он получает потому, что Творец пожелал доставить ему наслаждение, ибо иначе он служит сам себе, предаваясь этому великому удовольствию… Слава Б-гу, мы находимся в положении, при котором мы можем совершать служение “ради самой Торы”… (Т.е. в Цицит не раскрывается никакого удовольствия, и поэтому нам не приходится беспокоиться о том, что мы будем совершать служение ради нашей собственной выгоды, ибо нам нечего получать). И это из-за недостатка Авиют. А причина этого заключается в следующем исправлении: пока Творец не узнает, что мы не испортимся, мы не увидим этого [удовольствия].

В [сборнике] При Хахам [т.е. Плод мудреца], часть вторая, мой учитель и отец [т.е. рабби Еhуда Ашлаг] приводит притчу о царе, у которого был сын, рожденный, когда царю уже было немало лет, и должен был царь уехать на много лет и боялся, что у него украдут все золото и серебро, и обменял он все серебро на драгоценные камни и жемчуг, которые внес в темный погреб. А также он приказал слугам ввести его сына в этот погреб; там он должен был есть, пить и спать, но [царь] запретил им вносить ему свечу. И на час в день его должны были выводить наружу подышать свежим воздухом. И так с ним должны были поступать, пока ему не исполнится двадцать лет. Сын увидел, какая ему выпала судьба: ежедневно отправляться в темный погреб и час в день гулять на свежем воздухе; увидел он, что мужчины и юноши свободно распоряжаются своей судьбой в то время, как он сидит в заключении в темном погребе. Из этого он заключил, что его отец необычайно жесток. Когда ему исполнилось двадцать лет, ему принесли Свет, {как приказал его отец}, и он вдруг увидел, что весь погреб заполнен драгоценными камнями и жемчугом, и понял он, что богаче всех в мире. Следовательно единственное, что у него добавилось теперь – это видение. Мораль: мы должны верить, что “наполнение всей земли есть Слава Его” [Ешаяhу 6, 3], и должны верить, что “Его желание облагодетельствовать Свои творения” создало состояние, называющееся Мир Бесконечного; там есть Свет, Заполняющий все сущее. И [Свету сейчас] присуще это состояние, поскольку “Нет исчезновения в Духовном”. И все налагаемые запреты [в оригинале: Цимцумим] – это лишь сокрытия, предназначенные для того, чтобы творения не видели этого, пока не будут готовы получать и [от этого] не портиться. Следовательно мы должны верить, что на самом деле, в заповеди о Цицит заключен великий Свет, больше, чем во всех удовольствиях Этого Мира! Ведь говорит Святая [книга] Зоар, что в удовольствиях Этого Мира нет ничего кроме “Нэhиру Дакик” [т.е. крохотной искорки] в то время, как истинное удовольствие облечено в Тору и заповеди. Возникает вопрос: где оно? Мы [его] не видим … И только когда мы обретем способность не получать в сосуд получающего ради получения, мы сможем все это увидеть. Следовательно здесь есть три ступени служения: 1. Поверить, что основная часть Света [Его желания] “облагодетельствовать Свои творения” находится в Торе и заповедях. 2. Поверить, что причина того, что мы не ощущаем этого, состоит в том, что нам не достает сосуда, называющегося альтруистической мотивацией. 3. Поверить, что Он является Дающим всю Благодать и негу. Т.е. в материальном мире мы видим, что есть возможность доставить удовольствие выдающемуся человеку. Точно так же, насколько мы верим в величие Его, да будет Он восславлен, столько у нас сил досталять Ему удовольствие. Следовательно причина того, что у нас не достает сил совершать альтруистические действия, заключается в том, что нам не достает ощущения, Кому мы доставляем удовольствие, и называется это именем “Моха вэЛиба” [т.е. мозг и сердце]. Раз так, то наше служение заключается в том, чтобы попросить у Г-спода дать нам это ощущение “Моха вэЛиба”. Из этого следует, что у нас есть только один сосуд, называющийся желанием получать, а все, чего нам не хватает, - это только мотивации. Пока у нас нет желаемой мотивации, мы находимся во тьме, чтобы не испортиться. Если так, то тьма и отсутствие способности видеть служат нашему же благу.

Мы также находим, что в [этом] Введении, в п. 58, он говорит, что поскольку невозможно преодолеть путь от одной крайности к другой, т.е. от получающего ради получения до получающего с альтруистической мотивацией, происходит исправление, называющееся Цимцум Бет, т.е. объединение Атрибута Милосердия с Атрибутом Суда, и это подъем Мальхут к Бине. Т.е. то, что мы учили о Нэкудот дэСАГ, что они низошли под Табур и соединились с Бхиной Далет, находящейся там, и вобрали в себя ее [часть], произошло только потому, что Маациль пожелал, чтобы Мальхут соединилась с Биной, т.е. чтобы Мальхут обрела Атрибут Милосердия от Бины. И на первый взгляд, произошло обратное: Бина соединилась с Мальхут и вобрала в себя [часть] ее Атрибута Суда!?

1. Однако благодаря тому, что на Бину был наложен Цимцум, произошло нисхождение на всех ступенях, а таже объединение Высшего и низшего. Пояснение. То, что выше Табура [мира] Адам Кадмон, называется Сорокадвухбуквенным Именем, и тому, что там находится, присуще совершенство. А исправить мы должны Рэшимот, находящиеся ниже Табура [мира] Адам Кадмон, т.е. ступени Зеир Анпин и Нукву, а также ступени десяти Сфирот дэСиюма неспособные получать Свет. Следовательно, когда Озэн, Хотэм, Пэ дэБина низошли к Зеир Анпину и Нукве, то Зеир Анпин и Нуква обрели сосуды Бины. И в эти сосуды, т.е. в сосуды, относящиеся к находящемуся выше Табура, Зеир Анпин и Нуква могут получать Свет. И в качестве доказательства он приводит сказанное в Святой [книге] Зоар: “Аба исторг Иму прочь от ее сына”. Пояснение. Хохма исторгла Бину {ее и то, что ниже нее} прочь от Зеир Анпина и Нуквы, и было это сделано для того, чтобы они могли получать Света. “А сам Аба обрел исправление подобное Дэхару и Нукве”. Пояснение. Как мы учили, до Цимцум Бет есть девять первых Сфирот и Мальхут, т.е. Нуква. Теперь, когда Мальхут поднялась к Бине, то [часть] от Бины и ниже, уже оказалась за пределами ступени. А Мальхут, т.е. Нуква, пребывает в месте Бины и стала Нуквой для Хохмы.

2. Затем благодаря Цимцуму в мире Нэкудим установилась Гадлут, т.е. по той причине, что Нэкудот дэСАГ ниже Табура Гальгальты соединились с Рэшимот Далет – Гимэль и вобрали в себя их [часть], появилась Гадлут, соответствующая [силе преодоления] этих [Рэшимот].

Разбиение [сосудов] также было задумано с самого начала. Мы учили, что разбились и сосуды Паним, и сосуды Ахораим. И благодаря этому произошло дополнительное сокрытие и уменьшение. Но в [мире] Ацилут, чтобы притянуть Гадлут, пользуются присоединением сосудов получения к сосудам Паним, тем, что это присоединение произошло во время разбиения. Следовательно все Цимцумим означают сокрытия, произошедшие для того, чтобы Свет раскрылся в меньшем количестве, ибо меньшее количество мы можем [получить] с альтруистической мотивацией.{Кроме того, говорил Бааль Сулам: все миры и Цимцумим служат исключительно нуждам душ, как написано: “Вначале” [Бэрэйшит 1, 1] – это “Не начало, а Йисраэль”. Именно души постигают процесс нисхождения миров. Т.е. весь этот процесс произошел ради появления душ, ибо именно они должны получить Свет, предназначенный для того, “чтобы облагодетельствовать Его творения”. Поэтому он говорит во Вступлении [к книге Зоар], что как Мир Бесконечного, так и мир Ацилут лишь потенциально существуют и появились, только чтобы выявить на деле [миры] Брия, Ецира, Асия, ибо оттуда произошли души. Ведь все изменения, как мы учим, происходящие в мирах, существуют лишь потенциально. И когда души постигнут эти изменения на деле, они узнают, что эти изменения до этого потенциально существовали. Следовательно без душ вообще не было бы известно ни о каких процессах, происходящих в мирах}.

И еще осталось объяснить понятие десяти сосудов, сформировавшихся при Цимцум Бет. Вначале был один Кав [т.е. луч, линия]. Т.е. Мальхут пребывала внизу, а выше нее было то, что она была в силах [получать] с альтруистической мотивацией. “Две линии “ означает, что желание получать, т.е. Мальхут, поднялось вверх во всех девяти Сфирот до Хохмы каждой Сфиры без исключения. Пояснение. Когда Мальхут пребывала внизу, она получала Свет в девять первых Сфирот с помощью Масаха, как Свет Хохма, так и Свет Хасадим. И поскольку все Сфирот вобрали в себя [часть] всех других Сфирот, то в каждой Сфире есть как [Свет] Хохма, так и [Свет] Хасадим. И надо сказать, что та же картина наблюдалась при Нэкудот дэСАГ, т.е. Мальхут дэНэкудот дэСАГ была в силах получить весь Свет, находившийся в каждой из девяти первых Сфирот без исключения. Но после того, как Нэкудот дэСАГ низошли под Табур, и Мальхут увидела, что там есть, что получить, она возжелала получить ради получения. {Это сказано о Мальхут, используемой семью нижними Сфирот Бины, находящимися там}. Следовательно Цимцум поднялся в каждой Сфире без исключения. Т.е. Мальхут не может получить от девяти первых Сфирот ничего кроме Света Хасадим, а Свет Хохма нужный семи нижним Сфирот сосудов Мальхут не может светить. И это означает не то, что на Свет наложен запрет, а то, что на Мальхут наложен запрет; во всяком случае ей присуще уменьшение каждой без исключение Сфиры. Т.е. от каждой Сфиры без исключения она может получать только Свет Хасадим. А ввиду существования взаимно обратного порядка, в котором располагаются друг относительно друга Света и сосуды, в сосудах Гальгальты вэЭйнаим находится Свет Хасадим, однако на Озэн, Хотэм, Пэ каждой без исключения ступени наложен запрет, т.е. ими она не может пользоваться. И это считается признаком того, что Мальхут поднялась в каждой из девяти первых Сфирот без исключения. Следовательно не на девять первых Сфирот был наложен запрет, поскольку они являются Светом, а именно на сосуд был наложен запрет.

Таким образом, понятно, что теперь образовались десять сосудов, десять ощущений нехватки, и именно благодаря этому она может получать, т.к. Свет уменьшился и она может [получать] Его с альтруистической мотивацией. И это называется сосудом, ибо благодаря ощущению нехватки присущему ему, он может получать. {Но ощущение нехватки без наполнения называется не сосудом, а тьмой}.

Точно так же во Вступлении [к книге Зоар] он пишет, что десять Сфирот – это десять сокрытий Света и именно благодаря этим сокрытиям можно получать. И в связи с этим он приводит пример, что смотреть на свет Солнца можно только через темное стекло, ибо благодаря тому, что оно уменьшает количество света, на него можно смотреть.

Девять первых Сфирот являются только лишь ступенью Светов. И Мальхут получает от них. И когда Мальхут пребывает внизу, она не имеет власти над тем, что выше нее, и поэтому у нее есть выбор получить Света девяти первых Сфирот с альтруистической мотивацией. Поскольку, как мы учили, то, что ниже Мальхут, характеризуется словами “под властью Мальхут”, ибо тогда нет выбора, но приходится получить ради получения.

Ведь Атрибут Суда, т.е. Мальхут. Ибо для нее существует закон, по которому ею запрещено пользоваться, т.к. она является ступенью получающего ради получения.

предыдущий пункт                                                                                                                 следующий пункт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments