Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. Изгнание и избавление (другие переводы №2)

Изгнание и избавление
Рабби Е
hуда Лейб hаЛеви Ашлаг
да будет благословенна память праведника


Перевод Вениамина Захарина

Но и среди тех народов не найдешь ты
покоя, и не будет отдыха ступне
твоей (Дварим, 28, 65);

И задуманному вами - не бывать тому, сказанному вами - будем как иные народы, как племена других стран (Ехезкель, 20:32)


Итак, Г-сподь неотвратимо являет нам со всей ясностью, что народ Израиля совершенно не может существовать в изгнании и не найдет себе покоя, подобно остальным народам, которые смешались с другими народами и нашли себе покой, пока совершенно не растворились среди них, так что памяти о них не осталось.

Не так с Домом Израиля – этот народ не найдет себе покоя меж другими народами, пока с ним не сбудется написанное: “И оттуда вы станете искать Г-спода Б-га твоего, и ты найдешь, когда будешь искать Его всем сердцем твоим и всею душою твоею” (Дварим, 4, 2)

Можно объяснить это волей Провидения. А ограничение, которое накладывает на нас написанное в Торе - заключается в том, что Тора истинна и все слова ее истинны, и горе нам, пока мы сомневаемся в ее истинности и говорим о каждой неприятности, происходящей с нами, что это, не дай Б-г, случай или слепая судьба, ибо против таких сомнений есть только одно лекарство, а именно посылать нам снова и снова столь же неприятные события, пока не станет нам ясно, что они не случайны, а есть неотвратимая воля Провидения, предначертанная нам в Святой Торе.

А также можно объяснить это законом развития самого народа, ибо естественно, что неустанная работа над собой привела к тому, что с помощью Святой Торы, идя по ее пути, начертанному волей Провидения (смотри статью “Два пути”), мы несравненно быстрее других народов достигли зрелости, а поскольку весь народ возмужал, возникла обязанность неуклонного движения вперед и достижения совершенства в выполнении каждой заповеди Торы.

А поскольку мы не только этого не делали, но и хотели привнести сюда недальновидный эгоизм, то есть [желание поступать так или иначе] не ради самой Торы, произошло разрушение Первого Храма, ибо превыше праведности, подобно остальным народам, желали мы обрести сокровища в виде богатств и укрепления своей мощи.

А так как Тора запрещала все это, они принижали Тору и Пророков и перенимали обычаи соседей, чтобы получить все наслаждения, которые требовал от них эгоизм. А поскольку поступали они так, разделились силы народа: часть пошла за эгоистичными царями и богачами, а часть пошла за Пророками. И продолжалось это разделение вплоть до разрушения Храма.

А при Втором Храме ситуация стала еще более очевидной, ибо начало разделения было публично продемонстрировано недостойными учениками, во главе которых стояли Цадок и Байтус. И единственной причиной их бунта против наших Мудрецов, да будет память о них благословенна, является обязанность совершать любые поступки только ради самой Торы; подобно тому, как сказано в словах наших мудрецов: “Мудрецы, будьте осторожны в словах своих, [чтобы не изгнали вас туда, где гнилое болото; и станут пить из него ученики, идущие за вами, и умрут, ибо пошли по дурному пути и оскверняли имя Всевышнего” (Мишна, трактат Авот, глава 1, мишна 11)], поскольку не желали они отказаться от своего эгоизма. И поэтому они собирали в группы подобных себе скверных людей; и превратились эти группы в большую секту, называвшуюся саддукеями; и составляли ее богатые и знатные люди, которые гнались за удовлетворением своих эгоистических желаний, что противоречит пути Торы; и боролись они с фарисеями; и это они привели Римское государство к власти над Израилем; и это они не желали заключить мир с нападавшими, по совету, данному в соответствии с Торой нашими мудрецами, да будет память о них благословенна; пока не был разрушен Храм и не был лишен Израиль своего величия.

Различие между светским и религиозным идеалом

Светский идеал есть порождение гуманизма, поэтому он не может подняться выше него. В то же время, религиозная идея , источником которой является Г-сподь, да будет Он восславлен, может подняться над любым гуманизмом.

Ибо основа светского идеала такова: награда в виде похвалы со стороны человека; действия, направленные на собственное прославление в глазах творений; и даже если иногда человека презирает его собственное поколение, то уж на другие-то поколения он может рассчитывать; для него прославиться – всегда словно драгоценность, подобно тому, как благородный камень приносит хозяину огромное удовольствие, даже если ни один человек его не видел и не оценил.

В то же время, основа религиозной идеи заключается в достижении благосклонности в глазах Г-спода, и поэтому носитель религиозной идеи может подняться над человечеством.

То же относится к отношениям между народами в нашем изгнании: пока мы ходили путями Торы, были мы охраняемы, ибо всем народам известно, что мы – самый развитый народ, и желают они нашего сотрудничества с ними, но притесняют нас, каждый в меру своих эгоистических желаний. Но после всех притеснений оставалась у нас большая сила, намного больше, чем у других народов – оставался нам прекрасный жребий, лучший среди обитателей Земли.

Но из-за тех, кто сбросил с себя ярмо Торы и жаждал дать волю своим эгоистическим устремлениям, потерял народ цель жизни, заключающуюся в службе Г-споду, да будет Он восславлен. И имея такую высокую цель - народ заменил ее эгоистическими устремлениями к прелестям жизни.

Естественно, что человек, удостоившийся богатства, стремился возвысить свою цель всяческими усовершенствованиями и украшениями. Вместо того, чтобы поступать, как религиозный человек, направляющий излишки своего дохода на благотворительность, добрые дела, возведение ешив и на подобные общественные нужды. Эгоисты же направляли свои излишки на прелести жизни: на еду, питье, одежду, украшения, и сравнялись со знатнейшими людьми из народа, среди которого они жили.

Всем этим я желал показать, что Тора и закон естественного развития, и даже слепая судьба, идут рука об руку в чудесном единстве. А именно, все истоки наших злоключений в изгнании, а о днях изгнания мы можем немало рассказать, заключены в предательстве - в том, что мы предали Тору. И если бы мы охранялись заповедями Торы, не случилось бы с нами, не дай Б-г, ничего дурного.

Совпадение и единство Торы и слепой судьбы - и совершение человеческого расчета.

И поэтому я предлагаю дому Израиля сказать “Хватит!” нашим горестям и произвести расчет, хотя бы человеческий расчет, исходя из всех этих бед, которые случаются с нами снова и снова и здесь, в нашей стране, где мы хотим положить начало нашей новой государственной власти, что у нас как нации нет никакой надежды закрепиться на этой земле, пока мы не примем на себя нашу Святую Тору без каких-либо послаблений, за исключением последнего требования - служения ради самой Торы, а не ради себя в меру своего эгоизма; что было мною доказано в статье “Дарование Торы”.

А если мы сами не будем следовать порядку, указанному в Торе, то убеждения, заложенные в нас, будут, несомненно, заставлять нас сворачивать с пути то вправо, то влево, подобно тому, как это делают все народы. И намного больше. Ибо природа развитых людей такова, что их невозможно остановить, так как никакое серьезное убеждение блестяще образованного человека не склонит голову ни перед чем и не знает компромиссов. И поэтому сказали мудрецы, да будет память о них благословенна: “[Трое] неудержим[ы - это] Израиль среди народов, [пес среди зверей и петух среди птиц]” [Вавилонский Талмуд, трактат Бейца, стр. 25Б], ибо каждый, кто обладает обширными познаниями, очень крепко держится за них.

И такова психологическая закономерность. А если вы не понимаете меня, идите и выучите этот урок в гуще нынешнего народа, ибо с тех пор, как мы начали строить, прошло уже достаточно времени, чтобы стали очевидны дерзость и желание победить в споре мнений; и то, что один строит, другой разрушает.

... И это очевидно всем. А мое единственное новое соображение заключается в том, что они думают, что в конце концов противная сторона поймет опасность, склонит голову и примет их сторону. А я знаю, что даже если впрячь их в одну упряжку, они нисколько не уступят друг другу, и никакая опасность никого не заставит отказаться от удовлетворения своих амбиций.

Одним словом, пока мы не вознесем высшую цель в нашей материальной жизни - не можем рассчитывать на материальное возрождение, ибо духовное и материальное в нас не могут сосуществовать равноправно, поскольку мы – сыны Идеи. И несмотря на то, что мы, находясь за 49 воротами материализма, погружены в него, это не освобождает нас от Идеи, а значит от обязанности стремиться к священной цели во имя Него, да будет Он восславлен.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments