Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Об этом сайте

Не все люди отдают себе отчет, что под словом Каббала могут пониматься две совершенно разные вещи. Первое значение относится к Тайной Торе, постижения которой удостаиваются очень немногие. Мы в точности не знаем, кого и на каких условиях Всевышний удостоит такого постижения. Например Виленский Гаон удостоился такого постижения в весьма раннем возрасте, как говорят, заслужив это в прошлых жизнях. Но несомненно, что еврей, желающий удостоиться постижения, должен полагать, что он должен неустанно работать над изучением Торы и выполнением заповедей и что только в результате такой работы он может достичь желаемых результатов. Именно об этой части Каббалы Бааль Сулам пишет в своей статье "Время действовать":

Ибо ни в каких подлинных книгах, написанных доныне, нет ничего кроме скудных намеков, едва-едва достаточных для подготовленного ученика, при условии что ему будут переданы объяснения из уст истинного мудреца-каббалиста.

Это широко известно, и, наверно, поэтому один раввин, когда его спросили, рекомендует ли он читать книги по Каббале, ответил: Я знаю, что Каббала передается из уст в уста, какие еще тут книги могут быть? Действительно, если принять данное определение Каббалы, то непонятно, зачем Бааль Сулам решил

выйти из своего укрытия и составить фундаментальное сочинение про саму душу еврейства и еврейского закона и о первоосновах мудрости Каббалы, и распространить его в народе,

Так вот рабби Йеhуда Ашлаг, да будет благословенна память о святом и праведнике, написал все свои сочинения, потому что существует второе значение слова Каббала. Каббала - это часть внутренней Торы, которая раньше была сокрытой, а теперь раскрыта. Всякий, кто препятствует изучению этой части Торы народом Израиля, мешает народу выполнить ту миссию, с которой он послан на землю, и заслуживает наказания по принципу: лишивший человека слуха возмещает ущерб полностью [и материальный ущерб, и за физические страдания, и за лечение, и за простой, и за унижение, как объясняет Талмуд] (Вавилонский Талмуд, трактат Бава Кама, стр. 85Б. Здесь одним из значений слова слух является понимание глубин Торы и как следствие послушание и выполнение воли Всевышнего). На тех, кто препятствует изучению народом этой части Каббалы, Бааль Сулам обрушился в той же статье "Время действовать". В своем комментарии к ней рав Авраам Мордехай Готлиб пишет:

Наш рав, в основном, имеет в виду тех, кто сочиняют книги и тех, кто учат людей, и тех, кто устанавливают, что изучать, и поскольку они не имеют понятия, как отличить правую руку от левой в вопросах внутренней части Торы, и к тому же не имеют духовных постижений, и не являются людьми очистившимися, так или иначе, все у них абсолютно лживо, и не заслуживают они доверия, и нельзя на них положиться. К тому же, к стыду и позору этих так называемых глав поколения, они претендуют на то, чтобы вести и указывать путь [целому] поколению, что изучать и что не изучать, и как изучать. Ибо в его глазах они – мелкие и низкие люди, претендующие на знание и понимание. И поэтому пробудился он, чтобы приоткрыть мудрость Каббалы, ту часть, которую надлежит раскрыть, чтобы [люди] увидели разницу между подделкой и истиной. Ведь в последних поколениях нужда в этой мудрости очень велика, ибо [люди] этих поколений неспособны [даже] на минимальном уровне придерживаться еврейского образа жизни без Света внутренней части Торы в то время, как в прежних поколениях дело обстояло иначе, поскольку души [людей] были более возвышенными, и вообще реалии были совершенно иными, поэтому они могли придерживаться еврейского образа жизни и без внутренней части Торы. Следовательно этим [последним] поколениям необходима внутренняя часть Торы за недостатком выбора, поскольку они совершенно неспособны увидеть верного направления и обрести силы идти в верном направлении без внутренней части Торы; таким образом становятся понятны предыдущие слова, согласно которым только мудрость Каббалы приведет к Избавлению; поэтому он пробудился, чтобы составить свои сочинения, чтобы массы не были введены в заблуждение шарлатанами и поддельными книгами по Каббале.

(Бааль Сулам, книга Дарование Торы, примечания рава Готлиба, п. 10 на стр. 6)

Материалы сайта - это в основном переводы еврейских Святых книг, в основном вступительных материалов и комментариев к трудам Рашби и Аризаля (как известно, Святая книга - это результат Б-жественного откровения, и ее автор имеет достаточно большие постижения в духовных мирах). При этом все переводы относятся к открытoй Торе (как и все изданные книги по Каббале, т.к. тайны Торы, как мы уже говорили, передаются из уст в уста). Это очень важный момент. Это значит, что с материалами сайта может ознакомиться каждый, кто хочет. Я заметил, что на сайт все чаще приходят неевреи, говорящие на русском, болгарском, польском и украинском языках. Это закономерно. Однако следует понимать, что материалы по Каббале являются частью системы, называющейся "иудаизм" и включающей молитвы, выполнение заповедей, добрые дела, изучение других частей Торы, в том числе еврейского закона и недельного чтения Торы. Поэтому наибольшую пользу этот сайт может принести евреям. Еврей должен понимать, что если он только изучает Каббалу и игнорирует другие аспекты иудаизма, то к нему, возможно, применима притча, рассказанная Бааль Суламом и приведенная равом Готлибом в комментарии к Дарованию Торы, п. 6:

Один человек пришел к лекарю, испытывая боли, доставляющие невыносимые страдания. Он жаловался на боли во всех частях своего тела. Лекарь бегло осмотрел его, после чего сказал ему, что есть одно лекарство, которое может ему помочь, и он должен принимать его в больших дозах три раза в день. Этот человек поспешил купить лекарства и стал принимать его. Через три дня, когда его невыносимые боли удвоились, он пришел к лекарю. Он едва мог говорить и спросил у лекаря: какова же польза от твоего лекарства? Спросил его лекарь: разве ты не принимал лекарство три раза в день, как я тебе предписал? Сказал больной: я действительно три раза в день мазал тело лекарством. Сказал ему лекарь: я тебе говорил принимать лекарство внутрь, а ты мажешь тело снаружи. Мораль: Тора и заповеди могут помочь, если человек впитывает их внутрь и начинает по-другому мыслить и чувствовать, им овладевают совсем другие желания и амбиции, меняются его речи, образ поведения, и все это согласно предписаниям Торы. Но если человек принял на себя Тору только внешне, то есть взял из нее несколько внешних предписаний и не обратил свое сердце к тем внутренним изменениям, которых она требует, то он в любом случае не только не исправился, но стал еще более испорченным.

Однако некоторые, включая уважаемых раввинов, делают следующую ошибку. Они берут изречение рава Хаима Виталя: да не скажет человек: «Пойду-ка я позаниматься мудростью Каббалы» до занятий Торой, Мишной и Талмудом, ибо уже говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна: Да не войдет человек в Пардес (плодовый сад), не наполнив свое брюхо мясом и вином. (Это изречение приведено Бааль Суламом в п. 19 Предисловия к Учению о десяти Сфирот). И делают эти люди разные выводы, что сначала нужно позаниматься открытой Торой как минимум пять лет и только в случае неудачи переходить к изучению Каббалы Ашлага или что сначала нужно в совершенстве выполнять заповеди. Ошибка их заключается в том, что рав Хаим Виталь писал об условиях занятий тайной Торой, чего удостаиваются очень немногие, а Каббала Ашлага, изложенная в его книгах, вся относится к открытой Торе и к ней подобные жесткие ограничения неприменимы. Достаточно искренне стремиться выполнить волю Творца и прилагать усилия в этом направлении (т.е. стараться выполнять все то, что предписывает иудаизм). Итак, нет такого, чтобы занятия Каббалой Ашлага были обусловлены успехами в других аспектах иудаизма. Ведь все перечисленное имеет равный статус открытой Торы. Наоборот, занятия Каббалой должны помочь выполнить все остальное. Потому что изречение мудрецов "Свет, заключенный в Торе, возвращает человека на путь истинный" относится прежде всего к Каббале.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments