Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Кто сотворил их [146]. С комментарием Сулам. Пункт седьмой


7) Вначале. Начал рабби Элазар: Вознесите в выси ваши очи и узрите, Кто сотворил их [146]. Вознесите в выси ваши очи. Он спрашивает: Куда? И отвечает: Туда, куда вознесены все очи. Кто же Он? Отверзший очи, т.е. Мальхут [2] дэРош [45] Арих Анпина [28], и там вы познаете, что этот Сокрытый Старец, до Которого доходит мольба, сотворил их. Кто же Он? Он называется Мэм-Йуд [147], т.е. это семь нижних Сфирот [3] Бины [19], то, о чем говорят «от верхнего края Небес», ибо все пребывает во власти Его, и из-за того, что до Него доходит мольба и Он сокрыт, и невозможно раскрыть [Его], Он называется Мэм-Йуд. Ибо это означает мольбу. Ведь выше Него не доходит мольба. И этот край Небес,  куда доходит мольба, называется Мэм-Йуд.

Объяснение этих слов. Начал рабби Элазар. Его цель – дать объяснение Сотворения Неба и земли, [о чем говорится] в тексте Торы, [повествующем] о Сотворении мира. Ибо небо и земля заключают в себе семь дней Творения, т.е. Зеир Анпина [30] и Нукву [31] [мира] Ацилут [33], а если так, то почему же написано «Бара» [148] [4], что означает «Брия» [43], а не Ацилут, а [в последнем случае] нужно было бы сказать «hэЭциль» [149]. И он говорит: Кто же Он? Отверзший очи; Мальхут [2] дэРош [45] Арих Анпина [28] [мира] Ацилут называется Отверзшим очи, ведь Сфира [3] Хохма [18] десяти Сфирот дэРош называется Эйнаим [150]. И известно, что в Рош Арих Анпина нет ничего кроме одних лишь Кэтэра [17] и Хохмы; и поэтому его Мальхут называется Отверзшим очи, так как при ее раскрытии Рош Арих Анпина наделяет все Парцуфы [27] [мира] Ацилут [свечением] Мохин [56] дэХохма. И об этом написано: Туда, куда вознесены все очи, так как Мохин дэХохма называются очами, и попадают Мохин дэХохма во все Парцуфы [мира] Ацилут исключительно благодаря раскрытию Мальхут дэРош Арих Анпина.

И там вы познаете, а именно в Отверзшем очи, т.е. в Мальхут [2] дэРош [45] Арих Анпина [28], там вы познанете суть того, как Бина [19] сотворила [148] Зеир Анпина [30] и Нукву [31]. Ведь слово «Бара» [148] [4] означает «за пределами ступени Ацилут [33]», а поскольку сама Бина вышла за пределы ступени Рош Арих Анпина и поэтому стала ступенью Брия [43] по отношению к Рош Арих Анпина; то по этой причние она вынуждена была создать также Зеир Анпина и Нукву; и стал Зеир Анпин ступенью. Ецира [78], так как то, что происходит из ступени Брия, называется Ецира; а Нуква стала ступенью Асия [79], так как то, что происходит из Ецира, называется Асия. Однако это не то же самое, что собственно Брия, Ецира, Асия, находящиеся за Парса [102] [мира] Ацилут, так как эти Бина, Зеир Анпин и Нуква находятся выше Парса, т.е. в мире Ацилут, а имеются в виду [ступени] относительно лишь только Рош дэАрих Анпин; и поэтому существует два вида [ступеней] Брия, Ецира, Асия: первая – это Брия, Ецира, Асия дэПарса, отделенные от всей ступени Ацилут с помощью Парса, являющегося нижней границей мира Ацилут, находящегося на нем сверху. И второй [вид] – это Брия, Ецира и Асия самого мира Ацилут, т.е. это Бина, Зеир Анпин и его Нуква, находящиеся только за пределами Рош Арих Анпина, и они еще относятся к [миру] Ацилут, но. Парса, скрывающий внутренности живота [101] Арих Анпина и расположенный в его Хазэ [92], находится на них сверху, и поэтому они отделены от ступени Рош дэАрих Анпин, и они считаются ступенью Гуф [83] без Рош, т.е. им не достает Мохин [56] дэХохма [18], называющихся Рош ступени мир Ацилут, поскольку мир Ацилут, в самых общих чертах, считается ступенью Хохма объединения четырех миров: Ацилут, Брия, Ецира, Асия; и поэтому, когда не достает [ступени] Хохма, это считается [по отношению к объединению четырех миров] Гуф без Рош. И это еще будет объясняться далее.

И об этом написано: что этот Сокрытый Старец ... сотворил их, Бина [19], вышедшая из Рош [45] Арих Анпина [28], благодаря Нукве [31], поднявшейся к Хохме [18] Арих Анпина, и там заканчивалась ступень Рош Арих Анпина, поэтому-то она и вышла на ступень Брия [43] и Гуф [83] Арих Анпина, как уже говорилось, ведь из-за этого она разделилась на две ступени: три первых Сфирот [3] сами по себе и семь нижних Сфирот сами по себе, - по той причине, что поскольку ее Источником является [Бина] десяти Сфирот дэОр Яшар [53], ей по ее природе совершенно не присуще получать [Свет] Хохма, а лишь только Свет Хасадим [20] согласно смыслу написанного: «Ки Хафец Хэсэд hУ» [151], а не [Свет] Хохма (см. Введение в мудрость Каббалы, п. 5). И поэтому выход в Гуф не причиняет ей совершенно никакого вреда, ведь даже когда она находится в Рош Арих Анпина, она не получает от Него [Свет] Хохма, и поэтому для нее не имеет совершенно никакого значения то, что она находится ниже Мальхут [2] дэРош Арих Анпина, и теперь она также считается ступенью совершенный Рош, и это подобно тому, будто она совсем не выходила за пределы Рош Арих Анпина. И по сути дела, она обретает форму Высших Абы вэИмы [29], облекающих Арих Анпина от Пэ [85] до Хазэ [92]. А что касается второй ступени, т.е. семи нижних Сфирот Бины, то ведь они происходят от ступени присоединения Зеир Анпина [30] и Нуквы к Бине, так что они являются Источниками Зеир Анпина и Нуквы, находящимися в Бине, и поэтому они нуждаются в свечении [57] Хохма для Зеир Анпина и Нуквы, и поэтому выходом в Гуф Арих Анпина им наносится ущерб, так как у них возникает ощущение нехватки [Света] Хохма, и они считаются [ступенью] Брия и Вав Кцавот [152] без Рош. И о них говорится: «Аба [84] исторг Иму [36] наружу», т.е. за пределы Рош Арих Анпина, и они называются Йисраэль Сава уТвуна [86] и облекают Арих Анпин от Хазэ до Табура [94], а их дети, т.е. Зеир Анпин и Нуква, облекают то, что находится от Табура Арих Анпина и ниже, до Сиюма [153] мира Ацилут [33]. И в этом состоит суть Парса Гавэй Маhэй дэАрих Анпин [101], находящегося в его Хазэ, ибо это сила Мальхут дэРош Арих Анпина, исторгающая семь нижних Сфирот Бины за пределы Рош и не позволяющая им получить [Свет] Хохма, поскольку несмотря на то, что этот Масах [50], находится в Пэ дэРош Арих Анпина, но тем не  менее, он не оказывает там никакого воздействия, ведь там находятся Высшие Аба вэИма, являющиеся ступенью трех первых Сфирот Бины и все еще считающиеся Рош Арих Анпина по уже названной причине, и следовательно только в месте Хазэ, т.е. выше семи нижних Сфирот Бины, властвует сила Масаха, направленная на исторжение семи нижних Сфирот Бины, находящихся ниже нее, за пределы Рош Арих Анпина; и запомни это.

И поэтому три первых Сфирот [3] Бины [19] называются именем «этот Сокрытый Старец», так как Рош [45] Арих Анпина [28] называется Святым Старцем, и поскольку три первых Сфирот Бины, хотя и располагаются от Пэ [85] Арих Анпина и ниже, но считаются как будто бы еще находящимися в Рош Арих Анпина, поэтому и они называются именем Старец, подобно Рош Арих Анпина, но ввиду того, что они находятся в Гуф [83] Арих Анпина, они называются именем «Сокрытый Старец».

Об этом они и говорили: Что этот Сокрытый Старец, до Которого доходит мольба, сотворил их, т. е. только семь нижних Сфирот [3] «этого Сокрытого Старца» называются Йисраэль Сава уТвуна [86], являющихся ступенью до Которого доходит мольба, чтобы вобрать внутрь себя Зеир Анпина [30] и Нукву [31] с помощью поднятия МАН [87], ибо мольба означает поднятие МАН и смысл этого устанавливается по выражению, содержащему родственное слово: «молящие о дожде» ([Мишна], начало [трактата] Таанит). И говорит он, что только семь нижних Сфирот «этого Сокрытого Старца» называются Йисраэль Сава уТвуна, ибо до них доходит мольба, чтобы они получили МАН, чтобы притянуть Свет Хохма [18], ибо им не достает [Света] Хохма, так как до этого они считаются ступенью Брия [43], и поэтому Он сотворил их, [используется слово Бара [148]] поскольку Зеир Анпин и Нуква называются «они». И они также были сотворены под воздействием силы нехватки Рош [45], как и Он. Ведь слово Бара указывает на нехватку Рош ступени Ацилут [33]. И об этом написано: Кто же Он? Мэм-Йуд [147]: семь нижних Сфирот Бины [19], до которых доходит мольба, они называются Мэм-Йуд, и они также характеризуются [словом] Бара, о чем уже говорилось, т.к. они сами становятся ступенью Брия, потому что Парса [102], расположенный в Хазэ [92] Арих Анпина [28], отделяет их от свечения Рош Арих Анпина. Об этом уже говорилось. И об этом написано: «от верхнего края Небес», ибо все пребывает во власти Его, семи нижних Сфирот Бины, называющихся Йисраэль Сава уТвуна, а также называющихся Мэм-Йуд; они являются ступенью верхний край Небес, так как Небеса – это Зеир Анпин. И получает он только от [ступени] Йисраэль Сава уТвуна, называющейся Мэм-Йуд, и поэтому Мэм-Йуд называется «верхним краем Небес», ибо все пребывает во власти Его, ведь Небеса и земля, являющиеся Зеир Анпином и Нуквой, а также все три низших мира Брия, Ецира [78], Асия [79] получают от этой [ступени] Йисраэль Сава уТвуна, называющейся Мэм-Йуд. И поэтому все пребывает во власти Его.

И об этом написано: выше Него не доходит мольба. И этот край Небес называется Мэм-Йуд [147]: это значит, что выше, т.е. до трех верхних Сфирот [3] Бины [19], являющихся Высшими Абой вэИмой [29], не доходит мольба, т.к. они не получают МАН [87], чтобы притянуть Свет Хохма [18], ведь они сами представляют собой лишь только ступень Света Хасадим [20] и не испытывают нехватки [Света] Хохма, и поэтому они не называются Мэм-Йуд [147], а также не являются ступенью край Небес, ведь они не нуждаются в Зеир Анпине [30] и Нукве [31], которым необходимо свечение [57] Хохма, а это касается  только семи нижних Сфирот, представляющих собой [ступень] Йисраэль Сава уТвуна [86], до которых доходит мольба, что происходит для того, чтобы они получили МАН от Зеир Анпина и Нуквы и вознеслись к Рош [45] Арих Анпина [28], чтобы получить для них свечение Хохма; поэтому они считаются верхним краем Небес, ибо Зеир Анпин, называющийся Небесами, получает от них.

Примечания переводчика
---------------------------------
[146] Вознесите в выси ваши очи и узрите, Кто сотворил их – Ешаяhу 40, 26
[147] Мэм-Йуд – две [последних] буквы Имени Элоким [4]. Так написано в словаре к книге Зоар с комментарием Сулам. Возможно, также следует обратить внимание на то, что сочетание Мэм-Йуд, образует одну из форм слова Майин (воды), что может быть указанием на МАН [87], а также на молитву о дожде (и то, и другое упоминается здесь, в комментарии Сулам). Кроме того, Мэм-Йуд составляет слово Ми - кто.
[148] Бара – сотворил, слово соответствует тому, что происходит в мире Брия [43]
[149] hэЭциль – сотворил и наделил Светом, слово соответствует тому, что происходит в мире Ацилут [33]
[150] Эйнаим – глаза
[151] «Ки Хафец Хэсэд hУ» - Ибо Он желает добра (Миха, 7, 18), т.е. желает добра другим и не желает ничего для Себя.
[152] Вав Кцавот – «шесть концов», шесть Сфирот [3] Зеир Анпина [30]: Хэсэд [20], Гвура [21], Тифэрэт [22], Нэцах [23], hОд [24], Есод [25].
[153] Сиюм – завершение

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments