Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. Дарование Торы. П.8. С hЭарот вэБэюрим (черновик, перепечатка запрещена)


Ибо это напоминает одного богача, который позвал человека с базара, кормит его и поит его, и дает ему серебра и злата, и всего, чего пожелает, изо дня в день и ежедневно дает ему все больше и больше подарков, чем прежде; наконец, спрашивает его богач: скажи мне, разве не исполнил я уже все твои желания? И отвечает [человек] ему: еще не исполнились все мои желания, ибо насколько лучше и приятней были бы мне все эти богатства и роскошь, если бы достались они мне собственным трудом, как они достались тебе, а не получил бы я их от тебя в дар из милости. И сказал ему богач: если так, то не создан еще человек, который был бы способен удовлетворить твои желания.

И это естественно, поскольку хотя, с одной стороны, он испытывает большое удовольствие, все увеличивающееся пропорционально количеству даров, получаемых им, но, с другой стороны, ему трудно выдержать стыд, вызываемый получением всех этих благ, которых богач с каждым разом дает все больше и больше. Поскольку в мире есть естественный закон: получая бесплатно от того, кто дает из доброты и милости своей, [человек] испытывает что-то вроде стыда и не может [это] вынести. И отсюда для нас вытекает другой закон: невозможно представить никого в мире, кто бы мог исполнить желания своего ближнего, утоляя их, ибо он в любом случае не сможет передать [ближнему ощущение, что полученное им имеет] характер и черты “моего собственного достояния”, а только с таким [ощущением] совершенство достигается во всей желаемой полноте.

hЭарот вэБэюрим

54) Следовательно, что касается удовлетворения материальных нужд, то человек в состоянии наделить другого всею Благодатью, но нет у него возможности передать ему ощущение, что все это достигнуто им и обретено им своим собственным трудом. И мы находим в hАлахических установлениях, касающихся благотворительности, правило, имеющее целью уничтожить стыд: больше всего ценится такая благотворительность, когда дающий не знает, кому он дает, а получающий не знает, от кого он получил. И если благотворительность будет осуществляться в такой форме, то, как установили наши мудрецы, да будет память о них благословенна, стыд уменьшится до минимума, так как, когда получающий не знает, от кого он получил, он уж во всяком случае не может испытывать стыда из-за того, что он получил незаработанное, поскольку от него скрыт тот, кто дарит подарок. Но такой прием наших мудрецов, да будет память о них благословенна, не уничтожает полностью ущерб, наносимый стыдом, ведь разве бедняк не знает, что он получает, даже если он не знает от кого, а само это чувство, обязательно присутствующее у творений, уже вызывает у него внутреннее чувство стыда. Но посоветовать больше нечего, ибо совсем не давать не представляется возможным: ни дающему, который должен учиться давать, ни получающему, который нуждается в помощи. Выходит, наши мудрецы, да будет память о них благословенна, уменьшили стыд до минимума, но кроме того, можно сказать, что такое не подобает Творцу, да будет Он восславлен. Ибо даяние Его, да будет Он восславлен, должно быть совершенным, и поэтому Он дал нам возможность трудиться над Торой и заповедями и самим обретать [то, что мы должны получить], и таким образом стыд полностью уничтожается. И из этого следует весьма удивительная вещь: то, что наше тело называется «мучением» Творения и тяжелым трудом над Торой и заповедями. Ведь все эти труды служат нашему же благу. И нам следует не огорчаться по этому поводу, а наоборот, благодарить Г-спода, да будет Он восславлен, за это.

***

А на самом деле, вся Благодать Творения дана нам в долг, а должник обязан долги возвращать, а раз так, то он не стыдится, когда берет в долг. И иногда он должен вернуть долг не в том виде, в каком он взят, но может вернуть его в иной форме. Например работник дает в долг хозяину дома, затрачивая свои силы, а хозяин дома возвращает ему долг деньгами. И именно это имели в виду наши мудрецы, да будет память о них благословенна, в своем известном изречении ([Мишна], трактат Авот, [глава 3, мишна 20, приблизительное цитирование]): «Он говорил: книга учета открыта, рука записывает, а продавец дает в долг». Пояснение. Ведь этот мир подобен открытой лавке, в которой можно взять все, что мы хотим, и нет нужды платить, но на это рабби Акива говорил: ваша ошибка заключается в том, что все, что берут в этом мире, буть то малое или великое, материальное или духовное – все записывается. Где же это записывается? В сознании человека. И поскольку это там записано, то ясно, что придет день и человек должен будет заплатить за все, что взято. Т.е. Хозяин дома, Он же Продавец, Он же Г-сподь, да будет Он восславлен, дает в долг, т.е. дает творениям ощущение, что можно брать все. Но Он создал такой механизм, что все взятое погружается внутрь сознания человека, и поэтому все взятое будет оплачено, когда придет день, в той или иной форме.

А понятие «приобретение» означает, что он переводит что-либо из одного владения в другое согласно hАлахическому определению, т.е. он переводит это из другого владения в свое, и это действует также в отношении кражи, и в hАлахических установлениях о Шабате. А все Творение вместе взятое есть реальное проявление бытия Его, да будет Он восславлен, и «Нет никого помимо Него» [1], но Он создал один реальный объект, ощущающий себя внешним по отношению к Нему, и этот объект есть человеческое желание получать. Следовательно во всем этом Творении есть две вещи: с одной стороны, Творец, да будет Он восславлен, а с другой стороны, желание получать, и оно считается единственным реальным объектом помимо Творца. И когда человек что-то получает в пределы владения своего желания получать, оказывается, что он «берет».  И этот перевод [из одного владения в другое] необязательно должен быть физически видимым, но он относится к душе. Например человек учит Тору. Если он учит Тору ради удовлетворения своего желания получать, из этого следует, что он перевел те концепции Торы, которые он воспринял, в пределы владения своего желания получать. И считается, что он это взял и соответственно должен платить. Иначе обстоит дело со всеми деяниями, совершаемыми человеком ради того, чтобы доставить удовольствие ближнему или Г-споду, да будет Он восславлен: оказывается, он не взял, а оставил вещь во владении Творца, да будет Он восславлен. И, возможно, человек сидит и ест, но делает это не по причине своего желания получать, но потому, что хочет доставить удовольствие ближнему или Творцу, и следовательно он не выводит ничего из владения Творца, ведь владение Творца есть альтруистическое владение, и, поскольку он наделяет, а не получает, то он не берет ничего.

И бывает иногда, что человек не хочет получать или дает, но причиной является не заповедь Творца, а то, что ему так лучше; следовательно при всем при том, то, что он не получает или дает, это является способом получать, т.е. и таким образом он «берет», а продавец таким образом дает в долг. Но деяние, совершаемое из истинной любви к другому или к Творцу, не относится к приобретению, и не важно, является ли это деяние даянием или получением

А то, что творение должно платить, если оно берет, является страданием. И этому есть две причины: 1) ведь все это приобретение погружает груз внутрь души берущего, и этот груз означает страдания и [формирование] сосуда получения удовольствия от того, что он берет. 2) Поскольку никогда ни один сосуд получения, проистекающий из желания получать, невозможно наполнить, потому что к моменту смерти человека и половина его желания не будет удовлетворена, следовательно у человека возникают страдания из-за того, что его [желания] не могут быть исполнены. И возможно, эти страдания будут приходить к нему постепенно, и по мере их усиления он в результате должен будет просить их утоления как-то иначе, чем он просил до сих пор. И функция этих страданий – в результате сделать его несчастным, чтобы единственным способом который бы мог его оживить, доставляя постоянное и истинное удовольствие, было бы обретение любви к другим и даяние. Ибо удовольствие от даяния ничего не берет и не передает из одного владения в другое, и следовательно его продавец в долг не дает. Кроме того, удовольствие от даяния, пришедшее из истинно любящего сердца, - это вечное удовольствие, совершенно противоположное удовольствию от получения, которое даже один раз не приводит к удовлетворению.

И именно так объясняется высказывание наших мудрецов, да будет память о них благословенна: «У старейшин людей несведущих в Торе», т.е. у тех, кто прилепился к земным ценностям и получению, «пока длится их старость, время помутняет разум». Пояснение. Ибо они становятся все более и более погрязшими в получении. И называется это именем «глупость», поскольку даже один раз они не обретают истинного удовольствия, и великие страдания претерпевают они из-за своего наслаждения. Иначе обстоит дело со «старейшинами знатоков Торы: пока длится их старость, время умудряет их» [2]. Ведь мудрость, упомянутая здесь нашими мудрецами, да будет память о них благословенна, - это наиболее глубинная мудрость присущая этому Творению, и это мудрость Б-жественности, т.е. мудрость любви и даяния. И об этой мудрости говорится: «И в этом ваша мудрость и ваш разум в глазах народов» [3], ибо только в этом пункте заключен потециал уникальности народа Израиля. И таким образом понятно, что человек удостаивается характеристики «знаток Торы», когда в совершенстве постигнет эту мудрость а не соберет какую-то внешнюю информацию.

И слышал я от Адмора, да будет память о нем благословенна [4], что потому называется эта мудрость тайной мудростью, что она сокрыта от любого человека. Ведь человек, который видит, как другой делает какое-то дело, не может знать, какова его мотивация. И возможно, он видит что человек ест, не проявляя хороших манер, но на деле он не берет ничего. А может быть, он видит человека, что-то дающего всему свету, а он берет максимум возможного. Кроме того, человек у себя не может этого уяснить, ибо от него самого во многих случаях сокрыто, берет он или дает. И требуется великая помощь Г-спода, чтобы человек смог увидеть истину со всей ясностью. И эту истину показывают только избранным единицам. И очень часто бывает, что в человеке смешиваются любовь к себе и любовь к другим, и это уже хорошо, так как ему уже присущи какие-то искорки осознания красоты любви к другим. Но наши мудрецы, да будет память о них благословенна, даже в такой ситуации не идут на компромисс, и поэтому они говорили: «Всякий, кто смешивает Имя Небесное с чем-то другим, искореняется из мира» [5]. И объяснял Адмор, да будет память о нем благословенна: смешивающий самонаслаждение с любовью к Г-споду, причем самонаслаждение называется «чем-то другим», искореняется из Б-жественного мира, и не может быть у него доли и наследия в самом Б-жественном мире. И это не означает, что человек должен отступать назад, но он должен всегда стремиться вперед и стараться с каждым разом все больше увеличивать ту часть, что во имя Небес, и уменьшать «что-то другое».

А страдания, о которых упомянуто выше, необходимы, ибо есть сила, толкающая вперед, и есть сила, влекущая за собой; например иногда двигатель находится впереди поезда, а иногда сзади него, иногда, чтобы толкать его, а иногда – чтобы тянуть за собой. То же касается силы, побуждающей человека: есть сила, толкающая его вперед, и в его жизни это страдания, а удовольствие, которое он может получить в будущем, есть сила, влекущая за собой. И именно это объяснял Адмор, да будет память о нем благословенна [4], говоря о благословении «Направляющий шаги человека» [6], ведь шаги делаются человеком на двух ногах: одна нога – это страдание, а другая нога – удовольствие, ибо только благодаря этим двум вещам человек шагает. И следовательно Г-сподь, да будет Он восславлен, направляет шаги человека с помощью страданий, которые Он отмеряет его душе, и с помощью удовольствия, получение которого Он готовит.

[Окончание текста Бааль Сулама]

И это говорится только о творениях, но совершенно невозможно и неправильно [говорить это] о Совершенстве Всевышнего, да будет Он восславлен и превознесен. И вот что приготовил Он нам: через труды и заботы и через занятия Торой и заповедями самим открывать свое величие, потому что тогда все наслаждение и вся Благодать, достающаяся нам от Него, да будет Он восславлен, то есть все, что вбирает в себя понятие “слияние с Ним, да будет Он восславлен ”, будет все это принадлежать к категории нашего собственного достояния, доставшегося нам через дела рук наших, так как тогда чувствуем мы себя владельцами этого, поскольку нет для нас смысла ни в каком совершенстве, кроме такого, как разъяснено выше.

Примечания переводчика
---------------------------------
[1] «Нет никого помимо Него» - Дварим 4, 35
[2] «У старейшин людей несведущих в Торе, пока длится их старость, время помутняет разум, ... а у старейшин знатоков Торы, пока длится их старость, время просветляет ум» - Мишна, трактат Киним, глава 3, мишна 6.
[3] «И в этом ваша мудрость (Хохма) и ваш разум (Бина) в глазах народов» - Дварим 4, 6.
[4] Адмор, да будет память о нем благословенна – рав Барух Ашлаг
[5] «Всякий, кто смешивает Имя Небесное с чем-то другим, искореняется из мира» - Вавилонский Талмуд, трактат Санhедрин, стр. 63А
[6] «Да будешь восславлен Ты, Г-споди Б-же наш, Владыка мира, Направляющий шаги человека» - из утренних благословений; это благословение использует слова из стиха: «Г-сподом направляются шаги человека, и благословит Он стезю его» (Тэhилим 37, 23)

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments