Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Ответ на пост в сообществе ru_judaizm; 25 июля 2010 года



Уважаемый автор поста Изучение Каббалы и лайтманизм.

Несомненно, Бааль Сулам, будучи ортодоксальным евреем и раввином, видел еврея и еврейку ведущими образ жизни ортодоксальных евреев, соблюдающими Тору и выполняющими заповеди.

Не думаю также, что стоит полемизировать с приверженцами Лайтмана в сообществе, посвященном иудаизму.

Мой ответ посвящен содержанию Вашего поста, по нему у меня есть возражения. Бааль Сулам пишет в статье "Предисловие к Учению о десяти Сфирот" которую Вы пытаетесь комментировать, в п. 27:

Еще [нам] нужно знать, что Истинная Мудрость состоит из двух частей: часть первая, называющаяся Ситрей Тора (тайнами Торы), которые запрещено раскрывать, кроме как намеком из уст мудреца-каббалиста, тому, кто [сам] постигает эти тайны своим собственным разумом. Как Маасэ Мэркава (Деяния Колесницы), так и Маасэ Бэрэйшит (Деяния Сотворения мира) также принадлежат к этой части. И мудрецы [книги] Зоар называют эту часть именем трех первых Сфирот: Кэтэр, Хохма, Бина – и называют также именем Рош (голова) Парцуфа [«Парцуф», буквально означает «лицо», но на практике его части называются, как части всего тела человека]. А вторая часть называется Таамей Тора (вкусами Торы), и их разрешено раскрывать, и раскрывать их является большой мицвой. И называется она в [книге] Зоар именем семи низших Сфирот Парцуфа, а также именем Гуф (тело) Парцуфа. Ибо в каждом без исключения Парцуфе Святости содержатся десять Сфирот, называющихся Кэтэр, Хохма, Бина, Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод, Мальхут.

Возникает вопрос: какую часть Истинной Торы Вы имеете в виду в Вашей статье? Если Ситрей Тора, то нет никакого вопроса в том, что эту часть Торы Бааль Сулам не призывает изучать ни меня, ни Вас. Более того, если Вы или я найдем какой-то текст, содержащий Ситрей Тора, мы оттуда ничего не сможем понять. И все разговоры о том, что изучение Каббалы - это большой риск, что Каббала может кого-то повредить в рассудке или сбить с Пути Истинного - это не о нас, а о великих праведниках, уже достигших высокой ступени очищения. Если бы Истинная Тора состояла только из этой части, то Бааль Сулам не написал бы никаких книг.

Почти все, что он написал, посвящено второй части, которую, как он пишет, распространять среди евреев - большая мицва. Так вот эту часть любой еврей может изучать без всякого риска для себя. За исключеним одного вопроса: для чего он это делает. Об этом ниже. И именно об этой части ведутся споры между разными течениями иудаизма: должен ли еврей изучать ее и если да, то какое место в изучении Торы она должна занимать.

Сначала о том, что это за учение. С каждым новым воплощением перед человеком встают все более сложные задачи. Поэтому все большая часть Тайной Торы переводится из категории Тайн, предназначенных для избранных праведников, в категорию открытой Торы, предназначенной для всех евреев. И именно эту часть, как пишет Бааль Сулам, нужно изучать в первую очередь. Имеется в виду, что более поздняя литература имеет при этом приоритет, потому что лучше учитывает нужды нынешнего поколения. Что имеется в виду? Значит ли это, что не нужно изучать hАлахическую литературу и недельное чтение Торы? Конечно же, нет. На этом вопросе я еще остановлюсь ниже.

Что это за литература, бывшая тайной, а затем ставшая открытой? Бааль Сулам перечисляет многих авторов таких произведений в 30-м пункте Предисловия:

[авторы] Сэфэр Ецира и книги Зоар, и Барайты дэРаби Йишмаэль [Сифра, Введение], и рав hАй Гаон [гаон Пумпедиты, 939 - 1038], и рав Хамай Гаон [псевдоним каббалиста школы рабби Йицхака Слепца (около 1160 – 1235) из Прованса], и рабби Элеазар из Гармизы [Элазар Рокеах (около 1176 – 1238) из Вормса], и другие Ришоним до Рамбана (1194 – 1270), и Бааль hаТурим [рабби Яаков бен Ашер, около 1269 – около 1343], и Бааль hаШульхан Арух [рабби Йосеф Каро, 1488 - 1575], до Гаона миВильна [рава Элияhу бен Шломо Залман, 1720 - 1797] и Гаона миЛяды [рабби Шнеура Залмана из Ляд, 1745 - 1812].

В этот список последователи Бааль Сулама включают и его собственные произведения.Теперь о том, что представляет собой изучение Торы с точки зрения последователей Бааль Сулама. Во-первых, для Бааль Сулама было очевидным, что еврей должен пройти в еврейской школе обучение, включающее в частности солидный курс hАлахи. Например, по Арбаа Турим с Бет Йосеф с обращением к первоисточникам. Если он этого достиг, то в течение последующей жизни он может повторять hАлаху по Шульхан Аруху, также обращаясь к первоисточникам.

Так вот в течение жизни по окончании еврейской школы последователи Бааль Сулама должны, как и все ортодоксальные евреи, каждый день изучать hАлаху и изучать недельное чтение Торы. И при этом в их изучении Торы главное место должно занимать изучение Каббалы, той ее части, которая открыта для всех (если не говорить об отдельных праведниках, которым открыты секреты Торы). А те, кому легко дается Талмуд, должны еще уделять время изучению Талмуда.

Так вот когда Бааль Сулам пишет о людях, три или пять лет изучающих только Талмуд, и обращается к ним: если Вы не видите у себя перемен в положительную сторону за это время, то вы не увидите уже доброго знака никогда; переходите к изучению Каббалы, это не значит, что все должны идти по такому пути (сначала пять лет изучать другую часть открытой Торы, например Талмуд, на что-то надеясь.), это значит, что он хочет распространить открытую часть учения Каббалы на евреев, изучающих Тору именно таким образом.

Возникает вопрос: хотел ли Бааль Сулам, чтобы только группка его приверженцев изучали Тору именно таким образом, т.е. ставя на первое место открытую часть Каббалы? Ответ следует из всей литературы, опубликованной им: если бы было так, то он бы передал все из уст в уста. Нет, он предпринял свои многочисленные и тяжелые труды, чтобы открытую часть Каббалы изучал весь народ Израиля

Теперь коснемся такого вопроса: действительно ли человек может изучать Каббалу, если он не выполняет еще заповеди в совершенстве. Опять важно, о какой части идет речь. Если о Тайной Торе, то ее удостаиваются изучать лишь немногие большие праведники, а если говорить об открытой части Истинной Мудрости, то Бааль Сулам говорит в п.25

Ели вы можете изучать Тору и выполнять заповеди надлежащим образом и ради самой Торы, то есть только для того, чтобы доставить удовольствие Создателю, да будет Он восславлен, то вы действительно не должны изучать Каббалу, поскольку тогда говорится о вас: душа человека научит его [см. приложение: Бааль Шем Тов о служении Г-споду]; ибо тогда раскрываются вам все тайны Торы, подобно все усиливающемуся источнику, как говорил рабби Меир (в Мишне, [трактат] Авот, что уже упоминалось [в п.6]), и вам не нужна помощь книг. Но если вы еще находитесь в таком состоянии, что занимаетесь не ради самой Торы, однако надеетесь посредством этого удостоиться [способности заниматься Торой и выполнять заповеди] ради нее самой, если это так, то я задам вам вопрос: сколько лет вы так занимаетесь? Если вы еще находитесь в пределах пяти лет, о которых говорил первый Танна [см. Вавилонский Талмуд, трактат Хулин, стр. 24А. см. также в п.19 и п.23], или в пределах трех лет, о которых говорил рабби Йоси, то тогда вы можете еще ждать и надеяться, но если с тех пор, как вы занимаетесь Торой не ради нее самой, прошло больше трех лет по рабби Йоси или пяти лет по первому Танне, то предупреждает вас барайта, что вам больше не видать доброго знака на том пути, каким вы идете; зачем же вам обманывать свою душу тщетными надеждами, когда в вашем распоряжении есть такое доступное и надежное средство, как занятия Каббалистической мудростью, по той причине, что, как я показал выше, учение, облеченное в в оболочки этой Мудрости, и Сам Г-сподь, да будет Он восславлен, это одно и то же; внимательно разберись в том, что написано выше [в п.22].

Так вот повторяю, любой еврей, желающий изучать эту часть Торы, может это сделать, и это не принесет ему никакого вреда при одном условии: он старается изучать эту часть Торы, так же, как и любую другую, для того, чтобы выполнить то, что Б-г от него хочет, т.е. для того, чтобы изменить себя.

По этому поводу рав Авраам Готлиб приводит такую притчу в комментарии к Дарованию Торы, п. 6:

Один человек пришел к лекарю, испытывая боли, доставляющие невыносимые страдания. Он жаловался на боли во всех частях своего тела. Лекарь бегло осмотрел его, после чего сказал ему, что есть одно лекарство, которое может ему помочь, и он должен принимать его в больших дозах три раза в день. Этот человек поспешил купить лекарства и стал принимать его. Через три дня, когда его невыносимые боли удвоились, он пришел к лекарю. Он едва мог говорить и спросил у лекаря: какова же польза от твоего лекарства? Спросил его лекарь: разве ты не принимал лекарство три раза в день, как я тебе предписал? Сказал больной: я действительно три раза в день мазал тело лекарством. Сказал ему лекарь: я тебе говорил принимать лекарство внутрь, а ты мажешь тело снаружи. Мораль: Тора и заповеди могут помочь, если человек впитывает их внутрь и начинает по-другому мыслить и чувствовать, им овладевают совсем другие желания и амбиции, меняются его речи, образ поведения, и все это согласно предписаниям Торы. Но если человек принял на себя Тору только внешне, то есть взял из нее несколько внешних предписаний и не обратил свое сердце к тем внутренним изменениям, которых она требует, то он в любом случае не только не исправился, но стал еще более испорченным.

Вы также затронули тему «Женщина и изучение Торы». Об этом в следующем посте.


Предыдущие обновления                                                                     Карта сайта


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments