Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Б. Ашлаг. Шамати. Статья 4

«Как люблю я Тору Твою»

5704 (1943 – 1944) год
 
«Как люблю я Тору Твою, всегда я говорю о Ней, делает Она меня мудрее врагов моих» (Тэhилим, 119, 97 – 98 [приблизительное цитирование]). Есть много ступеней, [характеризующихся словом] «что» [на иврите «ма»; в заголовке используется это же слово, но переводится «как»]: 1) «Что это за служба у вас» (Шемот 12, 26) – это вопрос нечестивца. 2) «Что Г-сподь Б-г твой требует от тебя? Только трепета перед Г-сподом» (Дварим 10, 12). И эти [«что»] противоположны друг другу, поскольку одно «что» отдаляет от Творца, а другое «что» соединяет с Творцом и приближает к Творцу, да будет Он восславлен; так как смысл слова Дорэш («требует» [синоним слова Шоэль, используемого в Дварим 10, 12]) определяется по смыслу выражения Дорэш биШломэха (приветствует тебя, выражает тебе добрые пожелания), в котором есть это слово.
 
hЭарот вэБэюрим

15)
Мой господин, учитель и рав, да будет память о нем благословенна [т.е. рабби Барух Ашлаг], объяснял понятие Шоэль (требует) по смыслу слова Дорэш. И это проистекает из стиха: «И что Г-сподь Дорэш (требует) от тебя: только вершить правосудие и любить милосердие, и скромно ходить в единении с Б-гом твоим» (Миха 6, 8).
 
[Продолжение текста рава Баруха Ашлага]

Но и то, и другое, - это ступень Торы, то есть и то, и другое, появляется для того, чтобы научить нас одному и тому же: что человек должен извлечь из них практический урок. И естественно, [что касается стиха] «Что Г-сподь Б-г твой ...», то нам понятно, что человек должен его учить и понимать, чтобы знать, что делать, но «Что это за служба у вас» - зачем это нужно?  И появляется этот [стих], чтобы научить нас чему? Не потому ли, что написанное в Торе предназначено для того, чтобы человек ощутил в полной мере, насколько низко подобное состояние, и было бы хорошо, чтобы человек ни разу в подобное состояние не попадал!? И если к нему приходят подобные мысли, то не было ли бы лучше, если бы его оставил разум!?

А дело в том, что на вопрос нечестивца нет никакого иного ответа кроме «Притупи ему зубы»  (hАгада шель Песах); и в этом суть [сказанного] «И повторяй их [слова Торы, Дварим 6, 7], чтобы были слова Торы отточены в устах твоих» ([Вавилонский Талмуд, трактат] Кидушин, стр 30[А]), чтобы, когда спрашивают тебя, ты бы не сомневался в том, что сказать, а отвечал бы [спрашивающему] мгновенно [приблизительная цитата оттуда же]». А что можно сказать об этом «что»? [Можно сказать] второе «что»: «Что Г-сподь Б-г твой требует от тебя [буквально: спрашивает с тебя]? Только трепета перед Г-сподом». Пояснение. Поскольку необходимо знать, что «что», то есть первое «что» [«Что это за служба у вас?»] «Г-сподь Б-г твой спросил», а не ты, ибо Г-сподь привнес в твои помыслы это «что». Ибо нет в мире никакой другой силы, о чем написано: «Нет никого помимо Него» [Дварим 4, 35]. И нет никакого сомнения в том, что Г-сподь не мог создать творения равного Себе иначе, чем возбудить эту мысль ради трепета перед Ним, ведь дело заключается в принятии на себя ярма Царства Небесного, поднявшись над своим разумом. Ибо благодаря вопросу нечестивца, человеку приходится каждый раз принимать на себя ярмо нового Царства Небесного, называющегося трепетом. А средством, с помощью которого человек сможет обрести силы и принять на себя ярмо Царства Небесного, являются Тора и заповеди, с помощью соблюдения которых человек очищается от своего зла, и только тогда человек может на деле принять на себя ярмо Царства Небесного.

И в этом суть [написаннного] «И Б-г сделал, чтобы трепетали пред Ликом Его» (Коhелет 3, 14), так что все ощущаемое нами зло предназначено для того, чтобы человек не остался в той ситуации, в какой он находится. То есть, если человек не будет подниматься по ступеням Величия Г-сподня, то он не сможет обрести силы. Ибо только тогда, когда человек ощущает Величие Г-спода, покоряется его сердце. И об этом говорится, что он должен подниматься по ступеням трепета перед Г-сподом. Следовательно эти вопросы приводят к тому, чтобы человек вознуждался в Г-споде, да будет Он восславлен, чтобы он открыл Ему сердце свое и очи свои, дабы удостоиться Величия Г-сподня; иными словами, ему достаточно, чтобы в результате обучения он обрел трепет перед Небесами. Напротив, когда ему каждый раз приходит на ум вопрос нечестивца, его обучение не привело к надлежащему результату и ему не достает трепета, но он должен каждый раз подниматься по ступеням Величия Г-сподня.

А теперь обратимся к объяснению приведенного выше стиха «Как люблю я Тору Твою», ибо благодаря вопросу «что» есть причина и побуждение возвеличиться в любви к Торе. То есть благодаря тому, что он хочет решить этот вопрос, а он разрешим только на ступени трепета и веры, представляющей собой суть принятия на себя ярма Царства Небесного, обретаемого только посредством Света, заключенного в Торе и заповедях, следовательно ему приходится возлюбить Тору. Поэтому «всегда я говорю о ней»! Так как всегда возникает вопрос «что», и желает он укрепиться, и нигде не найти сил для того, чтобы укрепиться, кроме как в Торе. Это и есть «делает Она меня мудрее врагов моих», поскольку, благодаря тому, что в вопросах всегда приходит враг, ему приходится притянуть Свет Торы, во всяком случае, он становится мудрее с помощью Торы.

hЭарот вэБэюрим

16) Становится мудрее.
Пояснение. 1) Он прилепляется к Творцу и это называется мудрец. 2) Он удостаивается Света, заключенного в Торе и заповедях, называющегося Хохма (мудрость). 3) Адмор, да будет память о нем благословенна [т.е. рав Барух Ашлаг] говорил: «Всякий, кто идет по пути веры выше разума, становится умнее и мудрее».
 
[Окончание текста рава Баруха Ашлага]

А кто был причиной всего этого? Разве не враг, то есть [разве это не произошло] благодаря вопросу «Что [это за служба у вас]»?


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments