Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Бааль Шем Тов. Служение Г-споду. Черновик. Перепечатка запрещена

Кэтэр Шем Тов

Дополнения

223

Служение Г-спод
у

[Оригинал опубликован здесь]

Бааль Шем Тов, да пребудет душа его в Эдеме, сказал {455}: когда все, что человек видит, и все, что человек слышит {456}, есть провозглашение и передача с Небес наставлений о служении Г-споду, да будет Он восславлен {457}, только тогда он обязательно понимает, что он видит и что он слышит; и не свойственно ему, Б-же упаси, ошибаться в том, каково предназначение того, что он слышал, и того, что он видел. И правильное понимание предназначения того, что он слышит и видит, приходит благодаря тому, что «душа человека научит его» [1].

Понятие «душа человека научит его» означает, что человек удостаивается озарений разума и к нему свыше нисходят различные разъяснения по поводу того, какие выводы о служении нужно сделать в связи с тем, что он увидел и услышал; и таким образом человек приходит к пониманию наставлений с Небес о служении Г-споду.

Бааль Шем Тов, да пребудет душа его в Эдеме, говорил, каков самый надежный путь к [состоянию] «душа человека научит его», а именно: 1) пламя берущего за душу псалма из книги Теhилим, 2) совершать добрые дела на благо евреев, работая не только ради собственного благосостояния, и 3) самоотверженная любовь к Израилю.

Бааль Шем Тов, да пребудет душа его в Эдеме, видел больше псалмопевцев, обретших раскрытие состояния «душа человека научит его», чем знатоков Торы, пишущих к ней Хидушим [2] и Пильпулим [3].

Бааль Шем Тов, да пребудет душа его в Эдеме, говорил, что берущий за душу псалом из книги Теhилим, приложение усилий для того, чтобы совершать добрые дела на благо евреев, будь то в материальном или духовном мире, и любовь к Израилю – это ключи, подходящие ко всем замкам дверей, ведущих в чертоги милосердия, излечения, избавления и благосостояния {458}.

---------------------------
Примечания переводчика.
[1] Выражение «душа человека научит его» составлено из фрагментов двух стихов: 1) Душа человека – лампада Г-сподня (Мишлей 20, 27); 2) Счастлив тот человек, кого Ты наказываешь и кого Ты Торе Своей обучаешь (Теhилим 94,12)
[2] Хидушим – новые толкования книг письменной и устной Торы
[3] Пильпулим – сложные и запутанные талмудические рассуждения

---------------------------
Редакционные примечания

{455} См. [рабби Йосеф Йицхак Шнеерсон] Сэфэр haСихот, лето 5700 [т.е. 1940], стр.11

{456} См. [рабби Менахем Мендл Шнеерсон]  Ликутей Сихот, ч. 8, стр. 338 в примечаниях: то что человек видит ... слышит: отметим [слова] из [Вавилонского Талмуда, трактат] Недарим, [стр.] 64Б, что слепой считается как будто бы мертвым, а также из [трактата] Бава Кама [стр.] 85Б, что лишивший человека слуха возмещает ущерб полностью [и материальный ущерб, и за физические страдания, и за лечение, и за простой, и за унижение], отметим также [рабби Шнеур Залман из Ляд], Ликутей Тора, начиная со слов: «Необходимо разобраться, в чем смысл второго праздничного дня» (на книгу Дварим, см. пп. 91, 3 и далее).

{457} См. [рабби Менахем Мендл Шнеерсон]  Ликутей Сихот, ч. 34, стр. 166: И это соответствует изречению наших мудрецов, да будет память о них благословенна: «Не может человек постичь помыслы своего Рава, пока не пройдут сорок лет» [Вавилонский Талмуд, трактат Авода Зара, стр. 5Б], Необходимо найти источник этого учения Бааль Шем Това в письменной Торе ... Ибо это учение является одной из основ учения хасидизма: «все без исключения, что человек видит или слышит – это руководящее указание о том, как служить Г-споду; и такова концепция служения: из всего этого понять и осмыслить, каков путь служения Г-споду».

И следовательно все, что происходит с мужем Израиля, он должен «изучать» (так, как если бы он изучал это из Торы), пока не сможет извлечь из этого наставления, как служить своему Создателю.

И это объясняется в приведенном выше изречении наших мудрецов, да будет память о них благословенна, что изучают это потому, что «не может человек постичь помыслы своего Рава», исходя из сказанного: «Вы видели [все, что сделал Г-сподь пред очами вашими в земле Египетской с фараоном и со всеми рабами его и со всей землей его, те испытания великие, что видели очи твои, знамения и чудеса те великие,] и не дал вам Г-сподь ни сердца, чтобы познать, [ни очей, чтобы увидеть, ни ушей, чтобы услышать,] до сего дня» [Дварим, 29, 1 - 3]. Из чего, на первый взгляд, явствует, что слова Торы необходимо понимать, так, что время, пока не постигнут «помыслы своего Рава», ты проведешь там, где глубина [сердца] обращена к глубине [4], скрытой в словах Торы, которую Рав учит со своим учеником, но что касается «испытаний великих» и «знамений и чудес», явленных органам чувств, то, когда ты видел чудеса в первый раз, все уже было усвоено, почему же об этом нужно говорить: «Не может человек постичь помыслы своего Рава, пока не пройдут сорок лет»?

И по этому поводу нужно сказать, что в этих чудесах были скрыты наставления о служении Г-споду, и в этом заключается цель, которую ставит Святой [Творец], да будет Он восславлен, совершая эти чудеса (то, что из них следует, должны изучать в Нью-Йорке «и придать» [5] силу служению своему Создателю). И в детали этих наставлений можно углубляться все больше и больше, пока по истечении сорока лет до конца не будут постигнуты помыслы, которые имел Святой [Творец], да будет Он восславлен, совершая эти чудеса.

Но для этого нужно углубляться в детали этих чудес ... Ибо тогда, по истечении сорока лет, будет постигнута глубина смысла наставлений, заключенных в них.

Кроме того, совершенно во всем, что человек видит или слышит, заключены наставление и урок (как и в словах Торы), и их надо понять и изучать их, и уточнять их, чтобы по истечении сорока лет укоренилось в нем «постижение помыслов его Рава».

{458} См. [рабби Йосеф Йицхак Шнеерсон] Сэфэр haСихот, лето 5700 [т.е. 1940], стр.73
---------------------------
Примечания переводчика.
[4] Первая глубина – это глубина сердца, из которой молитва человека взывает ко второй глубине – к глубине сокровенной Высшей Мудрости, находящейся на самом Верху мироздания, где находится Источник, наделяющий все сущее (книга Зоар, Ахарей Мот, стр. 85, пп. 145 – 146)
[5] Буквально «взять». В тексте в кавычки взято слово «вэЙиккху», которое используется в стихе Шемот 27, 20: Ты же вели сынам Израилевым, чтобы они доставляли тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы зажигать лампады постоянно.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments