Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Б. Ашлаг. Шамати. 1. Понятие "Шхина в изгнании". Черновик, перепечатка запрещена

Услышано мною [от Бааль Сулама] в первый [день недели, в которую читалось недельное чтение] Йитро, 5704 года [5-6 февраля 1944 года]

Вот написано (Дварим 4, 35) «Нет никого помимо Него» [1], и это означает, что нет никакой иной силы в мире, у которой бы имелась возможность сделать что-нибудь против Него, да будет Он восславлен. А то, что человек видит, и [то, что] кажется ему, что в мире есть объекты, противостоящие Высшим силам, вызвано тем, что такова воля Его, да будет Он восславлен.

hЭарот вэБэюрим
 

1) А то, что человек видит, и [то, что] кажется ему, что в мире есть объекты, противостоящие Высшим силам:
как вокруг себя, так и внутри себя, он видит, что, на первый взгляд, силы нечистоты и себялюбия доминируют и превозмогают силы Святости, любви к другим и любви к Г-споду, да будет Он восславлен.

[Продолжение текста рабби Баруха Ашлага]
 

И это есть стадия исправления, характеризующаяся словами: «Левая рука отталкивает, а правая – приближает», то есть то, что левая рука отталкивает, является частью исправления. Это означает, что есть вещи в мире, на первый взгляд, вызванные намерением увести человека с прямого пути, так как с их помощью он отталкивается от Святости. А полезно это отталкивание тем, что у человека формируется в полной мере такая потребность и такое желание, что он начинает нуждаться в том,  чтобы Творец, да будет Он восславлен, помог ему и воистину приблизил его к вечному слиянию [с Собой], поскольку иначе он видит, что пропал. Ибо мало того, что он не продвигается вперед в служении [Г-споду], но он к тому же видит, что идет назад. То есть даже не ради самой Торы нет у него сил исполнять Тору и заповеди. Так как только по-настоящему преодолевая все препятствия [верой] выше разума, он может исполнять Тору и заповеди, иначе он вынужден, Б-же упаси, сойти с пути Г-сподня, даже [если он находится на нем] не ради самой Торы. И не всегда есть у него сила преодоления выше разума, и всегда у него отрицательное преобладает над положительным, то есть падений больше, чем подъемов. И он не видит выхода из этой ситуации, и поэтому кажется ему, что никогда не достигнет Святости, потому что он видит, что даже самую малость ему трудно выполнить и может он это сделать только силой преодоления выше разума, но он не всегда способен преодолевать, что же его в результате ждет?

Тогда он приходит к решению, что нет никого, кто бы мог помочь  кроме Святого [Творца], да будет Он восславлен, Собственной Персоной. И это воистину заставляет его молить всем сердцем, чтобы Г-сподь отверз очи его и сердце его и на самом деле приблизил его к вечному слиянию с Г-сподом. Из этого следует, что все отталкивание, что он претерпевал, было только от Г-спода. Не потому, что с ним что-то было не в порядке, что он был неспособен к преодолению, но [именно] у тех людей, которые воистину желают приблизиться к Г-споду, [происходит это] для того, чтобы человек не довольствовался малым, то есть чтобы он не оставался маленьким ребенком, не имеющим разума, ему поэтому дается помощь свыше, чтобы он не мог сказать: «Слава Б-гу, есть у меня Тора и заповеди и добрые дела, и чего мне еще не хватает?» И именно если у человека, на самом деле, есть истинное желание, он получает помощь свыше, и ему всегда показывают, насколько плохо у него обстоят дела при текущих обстоятельствах. То есть ему посылают размышления, мысли и всякого рода аргументы против служения, и это для того, чтобы он увидел, что не находится в полном единении с Г-сподом.  И сколько бы усилий он ни прилагал, он всегда видит, насколько положение, в котором он находится, далеко от Святости; напротив, остальные люди, совершающие служение, ощущают себя в полном единении с Г-сподом; а у него всегда есть жалобы и претензии, и он не может понять смысл поведения Творца, того как Он ведет себя с ним, и это причиняет ему боль – почему он не находится в полном единении со Святым [Творцом], да будет Он восславлен? Пока он не приходит именно к такому ощущению, что нет у него никакой доли в Святости. И хотя он иногда получает какое-то пробуждение свыше, оживляющее его на время, но он тотчас же очень низко падает. Но именно благодаря этому он приходит к осознанию того, что только Г-сподь может помочь ему и на самом деле приблизить его к Себе.

***
 

Человек
должен прилагать усилия к тому, чтобы идти путем соединения с Ним, да будет Он восславлен, то есть чтобы все его помыслы были о Нем, да будет Он восславлен. Даже оказавшись в наихудшей ситуации, когда не может быть большего падения, большей униженности и большей инфантильности – да не выйдет он из-под власти Его, да будет Он восславлен, говоря, что существует иная сила, не дающая ему подступиться к Святости, и в ее власти облагодетельствовать или принести зло. Пояснение. Не думай, что существует сила Ситры Ахры («другой стороны», т.е. нечистая сила), не позволяющая человеку вершить добрые дела и ходить путями Г-спода, да будет Он восславлен, но все деяниния исходят от Г-спода. И все зависит от Него, да будет Он восславлен, то есть Г-сподь, да будет Он восславлен, не пускает его в Царский Дворец.

И об этом говорил Бааль Шем Тов, что когда кто-то говорит, что в мире есть другая сила, то есть Клипот (нечистые силы), то этот человек находится на ступени «и служили богам иным» [Дварим 11, 16], ибо не обязательно именно отрицая существование Б-га, он совершает прегрешение, но и если он думает, что есть еще власть и сила помимо Г-спода, он совершает прегрешение. И более того, если кто-то говорит, что у человека есть власть над самим собой, то есть говорит: вчера он сам не желал идти путями Г-спода, - об этом также говорится, что он совершает  прегрешение отрицания существования Б-га, то есть он не верит, что только Творец управляет миром.

Однако, когда он совершил какое-то прегрешение, он, конечно же, должен расстраиваться и сожалеть о прегрешении, которое он совершил; и здесь мы должны надлежащим образом направить эти горести и страдания – в зависимости от того, как он определяет причину, вызвавшую это прегрешение, и именно по этому поводу необходимо горевать. При этом он должен остерегаться и не горевать потому, что он желал совершить прегрешение, а горевать потому, что Г-сподь, да будет Он восславлен, изгнал его из Царского Дворца и он больше не может служить Ему.

hЭарот вэБэюрим
 

2)
В этой статье он очерчивает перед нами, как он представляет себе веру в то, что Г-сподь, да будет Он восславлен, индивидуально управляет каждым человеком.

В общих чертах, наш господин, учитель и рав, да будет память о нем благословенна, [т.е. рабби Барух Ашлаг] описывал структуру человеческого служения, разделяя его на две части:

А) Правая линия, то есть линия веры в индивидуальное управление, позитивная линия, то есть человек старается увидеть лишь величие Творца и благодарит Его за Его добрые дела. А что касается отрицательных вещей, которые он видит, то он верит, что все есть абсолютное добро.

Б) Левая линия, то есть линия награды и наказания, негативная линия, то есть человек старается увидеть собственные провалы, и видит все свои прегрешения и преступления, и сожалеет о них, и страстно молит Г-спода, чтобы Он помог ему исправить его недостатки.

А в этой его статье новым является предостережение, что и левая линия должна быть построена на вере в индивидуальное управление, то есть, что причиной его горя и сожаления о совершенном прегрешении должно быть то, что Святой [Творец], да будет Он восславлен, изгнал его из Своего Дворца, и об этом он должен сожалеть и просить об исправлении.

[Продолжение текста рабби Баруха Ашлага]
 

И
должен человек горевать, говоря при этом: «То, что я совершил прегрешение, произошло потому, что Святой [Творец], да будет Он восславлен, отдалил меня от Святости, изгнав туда, где полно нечистот, в грязную часть отхожего места. То есть Г-сподь дал мне желание и стремление получать удовольствие и вдыхать воздух там, где полно нечистот и вони». (И можно отметить, что это объясняет приведенные в книгах слова, что иногда человек перевоплощается в свинью, ибо человек получает желание и стремление обрести жизнь от весьма  низких вещей, о которых он [т.е. Бааль Сулам] уже говорил, что они есть нечистоты и экскременты, а теперь он хочет обрести от них пищу).

И подобным же образом, когда человек чувствует, что теперь находится в состоянии подъема, и ощущает хоть какой-то вкус в служении, и есть у него желание и стремление служить Г-споду, да не скажет он: «Сейчас я в таком состоянии, при котором я понимаю, что достоин быть служителем Г-спода», но он должен знать, что теперь он нашел милость в глазах Г-спода, да будет Он восславлен; поэтому Святой [Творец], да будет Он восславлен, приближает его к Себе, и поэтому он теперь ощущает вкус в служении. И да будет он осторожен, чтобы даже раз не уйти из-под власти Святости, говоря что существует кто-то еще, совершающий какие-то деяния, кроме Святого [Творца], да будет Он восславлен.

(Однако отсюда следует, что смысл понятия «найти милость в глазах Г-спода» или наоборот заключается в следующем: то, изгоняет ли Творец, да будет Он восславлен, человека из Царского Дворца, не зависит от самого человека, и нет у человека никакого выбора, совершить ли какое-то действие, но все зависит от Г-спода; и известно, что теперь он нашел милость в глазах Г-спода, а потом – нет, и не во власти человека понять это своим внешним разумом. И однажды он [т.е. Бааль Сулам] говорил, что это подобно человеку, который плывет по реке и начинает тонуть, и приходит один человек и подталкивает его, [чтобы спасти]. И когда, вслед за его толчками [тонущий] начинает прилагать усилия, он выходит из воды. Но если [пришедший] подталкивает [тонущего], а тот плывет лишь благодаря усилиям толкающего, то в конце концов, он остается там и погибает, так как он не желает или не находит сил использовать получаемые им толчки, и тогда его перестают подталкивать).

hЭарот вэБэюрим
 

3)
Возникает вопрос: как ему правильно поступить? И необходимо понять, что он должен молиться Г-споду, да будет Он восславлен, чтобы Он дал ему силы извлечь пользу из толчков, которые он получает, пока он не привыкнет к работе настолько, что она станет для него обычным делом, и пока он не будет ее выполнять не только, когда его подталкивают. И это подобно написанному по поводу слов: «Когда ты будешь возжигать лампады» [Бамидбар 8, 2], что [нужно зажигать лампады до тех пор], пока пламя не будет подниматься само [комментарий Раши к этому стиху, Раши цитирует слова из Вавилонского Талмуда, трактат Шабат, стр. 21А]. .

[Окончание текста рабби Баруха Ашлага]
 

И подобным же образом,
когда он горюет о том, что Святой [Творец], да будет Он восславлен, не приближает его к Себе, он также должен остерегаться, чтобы его помыслы не были о самом себе, то есть о том, что он удален от Г-спода, ибо это превращает его в получающего ради собственной выгоды, а получающий отделен [от Творца]. Но он должен горевать о том, что Шхина находится в изгнании, то есть он вызывает страдания Шхины. И человек должен рисовать в своем воображении, что он испытывает страдания и боль от того, что находится далеко от Царского Дворца, поскольку он есть часть Святой Шхины, поэтому основная часть страданий испытывается всем [организмом] в целом, а не отдельным органом. Например если у человека болит какой-то маленький орган, то в любом случае, боль пронизывает все тело, вплоть до того, что можно сказать, что страдания и боль, испытываемые органами, ощущаются, в основном, только в мозгу и в сердце, ибо сердце и мозг составляют человека в целом. И конечно же, сила ощущения отдельного органа несравнима с силой ощущения на уровне человека в целом, где ощущается основная часть боли. Подобным же образом обстоит дело с болью, которую человек ощущает от того, что удален от Г-спода, поскольку человек представляет собой отдельный орган Святой Шхины, ибо Святая Шхина есть вся душа Израиля в целом, поэтому ее ощущения несравнимы с ощущением частной боли, которую он испытывет из-за того, что находится далеко от Царского Дворца, поскольку [ее ощущения] по силе сравнимы с общей болью, будучи страданиями Шхины от того, что ее органы отдалились от нее и она не может снабжать свои органы всем необходимым. (И необходимо понять, что это то, о чем говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна ([Вавилонский Талмуд, трактат] Санhедрин, стр. 46А): «Когда человек страдает, Шхина говорит такими словами: голова моя тяжела для меня, руки мои тяжелы для меня»).  И благодаря тому, что [человек] страдая о том, что он далек [от Царского Дворца], думает не о себе, он избавляет себя от падения под власть желания получать ради себя, что является ступенью отделения от Святости.

И в том состоянии, когда он ощущает, что немного приблизился к Святости, когда он рад, что удостоился снискать милость в глазах Святого [Творца], да будет Он восславлен, его помыслы должны быть также о Святой Шхине, а не о себе. Ибо и тогда ему надлежит думать, что основная радость должна испытываться потому, что сейчас радость испытывается выше, Святой Шхиной, от того, что у Нее есть, куда приблизить к Себе свою составную часть, и Она не должна изгонять Свою составную часть от Себя прочь. И именно тому, что человек удостоился обрадовать Шхину, он радуется. И это также связано с уже упоминавшейся мыслью, что радость составной части – это только часть радости общего целого. И благодаря этим мыслям он избавляется от своей обособленности и не попадает в плен под власть Ситры Ахры (буквально: оборотной стороны [т.е. нечистой силы]), представляющей собой желание получать ради собственной выгоды.

И хотя желание получать неизбежно по той причине, что оно составляет всего человека, ибо то, что есть в человеке помимо желания получать, не принадлежит творению, а мы относим это к Творцу, однако желание получать наслаждение должно быть исправлено [т.е. превращено] в [желание] с альтруистической мотивацией. То есть, удовольствие и радость, обретаемые желанием получать, должны мотивироваться тем, что удовольствие и радость от того, что творения получают удовольствие, испытываются свыше, ибо целью Творения было облагодетельствовать Его создания. И это называется радостью Шхины свыше. Это и есть заповеданная радость [Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, стр. 30Б].

И поэтому человек обязан размышлять о том, каким образом он может доставить удовольствие своему Создателю, и несомненно, благодаря тому, что он получит удовольствие, будет испытано удовольствие свыше; поэтому он всегда жаждет быть в Царском дворце, чтобы была у него возможность наслаждаться сокровищами Царя, и от этого, несомненно, испытывается удовольствие свыше; следовательно каждое желание должно ощущаться исключительно во имя Небес. (Возможно, это является объяснением высказывания наших мудрецов, да будет память о них благословенна ([Вавилонский Талмуд, трактат] Шабат, стр. 30Б: «Шхина пребывает [на человеке] только от радости»).

-------------------------------------
Примечание переводчика
[1] Приведенная цитата из Танаха («Нет никого помимо Него») взята из недельного чтения Ваэтханан. В чтении Ваэтханан, как и в чтении Йитро, упомянутом в подзаголовке, перечисляются Десять заповедей. Анализ текста статьи позволяет предположить, что она посвящена объяснению первых двух заповедей: «Я – Г-сподь, Б-г твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» и «Да не будет у тебя богов иных при Лике Моем. Не сотвори себе кумира и никакого подобия того, что в небесах, наверху, и того, что в земле, внизу, и того, что в водах, ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я - Г-сподь Б-г твой, Б-г-Ревнитель, Помнящий вину отцов сыновьям до третьего и четвертого поколения ненавидящих Меня и Творящий милость тысячам поколений любящих Меня и соблюдающих заповеди Мои».
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments