Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Б. Ашлаг. Шамати. 1. Понятие "Шхина в изгнании". Черновик, перепечатка запрещена

Услышано мною [от Бааль Сулама] в первый [день недели, в которую читалось недельное чтение] Йитро, 5704 года [5-6 февраля 1944 года]

Вот написано (Дварим 4, 35) «Нет никого помимо Него» [1], и это означает, что нет никакой иной силы в мире, у которой бы имелась возможность сделать что-нибудь против Него, да будет Он восславлен. А то, что человек видит, и [то, что] кажется ему, что в мире есть объекты, противостоящие Высшим силам, вызвано тем, что такова воля Его, да будет Он восславлен.

hЭарот вэБэюрим
 

1) А то, что человек видит, и [то, что] кажется ему, что в мире есть объекты, противостоящие Высшим силам:
как вокруг себя, так и внутри себя, он видит, что, на первый взгляд, силы нечистоты и себялюбия доминируют и превозмогают силы Святости, любви к другим и любви к Г-споду, да будет Он восславлен.

[Продолжение текста рабби Баруха Ашлага]
 

И это есть стадия исправления, характеризующаяся словами: «Левая рука отталкивает, а правая – приближает», то есть то, что левая рука отталкивает, является частью исправления. Это означает, что есть вещи в мире, на первый взгляд, вызванные намерением увести человека с прямого пути, так как с их помощью он отталкивается от Святости. А полезно это отталкивание тем, что у человека формируется в полной мере такая потребность и такое желание, что он начинает нуждаться в том,  чтобы Творец, да будет Он восславлен, помог ему и воистину приблизил его к вечному слиянию [с Собой], поскольку иначе он видит, что пропал. Ибо мало того, что он не продвигается вперед в служении [Г-споду], но он к тому же видит, что идет назад. То есть даже не ради самой Торы нет у него сил исполнять Тору и заповеди. Так как только по-настоящему преодолевая все препятствия [верой] выше разума, он может исполнять Тору и заповеди, иначе он вынужден, Б-же упаси, сойти с пути Г-сподня, даже [если он находится на нем] не ради самой Торы. И не всегда есть у него сила преодоления выше разума, и всегда у него отрицательное преобладает над положительным, то есть падений больше, чем подъемов. И он не видит выхода из этой ситуации, и поэтому кажется ему, что никогда не достигнет Святости, потому что он видит, что даже самую малость ему трудно выполнить и может он это сделать только силой преодоления выше разума, но он не всегда способен преодолевать, что же его в результате ждет?

Тогда он приходит к решению, что нет никого, кто бы мог помочь  кроме Святого [Творца], да будет Он восславлен, Собственной Персоной. И это воистину заставляет его молить всем сердцем, чтобы Г-сподь отверз очи его и сердце его и на самом деле приблизил его к вечному слиянию с Г-сподом. Из этого следует, что все отталкивание, что он претерпевал, было только от Г-спода. Не потому, что с ним что-то было не в порядке, что он был неспособен к преодолению, но [именно] у тех людей, которые воистину желают приблизиться к Г-споду, [происходит это] для того, чтобы человек не довольствовался малым, то есть чтобы он не оставался маленьким ребенком, не имеющим разума, ему поэтому дается помощь свыше, чтобы он не мог сказать: «Слава Б-гу, есть у меня Тора и заповеди и добрые дела, и чего мне еще не хватает?» И именно если у человека, на самом деле, есть истинное желание, он получает помощь свыше, и ему всегда показывают, насколько плохо у него обстоят дела при текущих обстоятельствах. То есть ему посылают размышления, мысли и всякого рода аргументы против служения, и это для того, чтобы он увидел, что не находится в полном единении с Г-сподом.  И сколько бы усилий он ни прилагал, он всегда видит, насколько положение, в котором он находится, далеко от Святости; напротив, остальные люди, совершающие служение, ощущают себя в полном единении с Г-сподом; а у него всегда есть жалобы и претензии, и он не может понять смысл поведения Творца, того как Он ведет себя с ним, и это причиняет ему боль – почему он не находится в полном единении со Святым [Творцом], да будет Он восславлен? Пока он не приходит именно к такому ощущению, что нет у него никакой доли в Святости. И хотя он иногда получает какое-то пробуждение свыше, оживляющее его на время, но он тотчас же очень низко падает. Но именно благодаря этому он приходит к осознанию того, что только Г-сподь может помочь ему и на самом деле приблизить его к Себе.

***
 

Человек
должен прилагать усилия к тому, чтобы идти путем соединения с Ним, да будет Он восславлен, то есть чтобы все его помыслы были о Нем, да будет Он восславлен. Даже оказавшись в наихудшей ситуации, когда не может быть большего падения, большей униженности и большей инфантильности – да не выйдет он из-под власти Его, да будет Он восславлен, говоря, что существует иная сила, не дающая ему подступиться к Святости, и в ее власти облагодетельствовать или принести зло. Пояснение. Не думай, что существует сила Ситры Ахры («другой стороны», т.е. нечистая сила), не позволяющая человеку вершить добрые дела и ходить путями Г-спода, да будет Он восславлен, но все деяниния исходят от Г-спода. И все зависит от Него, да будет Он восславлен, то есть Г-сподь, да будет Он восславлен, не пускает его в Царский Дворец.

И об этом говорил Бааль Шем Тов, что когда кто-то говорит, что в мире есть другая сила, то есть Клипот (нечистые силы), то этот человек находится на ступени «и служили богам иным» [Дварим 11, 16], ибо не обязательно именно отрицая существование Б-га, он совершает прегрешение, но и если он думает, что есть еще власть и сила помимо Г-спода, он совершает прегрешение. И более того, если кто-то говорит, что у человека есть власть над самим собой, то есть говорит: вчера он сам не желал идти путями Г-спода, - об этом также говорится, что он совершает  прегрешение отрицания существования Б-га, то есть он не верит, что только Творец управляет миром.

Однако, когда он совершил какое-то прегрешение, он, конечно же, должен расстраиваться и сожалеть о прегрешении, которое он совершил; и здесь мы должны надлежащим образом направить эти горести и страдания – в зависимости от того, как он определяет причину, вызвавшую это прегрешение, и именно по этому поводу необходимо горевать. При этом он должен остерегаться и не горевать потому, что он желал совершить прегрешение, а горевать потому, что Г-сподь, да будет Он восславлен, изгнал его из Царского Дворца и он больше не может служить Ему.

hЭарот вэБэюрим
 

2)
В этой статье он очерчивает перед нами, как он представляет себе веру в то, что Г-сподь, да будет Он восславлен, индивидуально управляет каждым человеком.

В общих чертах, наш господин, учитель и рав, да будет память о нем благословенна, [т.е. рабби Барух Ашлаг] описывал структуру человеческого служения, разделяя его на две части:

А) Правая линия, то есть линия веры в индивидуальное управление, позитивная линия, то есть человек старается увидеть лишь величие Творца и благодарит Его за Его добрые дела. А что касается отрицательных вещей, которые он видит, то он верит, что все есть абсолютное добро.

Б) Левая линия, то есть линия награды и наказания, негативная линия, то есть человек старается увидеть собственные провалы, и видит все свои прегрешения и преступления, и сожалеет о них, и страстно молит Г-спода, чтобы Он помог ему исправить его недостатки.

А в этой его статье новым является предостережение, что и левая линия должна быть построена на вере в индивидуальное управление, то есть, что причиной его горя и сожаления о совершенном прегрешении должно быть то, что Святой [Творец], да будет Он восславлен, изгнал его из Своего Дворца, и об этом он должен сожалеть и просить об исправлении.

[Продолжение текста рабби Баруха Ашлага]
 

И
должен человек горевать, говоря при этом: «То, что я совершил прегрешение, произошло потому, что Святой [Творец], да будет Он восславлен, отдалил меня от Святости, изгнав туда, где полно нечистот, в грязную часть отхожего места. То есть Г-сподь дал мне желание и стремление получать удовольствие и вдыхать воздух там, где полно нечистот и вони». (И можно отметить, что это объясняет приведенные в книгах слова, что иногда человек перевоплощается в свинью, ибо человек получает желание и стремление обрести жизнь от весьма  низких вещей, о которых он [т.е. Бааль Сулам] уже говорил, что они есть нечистоты и экскременты, а теперь он хочет обрести от них пищу).

И подобным же образом, когда человек чувствует, что теперь находится в состоянии подъема, и ощущает хоть какой-то вкус в служении, и есть у него желание и стремление служить Г-споду, да не скажет он: «Сейчас я в таком состоянии, при котором я понимаю, что достоин быть служителем Г-спода», но он должен знать, что теперь он нашел милость в глазах Г-спода, да будет Он восславлен; поэтому Святой [Творец], да будет Он восславлен, приближает его к Себе, и поэтому он теперь ощущает вкус в служении. И да будет он осторожен, чтобы даже раз не уйти из-под власти Святости, говоря что существует кто-то еще, совершающий какие-то деяния, кроме Святого [Творца], да будет Он восславлен.

(Однако отсюда следует, что смысл понятия «найти милость в глазах Г-спода» или наоборот заключается в следующем: то, изгоняет ли Творец, да будет Он восславлен, человека из Царского Дворца, не зависит от самого человека, и нет у человека никакого выбора, совершить ли какое-то действие, но все зависит от Г-спода; и известно, что теперь он нашел милость в глазах Г-спода, а потом – нет, и не во власти человека понять это своим внешним разумом. И однажды он [т.е. Бааль Сулам] говорил, что это подобно человеку, который плывет по реке и начинает тонуть, и приходит один человек и подталкивает его, [чтобы спасти]. И когда, вслед за его толчками [тонущий] начинает прилагать усилия, он выходит из воды. Но если [пришедший] подталкивает [тонущего], а тот плывет лишь благодаря усилиям толкающего, то в конце концов, он остается там и погибает, так как он не желает или не находит сил использовать получаемые им толчки, и тогда его перестают подталкивать).

hЭарот вэБэюрим
 

3)
Возникает вопрос: как ему правильно поступить? И необходимо понять, что он должен молиться Г-споду, да будет Он восславлен, чтобы Он дал ему силы извлечь пользу из толчков, которые он получает, пока он не привыкнет к работе настолько, что она станет для него обычным делом, и пока он не будет ее выполнять не только, когда его подталкивают. И это подобно написанному по поводу слов: «Когда ты будешь возжигать лампады» [Бамидбар 8, 2], что [нужно зажигать лампады до тех пор], пока пламя не будет подниматься само [комментарий Раши к этому стиху, Раши цитирует слова из Вавилонского Талмуда, трактат Шабат, стр. 21А]. .

[Окончание текста рабби Баруха Ашлага]
 

И подобным же образом,
когда он горюет о том, что Святой [Творец], да будет Он восславлен, не приближает его к Себе, он также должен остерегаться, чтобы его помыслы не были о самом себе, то есть о том, что он удален от Г-спода, ибо это превращает его в получающего ради собственной выгоды, а получающий отделен [от Творца]. Но он должен горевать о том, что Шхина находится в изгнании, то есть он вызывает страдания Шхины. И человек должен рисовать в своем воображении, что он испытывает страдания и боль от того, что находится далеко от Царского Дворца, поскольку он есть часть Святой Шхины, поэтому основная часть страданий испытывается всем [организмом] в целом, а не отдельным органом. Например если у человека болит какой-то маленький орган, то в любом случае, боль пронизывает все тело, вплоть до того, что можно сказать, что страдания и боль, испытываемые органами, ощущаются, в основном, только в мозгу и в сердце, ибо сердце и мозг составляют человека в целом. И конечно же, сила ощущения отдельного органа несравнима с силой ощущения на уровне человека в целом, где ощущается основная часть боли. Подобным же образом обстоит дело с болью, которую человек ощущает от того, что удален от Г-спода, поскольку человек представляет собой отдельный орган Святой Шхины, ибо Святая Шхина есть вся душа Израиля в целом, поэтому ее ощущения несравнимы с ощущением частной боли, которую он испытывет из-за того, что находится далеко от Царского Дворца, поскольку [ее ощущения] по силе сравнимы с общей болью, будучи страданиями Шхины от того, что ее органы отдалились от нее и она не может снабжать свои органы всем необходимым. (И необходимо понять, что это то, о чем говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна ([Вавилонский Талмуд, трактат] Санhедрин, стр. 46А): «Когда человек страдает, Шхина говорит такими словами: голова моя тяжела для меня, руки мои тяжелы для меня»).  И благодаря тому, что [человек] страдая о том, что он далек [от Царского Дворца], думает не о себе, он избавляет себя от падения под власть желания получать ради себя, что является ступенью отделения от Святости.

И в том состоянии, когда он ощущает, что немного приблизился к Святости, когда он рад, что удостоился снискать милость в глазах Святого [Творца], да будет Он восславлен, его помыслы должны быть также о Святой Шхине, а не о себе. Ибо и тогда ему надлежит думать, что основная радость должна испытываться потому, что сейчас радость испытывается выше, Святой Шхиной, от того, что у Нее есть, куда приблизить к Себе свою составную часть, и Она не должна изгонять Свою составную часть от Себя прочь. И именно тому, что человек удостоился обрадовать Шхину, он радуется. И это также связано с уже упоминавшейся мыслью, что радость составной части – это только часть радости общего целого. И благодаря этим мыслям он избавляется от своей обособленности и не попадает в плен под власть Ситры Ахры (буквально: оборотной стороны [т.е. нечистой силы]), представляющей собой желание получать ради собственной выгоды.

И хотя желание получать неизбежно по той причине, что оно составляет всего человека, ибо то, что есть в человеке помимо желания получать, не принадлежит творению, а мы относим это к Творцу, однако желание получать наслаждение должно быть исправлено [т.е. превращено] в [желание] с альтруистической мотивацией. То есть, удовольствие и радость, обретаемые желанием получать, должны мотивироваться тем, что удовольствие и радость от того, что творения получают удовольствие, испытываются свыше, ибо целью Творения было облагодетельствовать Его создания. И это называется радостью Шхины свыше. Это и есть заповеданная радость [Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, стр. 30Б].

И поэтому человек обязан размышлять о том, каким образом он может доставить удовольствие своему Создателю, и несомненно, благодаря тому, что он получит удовольствие, будет испытано удовольствие свыше; поэтому он всегда жаждет быть в Царском дворце, чтобы была у него возможность наслаждаться сокровищами Царя, и от этого, несомненно, испытывается удовольствие свыше; следовательно каждое желание должно ощущаться исключительно во имя Небес. (Возможно, это является объяснением высказывания наших мудрецов, да будет память о них благословенна ([Вавилонский Талмуд, трактат] Шабат, стр. 30Б: «Шхина пребывает [на человеке] только от радости»).

-------------------------------------
Примечание переводчика
[1] Приведенная цитата из Танаха («Нет никого помимо Него») взята из недельного чтения Ваэтханан. В чтении Ваэтханан, как и в чтении Йитро, упомянутом в подзаголовке, перечисляются Десять заповедей. Анализ текста статьи позволяет предположить, что она посвящена объяснению первых двух заповедей: «Я – Г-сподь, Б-г твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» и «Да не будет у тебя богов иных при Лике Моем. Не сотвори себе кумира и никакого подобия того, что в небесах, наверху, и того, что в земле, внизу, и того, что в водах, ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я - Г-сподь Б-г твой, Б-г-Ревнитель, Помнящий вину отцов сыновьям до третьего и четвертого поколения ненавидящих Меня и Творящий милость тысячам поколений любящих Меня и соблюдающих заповеди Мои».
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments