Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. Предисловие к Учению о 10 Сфирот, п. 12 (черновик, перепечатка запрещена)

Но, на первый взгляд, эти их слова наводят на размышления: разве нам не встречалось множество изучающих [Тору], которым занятия Торой не пошли на пользу настолько, чтобы они, благодаря Свету, заключенному в ней, удостоились прийти к [служению] ради самой Торы. Однако занятия Торой и заповедями не ради самой Торы означают, что [занимающийся] верит в Г-спода, да будет Он восславлен, в Тору и в награду и наказание, и он занимается Торой потому, что Г-сподь, да будет Он восславлен, заповедал заниматься, но он доставляет удовольствие своему Создателю наряду с самоуслаждением. И если после всех усилий, что он приложил, занимаясь Торой и заповедями, ему станет понятно, что эти занятия и большие усилия не доставили ему никакого наслаждения, и никакой личной выгоды, он сожалеет обо всех своих трудах, ибо с самого начала он внушал себе, что и он должен получить наслаждение от своих трудов; и это пример того, что называется «не ради самой Торы» (как написано в Тосефот [к Вавилонскому Талмуду, трактат] Рош hаШана, стр. 4[А], начиная со слова «Дабы»[1]). И несмотря на это, наши мудрецы, да будет память о них благословенна, позволяли начинать занятия Торой и заповедями также и не ради самой Торы, потому что от «не ради самой Торы» он приходит к «ради самой Торы», как объяснялось выше; однако, несомненно, если тот, кто занимается, еще не удостоился веры в Г-спода, да будет Он восславлен, и в Его Тору, а живет в сомнениях, Б-же упаси, то не о нем говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна, что от «не ради самой Торы» он приходит к «ради самой Торы», и не о нем говорили они (в Мидраш Рабба, во Введении в Эйха [Рабба], а также в Иерусалимском Талмуде, [трактат] Хагига, глава 1, hалаха 7), что благодаря тому, что [люди] занимаются [Торой], Свет, заключенный в Ней, возвращает их на путь истинный, ибо Свет, заключенный в Торе, светит только тому, кто верит; и более того, этот Свет тем сильнее, чем сильнее его вера, но что касается тех, кому, не дай Б-г, не достает веры, то происходит обратное, как сказано: Для тех, кто идут неверным путем, в Ней заключен смертельный яд ([Вавилонский Талмуд, трактат] Шабат, стр. 88[Б]), ибо они из Торы обретают тьму, и затмеваются их очи.

Ор Шалом
 

Но он доставляет удовольствие своему Создателю наряду с самоуслаждением.
Пояснение. Он совершает действия, которые носят смешанный характер. То есть он совершает действие и хочет, чтобы это действие приносило выгоду и наслаждение двоим: Святому [Творцу], да будет Он восславлен, и ему, - и чтобы одно происходило наряду с другим. И об этом говорят, что он занимается Торой не ради самой Торы. То есть, на самом деле, он намеревается [совершить это действие] ради Святого [Творца], да будет Он восславлен, но хочет себе долю от этого деяния.

Но что касается тех, кому, не дай Б-г, не достает веры, то происходит обратное.
Пояснение. Тому, кто испытывает сомнения в вере, «не ради самой Торы» не только не помогает прийти к «ради самой Торы», но происходит обратное.
------------------------
[1] Примечание переводчика. Написано в Вавилонском Талмуде, трактат Рош hаШана, стр. 4А: Сказанное в Барайте: «Тот, кто говорит: ‘Даю эту монету на благотворительность, дабы жили мои сыновья и дабы благодаря своему приношению, удостоился я жизни в мире грядущем’, - это абсолютный праведник», - не [было бы] трудно [понять, если бы] здесь [шла речь] о народе Израиля, [но] здесь [в стихе Эзра, 6, 10, речь идет] об идолопоклонниках. Тосефот комментируют слова: «Дабы жили мои сыновья» так: И вот, что учит [Мишна], первая глава трактата Авот (мишна 3): «Не будьте подобны рабам, что служат господину ради получения вознаграждения», то есть не будьте среди народов мира, которые изначально не приемлют [если молитва остается без ответа].
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments