Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. Предисловие к Учению о 10 Сфирот, п. 12 (черновик, перепечатка запрещена)

Но, на первый взгляд, эти их слова наводят на размышления: разве нам не встречалось множество изучающих [Тору], которым занятия Торой не пошли на пользу настолько, чтобы они, благодаря Свету, заключенному в ней, удостоились прийти к [служению] ради самой Торы. Однако занятия Торой и заповедями не ради самой Торы означают, что [занимающийся] верит в Г-спода, да будет Он восславлен, в Тору и в награду и наказание, и он занимается Торой потому, что Г-сподь, да будет Он восславлен, заповедал заниматься, но он доставляет удовольствие своему Создателю наряду с самоуслаждением. И если после всех усилий, что он приложил, занимаясь Торой и заповедями, ему станет понятно, что эти занятия и большие усилия не доставили ему никакого наслаждения, и никакой личной выгоды, он сожалеет обо всех своих трудах, ибо с самого начала он внушал себе, что и он должен получить наслаждение от своих трудов; и это пример того, что называется «не ради самой Торы» (как написано в Тосефот [к Вавилонскому Талмуду, трактат] Рош hаШана, стр. 4[А], начиная со слова «Дабы»[1]). И несмотря на это, наши мудрецы, да будет память о них благословенна, позволяли начинать занятия Торой и заповедями также и не ради самой Торы, потому что от «не ради самой Торы» он приходит к «ради самой Торы», как объяснялось выше; однако, несомненно, если тот, кто занимается, еще не удостоился веры в Г-спода, да будет Он восславлен, и в Его Тору, а живет в сомнениях, Б-же упаси, то не о нем говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна, что от «не ради самой Торы» он приходит к «ради самой Торы», и не о нем говорили они (в Мидраш Рабба, во Введении в Эйха [Рабба], а также в Иерусалимском Талмуде, [трактат] Хагига, глава 1, hалаха 7), что благодаря тому, что [люди] занимаются [Торой], Свет, заключенный в Ней, возвращает их на путь истинный, ибо Свет, заключенный в Торе, светит только тому, кто верит; и более того, этот Свет тем сильнее, чем сильнее его вера, но что касается тех, кому, не дай Б-г, не достает веры, то происходит обратное, как сказано: Для тех, кто идут неверным путем, в Ней заключен смертельный яд ([Вавилонский Талмуд, трактат] Шабат, стр. 88[Б]), ибо они из Торы обретают тьму, и затмеваются их очи.

Ор Шалом
 

Но он доставляет удовольствие своему Создателю наряду с самоуслаждением.
Пояснение. Он совершает действия, которые носят смешанный характер. То есть он совершает действие и хочет, чтобы это действие приносило выгоду и наслаждение двоим: Святому [Творцу], да будет Он восславлен, и ему, - и чтобы одно происходило наряду с другим. И об этом говорят, что он занимается Торой не ради самой Торы. То есть, на самом деле, он намеревается [совершить это действие] ради Святого [Творца], да будет Он восславлен, но хочет себе долю от этого деяния.

Но что касается тех, кому, не дай Б-г, не достает веры, то происходит обратное.
Пояснение. Тому, кто испытывает сомнения в вере, «не ради самой Торы» не только не помогает прийти к «ради самой Торы», но происходит обратное.
------------------------
[1] Примечание переводчика. Написано в Вавилонском Талмуде, трактат Рош hаШана, стр. 4А: Сказанное в Барайте: «Тот, кто говорит: ‘Даю эту монету на благотворительность, дабы жили мои сыновья и дабы благодаря своему приношению, удостоился я жизни в мире грядущем’, - это абсолютный праведник», - не [было бы] трудно [понять, если бы] здесь [шла речь] о народе Израиля, [но] здесь [в стихе Эзра, 6, 10, речь идет] об идолопоклонниках. Тосефот комментируют слова: «Дабы жили мои сыновья» так: И вот, что учит [Мишна], первая глава трактата Авот (мишна 3): «Не будьте подобны рабам, что служат господину ради получения вознаграждения», то есть не будьте среди народов мира, которые изначально не приемлют [если молитва остается без ответа].
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments