Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. Предисловие к Учению о 10 Сфирот, п. 3

Чтобы на самом деле [нам] решить эту ставящую в тупик головоломку, говорится в тексте [Танаха]: «Вкусите и узрите, как добр Г-сподь» и т.д. [Теhилим, 34, 9]. Ведь те, кто соблюдает Тору и выполняет заповеди должным образом, - это те, кто вкушает вкус жизни, а также видит и свидетельствует, что Г-сподь добр, как писали наши мудрецы, да будет память о них благословенна: Он сотворил миры, чтобы облагодетельствовать Свои творения, так как Доброму присуще делать добро. Но тот, кто еще не вкусил жизни с соблюдением Торы и выполнением заповедей, совершенно не может понять и ощутить, что Г-сподь добр, в соответствии со словами наших мудрецов, да будет память о них благословенна: единственным мотивом Г-спода, да будет Он восславлен, при сотворении его было только облагодетельствовать его, и поэтому нет для него ничего более целесообразного, чем ходить путями Торы, соблюдать ее и выполнять заповеди должным образом. И об этом в Торе написано (недельное чтение Ницавим):  «Смотри, предложил Я тебе сегодня жизнь и добро, и смерть и зло» и т.д. [Дварим, 30, 15]. То есть перед тем, как была дана Тора, не было пред нами ничего кроме смерти и зла; пояснение: как писали наши мудрецы, да будет память о них благословенна, «Грешники при жизни своей называются мертвыми» [Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, стр.18Б], поскольку смерть для них лучше жизни, так как страдания и боль, испытываемые ими, чтобы обеспечить существование при такой их жизни, стоят слишком дорого по сравнению с тем малым удовольствием, которое они в этой жизни испытывают; однако теперь мы удостоились Торы и заповедей, выполняя которые мы удостаиваемся истинной жизни, счастливой и радостной для тех, кто ею живет, как написано «Вкусите и узрите, как добр Г-сподь»; и поэтому гласит текст [Торы]: «Смотри, предложил я тебе сегодня жизнь и добро», каких совершенно не было в вашем существовании до того, как была дана Тора. А заканчивается этот фрагмент так: «Избери же жизнь, дабы жил ты и потомство твое» [Дварим, 30, 19], что, на первый взгляд, является тавтологией: «Избери же жизнь, дабы жил ты», однако имеется в виду: жизнью соблюдающего Тору и выполняющего заповеди, - и тогда это истинная жизнь; напротив, жизнь без Торы и заповедей труднее смерти и об этом писали наши мудрецы, да будет память о них благословенна: «Грешники при жизни своей называются мертвыми», как уже объяснялось. И именно об этом говорит текст Торы: «Дабы жил ты и потомство твое», то есть жизнь без Торы не только совершенно лишает наслаждения тех, кто ею живет, но и лишает наслаждения других, то есть даже дети, рожденные у него, не приносят ему радости, ведь и жизнь этих детей будет труднее смерти, какое же наследство он им оставляет? Напротив, живущий Торой и заповедями удостоен не только наслаждения самой своей жизнью, он еще радуется и рождению детей, оставляя им в наследство эту счастливую жизнь, и об этом написано: «Дабы жил ты и потомство твое», ибо он испытывает дополнительное удовольствие от жизни своих детей и от того, что был ее причиной. 

Ор Шалом

Какое же наследство он им оставляет? То, что для него самого есть ничто?

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments