Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. Предисловие к Учению о 10 Сфирот, п. 3

Чтобы на самом деле [нам] решить эту ставящую в тупик головоломку, говорится в тексте [Танаха]: «Вкусите и узрите, как добр Г-сподь» и т.д. [Теhилим, 34, 9]. Ведь те, кто соблюдает Тору и выполняет заповеди должным образом, - это те, кто вкушает вкус жизни, а также видит и свидетельствует, что Г-сподь добр, как писали наши мудрецы, да будет память о них благословенна: Он сотворил миры, чтобы облагодетельствовать Свои творения, так как Доброму присуще делать добро. Но тот, кто еще не вкусил жизни с соблюдением Торы и выполнением заповедей, совершенно не может понять и ощутить, что Г-сподь добр, в соответствии со словами наших мудрецов, да будет память о них благословенна: единственным мотивом Г-спода, да будет Он восславлен, при сотворении его было только облагодетельствовать его, и поэтому нет для него ничего более целесообразного, чем ходить путями Торы, соблюдать ее и выполнять заповеди должным образом. И об этом в Торе написано (недельное чтение Ницавим):  «Смотри, предложил Я тебе сегодня жизнь и добро, и смерть и зло» и т.д. [Дварим, 30, 15]. То есть перед тем, как была дана Тора, не было пред нами ничего кроме смерти и зла; пояснение: как писали наши мудрецы, да будет память о них благословенна, «Грешники при жизни своей называются мертвыми» [Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, стр.18Б], поскольку смерть для них лучше жизни, так как страдания и боль, испытываемые ими, чтобы обеспечить существование при такой их жизни, стоят слишком дорого по сравнению с тем малым удовольствием, которое они в этой жизни испытывают; однако теперь мы удостоились Торы и заповедей, выполняя которые мы удостаиваемся истинной жизни, счастливой и радостной для тех, кто ею живет, как написано «Вкусите и узрите, как добр Г-сподь»; и поэтому гласит текст [Торы]: «Смотри, предложил я тебе сегодня жизнь и добро», каких совершенно не было в вашем существовании до того, как была дана Тора. А заканчивается этот фрагмент так: «Избери же жизнь, дабы жил ты и потомство твое» [Дварим, 30, 19], что, на первый взгляд, является тавтологией: «Избери же жизнь, дабы жил ты», однако имеется в виду: жизнью соблюдающего Тору и выполняющего заповеди, - и тогда это истинная жизнь; напротив, жизнь без Торы и заповедей труднее смерти и об этом писали наши мудрецы, да будет память о них благословенна: «Грешники при жизни своей называются мертвыми», как уже объяснялось. И именно об этом говорит текст Торы: «Дабы жил ты и потомство твое», то есть жизнь без Торы не только совершенно лишает наслаждения тех, кто ею живет, но и лишает наслаждения других, то есть даже дети, рожденные у него, не приносят ему радости, ведь и жизнь этих детей будет труднее смерти, какое же наследство он им оставляет? Напротив, живущий Торой и заповедями удостоен не только наслаждения самой своей жизнью, он еще радуется и рождению детей, оставляя им в наследство эту счастливую жизнь, и об этом написано: «Дабы жил ты и потомство твое», ибо он испытывает дополнительное удовольствие от жизни своих детей и от того, что был ее причиной. 

Ор Шалом

Какое же наследство он им оставляет? То, что для него самого есть ничто?

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments