Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. Предисловие к книге Зоар. п. 3

предыдущий пункт                                                                                                                      следующий пункт

Исследование четвертое: при том, что система [1] Ситры Ахры [13] и Клипот [14] полярно противоположна Святости Его, да будет Он восславлен, настолько, что ты не способен себе представить такой удаленности друг от друга, как возможно, чтобы произошла она и обрела бытие от Святости Его, да будет Он восславлен?

Примечания рава Авраама Брандвайна

«Ситра Ахра» [13], другая сторона, и Клипот [14] крайне удалены от Святости, «настолько, что ты не способен себе представить такой удаленности», и эта система [1] Ситры Ахры появилась не сама по себе, а из Святости. Сначала была только Святость. Перед Сотворением мира Святой [Творец], да будет Он восславлен, был в Своем мире один. А затем изнутри Святости вышла Ситра Ахра. И как возможно, что из Святости вышла Ситра Ахра, [ее] полная противоположность?

Это перекликается с заданным нами ранее пятым вопросом: как возможно, чтобы из Неподвластного времени вышло временное, Ему противоположное?

Это первая часть вопроса. Вторая часть – еще более трудная.

Продолжение текста Бааль Сулама

И мало того: чтобы Святость Его, да будет Он восславлен, поддерживала ее существование?

Примечания рава Авраама Брандвайна

И если, допустим, понятно, что Ситра Ахра [13] вышла из Святости в какой-то форме, то ведь, как говорят, Святость предназначена для того, чтобы уничтожать и преодолевать ее. Но это не так; напротив, Святость обеспечивает ее существование, заинтересована в ее существовании, и даже, дает ей жизнь, чтобы она существовала. Как сказано в Тэhилим: «Ноги ее нисходят к смерти» [15]. Ноги Святости нисходят к «смерти», что указывает на систему нечистых сил.

Написано, что Святость светит [Светом, называющимся] «Наhиру Дакик» [16] внутрь Ситры Ахры [13], расположенной в «Халаль Пануй» [17] [18] . И это содержит намек на букву Куф. Буква hэй, как мы учили в конце «hИстаклут Пнимит» [Углубленный анализ, часть «Учения о десяти Сфирот» Бааль Сулама], часть первая, указывает на Мальхут [12], являющуюся сосудом Святости. Буква hэй состоит из буквы Далет, а также маленькой [буквы] Вав с левой стороны. И когда эту Вав вытягивают вниз, делая тонкой, и опускают ниже строки, hэй превращается в Куф. Такое вытягивание ножки буквы hэй вниз содержит намек на «Наhиру Дакик», то есть тонкую [искорку] Света, с помощью которого Святость освещает Халаль Пануй, чтобы Халаль Пануй и нечистые силы смогли существовать.

Свет означает благодать и удовольствие получающего, и если бы нечистые силы остались без Света, они не могли бы существовать. Но их удовольствия имеют материальную природу и считаются малым светом, «Наhиру Дакик» [16], относительно Света Святости, удовольствие от которой велико и имеет духовную природу.

В таком случае, Святость обеспечивает существование Ситры Ахры [13] и заинтересована в ее существовании. И вопрос в том, почему. Ведь, на первый взгляд, суть [Святости] заключается в уничтожении ее нечистоты.

Продолжение текста Бааль Сулама

Исследование пятое: понятие воскрешения мертвых. Поскольку тело настолько презренно, что с самого его рождения, приговорено оно к смерти и погребению, и более того, ведь говорили [мудрецы] в [книге] Зоар, что пока тело полностью не разложится, не может душа вознестись на свое место в райский сад, и так обстоит дело, пока от него хоть что-то остается [27], но если так, какова необходимость в том, чтобы оно вновь восстало и воскресло из мертвых, и разве не способен Святой [Творец], да будет Он восславлен, насладить души без него? И еще более удивительные вещи говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна: мертвые восстанут и воскреснут со своими изъянами, дабы не говорили [о теле]: «Другое оно», - а затем Он излечит их изъяны. И нужно понять, что за дело Святому [Творцу], да будет Он восславлен, будет ли сказано: «Другое оно» [28]. До такой степени, что ради этого Он воссоздаст их изъяны, и вознуждается их излечить.

Исследование шестое: как говорили они, да будет память о них благословенна: человек есть центр всей действительности, так что все Высшие миры и этот материальный мир и все их наполняющее созданы не иначе, как ради него (Зоар, Тазриа, стр.40 [п.113]) [29], а также обязали они человека верить, что ради него создан мир ([Вавилонский Талмуд, трактат] Санhедрин, [лист] 37) [30]; что, на первый взгляд, трудно понять, ибо ради такого маленького человека, не имеющего даже ценности волосинки по отношению к Этому Миру, а тем более по сравнению с Высшими мирами, беспредельными и возвышенными, трудился Святой [Творец], да будет Он восславлен, дабы сотворить все эти [миры]. Да и к чему человеку все это?

Примечания переводчика
--------------------------------
[1] Система – на иврите: Меркава, буквально: колесница. Рав Эли Лапид написал переводчику, что Меркава – это система или конструкция опорных Сфирот [2] (Хэсэд [3], Гвуры [9], Тифэрэт [11], Мальхут [6]) духовной сущности, будь то Мир или Душа.
[2] Сфира (во множественном числе: Сфирот) представляет собой элемент духовного объекта и сама является духовным объектом. Слово Сфира происходит от слова Сапир (сапфир). Может характеризовать сосуд и Свет, который сосуд получает. Подобно тому, как драгоценный камень переливается разными цветами, и подобно тому, как цветное стекло пропускает свет определенного цвета, разные Сфирот характеризуют получение сосудом Света разного количества и качества. Согласно другой интерпретации духовные объекты называются Сфирот, когда им присуща определенная мера, у них есть конец и они характеризуются определенным числом (т.е. слово «Сфира» происходит от слова «Сафар», считать). В этом случае духовный объект делится на десять Сфирот или на пять основных Сфирот. См. Предисловие к книге Зоар, фрагмент Роза, п.1, второй абзац.
[3] Хэсэд (означает "добро" и "милосердие") - это Сфира [2], суть которой состоит в том, что она 1) наследует одно из свойств Бины [4], а именно Свет Хасадим [5], 2) принадлежит Зеир Анпину [6], а свойством Зеир Анпина является получение в основном Света Хасадим с небольшой добавкой Света Хохма [7], 3) являясь первой Сфирой Зеир Анпина, Хэсэд имеет сходство с первой Сфирой всего духовного объекта, т.е. с Кэтэр [8]. Только вместо Света Хохма Сфира Хэсэд желает наделить низших в основном Светом Хасадим. Сфира Хэсэд является четвертой из десяти Сфирот.
[4] Бина – означает «разум», «понимание», «разумение». Третья из пяти основных Сфирот [2] и из десяти Сфирот. Исторжение Света (отказ получать Свет) сосудом, осознавшим, что Творец – Дающий, а он – получающий, и желающим походить на Творца.
[5] Свет Хасадим (означает "Свет добра и милосердия") - наслаждение альтруистическими действиями или действиями с альтруистической мотивацией.
[6] Зеир Анпин или Тифэрэт – Зеир Анпин означает «малый Лик», Тифэрэт означает «великолепие». Четвертая из пяти основных Сфирот [2], составляет Сфирот с четвертой по девятую из десяти Сфирот. Так же, как Бина [4], это сосуд, осознавший, что Творец – Дающий, а он – получающий, и желающий походить на Творца. Однако Зеир Анпин знает, что совсем без Света не выжить, и получает минимальное количество Света необходимое для выживания.
[7] Свет Хохма (означает "Свет мудрости") - наслаждение, вызванное удовлетворением желания получать.
[8] Кэтэр – означает «корона», «венец». Первая из пяти основных Сфирот [2] и из десяти Сфирот. Желание Дающего облагодетельствовать Свои творения.
[9] Гвура (означает "сила", "усилие" и "преодоление") - это Сфира [2], суть которой состоит в том, что она 1) наследует одно из свойств Бины [4], а именно силу преодоления своего начального состояния, 2) принадлежит Зеир Анпину [6], а свойством Зеир Анпина является получение в основном Света Хасадим [5] с небольшой добавкой Света Хохма [7], 3) являясь второй Сфирой Зеир Анпина, Гвура имеет сходство со второй Сфирой всего духовного объекта, т.е. с Хохмой [10]. Только вместо Света Хохма Сфира Гвура наслаждается получением в основном Света Хасадим. Сфира Гвура является пятой из десяти Сфирот.
[10] Хохма – означает «мудрость». Вторая из пяти основных Сфирот [2] и из десяти Сфирот. Получение еще не осознающим себя сосудом (творением)  всего Света (т.е. наслаждения, Света Хохма [7]), который Дающий желает ему дать.
[11] Тифэрэт (означает "великолепие") - это Сфира [2], 1) объединяющая свойства Хэсэд [3] и Гвуры [9], 2) являясь третьей Сфирой Зеир Анпина [6], Тифэрэт имеет сходство с третьей Сфирой всего духовного объекта, т.е. с Биной [4]. Сфира Тифэрэт является шестой из десяти Сфирот.
[12] Мальхут – означает «царство», Пятая из пяти основных Сфирот [2] и десятая из десяти Сфирот. Изначально желание получать ради получения.
[13] Ситра Ахра – нечистая сила. Буквальный перевод с арамейского – «другая сторона».
[14] Клипа (множественное число: Клипот) – также нечистая сила. Это слово означает «шелуха», «чешуя», «корка», «скорлупа», «кожица».
[15] Ноги ее нисходят к смерти – Мишлей 5, 5
[16] Наhиру Дакик – тонкий, подобный искорке, луч Света.
[17] Халаль Пануй – пустое пространство.
[18] Сказал рабби Шимон: Ведь мы учили, что когда творил Святой [Творец], да будет Он восславлен, {т.е. Бина [4]} [19], мир {т.е. Мальхут [12]}, Он высек резные изображения, представляющие собой суть веры {[вера] – это Мальхут}, внутри Светов, являющихся сутью Высших {т.е. Святой [Творец], да будет Он восславлен (другими словами, Бина) поднял к себе веру, т.е. Мальхут, и высек резные изображения веры внутри Своих собственных Высших Светов, и изнутри этого вышла Бина [Бины], а с ней Тифэрэт [11] [Бины] и Мальхут Бины, и низошла на ступень, находящуюся под ней, и не осталось в Бине ничего кроме Кэтэра [8] и Хохмы [10] сосудов, освещенных Светами Руах [20], Нэфэш [21], что считается подобным высечением резного изображения в Его Светах}. И Он высек вверху {в Бине}и высек внизу {в Мальхут, т.е. после этого и Мальхут обрела те резные изображения, о которых говорилось, что они были созданы в Бине}, и все это является единой сущностью {ибо высеченное в Мальхут имело ту же форму, что и высеченное в Бине}, сутью высечения Святого Четырехбуквенного Имени, властвующего над Своими буквами вверху и внизу {т.е. в Бине и Мальхут, являющихся первой буквой Кэй и последней буквой Кэй Четырехбуквенного Имени, причем обе имеют ту же форму буквы Кэй}. И на этой основе произошло дальнейшее развитие миров: Высшего мира {т.е. Бины} и низшего мира {т.е. Мальхут}.

Смысл дальнейшего развития Высшего мира состоит в [появлении] буквы Йуд Четырехбуквенного Имени {представляющего собой объединение Арих Анпина [25] и Абы вэИмы [26]}
[19] В фигурных скобках слова, добавленные Бааль Суламом.
[20] Руах - означает «душа», «дух», «ветер», средняя ступень души. Сфира [2] Зеир Анпин [6] Светов.
[21] Нэфэш – означает «душа», низшая ступень души. Сфира [2] Мальхут [12] Светов.
[22] Арих Анпин – означает «протяженный Лик», Парцуф [23] Хохма [10] мира [24] Ацилут [25].
[23] Парцуф – означает «Лик», Сфира [2] мира [24]
[24] Мир – Сфира [2] всего сотворенного вместе взятого
[25] Ацилут – означает питание, наделение [Светом], а также близость к Творцу: Значение слова Ацилут устанавливается по значению содержащего родственное слово выражения «Вээhье эцло» («И была я у Него [питомицею, и была я радостью каждый день, веселясь все время пред Ликом Его» (Мишлей 8, 30)]) [Менее буквальный, но лучше передающий смысл перевод: И потчевал Он меня у Себя лакомствами, и радовала Его я каждый день, веселясь все время пред Ликом Его]; что является намеком на Йихуд (соединение [с Творцом]). См. в начале Ор Шалом к п. 67 "Введения в мудрость Каббалы". Мир [24] Ацилут – это Сфира [2] Хохма [10] всего сотворенного вместе взятого.
[26] Аба вэИма – означает «отец и мать», «папа и мама», Парцуф [23] Бина [4] мира [24] Ацилут [25].
[27] И вместе с тем [т.е. даже если человек при жизни совершил тэшуву надлежащим образом] лучше не класть тело в гроб, ибо все время, пока тело существует, душа обречена [пребывать с ним] и не может прибыть на свое место – книга Зоар не недельное чтение Ваякhель, п.388.
[28] Когда они пробудятся из праха {во время воскрешения мертвых} [19], то какими их положили {в могилы}, такими они и восстанут: если их положили хромыми или слепыми, то они восстанут хромыми или слепыми, {т.е. восстанут} в том же одеянии {[что означает] в том же теле}. Чтобы не говорили, что это другое тело пробудилось {для того, чтобы воскреснуть}. А затем Святой [Творец], да будет Он восславлен, исцелит их и окажутся они совершенными пред Ликом Его – книга Зоар на недельное чтение Эмор, п.51.
[29] Что бы ни существовало в мире, это может находиться [там] только ради Адама, и все это поддерживается ради него – см. книга Зоар на недельное чтение Тазриа, фрагмент Адам Иш, п.113.
[30] Каждый до единого должен говорить: Ради меня создан мир – Мишна, трактат Санhедрин, глава 4, мишна 5. См. перевод Переферковича, стр.264.

предыдущий пункт                                                                                                                      следующий пункт

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments