Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Хафец Хаим. Предисловие к Мишне Бруре (черновик; перепечатка запрещена)


Хафец Хаим. Предисловие к Мишне Бруре [0][1]

К примечаниям

Да будет восславлен Г-сподь, Б-г неба и Б-г земли, сотворивший все милостью Своей за шесть дней и в довершение создавший человека.

И вот этот человек, хотя он и из малочисленных творений и сотворен позже [других], но по своей качественной ценности, если удостоится он прилепиться к Г-споду и устремится выполнять волю Его, то станет он самым значащим из них, как сказано в Танахе: «Так сказал Г-сподь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих… И все это рука Моя сотворила… И на этого смотреть буду: на смиренного и сокрушенного духом, и дрожащего над словом Моим» [2]. И ради него подготавливалось все сначала в течение этих шести дней, и отдана была под его власть рыба морская и птица небесная и все, что поползет по земле, чтобы все были готовы приносить пользу и служить ему, а он был создан, чтобы служить Г-споду своему, изучая Тору и выполняя ее заповеди; ради этого и произошло все Сотворение Мира, как говорилось в Танахе: «[И сказано было Йирмеяhу слово Г-сподне: Разве ты не заметил, как народ этот толковал, говоря: 'оба эти семейства, которые избрал Г-сподь, Он отверг', и как презирают народ Мой, будто он уже для них и не народ?] Так сказал Г-сподь: как [невозможно нарушить] союз мой со днем и с ночью, [а также невозможно, чтобы] не установил Я законов неба и земли, [Так [невозможно, чтобы] отверг Я потомство Яакова и Давида, раба Моего, дабы не брать из рода его правителей потомкам Авраама, Йицхака и Яакова; ибо возвращу Я пленных их и помилую их]» [3]. И все, что задумано Г-сподом, да будет Он восславлен, служит исключительно для того, чтобы облагодетельствовать нас, чтобы благодаря этому мы обрели способность принимать в дар благодать Его и великую милость Его в этом мире и в мире грядущем, как написано в Танахе: «И заповедал нам Господь исполнять все уставы эти, […] дабы хорошо было нам во все дни, чтобы оставить нас жить, как ныне» [4]. И это выражение «как ныне», на первый взгляд, кажется неточным. И чтобы объяснить это, я скажу так же, как уже давно разъяснял написанное в недельном чтении Ахарэй [Мот]: «И соблюдайте законы Мои и установления Мои, и если будет поступать в соответствии с ними человек, то будет жить ими» [5] ; и перевел Онкелос [6] слова «то будет жить ими»: «жизнью вечной». И скажу я, что простое объяснение этих слов таково: известно, что все творения: как находящиеся здесь, на земле, от рода человеческого и ниже, так и находящиеся в небесах и называющиеся именем «воинство небесное», и даже высшие из высших, - все они нуждаются в благодати Г-сподней, да будет Он восславлен, поскольку среди нас нет никого абсолютно совершенного кроме одного Г-спода, как написано: «Ты сотворил [небеса, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, и моря, и все, что в них,] и Ты даешь им всем жизнь» [7]; только питает их пища не так, как наша, ибо это пища духовная и небесная, как написано: «Хлеб небесный ел человек» [8]; и говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна: "Это хлеб, который едят ангелы-служители" [9].

Из этого следует простой вывод, что даже выходя из материального тела, душа нуждается в пище; и это подобно плоти тела человека, когда перед наступлением святой Субботы он снимает с него будничные одежды и надевает субботние; так можешь ли ты себе представить, чтобы вслед за этим [плоть] перестала нуждаться в пище? Точно так же обстоит дело и с душой, очищающейся благодаря тому, что снимает с себя одежды, которые есть кожа и плоть, как написано: «Кожей и плотью Ты облек меня» [10] – разве она не будет больше нуждаться в пище, оживляющей ее? А классифицируется пища [души] так: когда душа спрятана в этом мире, в своем материальном облачении, установил для нее Святой [Творец], да будет Он восславлен, пищу, воспринимаемую также и материальными органами чувств; напротив, впоследствии она не способна жить, [питаясь] от материального: во-первых, потому что оно материально; а во-вторых,  потому, что материальная пища, поскольку Его творения здесь находятся в мире подвластном времени, даже если эта пища очень высокого качества, она не может питать человека больше, чем короткое время – день-два или чуть больше – и уж ни в коем случае не вечно; а душа – разве там она не существует вне времени? Следовательно пища души должна быть субстанцией небесной, духовной и неподвластной времени. Поэтому Святой [Творец], да будет Он восславлен, по великой милости Своей, дал нам святую Тору также неподвластную времени, и благодаря ее соблюдению, светит Свет Г-сподень на наши души, и от этого Света мы получаем наслаждение, и наслаждение это – духовного свойства, и об этом сказано: «Тогда наслаждаться будешь в Г-споде» [11]. И об этом говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна: «Праведники сидят с коронами на головах и наслаждаются блеском Шхины» [12]; и это – величайшее из всех наслаждений, которые только можно сыскать в мире, и оно дает нам жизнь вне времени.

И именно об этом мы говорим, благославляя Тору после ее чтения: «И жизнь вечную Он посеял внутри нас» [13, стр. 441], имея в виду, что внутри нас, в среде народа израильского, посадил Святой [Творец], да будет Он восславлен, саженец, [питаясь от] которого мы сможем жить вечно; ибо Тора для души подобна древу жизни в саду Эдема, и вкушающий от плода его жил бы жизнью, которая была бы вечной и для тела, как известно (Кэтувот, лист 111) [14]; так как Свет Торы оживит его и поднимет его на ноги навек; напротив, у идолопоклонников душа будет оживляться только, когда она связана с телом и благодаря питанию тела, и наоборот, позже, когда будет нечем ее оживлять, она неминуемо прекратит существование (после того, как настрадается за свои прегрешения, ведь только на время достаточное, чтобы принять наказание, будет дана ей жизнь). И об этом писала нам Тора: «И соблюдайте законы Мои и установления Мои, и если будет поступать в соответствии с ними человек, то будет жить ими» [5], то есть жизнью вечной (как перевел Онкелос [6]); имея в виду, что «ими» означает именно «законами Моими и установлениями Моими» и никакими другими вещами. И именно об этом еще писала нам Тора: «Смотри, предложил Я тебе сегодня жизнь и добро» [15], и имела в виду именно жизнь, ибо в результате соблюдения Торы к душе притягивается Свет, а Свет этот оживит ее навеки. И именно это мы также говорим в благословении перед чтением «Шма»:  «Любовью вечной возлюбил Ты народ Свой, дом Израиля. Торе и заповедям [научил Ты нас, и потому, Г-споди Б-же наш, - ложась и вставая, будем говорить мы о законах Твоих и радоваться словам Твоей Торы и заповедям Твоим – во веки веков]»; что означает: поскольку Он любит нас вечной любовью, Он дал нам Тору и ее заповеди, чтобы под воздействием ее Света мы ожили навек. И как раз это мы сразу же говорим, завершая [благословение]: «Ведь в них – жизнь наша и долголетие наше» [13, стр. 259].

Из наших слов следует, что Святая Тора, попросту говоря, - духовная пища для души подобно тому, как хлеб – это пища для тела. И об этом написано: «Идите, ешьте хлеб Мой и пейте вино, Мною растворенное» [16]; а, как известно, хлеб – это намек на законы Торы, а вино – это намек на тайны Торы, скрытые в ней подобно вину, скрытому в винограде. А раз так, то подобно тому, как человек изо всех сил стремится заработать деньги, чтобы при любых обстоятельствах купить хлеба и накормить свое тело, чтобы оно не ослабело от голода и чтобы не сократились дни его, то он еще в гораздо большей степени обязан приготовить пищу для души, заключающуюся в соблюдении Торы и выполнении ее заповедей, чтобы не прекратила существования душа его и не умерла вечной смертью, Б-же сохрани.

Все это должно разъяснить стих, с которого мы начали: «И заповедал нам [Господь исполнять все уставы эти …] дабы хорошо было нам во все дни, чтобы оставить нас жить» [4]; то есть благодаря соблюдению законов Торы, мы будем жить и останемся навсегда, даже в мире, который весь – благодать. А что, если скажет человек, зачем он должен готовиться к жизни там, разве в конце дней жизни его не отделится его душа от тела, и тогда что будет с этой подготовкой? Поэтому в конце стиха написано: «как ныне», и имеется в виду, что точно так же, как ты видишь, что для человека здесь, в этом мире, создана пища, с помощью которой его жизнь поддерживается короткое время, так и создана для него духовная пища, чтобы поддерживать его жизнь во все дни, и происходит это благодаря соблюдению законов Торы. А награда за изучение Торы весьма и весьма велика, как говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна: «Вот дела, плоды которых человек вкушает [в этом мире, но награда за них сохраняется для него и в мире грядущем. Они таковы: почитание отца и матери, благотворительность, ранний приход в дом учения утром и вечером, гостеприимство, забота о больных, помощь невестам в устройстве свадьбы, участие в похоронах, сосредоточенность при молитве, участие в достижении мира между людьми] – и изучение Торы равнозначное им всем, вместе взятым» [17], [13, стр. 17]; кроме того, благодаря изучению Торы, заповеди человека преумножаются почти безмерно, согласно доказательству из Иерусалимского Талмуда, приведенному hаГра [18] в Шенот Элияhу [19], по которому каждое без исключения слово, изучаемое человеком в Торе есть само по себе предписывающая активные действия заповедь.

И хотя изучение Торы – это все, что человек изучает [в ней], и даже [изучая] Кодашим [20] и Тэhарот [21], он выполняет предписывающую активные действия заповедь изучения Торы; тем не менее основной для человека частью изучения должно быть то, что ведет к практическим делам. И поэтому писали наши мудрецы, да будет память о них благословенна (Брахот, 8 ) [22] [по поводу стиха] «Любит Г-сподь врата Сиона больше всех обителей Яакова» [23]: «Любит Г-сподь места собраний, где выносятся квалифицированные hалахические решения, больше, чем синагоги и места изучения Торы» в среде Яаакова. См. в Йорэ Дэа [24] (п.246), Шах [25] со ссылкой на Пэриша [26], [где сказано], что каждый человек должен изучать hалахот каждый день, чтобы это изучение привело нас к  практическим делам. И изучение hалахот обеспечивает человеку жизнь в мире грядущем, только нужно позаботиться о том, что изучать [hалаху] надо каждый день; поскольку есть в Гемаре [27] [такие слова]: «Танна дэВэй Элияhу [28] [сказал]: каждому, кто изучает hалахот каждый день, [обеспечена доля в мире грядущем, как сказано: ‘Пути {на иврите: hалихот} Его вечны’ [29]. Читай не ‘hалихот’, а ‘hалахот’]». И есть в Мидраше Шохер Тов [30] [слова:] «Бар Капара [31] говорит: Изучал человек по две hалахот утром и по две – вечером, и делая это, следовал [изречению]: ‘И о Торе Его размышляет он днем и ночью’ [32]».

И поэтому становится ясно, что изучение части Орах Хаим [1] имеет высший приоритет по сравнению со всем, и хотя все четыре части Шульхан Аруха нужны на практике, тем не менее эта часть важнее всего, поскольку сведения, содержащиеся в ней, нужны [человеку]  во все дни его жизни для соблюдения Торы, и без них сын Израиля не должен и пальцем пошевелить. И можно сказать, что именно это имел в виду стих: «И соблюдайте законы Мои и установления Мои, и если будет поступать в соответствии с ними человек, то будет жить ими» [5];  ибо соблюдение - это изучение (согласно комментарию Раши [33] к недельному чтению Эмор). А что должен человек изучать сначала, чтобы «поступать [в соответствии с ними] ...» [5] ? Он должен приобрести знания всегда нужные для его повседневной практической жизни.

Но когда мы вдумаемся, то увидим, что из-за нашей греховности великой, немногие люди приняли на себя обязанность изучать это, даже среди тех, кто трепещет перед Б-гом в сердце своем и хочет укрепиться крепостью Торы и выполнением ее заповедей; но таким людям надлежало бы среди прочего, прежде, чем изучать что-то другое, тщательно изучить эту часть, чтобы знать, по какой дороге идти. И попытался я узнать, какова причина этому, и выяснил, что их две: первая заключается в том, что Шульхан Арух [1] сам по себе, без изучения Тура [1], подобен книге за семью печатями, поскольку, когда Бэт Йосэф [1] задумывал Шульхан Арух [буквально: «накрытый стол»], его идея состояла в том, что сперва будут изучать основы законов и их источники по Туру и Бэт Йосэф [1], чтобы каждый хорошо уяснил причины и обоснование закона, но в Туре и Бэт Йосэф зачастую содержится множество противоположных мнений об очень многих законах; поэтому он накрыл перед нами свой чистый стол, чтобы [читатель] на практике познал hалахическое применение каждого без исключения закона, но не имело бы смысла изучать только [Шульхан Арух], ибо никакой закон нельзя хорошо уяснить, если не изучать его причины и обоснование. Кроме того, знание причин очень часто позволяет понять разницу между практическими ситуациями, поскольку в Шульхан Арухе много раз объединяются в одном пункте действие, допустимость которого  обосновывается только до его совершения [34], и действие, которому необходимо противодействовать даже после его совершения [35]; а также то, что предписано в письменной Торе, и то, что регулируется решениями мудрецов; и это имеет различные практические последствия  в сомнительных случаях [36]; и то же самое касается огромного количества важнейших вопросов в очень многих разделах [Шульхан Аруха], которые становятся ясны человеку только благодаря изучению причин [тех или иных установлений]. А изучение каждого без исключения закона, изложенного в Шульхан Арухе, по его источнику, а также его причины по Туру и Бэт Йосэф человеку было бы весьма затруднительно в наше время, так как по греховности нашей великой, стало меньше доброты и намного прибавилось забот, так что если человек пожелает изучить таким образом в совершенстве, как применяется на практике лишь один средний раздел, ему над этим придется трудиться много дней, а иногда – много недель, как например над разделом 32 и ему подобными (если только не одарил Г-сподь кого-то открытым сердцем и не избавил его от всяких забот).

 Второй причиной того, что меньше стали изучать Шульхан Арух, была, как я понимаю, исключительная трудность узнать с его помощью практические рекомендации по применению закона из-за существования множества противоречивых мнений, приведенных в [трудах] Ахароним [37]; и не знает человек, куда ему повернуть – вправо или влево: и если захочет человек всегда строго придерживаться этого установления, то не хватит у него [сил] удержаться, ибо часто излишняя строгость ведет к [излишней] мягкости.

Я продолжал размышлять и понял, что со времени, когда Баэр hэйтэйв [38] вобрал в себя и сократил Диврэй hаТурэй Заhав [39], Маген Авраам [40], а также другие комментарии и ответы на вопросы, которые предшествовали ему, до наших дней прошло примерно 130 лет; и за этот период было напечатано огромное количество комментариев выдающихся и знаменитых людей к Шульхан Аруху: Элия Рабба [41], Матэ Еhуда [42], Маамар Мордехай [43] и многие другие; также и в Шаарэй Тэшува [44] они не упомянуты из-за недостатка места; и в особенности это касается книги При Мэгадим [45], которая заслуживает особой похвалы, в которой по поводу очень многих разделов [Шульхан Аруха] содержится множество новых имеющих практическое значение разъяснений, и рекомендации которой распространились среди народа Израиля, - она также почти совсем нигде не упомянута в Шаарэй Тэшува; так что из множества книг вопросов и ответов, которые необходимо было поместить среди комментариев к этой прекрасной [книге] Шульхан Арух, почти совсем ничего не было помещено, и их чтение было оставлено самому читателю; кроме того, есть огромное множество великих авторов, слова которых распространились по свету уже после напечатания Шаарэй Тэшува, например Гаон Рабби Акива Эйгер [46], Дэрэх hаХаим [47], Маген Гиборим [48], Арцот hаХаим [49] и так далее.

Кроме этого, глядя на страдания и труды Израиля, я понял еще одну вещь: теперь, когда человеку нужно узнать о практическом применениии какого-нибудь закона, недостаточно разъясненного в Шульхан Арухе, ему приходится производить поиск в огромном количестве трудов Ахароним: в При Мэгадим [45], в Дэрэх hаХаим [47], в Хидушей Рабби Акива Эйгер [46], в Хаей Адам [50], в Махацит hаШекель [51] и во многих других; и нет края трудам его. И поэтому пробудился я и набрался сил по милости Г-сподней, да будет Он восславлен, исправить все это, ибо составил я с помощью Г-сподней, да будет Он восславлен, комментарий, как я думаю, достаточный [для понимания] Шульхан Аруха, довел его до законов молитвы и начал писать дальше (на настоящий момент), и назвал я его именем Мишна Брура, и разъяснил я в нем с помощью Г-сподней, да будет Он восславлен, каждый без исключения закон в Шульхан Арухе, и причины его появления, и его обоснование по Гемаре и Поским [37], чтобы не был [Шульхан Арух] подобен книге за семью печатями; а также там, где среди Поским возникали разные мнения, я объяснил, к какому решению пришли Ахароним [37] по hалахическим вопросам, касающимся каждого закона (и комментарий этот был составлен по [следующим источникам]:  Бах [52], Дэриша и Пэриша [26], Элияhу Рабба [41], Беюр hаГра [53], При Мэгадим [45], Биркэй Йосэф [54], Маамар Мордехай [43], Матэ Еhуда [42], Нэhар Шалом [55], Дагуль меРэвава [56], Баэр hэйтэйв [38], Шаарей Тшува [44], Шульхан Арух шель hаГраз [57], Левушей Сэрад [58], Шульхан Шломо [59], Дэрэх hаХаим [47], Хидушей Рабби Акива Эйгер [46], Ешуот Яаков [60], Хаей Адам [50], Махацит hаШекель [51], Маген Гиборим [48], Арцот hаХаим [49] и многим другим сборникам вопросов и ответов).

А внизу страницы открыл я раздел и назвал его Шаар hаЦиюн [61] и в нем снабдил я примечаниями все [комментарии], содержащиеся в Мишне Бруре, чтобы знали, из чьих недр появились на свет эти жемчужины. А там, где я замечал расхождение во мнениях между двумя Ахароним по существу какого-то вопроса, то брал на себя труд и исследовал, что есть вообще на эту тему в книгах остальных Ахароним [37], чтобы понять, сторону кого из святых [мудрецов] они принимают на практике, а в особенность в Беюр hаГра [53][18], столпа и оплота Израиля, да будет память о нем благословенна; ибо решение вопроса всегда зависит от его мнения. Искал я и в книгах Ришоним [37], желая найти разъяснение предмета или ясное доказательство другого рода, ибо, слава Б-гу, у меня есть много книг Ришоним.

И наряду с этим, составил я еще один комментарий под названием Беюр hалаха [62] с целью включить в него пространное разъяснение многих законов, записанных в Мишне Бруре, когда не было места разъяснить их в Шаар hаЦиюн, а также требующих углубенного анализа вопросов. И пусть не подумает читатель, что я просто приводил слова Поским [37], ибо я не намеревался этого делать и совсем этим не занимался, а дело обстояло иначе, так как изучил я, с помощью Г-сподней, в каждом разделе источники законов по Ришоним, а также почти по всем упомянутым Ахароним, чтобы разобраться в их словах. А также помог мне Г-сподь достать книгу Кнесет hаГдола [63] на Орах Хаим [1], а также Шиурей Кнесет hаГдола [64], Олат Тамид [65] и Левуш с Элияhу Зута [66], и все это пригодилось мне и помогло передать их слова с указанием причин и с обоснованием, а не просто краткие высказывания по поводу законов, ибо передача их слов вкратце могла бы породить много искажений (только законы, упомянутые в Баэр hэйтэйв [38] со ссылкой на некоторые книги вопросов и ответов, не попавшие мне в руки, а также упомянутые в При Мэгадим [45] и других книгах, названных выше, не разъяснены таким образом, а я был обязан как-то это сделать). И буду надеяться на Г-спода, что наш комментарий станет для каждого человека ясным учением, [объясняющим] причины и все детали, ведь и все первоосновы законов, содержащиеся в Баэр hэйтэйв и Шаарей Тшува [44], я включил в свое учение.

Да удостоит меня Г-сподь разъяснить и другие hалахот, содержащиеся в Шульхан Арухе, и да укрепит Он сердце мое в служении Ему, и да удостоимся мы возрождения Сиона вскоре, в наши дни; да будет так.

К примечаниям

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments