Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. Общее введение. п. 2. С Ор Барух и Ор Шалом (черновик, перепечатка запрещена)

 И поэтому нет распространения Света Его, да будет Он восславлен, выходящего за пределы целостности Маациля в Нээцаль, пока не будут пройдены [Нээцалем] его четыре стадии, называющиеся Хохма, Бина, Зеир Анпин и Мальхут. Ибо все распространение Света Его, да будет Он восславлен, целиком называется Хохма ибо это полная мера того, что составляет сущность Света этого Нээцаля. И когда он превозмогает себя, чтобы притянуть дополнительную Благодать, сверх ее распространившегося количества, это считается Бхиной Бет (второй стадией), называющейся Бина. И в одной Бхине Бэт нужно различать три оличительные черты: отличительную черту первую, заключающуюся в том, что Сфират Бина – имеет одну природу со [Сфирой] Хохма [ближе к тексту: та же кость, что и Хохма; буквально: единая кость от Хохма]. Отличительная черта вторая – это преодоление раскрытого ею желания, благодаря чему стал явным в ней Источник сосуда получения, и в соответствии с этим присуще ей качественное отличие [от Маациля], то есть Авиют, соответствующая мере Света Хохма, и называется это Гвура Илаа (высшая сила преодоления, [т.е. сила преодоления, имеющего место на высшей ступени; а также вызванная пробуждением свыше, см. Учение о десяти Сфирот; Часть первая, Глава первая, Ор Барух на стр. 5]). Отличительная черта третья заключена в сущности Благодати, обретаемой ею благодаря пробуждению ее собственного желания, ведь этот Свет характеризуется собственным именем, а именно как Ор дэХасадим (Свет праведности и милосердия), и он гораздо ниже Света Хохма, распространяющегося исключительно со стороны Маациля, а Свет Хасадим также привносится со стороны Нээцаля и его преодоления, о котором уже говорилось, ибо Гвура (сила преодоления) – это Ор шенитАвэ (Свет, превращающийся в Авиют), и Он становится источником Света Хасадим. И эти три отличительные черты вместе взятые называются Бина и Бхина Бэт (второй стадией) после [Бхинат Алеф (первой стадии, которой является] Хохма, как уже говорилось. Вот и объяснены две Сфирот, Хохма и Бина, а сутью [Сфират] Кэтэр является Эйн Соф Барух hУ (Бесконечный, да будет Он восславлен), характеризующийся как Источник Нээцаля.

Ор Шалом

Отличительную черту первую, заключающуюся в том, что Сфират Бина – имеет одну природу со [Сфирой] Хохма.
Это соответствует тому, что мы учили о [Сфират] Хохма в конце ее формирования, после того, как она получила, а именно, что в этом состоянии она является источником Бины.

Отличительная черта вторая – это преодоление раскрытого ею желания и т.д., и называется это Гвура Илаа (высшая сила преодоления, [т.е. сила преодоления, имеющего место на высшей ступени; а также вызванная пробуждением свыше]). То есть самой Сфире Хохма еще не было присуще ощущения, что она получающая, а Творец – Дающий. И начало этого ощущения проявилось на стадии Хохма в конце ее формирования. И чтобы понять это, я однажды рассказывал притчу. Один человек подарил подарок своему другу. Сначала его друг действительно принял этот подарок. Однако затем ему пришла в голову мысль и он вернул [другу подарок]. То есть он сам поразмыслил над этим и определил, что он является получающим, а его друг – дающим. И поэтому он решил, что не подобает ему быть получающим.

Здесь возникает вопрос. Если все желание Бины заключается в совершении альтруистических действий, то почему Авиют у Бины больше, чем у Хохмы? Эта трудность решается так: Бина ощущает себя получающей вплоть до того, что не хочет оставаться таковой и возвращает Свет. Напротив, Хохма еще не ощущала ничего подобного.

Отличительная черта третья заключена в сущности Благодати, обретаемой ею и т.д., а Свет Хасадим также привносится со стороны Нээцаля и его преодоления; то есть Свет Хасадим раскрывается по желанию низшего, желающего качественного сходства [с Творцом]. Ибо Гвура (сила преодоления) – это Ор шенитАвэ (Свет, превращающийся в Авиют), и Он становится источником Света Хасадим. Гвура (сила преодоления) означает, что [Бина] преодолела [свое состояние], чтобы не получать, поскольку она ощутила себя получающей. И из этого понятно, что Гвура – это лишь раскрытие желания получать, которое она ощутила. Напротив, до этого, на [ступени] Хохма, Высший дал, а низший получил без какого-либо пробуждения с его стороны. И мы поймем это благодаря притче, приведенной выше, к отличительной черте второй (см.): почему, когда кто-то дарит своему другу подарок, то порой тот возвращает подарок назад? И почему он сначала получил? Это объясняется так: сначала он был под властью своего друга, то есть его друг дал, а он получил. Получив, он ощутил себя получающим, а своего друга – дающим, из этого он заключил, что ему не подобает быть получающим, и вернул ему подарок. Извлекая мораль из этой притчи, мы видим, что [на ступенях Хохма и Бина] происходит то же самое: В Сфират hаХохма низший находится под властью Высшего и поэтому получает. Затем ему приходит в голову мысль, и он решает не быть получающим, ибо он ощущает себя получающим.

Таким образом, благодаря чему образуется Гвура (сила преодоления)? Благодаря тому, что [Бина] ощутила себя получающей.

А теперь объясним его слова, что Свет, появляющийся со стороны Нээцаля, меньше Света, появляющегося со стороны Маациля. И в связи с этим, по поводу Мальхут нужно разобраться в следующем: Свет приходит к ней со стороны преодоления, направленного на то, чтобы притянуть дополнительную Благодать по сравнению с тем, что имеет Зеир Анпин. Если так, то весь Свет, раскрывающийся благодаря этому [преодолению], в соответствии с написанным: Свет Мальхут, появляющийся со стороны Нээцаля, меньше Света, появляющегося со стороны Маациля, - должен был бы быть меньше Света Зеир Анпина, а мы учили обратное, то есть что Свет Мальхут называется «заполняющим все сущее», Свет Зеир Анпина – это лишь [Свет] Хасадим со свечением Хохма?!

А объяснение таково: Свет, появляющийся со стороны Маациля, называется Светом Хохма, Светом цели Творения, заключающейся в том, чтобы облагодетельствовать Его создания, как известно. Свет, появляющийся со стороны Нээцаля, - это Свет, притягиваемый к низшему, благодаря преодолению, то есть желанию исправить себя. И называется это Светом Хасадим или Светом исправления Сотворения. Следовательно, хотя Мальхут снова притянула Свет, ее Свет не считается Светом, появляющимся со стороны Нээцаля. Но поскольку желание Творца заключалось в том, чтобы облагодетельствовать Свои творения, то по этой причине, должно на деле раскрыться в низшем желание получить Его Благодать, называющуюся Свет Хохма, как уже говорилось. И в соответствии с этим нужно объяснить следующее: Нээцалем называется то, что низший хочет исправить себя. А Маацилем называется то, что появляется со стороны цели Творения. А цель эта, несомненно, важнее исправления.

[Конец Ор Шалом].

Однако, хотя Бхина Бэт (вторая стадия) уже явила на деле преодоление своего желания, тем не менее она еще не готова быть завершенным сосудом получения, а дело в том, что в духовном сосуд и Свет, заключенный в нем, очень близки друг к другу и непосредственно зависят друг от друга, так что при исчезновении Света уничтожится сосуд, а при исчезновении сосуда уничтожится Свет, и значимость сосуда соответствует значимости Света и т.д.; и поэтому в Бине не завершилось формирование сосуда получения, поскольку она имеет ту же природу, что и Свет Хохма, как сказано выше, и поэтому Свет Хасадим, который она притянула силой преодоления себя самой, уничтожился в соответствии с ее природой, как свеча перед Факелом, и поэтому этот Свет Хасадим продолжил распространяться от Бины за пределы стадии [Бина], а также был преодолен, чтобы притянуть дополнительный Шефа (Благодать), больше, чем при распространении по инициативе Бины, и тогда завершилось формирование сосуда получения. И поэтому мы различаем еще две стадии: Бхину Гимэль (третью стадию) и Бхину Далет (четвертую стадию), причем  распространение, произошедшее от Бины, характеризуется тем, что при этом сосуд – это пока сущность, которая [лишь] потенциально может проявиться  и заключена в состоянии скрытия, и тем более он не совершил преодоления ради [получения] дополнительного Света, и это называется Зеир Анпин. А то, что преодолело [свое прежнее состояние] ради [обретения] дополнительной Благодати, называется сосудом Мальхут, являющимся сосудом получения, окончательно сформировавшегося в этом Нээцале, который теперь образован из Света и сосуда и благодаря этому выходит за пределы целостности Маациля и характеризуется именем Нээцаль.

Ор Барух

Алеф). В Бине не завершилось формирование сосуда получения, поскольку она имеет ту же природу, что и Свет Хохма, как сказано выше, и поэтому Свет Хасадим, который она притянула силой преодоления себя самой, уничтожился в соответствии с ее природой, как свеча перед Факелом, и поэтому этот Свет Хасадим продолжил распространяться от Бины за пределы стадии [Бина].
В Учении о десяти Сфирот написано в ряде мест, что Свет Бины – это самостоятельная стадия и что она желает [Свет] Хасадим и отвергает [Свет] Хохма. А причина того, что Ор hаХэсэд [т.е. Свет Хасадим] распространяется от Бины за ее пределы, заключается в том, что в Свете Хасадим должна также содержаться Бхинат Хохма [то, что характеризуется как Хохма]. А в Бине, имеющей ту же природу, что и Хохма, может быть только [Свет] Хасадим; напротив, когда [Ор] hаХэсэд [т.е. Свет Хасадим] вышел за ее пределы, он притянул свечение Хохма к Зеир Анпину, называющемуся Зеир Анпином (маленьким лицом) потому, что он характеризуется как Хохма, но лишь как [ее] малая часть.

Ор Шалом

Что в духовном сосуд и Свет, заключенный в нем, очень близки друг к другу и непосредственно зависят друг от друга, так что при исчезновении Света уничтожится сосуд, а при исчезновении сосуда уничтожится Свет и т.д.
То есть если есть желание, то есть Свет, а если нет желания, то нет Света. И поэтому значимость сосуда соответствует значимости Света. Пояснение. Если человек получает какую-то вещь и не испытывает к ней желания, то он не ощущает вкуса этой вещи. И ввиду этого ясно, что сосуд и желание являются как бы частью Света, поскольку они также определяют меру наслаждения человека этим Светом.

И поэтому в Бине не завершилось формирование ... , и поэтому этот Свет Хасадим продолжил распространяться от Бины за пределы стадии [Бина]. Этот Свет Хасадим есть стадия Зеир Анпин. (Замечание. В этом Введении не упоминается свечение Хохма, имеющееся в Зеир Анпине).

Кроме того, нужно разобраться в том, что отделяет собственно Бину от Света Хасадим, который она притянула. И мы выяснили, что это различие подобно тому, о чем говорится в Древе Жизни [Аризаля]. А написано там так: в мире Ацилут, как мы учили, Бина дэАрих Анпин, называющаяся Нэкэйва (женщина), вышла из Рош (головы) дэАрих Анпин и считается Гарон (горлом). И это связано со стихом, содержащим родственное слово [Гер (пришелец)]: «Пришельцем был я в земле чужой» [Шемот, 2, 22; 18, 3], то есть она оказывается за пределами Рош. В то время, как Аба, который есть Дэхар (мужчина) считается  Катфин (плечами). Кроме того, там написано, что Гарон (горло) – это стадия Паним (лицо), а Катфин (плечи) – это стадия Ахорайим (оборотная сторона, ягодицы).

И необходимо рассмотреть эти слова: 1. Как объясняется, что Бина – это Нэкэйва (женщина)? 2 Как объясняется, что она пребывает в состоянии Паним (лицо), то есть Гарон (горло)? 3. Как объясняется, что Аба – это Дэхар (мужчина)? 4. Как объясняется то, что он находится в состоянии Ахорайим (оборотная сторона, ягодицы), то есть Катфин (плечи)?

И мой господин, отец, учитель и рав (т. е. Бааль Сулам), да будет память о нем благословенна, объяснял так: Арих Анпин в общих чертах называется Хохма, Авиют [т.е. желание получать] диВхина Гимэль (третьей стадии). Следовательно у него Хохма называется Паним, что означает «значимый». А Хасадим у него называются Ахорайим, что означает «менее значимый». Аба вэИма означает Свет и сосуд, то есть Аба – это Свет Бины в то время, как Има – это сосуд Бины. И необходимо исследовать, что представляет собой Свет и что представляет собой сосуд Бины в смысле их источников. Мы учили, что Свет Бины – это Свет Хасадим, который она притянула, в то время как сосуд Бины происходит из ее сущности. То есть мы учили, что сущностью Бины является Сфират hаХохма, как мы учим о последовательности стадий Ор Яшар (прямого Света), что Бина имеет ту же природу, что и Хохма, и оттуда происходит ее сосуд. Но с другой стороны, она есть Бхинат Нуква (характеризуется как женщина), то есть Хохма, имеющаяяся у нее, называется у нее Хисарон (ощущением нехватки) и она не хочет ее использовать. Однако у Арих Анпина, который, как уже говорилось, - это стадия Хохма, эта стадия считается Паним, то есть Гарон (горлом). Напротив, Захар (мужчина), то есть Свет Хасадим, имеющийся в Бине, считается стадией Аба, но относительно Арих Анпина он называется Катфин (плечами), то есь стадией Ахорайим.

Если так, то в Древе Жизни [Аризаля] мы определенно находим, что природа [Бины] делится на Свет и сосуд.

Подведение итога написанного в приведенном выше тексте [Бааль Сулама] [заголовок внутри Ор Шалом].

В соответствии с его комментарием мы сможем объяснить написанное: буквы Йуд и Вав Четырехбуквенного Имени называются hитПаштут (распространением) и стадией Захар (мужчина), а два Кэй Четырехбуквенного Имени называются hитГабрут (преодолением) и стадией Нэкэйва (женщина), и объясним это по порядку.

Йуд, Хохма, называется hитПаштут (распространением) и стадией Захар (мужчина): называется hитПаштут потому, что пришла от Маациля, без притяжения [Света] по инициативе низшего. И называется Захар потому, что не раскрылoсь в ней то, что характеризуется как Хисарон (ощущениe нехватки), а произошло так потому, что Свет и сосуд сразу же распространились от Высшего.

Первая Кэй, Бина, называется hитГабрут (преодолением) и стадией Нэкэйва (женщина): называется hитГабрут в соответствии с тем, что, как мы учили, Хохма в конце своего формирования преодолела [свое состояние] и возжелала обрести качественное сходство [с Творцом]. Еще мы учили, что это преодоление возникло потому, что она ощутила Хисарон (недостаток) качественного сходства [с Творцом]. А, как известно, Хисарон называется Нэкэйва.

Вав, Зеир Анпин, называется hитПаштут (распространением) и стадией Захар (мужчина): мы учили о Бине, что ее Свет Хасадим уничтожился, как свеча перед Факелом, соприкоснувшись с природой такой же, как и у [Бхинат] Хохма, присущей ей в силу ее сущности; поэтому она исторгла Свет Хасадим из себя за свои пределы, и эта стадия называется Зеир Анпином. Поэтому называется Зеир Анпин hитПаштут, что он распространился от Бины и и не притянул ничего по собственной инициативе. И поэтому он также называется Захар, то есть не считается, что ему присущ Хисарон (присуще ощущение нехватки). Следовательно в [Бхинат] Хохма распространение происходило со стороны [Бхинат] Кэтэр в то время, как в [Бхинат] Зеир Анпин распространение происходит со стороны Бины.

Последняя Кэй, Мальхут, называется hитГабрут (преодолением) и стадией Нэкэйва (женщина): то есть второе распространение, называющееся Зеир Анпином, в конце своего формирования преодолело свое состояние, чтобы притянуть Свет Хохма в том количестве, какое содержится в Сфират hаХохма, и поэтому Мальхут называется hитГабрут. И здесь также это преодоление возникло ввиду Хисарона (ощущения нехватки), и поэтому [Мальхут] называется Нэкэйва. Следовательно под действием Гвура Илаа (высшей силы преодоления [т.е. силы преодоления присущей высшей ступени и вызванной пробуждением свыше]), что называется Бина, преодоление произошло для того, чтобы притянуть [Свет] Хэсэд [т. е. Хасадим], в то время, как в Мальхут преодоление произошло для того, чтобы притянуть [Свет] Хохма, и потому она называется Кли (сосудом).

Однако еще нужно провести исследование, касающееся Зеир Анпина: как объясняется в Учении о десяти Сфирот, Зеир Анпин притянул свечение Хохма, и трудно понять, почему он называется Захар (мужчиной). На первый взгляд, он должен был бы называться по имени «hитГабрут (преодоление) и Нэкэйва (женщина)»? И в соответствии с тем, что объясняется здесь, он назывется hитПаштут (распространением), потому что он не притянул ничего кроме того, что пришло от Бины; если так, то почему называется Авиют («толща» [т.е. желание получать]) диВхина Гимэль (третьей ступени), что же за Авиют добавилась в нем по сравнению с Авиют дэБина?

И попытаемся вернуться к первому из первых и к последнему из последних: мы учили, что Свет Хохма – это вся жизнь Нээцаля и без Света Хохма Нээцаль не способен существовать. Кроме того, мы учили, что Бина выбрала Свет Хасадим и отвергла Свет Хохма, и поэтому Нээцаль прекратил получать Шефа (Благодать) [Света] Хохма. Поэтому Зеир Анпин, родившийся от Бины, остался Без Света Хохма. И ввиду этого был Зеир Анпин вынужден притянуть свечение от Хохма ради нужд своего жизнеобеспечения. И в Учении о десяти Сфирот называется это притяжение [Света] именем «невозможно», то есть чем-то необходимым, без чего невозможно обойтись.

Исходя из этого понятно, почему после того, как Свет Хохма был обретен Зеир Анпином, [термин] hитГабрут (преодоление) не возник в его имени, и поэтому он не называется именем Нэкэйва (женское начало) и термин hитГабрут не относится к нему.

Но еще необходимо понять смысл имени «Захар» (мужское начало), употребляющегося по отношению к Зеир Анпину, ведь, на первый взгляд, если сравнить Зеир Анпин с Биной, оказывается, что эти слова [Захар и Нэкэйва] недостаточно понятны: ибо как может быть, что Бина, которая имеет ту же природу, что и Хохма, также желающая качественного сходства [с Творцом], называется Нэкэйва в то время, как Зэир Анпин, представляющий собой распространение [Света] Хасадим, и в котором есть только свечение Хохма, назывется Захар?! И это нуждается в изучении.

А мы спрашивали о том, какая это Авиют добавляется в Зеир Анпине по сравнению с Биной. Можно дать ответ исключительно с помощью того, что объясняется в Учении о десяти Сфирот, что Зеир Анпин притянул свечение Хохма и это притяжение [Света] называется «дополнением Авиют».

[Конец Ор Шалом].

Это четыре стадии известные под именем ХУБ (Хохма и Бина) и Зеир Анпин и Мальхут, и в этом суть Четырехбуквенного Имени. Ибо ХУБ составляют суть Йуд-Кэй, а ЗОН (Зеир Анпин и Нуква) составляют суть Вав-Кэй. И они считаются десятью Сфирот, поскольку Зеир Анпин состоит из шести Сфирот, а именно Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод.

А то, что собой представляет Зеир Анпин – это Свет Хэсэд и Гвура, то есть те две Бхинот (стадии) – Свет Хасадим и Гвура Илаа (высшая сила преодоления, [т.е. сила преодоления, имеющего место на высшей ступени; а также вызванная пробуждением свыше]), которые распространились от Бины за ее пределы, как уже говорилось. И здесь нужно понять, что в Бине Гвура предшествует и является Источником Света Хасадим, а в Тифэрэт, наоборот, [Свет] Хэсэд предшествует Свету Гвура, поскольку основной частью распространения [Света] является Свет Хэсэд. А Гвура дополняет его, так же, как у его матери[1] Бины; и в соответствии с этим понятно написанное в Эйц hаХайим и в [Шаар] Маамарей Рашби (в [трудах Аризаля] Древо Жизни и Врата к высказываниям Рабби Шимона бар Йохая), что в мире Никудим Гвура дэЗеир Анпин предшествовала его Хэсэд и было так потому, что ЗОН (Зеир Анпин и Нуква) дэНикудим характеризуются как ЗОН дэБина, а не ЗОН, относящаяся к самим двум низшим Бхинот (ступеням) из четырех известных Бхинот, как написано там, и поэтому Гвура дэЗеир Анпин предшествует его Хэсэд.

Ор Барух

Бэт) В мире Никудим Гвура дэЗеир Анпин предшествовала его Хэсэд и было так потому, что ЗОН (Зеир Анпин и Нуква) дэНикудим характеризуются как ЗОН дэБина. ЗАТ (семь нижних Сфирот) дэАба вэИма дэКатнут (малого, неполного состояния) дэНикудим – это Зеир Анпин и Гуф (тело) дэАба вэИма, но hаГадлут (большое, полное состояние) дэНикудим проявилось только в ответ на МАН (Майин Нуквин [т.е. молитву]) дэВав уНкуда (шести [Сфирот] и точки), являющимися Шлиш Тахтон (нижней третью) дэНэцах  вэhОд дильМата миТабур дэАдам Кадмон (Нэцах hОд  части мира Адам Кадмон, расположенной ниже Табура) и это является источником ЗОН.

Ор Шалом

А то, что собой представляет Зеир Анпин – это Свет Хэсэд и Гвура, то есть те две Бхинот (стадии) – Свет Хасадим и Гвура Илаа ((высшая сила преодоления, [т.е. сила преодоления, имеющего место на высшей ступени; а также вызванная пробуждением свыше
]), которые распространились от Бины за ее пределы, как уже говорилось. И они называются Хэсэд уГвура дэЗеир Анпин. И здесь нужно понять, что в Бине Гвура предшествует и является Источником Света Хасадим, т. е. как мы учили, Источником Бины была Хохма и она преодолела свое состояние и возжелала качественного сходства [с Творцом], поэтому она обрела вслед за этим Свет Хасадим. А в Тифэрэт, наоборот, ... Гвура дополняет его, так же, как у его матери Бины. То есть, поскольку в Бине имело место преодоление, то когда Свет Хэсэд низошел к Зеир Анпину, с ним вместе низошла Гвура, то есть сила преодоления своего состояния ради качественного сходства [с Творцом].

[Конец Ор Шалом].

А Сфират Тифэрэт дэЗеир Анпин представляет собой соединение вышеупомянутых Хэсэд и Гвуры ради создания сосуда Мальхут; и называется она Тифэрэт, и это имя означает, что Свет сияет Сам по Себе в Бхине Алеф (в первой стадии), то есть [стадии] Хохма, чего было недостаточно для преодоления ее желания ради создания сосуда, в то время, как Бхины Гимэль (третьей стадии), представляющей собой Хэсэд и Гвуру, распространяющиеся от Бины за ее пределы, было достаточно для создания сосуда Мальхут, и в этом смысл [слов] «как краса человеческая – чтобы сидеть дома» [Ешаяhу 44, 13]. И таким образом объясняются три Сфирот ХАГАТ (Хэсэд, Гвура и Тифэрэт) дэЗеир Анпин, и они называются Гимэль Авот (тремя отцами), являясь основой Ацилуто шель hаЗеир Анпин (наделения Зеир Анпина Светом), а Нэцах, hОд, Есод называются Баним (сыновьями), поскольку распространяются от ХАГАТ.

Ор Шалом

А Сфират Тифэрэт дэЗеир Анпин представляет собой соединение вышеупомянутых Хэсэд и Гвуры ради создания сосуда Мальхут;
то есть Тифэрэт, содержащая Хэсэд и Гвуру, создала сосуд Мальхут из этих двух [составляющих]. И называется она Тифэрэт, и это имя означает, что Свет, Свет Тифэрэт, сияет Сам по Себе ... , и в этом смысл [слов] «как краса человеческая – чтобы сидеть дома» [Ешаяhу 44, 13]. Здесь он пишет, что Тифэрэт означает, что Хэсэд и Гвура соединяются, чтобы преодолеть свое состояние ради того, чтобы притянуть Свет Хохма и это называется Бхина Далет (четвертой стадией),  Мальхут, страстно желающей притянуть Свет Хохма. И потому это называется Тифэрэт (см. [в комментируемом тексте]), что Он сияет Сам по Себе, чтобы создать сосуд. Это означает, что преодоление [происходит ради притяжения] Света Хохма. А с другой стороны, [в абзаце], начинающемся со слов «А то, [что собой представляет Зеир Анпин]» [т. е. в предыдущем абзаце], он пишет, что Гвура была включена в Зеир Анпин «так же, как [это происходит] у его матери Бины»; и, на первый взгляд, это вызывает затруднение: разве в Бине преодоление не произошло ради качественного сходства [с Творцом]? И это требует изучения.

[Конец Ор Шалом].

А то, что ввиду Цимцум Алеф (первого ограничения), которое тщательно разъясняется в основном тексте книги, создается в сосуде Мальхут твердый Масах (экран), означает, что Бхина Далет (четвертая стадия) на которой находится сосуд Мальхут, налагает ограничение на Высший Свет, чтобы Он не распространялся к Бхине Далет, по той причине, что [Бхине Далет] присуще качественное отличие [от Маациля], как написано в своем месте. И вот этот Свет распространяется и хочет войти также и в Бхину Далет, ибо в природе Высшего Света распространяться только к низшим, пока Он почти не покинет Свое место,  как написано там, в Паним Масбирот, и поэтому образуется между Высшим Светом, распространяющимся к сосуду Мальхут, и ограничительным Масахом, находящимся в сосуде Мальхут, Бхинат Зивуг дэhАкаа (стадия соединения от удара). Подобно тому, как солнечный свет ударяется о металлическую поверхность, а искры возвращаются назад, так и из этой Бхинат Зивуг дэhАкаа появились новые десять Сфирот, называющиеся Эсэр Сфирот дэОр Хозэр (десятью Сфирот возвращающегося Света). И следовательно в каждом Нээцале имеется два десятка Сфирот, а именно Эсэр Сфирот дэОр Яшар (десять Сфирот прямого Света), соответствующие четырем Бхинот (стадиям), и уже упомянутые Эсэр Сфирот дэОр Хозэр.

И знай, что тот Высший Свет, что распространился вновь от ХАГАТ (Хэсэд, Гвуры и Тифэрэт) дэЗеир Анпин, для Зивуга дэhАкаа (соединения от удара) о Масах (экран), находящийся в сосуде Мальхут, называется Нэцах, hОд, Есод. И таким образом ты поймешь [слова], приведенные в Тикуней Зоар, что Мальхут является четвертым для отцов и седьмым для сыновей, то есть Мальхут с начала ее наделения Светом считается продуктом Тифэрэт дэЗеир Анпин, как уже говорилось, и следовательно она притягивается вслед за ХАГАТ, которые, как уже упоминалось, называются Авот (отцами), а если учесть свечение Ор Хозер (возвращающегося Света), находящегося в ее Масахе, выходит, что она притягивается после НЭhИ (Нэцах, hОд, Есод), распространившимися к ней для Зивуга дэhАкаа, как уже было сказано, а НЭhИ называются сыновьями ХАГАТ, как уже говорилось, поэтому Мальхут – это седьмой [«член семьи»] по отношению к сыновьям; вот и выяснилость в достаточной мере, что собой представляют десять Сфирот КАХАБ (Кэтэр, Хохма, Бина,) ХАГАТ (Хэсэд, Гвура, Тифэрэт) НэhИ (Нэцах, hОд, Есод,) Мальхут, чтобы [это объяснение] послужило источником, т. е. первоосновой знаний об Истинной Мудрости, обязательно и непременно находящейся в поле зрения читателя всегда при изучении этой Мудрости.

Ор Барух

2. В Тикуней Зоар
– в Предисловии к Тикунэй Зоар, лист 12.

Ор Шалом

И знай, что тот Высший Свет, что распространился вновь от ХАГАТ (Хэсэд, Гвуры и Тифэрэт) дэЗеир Анпин, для Зивуга дэhАкаа (соединения от удара) о Масах (экран), находящийся в сосуде Мальхут, называется Нэцах, hОд, Есод.
Здесь он имеет в виду, что НЭhИ (Нэцах, hОд, Есод) образуются, когда происходит Зивуг дэhАкаа. Возникает вопрос: разве в Олам Эйн Соф (в Мире Бесконечности), где еще не произошел Зивуг дэhАкаа, не существовали НЭhИ? Общий подход к ответу на этот вопрос: мы должны знать, что все имена и понятия, в основном берутся из мира Ацилут. А поскольку мир Эйн Соф – это Замысел Творения, а «конец дела сначала существует в Замысле» [цитата из «Леха Доди»], поэтому все стадии, раскрывающиеся в Ацилут, уже были заключены в Замысле. И по соответствуюшей стадии  [мира Ацилут] можно изучать НэhИ и в мире Эйн Соф.

[Конец Ор Шалом].

И теперь понятна верность предостережения Сэфэр Ецира: «Десять [Сфирот], а не девять», - что означает, что поскольку от Цимцум [Алеф] ([первого] ограничения) и ниже в Бхине Далет (в пределах четвертой стадии) образуется ограничительный Масах (экран), о чем уже упоминалось, то в силу этого можно, не дай Б-г, ошибиться и сказать, что Бхина Далет (четвертая стадия) выпадает из этих десяти Сфирот и остается пребывать в Святости, Б-же упаси, помимо девяти [остальных] Сфирот. Поэтому [Сэфэр Ецира] настойчиво предупреждает: «Десять, а не девять». И предупреждает далее: «Десять, а не одиннадцать», что означает, что нельзя ошибочно говорить, что Бхина Далет становится Кли Кабала (сосудом получения) после Цимцума. И если бы это было так, то существовали бы в Мальхут две Сфирот: одна – это стадия Масаха, всегда поднимающая вверх Ор Хозер (возвращающийся Свет), а [другая] – это сосуд получения, который служит для того, чтобы получать еще и Ор Яшар (прямой Свет), поэтому [книга] говорит: «Десять, а не одиннадцать», - и разберись в этом хорошенько.

---------------------------------------------

Примечание переводчика

[1] Так же, как у его матери. Бааль Сулам употребляет слова «агав имэй» из Вавилонского Талмуда, трактат Бейца, стр. 26Б. Там обсуждается такая ситуация: когда первенец кошерного животного имеет изъян, то если бы он родился, он мог бы быть забит шойхетом и съеден, а если бы изъяна не было, то он имел бы статус перворожденного и был бы запрещен к употреблению. (Дварим 15, 19 – 22). Если же первенец находится еще в утробе матери и его мать разрешается употребить в пищу и она забивается, то и первенец разрешен к употреблению независимо от наличия у него изъяна, ибо ему передается статус его матери. Таким образом, по-видимому, можно провести такую аналогию: в Бине причиной Света Хасадим является hитГабрут, т.е. преодоление ее предыдущего состояния, реализация Гвуры (силы преодоления). Таким образом в Бине Хэсэд (Свет Хасадим) существует наряду с Гвурой. При соприкосновении с природой Бины, которая есть Хохма, Свет Хасадим уничтожается, как свеча перед Факелом, и исторгается за пределы Бины в Зеир Анпин, сохраняя частично те свойства, что Он имел в Бине, т.е. в Зеир Анпине Хэсэд имеется наряду с Гвурой. Аналогично первенец забитого животного, извлеченный из утробы матери, сохраняет ее статус – пригодность к употреблению в пищу независимо от наличия у него изъяна.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments