Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Р. Еhуда Ашлаг. Введение в мудрость Каббалы, п.19 с Ор Шалом (черновик, перепечатка запрещена)

предыдущий пункт                                                                                                                                 следующий пункт

Ибо, хотя мы объясняли, что три первых Бхинот (ступени) еще не считаются сосудом, а только одна Бхина Далет (четвертая ступень) считается сосудом, как говорилось выше, в п. 5; вместе с тем, поскольку три первые Бхинот являются причинами, вызывающими завершение создания Бхины Далет, как уже говорилось, то они соединяются в Бхине Далет таким образом, что после завершения создания Бхины Далет, в ней отпечатались четыре меры получения присущего ей: начиная с Бхины Алеф (первой ступени), характеризующейся самой незначительной мерой получения присущего ей; а за ней шла Бхина Бет (вторая ступень) с несколько большей Авиют, чем у Бхины Алеф, то есть с несколько большей мерой получения присущего ей; а затем шла Бхина Гимэль (третья ступень) с большей Авиют, чем у Бхины Бет, то есть с большей мерой получения присущего ей; а в конце следовала Бхина Далет, Бхина ее самой, с Авиют большей, чем у всех [предыдущих Бхинот], а ее получение достигло своего конечного состояния и полной меры. Кроме того, еще необходимо различать включение в нее и Источника этих четырех Бхинот, который чище всех [остальных Бхинот]. Таковы пять Бхинот получения, заключенные в Бхине Далет, и называются они также именами десяти Сфирот КАХАБ ТУМ (Кэтэр, Хохма, Бина, Тифэрэт и Мальхут), заключенных в Бхине Далет, так как четыре Бхинот – это ХУБ ТУМ (Хохма и Бина, Тифэрэт и Мальхут), как говорилось выше, в п. 5, а Источник называется Кэтэр.

Ор Шалом
 

Поскольку три первые Бхинот являются причинами, вызывающими завершение создания Бхины Далет, как уже говорилось, то они соединяются в Бхине Далет и т.д.
Три первые Бхинот называются Ор (Светом), и только Мальхут – это Кли (сосуд). Почему? Потому что Мальхут – это желающий получать ради получения, и таким образом устанавливается ее власть над собой, отдельной сущностью. Напротив, предшествующие ей Бхинот (ступени) еще не считаются отделенными от Маациля и поэтому называются Светом.

До Цимцума (ограничения получения Света) Мальхут получила весь Свет, заключенный в Тэт Ришонот (в девяти первых Сфирот [Кэтэр, Хохма, Бина, Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод]) и постигла свои причины. В этом есть три важных момента: 1) Мальхут постигает порядок нисхождения [можно перевести как «развития»] от Бхины (ступени) Кэтэр и до появления ее собственной Бхины. 2) Мальхут действует так, как ее причины, то есть как Бина после того, как получила, возжелала качественного сходства [с Творцом] и отвергла Свет Хохма, так и Мальхут после того, как получила в Эйн Соф (в Бесконечном) возжелала качественного сходства [с Творцом] и отвергла Свет. 3) Мальхут постигает свои причины, то есть состоит из их желаний. Например у Бхины Алеф (у первой ступени) есть десятипроцентное желание получать, а у Мальхут – стопроцентное. И эта Мальхут со стопроцентным желанием получать довольствуется малым и использует желание получать Бхины Алеф, составляющее всего десять процентов. Почему? Поскольку желание получать большей величины она не может исполнить с альтруистической мотивацией. А последующей является Бхина, при которой Мальхут может пользоваться только Авиют (желанием получать) дэКэтэр. А мы учили, что Кэтэр называется альтруистическим желанием. Из этого ясно, что смысл этой Бхины состоит в том, чтобы с альтруистической мотивацией Мальхут могла совершать только альтруистические действия.

Вопрос. Исходя из этого, в чем состоит разница между Авиют дэКэтэр и Авиют дэБина? Разве и то, и другое не называется альтруистическим желанием? Ответ. Кэтэр называется альтруистическим желанием. Хохма уже получает. А Бина после того, как та получила, возвращает Свет из альтруистических побуждений. И это можно понять из написанного в Мишне [трактат Пиркей Авот, глава 6, мишна 1, цитируется приблизительно]: «изучающий Тору лиШма (ради нее самой)» означает, что он совершенно не хочет получать, и это есть Мэркава (колесница) к Авиют дэКэтэр. «Открыты ему тайны Торы», то есть он не приложил к этому руку (буквально: не притянул это), а лишь получил свыше, и эта Бхина называется Хохма. Затем, после того, как он получил, он должен приложить усилие и сказать: я отказываюсь от этого, поскольку желаю совершвть альтруистические действия. И узри, какова разница, хочет ли он совершать альтруистические действия после того, как удостоился Света, или до того, как удостоился Его! И однажды я слышал притчу по этому поводу: один еврей, оказавшись в лесу, вдруг замечает большой улей на верхушке высокого дерева. Начинает он размышлять: этот улей стоит по меньшей мере тысячу долларов, и если Г-сподь поможет мне достать этот улей и я не упаду с дерева, то я дам половину этой суммы на благотворительность!  И начинает он лезть вверх. После того, как он лез вверх какое-то время, приходит ему в голову мысль: может быть, улей стоит две тысячи долларов, а половина этой суммы – тысяча долларов ... Тысяча долларов превышает то, что достаточно [отдать]. Достаточно, если я отдам на благотворительность четверть всей суммы. Продолжает он взбираться вверх и, когда приближается к верхушке дерева, снова приходит ему в голову мысль: может быть, этот улей стоит десять тысяч долларов? Достаточно, если я отдам пять процентов на благотворительность. И так карабкался он все выше и выше, и чем выше он был, тем меньший процент он был готов отдать на благотворительность. И когда в конце концов он добрался до улья, поднялся сильный ветер и начал сильно раскачивать дерево, и этот человек, увидев, что вот-вот упадет, начал кричать: Умоляю Тебя, Владыка мира, спаси меня! Я отдам половину этой суммы, как задумал вначале ... Мораль: человек, пока чего-то не достиг, может быть щедрым, но после того, как получил, ему уже очень трудно отдавать.

предыдущий пункт                                                                                                                                 следующий пункт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments