Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. ТЭС ч.1 гл.1 тема 2. Черновик. Перепечатка запрещена

Рабби Еhуда Ашлаг
 

Талмуд Эсер hаСфирот
(Учение о 10 Сфирот)

Часть первая

Цимцум вэКав
(Ограничение и Луч)

Глава первая

[Аризаль.] Эйц Хаим (Древо Жизни). Шаар Алеф (Портал первый). Анаф Бет (Ветвь вторая).

Тема вторая (сс. 3 - 4)

Побудительный мотив Сотворения – раскрыть Его Имена и названия

И когда возникло у Него желание простое - сотворить миры и наделить Светом Нээцалим [см. Вступительные Замечания, ч.3, объяснение слова Маациль]. Чтобы явить свету совершенство [применим также перевод: завершение] деяний Своих и Имена Свои и названия Свои, ибо такова была причина Сотворения миров.

Ор Пними (стр. 3)

Ламед) Возникло
[буквально: поднялось] у Него желание простое. Не удивляет, как характеризуется желание в Эйн Соф (Бесконечном) – выше всего Замысла, до такой степени, чтобы сказать «Возникло [буквально: поднялось] у Него желание простое» и т.д., ибо ты должен понять это, принимая во внимание то, что, как объяснялось выше, обязательно есть в любом Нээцале - желание получать от Маациля Его Благодать, хорошенько посмотри там. Но то, что заключено в Эйн Соф, да будет Он восславлен, есть «простое желание» в том смысле, что hУ уШемо Эхад (Он и Имя Его едины) , как написано в Пиркей деРабби Элиэзер, гл.1, а также в словах Рава [т.е. Аризаля] ниже. Ибо «hаОр» (Свет), заключенный в Эйн Соф, называется «hУ» (Он), а «hаРацон леКабэль» (желание получать), заключенное в Эйн Соф, называется «Шемо» (Имя Его) и эти два [Объекта], по сути дела, попросту едины, так что нет между Ними никакого разделения.

Однако здесь говорят не о видимом разделении и соединении,  не о разделении и соединении, постижимом в материальном мире, где разделяются с помощью движения в удаленное место или в близкое место, ибо то, что представляет собой духовное, как известно, совершенно не занимает места. Но знай, что разделение в духовном происходит только посредством возникновения «Шинуй Цура» (качественного различия). Таким образом, что если один духовный объект приобретает дополнительную форму, отличающуюся от той формы, которую он имеет, это означает, что при этом вышел этот духовный объект из состояния «Эхад» (единый), превратившись в два отдельных объекта, удаленных друг от друга благодаря наличию в этих двух формах противоположных свойств. И подобно тому, как объекты материального [мира] отдаляются друг от друга и соединяются друг с другом путем пространственного удаления и пространственного сближения, так и объекты духовного [мира]  разделяются и соединяются, благодаря возникновению качественного различия и качественного сходства, причем качественное различие отделяет одно от другого, а качественное сходство прилепляет одно к другому; и запомни это, ибо это – первые врата, ведущие к мудрости.

Ор Шалом

Объекты духовного [мира]  разделяются и соединяются, благодаря возникновению качественного различия и качественного сходства.
Это видно даже в душах сынов Адама. Например о двух братьях, живущих вместе, то есть рядом друг с другом, возможно говорят, что они удалены друг от друга, как восток от запада. То есть один добр и мудр, а второй зол и глуп. Следовательно удаление одного от другого измеряется не в пространстве, а по качественному различию. Приведем еще один пример: Реувен, Шимон и Леви втроем дружили между собой. Однажды услышал Реувен, что Шимон плохо отозвался о нем, и с тех пор возникло отчуждение между ними. То есть Реувен уже не может разговаривать с Шимоном. И все это по той причине, что Реувен знает о себе, что он добр, а Шимон сказал, что он зол. Следовательно есть качественное различие между ними и они отдалены друг от друга. И ведь оба, Реувен, и Шимон, разговаривают с Леви. Однако поскольку Реувен увидел, что Шимон разговаривает с Леви, он рассердился на Леви из-за того, что он разговаривает с Шимоном, что привело к отчуждению и между ними. А причиной этого отдаления является то, что Реувен понимает, что не должен разговаривать с Шимоном в то время, как Леви понимает, что должен разговаривать с ним ...

Отсюда мы учим, что отдаление и разделение означает качественное расхождение, а сближение означает возникновение качественного сходства. И тому, что мы видим в душах сынов Адама, еще больше соответствует то, что происходит в духовном, то есть когда мы говорим об удалении друг от друга и слиянии, все это говорится о качественном различии. А в «Предисловии к книге Зоар» также приводится пример на эту тему (см. п.8).

Ор Пними

А теперь
пойми суть приведенной выше [фразы] «Он и Имя Его едины», и понятия «простое единство», которое мы с такой точностью констатируем в Эйн Соф Барух hУ (в Бесконечном, да будет Он восславлен), ведь такое единство поразительно для Всемогущего, да будет Он восславлен. Ведь объяснялось выше, в Ор Пними (п. Вав), что различие между Маацилем и Нээцалем [см. Вступительные Замечания, ч.3, объяснение слова Маациль] возникает благодаря свойству, [называющемуся] «Рацон леКабэль» (желанием получать), которое есть в Нээцале и которого нет в Маациле, и вследствие этого качественного различия отделился Нээцаль от Маациля и приобрел свое собственное имя, чтобы называться Нээцалем, а не Маацилем (внимательно посмотри там).

Ввиду приведенного [там] объяснения, существует возможность сделать ошибку и подумать, что Ор Эйн Соф (Свет Бесконечного), называющийся «Он» не сливается полностью, Б-же упаси, с Эйн Соф (Бесконечным), называющимся «Имя Его», то есть «желание получать» Шефа (Благодать)  и Свет, называющийся «Он»; ведь Высший Свет, исходящий от Сущности Его, да будет Он восславлен, и называющийся «Он», полностью характеризуется только Своим альтруистическим устремлением, и в нем нет совершенно ничего от желания получать, как объясняется там. Иначе обстоит дело с Эйн Соф, называющимся «Имя Его», так как есть в Нем желание получать, и отличающимся поэтому от Высшего Света, ибо нет в Нем, Б-же упаси, никакого желания получать, как уже объяснялось, а известно, что качественное различие ведет к разделению, не дай Б-г. И говорят нам «Пиркей деРабби Элиэзер», а также Рав [т.е. Аризаль] (ниже) так: это не соответствует действительности, Б-же упаси, но Он и Имя Его едины в простом единстве, ибо нет между Ними никакого различия (см. ниже, стр. 47, статья вторая).

Ор Барух – общие статьи. (стр. 47). Статья вторая. Понятие «hУ уШемо Эхад» (Он и Имя Его едины)

Здесь
необходимо отличать «hУ» (Он) от «Шемо» (Имя Его): [словом] Он называют Борэ (Творца), [термин] Имя Его применяется к творениям. Ибо понятие Шемо применяется только по отношению к другому, а по отношению к себе понятие Шемо не применяется, но когда другой говорит о Шемо шель Реувен (об имени Реувена; буквально: об имени его, Реувена), имеется в виду слово Реувен, характеризующее самого Реувена, то есть Шемо указывает на .

В соответствии с этим выходит, что когда мы говорим, что Он называется Рацон леhаШпиа (альтруистическим желанием), тогда Имя Его относится ко времени, когда Он раскрывается другому. Это возможно, если другой постигает Благодать благодаря тому, что Всевышний наполняет его всею Благодатью, и не ощущает он никакой нехватки, которая позволила бы сказать, что в этом месте превозмогает иная движущая сила, Б-же сохрани, но Он всецело понимается как Тов умэйТив (Добрый и Творящий Добро) – тогда считается, что Он раскрывается в Имени Его.

И согласно сказанному выше, можно объяснить высказывание из Пиркей дэРаби Элиэзер: «Прежде, чем был сотворен мир, были Он и Имя Его едины», так как понятие Эхад (единый) означает единую мотивацию, а именно: «облагодетельствовать Свои творения». Ибо творение называется Мэком Хисарон (местом, где ощущается нехватка), и если это место заполнено всей Благодатью, то мы видим, что Имя Его – Добрый и Творящий добро, то есть в этом месте раскрывается Его желание делать добро. Следовательно, когда желание делать добро присуще только Ему, а творениям еще не раскрылась Его Благодать, тогда это называется Он, а когда также и творения постигают Его Благодать и нет у них никакого места, где ощущается нехватка, тогда говорится, что они постигают Имя Его, то есть Его альтруистическое устремление; напротив, если еще имеется место, где ощущается нехватка, тогда это место воспринимают так, что еще не раскрылось, что Его желание – делать добро; следовательно они еще не могут сказать, что Его желание делать добро подобно тому [желанию], что присуще Творцу (и все это потому, что низшие не способны получить Его Благодать). Поэтому необходимо отличать [понятие] Он, то есть Его желание делать добро, от творений, еще не удостоившихся увидеть Его Благодать в той мере, в какой она присуща Творцу, то есть еще не удостоившихся в полной мере того [наслаждения], которым Он желает насладить их; поэтому Он и Имя Его не едины. И это объясняет слова «прежде, чем был сотворен мир», то есть прежде, чем было создано исчезновение [Олам (мир), и hэЯлам (исчезновение) – родственные слова] и сокрытие, то есть Бхинат hаЦимцум (ограничение Света), тогда Высший Свет заполнял все сущее и не оставалось никакого удовольствия, которое бы не раскрылось в этом месте, называющемся Мальхут дэЭйн Соф (Царство Бесконечного), тогда были Он и Имя Его едины. Напротив, после Цимцума (ограничения Света), когда Свет вернулся обратно, а не светил в Мальхут и осталось место, где еще не раскрылась Благодать, о которой говорилось выше, в той мере, в какой она уже раскрывалась в Эйн Соф (в Бесконечном), поэтому [при этих обстоятельствах] невозможно сказать о Его желании делать добро, что оно «едино», ибо в этом месте есть отличие понятия Он, то есть Его желания делать добро, от Имени Его, то есть места, где должна быть Благодать, а Благодать эта еще не раскрылась [в той мере], в каком она заключена в желании Маациля [см. Вступительные Замечания, ч.3, объяснение слова Маациль]. А когда наступит Гмар hаТикун (Конец Исправления), тогда будет Он един и Имя Его едино, так как тогда творения уже будут способны получить всю Благодать, которую Он задумал [дать] им; во всяком случае, [это место] будет «единым» [с Ним], то есть одним только альтруистическим устремлением; напротив, прежде исправления есть еще место, не являющееся «единым», но в этом месте имеется ощущение нехватки.

Ор Пними (стр.3)

И несмотря на то, что между ними, то есть между [понятиями] «Он» и «Имя Его» неминуемо существует некоторое качественное различие, как уже объяснялось, тем не менее оно не действует там [т.е. в Эйн Соф] абсолютно и совершенно. И несмотря на то, что мы не понимаем этого, это в любом случае так, вне всякого сомнения. И об этом говорили, что в Эйн Соф Барух hУ (в Бесконечном, да будет Он восславлен) невозможно  ни помыслить, ни постичь ничего о Г-споде абсолютно и совершенно, ибо это выше нашего разума (продолжение см. в следующем [Ор Пними]).

Ор Шалом

Ибо это выше нашего разума,
то есть мы не можем понять объект, в котором нет различия и разделения между Совершающим альтруистические деяния и получающим.

Ор Шалом (к словам Аризаля)

Совершенство деяний Своих,
то есть деяние Святого [Творца], да будет Он восславлен, характеризующееся «Его желанием облагодетельствовать Свои творения», полностью реализуется, и произойдет это через исправление желания получать, которое приведет к его качественному подобию с альтруистическим желанием. То есть все удовольствия, которые желает желание получать, будут мотивированы  исключительно желанием выполнить волю Г-спода, то есть Его желание облагодетельствовать Свои творения, но со своей стороны, это желание может быть ограничено и не хотеть получать.

Ор Барух (к словам Аризаля, стр.4)

3. Такова была причина. Рав [то есть Аризаль] писал в начале «Эйц Хаим»: «И когда возникло у Него желание простое и т.д., чтобы явить свету совершенство деяний Своих и Имена Свои и названия Свои, такова была причина Сотворения миров»; и все каббалисты приводят в качестве побудительного мотива Сотворения мира то, что оно произошло для того, «чтобы облагодетельствовать Его творения», а не для того «чтобы явить свету совершенство деяний Своих и Имена Свои и названия Свои»!?

И в соответствии с тем, как объяснялось в Паним Меирот, лист 18, начиная со слов «Чтобы явить», а также лист 27, начиная со слов «По причине»; смысл побудительного мотива «чтобы облагодетельствовать Его творения» заключается в том, что это мотив Сотворения мира в целом, а «чтобы явить свету совершенство деяний Своих и Имена Свои и названия Свои» - это мотив Цимцума (ограничения Света).. Значит Цимцум произошел, чтобы «явить свету Совершенство деяний Его», то есть акт Сотворения мира должен завершиться без Наhама дэКисуфа (хлеба стыда [т.е. ситуации, в которой стыдно есть незаработанный хлеб]), но посредством Двейкут (слияния [т.е. обретения качеств Творца]). Поэтому произошел Цимцум, чтобы посредством Цимцума образовалось место для раскрытия Имен Его и названий Его, то есть чтобы посредством исправлений [с помощью] Имен и названий творение пришло к совершенству и тогда акт Сотворения мира предстал бы в полном совершенстве и великолепии, поэтому сказал рав: «И когда возникло у Него желание […] - сотворить миры и наделить Светом Нээцалим», то есть чтобы создать множество ступеней, с помощью которых было бы достигнуто завершение этого акта.

Следовательно в соответствии со [сказанным], мотивом Сотворения в целом было «облагодетельствовать Его творения», и с этой точки зрения Источником является Олам Эйн Соф (Мир Бесконечного), ибо там «Высший Свет заполнял все сущее и не было никакого Маком Пануй (незаполненного места)» и т.д., то есть там нельзя было сказать, что различались ступени. А то, что рав [т.е. Аризаль] написал «когда возникло у Него желание», означает, что рав уже начинает говорить о мотиве Цимцума (ограничения Света); тогда рав приводит мотив: «чтобы явить свету совершенство деяний Своих». То есть с помощью множества ступеней ты должен достичь завершения акта [Творения]; поэтому произошел Цимцум, так как без Цимцума нет места, чтобы различить ступени, но после Цимцума, когда Свет раскрывается именно благодаря работе, уже различимы ступени, а именно по мере работы. (3) (см. ниже стр. 47, статью 3).

hЭарот вэБэюрим (стр.49)

(3) В этом Ор Барух есть два пункта, требующих разъяснения: 1) написанное им: чтобы посредством исправлений [с помощью] Имен и названий творение пришло к совершенству; 2) написанное им: чтобы создать множество ступеней, с помощью которых было бы достигнуто завершение этого акта.

Разъяснение п. 1). Имена Его и названия Его – это Света, раскрывающиеся от Него, суть которых состоит в «раскрытии Б-жественности». И через раскрытие этих Светов исправляются сосуды, чтобы смогли они качественно уподобиться их Создателю [на иврите Йоцрам, буквально: Преобразившему Свет для них], то есть подобно Ему совершать альтруистические деяния, и тогда не будет больше места «Наhама дэКисуфа» (хлебу стыда, [то есть ситуации, когда стыдно есть незаработанный хлеб]) и станет возможно получить великие Света, которыми Он желал снабдить творения со стороны «Его желания облагодетельствовать Свои творения». (И уже объяснял наш господин, учитель и рав, да будет память о нем благословенна, что у этих Светов есть функции двух видов: 1. Исправить сосуды, и это то, о чем здесь говорится. 2. После того, как сосуды исправлены и обрели альтруистическую мотивацию, они получают Света со стороны раскрытия Б-жественности, что сопровождается ощущением ими бескрайней Благодати и неги).

Разъяснение п. 2). Мы много раз слышали от почтенного праведника, что чтобы достичь конечной цели, необходимо множество ступений, так как невозможно, чтобы Нээцалим исправили сосуды получения за один раз, но с помощью многократногое разделения сосудов получения на множество ступеней, ибо тогда создается возможность со стороны низших исправить каждую без исключения деталь по отдельности. И подобным образом говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна, что душа Адама hаРишон после грехопадения разделилась на шестьсот тысяч частей и произошло это по причине, о которой сказано выше (см. Эйц Хаим, лист 56, в Паним Масбирот, начальные слова «И необходимо»).

Ор Барух – общие статьи. (стр. 47). Статья третья. Что такое Цимцум (ограничение Света) в Эйн Соф (в Бесконечном).

Поскольку
Мальхут получила весь Свет, который Маациль хотел дать, что является смыслом [слов] «заполнял все сущее», она тем не менее пожелала получить дополнительное удовольствие. И поскольку к получению Света нечего добавить, вознамерилась она получить удовольствие путем обретения альтруистической мотивации. И подобно тому, как Творец является Источником удовольствий и присуща Ему радость от того, что Он совершает альтруистические деяния по отношению к мирам, как написано: «Не было радости пред Ним подобной дню, в который были созданы небо и земля» [неточная цитата из Вавилонского Талмуда, трактат Мэгила, стр.10Б]; так и после того, как
Мальхут получила все, когда «[Свет] заполнял все сущее», пришла ей мысль, что она получит удовольствие от того, что будет совершать альтруистические деяния по отношению к Творцу; поэтому она сказала: ради получения я не хочу [получать], но лишь с альтруистической мотивацией я буду получать.

 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments