Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Р. Еhуда Ашлаг. Введение в мудрость Каббалы, п.11 с Ор Шалом (черновик, перепечатка запрещена)

предыдущий пункт                                                                                                                                       следующий пункт



В связи с этим, пойми разграничение, которое действительно позволяет отличить духовное от материального, ибо все, в чем есть желание получать, окончательно сформировавшееся, [пройдя] через все свои Бхинот, то есть Бхина Далет, называется материальным, и его можно обнаружить в [мельчайших] деталях всего бытия, уготованного нашим очам в Этом Мире. А все без исключения, что выше этого великого желания получать, характеризуется именем «духовное», и это миры АБИ“А (Ацилут, Брия, Ецира и Асия), находящиеся выше Этого Мира, и все имеющееся в них. И здесь ты должен понять, что все действие, характеризуемое как подъемы и снижения в высших мирах, происходит не в каком-то надуманном месте, Б-же упаси, но лишь относится к четырем Бхинот желания получать, ведь все более удаленное от Бхины Далет, считается более высоким местом, а все, что ближе к Бхине Далет, считается более низким местом.

Ор Шалом

В связи с этим, пойми разграничение, которое действительно позволяет отличить духовное от материального, ибо все, в чем есть желание получать, окончательно сформировавшееся, [пройдя] через все свои Бхинот, то есть Бхина Далет, называется материальным. Окончательно сформировавшееся желание получать – то есть в нем нет никакой искорки альтруизма и для него совершенно непостижимо, что такое альтруистическое желание! И это происходит в Этом Мире. Вопрос: называются ли [миры] БИ“А дэТум'а (миры Брия, Ецира и Асия нечистоты), где нет искр альтруизма, духовным или материальным? Ответ: они называются материальным. Когда он говорит «Этот Мир», он имеет в виду не неживой Земной шар, а некоторую Бхину (качество.). То есть когда человек надевает талит, если он делает это ради того, чтобы получать, его действие называется материальным, а если его мотивация – альтруистическая, то это действие называется духовным. Вопрос: что на самом деле представляет собой последовательность неживое – растительное – животное, существующая в Этом Мире? Ответ: они упорядочены не сами по себе, а в соответствии с человеком. То есть, если человек возвышается, они поднимаются вместе с ним и наоборот. Например Святая Святых была местом куда никому нельзя было входить и только в Йом hаКипурим разрешалось первосвященнику входить туда. Поди-ка и подумай, каковы были заслуги, дающие право надеть его одежды, чего не удостоились многие хорошие и одаренные люди. И его можно обнаружить в [мельчайших] деталях всего бытия, уготованного нашим очам в Этом Мире. А все,что выше этого великого желания получать; «выше» означает, что там существует альтруистическое желание.

А все, что ближе к Бхине Далет, считается более низким местом. Желание получать называется нижним: 1) Потому что оно является низом, т.е. менее значимым, относительно Творца, совершающего альтруистические деяния. 2) Оно называется низом, то есть менее значимым, потому, что этот сосуд невозможно использовать и что-то получить. Следовательно в то, что выше, то есть более значимо по сравнению с этим сосудом, то есть [в сосуд], где есть немного альтруистического желания, могут получать и использовать его по мере [этого желания]. И в соответствии с этим понимаются подъемы и снижения, подъемом называется альтруистическое желание, а снижением – желание получать.

В общих чертах, есть четыре ступени: у человека есть две силы – получение удовольствия и даяние. И ими правят два вида мотивации: 1) его намерение заполнить его ощущение нехватки и его желание наслаждением. 2) Его намерение доставить наслаждение другому. А ступени подразделяются следующим образом: 1) получающий и намеревающийся совершать действия получения, чтобы получить наслаждение. И называется он «мэКабэль бэаль Мэнат леКабэль» [получающим ради получения] (аль Мэнат означает мотивацию). 2) получающий и намеревающийся совершать действия получения из альтруистических побуждений в отношении другого, и называется он «мэКабэль бэаль Мэнат леhаШпиа» [получающий с альтруистической мотивацией]. И по этому поводу приводится пример из Гемары в [трактате] Кидушин: поскольку написано: «И даст ей в руку»  [разводное письмо, Дварим 24,1 и 24,3; по правилам герменевтики выводится, что указания, содержащиеся в Торе по поводу церемонии развода, должны использоваться при установлении брачной церемонии], женщина освящается [т.е. подобно освященному предмету, разрешенному только избранным, ей разрешается вступать в близость только со своим мужем] только после того, как жених дает ей вещь, которая стоит пруту, и таким образом освящает ее. А также должен жених сказать: «Вот ты [посвящаешься мне]». Например если «она дала вещь и он сказал:» Вот ты освящена, Кидушин (освящения женщины) не происходит, поскольку она была дающей. Но если [жених] – выдающийся человек, то Гемара говорит, что закон меняется. То есть несмотря на то, что она дала [подарок], Кидушин происходит. Почему? Поскольку он получает от нее, она испытывает от этого большое наслаждение, и благодаря тому наслаждению, которое он доставил ей, она освящается. Раз так, то хотя реально он получает вещь от нее, но поскольку на деле целью получения было доставить ей наслаждение, он называется Нотэн уМашпиа (дающим и дарящим). Этим доказывается, что получающий из альтруистических побуждений, несмотря на то, что говорится только о его мотивации, называется совершающим альтруистическое деяние. 3) Совершающий альтруистические деяния с мотивацией доставить наслаждение другому с помощью альтруистического деяния, называется «Машпиа бэаль Мэнат леhаШпиа» (совершающий альтруистические действия с альтруистической мотивацией). 4) Совершающий альтруистические деяния с мотивацией получить наслаждение и компенсацию с помощью альтруистического деяния, и называется он «Машпиа бэаль Мэнат леКабэль» (совершающий альтруистические действия ради того, чтобы получать). И это также можно увидеть, рассматривая вопрос, затронутый выше, в [трактате] Кидушин. То есть женщина является дающей, но поскольку ее мотивация – получить наслаждение от [подарка] выдающемуся человеку, она называется получающей. В соответствии с этим понятно объяснение [терминов] «открытая Тора и тайная Тора»: открытой [Торой] называются дела, поскольку они открыты глазам каждого. Открытая Тора учит нас, как делать дела. Тайной [Торой] называется мотивация, поскольку человек не может знать мотивацию другого. Например, возможно, человек будет совершать большие альтруистические деяния, но его мотивацией будет "ради получения". И возможно, человек будет получающим, но его мотивация будет альтруистической. Раз так, то тайная Тора касается мотивации.

предыдущий пункт                                                                                                                                      следующий пункт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments