Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. Предисловие к книге Зоар. п. 10; черновик, перепечатка запрещена

предыдущий пункт                                                                                                              следующий пункт

А теперь нам открылся подход к пониманию Исследования четвертого. Каким образом могла появиться на свет из Святости Его, да будет Он восславлен, система [1] нечистых сил [2], учитывая то, что она в крайней степени удалена от Святости Его, да будет Он восславлен; и как возможно, чтобы Он снабжал ее всем необходимым и поддерживал ее существование? В самом деле, прежде необходимо разобраться, что реально собой представляют нечистые силы. И знай, что это то великое желание получать, о котором мы говорили, что это - то самое, что образует души со стороны именно сотворенного в них [из ничего], ибо поэтому они готовы получить все наполнение, заключенное в Замысле Сотворения; оно не остается в душах в том же самом виде, так как если бы оно осталось в них [таким же], то они неминуемо оставались бы всегда отделенными от Него, да будет Он восславлен, ведь их качественное отличие отделяло бы их от Него, да будет Он восславлен. И чтобы преодолеть это отличие, присущее сосудам душ, сотворил Он, да будет Он восславлен, всю совокупность миров и разделил их на две системы, согласно смыслу написанного: Это в противовес тому  создал Б-г [4]; а именно [Он создал] четыре мира [5] Ацилут [7], Брия [10], Ецира [12] и Асия [14] Святости и в противовес им четыре мира Ацилут, Брия, Ецира и Асия нечистоты. И придал Он альтруистическое желание системе [миров] Ацилут, Брия, Ецира и Асия Святости, и удалил Он из них желание получать ради себя (как написано ниже, во Введении в Мудрость Каббалы, в пп. 14 – 19 [16], хорошенько посмотри там). И придал его системе миров Ацилут, Брия, Ецира и Асия нечистоты, и из-за [этого желания] оказались они отличающимися от Творца, да будет Он восславлен, и от всех миров Святости. И по этой причине называются нечистые силы именем «мертвые», как написано: «жертв, принадлежащих мертвым» [17]; таковы и грешники, тянущиеся за ними; как писали наши мудрецы, да будет память о них благословенна: Грешники при жизни своей называются мертвыми [18], ибо желание получать, приданное им в противоположность качествам Святости Его, да будет Он восславлен, отделяет их от Жизни Жизней [19], и они в крайней степени удалены от Него, да будет Он восславлен, так как Ему, да будет Он восславлен, не присуще никакое получение, а только одни альтруистические побуждения, а у нечистых сил нет никакого альтруизма, а только одно стремление получать ради самоуслаждения; и нет противопоположности большей, чем эта. А ты уже знаешь, что удаленность в духовном начинается с качественного различия а кончается противоположностью свойств, которая является крайней удаленностью в последней степени.

Примечания переводчика
----------------------------------
[1] Система – на иврите: Меркава, см. п.3, примечание [1] с той поправкой, что там речь идет о системе  чистых сил, а здесь, как мы увидим чуть ниже, о противостоящей ей системе нечистых сил.
[2] Нечистые силы – на иврите «hаТум'а вэhаКлипот», где «hаТум'а» означает «нечистота», «вэ-» означает «и», «hа Клипот» - нечистые силы, см. [3].
[3] Клипа (множественное число: Клипот) – также нечистая сила. Это слово означает «шелуха», «чешуя», «корка», «скорлупа», «кожица».
[4] В день счастья будь счастлив, а в день несчастья узри: и это в противовес тому  создал Б-г – Коhелет 7, 14.
[5] Мир – Сфира [6] всего сотворенного вместе взятого
[6] Сфира (во множественном числе: Сфирот) представляет собой элемент духовного объекта и сама является духовным объектом. Слово Сфира происходит от слова Сапир (сапфир). Может характеризовать сосуд и Свет, который сосуд получает. Подобно тому, как драгоценный камень переливается разными цветами, и подобно тому, как цветное стекло пропускает свет определенного цвета, разные Сфирот характеризуют получение сосудом Света разного количества и качества. Согласно другой интерпретации духовные объекты называются Сфирот, когда им присуща определенная мера, у них есть конец и они характеризуются определенным числом (т.е. слово «Сфира» происходит от слова «Сафар», считать). В этом случае духовный объект делится на десять Сфирот или на пять основных Сфирот. См. Предисловие к книге Зоар, фрагмент Роза, п.1, второй абзац.
[7] Ацилут – означает питание, наделение [Светом], а также близость к Творцу: Значение слова Ацилут устанавливается по значению содержащего родственное слово выражения «Вээhье эцло» («И была я у Него [питомицею, и была я радостью каждый день, веселясь все время пред Ликом Его» (Мишлей 8, 30)]) [Менее буквальный, но лучше передающий смысл перевод: И потчевал Он меня у Себя лакомствами, и радовала Его я каждый день, веселясь все время пред Ликом Его]; что является намеком на Йихуд (соединение [с Творцом]). См. в начале Ор Шалом к п. 67 "Введения в мудрость Каббалы". Мир [5] Ацилут – это Сфира [6] Хохма [8] всего сотворенного вместе взятого.
[8] Хохма – означает «мудрость». Вторая из пяти основных Сфирот [6] и из десяти Сфирот. Получение еще не осознающим себя сосудом (творением)  всего Света (т.е. наслаждения, Света Хохма [9]), который Дающий желает ему дать.
[9] Свет Хохма (означает "Свет мудрости") - наслаждение, вызванное удовлетворением желания получать
[10] Брия (сотворение нового объекта, помещение вне Творца) – третий из пяти миров [5], Сфира [6] Бина [11] всего существующего.
[11] Бина – означает «разум», «понимание», «разумение». Третья из пяти основных Сфирот [6] и из десяти Сфирот. Исторжение Света (отказ получать Свет) сосудом, осознавшим, что Творец – Дающий, а он – получающий, и желающим походить на Творца.
[12] Ецира (сотворение с помощью наделения творения Светом) – четвертый из пяти миров [5], Сфира [6] Зеир Анпин [13] всего существующего.
[13] Зеир Анпин или Тифэрэт – Зеир Анпин означает «малый Лик», Тифэрэт означает «великолепие». Четвертая из пяти основных Сфирот [6], составляет Сфирот с четвертой по девятую из десяти Сфирот. Так же, как Бина [11], это сосуд, осознавший, что Творец – Дающий, а он – получающий, и желающий походить на Творца. Однако Зеир Анпин знает, что совсем без Света не выжить, и получает минимальное количество Света необходимое для выживания.
[14] Асия (действие) – пятый из пяти миров [5], Сфира [6] Мальхут [15] всего существующего.
[15] Мальхут – означает «царство», Пятая из пяти основных Сфирот [6] и десятая из десяти Сфирот. Изначально желание получать ради получения.
[16] Введение в Мудрость Каббалы, в пп. 14 – 19 - 14, 15, 16, 17, 18, 19
[17] [И прилепились они к Бааль Пеору, и ели от] жертв, принадлежащих мертвым - Тэhилим 106, 28. Радак комментирует слова «и ели от жертв, принадлежащих мертвым» так: «Их боги мертвы». Следовательно «и ели от жертв, принадлежащих мертвым» означает «и ели от жертв, принесенных идолам».
[18] Грешники при жизни своей называются мертвыми - Мидраш Рабба, Лех Леха, ч. 39, 7; а также Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, стр.18б.
[19] Жизнь Жизней – одно из Имен Б-га.

предыдущий пункт                                                                                                              следующий пункт
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments