Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. Дарование Торы. П.12. С hЭарот вэБэюрим. Публ.2 (черновик, перепечатка запрещена)

[Продолжение текста Бааль Сулама]

А во все время взросления он будет получать от своего окружения частицы “[желания] одарять других”, и это, конечно, зависит от меры развития этого его окружения.

hЭарот вэБиюрим

66) От своего окружения. «Окружение» - это все, что питает человека, и это включает книги и авторов, т.е. это общество. Ведь человек сам выбирает, от кого получать свое питание. Как в материальном мире он может выбрать, какую пищу есть: более здоровую, более кошерную и т.д., - так и в Духовном человек обязан быть осторожным: 1) при выборе книг, из которых он «всасывает» свое питание; т.е. в наши дни очень просто издать книгу: каждый человек, у которого есть компьютер, может сегодня очень легко научиться, как напечатать книгу. Во всяком случае, он должен очень осторожно выбирать книги, из которых он черпает знания, мысли, идеалы и т.п. 2) Человек должен быть осторожным в выборе общества, в котором он находится, ибо поскольку Творец, да будет Он восславлен, сотворил человека общественным существом, т.е. находящимся под воздействием общества; то подобно тому, как чайник ставят на огонь и он не может сделать выбор и не кипятить, так и человек не может сделать выбор отмежеваться от помыслов общества, в котором он находится, а ему приходится принять их вместе со всеми, и поэтому я должен с самого начала быть очень осторожным в выборе своего общества.

[Читать далее]

67) Пояснение. Развитие человека зависит от развития общества в целом, ибо если он окажется в обществе, действующем по критерию «Мое – мое, и твое – мое» [20], то вскоре станет вором. А если он окажется в обществе, критерий которого - «Мое – мое, а твое – твое» [20], то вскоре станет алчным. А если человек окажется в обществе, критерий которого - «Мое – твое, и твое – твое» [20], то он сможет постепенно стать благочестивым.

Необходимо знать, что общество не есть совокупность людей, встретившихся в силу неизбежных обстоятельств, связанных с тем, что необходимо молиться в миньяне три раза в день, или с тем, что необходимо провести определенное число лет в ешиве, или с тем, что необходимо зарабатывать на жизнь и нужно проводить по восемь часов на рабочем месте какое-то число лет. Но под обществом понимается внутреннее соединение между людьми, которых каждый член общества выбрал, осознав необходимость объединиться с другими, исходя из осознания их значимости и высокого статуса. Подобное общество может постепенно создать атмосферу сближения и самопожертвования, соответствующую закону Торы «Мое – твое, и твое – твое» [20].

[Продолжение текста Бааль Сулама]

Вот тогда-то и начинают обучать его выполнять Тору и заповеди из любви к самому себе, за награду в Этом Мире и в Мире Грядущем, что называется “не ради самой Торы”, потому что невозможно учить его по-другому.

hЭарот вэБиюрим

68) Следовательно, хотя он и обретает от своего окружения некоторую долю альтруизма, тем не менее в целом он он еще основывается на себялюбии. Следовательно и та доля альтруизма, которую он обретает от своего окружения, т.е. все виды альтруистических ценностей, существуют ради получения награды в Этом Мире или в Мире Грядущем и не являются чистым альтруизмом. И это по той причине, что невозможно обучать другим способом, о котором он говорит ниже. И дело обстоит так потому, что нет никакой возможности обучать творение, находящееся в нижней точке, в самом низу и в самой грязи, которую можно только сыскать в мире человеческом, чисто альтруистическим ценностям, ибо оно совершенно не может этого воспринять.

Например Гершеле Острополер, который бился об заклад со своим другом, что сможет обучить осла читать текст из книги, действительно «преуспел» в этом с помощью разных соломинок, которые он вложил между листов книги, и осел листал страницы книги, чтобы найти пищу, и каждый раз, когда находил, издавал радостный крик; мораль: мы листаем Тору и просматриваем заповеди, чтобы получить награду. Но мы не можем начать по-другому.

И поэтому сначала человек обучается альтруизму ради получения; т.е. человеку говорят: тебе подобает выполнять Тору и заповеди; иными словами, тебе подобает быть альтруистом потому, что благодаря этому ты извлечешь многочисленные выгоды в Этом Мире: будут у тебя хорошие дети, достойный заработок и доброе здоровье. Ибо тот, кто выполняет заповеди Творца, извлекает из этого только выгоды подобно тому, как в материальном мире заведено, что тот, кто подчиняется указаниям босса, позже вознаграждается за свое подчинение.

А также возвращение [к Б-гу] и Тэшува основываются на извлечении выгоды, как уже говорилось и я приведу на эту тему два примера из того, что я слышал.

1) На лекции, произнесенной перед светской аудиторией и посвященной семейной жизни и женским проблемам, лектор говорил: по статистике количество злокачественных опухолей матки у женщин, не соблюдающих законы семейной чистоты, на десять процентов больше, чем у женщин, соблюдающих законы семейной чистоты. И каждая простая женщина, которая слышит столь точную статистику, производит простой расчет: ради чего наживать себе неприятности с Боссом? Лучше выполнять законы семейной читоты и не подвергать себя риску. Ибо Творец, да будет Он восславлен, установил в мире такой порядок, что тот, кто не соблюдает свои заповеди, рано или поздно наносит себе ущерб.

2) На лекции, которую рав читал перед светской аудиторией, он говорил: ты работаешь всю неделю, как лошадь, и в пятницу кончаешь работать, и есть у тебя Шабат, т.е. день отдохновения. Когда ты приходишь домой, ты к своему удивлению обнаруживаешь, что дом пуст, т.к. твоя дочь пошла с компанией посмотреть фильм, а сын пошел на какую-то вечеринку, а жена твоя тоже ходит по магазинам. А посмотришь в окно любого религиозного соседа, и окажется, что он сидит со всей семьей, не исключая ни одного человека, горят субботние свечи, и все они вместе поют и беседуют об основополагающих вещах. Взвесь, что для тебя лучше, пребывать в светском мире, приносящем тебе результаты, о которых я говорил, или находиться в мире, живущем по религиозным законам и приносящем результаты, которые перед твоими глазами. Этот пример также прост настолько, что является для человека хорошим уроком соблюдать религиозный Закон потому, что это лучше соответствует его нуждам.

И кроме этого, существует подробное учение о награде в Мире Грядущем, ибо каждый маленький ребенок знает, что Этот Мир подобен коридору, т.е. положение, [в котором находятся в Этом Мире], - временное, а Мир Грядущий подобен залу, т.е. положение в нем не меняется и оно хорошее. И по мере того, как человек все больше и больше совершает преодоление, он все больше ощущает, что его плоть – временная, и в связи с этим, если он учит, что именно в зале он обретет Благодать и негу за усилия, которые он прилагал в работе над Торой и заповедями, то он не беспокоится, зная, что ему воздастся сполна в конце этого процесса. И наоборот, не соблюдающий законов будет сожжен в огне геенны. И он должен только решить, что для него лучше: наслаждаться вечным наслаждением в Саду Эдема или гореть в вечном огне геенны.

В связи с этим возникает вопрос: почему же не все светские люди делают Тэшуву? Ответ: по той же причине, почему человек больной раком не бросает курить, потому что его желание получать не позволяет ему наслаждаться результатами своей деятельности, а тянет его к более простым и преходящим вещам, не требующим приложения усилий и работы. На самом деле, это зависит от того, насколько высокое качество имеют жизненные силы человека, т.е. от качества желания получать, ибо если желание получать имеет лучшее качаество, то человек не ищет простых решений для удовлетворения своих неисполненных желаний, но готов к сложным и трудоемким решениям, только с помощью которых он и сможет обрести истинные наслаждения. Ведь наш рав выделяет в желании получать четыре ступени: неживой – это очень маленькое желание получать, и доказательством этого является то, что в нем неразличимо движение. Растительному присуще больше желания, и поэтому в нем различимо движение. И так далее точно таким же образом. А также [в высшей из этих ступеней], в самом говорящем, он выделяет несколько ступеней: 1) неживой, такие люди хотят получать наслаждение и удовольствие только от покоя. 2) А эти люди хотят наслаждаться от животных вожделений, и это ступень более качественного желания получать, потому что такой человек уже должен работать, чтобы добыть денег и заплатить за удовлетворение его животных вожделений. 3) Желание получать наслаждение и удовольствие от власти и почестей, и здесь желание получать еще больше и качественней, потому что оно требует от человека приложить еще больше усилий, чтобы снискать симпатии к себе в глазах людей. 4) Желание получать наслаждение и удовольствие от интеллектуальной деятельности и науки, являющееся еще более качественным желанием получать. 5) «А я ... близость Б-га – благо для меня» [21], т.е. желание получать наслаждение и удовольствие от соприкосновения и связи с Б-жественным, и здесь желание получать имеет самое высокое качество, потому что человек выбирает самое большое удовольствие, хотя и требуются нечеловеческие усилия. Следовательно, чем человек выше качественно, те меньше он готов одурманивать себя преходящими вещами, а наоборот, он совершенно не желает распыляться, а хочет от жизни истинных наслаждений, хочет сам измерить, какой огромный потенциал скрыл Творец в творении. Итак многие светские люди не хотять задуматься, какую требуется произвести работу, и поэтому такой человек предпочитает быть своего рода пузырем, наполненным иллюзиями, ибо их желание получать имеет низкое качество и не готово прилагать усилия ради чего-то, выходящего за пределы преходящих вещей.

Но необходимо разобраться, как человек обнаруживающий у себя желание получать более низкого ранга может выйти за пределы этого заколдованного круга своего собственного себялюбия. Разве у него нет возможности развиваться? Ответ: с помощью окружения более качественного, чем его нынешнее окружение, он может развиваться. Ибо окружение – это решающий фактор, доминирующий в жизни человека, и это одна из причин, почему создал Святой [Творец], да будет Он восславлен, человека общественным существом, и поэтому даже если его душевные качества не блистают из-за генетической предрасположенности, тем не менее, благодаря своему окружению, находящемуся на более высоком уровне, потому что альтруизм его окружения стоит выше присущего ему эгоизма, который понижает его уровень, он может возвыситься и достичь более высокой ступени на лестнице человеческих качеств. Но ему требуются страдания, ибо только когда он страдает, у него есть стимул продвигаться вверх по этой лестнице человеческих качеств. Но пока у него есть выбор, ибо первоэлемент прах, унаследованный его душой, тянет его различными обманными способами вниз, т.е. в сторону разрушения, но доминирующие над ним первоэлементы присущие его душе, например воздух, огонь и так далее, побуждают его подняться вверх, используя страдания в качестве трамплина для обретения более высокой ступени на лестнице человеческих качеств, и выбор должен сделать он.

Наши мудрецы, да будет память о них благословенна, определили эти вещи своим языком ([Вавилонский Талмуд, трактат] Нида, стр.16Б): «Когда выходит капля семени во время зачатия, Святой [Творец], да будет Он восславлен, выносит о ней решение, получится ли из нее богатый человек или бедный, сильный или слабый, умный или глупый, но Он не выносит решения, станет ли он праведником или грешником». И задал вопрос рабейну Бааль Сулам: как человек может родиться глупым и не быть грешником? И это затруднение он разрешил с помощью другого речения наших мудрецов, да будет память о них благословенна ([Вавилонский Талмуд, трактат] Йома, стр.38Б): «Увидел Святой [Творец], да будет Он восславлен, что праведники малочисленны, восстал Он и распределил их по всем поколениям», т.е. Святой [Творец], да будет Он восславлен, рассеял души праведников по всем поколениям, чтобы у глупого человека, находящегося под властью своего желания получать, была возможность присоединиться к окружению праведника и таким образом подняться вверх по лестнице человеческих качеств.

Вопрос: разве человек не должен принимать указания Торы как необходимые для его развития, или он может для себя выбрать по зову своей души, что выполнять и что не выполнять? Ответ: будучи ничтожным и низким, человек не может полагаться на себя в выборе пути, ибо он весь – это инстинкты, вожделения, печали, страхи и ужасы; во всяком случае, путь, который он выбирает сам, ослабляет и подрывает его дух. Нет иного пути кроме пути Торы; Моше получил Тору на Синае и передал ее Еhошуа, Еhошуа – старейшинам [22], и так Тора передается от поколения к поколению вплоть до нашего нынешнего поколения. И в каждом поколении без исключения Святой [Творец], да будет Он восславлен, поставил возвышенную душу, получающую свечение законов Торы в такой форме, в какой они соответствуют положению этого поколения. О Творце сказано: «Я, Г-сподь, не изменился» [23]; нет места [различным] доктринам Б-жественного; Он указал только один путь, и это путь Торы, который мы должны принять ради нашего же блага. Создатель добавил к тому, что Он сотворил, указания, как обходиться с тем, что Он сотворил, и человеку глупо говорить, что он хочет, не считаясь с указаниями Создателя, найти свои собственные способы запустить этот механизм. Чтобы выжить, как отдельный человек, так и общество в целом, должны сделать один-единственный выбор: руководствоваться указаниями Создателя. И мы видим, как выглядит Творение, когда человек пытается строить свой жизненный путь по своим собственным понятиям и ощущениям.

***

Осознание зла должно быть постепенным

Стих Торы гласит: «Если возьмешь в залог одежду ближнего своего, до захода солнца верни ее ему» [24]; простой смысл этого таков: если ты возьмешь одежду своего ближнего в залог долга, который ты ссужаешь ему, ты должен вернуть ему эту одежду до захода солнца, чтобы ему было чем покрыть свое тело. И объяснял Адмор, да будет благословенна память о праведнике [25], внутренний смысл этих слов: если ты раскрываешь своему ближнему истину, которую он неспособен воспринять, т.е. ты нарушаешь душевный покой своего ближнего, ты должен позаботиться, чтобы вернуть ему покой таким образом, чтобы над ним снова взошло солнце, т.е. снова как бы принести ему солнце [26]. Таким же образом он объяснял и стих: «Убивший скотину должен заплатить за нее» [27]: если ты убил животную часть [души] человека, а он не может это вынести, ты должен восполнить его эгоизм, и запрещено тебе оставлять его побитым, если он не может это вытерпеть, т.е. раскрытие [истины] другому должно соответствовать уровню развития его души.

До сих пор мы говорили о раскрытии истины человеком своему ближнему, но точно так же должна раскрываться истина самому человеку. Ибо человек должен проявлять чувствительность по отношению к самому себе и не есть пищу, которую он не может переварить. Человек должен проявлять внимание к чуствительности своей души и идти шаг за шагом в соответствии со своей возможностью это выдержать. И он не должен наносить себе такого удара, от которого он потом не сможет оправиться. С одной стороны, человек должен стремиться к раскрытию истины о самом себе, к тому, чтобы видеть расхождение между желаемым и действительным и т.д. С другой стороны, не существует ничего обязательного из того, что губит душу, но он должен питать себя таким образом, чтобы хотя и давая себе понять, что существует самая острая необходимость что-то делать со своей собственной низостью, тем не менее, сделать так, чтобы своим собственным исправлением не наносить себе тяжелого удара.

[Продолжение текста Бааль Сулама]

А когда он вырос и повзрослел, тогда раскрывают ему подход к занятиям заповедями ради самой Торы, с особым намерением только доставлять удовольствие своему Создателю [28].

hЭарот вэБиюрим

69) Еще нуждается в объяснении понятие занятий заповедями ради самой Торы; ведь в простом смысле это означает «во имя Небес», т.е. исходя из любви к Г-споду и не по причине себялюбия. Но в соответствии с этим нужно было бы написать «Тора ради Него», а не «Тора ради нее самой». И объяснял рабейну Бааль Сулам, что говорят «ради Торы», потому что о Торе сказано, что она предназначена для того, чтобы раскрыть человеку «Свет Лика Царя [29], Г-спода, да будет Он восславлен», и во имя этого следует учиться. И этого невозможно достичь без исправления и подготовки человека к тому, чтобы милосердие стало его природой.

[Продолжение текста Бааль Сулама]

Как писал Рамбам ([Мишне Тора, Сэфэр hаМадда,] hильхот Тэшува, глава 10), женщинам и детям не раскрывают, как заниматься Торой и заповедями ради самой Торы, ибо не смогут это снести; лишь когда вырастают и набираются знаний и ума, тогда учат их поступать ради самой Торы. И как говорили [наши мудрецы], да будет память о них благословенна:  “От 'не ради самой Торы' он придет к 'ради самой Торы'” [30], то есть к [состоянию], определяемому намерением доставлять удовольствие своему Создателю, а не ради себялюбия.

hЭарот вэБиюрим

70) Я слышал от Адмора, да будет благословенна память о праведнике [25], что термин женщины должен пониматься не в биологическом смысле, а имеются в виду мужчины, находящиеся во власти желания получать и неспособные обрести альтруистические качества. А также под детьми имеются в виду люди взрослого возраста, являющиеся детьми по своему мировосприятию. Ибо разница между взрослым и ребенком состоит в том, что ребенок живет в окружающем его мире исходя из взгляда, что окружающий его мир должен его питать. И как следствие он наслаждается своим окружением и получает от него, не давая своему окружению ничего. Если так, то человек, характеризующийся как женщина и ребенок, неспособен познать истинный смысл Торы и заповедей; поэтому с таким человеком необходимо говорить на языке лжи, поскольку ложь для него является истиной, а истина для него является ложью. Ибо истина и ложь измеряются тем, полезны ли они человеку, а не в абсолютных величинах.

Кроме того, я слышал, как Адмор, да будет благословенна память о праведнике [25], задавал вопрос: почему Рамбам говорит, что женщинам и детям нельзя раскрывать, как заниматься Торой и заповедями ради самой Торы; разве о занятиях Торой и заповедями ради самой Торы не написано во многих книгах; что же будет, если такой человек откроет книгу, в которой говорится о служении во имя Небес!? И разве об этом не написано даже в hАлахической литературе!? Разве любой маленький ребенок не знает, что целью работы над Торой и заповедями не является их выполнение во имя Небес, а не ради собственной выгоды? Это необходимо разъяснить с помощью следующего рассказа: во времена, когда хасидский двор возглавлял старейший Адмор из Коцка, приехал к нему рабби Лейбеле Эйгер [31], бывший внуком рабби Акивы Эйгера, величайшего раввина того поколения среди митнагдим, и сыном рабби Шломо Эйгера [32], который также был одним из величайших знатоков Торы своего поколения. И вот внук присоединяется к одному из самых одиозных направлений хасидизма. Естественно, из-за этого поднялся большой шум, и его отец отправил посланников, чтобы они попытались вернуть его и т.д. И через несколько месяцев вновь вернулся рабби Лейбеле Эйгер в свой город. И тогда спросил его отец: «Лейбеле, расскажи мне, что было самым важным из того, чему ты научился в Коцке?» Сказал ему рабби Лейбеле: «В Коцке я научился тому, что есть Б-г». Его отец очень удивился, позвал служанку и спросил: «Что ты скажешь, есть Б-г или, может, нет?» Сказала служанка: «Конечно, Б-г есть». Спросил его отец: «Ради того, что знает простая служанка, ты уехал так далеко и стал причиной таких больших страданий в семье?» Ответил ему рабби Лейбеле: «Она говорит, что есть Б-г, а я знаю, что есть Б-г». И это также является ответом на вопрос Адмора, да будет благословенна память о праведнике, ибо то, что весь мир говорит о необходимости служения во имя Небес, совсем не значит, что кто-то понимает это даже в самой простой форме. Но на самом деле, понятие служения во имя Небес – это самая большая тайна на земле, и то, что все всуе произносят слова [«служение во имя Небес»] еще не означает, что они имеют какое-то отношение к тому, что стоит за этим понятием. И истинное раскрытие понятия «во имя Небес» может произойти исключительно с помощью Г-спода, да будет Он восславлен, отверзающего очи и сердце человека.

Кроме того, задавал вопрос Адмор, да будет благословенна память о праведнике [25]: что является показателем того, что человек, находящийся на ступенях женщины и ребенка, на самом деле, уже вырос и уже обрел ум и разум до такой степени, что ему можно раскрывать понятие «во имя Небес»? Ответ: таким показателем являются страдания. Ибо чем больше человек отходит от своей женственности и инфантильности и ищет то, что воистину должно оживить его душу, тем больше он наполняется страданиями от пустоты присущей его душе; ведь он неспособен найти удовлетворения во всей бессмысленности и абсурдности присущей Этому Миру. И усиление страданий является признаком и мерой роста человека и его развития, и по мере его развития раскрывают ему с Небес эту великую тайну служения, выходящего за рамки его эга, практически являющуюся тайной жизни.

И отсюда становится понятным мидраш наших мудрецов, да будет память о них благословенна: Когда говорили люди народа Израиля: «Сделаем и будем послушны» [33], - удивлялись ангелы-служители: «Кто раскрыл Моим детям эту тайну?» [34]. Ибо понятие «сделаем» означает уничтожение человеческого эга перед другой особью, пока он не будет готов пожертвовать всяким пониманием и разумением присущим эгоистическому разуму и совершать служение, находясь на ступени одного только действия без какого-либо понимания и без каких-либо ощущений, и это тайна не известная ни одному человеку. А затем человек удостаивается послушания и понимания изнутри.

Примечания переводчика
----------------------------------
[20] «Мое – мое, и твое – мое», «Мое – мое, а твое – твое», «Мое – твое, и твое – твое» – Мишна, трактат Авот, глава 5, мишна 10; см. также в Ор Шалом к п.3 Введения в мудрость Каббалы.
[21] А я ... близость Б-га – благо для меня - Тэhилим 73, 28.
[22] Моше получил Тору на Синае и передал ее Еhошуа, Еhошуа – старейшинам - Мишна, трактат Авот, глава 1, мишна 1.
[23] Я, Г-сподь, не изменился - Малахи 3, 6.
[24] Если возьмешь в залог одежду ближнего своего, до захода солнца верни ее емуШемот 22, 25.
[25] Адмор, да будет благословенна память о праведнике – рабби Барух Ашлах.
[26] Если ты раскрыл своему ближнему истину, которую он неспособен воспринять, т.е. ты нарушаешь душевный покой своего ближнего, ты должен позаботиться, чтобы вернуть ему покой таким образом, чтобы над ним снова взошло солнце, т.е. снова как бы принести ему солнце – это объяснение цитируемого стиха Торы [24], основанное на игре слов. В этом объяснении используются слова либо близкие по написанию, либо имеющие тот же корень, либо те же, что и слова, использованные в [24]. А именно оба слова выражения возьмешь в залог в стихе (на иврите «хаволь тахволь») имеют тот же корень хет-бет-ламед, что и слово «нарушаешь» (на иврите «ховэль») в объяснении; слово одежду в стихе (на иврите «салмат») имеет корень син-ламед-мэм, а слово «покой» (буквально «целостность», на иврите «шлемут») имеет корень шин-ламед-мэм, а буквы син и шин в свитке Торы выглядят одинаково; слово захода в стихе (на иврите «бо») имеет тот же корень бет-вав-алеф, что и слово «принести» (буквальное значение слово в фразе на иврите «принесение» - «биат»). Три другие слова: ближнего, солнца, верни в стихе и в объяснении совпадают.
[27] Убивший скотину должен заплатить за нееВайикра 24, 21.
[28] Доставлять удовольствие своему Создателю – выражение из Вавилонского Талмуда, трактат Брахот, стр.17А: Когда рабби Йоханан завершал чтение книги Ийова, он обычно говорил следующее: человек в конце концов должен умереть, а зверь – быть убитым, и все обречены на смерть. Счастлив тот, кто воспитывался Торой и чьим трудом была работа над Торой, и кто доставлял удовольствие своему Создателю, и кто рос, имея доброе имя, и покинул этот мир, имея доброе имя; и о нем сказал Шломо (Коhелет 7, [1]): Лучше [доброе] имя, чем добрый елей, а день смерти [лучше] дня рождения.
[29] Свет Лика Царя - Мишлей 16, 15.
[30] От 'не ради самой Торы' он придет к 'ради самой Торы' - Вавилонский Талмуд, трактат Псахим, стр. 50Б.
[31] Рабби Лейбеле Эйгер – рабби Еhуда Лейб Эйгер из Люблина, о нем см. в конце статьи о его деде рабби Акиве Эйгере.
[32] Рабби Шломо Эйгер – о нем см. в статье о его отце рабби Акиве Эйгере.
[33] Сделаем и будем послушны – Шемот 24, 7.
[34] Когда люди народа Израиля сказали, что сначала сделают [33], а затем станут послушны, зазвучал голос и сказал им: «Кто открыл Моим детям эту тайну?» - Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, стр.88А.


  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments