Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

При сотворении их – при Аврааме [393]


Девятый фрагмент Предисловия к книге Зоар с комментарием Сулам рабби Еhуды Ашлага

45) Сказал рабби Йоси: это, несомненно, так, и я слышал [это] от Святого учителя [394], т.е. от рабби Шимона, говорившего, что «Бара» [4] – это сокрытое слово, указывающее на то, что ключ [387] закрывает и не открывает. И когда ключ скрывал [все] в слове «Бара», не было мира и не мог он устоять, и Тоhу [10] скрывал все. И когда властвовал этот Тоhу, не было мира и не мог он устоять.
[Читать далее]

46) А когда открыл этот ключ [387] врата [395] и стал готов к использованию [Мохин [56]] и к созданию порождений? Когда появился Авраам, по сути дела, представляющий собой Хэсэд [20], ибо написано: «Вот порождения Небес и земли при сотворении их» [393], а мы учили: читай не «при сотворении их» [393], а при Аврааме [393]. И тогда ко всему, что, как говорилось выше, было сокрыто в слове «Бара» [4], вернулись Отиёт [248], т.е. сосуды, и открылись для использования [Мохин] [396]. И появился столп и создал порождения, Эвэр [397] Святого Есода [74], на котором стоит мир. Ибо [слово] «Бара» состоит из тех же букв, что [слово] «Эвэр».

Объяснение этих слов. Он спрашивает: Когда открыл этот ключ [387] врата [395] и стал готов к использованию [Мохин [56]] и к созданию порождений? И в этом вопросе есть три события: 1) открыл врата, и это нисхождение нижней [буквы] Кэй [Четырехбуквенного Имени] из Никвэй Эйнаим [120] в Пэ [85], ибо при этом раскрылись сорок девять ворот в Мохин дэХохма [18], как уже говорилось 2). И стал готов к использованию [Мохин], и это облачение [Света] Хохма в Свет Хасадим [20], поскольку до облачения Света Хохма в Свет Хасадим Озэн [194], Хотэм [195], Пэ не могли получить Мохин дэХохма, хотя они уже соединились с Гальгальтой вэЭйнаим [388] в единую ступень. (Об этом написано выше, в п.16), ибо без облачения [в Свет] Хасадим Мэм-Йуд [181] еще не светил в Алеф-Ламед-hЭй [177], и Алеф- Ламед-hЭй были еще сокрыты в Имени [Элоким [37]], посмотри, что там написано. И считается, что Мохин еще не готовы для использования в низшем. 3) И к созданию порождений, что означает рождение душ, ибо после того, как Зеир Анпин [30] получает эти Мохин полностью, он соединяется в Зивуге [76] с Нуквой [31] и порождает души праведников.

И он отвечает: Когда появился Авраам, ... ко всему, что было сокрыто в слове «Бара» [4] , вернулись Отиёт [248] для использования [Мохин [56]] [396]; Авраам – это, по сути дела, Хэсэд [20] Зеир Анпина [30] дэГадлут [35], ибо [во время Гадлут] Хэсэд становится Хохмой [18], как сказано в [книге] Зоар ([на недельное чтение] Шемот, [фрагмент «Почему изгнание и почему в Египет», стр.79,] п.249). А до того, как появился Авраам, все было сокрыто в слове Бара, и властвовал Тоhу [10] над миром, т.е. над Зеир Анпином и Нуквой [31], и не было тогда у Зеир Анпина и Нуквы ни [Света] Хасадим [20], ни [Света] Хохма, и когда появился Авраам, т.е. Свет Хэсэд, которым был наделен Зеир Анпин, то были раскрыты врата [395] Благодатью [Света] Хохма, ибо нижняя [буква] Кэй [Четырехбуквенного Имени] низошла от Эйнаим [150] к Пэ [85] и Йисраэль Сава уТвуна [86] объединились с Абой вэИмой [29] в единую ступень и притянули к [Парцуфу [27]] Йисраэль Сава уТвуна три первых Сфирот [3] Светов, представляющие собой Свет Хохма. А поскольку у Зеир Анпина уже был Свет Хасадим от ступени Авраам, то облачился Свет Хохма в Свет Хасадим, и тогда соединились буквы Алеф-Ламед-hЭй [177] с Мэм-Йуд [181] и завершилось образование Имени Элоким [37] [398], и облачились Мохин [56] в Зеир Анпина. И об этом сказано: Когда появился Авраам, ... вернулись Отиёт для использования [Мохин]; ведь были притянуты Мохин дэХохма внутрь [Света] Хасадим, облачились в Зеир Анпина, и появился столп и создал порождения, ибо тогда низошла нижняя [буква] Кэй [Четырехбуквенного Имени] от Никвэй Эйнаим [120] Зеир Анпина к его Пэ, и он также обрел Бину [19], Зеир Анпина и Нукву, которых ему не доставало, и они у него называются новыми Нэцах [23], hОд [24], Есод [74], причем Есод дэГадлут называется Эвэр [397] Святого Есода, на котором стоит мир; ведь через этот Эвэр он наделяет Нукву, называющуюся низшим миром, и порождает души праведников. И это в самых общих чертах. А подробности того, каков порядок притяжения Мохин, он объясняет позже.

47) Когда этот Эвэр [397] отпечатался в слове Бара [4], то Высший, что сокрыт, создал другой отпечаток для Имени Своего и для Славы Своей, и это Мэм-Йуд [181], и сотворил [4] Алеф-Ламед-hЭй [177]. А также Святое Благословенное Имя, т.е. Мэм-hЭй [179] , отпечаталось и явило из Бара [слово] Эвэр. И оно отпечаталось в Алеф-Ламед-hЭй с одной стороны и в [слове] Эвэр с другой стороны. Сокрытый Святой Алеф-Ламед-hЭй существует и Эвэр существует. И когда было завершено то и было завершено другое, высек Он у этого Эвэра букву hЭй, и высек Он у этого [слова] Алеф-Ламед-hЭй букву Йуд.

Объяснение этих слов. Теперь он объясняет в деталях понятие Мохин [56] Зеир Анпина [30], то, о чем до этого он говорит в общих чертах. И он говорит, что когда Эвэр [397] отпечатался в слове Бара [4], то Высший, что сокрыт, создал другой отпечаток, т.е. Мэм-Йуд [181]. Пояснение. Эвэр – это Есод [74] и [его] венец, а Бара указывает на сокрытие трех первых Сфирот [3] благодаря подъему нижней [буквы] Кэй [Четырехбуквенного Имени] к Никвэй Эйнаим [120], о чем уже говорилось. И он говорит, что этот венец Эвэра отпечатался в нижней [букве] Кэй [Четырехбуквенного Имени], находящейся в Никвэй Эйнаим; т.е., как говорил выше рабби Хия, этот замок [386], т.е нижняя [буква] Кэй [Четырехбуквенного Имени], отпечатался [и различим только] по отпечатку ключа [387] [399], т.е. по венцу Есода, посмотри что там говорится. И поэтому считается, что этот Высший, что сокрыт, т.е. Высшие Аба вэИма [29], отпечатавшиеся в нижней [букве] Кэй [Четырехбуквенного Имени], теперь создали другой отпечаток в этом своем замке, т.е. отпечаток ключа, представляющий собой венец этого Эвэра. И тогда он называется Мэм-Йуд, в котором заключен вопрос [400], т.е. пригодный для получения Майин Нуквин [87] , для низведения нижней [буквы] Кэй [Четырехбуквенного Имени] из Эйнаим [150] и для вознесения к ним букв Алеф-Ламед-hЭй [177], т.е. Озэн [194], Хотэм [195], Пэ [85], вместе с которыми притягиваются три первых Сфирот Светов. Напротив, до того, как нижняя [буква] Кэй [Четырехбуквенного Имени] отпечаталась отпечатком Эвэра, не существовало никакого притяжения трех первых Сфирот. Ибо сама нижняя [буква] Кэй [Четырехбуквенного Имени] – это по сути дела пятидесятые врата [401], не раскрывающиеся в трех первых Сфирот, как уже говорилось [402]. И поэтому до того, как они отпечатались в этом ключе Эвэра, они не называются Мэм-Йуд, ибо в них не заключен вопрос.

И об этом они говорили: Когда этот Эвэр [397] отпечатался в слове Бара [4], когда нижняя [буква] Кэй [Четырехбуквенного Имени], заключенная в слове Бара, обрела отпечаток Эвэра, т.е. ключа [387], то Высший, что сокрыт, создал другой отпечаток для Имени Своего и для Славы Своей, и это Мэм-Йуд [181]; ведь тогда Аба вэИма [29] отпечатали ключ в нижней [букве] Кэй [Четырехбуквенного Имени], находящейся в их Никвэй Эйнаим [120]; чтобы стала она готова называться Мэм-Йуд, в котором заключен вопрос [400], и притянуть Мохин [56] трех первых Сфирот [3], как уже говорилось. Ведь эти Мохин притягиваются только в отпечаток этого ключа.

И об этом сказано: И Бара [4] Алеф-Ламед-hЭй [177], т.е. после того, как отпечался этот замок [386], заключенный в слове Бара вместе с отпечатком ключа [387], представляющего собой Эвэр [397], и в сущности стал Мэм-Йуд [181], о чем уже говорилось, то Мэм-Йуд Бара Алеф-Ламед-hЭй [146], т.е. нижняя [буква] Кэй [Четырехбуквенного Имени] низошла из Никвэй Эйнаим [120] к Пэ [85] и подняла Озэн [194], Хотэм [195], Пэ, представляющие собой буквы Алеф-Ламед-hЭй, к Рош [45], и были притянуты три первых Сфирот [3], как уже говорилось. А «Бара Алеф-Ламед-hэй», что означает сокрытие, он говорит потому, что им еще не присуще облачение в [Свет] Хасадим [20], и следовательно поднявшиеся буквы Алеф-Ламед-hэй еще пребывают в сокрытии в Имени [Элоким [37]] (как написано выше, [фрагмент Кто сотворил их [146] по Элияhу], п.14, начиная со слов «[И об этом сказано:] Существует»), и не могут раскрыться, не облачившись в [Свет] Хасадим.

И об этом сказано: А также Святое Благословенное Имя, т.е. Мэм-hЭй [179], отпечаталось и явило из Бара [4] [слово] Эвэр [397]. Мальхут [2], низошедшая из Эйнаим [150] в Пэ [85] , называется Мэм-hЭй, ибо низший мир называется Мэм-hЭй (как сказано выше, [фрагмент Кто сотворил их [146]], п.8, посмотри, что там написано). И это Масах [50], раньше находившийся в Никвэй Эйнаим [120], теперь низошел к Пэ, и произошел соответствующий ему Зивуг [51], и явил уровень Хасадим [20], являющийся Светом благословения (как написано выше, [фрагмент Кто сотворил их по Элияhу], п.14, начиная со слов «[И об этом сказано:] Возжелал»). И таким образом он раскрыл сокрытие слова Бара и сделал его Эвером, и это Есод [74], наделяющий [Светом] Хасадим. И об этом сказано, что после того, как Святое Благословенное Имя, т.е. Мэм-hЭй, также отпечаталось и явило из Бара [слово] Эвэр, ибо в буквах Алеф-Ламед-hЭй [177] еще не доставало [Света] Хасадим, чтобы облачиться в него, и поэтому Алеф-Ламед-hЭй были еще сокрыты в Имени [Элоким [37]], то благодаря Свету благословения Мэм-hЭй раскрылось сокрытие [слова] Бара, и оно стало наделяющим Эвером.

И об этом сказано: И оно отпечаталось в Алеф-Ламед-hЭй [177] с одной стороны и в [слове] Эвэр [397] с другой стороны, т.е. теперь они считаются двумя ступенями, причем одна находится напротив другой. Ибо Алеф-Ламед-hЭй, т.е. Озэн [194], Хотэм [195], Пэ [85], вместе с Мохин [56] [Света] Хохма [18], которым еще не достает [Света] Хасадим [20], находятся с одной стороны. А Эвер, т.е. Есод [74], обретший уровень Хасадим от Мэм-hЭй [179], пребывает напротив них, с другой стороны, и ему не достает [Света] Хохма. И об этом они говорили: Сокрытый Святой Алеф-Ламед- hЭй существует, и Эвэр существует. Ибо Алеф-Ламед-hЭй, обретшие Мохин [Света] Хохма и называющиеся Святым, существуют в сокрытии в Парцуфе [27] с одной стороны. А напротив их пребывает Эвер, в Парцуфе на уровне Хасадим. И об этом они говорили: Когда было завершено то и было завершено другое, ибо и то, и другое появилось благодаря нисхождению нижней [буквы] Кэй [Четырехбуквенного Имени] из Никвэй Эйнаим [120] в Пэ, т.к. Эвэр появился благодаря Мэм-hЭй, находящимся в Пэ, и Алеф-Ламед-hЭй, т.е. Озэн, Хотэм, Пэ, также поднялись вверх благодаря приведению Мальхут [2], находящейся ниже них, в Пэ, то следовательно [говорится: когда было завершено то и было завершено другое, - ибо и то, и другое появляется одновременно.

Высек Он у этого Эвэра [397] [букву] hЭй, и высек Он у этого [слова] Алеф-Ламед-hЭй [177] [букву] Йуд. Ибо [буква] hЭй указывает на Масах [50], который являет только уровень Хасадим [20] без Хохма [18], чтобы он стал ступенью Мальхут [2], непригодной к получению [Света] Хохма, а только [Света] Хасадим. А [буква] Йуд указывает на Масах дэЗахар [134] пригодного к получению [Света] Хохма. И об этом он говорил: Высек Он у этого Эвэра [букву] hЭй, т.е. Масахом Мэм-hЭй [179], притягивающим только [Свет] Хасадим без [Света] Хохма. И высек Он у этого [слова] Алеф-Ламед-hЭй [букву] Йуд, т.е. Масахом дэЗахар, притягивающим [Свет] Хохма, а не [Свет] Хасадим.

48) И объясняет он свои слова так: когда пробудились буквы, Алеф-Бет-Рэйш [397] hЭй и буквы Алеф-Ламед-hЭй [177] Йуд, чтобы дополнить с одной стороны и с другой стороны, тогда Он явил букву Мэм-Софит. Один взял [букву] Мэм-Софит в одну сторону, т.е. в сторону букв Алеф-Ламед-hЭй-Йуд, а другой взял [букву] Мэм-Софит в другую сторону, т.е. в сторону букв Алеф-Бет-Рэйш-hЭй, и было завершено образование Святого Имени, и образовалось соединение [этих букв] Элоким [37]. И было завершено также образование имени Авраам. И именно об этом говорилось выше: И когда было завершено то, было завершено и другое. И есть такие, кто говорят, что взял Святой [Творец], да будет Он восславлен, буквы Мэм-Йуд [181], и вложил их в Алеф-Ламед-hЭй и образовалось соединение [этих букв] Элоким. И взял Святой [Творец], да будет Он восславлен, буквы Мэм-hЭй [179] и вложил их в Алеф-Бет-Рэйш и образовалось соединение [этих букв] Авраам. И слово Мэм-Йуд указывает на пятьдесят ворот Бины [19] [403], и есть в нем, т.е. в слове Мэм-Йуд, буква Йуд, являющаяся первой буквой Святого Имени. А слово Мэм-hЭй указывает на числовое значение Святого Имени, ибо Четырехбуквенное Имя с наполнениями Алеф имеет числовое значени Мэм-hЭй [404], и есть в нем, т.е. в слове Мэм-hЭй, вторая буква Святого Четырехбуквенного Имени, т.е. hЭй. Об этом написано: Счастлив народ, чей удел таков, [счастлив народ], чей Б-г [37] – Г-сподь [405] [406]. И написано: Подвесил землю ни на чем [407], что [также] указывает на числовое значение Четырехбуквенного Имени с наполнениями Алеф, имеющее числовое значение Мэм-hЭй. И тогда возникли два мира: в Йуд – Мир Грядущий и в hЭй – Этот Мир (т.е. в Мэм-Йуд Он сотворил Мир Грядущий, а в Мэм-hЭй Он сотворил Этот мир. И это указывает на верх и низ). И тогда Он сотворил порождения, и появилось полное Имя, которого прежде не было. Об этом говорится: Вот порождения Небес и земли при сотворении их, причем [слово «бэhиБар’ам», что означает «при сотворении их»] имеет те же буквы, что [«бэАвраhам»], при Аврааме [393]. Ибо все порождения были подвешены, лишенные совершенства, до того, как было сотворено имя Авраама, поскольку с завершением образования этого имени Авраам завершается образование Святого Имени. Об этом написано: В день создания Г-сподом [405] Б-гом [37] земли и Небес [408]. Ибо в день создания означает в день завершения их образования с помощью имени Авраам. И тогда упоминается Четырехбуквенное Имя, ибо до этого места [393] в Торе не упоминается Четырехбуквенного Имени.

Комментарий. Эти два уровня: Свет Хохма [18], заключенный в Алеф-Ламед-hЭй [177], и Свет Хасадим [20], заключенный в Мэм-hЭй [179], пробудились, чтобы завершить формирование «одного на другом», т.е. облечь одно в другое. И тогда, после того, как [Свет] Хохма облачился в [Свет] Хасадим, Он явил Мэм[-Софит], т.е. Мальхут [2], получающую от этих двух уровней, соединенных воедино.

И об этом сказано: Один взял [букву Мэм-Софит] в одну сторону, [т.е. в сторону букв Алеф-Ламед-hЭй-Йуд], а другой [взял букву Мэм-Софит] в другую сторону, [т.е. в сторону букв Алеф-Бет-Рэйш-hЭй], и было завершено образование Святого Имени, и образовалось [соединение этих букв] Элоким [37]. И было завершено также образование имени Авраам. Комментарий. Ранее объяснялось [409], что высек Он у этого [слова] Алеф-Ламед-hЭй [177] [букву] Йуд, а раз так, то теперь есть четыре буквы Алеф-Ламед-hЭй-Йуд. А также высек Он у этого Эвэра [397] [букву] hЭй, и теперь есть четыре буквы Алеф-Бет-Рэйш-hЭй. И следовательно теперь, после того, как буквы завершили формирование «одного на другом», т.е. два уровня, Хохма [18] и Хасадим [20], облекли друг друга и Он явил Мэм[-Софит], представляющую собой Мальхут [2], получающую от них обоих, как уже говорилось, то вот тогда один взял эту [букву] Мэм[-Софит] в свою сторону, а другой [взял букву Мэм-Софит] в свою сторону. Причем буквы Алеф-Ламед-hЭй-Йуд взяли [букву] Мэм Софит и было завершено образование Святого Имени, и образовалось [Имя] Элоким. Кроме того, буквы Алеф-Бет-Рэйш-hЭй взяли [букву] Мэм Софит и было завершено образование также имени Авраам.

И есть такие, кто говорят, что взял Святой [Творец], да будет Он восславлен, буквы Мэм-Йуд [181]. Все, что заключено между этими словами и словами И это указывает на верх и низ, взято не из речений [книги] Зоар.

Поскольку с завершением образования этого имени Авраам завершается образование Святого Имени и т.д., ибо это два уровня, Хохма [18] и Хасадим [20], нуждающиеся друг в друге, как уже говорилось. И поэтому не было завершено образование Святого Имени, пока не было завершено образование имени Авраам.

Примечания переводчика
---------------------------------
[393] Слово «бэhиБар’ам» (Бет-hЭй-Бет-Рэйш-Алеф-Мэм Софит), означающее «при сотворении их» и появляющееся в стихе «Вот порождения Небес и земли при сотворении их» (Бэрэйшит 2,4) и слово «бэАвраhам» (Бет-Алеф-Бет-Рэйш-hЭй-Мэм Софит), означающее «при Аврааме» отличаются перестановкой буквы hЭй и буквы Алеф.
[394] От учителя – буквально: от светоча, от лампады.
[395 Врата - сосуды, вместилище Светов, см. фрагмент «маНула [386] и маФтеха [387]» п.43, третий абзац.
[396] Арамейское слово «леШимуша» - здесь переведено «для использования». У Бааль Сулама «чтобы слушать». Переводчик предполагает, что это опечатка.
[397] Эвэр - орган, член, пишется Алеф-Бет-Рэйш. Это слово получается обратной перестановкой букв из слова «Бара» [4], которое пишется Бет- Рэйш-Алеф.
[398 Соединились буквы Алеф-Ламед-hЭй [177] с Мэм-Йуд [181] и завершилось образование Имени Элоким [37] - см фрагмент «Кто сотворил их» по Элияhу, п.14.
[399 Замок [386], т.е нижняя [буква] Кэй [Четырехбуквенного Имени] отпечатался и различим только по отпечатку ключа [387] - см. фрагмент маНула [386] и маФтеха [387], п.44.
[400] Называется Мэм- Йуд [181] в котором заключен вопрос - слова из фрагмента «Кто сотворил их», п.8. Заметим, что слова «в котором заключен вопрос», п.7 переведены «до которого доходит мольба». И тот, и другой перевод соответствует объяснениям, которые Бааль Сулам дает в комментариях к этим пунктам. В конечном счете и то, и другое означает ступень, к которой низшие возносят Майин Нуквин [87].
[401] Пятидесятые врата [395] – См. фрагмент маНула [386] и маФтеха [387], п.43. Там, в предпоследнем абзаце комментария Сулам, объясняется, что это Мальхут [2] дэМальхут.
[402] Пятидесятые врата не раскрываются в трех первых Сфирот - См. фрагмент маНула [386] и маФтеха [387], п.43, последний абзац комментария Сулам.
[403] Cлово Мэм-Йуд [181] указывает на пятьдесят ворот Бины [19] – слово Мэм-Йуд имеет числовое значения 40+10=50.
[404] Четырехбуквенное Имя с наполнениями Алеф имеет числовое значение Мэм-hЭй – см. Введение в мудрость Каббалы, п.181.
[405] Г-сподь – в тексте, напечатанном на иврите, это слово передается Четырехбуквенным Именем.
[406] Счастлив народ, чей удел таков, [счастлив народ], чей Б-г [37] – Г-сподь [405] - Теhилим 144, 15.
[407] Подвесил землю ни на чемИйов 26, 7. «Ни на чем» на иврите передается словом Бэлима, без Мэм-hЭй [179], без чего-либо. В этом месте книги Зоар это подчеркивается раздельным написанием: бэли Мэм-hЭй.
[408] В день создания Г-сподом [405] Б-гом [37] земли и Небес – окончание стих Бэрэйшит 2,4, начало см. [393].
[409] Ранее объяснялось – см. п.47.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments