Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. Речь по завершении [книги] Зоар. Публикация седьмая


[Продолжение речи]

И таким образом ты должен понять написанное: «Во множестве народа – величие царя» [98], ибо мера величия зависит от двух характеристик окружения: 1) от того, насколько велики достоинства окружения.
[Читать далее]

hЭарот вэБиюрим

407) Т.е. насколько высоко оцениваются качества [окружения], глубина [познания им Всевышнего]. 

[Продолжение речи]

2) Она зависти от того, насколько многочисленно его окружение. И поэтому «Во множестве народа – величие царя».

hЭарот вэБиюрим

408) Т.е. «величие царя», точнее постижение величия Царя, зависит от «множества народа»; ведь человек не может постичь [Его величие] в одиночку. И если подробней, то понятие «множество народа» характеризуется двумя указанными выше способами: качественно и количественно. 

[Продолжение речи]

И поскольку это очень трудное дело, посоветовали нам наши мудрецы, да будет память о них благословенна: «Сделай себе рава и приобрети себе друга» [99], т.е. человек должен выбрать себе выдающегося и весьма уважаемого человека, чтобы тот стал его равом и чтобы, опираясь на него, [человек] стал бы заниматься Торой и заповедями с целью доставить удовольствие своему Создателю. 

hЭарот вэБиюрим

409) И поскольку это очень трудное дело. Как он говорил выше, на сегодняшний день окружающих обычно не заботит величие Г-спода, не говоря уже ни о качестве, ни о количестве. И если спросит человек: что касается количества, разве не существует множества людей, соблюдающих Тору и заповеди, то ответ таков: тем не менее, «величие Царя», даже не столь высокого качества не так уж распространено. Ибо в нашем мире «величие Царя» - это качество самой внутренней [части души человека] и требует более основательного и правильного подхода для того, чтобы человек достиг успехов в Этом Мире, и поскольку оно касается внутренней [части души], это качество мало распространено и является уделом единиц.

И отсюда мы видим новое простое толкование [стиха] «Во множестве народа – величие Царя» [98], ибо, вообще говоря, оно напрашивается само собой: слава Г-спода возвеличивается, когда в [восславлении] участвует много народу, и говорится это о Святом [Творце], да будет Он восславлен, не испытывающем недостатка славы, Б-же упаси. Но согласно приведенным здесь словам нашего рава сказанное касается человека, ибо возможность превратить альтруистическое действие в его противоположность, получение, зависит от величия Царя, ибо смысл понятия «величие Царя» связан с тем, что оно дает «топливо» для того, чтобы превратить альтруистическое действие в полученние. Во всяком случае, человек нуждается в том, чтобы его окружение состояло из большого количества людей, чтобы таким образом достичь «величия Царя». И все это он должен делать, используя принцип «Сделай себе рава» [99], как он говорит ниже, чтобы на этой основе служить непосредственно Г-споду; это трудно, потому что его окружение пренебрегает служением Г-споду. 

410) Хочу отметить, практика уничтожения себя перед выдающимся человеком, практика совершения альтруистических поступков, даяния, самопожертвования, любви приводит к тому, что насколько успешно человек сможет изменить себя относительно этого выдающегося человека, настолько успешно впоследствии он сможет впоследствии трансформировать владение своей души относительно Г-спода, да будет Он восславлен. Следовательно наши мудрецы, да будет память о них благословенна указали человеку среднюю ступень, от которой он очень легко сможет производить измерения, своего рода планку для прыжков, чтобы впоследствии он смог изменить то, что в его власти, по отношению к Создателю мира. 

[Продолжение речи]

Ибо две вещи ему будет легче осуществить, находясь у своего рава: 1) благодаря тому, что [рав] – выдающийся человек, ученик может доставлять ему удовольствие, исходя из величия своего рава, ибо при этом альтруистическое действие превращается в свою противоположность, получение, что является естественным «топливом», помогающим ему с каждым разом множить альтруистические поступки, и после того, как он привыкнет совершать альтруистические деяния у своего рава, он сможет также перейти в своих взаимоотношениях со Святым [Творцом], да будет Он восславлен, к занятиям Торой и заповедями ради самой Торы, поскольку привычка – вторая натура. 

hЭарот вэБиюрим

411) Благодаря тому, что [рав] – выдающийся человек. Как некий человек становится выдающимся? Как он говорил выше, этот зависит от общества. Т.е. человека должно окружать общество, по мнению которого он – выдающийся человек. И такое общество уже можно легче найти, чем общество, по мнению которого Г-сподь, да будет Он восславлен, является весьма значимым фактором в жизни. Ибо Г-сподь, да будет Он восславлен, не раскрыт и неощутим, и поэтому лишь единицы ощущают присутствие Б-жественности и знают и ценят ее в большей или меньшей мере. Но человека оценить проще, это присуще даже народам мира, которые также ценят человека по некоторым критериям. Так вот суть взаимоотношений природы Г-спода, да будет Он восславлен, с природой творения состоит в том, что малый уничтожает себя перед великим и делает это с большим удовольствием и очень легко. И выходит, что создал Святой [Творец], да будет Он восславлен, такую природу для того, чтобы человеку было легче ходить стезями уничтожения себя, уничтожения своего эго, для того, чтобы человек таким образом оценил, что такое любовь, что такое даяние и что такое альтруизм. Примеры для обсуждения: 1) раввин и его ученики 2) нужно различать, что не так обстоит дело в следующих случаях: лидер и граждане, певец и его почитатели. 

412) Ибо при этом альтруистическое действие превращается в свою противоположность, получение. Как уже объяснялось, альтруистическое действие в отношении выдающегося человека, если этот выдающийся человек готов принимать подарки или помощь от дающего человека, для дающего является получением большого наслаждения. И таким образом человек сможет увидеть, на самом ли деле есть у него контакт с человеком, которого он оценивает как выдающегося, или он его не считает выдающимся, ибо если он испытывает наслаждение, совершая в отношении его альтруистические действия, - это знак того, что он на самом деле считает его выдающимся. Кроме того, значимость человека имеет ступени; ведь ясно, что чем более выдающимся является рав, тем больше наслаждение. И если человек совершает альтруистические действия в отношении своего рава или ближнего и делает это потому, что так записано в протоколе, согласно этикету, но он от этого не получает наслаждения, то он должен немедленно заключить, что тех, в отношении кого он совершает альтруистические действия, он не считает выдающимися людьми. И если они не являются выдающимися людьми, он не сможет достичь цели, заключающейся в том, чтобы эта важная работа выполнялась ради самой Торы. Итак, человек должен достичь такого состояния, чтобы наибольшим наслаждением на свете, про которое он говорит, что ради него он удостоился жить, было бы наслаждение от альтруистических деяний.

И возникают следующие вопросы: 1) Разве невозможно, чтобы человек относился  к человеку, который уже умер, как к своему раву? Ответ. Очень важно отметить, что суть принципа «Сделай себе рава» [99] состоит в том, чтобы человек стоял лицом к лицу с человеком подобным ему и уничтожал себя по отношению к нему, основываясь на своей оценки его значимости, и это должно быть совершено в отношении живого человека, чтобы уничтожение своего эго перед ним и любовь к нему менялись в каждым днем и чтобы с каждым днем человеку требовалось идти на все новые и все большие уступки. Иначе обстоит дело с умершим человеком: в его отношении невозможна такая же повседневная работа по уничтожению своего эга, и нет критериев любви к нему, а есть одна только ностальгия и сентименты. И известен рассказ о рабби Менахеме Мендле из Коцка, да хранят нас его заслуги, тесно связанном со своим равом, “Святым евреем”, которого он очень любил и уничтожал перед ним свое эго, и когда его рав скончался, он взял свою трость и заперся на чердаке, потому что он не был готов так быстро принять другого рава. И вот «Святой еврей» явился рабби из Коцка во сне и сказал ему: я был твоим равом при своей жизни и по-прежнему буду твоим равом после своей смерти, и буду я приходить и наставлять тебя время от времени! Сказал ему рабби из Коцка: я этого не хочу, ибо я хочу себе рава, находящегося в Этом Мире, а не рава из Мира Грядущего. По той причине, о которой говорилось выше.

2) Не должен ли рав быть действительно великим человеком, или возможно также уничтожать свое эго перед маленьким человеком? Ответ. В соответствии с тем, что сказано до сих пор, ты должен понять, что, как говорят хасиды, человек может себе сделать равом палку от швабры, ибо даже уничтожение собственного эга перед маленьким человеком вызывает в человеке изменения, ибо это уменьшает его эго и прививает ему привычку уважать других. Но то, что дальше говорит наш рав, сообщает нам, что по мере возможности, предпочтительней, чтобы это был по-настоящему великий человек.

3) «И приди к ... судье, который будет в те дни» (Дварим 17, 9); говорят наши мудрецы, да будет память о них благословенна: «В каждом поколении свои судьи» [100]; ибо даже если судья этого поколения – очень маленький [человек] по сравнению с судьями предыдущих поколений, тем  не менее, не иди ни к кому кроме судьи твоего времени, и перед ним ты должнен уничтожать себя: даже если он скажет тебе о левом, что это правое, и о правом, что это левое. И поэтому каждый раз, когда умирал ребе, если хасиды ходили по стезе истинной, то им было трудно принимать одного из них в качестве ребе; ведь они чувствовали, что он не столь велик, как предыдущий ребе. Однако великие люди, для которых действительно был важен принцип «Сделай себе рава» [99], исходя из того, что это необходимо и обязательно, принимали одного из них как продолжателя пути предыдущего ребе, хотя по всем признакам он и в подметки не годился предыдущему ребе. И поэтому в связи с этой трудностью предпочтительней остаться вообще без ребе, чем с ностальгией по ребе. И есть люди, идущие совсем по неверному пути, для которых ребе является не образцом для уничтожения собственного эга и для изменения себя, а является этот ребе лидером политической партии, и поэтому они без всяких трудностей принимают того, кто приходит после него, будь то его сын или кто-нибудь другой, ибо если хасидизм – это не более, чем политическая партия, образующая вокруг себя группу людей и дающая им какие-то выгоды, то в любом случае нет большой разницы, кто стоит во главе этой политической партии; главное, что игра будет продолжена.

413) И после того, как он привыкнет совершать альтруистические деяния у своего рава, он сможет также перейти в своих взаимоотношениях со Святым [Творцом], да будет Он восславлен, к занятиям Торой и заповедями ради самой Торы, поскольку привычка – вторая натура. И необходимо разобраться в следующем: согласно сказанному до сих пор, на первый взгляд это простые вещи: что он должен выбрать выдающегося и знаменитого рава, и тогда в любом случае он может совершать по отношению к нему альтруистические действия и достичь состояния, в котором привычка становится второй натурой. А если так, то о чем говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна: «Если бы Святой [Творец], да будет Он восславлен, не помогал ему, у него не было бы возможности» [противостоять злому началу]? [101] Ответ. Действительно он здесь изображает все это, как очень простые вещи, но на практике это не простые вещи, т.к., чем более истинным является желание человека прилепиться к Г-споду, тем больше препятствий ему чинят с Небес. И среди этих препятствий он начинает видеть своего рава приниженным, и его злое начало показывает ему недостатки у его рава; во всяком случае, он принижает результаты своей работы. 

[Продолжение речи]

Облегчение 2) заключается в том, что достижение качественной идентичности Святому [Творцу], да будет Он восславлен, бесполезно, если это не навсегда, т.е. «пока не засвидетельствует о нем Знающий Секреты, что он больше не вернется к своей глупости» [81]; иначе обстоит дело с достижением качественной идентичности своему раву: поскольку его рав находится в Этом Мире, во времени, такая качественная идентичность ему приносит пользу, даже если только временную, поскольку впоследствии он вернется на дурной путь. 

hЭарот вэБиюрим

414) Пока не засвидетельствует о нем Знающий Секреты, что он больше не вернется к своей глупости [81]. Комментарий. Поскольку Г-сподь, да будет Он восславлен, представляет Собой абсолютно Б-жественную реальность, то ни в каком случае невозможно соприкоснуться со Святым [Творцом], да будет Он восславлен, ибо Он неосязаем абсолютно и совершенно. Поэтому качественная идентичность Святому [Творцу], да будет Он восславлен, на ступени «как Он Милосерден, так и ты будь милосердным» [4] становится ощутимой, только когда человек совершает полную Тэшуву, вплоть до того, что засвидетельствует о нем Знающий Секреты, что он больше не вернется к своей глупости, т.е. что он не вернется к своему эгоизму; и только когда засвидетельствует о нем Знающий Секреты именно в такой крайней форме, только тогда сохранится его качественное равенство [Творцу] и человек сможет питаться от Б-жественного Света.

Однако возникает такой вопрос: в связи с тем, что он сказал, что прилепиться к Святому [Творцу], да будет Он восславлен, можно только на веки вечные, потому что Он неподвластен времени: разве не написано (Бэрэйшит 21, 17): «Ибо услышал Б-г голос отрока оттуда, где он находится». И сказал Раши: «Оттуда, где он находится» означает, что принимаются во внимание те дела, которые он совершает сейчас, а не те, что он совершит в будущем; согласно [мидрашу] о том, что возражали ангелы-служители и говорили: «Владыка мира, тому, кто будет морить жаждой твоих сыновей, ты раскрываешь колодец?» И Он отвечал им: «Кто он теперь, праведник или злодей?». Сказали Ему: «Праведник» (имеется в виду именно то, что он не заслуживает наказания в виде смерти от жажды). Сказал Он им: «По его нынешним делам Я сужу его», - и это означает «оттуда, где он находится». Конец цитирования слов Святого праведника. Если так, то это прямо противоречит сути того, что здесь говорит наш рав, что пока человек не удостоится Тэшувы на веки вечные, такой, что засвидетельствует о нем Знающий Секреты, что он не вернется к своей глупости [81], он не может достичь слияния с Г-сподом, а о поступках Йишмаэля, на первый взгляд, написано, что Святой [Творец], да будет Он восславлен, судит его не за то, что произойдет в будущем, не исходя из того, вернется ли он к своей глупости, а «оттуда, где он находится»!? Однако можно провести разделение и ответить, что там все дело в том, дать ли воды Йишмаэлю, т.е оставить ли его в живых в материальном мире, а для того, чтобы определить это, судят по его нынешнему состоянию, хотя в будущем он и станет злодеем. Иначе обстоит дело со слиянием с Г-сподом, оно должно быть на веки вечные, а не только на время. И это требует изучения. 

[Продолжение речи]

И следовательно каждый раз, когда он достигает качественной идентичности своему раву, он на время прилепляется к нему и благодаря этому постигает знания и помыслы своего рава в той мере, в какой он прилепился к нему, подобно тому, как мы объясняли в притче о части, отсеченной от тела, а затем вновь прилепившейся к нему [102]; тщательно разберись, что там написано. И поэтому ученик может пользоваться знанием величия Г-спода, да будет Он восславлен, из постижений своего рава, и это знание превращает альтруистическое действие в его противоположность, получение, и становится «топливом» достаточным для того, чтобы жертвовать душою своею и достоянием своим, и тогда ученик также может заниматься Торой и заповедями ради самой Торы, всем сердцем своим, всею душою своею и всеми силами своими, что является тем средством, которое приводит к вечному слиянию со Святым [Творцом], да будет Он восславлен. 

hЭарот вэБиюрим

415) Следовательно помимо первой идеи, которую он объяснил, заключающейся в том, что в результате упражнений, которые человек делает со своим равом, человек привыкает совершать альтруистические поступки, он приводит очень важное дополнение: когда человек уничтожает свое эго перед своим равом, даже временно, то в это время в соответствии с мерой своего слияния с ним он постигает помыслы, знания и ощущения своего рава. И если человек прилепился к своему раву, чьи помыслы и знания исполнены Б-жественности, он благодаря этому вступает на путь, связанный с Б-жественностью, и обретает постижение величия Г-спода, да будет Он восславлен, имеющееся у его рава, и таким образом он может в то же время начать служение Г-споду, да будет Он восславлен, с альтруистической мотивацией. Т.е. он сможет заниматься Торой и заповедями ради самой Торы и таким образом придет к слиянию со Святым [Творцом], да будет Он восславлен.

Смотри также в книге «Сулам» (стр.21), в письме, где наш рав говорит о своих взаимоотношениях в Варшаве с сокрытым праведником, который открыл перед ним тайны Каббалистической мудрости. И там, в комментарии, сказано, что это было, только пока он уничтожал пред ним свое я, но затем, когда его эго стало обретать самостоятельное существование, отделился и скрылся от него этот человек. А затем он снова возник и вновь стал раскрывать тайны, как и прежде.

И отсюда следует, что его равом должен быть человек Б-жественных помыслов и знаний. Откуда человек знает, что его рав действительно таков? И куда ему идти искать такого человека? На это нужно ответить, что человек должен ощущать свечение величия Г-спода, да будет Он восславлен, исходящее от его рава, и если он не чувствует Света духовности, то он действительно не может ничего знать. И знаком этого для него является то, что у него, на самом деле, нет настоящей связи со своим равом. И это происходит по одной из двух причин: либо его раву нечего ему дать, либо у него нет сосудов, чтобы что-нибудь получить от своего рава. И если ситуация такова, то на первый взгляд, у человека вовсе нет возможности начать следовать принципу «Сделай себе рава» [99], ибо у него нет фундамента необходимого для того, чтобы начать. Таким первоначальным базисом должно быть свечение, исходящее от величия рава и освещающее душу ученика, и это первая сила притяжения, влекущая ученика к его раву. А затем он начинает работать над верой в своего рава, т.е.основываясь на вере внушать себе все больше и больше, что его рав – великий человек, обретая все больше того свечения, что постиг его рав.

Вопрос: в чем смысл качественной идентичности человека своему раву, т.е. уничтожения своего я перед равом? С практической точки зрения, что обязывает делать это? Ответ. Это необходимо для того, чтобы он любил все то, что любит его рав, и ненавидел все то, что он ненавидит. И основываясь на оценке величия его рава, он так или иначе примет все то, что любит его рав, и отвергнет все то, что его рав ненавидит. И этот ответ охватывает все, ибо в той или иной степени, когда он полюбит то, что любит его рав, он также будет думать о тех же вещах, о которых думает его рав, ибо его рав думает о тех вещах, которые любит, и не думает о тех вещах, которые ненавидит. Этот [ответ] охватывает также практику альтруистических деяний по отношению к его раву, ибо благодаря тому, что он уничтожает свое я перед величием своего рава, он в любом случае внимательно относится к его нуждам. И можно сказать больше: Поскольку то, что его рав любит, любит и он, он так или иначе из собственного опыта знает, в чем нуждается его рав; во всяком случае, он спешит доставить раву то, что тот любит. Короче говоря, это является уничтожением самоидентификации.

Вопрос: разве человек способен утратить свою уникальность, уничтожая себя перед своим равом? Ответ: процесс уничтожения себя перед Высшим – это ступень Ибур [103] подобная эмбриону в материальном мире, который считается нашими мудрецами, да будет память о них благословенна, подобным части тела его матери (Плод – это бедро его матери [104]), и ему не присуще самостоятельного существования, но именно в таком положении он развивается и готовится к последующему рождению. То же происходит и в Духовном: сначала он должен полностью уничтожить себя перед Высшим, и тогда он обретает форму Ибура Святости, а затем становится готовым к рождению, и тогда раскрываются его качества, его особенности, желания и вожделения.

Вопрос: разве человек всегда должен уничтожать свое я перед своим равом, или приходит время, когда он может отделиться от него и раскрыть свои особенности присущие только ему? Ответ. Рождение станет возможным, только если человек уверен, что он не ослабеет и не будет получать ради себя, и если ему указали Небеса так поступить или если его рав сам побуждает его сделать это.

Итак, что касается принципа «Сделай себе рава» [99], то в мире могут проявляться три возможности: 1) рав может выполнять функцию компьютера, содержащего большое количество hАлахической информации, которую он должен сообщать общине в зависимости от ситуации и по мере необходимости. 2) Рав используется в качестве Урим и Туммим, чтобы передавать информацию о материальном мире всякому, кто в ней нуждается. «Дух Святости» рава должен давать прилепившимся к нему указания, в какие акции вкладывать деньги, в какую недвижимость стоит инвестировать, продавать или покупать и т.д. 3) Рав служит администратором и лидером политической партии. И чем больше эта партия, тем более высокую политическую квалификацию рав должен иметь, чтобы успешно направлять ее деятельность ...

Рабейну Бааль Сулам сообщает нам о четвертой возможности, и это истинная возможность, которую имела в виду Мишна в своем речении «Сделай себе рава» [99], и ее имел в виду Бааль Шем Тов, основав хасидизм, и она состоит в том, что ученик делает со своим равом упражнения для выработки у себя альтруистических качеств, любви к другим, уничтожения собственного я перед Высшим и т.д.

Примечания переводчика
---------------------------------
[98] Во множестве народа – величие царя - Мишлей 14, 28.
[99] Сделай себе рава и приобрети себе друга – Мишна, трактат Авот, глава 1, мишна 6.
[100] В каждом поколении свои судьи – Бамидбар Рабба 23, 5.
[101] Злое начало человека усиливается изо дня в день и хочет убить его; злодей наблюдает за праведником и ищет случая убить его, и если бы Святой [Творец], да будет Он восславлен, не помогал ему, у него не было бы возможности противостоять [злому началу] – Вавилонский Талмуд, трактат Сукка, стр.52Б.
[102] В притче о части, отсеченной от тела, а затем вновь прилепившейся к нему – см. фрагмент, начинающийся после комментария 363) и завершающийся комментарием 370).
[103] Ибур – название духовной ступени, означающее «беременность».
[104] Плод – это бедро его матери – Вавилонский Талмуд, трактат Евамот, стр.78А.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments