Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. Речь по завершении [книги] Зоар. Публикация шестая


[Продолжение речи]

И когда человек видит, что в его окружении без должного уважения относятся к тому, что он служит Г-споду, да будет Он восславлен, и не ценят должным образом величия Г-спода, то никто с таким окружением не может совладать, и он также не может достичь величия Г-спода, да будет Он восславлен, а лишь без должного уважения относится к служению Ему, как и они. А поскольку он не может опереться на постижение величия Г-спода, да будет Он восславлен, то становится ясно, что он не сможет доставлять удовольствие своему Создателю, делая это не ради собственной выгоды; ведь нет у него топлива для того, чтобы трудиться, а в то, что «не трудился и обрел – не верь» [89], и ему можно только посоветовать либо работать ради собственной выгоды, либо не работать вовсе, ибо доставление удовольствия его Создателю не сможет заменить ему получение. 
[Читать далее]

hЭарот вэБиюрим

404) Ведь нет у него топлива для того, чтобы трудиться. Комментарий. 1) Весь мир не считает фактор Б-жественного значимым фактором в жизни, во всяком случае отдельно взятый человек дышит воздухом именно в такой атмосфере. И все эти разнообразные средства коммуникации, по сути дела передающие человеку информацию, идеологию и т.д., не связаны с Творцом абсолютно и совершенно. Например, когда слушают новости по радио, диктор передает информацию: что сказал глава правительства, что сказал министр иностранных дел, что сказал глава правительства Германии и так далее и тому подобное. А что говорит Творец, - это совершенно никому не интересно. Следовательно целый народ изо дня в день впитывает лживые новости, составленные людми, мир которых – это мир, лишенный Б-жественности, и они создают систему ложных приоритетов для целого народа. Решение проблемы – полный разрыв со всем этим лживым окружением. 2) Среди соблюдающих Тору и заповеди также есть много людей, выполняющих заповеди, но только касающиеся изучения Торы и связанные с ними, делающие это бездумно, безжизненно, недооценивая Б-жественное, без желания это делать. Такого окружения тоже следует тщательно остерегаться. Но здесь остерегаться еще труднее из-за малочисленности внешних проявлений. Решение проблемы – разрыв с ними и создание адекватного окружения по инициативе самого человека. Мужу Израиля, в груди которого бьется сердце, понимающему, что не стоит растрачивать короткую жизнь понапрасну, подобает по собственной инициативе вступать в контакт исключительно с людьми, идущими по тому же пути, что и он, по пути установления связи с Творцом, рассматривая Творца как важнейший фактор [своей жизни].

И тебе придется сказать, что творения в материальном мире стерегут за семью замками свое разнообразное имущество и не стерегут свое настоящее достояние, а именно свое собственное я, индивидуальную человеческую душу, свою неповторимую личность, и не заботятся они об охране этого достояния, но оно открыто четырем ветрам и каждый может проникнуть туда и оставить отпечатки своих грязных пальцев. Но человек не должен получать информацию и знания от первого встречного и должен остерегаться этого, но он должен получать информацию и знания из Торы и от людей Торы. И главные новости должны быть у самого человека: наши силы воюют с силами врага. Доброе начало воюет со злым началом. Наши силы добились больших достижений в области любви к ближним и уступок, и деяний ради других, и преодоления соблазнов. Или, не дай Б-г, наоборот, наши силы потерпели поражение, силы злого начала возобладали, и соблазны стали властвовать над человеком. Поэтому своею властью объявляю здесь чрезвычайное положение. И так далее и тому подобное.

И если придет человек и станет спорить: почему нужно идти на разрыв? Может, вместо того, чтобы идти на разрыв, стоит попытаться изменить различные типы окружения? Ответ таков: по-настоящему верный путь изменить окружение – это проникнуть внутрь себя и изменить себя. Ибо существует больше, чем достаточно, людей, у которых мало что есть за душой, а они уже бросаются в бой и пытаются изменить общество. И если сам человек не очистится и не достигнет связи с Творцом, что он сможет сообщить своему окружению? Но необходимо идти совершенно по другому пути: человек должен исправиться и придать себе качества необходимые для того, чтобы вести Истинную Жизнь, т.е. установить связь с Создателем всего. И в той мере, в какой ему удастся выработать в себе качества необходимые для такой жизни, изменится то, что происходит снаружи, и не должен он указывать окружающим, и ему извне ничего не требуется. И широко известны слова Адмора из Коцка, сказавшего, что если нечистый и чистый соприкасаются друг с другом, то по закону чистый становится нечистым, поскольку силы зла доминируют. И только если человек достигнет состояния, в котором он подобен источнику живой воды, тогда и в случае, если нечистый соприкасается с ним, он не становится нечистым, а наоборот, очищает нечистого. Раз так, то человеку прежде всего надлежит охранять свое собственное я, тщательно остерегаясь любого ущерба, который может быть нанесен извне, и строить свое я, прилепляясь к Творцу, чтобы сделать свою жизнь подобной жизни людей Святости и чистоты внешней и внутренней, и тогда он сможет очистить и свое окружение.

Однако возникает вопрос: в свете сказанных выше слов оказывается, что человек должен критически относиться к другому и сторониться его, а если так, то каково место [принципа] «Суди каждого человека, склоняя чашу весов в сторону заслуг» [90] ? На это нужно ответить, что рабейну Бааль Сулам указывает нам, что характер наших отношений со всем, что окружает нас должен соответствовать принципу «Нет никого помимо Него» [91], т.е. то, что мы считаем обусловленным «человеческим фактором» не нужно выполнять, а выполнять нужно только то, что исходит от Б-га, ибо Г-сподь, да будет Он восславлен, облачился во все творения без исключения и побуждает их [к действию]. Из этого следует, что с одной стороны человек должен рассматривать свое окружение с той точки зрения, что Г-сподь, да будет Он восславлен, побуждает его к действию, и несомненно, Он побуждает его к добру, и с этой точки зрения, [человек] всегда должен судить свое окружение, склоняя чашу весов в сторону заслуг. А с другой стороны, поскольку все, что он впитывает от своего окружения, приводит к отрицательным последствиям и он неспособен увидеть в своем окружении ничего хорошего, то его обязанность держаться подальше от такого окружения, ибо если он не сделает этого, оно изменит его в худшую сторону, а ему запрешено это допускать (см. [рабби] Барух Шалом [Ашлаг, Статьи для изучающих Каббалу], Статьи 5745 года [92], конец первой статьи).

И вот в конце Вступления к книге Зоар [93] наш рав пишет, что в сущности все то, что существует внутри человека, явлено ему, как будто это находится вне его, благодаря тому, что Творец, да будет Он восславлен, установил для него внутри его мозга зеркало, отражающее все события, происходящие в его мозгу, в виде внешних событий. И соответственно окружение человека, на самом деле, находится внутри него, и если он видит порчу в своем окружении, это знак того, что порча находится в нем самом, и если так, то почему он должен менять свое окружение? Ему надлежит исправиться!? На это нужно ответить, что поскольку порча находится в нем самом, он не может исправиться, ибо заключенный не может сам освободиться из тюрьмы [94]; ведь порча властвует над ним, а ему кажется, будто она снаружи, как уже говорилось. И поэтому ему надлежит совершить определенный поступок для того, чтобы возвыситься, и поступок этот состоит в том, чтобы присоединиться к хорошему окружению, т.е. найти внутри себя более высокие ступени, которые бы нашли отражение снаружи в другом, лучшем окружении. И соответственно, если человек находится к примеру в обществе насмешников, которые любят высмеивать то, что происходит, и над ними властвуют смех, шутка, улыбка и т.д., то, с одной стороны, у него, несомненно, есть с ними общий знаменатель, и внутри него самого есть явная склонность к насмешничеству. Но если на определенной ступени даст ему озарение Святой [Творец], да будет Он восславлен, то Святое свечение, что внутри него, приводит его к ощущению, что насмешничество есть зло и ведет его в дурные места, и отвлекает его разум от главного в жизни, т.е. от его собственного исправления и от соединения с Г-сподом, да будет Он восславлен. И в то же мгновение, как в нем самом произошли изменения и в его душе произошло восхождение на ступень более близкую к истине, он так или иначе должен оставить свое общество, находящееся вне его, которое он себе создал в соответствии с присущим ему пороком, и должен создать себе другое, лучшее общество, подходящее для того восхождения, что раскрылось теперь в его душе. Он неспособен исправить свое насмешничество, т.к. невозможно, пребывая в среде, оказывающей негативное воздействие, исправить себя, но он должен отстраниться от зла и делать добро [80], чтобы оказаться в благоприятной ситуации, присоединившись к обществу, оказывающему положительное воздействие; и когда он превратит положительное в неотъемлемую часть своей души, он, вероятно сможет вернуться к своему пороку и исправить его, а также исправить общество, соответствовавшее его пороку.

И в соответствии со сказанным мы сможем лучше понять высказывание наших мудрецов, да будет память о них благословенна: «Каждый, плохо отзывающийся [о других, на самом деле] плохо отзывается о своем пороке» [95], ибо каждый порок, который человек видит у другого, на самом деле, находится в нем самом, но отражается в том, что находится вне его, а раз так, то зачем плохо говорить и возмущаться тем, что находится внутри него? Разве все это не отражает то, что происходит внутри него!? И если так, то он должен исправлять свои собственные пороки. И если человек видит хорошее снаружи, это знак того, что хорошее находится внутри него, и это добрый знак.

Следовательно, когда человек видит порок у своего ближнего он должен смотреть на это двояко: 1) что все является Б-жественным, и Г-сподь, да будет Он восславлен, является Создателем поступков его ближнего, и это, несомненно, делается к добру. 2) Порок в сущности находится в нем самом, и именно он нуждается в исправлении.

Кроме того, возникает вопрос: почему это вдруг наш рав связывает человека с его окружением, разве всегда существует связь окружения человека с ним, о чем сказано: «Если выполнил одну заповедь, счастлив, что склонил чашу весов, свою и всего мира, в сторону заслуг» [96]? Ответ. Здесь нет противоречия, ибо чтобы суметь правильно поступить и склонить чашу весов всего мира в сторону заслуг, человек нуждается в окружении, которое бы поддержало его или по меньшей мере не помешало ему. И если он находится в таком окружении, он может склонить свою чашу весов в сторону заслуг, и тогда он сможет также склонить чашу весов всего мира в сторону заслуг.

405) А в то, что «не трудился и обрел – не верь» [89]. Пояснение. При подобных обстоятельствах, когда окружение пренебрегает Г-сподом, да будет Он восславлен, человеку мешают приложить настоящие усилия, поскольку у него нет «топлива»; во всяком случае, он не может найти мир, соответствующий написанному: «И все ищущие Меня найдут Меня» [97], т.е. он не может найти мир Б-жественности, которая бы светила внутрь его души, потому что ему мешают, как уже говорилось.

406) И ему можно только посоветовать либо работать ради собственной выгоды над Торой и заповедями. Или не выполнять никакой особой работы, занимаясь Торой и заповедями. 

Примечания переводчика
---------------------------------
[89] Не трудился и обрел – не верь – Вавилонский Талмуд, трактат Мэгила, стр.6Б.
[90] Суди каждого человека, склоняя чашу весов в сторону заслуг - Мишна, трактат Авот, глава 1, мишна 6.
[91] Нет никого помимо Него - Дварим 4, 35.
[92] 5745 год – 1984 – 1985 год.
[93] В конце Вступления к книге Зоар – см. п.34. 
[94] Заключенный не может сам освободиться из тюрьмы – Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, стр. 5Б.
[95] Каждый, плохо отзывающийся [о других, на самом деле] плохо отзывается о своем пороке – афоризм, источником которого являются слова из Вавилонского Талмуда, трактат Кидушин, стр.70А: Каждый, плохо отзывающийся [о других] сам порочен и никогда не скажет ни слова похвалы; и сказал Шмуэль: он [на самом деле] плохо отзывается о своем пороке.
[96] Если выполнил одну заповедь, счастлив, что склонил чашу весов, свою и всего мира, в сторону заслуг – Вавилонский Талмуд, трактат Кидушин, стр.40Б.
[97] И ищущие Меня найдут Меня – Мишлей 8, 17.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments