Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Из книги р. Авраама Мордехая Готлиба "Сулам" (Лестница). Публ.5. Черновик. Перепечатка запрещена


Седьмого швата 5667 года [1] взошла звезда от Яакова [2] – родился у него сын-первенец, адмор рабби Барух Шалом, да будет восславлена его Святость и да будет благословенна память о Святом и праведнике, и когда он подрос, отец брал его с собой во все поездки в Парисов и Белз, и там он обучался надлежащим образом.

[Читать далее]
Рассказывал славящийся своей Святостью адмор рабби Барух Шалом: когда моему отцу, бывшему также моим учителем, да будет восславлена память Святого и праведника, было восемнадцать лет [3], его рав Адмор из Парисова взял его с собой, чтобы провести Шабат у Адмора из Белза, да хранят нас его заслуги. Вечером, в Шабат, когда пожелал Адмор из Белза сделать Киддуш, вдруг выяснилось, что одного из детей не хватает. Дети, живущие в доме, тотчас же стали искать этого ребенка, нашли его за пределами дома и привели за субботний стол. Адмор из Белза отругал маленького ребенка за то, что тот пропал, и выговаривая ему, поднял бокал Киддуша и начал освящать [Шабат]. После субботней трапезы спросил Адмор из Парисова Бааль Сулама, что он думает о Киддуше Ребе из Белза. Тогда Бааль Сулам выразил удивление и сказал Парисовскому Ребе: “Как это можно делать Киддуш в Святой Шабат без надлежащей мотивации после такого выговора?” Ответил ему Святой Адмор из Парисова: “Величие Рабби из Белза столь необычайно, что дела не могут вывести его из состояния слияния с Г-сподом, да будет Он восславлен. И это был всего лишь маленький пример, ибо даже если что-то случалось с ним, Рабби из Белза совершенно не выходил из состояния слияния с Г-сподом, да будет Он восславлен. А на самом деле, даже когда с Рабби из Белза случались гораздо более значительные и серьезные события, он и тогда совершенно не выходил из состояния единения с Г-сподом, да будет Он восславлен”. И адмор рабби Барух Шалом добавил к этому рассказу следующее: “На самом деле, то же самое мы видели и у моего отца и учителя Бааль Сулама: ему не приходилось специально настраиваться на учебу или молитву, ведь разве человеку приходится настраиваться на то, чтобы дышать?”…

Между прочим, расскажем то, что слышал рабби Азриэль Хаим Лембергер, да здравствует он долгие и добрые дни, от рабби Давида Минцберга: “Однажды рабби Давид задержался у адмора Бааль Сулама до наступления Шабата, и когда Бааль Сулам после Каббалат Шабат готовился сделать Киддуш, рабби Давид ушел от него, направившись домой. Когда он спустился вниз, он наткнулся на отца одного из учеников нашего рава, который весь был охвачен огнем и пламенем ярости и шедшего для того, чтобы отругать нашего рава за то, что он увлек его дорогого сына на “ложный” путь изучения Каббалы и внутренней части Торы. Рабби Давид снова поднялся вверх, туда, где был дом нашего рава, потому что он хотел защитить его достоинство. Но защищать достоинство своего рава ему не пришлось, потому что он увидел, что на каждое слово наш Святой рав отвечает вдвойне. И еще говоря, он начал делать Киддуш. И было воочию видно, каким образом все его речения возникают из близости к Святому [Творцу], да будет Он восславлен, и не было больше ничего такого, что могло бы нарушить его слияние с Ним. Конец цитаты.

Рассказывал адмор рабби Барух Шалом: “Однажды я со своим отцом и учителем Бааль Суламом поехал из Варшавы в Галицию к Белзскому ребе рабби Иссахару Дову, да хранят нас его заслуги; и именно в тот период времени, когда мы были у него, разразилась Первая мировая война. Некоторое время мы оставались у Белзского ребе, т.к. дороги были перекрыты, везде царил дух воинственного сумасшествия, великий хаос. Человек тогда даже не знал, что принесет ему день, а регулярного транспорта тем более совсем не было. Через некоторое время Белзский ребе сказал нам, что мы можем возвращаться домой. Согласно здравому смыслу, казалось, что нет надежного пути для поездки в Варшаву, но мой отец и учитель всецело полагался на слова своего Святого рава и отправился в путь. И действительно позже мы обнаружили поезд с солдатами, с которым мы вернулись в Варшаву”. Конец цитирования слов Святого праведника.

Приведем фрагмент из собственноручных сочинений нашего Святого рава, посвященный его удивительным отношениям со своим равом (не объяснено, имеется ли в виду Адмор из Белза или Адмор из Парисова), да хранят нас его заслуги:

В неделю, завершившуюся недельным чтением Мецора в 5679 году [4].

Известно, что он удовлетворялся одним великим принципом: разве может человек жить без служения? Возможно ли, чтобы все желаемое служение состояло в восславлении и благодарении? И не было у него тогда желания идти за новыми исправлениями, и он продолжал передвигаться без какого-либо желания и даже без знания, ибо он шел посмотреть, не осуществилось ли еще следствие, вызываемое причиной. И как раз в тот момент, когда он видел, где я нахожусь, он осознавал, что он идет. И помнится чудо, о котором он даже не знал, тем не менее, тотчас же после того, как его ноги перемещались наружу, он наполнялся силой, могуществом и радостью великой. И когда он дошел дотуда в середине молитвы и по окончании молитвы искал его среди народа (чего он обычно не делал) и в изнеможении спрашивал: “Ты, наверно, пришел простить благословений на прощание?” - что он обычно делал. И я [этого] не понимал. Но на самом деле, еще у себя дома я размышлял: как понимать, что Он должен прекратить светить просле первой ночи Песаха, чтобы учредить счет Омера для того, чтобы подготовиться к получению Торы, эта свеча в полдень [5], зачем она? Ибо уже взывал ко мне стих Танаха: "Навек сохраню милость к нему, и союз Мой с ним прочен будет ... И милости Моей не отниму от него и не обману в верности Моей" [6] (посмотри все остальные [обещания], приведенные там). И именно такой намек содержался в его уже упомянутом благословении на прощание, которое я на самом деле получил там при таких обстоятельствах первым делом после наступления дня, следующего за Шабатом. И еще утром я почувствовал, что ступени подобны … [7]. И по окончании молитвы он дал мне кубок и удивлялся, что я вообще оставался с кануна Шабата. Потом он сказал, что лев не должен бояться, ибо медведь должен бояться, а лев не должен бояться, и вызвали эти слова страдания души. И во время третьей трапезы, когда была молитва Минха, мелькнула мысль о нем и я устыдился. И было после Мелаве Малки: сильно болело сердце, а основная причина – является ли мои стези желанными пред Ликом Того, Кто вбирает весь мир, или нет. И если они желанны, то почему пред Ликом Его они нежеланны? А может, Г-сподь, да будет Он восславлен, согласиться похвалить меня пред ликом моим, а может Он не будет хвалить меня пред ликом моим и даже немного пожурит? И сон бежал от меня [8] всю ночь, и обдумывал я стези свои, вообразимо ли что они ошибочны. Ибо, возможно, я ошибаюсь, и нет здесь такой ступени, которой бы не было выше нашего мира, ибо сколько сотен раз я обдумывал эти три Имени, от которых исходило великое сияние, и я не видел в мире малейшей возможности отклониться, ибо невозможно оказать здесь малейшее противодействие и ощущать себя в материальном мире. Однако я верил в него верою великой, и поскольку это не было желанным Ему, оно должно было наносить какой-то ущерб. И обдумал я снова стези свои, и они оказались прекрасны, и то же повторялось ночью, всю ночь. И меня очень поддержало то, что я услышал в его объяснении: если ты хорошо знаешь пути [заповеданные] как с качественной, так и с количественной точки зрения, но будет принято установление не использовать это знание, я мгновенно подчинюсь. Когда я продвинулся вперед, я почувствовал, что стою у стула его, и стал я бродить туда-сюда [9] и был очень потрясен, потому что ясно понял, что свою работу он выполняет ради меня. И это продолжалось примерно полчаса, пока душа почти не оставила тело от потрясения, когда я слышал издаваемые им во время работы стоны. А затем он быстро открыл мне дверь, пустил меня внутрь и спросил, что я хочу. И я не мог открыть рот. Но он сказал мне, как будто извиняясь, что мне следует будить его, если мне от него что-то нужно. И вырвалось слово из уст, что я желаю [его] расположения. И тогда он сел на стул и дал мне наставление исходя из [стиха] “одного – в грехоочистительную жертву, а одного – в жертву всесожжения” [10], и сказал, что выходит, он сочинил это новое толкование в Шабат во время Минхи только для меня. Затем он спросил, не ощущал ли я в Шабат угнетенное состояние, и сказал мне, что нехорошо ходить во время озарения, бормоча слова. А затем он преподал мне урок о том, как мне лежать в постели ночью. И спросил он меня, понял ли я, а я не понял, и сказал он мне еще раз, и сказал я ему, что совершенно не понимаю. (А на самом деле, я совершенно не понял, что означает “лежать”, когда солнце светило надо мной). И тогда он сказал мне: “Здесь хорошенько ищи и найдешь, здесь и заключен весь секрет этого”. И среди всего этого он сказал мне: не забыл ли ты то, чему я учил тебя много раз: что нельзя пользоваться никаким свечением? И он начал рассказывать мне о Духовной ступени Зриа [11] подобной посеву пшеницы, после которого пшеница очень хорошо растет. И тогда я не мог больше сдерживаться, потому что я знал, что мое свечение вечно, и его должны потреблять те, чья жизнь чиста. И тогда прекратил он свою Святую речь, и такое случилось со мной впервые в жизни, и возразил я ему, что разве он уже не обещал мне, в своем Двар Тора [12] на Рош hаШана, что [этим свечением] я буду насыщаться? В этот момент он вскочил со стула и сказал: «У меня нет больше сил». (К нашему сожалению, конец этого рассказа на сохранился).

Хотя в этой Святой рукописи рабейну Бааль Сулама не все легко понять, тем не менее, мы ясно видим, что он был в единении со своим Святым равом и что он отдавал всего себя, продвигаясь по Духовным ступеням к Высшей цели. И человек может понять этот высоко духовный текст в соответствии со своей ступенью.


***

Продолжим рассказ о жизни нашего рава: как-то раз, в одном из путешествий нашего рава вместе с Адмором из Парисова, извозчик обратился к ним с вопросом, может ли он посадить в повозку встретившегося им человека, который просил его взять. Ответил Адмор из Парисова, что если ему не нужно ехать в другом направлении, т.е. если он не помешает их поездке, то пусть садится. Спросил извозчик того [встретившегося] еврея, и ответил тот, что ему нужно именно туда, и сел. И будучи внуком одного из праведников, он ощутил себя почитаемым человеком, и забравшись в повозку, сразу же расположился на второй скамье извозчика, перед Парисовским ребе и Бааль Суламом, и снял всю верхнюю одежду. Внезапно, когда рав и его ученик, изучая Тору, вели страстные дебаты, этот еврей ответил раву: «Знаете ли вы, что я внук такого-то праведника?» Не ответил рав на эти слова, потому что придавал значение не заслугам предков, а своим собственным заслугам. Затем еврей снова обратился к раву: «Знаете ли вы, что я совершил чудо?» И спросил его рав: «Что за чудо ты совершил?» И ответил он, что был в таком-то городе по коммерческим делам, пришел к именитому жителю этого города и сказал ему, что он – внук цадика такого-то и нуждается в деньгах для своих коммерческих предприятий. Сказал ему этот именитый человек, что не хочет ему давать. Сказал еврей, что если он не даст ему денег, он убьет его дочь, которая в это время в муках рожала. Сказал ему хозяин, что он не испугался и не хочет давать ему деньги, и в конце концов умерла эта женщина ... В этом-то и состояло чудо, что она умерла по слову его ... Сказал ему рав: «Тебе повезло, что я тебе не верю, ибо если бы то, что ты рассказал, было правдой, я бы сбросил тебя с повозки за то, что ты хотел двух вещей: чтобы этот мир покинули как дочь этого человека, так и ее ребенок, и все это вместо того, чтобы избавить женщину от родовых мук» ...

В один год возник вопрос по поводу этрогов определенного типа, являются ли они скрещенными с растениями другого вида или нет, и один рав выпустил hалахическое постановление, что они скрещены с растениями другого вида и непригодны для благословения. И однажды, когда наш учитель  Бааль Сулам проводил Шабат у рава из Парисова, был задан этот вопрос, и сказал Бааль Сулам, что такой этрог не скрещивали с растениями другого вида. Сказал ему его рав: если ты пойдешь к упомянутому выше раву, по мнению которого этот [этрог] непригоден для благословения, и докажешь ему, что он не прав, то я буду произносить благословение, используя этот этрог в Суккот. Наш Святой рав поехал в город, где жил тот рав, встретился с ним, вступил в спор и стал доказывать правильность своих слов. В конце концов не нашел тот рав, что ответить, и сказал рав решительно: «Вот, я постарше тебя и постановляю, что этот этрог непригоден!». Вырвалось у Бааль Сулама: «Эти вещи не зависят от возраста ...» - и тотчас же вышел он из дома рава. И действительно в праздник Суккот его рав, рабби из Парисова, произносил благословение, используя этот этрог.

Примечания переводчика
----------------------------------
[1] Седьмого швата 5667 года - 21 – 22 января 1907 года
[2]  Взошла звезда от Яакова – Бамидбар 24, 17.
[3] Когда моему отцу было восемнадцать лет – это противоречит следующим данным: на момент женитьбы в двадцатилетнем возрасте, по свидетельству дочери Бааль Сулама, учителем Бааль Сулама был Адмор из Калушина. В Интернете есть данные, что Адмор из Калушина умер в 1909 году, когда Бааль Суламу было 23 – 24 года. Он начал ездить к Адмору из Парисова через три года, т.е. в возрасте 26 – 27 лет.
[4] В неделю, завершившуюся недельным чтением Мецора в 5679 году, – 5 – 12 апреля 1919 года.
[5] Свеча в полдень – Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, стр. 63А.
[6] Навек сохраню милость к нему, и союз Мой с ним прочен будет ... И милости Моей не отниму от него и не обману в верности Моей - Теhилим 89, стихи 29 и 34.
[7] Далее следуют два слова, которые переводчик не смог перевести, каждое из них заключено в кавычки: 1) тет-йуд-ламед-айин  2) мем-вав-вав-алеф.
[8] И сон бежал от меня – используются слова стиха Бэрэйшит 31, 40.
[9] Бродить туда-сюда – используются слова стиха Мелахим 2, 4, 35.
[10] Одного – в грехоочистительную жертву, а одного – в жертву всесожжения – Вайикра 5,7.
[11] Зриа – посев
[12] Двар Тора – в иудаизме выступление на религиозные темы.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments