Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. Речь по завершении [книги] Зоар. Публикация пятая

[Продолжение речи]

Ответ таков: удовольствие, которое всякий, кто надлежащим образом достиг высоты Его, да будет Он восславлен, доставляет Ему, превращается в свою противоположность, становясь получением.
[Читать далее]

hЭарот вэБиюрим

399) Пояснение. Если человек удостаивается достичь высоты Его, да будет Он восславлен, а по моему скромному мнению, он имеет в виду постижение с помощью веры, то тогда человек способен мотивировать свою работу над Торой и заповедями тем, чтобы доставить удовольствие своему Создателю. А причина этого состоит в том, что Г-сподь, да будет Он восславлен, придал миру такое свойство, что малый уничтожается пред Ликом Великого. И означает это, что малый испытывает наслаждение и удовольствие от того, что он доставляет удовольствие Великому. Во всяком случае, если человек достигает величия Его, да будет Он восславлен, то он уже может работать таким образом, что он был бы готов отдать все, что ему дорого, для того, чтобы Творец, да будет Он восславлен, смог получить наслаждение. А сказал он, что такой альтруизм превращается в свою противоположность, становясь получением, потому, что удовольствие, получаемое человеком от альтруистических деяний, настолько велико, что альтруизм по существу превращается у него в свою противоположность, получение. И оказывается, что таким образом человек может превратить свою природу в ее противоположность: из получающего превратиться в дающего.

А на практике упомянутую выше трудность можно разрешить с помощью известного изречения наших мудрецов, да будет память о них благословенна, ([Вавилонский Талмуд, трактат] Псахим, стр.50[Б]): “так как от ‘не ради самой Торы’ он приходит к ‘ради самой Торы’ ” [37], ибо не реально крепко ухватиться за веревку, т.е. заниматься Торой и заповедями ради самой Торы, посколько это трудно, но от “не ради самой Торы” можно прийти к “ради самой Торы”, и таким образом “не ради самой Торы” будет топливом!?  Почему же он не разрешает эту трудность таким образом? Сначала необходимо понять основное различие между “не ради самой Торы” и “ради самой Торы”: ведь “не ради самой Торы”означает, что человек понимает и ощущает, что делает добро Г-споду, да будет Он восславлен; во всяком случае, Г-сподь, да будет Он восславлен, должен отплатить ему или в Этом Мире, или в Мире Грядущем. И это подобно работнику пекарни, несомненно ощущающему, что он делает добро хозяину пекарни; во всяком случае, хозяин должен заплатить ему, ибо таков закон: тот, кто наслаждается, должен платить. Напротив, “ради самой Торы” означает, что человек ощущает, что Г-сподь, да будет Он восславлен, делает ему добро, предоставляя ему возможность служить у Него, и следовательно он должен отплатить Г-споду, да будет Он восславлен, за то, что Он удостаивает его возможности служить у Него. А мой рав, да будет благословенна память о праведнике [83], определял [эти понятия] другими словами: “не ради самой Торы” означает, что работа и вознаграждение разделены во времени, ибо сначала человек работает, а после завершения работы он получает свое вознаграждение. Напротив, в [состоянии] “ради самой Торы” работа производится и вознаграждение получается в одно и то же время, ибо сущность работы представляет собой вознаграждение. А после того, как мы определили различие между “не ради самой Торы” и “ради самой Торы”, понятно, что это именно то, что хочет объяснить наш Святой рав, ибо на самом деле, его вопрос можно более ясно сформулировать примерно так: как человек может перейти от “не ради самой Торы” к “ради самой Торы”? Разве в [состоянии] “не ради самой Торы” у него есть топливо, а в [состоянии] “ради самой Торы” у него уже топлива нет? На это дается такой ответ: у всякого, кто надлежащим образом достигает высоты Его, да будет Он восславлен, его альтруистические деяния превращаются в свою противоположность, получение. Ибо суть дела состоит в том, что когда он удостаивается служить Царю царей, это наполняет его великим наслаждением, и это является топливом для того, чтобы только совершать альтруистические деяния, а не получать. Выходит, достижение высоты Его, да будет Он восславлен, представляет собой переход человека от “не ради самой Торы” к “ради самой Торы”.

И это проявляется также и между человеком и его ближним. И именно по этой причине в конце этой речи он предписывает, чтобы каждый из членов общины старался считать себя ниже своих ближних, а своего ближнего старался считать подобным великому человеку поколения. И в подобной ситуации, когда человек анализирует, кто он такой, и видит, что он стоит ниже их всех, а также старается понять, каковы достоинства его ближних, видит их величие, самопожертвование и благородство и мысленно решает, что именно они являются по-настоящему великими людьми поколения, а не эти газетные знаменитости, тогда он получает топливо для того, чтобы служить и жертвовать собой ради ближнего, и в той мере, в какой он действительно верит в то, о чем мы говорим, он готов отдать все, что ему дорого, ради своего ближнего.

И здесь возникает ряд вопросов.

1) По поводу малого, уничтожающего себя перед великим. Что такое малый? И что такое великий? Ответ. Под великим не имеется в виду человек, чьи физические размеры велики, а [слово] “великий” указывает на совершенство. Имеется в виду совершенство его качеств, совершенство в самопожертвовании, совершенство в слиянии со своим Б-гом. А малый – это, наоборот, человек, чьи качества извращены. Это человек неспособный пошевелить пальцем ради своего ближнего, разве что когда ему за это заплатят и это не будет стоить ему слишком дорого. Это человек, у которого нет истинной связи со своим Б-гом.

А чтобы человек мог возвыситься, он должен вести себя так, как мы говорили: обращать внимание на свои недостатки и на достоинства своего ближнего. И ни в коем случае не изменять этому принципу. Ведь благодаря тому, что он видит себя настолько маленьким человеком, насколько это возможно, что он есть прах и пепел и ни к чему не годен, а своих ближних он видит настолько великими, насколько это возможно, он и должен достичь состояния, в котором он ощущает, что это самая настоящая привилегия для такого низкого человека, как он, быть в окружении столь возвышенных людей. И он будет готов приступить к альтруистическому служению не ранее того, как он достигнет такого ощущения. Ибо только тогда он будет воистину готов отдать все, что ему дорого; главное, чтобы его ближний и Творец получили удовольствие. А дело в том, что альтруизм превращается в свою противоположность, получение; ведь когда малый делает добро великому и ему удается доставить ему какое-то удовольствие, малый счастлив, что великий наслаждается. И отсюда человек может продвигаться по лестнице альтруизма.

2) Если альтруизм превращается в свою противоположность, получение, то разве здесь нет получения? Т.е. человек делает добро, чтобы наслаждаться!? Разве это состояние выше природы [творения]? Ответ. Это состояние выше природы [творения], потому что человеку не присуще служить великому человеку, чтобы он наслаждался; ведь он не думает о себе, а всецело стремится к тому, чтобы великий наслаждался, и от того, что другой наслаждается, приятно и ему. И следовательно это уже выход за рамки себялюбия. Но все это так при условии, что человек рассматривает себя как малого, а ближнего или Творца – как великого.

3) Малый, уничтожающий себя перед великим, - это эквивалентно любящему, уничтожающему себя перед любимым, и это не соответствует общеупотребительному понятию любви. Ведь общеупотребительное понятие любви [здесь] вводит в заблуждение: это подобно тому, как человек говорит, что он любит рыбу. Ведь понятие любви, [которое имеется в виду в этой речи], означает альтруистическое желание, но когда человек любит рыбу, это означает, что он хочет ее использовать, а не совершить по отношению к ней альтруистический поступок. Кроме  того, широко употребляется понятие любви, при которой человек решает, что он любит другого в том смысле, что другой снискал милость в его глазах и он считает, что ближний пригоден для того, чтобы доставлять ему удовольствие. Т.е. его долг - помочь [другому] наслаждаться жизнью. Однако понятие истинной любви, как мы объясняли, означает, что человек осознает, что его ближний стоит на высокой ступени и обладает высокими [духовными] качествами, и благодаря этому в нем пробуждается любовь к ближнему, смысл которой в том, что в его душе пробуждается готовность сделать все ради любимого, отдать все, что ему дорого, а не действовать только потому, что таков его долг; ведь может быть благодаря его действиям любимый получит удовольствие.

4) Откуда можно узнать, что такой-то человек велик, т.е. совершенен, разве не каждый совершает ошибки? Ответ таков: попросту говоря, совсем не имеется в виду, что человек должен судить другого за ошибки, но “И суди своего ближнего благосклонно” [84], “И не суди ближнего своего, пока не окажешься в его положении” [85] и т.д. Но человек должен обращать внимание на свои собственные недостатки.

1. В самых общих чертах, нас учили, что вся эта работа человека, который должен уничтожать себя перед своим ближним и считать своего ближнего подобным великому человеку поколения, должна совершаться только в пределах этого бейт-мидраша, а не за его пределами [86]. Он должен быть праведен в его пределах и делать добро только своей общине, но это должно быть его обязанностью. А причина этого состоит в том, что если человек уничтожает себя перед другим, то он прилепляется к другому, и если другой – это человек, которому не присуще слияния с Г-сподом, то оказывается, что человек прилепляется к другому, а вся жизнь другого – это ошибка, и следовательно он будет жить такою же ошибочной жизнью. И поэтому нас учили, что вся эта замечательная работа должна выполняться исключительно в отношении людей, идущих по дороге, ведущей к достижению слияния с Г-сподом. Ибо в этом случае, когда человек уничтожает себя перед ними, он также обретает ту мотивацию и те силы, что есть у них. И нас строго предупреждали не вести такую работу в отношении людей извне, потому что тогда существуют опасения намного более серьезные, чем польза, которую от этого можно получить.

2. В любом случае нужно с уважением относиться к любому человеку, хотя бы он и не шел той же дорогой, и даже если он идет в противоположном направлении. И то, что надо уважать любого человека, должно также основываться на вере. Ибо у каждого еврея есть Святая душа, и даже если она находится в сокрытии, тем не менее, она существует. И в каждого еврея облачается Г-сподь, да будет Он восславлен (и не только в каждого еврея, ведь Свет Б-жественности облачается в неживую природу, в растительный и животный мир и тем более в человека). А если так, то в каждом человеке есть хорошее, и поэтому если встречают любого человека, кем бы он ни был, даже если он проявляет себя весьма негативно, то также нужно обращать внимание не на присущее ему зло, а только на Б-жественность, заключенную в нем, и на этой основе соблюдать принцип «И возлюби ближнего своего, как самого себя».

5) Что означает «надлежащим образом достиг высоты Его, да будет Он восславлен»? Ответ. Постиг высоту Его, да будет Он восславлен, с помощью веры, обретя ее в мозгу и в сердце. Ведь постижение высоты Его, да будет Он восславлен, должно выражаться и в том, как работает разум, и в том, что чувствует сердце. А «надлежащим образом» это постижение совершается тогда, когда оно приводит человека к обретению альтруистической природы.

6) Как постичь высоту Его, да будет Он восславлен? Ответ: 1) Рамбам пишет: анализируя Сотворенное можно постичь высоту Его, да будет Он восславлен. И это происходит, когда [человек] рисует в своем воображении, как Властитель всего облачается во все это великое Творение и управляет им повсюду в одно и то же время. 2) Когда человек читает книги, написанные людьми, достигшими слияния с Творцом, тогда эти книги излучают величие Его, да будет Он восславлен, которое постигли эти люди. И человек может впитывать в себя величие Его в соответствии со своим уровнем.

7) Каково место жены в той части служения, которая касается отношений между человеком и его ближним? Ответ. Говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна: «Люби ее, как самого себя, а почитай больше, чем себя» [87]. И отсюда мы выводим, что прежде всего человек должен перенести работу по соблюдению принципа «И возлюби ближнего своего, как самого себя» в свой дом, осуществляя его в своих отношениях с женой.

Вопрос: почему в хасидских книгах вообще и в книгах рабейну Бааль Сулама в частности не упоминается о взаимоотношениях между супругами? Ответ. Об этом не говорится, потому что это простая вещь; ведь ясно, что нормальный человек заинтересован в том, чтобы его отношения с женой основывались на взаимной любви, и это близко к тому, что происходит в природе, и не поднимается над природой. А дело мудрецов – лишь впервые рассказать о вещах далеких от природы, в которых человек не заинтересован.

А разве не относится к своей собственной жене принцип «Малый уничтожает себя перед великим»? Ответ, как уже говорилось, таков: если она не ходит стезями служения Г-споду, то как можно уничтожить себя перед ней и получать от нее знания? А если она ходит стезями служения Г-споду, тогда [перед ней] нужно [уничтожить себя], как уже говорилось. И я слышал от адмора, да будет благословенна память о праведнике [88], что в любом случае человек должен уничтожить свой разум перед разумом своей жены во всех бытовых вопросах, т.е. предоставить ей право решать любое дело, затрагивающее материальный мир, а то, что касается духовного, решать самому. И еще он сказал, что люди обычно все делают наоборот: в том, что касается материального, стоят на своем  и хотят иметь право решающего голоса, а в том, что касается Духовного, вдруг полагаются на разум жены, и это стыдно ...

[Продолжение речи]

Как сказано в [Вавилонском Талмуде], трактат Кидушин (стр. 7[А]), о выдающемся человеке, женщина дает ему деньги, и считается это для нее получением, и она освящается; и так же обстоит дело с Г-сподом, да будет Он восславлен, ибо если [человек] достигает величия Его, да будет Он восславлен, то тебе не найти получения важнее, чем удовольствие его Создателя, и это вполне достаточное топливо для того, чтобы прилагать усилия и трудиться всем сердцем своим, всею душою своею и всеми силами своими [82] для того, чтобы доставить удовольствие Ему, да будет Он восславлен. 

 hЭарот вэБиюрим 

400) Как сказано в [Вавилонском Талмуде], трактат Кидушин (стр. 7[А]) о выдающемся человеке, женщина дает ему деньги, и считается это для нее получением, и она освящается. Обряд Кидушин – обычно это процедура приобретения мужчиной женщины, предназначенная для того, чтобы она выполняла все супружеские обязанности, и обязывающая ее на всю жизнь. Это процедура приобретения состоит в том, что мужчина дает женщине кольцо, и тем, что женщина принимает это кольцо, она выражает согласие на то, что он берет ее себе в жены. И соответственно в случае, когда женщина дает кольцо мужчине, очевидно, что здесь не выполняется обряд Кидушин, потому что она не получила ничего от мужчины, и во всяком случае, здесь не выполняется процедура приобретения. Но если мужчина – выдающийся человек, то поскольку дело обстоит по-другому, можно сказать, что если женщина даст кольцо, то будет выполнено приобретение обряда Кидушин. И это произойдет потому, что поскольку выдающийся человек соглашается принять у нее подарок, он таким образом доставляет ей большое наслаждение, и «благодаря тому, что она наслаждается тем, что он получает от нее, она освящается». И отсюда мы учим две вещи: 1) что возможно получение, являющееся альтруистическим действием; например мужчина получает подарок от женщины, но в сущности он таким образом доставляет ей удовольствие, и только благодаря этому она освящается; 2) возможно альтруистическое действие, являющееся получением, например альтруистическое действие, состоящее в том, что женщина дарит выдающемуся человеку подарок, и поскольку он – выдающийся человек, она испытывает великое наслаждение от того, что он соглашается принять от нее подарок, и следовательно альтруистическое действие, по сути дела, является получением наслаждения, и поэтому женщина освящается; ведь она считается получающей, а не совершающей альтруистическое действие.

401) Следовательно он привел доказательство того, что мы обсуждаем, исходя из [обряда] Кидушин; а я хочу отметить, что человеку не достает только ключа, который нужно подобрать, чтобы надлежащим образом достичь величия Его, да будет Он восславлен, ибо тогда он уже сможет работать из альтруистических побужений в самом крайнем смысле этого понятия, потому что он ощущает наслаждение, когда Владыка мира получает от него, и поэтому у него уже есть топливо.

И не возникает вопроса, как возможно, чтобы Творец получал от человека, поскольку Он хочет, чтобы человек выполнял Тору и заповеди, о чем Он заповедал нам в Своей Торе, а если так, то следовательно, когда мы выполняем Тору и заповеди, мы выполняем Его волю, и мы таким образом становимся дающими Творцу. И в связи с этим возникает вопрос, так наслаждается Творец от этого или нет? Нам заповедано верить, что да, и, естественно, это все касается [Творца относительно] творений, ибо мы не можем постичь и понять Творца, да будет Он восславлен, когда Он Сам по Себе. 

[Продолжение речи]

Но ясно, что если он еще не достиг надлежащим образом величия Его, да будет Он восславлен, то доставление удовольствия Г-споду, да будет Он восславлен, не считается для него получением в такой мере, чтобы полностью отдать сердце свое, душу свою и силы свои Г-споду, да будет Он восславлен [82]; поэтому каждый раз, когда он по-настоящему вознамерится лишь доставить удовольствие своему Создателю, не имея в виду собственную выгоду, то он тотчас же совершенно потеряет силы необходимые для служения, поскольку он остался, как мы выразились, без топлива. Ибо человек не может пальцем пошевелить, чтобы не принести себе в результате какую-либо выгоду, и это противоречит тому, как много трудиться и с каким самопожертвованием и сколько прилагая сил, требует от него Тора, и он, несомненно, не сможет это выполнить, не получив какого-либо наслаждения ради себя.

hЭарот вэБиюрим

402) Следовательно, если мы видим человека, работающего с большим энтузиазмом и прямо-таки горящего, как огонь, но он делает не только это, но и старается сделать что-то ради других, то почти наверняка можно будет установить, что этот человек мотивирует работу собственной выгодой и отсюда проистекает то большое количество «топлива», которое он имеет. Но если человек видит, что ему трудно выполнять Тору и заповеди, прилагая требуемое количество усилий, а именно «всем сердцем своим, всею душою своею и всеми силами своими» [82], то существуют две возможности: либо ему требуется получить какое-то топливо, например, чтобы ему были оказаны почести, а поскольку никто не думает оказывать ему почести, то у него никогда нет сил работать, ведь невозможно работать без оплаты; либо в нем есть «точка истины», т.к. он понимает необходимость и страстно желает достичь состояния, в котором от сможет выполнять работу исключительно из любви к ближнему или из любви к Творцу, с абсолютно чистыми намерениям, и когда его тело начинает ощущать, к какой конечной цели стремится человек, оно сопротивляется и всеми силами создает трудности, ибо эта цель противоречит человеческой природе. И если человек надлежащим образом постигнет величие Творца или ближнего, то он сможет преодолеть те трудности, которые тело создает ему, и в результате совершать работу из чистых побуждений. А если он не постигнет величия Творца или ближнего, то он ни в коем случае не сможет выполнять такую работу. 

[Продолжение речи]

А на самом деле достичь величия Его, да будет Он восславлен, в такой мере, чтобы альтруистические действия превращались в свою противоположность, получение, подобно тому, как [мудрецы] говорили о выдающемся человеке, совсем не трудно, и все знают о величии Творца, да будет Он восславлен, ибо Он сотворил все и все переживет, нет Ему ни начала, ни конца, и величию Его нет конца и края. Но здесь заключена следующая трудность: оценка величия зависит не от одного человека, а от его окружения; например, даже если человек полон прекрасных достоинств, если его не оценит его окружение и не воздаст ему почести, такой человек всегда падет духом и не сможет гордиться своими достоинствами, хотя и не сомневается в том, что они действительно существуют.  И наоборот, если человек совершенно лишен достоинств, а ему его окружение тем не менее воздает почести, как будто он обладает многочисленными достоинствами, то такой человек будет полон гордости и воспрянет духом, ибо оценка значимости и величия полностью отдана во власть его окружению. 

hЭарот вэБиюрим

403) Комментарий. Я хотел бы отметить, что если человек подумает о сути Б-жественности, о том, что она собой представляет, то ее величие хорошо известно. И помимо того, что человек может делать выводы, исследовав величие [окружающего его] Творения и из этого заключить о величии Того, Кто привел его в действие, человек кроме этого может исследовать заключения многих людей всех поколений, каждого в соответствии с его жизнью и опытом, и несомненно, что если человек поразмыслит об этом и впитает это, то его мысли будут связаны с величием Г-спода. А если так, то удивительно, почему наша жизнь не связано непоколебимой связью с Творцом, да будет Он восславлен? Почему, если человек связан с каким-нибудь высокопоставленным правительственным чиновником или с высокопоставленным раввином, то добро, которое делает это лицо, оказывает на его жизнь решающее воздействие вплоть до того, что он оказывается в самом настоящем подчинении у этого лица, и не только когда он находится вместе с ним, но и уходя, и приходя, и находясь дома. И если сближение с человеком вызывают такие изменения в жизни человека, то как возможно, чтобы близость человека к Г-споду, да будет Он воcславлен, не вызывала никаких изменений? На первый взгляд, должны были бы произойти изменения в его делах, мыслях, чувствах. Почему же всего этого не происходит? На первый взгляд, человеку должно было бы легко выполнять [заповедь] «И люби Г-спода Б-га своего всем сердцем своим, всею душою своею и всеми силами своими» [82], что означает любовь и самопожертвование, ибо у него должно было бы быть топливо, проистекающее от величия Г-спода, да будет Он восславлен, имеющееся в безграничных количествах и весьма эффективное!? И разрешая эту трудность, наш рав дает суровый ответ: на самом деле, нет никакой значимости у человека кроме той, которая устанавливается в результате оценки человека и отношения к нему, будь то одна персона или другая, и это то, как относится к нему его окружение. Возможно, какой-то человек имеет высокие качества, но его окружение принижает его значимость, тогда у человека не будет топлива для того, чтобы увеличить свою значимость; и наоборот, возможно это испорченный человек, но его окружение почитает его как человека возвышенного, крепкого духом, лидера, и тогда в человеке тоже пробуждается самоуважение, ибо человек является пленником в руках у своего окружения. Причем под окружением не имеются в виду именно люди, живущие по соседству, но под окружением имеются в виду все различные средства коммуникации. И поскольку его окружение без почтения относится к Б-жественному в том смысле, что оно не побуждает его почитать Б-жественное; во всяком случае, поскольку человек находится под воздействием атмосферы его окружения, не имеющего связи с Б-жественным, то хотя он получил информацию о Б-жественном и с удовольствием повторяет прекраснейшие слова о величии Творца, но на практике это совершенно не изменяет его жизни.

Примечания переводчика
---------------------------------
[83] Мой рав, да будет благословенна память о праведнике – рабби Барух Ашлаг. 
[84] Суди своего ближнего благосклонно – комментарий Раши к стиху Вайикра 19, 15.
[85] И не суди ближнего своего, пока не окажешься в его положении – Мишна, трактат Авот, глава 2, мишна 4. 
[86] Вся эта работа … должна совершаться только в пределах этого бейт-мидраша – это можно понимать как в узком смысле (насколько переводчику известно, в бейт-мидраше рава Авраама Мордехая Готлиба в Тельстоне (Израиль) его книги обсуждаются прежде, чем быть напечатанными), так и в широком (имеется в виду группа единомышленников, условившихся выполнять в отношении друг друга заповедь “И возлюби ближнего своего, как самого себя”, о чем говорится в hЭарот вэБиюрим к п.3. статьи Бааль Сулама “Дарование Торы”).
[87] Люби ее, как самого себя, а почитай больше, чем себя – Вавилонский Талмуд, трактат Санhедрин, стр.76Б, цитируется приблизительно. 
[88] Адмор, да будет благословенна память о праведнике – рабби Барух Ашлах.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments