Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. Речь по завершении [книги] Зоар. Публикация третья

[Продолжение речи]

И поэтому те, кто обрел постижения, могут составлять книги и намеками записывать свои постижения, а также притчи понятные каждому, кто удостоился тех ступеней, о которых говорится в книгах; при этом у [читателей] с [авторами] есть совпадающие постижения. А тот, кто не удостоился в полной мере всех ступеней, которых [удостоились] авторы [книг], не может понять их намеков, и не нужно говорить, что те, кто не удостоился постижения, не поймут в этих [книгах] ничего, потому что нет у них постижений, совпадающих  [с постижениями авторов]. 
[Читать далее]

hЭарот вэБиюрим

380) Он имеет в виду, что, на первый взгляд, поскольку на Духовные постижения человека не налагается пространственных и временных ограничений, но они указывают на Свет Б-жественности, совершенно не связанный с телесными понятиями, то как люди, обретшие постижения, вообще могут общаться друг с другом? И разрешает он это затруднение таким образом: поскольку постижения приходят, имея те же свойства, что и “мир”, т.е. каждый, кто обретает некоторую ступень, находится как бы в одном мире со всеми, кто обрел ту же ступень, и с каждым, кто обретет ее в будущем, во всяком случае, все обитатели этой ступени могут общаться между собой, то только тот, кто на самом деле находится на одной ступени с автором, может в полной мере понять его намеки и притчи. Но тот, кто не находится на этой ступени, может понять их только частично, и это зависит от его ступени.

И необходимо знать, что вся мудрость Каббалы, которую мы изучаем, в сущности является только притчей, а обладающие постижениями знают мораль. И поэтому только в зависимости от [духовной] высоты человека и от уровня его очищения он может в большей или в меньшей степени понять мораль всех деталей мудрости Каббалы. И таким образом мы можем понять слова помощника рабейну Бааль Сулама рабби Моше Баруха Лембергера, да будет благословенна память о праведнике, который писал, что однажды позвал его рабейну и сказал, что полон решимости после составления комментария Сулам раскрыть, быть может, еще больше того, что уже раскрыто. Однако затем пыл его поуменьшился, когда он увидел, что по-настоящему понять то, что он написал в комментарии Сулам, может только человек, находящийся в слиянии с Творцом беспрерывно 24 часа в сутки, а слияние, как известно означает качественную идентичность. Рекомендуется посмотреть пп.154 – 155 в Предисловии к Учению о десяти Сфирот, где эта тема освещается более подробно. 

[Продолжение речи]

И уже мы говорили, что полное слияние и полное постижение делится на целых сто двадцать пять ступеней, и соответственно до дней Машиаха невозможно удостоиться всех ста двадцати пяти ступеней, и есть два отличия между всеми поколениями и поколением Машиаха:

1) Только в поколении Машиаха можно постичь все сто двадцать пять ступеней, и это невозможно в остальных поколениях.

2) Во всех [остальных] поколениях люди, удостоившиеся духовного возвышения, постижения и слияния [с Творцом], малочисленны, как говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна, по поводу стиха “Мужа – одного из тысячи нашел я” [57], что тысяча [учеников] поступают в хедер, … , и выходит один готовый к вынесению судебных решений [58], т.е. к слиянию [с Творцом], к обретению постижения. 

hЭарот вэБиюрим

381) И необходимо разобраться: каков жребий остальных 999 человек. И если мы скажем, что они использовались как почва для выращивания этого одного и столь [велика] их часть, то разве не написано: “Чтобы не был отторгнутый от Него совсем отверженным” [59], и не может быть, чтобы существовала душа, которая не достигла конца исправления и не обрела постижений всех своих [ступеней] Нэфэш, Руах, Нэшама, Хая, Ехида [40]!? Но на это нужно ответить, что остальные 999 душ исправятся в поколении Машиаха, ибо тогда все души удостоятся постижения. Следовательно в состоянии шести тысяч лет, представляющем собой состояние сокрытия, существуют лишь отдельные души, удостаивающиеся постижения Света Г-сподня, но в Грядущем все души удостоятся состояния раскрытия. 

[Продолжение речи]

Напротив, в поколении Машиаха постижение Г-спода является достоянием общины, как они говорили: “И полна будет земля знанием Г-спода [60] … И не будет больше каждый учить ближнего своего и каждый брата своего, говоря: ‘Познайте Г-спода’, ибо все они будут знать Меня от мала до велика [61]”.

И это не считая рабби Шимона бар Йохая и его поколения, т.е. авторов [книги] Зоар, удостоившихся полностью всех ста двадцати пяти ступеней, хотя это было до дней Машиаха, ибо о нем и о его учениках, да будет память о нем благословенна, сказано: “Мудрец предпочтительней пророка” [62]. 

hЭарот вэБиюрим

382) Пояснение. Поскольку пророчество прекратилось, о чем сказано: “Было отнято пророчество у народа Израиля” [63]; то имеется в виду, что рабби Шимон бар Йохай и сыны его поколения удостоились постижения Света Г-спода благодаря мудрости, а не благодаря пророчеству. 

[Продолжение речи]

И поэтому в [книге] Зоар много раз повторяется, что такого, как поколение рабби Шимона бар Йохая, не будет до поколения царя Машиаха. И поэтому то, что он создал свое великое сочинение, наделяет мир такой силой, что тайны Торы, содержащиеся в этом [сочинении], увеличивают высоту всех ста двадцати пяти ступеней. И поэтому сказали они в [книге] Зоар, что книга Зоар раскроется только в конце дней, т.е. в дни Машиаха. Ибо мы говорили, что если ступени читателей не идут ни в какое сравнение со ступенями автора, то они не поймут намеков, потому что у них нет постижений, совпадающих с постижениями автора, а поскольку высота ступени авторов [книги] Зоар равна полной высоте ста двадцати пяти ступеней, то ее невозможно постичь до дней Машиаха. Следовательно поколения, предшествующие дням Машиаха, не обладают общим постижением с авторами [книги] Зоар, и поэтому [книга] Зоар не могла раскрыться в поколениях, предшествующих поколению Машиаха.

И отсюда следует ясное доказательство того, что наше поколение уже достигло дней Машиаха, ибо наши очи видят, что все комментарии к книге Зоар, предшествующие нам, вместе взятые, не объясняли даже десяти процентов трудных мест [книги] Зоар, и кроме того, в том немногом, что они объясняли, их слова сокрыты почти так же, как слова самой [книги] Зоар, а в этом поколении мы удостоились комментария “Сулам”, являющегося полным объяснением всех слов [книги] Зоар. И помимо того, что он не оставляет без объяснения ни одного сокрытого слова во всей [книге] Зоар, даже комментарии основаны на простом здравом смысле, так что любой средний читатель может их понять. 

hЭарот вэБиюрим

383) Сам автор комментария “Сулам”, несомненно, обладал постижениями всех ста двадцати пяти ступеней, ибо иначе каким бы образом он полностью объяснил книгу Зоар? Но остальные люди [нынешнего] поколения еще нуждаются в очищении, чтобы обрести эти постижения. Согласно тому, что он продолжает говорить ниже, в Духовном время даяния и время получения разделены, и поэтому, что касается даяния, то уже были даны все сто двадцать пять ступеней, а также вложены внутрь полного комментария к [книге] Зоар. Но остальные люди [нынешнего] поколения должны потрудиться, чтобы очиститься, и мера постижения ими книги Зоар будет соответствовать мере их очищения и не иначе. И постижение это зависит не от умственных способностей, а от слияния с Г-сподом. 

[Продолжение речи]

И то, что [книга] Зоар раскрылась в нашем нынешнем поколении, является ясным доказательством того, что мы уже живем в дни Машиаха, в начале того поколения, о котором сказано: “И полна будет земля знанием Г-спода [60] …”

hЭарот вэБиюрим

384) Святая книга Зоар говорит об исправлениях, которые должны совершить низшие для того, чтобы обрести принадлежащие им Света. Разница между Учением о десяти Сфирот [5] и Святой книгой Зоар состоит в том, что Учение о десяти Сфирот говорит о нисхождении ступеней сверху вниз в то время, как Святая книга Зоар уже говорит о порядке постижения душами снизу вверх. 

[Продолжение речи]

И нужно знать, что Духовные объекты не похожи на объекты материального мира, в которых даяние и получение являются единым целым, т.к. в Духовном время даяния и время получения разделены. Ибо сначала Г-сподь, да будет Он восславлен, что-то дает получающему, и этим даянием Он дает ему только возможность получать, но он совсем еще ничего не получил, пока не освятится и не очистится надлежащим образом; тогда он удостаивается получения. Таким образом от момента даяния до момента получения может пройти значительное время. 

hЭарот вэБиюрим

385) Необходимо разобраться, почему в Духовном время даяния и время получения разделены и почему Г-сподь, да будет Он восславлен, не сделал так, чтобы Духовный мир был таким же, как материальный, в котором время даяния и время получения совпадают? На это нужно ответить, что в материальном мире Высший не должен создавать сосуд у низшего, но глаз видит, а сердце вожделеет [14], и в этом [мире] низший сразу же видит все, от чего можно получить удовольствие, тотчас же и мгновенно хочет получить его, и в этом заключается вся желаемая подготовка; напротив, в Духовном мире Он должен подготовить низшего определенным образом, и эта подготовка представляет собой обязательное обретение низшим альтруистического желания, и без альтруистического желания он не сможет ощутить реальность Б-жественного.

И следовательно вначале Маациль дает Свой Свет, а согласно примеру, который он привел, Маациль со Своей стороны раскрыл тайны и секреты Торы в комментарии к книге Зоар. Так вот низший должен сам притянуть от Света [книги] Зоар прежде всего свое исправление, т.к. исправление также производится силою Света Высшего, и какова степень его исправления, такова мера раскрытия ему Б-жественности из книги Зоар.

Следовательно, поскольку это [раскрытие] требует от низшего значительной подготовки, то оно не может произойти сразу же, т.к. низший будучи получающим не может сразу же обрести альтруистическую природу, но мало-помалу получает низший от Света, раскрытого Высшим, и постепенно начинает исправляться.

И необходимо разобраться в следующем: разве Высший подвержен изменениям и разве все изменения не происходят только с низшим, а с другой стороны, мы говорим, что низший не готов получать, а если так, то разве происходят изменения с Высшим, Б-же упаси? На это нужно ответить, что понятие “Высший дал” – это знание, обретенное низшим, т.е. на самом деле, Высшему не присущи изменения, но с того времени, как миру была объяснена книга Зоар с помощью комментария Сулам, у низшего возникло ощущение, что на самом деле, Высший подарил ему подарок. Однако низший понимает, что для того, чтобы он мог получить этот подарок, он должен пройти подготовку.

И точно так же обстоит дело с параллелью, которую он проводит ниже, продолжая [свою речь], между раскрытием книги Зоар и возвращением народа Израиля в свою Землю, что одно и то же. А также мы должны чувствовать, что возвращение народа Израиля в свою Землю – это, по сути дела, Б-жественный процесс и раскрытие любви Г-спода к нам после двух тысяч лет, когда мы были отданы под власть притесняющих нас народов мира. А раз так, то точно так же, как должен быть признан важным комментарий к Святой книге Зоар, так и должно быть признано важным то, что Он вернул народ Израиля в его Землю и со Своей стороны, дал ему в подарок Землю Израиля, и за это следует благодарить Г-спода. И необходимо дистанцироваться от тех людей, которые говорят, что это не важно, ибо они в своем заблуждении не принимают этого принципа: что в Духовном время даяния и время получения разделены, - но по их мнению, только когда даяние полностью перейдет в получение, тогда этому следует придавать значение. И это неверно, ибо этот процесс необходимо считать важным с его начала, но знать, что мы должны подготовиться, чтобы получить [подарок] должным образом.

А то, что написано: “Я, Г-сподь, в свое время ускорю это” [64], то, как объяснял нам наш Святой рав, это указывает на различие между путем Торы и путем страданий, ибо когда человек принимает путь Торы, т.е. он питается от Света, заключенного в Торе [13], тогда он может раньше и скорее обрести свое исправление, и следовательно тогда он может скорее удостоиться времени получения благодаря Свету, заключенному в Торе. И об этом говорится “Я ускорю это”. Но если у человека недостаточно заслуг для того, чтобы утвердиться на пути Торы, т.е. достичь Духовных ступеней достаточных для того, чтобы идти по стезям пророков и людей Г-спода, тогда он должен прийти к своему исправлению путем страданий, т.е. длинным, трудным и болезненным путем. Но и тогда мы говорим, что он в сущности должен пройти подготовку для того, чтобы удостоиться времени получения, но эта подготовка совершается с помощью страданий, как уже говорилось. 

[Продолжение речи]

И таким образом, когда говорят, что это поколение уже достигло состояния, о котором гласит стих “И полна будет земля знанием Г-спода …” [60], то ведь это говорится исключительно с точки зрения даяния, но ступени получения мы, несомненно, еще не достигли, пока мы не очистились, не освятились, не научились и не приложили желаемое количество труда; [когда это произойдет], тогда мы достигнем времени получения и исполнится для нас стих “И полна будет земля знанием Г-спода …”.

hЭарот вэБиюрим

386) А труд означает, что человек принимает на себя ярмо Царства Небесного, т.е. он делает то, что хочет Творец, а не то, что хочет он сам. И если говорить в самых общих чертах, то считается, что он дает, а не получает. И по мере его продвижения на этом пути он будет постепенно все больше постигать ступени, раскрывающиеся в книге Зоар. И это приходит к человеку, если у него есть заслуги: тогда он понимает, что приближение к Творцу – это нечто более серьезное, чем то, чего человек способен достичь за всю жизнь, и следовательно стоит пожертвовать всем ради того, чтобы достичь этого. А если у него нет заслуг, то он хочет все время получать минутные удовольствия от своего получения и таким образом он теряет весь мир и его наполнение. И это подобно написанному (Вайикра 18, 25 – 28): “И осквернилась Земля, … и исторгла Земля живущих в ней”. Земля Израиля символизирует раскрытие Б-жественности, ибо возвращение народа Израиля в свою Землю совпадает с возвращением Света Святого [Творца], да будет Он восславлен, к Его народу; ведь народ Израиля, Тора и Святой [Творец], да будет Он восславлен, представляют собой единое целое. И чтобы быть достойными Земли Израиля, ее жители должны освятиться и очиститься.  А если они не проходят достаточной подготовки, Земля исторгает их и изрыгает наружу. И то же касается тайн Торы, т.к. у человека нет возможности притрагиваться к ним иначе, чем по мере своего очищения, и для этого не могут быть использованы никакие ухищрения и никакие советы кроме одного-единственного совета трудиться и продвигаться к слиянию с Г-сподом и к обретению Его качеств, ибо только таким образом человек может утвердиться на Земле Израиля и прикоснуться к тайнам Торы.

В духовном время даяния отделено от времени получения, и объясняется это тем, что Г-сподь, да будет Он восславлен, со Своей стороны, дал низшим состояние “И полна будет земля знанием Г-спода” [60], и это было сделано благодаря раскрытию тайн, содержащихся в трудах Аризаля  и в Святой [книге] Зоар. И вместе с тем с нашей стороны еще не достает получения этого. И это подобно государству, получившему доступ к секретам; со своей стороны, это большой шаг вперед, ибо у него есть ключи для того, чтобы обрести весьма значимое раскрытие. Но вместе с тем, предстоит еще долгий путь, т.к. [государство] должно осуществить строительство и вложить средства для того, чтобы завершить реализацию того, что оно получило. Так и нам мудрость Каббалы раскрывает способы исправления души, которое надо совершить для того, чтобы прикоснуться к Б-жественности, и именно эти ключи дал нам Г-сподь, да будет Он восславлен. Но мы должны осуществить [исправление] души этими способами, что непросто, и совершить эти превращения как на уровне одного человека, так и на уровне общества, чтобы довести раскрытие нам Б-жественности до практической реализации. 

[Продолжение речи]

И известно, что избавление и полное постижение взаимосвязаны, и чудо заключается в том, что каждый, кого влекут тайны Торы, испытывает также влечение к Земле Израиля; и поэтому нам обещано, что [состояние, характеризующееся словами] “И полна будет земля знанием Г-спода …” [60] наступит только в конце дней, т.е. во времена Избавления. 

hЭарот вэБиюрим

387) Избавление. Под Избавлением имеется в виду Избавление Земли, т.е. ее переход под израильский суверенитет, как это было в прошлые дни народа Израиля, когда он имел самостоятельное государство. И об этом он говорит, что израильский суверенитет над Землей Израиля и полное постижение – это одно и то же, и поэтому, говоря в самых общих чертах, у того, у кого есть влечение к Земле Израиля, есть также влечение к тайнам Торы. Ведь Земля Израиля – это материальная ветвь, проистекающая от Духовного Корня, а Духовным Источником Земли Израиля является Зивуг [65] Зеир Анпина [66] и Нуквы [67] Паним бэПаним [68], т.е. соединение Святого [Творца], да будет Он восславлен, со Своей Шхиной, и это является соединением народа Израиля со своей Землей, что означает раскрытие Света Его, да будет Он восславлен, низшим. И следовательно эти два понятия идентичны друг другу: обретение раскрытия Б-жественности Его посредством низших и обретение Земли Израиля посредством людей народа Израиля.

388) Можно немного дополнить сказанное, приведя факт, что именно тогда, когда намного интенсивней стал протекать процесс нашего Избавления, т.е. возвращение народа Израиля в свою Землю, и это происходило перед и после времени Катастрофы, именно в эти годы написал рабейну Бааль Сулам свой комментарий к трудам Аризаля и к книге Зоар. Следовательно, с одной стороны, происходили ужасающие события в Европе, а с другой стороны, происходило возрождение в двух областях: с одной стороны, был дан пророческий дар рабейну Бааль Суламу, благодаря чему он подобрал ключ к тому, что было сокрыто тысячи лет, а с другой стороны, произошло возвращение народа Израиля в свою Землю, что положило начало процессу Избавления. 

[Продолжение речи]

И поэтому подобно тому, как мы пока не удостоились времени обретения полного постижения, но лишь только времени даяния, причем в даянии содержится потенциал обретения полного постижения, точно так же в области Избавления мы удостоились только ступени даяния. Ибо еще надлежит работать: Святой [Творец], да будет Он восславлен, освободил нашу Святую Землю из-под власти людей, исповедующих другую веру, и вернул ее нам, и вместе с тем мы еще не обрели власти над Землей, потому что еще не пришло время получения подобно тому, что мы уже объясняли по поводу обретения полного постижения. Таким образом, то, что Он дал, мы еще не получили; ведь у нас нет экономической независимости, а государственная независимость не существует без экономической независимости.

hЭарот вэБиюрим

389) Пояснение. Известно, что решения принимают полноправные хозяева; во всяком случае, поскольку не мы являемся здесь полноправными хозяевами, а другие народы, оказывающие нам помощь; во всяком случае, они стоят у истоков принятия решений, то ими и вершатся дела. И выходит, что нет у нас полной независимости, ибо совершенно очевидно, что полная независимость и свобода во благо народа, живущего в Сионе, невозможна. И точно так же, как землевладелец правил евреями за пределами Земли Израиля, он продолжает править евреями в Земле Израиля.

Но необходимо разобраться, каким образом, если мы будем трудиться и освятимся и очистимся, мы достигнем улучшения положения, при котором здесь правит землевладелец. На это нужно ответить, что если бы мы на самом деле ходили стезями Торы так, как объяснял наш Святой рав, основываясь на [принципе] “И возлюби ближнего своего, как самого себя”, чтобы никто не беспокоился о собственном благосостоянии, тогда здесь мы бы имели экономическую независимость. Ибо нет сомнения в том, что когда все общество живет в согласии, испытывая любовь, проистекающую из цели достичь слияния с Г-сподом, тогда сила его велика, гораздо больше силы одиночки, пытающегося выжить собственными силами. И несомненно, если мы достигнем такого положения, то прежде всего ни один человек не возьмет то, чего ему не нужно. А во-вторых, ни один не заберет у другого то, что другой должен получить. И точно так же любая работа будет выполняться без какого-либо предубеждения для других, ради того, чтобы мы достигли слияния с Творцом, как для отдельного человека, так и для многих людей в пределах достаточного, и мы совершенно не будем нуждаться в другом народе.

И необходимо разобраться, разве власть над Землей Израиля – это не материальное понятие, а в материальном мире разве даяние и получение не появляются одновременно? Ответ. Дело в том, что заслужить Землю Израиля можно только с помощью исправлений Духовной природы; во всяком случае, как мы уже объясняли, в Земле Израиля присутствует элемент Духовности. 

[Продолжение речи]

Намного более важно то, что невозможно Избавление тела без Избавления души, и пока большинство сынов Земли [Израиля] находятся в плену чуждых культур народов [мира] и совершенно не способны [практиковать] религию Израиля и [освоить] культуру Израиля, то и тела находятся в плену чуждых сил. 

hЭарот вэБиюрим

390) Следовательно, что касается тел, то здесь присутствуют израильские тела, т.е. общество людей, рожденных матерью-еврейкой; поэтому они называются евреями. Но что касается душ, то нет здесь ничего кроме общества неевреев, ибо идеология, принципы, законы и все, от чего зависит жизненный путь, представляет собой очевидную имитацию нееврейской культуры; и выходит, что с этой точки зрения Земля Израиля еще не возвращена народу израильскому, т.к. с точки зрения души здесь нет народа Израиля.

И чтобы понять эти его слова, мы должны исследовать, в чем суть различия между евреем и неевреем, ведь по этому поводу мы каждый день произносим благословение: “Да будешь восславлен Ты, Г-споди […], за то, что не сделал меня неевреем”. Ответ. Потенциальная возможность возвыситься в смысле очищения от человеческого эгоизма и желания получать – это религия и культура Израиля, и эта возможность обусловлена способностью человека поверить в существование Творца всего сущего, Который управляет всем существующим из альтруистических и чистых побуждений, т.е. исходя из необычайной любви к Своим творениям. И в этом суть расхождения душ еврея и народов мира, т.е.человека, живущего, чтобы обеспечить себя всем необходимым; даже если с hалахической точки зрения он считается евреем, но с точки зрения своего внутреннего мира, он еще нееврей. 

[Продолжение речи]

И с этой точки зрения, оказывается, что Земля [Израиля] пока находится в руках людей, исповедующих другую религию. И чудо заключается в том, что ни один человек совершенно не ощущает Избавления, как будто бы время Избавления должно наступить через две тысячи лет. И не только сыны диаспоры не чувствуют потребности приехать к нам и возрадоваться Избавлению, но значительная часть тех, кто обрели Избавление и уже живут среди нас, с нетерпением ждут, как выбраться из места обретения Избавления и вернуться в свои страны рассеяния. Ведь хотя Святой [Творец], да будет Он восславлен, освободил Землю [Израиля] из-под власти народов [мира] и передал ее нам, мы вместе с тем ее еще не получили и не наслаждаемся этим. Однако на этой ступени Святой [Творец], да будет Он восславлен, дал нам возможность Избавления, т.е. очиститься, освятиться и принять на себя служение Г-споду, соблюдая Тору и заповеди ради самой Торы, и тогда будет отстроен Бейт hамиКдаш и мы обретем власть над Землею [Израиля], и тогда мы ощутим и воспримем радость Избавления. Но пока мы еще не пришли к этому, ничего не изменилось и нет никакого различия между состоянием Земли [Израиля] теперь и тем, что было под властью чужеземцев, как в отношении закона, так и в экономике и в служении Г-споду. И есть у нас только возможность Избавления. 

hЭарот вэБиюрим

391) Итак: 1) Мы должны различать два даяния, совершенных чудесным образом Святым [Творцом], да будет Он восславлен, и хорошенько их усвоить. Это подобно ребенку, который должен понимать, что его отец идет к нему. Т.е. он должен узнавать шаги отца, чтобы пробудиться и обрести мотивацию для продвижения вперед.  2) Эти две вещи, данные нам благодаря любви Г-спода к нам, должны создать у нас мотивацию для изменения необходимого для того, чтобы стать достойными обрести эти две вещи. Нужно произвести одно изменение: переход души из-под власти народов мира под власть народа Израиля. И это превращение должно подразделяться на четыре последовательных ступени: 1) В практической деятельности каждый без исключения должен принять на себя на деле законы Торы: как то, что он должен делать, так и то, что ему запрещено делать. В самых общих чертах, как учит Тора, практическая часть концентрируется на переходе от эгоистических поступков к альтруистическим. 2) В речениях необходимо перейти от эгоистических речений к альтруистическим. 3) В помыслах. Помыслы должны быть нацелены на даяние, а не на получение и на возвеличивание других, а не на возвеличивание себя. 4) В желаниях и ощущениях. Желание человека должно превратиться из желания получать в желание давать, а ощущения должны превратиться из ощущения собственных интересов в ощущение любви к другим. Ибо необходимо понимать, что, возможно, человек будет дающим в помыслах и речениях, но не будет думать, что его ближний – это человек, находящийся на достаточно высоком уровне, и не будет ощущать любви к нему. А также возможно, что человек будет думать, что его ближний – великий человек своего поколения, но еще не будет ощущать любви к нему. Следовательно весь этот процесс – ступенчатый. И Высшая ступень дополняет низшую. Т.е. если человек думает, что Г-сподь, да будет Он восславлен, облачился в его ближнего; тогда должны быть возможны соответствующие этому деяния и речения, но низший не дополняет Высшего, т.е., возможно, это ему дано, но у него нет мысли, что его ближний находится на достаточно высоком уровне.

И необходимо разобраться, какая подготовка была произведена в реальной жизни народа Израиля, чтобы чтобы она послужила базисом для дарования двух вещей, о которых говорилось выше. Ответ 1) Проникновение просвещения во все слои населения, поразившее его лучшую часть, уничтожившее Учение народа Израиля, поставившее Учение народа Израиля в такое положение, в котором оно не представляет никакой ценности, и поставившее учения неевреев в преимущественное положение, как культуру, так и просвещение. Если говорить в самых общих чертах, то это принизило сокровищницу Израиля, понизило стандарты изучения Торы в ешивах, подорвало хасидские династии и в целом снизило уровень служения Г-споду, как будто бы это что-то нежелательное. 2) Уничтожение шести миллионов евреев в Катастрофе, да отомстит Всевышний за их кровь. Эти два обстоятельства привели к возникновению у всего народа потребности возвратиться в Землю Израиля и вернуться к израильскому образу жизни. Но еще длинна дорога, ведь мы должны освятиться и очиститься, чтобы удостоиться также и получения.

И мы должны понять, что ничто не может быть приобретено, если мы не окажемся в противоположном состоянии, т.е. человек не может наслаждаться едой иначе, чем ощутив голод. Следовательно вначале он должен оказаться в состоянии отсутствия пищи, и это отсутствие создает сильное желание есть, а страдания, связанные с этим желанием являются физической и духовной основой и подготавливают душу и тело к тому, чтобы начать есть. Мораль: по моему скромному мнению, основой возвращения народа Израиля в свою Землю и основой молниеносного раскрытия мудрости Каббалы и внутренней части Торы, продолжающегося во всем мире, являются две упомянутые выше причины. Ибо именно Г-сподь, да будет Он восславлен, инициирует эти две причины: как бедственное положение в области образования, так и Катастрофу, - и все это для того, чтобы подготовить и вызвать необходимость полномерного получения. И известно, что Свет лучше всего различим именно из тьмы, и поэтому Г-сподь, да будет Он восславлен, делает так, чтобы наступила тьма как для отдельного человека, так и для всей общины Израиля для того, чтобы затем удостоить их приближения Света Его Б-жественности.

Примечания переводчика
---------------------------------
[57] Мужа – одного из тысячи нашел я – Коhелет 7, 28.
[58] Тысяча [учеников] поступает в хедер, … , и выходит один готовый к вынесению судебных решений [другой вариант перевода: к преподаванию] – приблизительная цитата из Коhелет Рабба 7, 28 по Виленскому изданию, 7, 49 по Львовскому изданию. Точнее: В мире обыкновенно тысяча сынов Адама приступают к [изучению] Танаха, выходит из них сотня [готовых] к [изучению] Мишны, выходят из них десять [готовых] к [изучению] Талмуда, и выходит из них один готовый к вынесению судебных решений.
[59] Чтобы не был отторгнутый от Него совсем отверженным – Шмуэль 2, 14, 14.
[60] Полна будет земля знанием Г-сподаЕшаяhу 11, 9.
[61] И не будет больше каждый учить ближнего своего и каждый брата своего, говоря: ‘Познайте Г-спода’, ибо все они будут знать Меня от мала до великаЙирмеяhу 31, 33.
[62] Мудрец предпочтительней пророка - Вавилонский Талмуд, трактат Бава Батра 12А.
[63] Было отнято пророчество у народа Израиля – в Вавилонском Талмуде, трактат Бава Батра 12А, сказано немного по-другому: “Было отнято пророчество у пророков”.
[64] Я, Г-сподь, в свое время ускорю этоЕшаяhу 60, 22. 
[65] Зивуг – соединение Духовных объектов, здесь: через половые органы.
[66] Зеир Анпин – “малый Лик”, название духовного объекта, Духовного Источника мужского начала.
[67] Нуква – женщина, отверстие, метафора желания получать, название низшего Духовного объекта.
[68] Паним бэПаним – лицом к лицу, состояние в котором мужской Духовный объект наделяет Светом женский Духовный объект.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments