Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Буквы рава hАмнуны Савы. Публикация первая


Шестой фрагмент Предисловия к книге Зоар с комментарием Сулам рабби Еhуды Ашлага

22) Вначале [4]. Рав hАмнуна Сава сказал: Мы обнаруживаем в словах Бэрэйшит Бара Элоким [4] эт [5] буквы в обратном порядке [247]. Ибо сначала написана Бет и затем – Бет, т.е. Бэрэйшит Бара. А после этого сначала написана Алеф и затем – Алеф, т.е. Элоким эт. И он отвечает: Когда возжелал Святой [Творец], да будет Он восславлен, создать мир, все буквы были еще сокрыты. И две тысячи лет до того, как был сотворен мир, Святой [Творец], да будет Он восславлен, вглядывался в буквы и развлекался с ними.
[Читать далее]

Объяснение этих слов. Возникают два затруднения: 1) Почему буквы Алеф и Бет следуют в обратном порядке в начале Торы: сначала Бет, а затем Алеф? 2) Почему эти буквы идут парами: сначала две [буквы] Бет двух слов Бэрэйшит Бара [4], а затем две [буквы] Алеф двух слов Элоким [4] эт [5]?

И он отвечает: Когда возжелал Святой [Творец], да будет Он восславлен, создать мир, когда Святой [Творец], да будет Он восславлен, представляющий Собой Бину [19], возжелал явить Зеир Анпина [30] и Нукву [31], чтобы они назывались миром, Отиёт [248], представляющие собой сосуды Зеир Анпина и Нуквы, называющиеся Отиёт, были еще сокрыты, т.к. были они соединены с тремя первыми Сфирот [3], т.е. с Абой вэИмой [29], и не были известны. А Хохма [18] и Бина называются двумя тысячами лет, и до того, как Он создал мир, были Отиёт Зеир Анпина и Нуквы заключены в Хохму и Бину; поэтому это присоединение Зеир Анпина и Нуквы внутри Хохмы и Бины заключается в том, что две тысячи лет до того, как был сотворен мир, Святой [Творец], да будет Он восславлен, вглядывался в Отиёт и развлекался с ними, т.к. при этом были Зеир Анпин и Нуква ступенью Майин Нуквин [87] в пределах двух тысяч лет, представляющих собой Хохму и Бину, а Майин Нуквин всегда являются причиной того, что Высший развлекается. И об этом сказано, что в то время, когда они были [ступенью] Майин Нуквин в Хохме и Бине, Святой [Творец], да будет Он восславлен, вглядывался в буквы и развлекался с ними.

23) Когда возжелал Он сотворить мир, предстали все буквы пред Ним от их конца до их начала, и первой была буква Тав, чтобы войти вначале. Сказала она: Властелин миров, хорошо бы было, чтобы Ты сотворил мир во мне, ибо я венчаю твою печать, т.е. истину [249], что означает последнюю букву в слове Эмет [249]. А Ты зовешься Именем Эмет. Царю весьма подобало бы начать с буквы [слова] Эмет и сотворить мир во мне. Сказал ей Святой [Творец], да будет Он восславлен: ты прекрасна и ты права, но не годишься для того, чтобы сотворить в тебе мир, т.к ты будешь отпечатана на лбах людей веры, выполнявших Тору от Алеф до Тав [250] и с твоим отпечатком они умрут (как написано в [Вавилонском Талмуде, трактат] Шабат, стр. 55[А] ). И кроме того, ты завершаешь смерть [251], т.е. [буква] Тав – это также последняя буква в слове Мавет [251]. И поскольку ты такова, ты не годишься для того, чтобы сотворить в тебе мир. Она тотчас же вышла.

Объяснение этих слов. Когда Он начал отделять Зеир Анпина [30] и Нукву [31], называющихся миром, чтобы сотворить их, предстали все Отиёт [248] Зеир Анпина и Нуквы пред Святым [Творцом], да будет Он восславлен, начитая с Тав, с конца всех Отиёт, и кончая Алеф, началом всех Отиёт. [250]. Их приход, начиная от конца и до начала, а не в алфавитном порядке вызван тем, что по сути дела пришли Майин Нуквин [87], расположенные в порядке обратном алфавитному. А в алфавитном порядке следуют по сути дела только Майин Дохрин [105], располагающиеся сверху вниз. Но порядок [следования] Майин Нуквин – всегда обратный порядку следования Майин Дохрин, ибо [Майин Нуквин] располагаются снизу вверх (как написано в Зоар Хадаш, Шир hаШирим, [лист] 66 [252]).

Так вот за этой просьбой Отиёт [248] стоят глубочайшие понятия, и чтобы объяснить ее тебе на начальном уровне, я вначале приведу краткое предисловие, обсуждающее, в чем суть этой просьбы. А она состоит в том, что Сотворение Мира означает такое совершенствование и поддержание существования, чтобы мир мог существовать и в совершенстве выполнил задуманное при его Сотворении. А известно, что “это в противовес тому создал Б-г” [254]. Это означает, что в противовес всей силе присущей Святости создал Святой [Творец], да будет Он восславлен, равную силу в Ситре Ахре [67], противостоящей Святости; и точно так же, как существуют четыре мира Ацилут [33], Брия [43], Ецира [78], Асия [79] Святости, существуют и четыре мира Ацилут, Брия, Ецира, Асия нечистоты, противостоящие им, и поэтому в мире Асия не отличить того, кто служит Б-гу, от того, кто Ему не служит, т.е. совсем нельзя отличить Святость от нечистоты ([см.] Древо Жизни, предисловие к порталу 43). И в связи с этим возникает большое затруднение: каким образом мир может существовать, т.е как мы узнаем, каким образом отличить добро от зла, Святость от нечистоты. Однако существует одно очень важное разъяснение, а именно: “Ибо другой бог лишен мужской силы и не приносит плоды” [255]; и поэтому если с [какими-то творениями] в [мире Асия] случилось несчастье и они стали ходить стезями нечистых [миров] Ацилут, Брия, Ецира, Асия, то пересыхает их Источник, и они не благословлены никакими духовными плодами, и они высыхают все больше и больше, пока не пресекутся совершенно. Обратное происходит с прилепившимися к Святости, удостаивающимися благословения за дела рук своих, как древо, посаженное при потоках вод, которое плод свой дает вовремя и чей лист не вянет; и во всем, что ни сделает он, преуспеет (Теhилим 1,[3]). И это является единственным разъяснением, имеющимся в мире Асия, которое позволяет узнать, Святость ли это или, Б-же упаси, ее противоположность. И в этом смысл написанного: И испытайте-ка меня этим, сказал Г-сподь Цеваот: не открою ли вам окна Небес и не изолью ли на вас благословение сверх меры? И после этого написано: И снова отличать будете праведника от грешника, того, кто служит Б-гу, от того, кто не служит Ему. (Малахи 3, [10 и 18]). Ведь уже объяснялось, что совершенно невозможно отличить того, кто служит Б-гу от того, кто не служит Ему, иначе, чем, по сути дела, только по одному благословению и не по чему другому; ведь поэтому написано: “И испытайте-ка Меня этим”.

И на этом основывается вся эта просьба Отиёт [248], ибо пришли все Отиёт вместе, без единого изъятия, чтобы сотворить мир, используя признаки, указывающие на особую для каждой буквы Святость, т.к. двадцать две буквы – это частности всех Рошим [45] тех ступеней, что находятся в четырех мирах Ацилут [33], Брия [43], Ецира [78], Асия [79], и каждая из этих букв рассматривала достоинства своей ступени как такое указание, что благодаря постижению ее ступени сыны мира смогут укрепить Святость против Клипот [48], чтобы достичь желаемого завершения исправления. И Святой [Творец], да будет Он восславлен, ответил каждой из них, что и в Клипот существует сила, противостоящая каждой из них, и поэтому не обретут сыны мира с ее помощью никакой ясности, пока не пришла [буква] Бет, указание на ступень которой есть благословение, и этой [ступени] ничто не противостоит в Клипот, “Ибо другой бог лишен мужской силы и не приносит плоды” [255], как уже говорилось. И тогда сказал ей Святой [Творец], да будет Он восславлен: несомненно, в тебе сотворю Я мир … [256] Ибо только ей присуща ясность и отличительные признаки, которые необходимо познать, чтобы отличить того, кто служит Г-споду от того, кто не служит Ему, потому что нет ничего, противостоящего ей, в Ситре Ахре [67]. И поэтому в ней, несомненно, устоит мир, чтобы отличить и укрепить Святость против колесниц нечистоты, пока не будет уничтожена смерть навеки [257]. И придут [сыны мира] к завершению исправления.

Кроме того, в общих чертах необходимо знать самое общее деление двадцати двух Отиёт [248] на три ступени, а именно: на Бину [19], Зеир Анпина [30] и Мальхут [2]. Ибо выше Бины нет сосудов, т.е. Отиёт. И двадцать две Отиёт, содержащиеся в Бине, называются большими буквами, а двадцать две буквы, содержащиеся в Зеир Анпине, - это сокрытые буквы, а двадцать две буквы, содержащиеся в Мальхут, - это малые буквы. И точно так же производится деление их частностей на [те же] три ступени: на Бину, Зеир Анпина и Мальхут. Ибо в двадцати двух Отиёт, содержащихся в Бине, есть Бина, Зеир Анпин и Мальхут, и то же касается двадцати двух [Отиёт], содержащихся в Зеир Анпине, и двадцати двух [Отиёт], содержащихся в Мальхут. Ведь поэтому сами двадцать две Отиёт делятся на три ступени: на единицы, десятки и сотни. Т.к. единицы от Алеф до буквы Тэт [258] – это девять Сфирот [3] Бины; десятки от Йуд до буквы Цади [259] – это девять Сфирот Зеир Анпина; а сотни относятся к Нукве [31]. И поэтому в Мальхут есть только четыре Отиёт: Куф, Рейш, Шин, Тав [260]; т.е. она добавляет только четыре Сфирот Зеир Анпина, находящиеся от его Хазэ [92] и ниже, т.е. Нэцах [23], hОд [24], Есод [25], Мальхут: Куф, Рейш – это Нэцах и hОд, а Шин, Тав – это Есод и Мальхут.

И не вызывает затруднения, что, как известно, единицы находятся в Нукве [31], десятки – в Зеир Анпине [30], а сотни – в Име [36]. А дело в том, что сосуды и Света всегда следуют во взаимно обратном порядке, т.к. в сосудах различимо, что вначале появляются Высшие из них, и наоборот, среди Светов вначале появляются низшие. Таким образом, если там нет ничего кроме единиц сосудов, т.е. от Алеф до Йуд [258] [259], то нет там ничего кроме ступени Мальхут [2] Светов. И если среди букв есть также десятки сосудов, то среди Светов есть также Свет Зеир Анпина. А если сосуды дополняются также сотнями сосудов Куф, Рейш, Шин, Тав [260], то появляются Света Бины [19], являющиеся сотнями. И поэтому сотни считаются Биной, десятки – Зеир Анпином, а единицы – Мальхут. Но с точки зрения одних только сосудов, дело обстоит наоборот: единицы находятся в Име, десятки – в Зеир Анпине, а сотни – в Нукве.

Буква Тав

И об этом сказано: Первой была буква Тав, чтобы войти … Пояснение. Ведь ты знаешь, что у каждой буквы алфавита без исключения во власти находится своя особая ступень. И поэтому [буква] Тав утверждала, что она – самая подходящая из всех букв для того, чтобы улучшить мир, потому что под ее властью находится истина [249], т.к. [буква Тав] венчает печать Царя.

А дело в том, что, как известно, Ситра Ахра [67] существует только благодаря тому, что Святость освещает ее малой искоркой Света, что является смыслом написанного: И ноги ее нисходят к смерти [261], - а также смыслом написанного: И Его Мальхут [2] над всем властвует [262]. И в этом смысл ножки [буквы] Куф, продолжающейся ниже ряда букв и указывающей на малую искорку Света, которую Мальхут дает Ситре Ахре. И поэтому тебе не найти среди всех двадцати двух букв ни одной, у которой ножка выступает вниз, кроме Куф, принадлежащей к буквам Мальхут; ведь Куф, Рейш, Шин, Тав [260] находятся в Мальхут, как уже говорилось. Но вначале у [буквы] Тав левая ножка стала выступать вниз за пределы ряда, и увидел Святой [Творец], да будет Он восславлен, что опора у Ситры Ахры будет крепче, чем достаточно, и поэтому остановил ее Святой [Творец], да будет Он восславлен, и вернул ее ножку назад, чтобы она завершалась вровень с рядом Святости, и поэтому возникло утолщение в ее левой ножке, ибо часть, выступавшая наружу, которую Он вернул, в этом месте удвоилась, и поэтому никакое свечение от нее не достигает Клипот [48] и Ситры Ахры, и более того, она обрела исправление, чтобы стать завершением печати, охраняющей Святость от Клипот, не позволяя им приблизиться к этому месту и сосать от Святости, и каждый, прикасающийся к ней, умрет. А то малое свечение, которое необходимо для поддержания существования Клипот, возникает в букве Куф, ибо поскольку эта буква – самая высокая из тех, что находятся в Мальхут, и самая удаленная от Клипот и Ситры Ахры, то нет опасения, что она будет слишком большой поддержкой для Клипот. И в этом причина того, что она называется Куф [263]; это указывает, что от нее берет начало сила Ситры Ахры и Клипот, называющаяся “человек негодный” [264], которая позволяет им уподобиться Парцуфам [27] Святости в смысле “этого в противовес тому” [254] подобно тому, как обезьяна напоминает человека, и блуждают вслед за ними сыны Адама, и лгут [Ситра Ахра и Клипот] Именем Святого [Творца], да будет Он восславлен.

И именно этот аргумент приводила [буква] Тав: Ибо я венчаю твою печать, т.к. я стою в конце каждого Парцуфа [27], и я не даю Клипот [48] приблизиться и сосать от Святости и лгать Именем Твоим, поэтому было бы неплохо сотворить мир во мне, и благодаря мне всем будет ясно, Ситра Ахра [67] это или Святость, и будут полагаться  сыны миры [на меня] как на свидетельство для себя.

И об этом они говорили: А Ты зовешься Эмет [249]. Царю весьма подобало бы начать с буквы [слова] Эмет и сотворить мир во мне. Пояснение. Ведь Имя Твое – Истина, что указывает на невозможность прилепиться к Тебе иначе, чем в результате постижения Атрибута Истинности; поэтому Царю весьма подобало бы начать с буквы [слова] Эмет и сотворить мир во мне, ибо мне присуще отдалять сынов мира от Ситры Ахры [67] и Клипот [48], и прилепятся они к Тебе, и тогда сыны мира, несомненно, достигнут завершения исправления. И с этим связаны следующие слова из [книги] Зоар: Близок Г-сподь ко всем призывающим Его [265]. К кому Он близок? И он поясняет: ко всем, кто воистину призовет Его [265]. А разве бывают такие, кто Его призывает лживо? Сказал рабби Аба: Да. Это тот, кто взывает и не знает, к Кому он взывает. Откуда мы это знаем? Потому что написано: ко всем, кто воистину призовет Его [265]. Что означает воистину? В том, что венчает печать Царя [266]. Ибо это завершение всего. (hаАзину, стр. 297А [267]).

И отвечал ей Святой [Творец], да будет Он восславлен, что она непригодна для того, чтобы сотворить в ней мир, потому что в ее силах было бы [устанавливать] слишком трудные законы; ведь даже абсолютные праведники, уже удостоившиеся Рэшимо [236] ее венца и выполнившие Тору от Алеф до Тав [250], тем не менее благодаря ее [слишком] трудным [законам] наказываются за то, что не пошли на конфронтацию с грешниками. Об этом написано в [Вавилонском Талмуде], трактат Шабат, стр.55А. И вдобавок она еще завершает смерть [251], ибо благодаря ей в мире появилась смерть; ведь сыны Адама предаются смерти только потому, что змей представил ее венец в ложном свете и заставил Адама hаРишон [269] совершить прегрешение древа познания [добра и зла]. Об этом написано в Тикуней Зоар (Тикун 22). И поэтому мир с ее помощью не смог бы устоять.

Буква Шин

24) Вошла [и предстала] перед Ним буква Шин. Сказала она пред Ликом Его: Властелин миров, хорошо бы было, чтобы Ты сотворил мир во мне, ибо мною называется Твое Имя Шаддай [271] и подобало бы сотворить мир в Святом Имени. Сказал Он ей: ты прекрасна, ты хороша и ты правдива, но поскольку буквы лжи [272] взяли тебя, чтобы ты была вместе с ними, Я не хочу сотворять мир в тебе, ибо ложь устоит лишь, если буквы Куф, Рэйш возьмут тебя [272].

Объяснение этих слов. Два Сиюма [153] есть у Нуквы [31]. Первый называется Мальхут [2] дэМальхут, и это [буква] Тав, а второй Сиюм называется Есод [25] дэМальхут, и это [буква] Шин. А дело в том, что когда она пребывает вне строения, проистекающего из Абы вэИмы [29], то [ее] Сиюмом считается [буква] Тав, представляющая собой [слишком] трудный закон, как уже говорилось в предыдущем тексте [273]. А когда она является составной частью строения Парцуфа [27] благодаря Высшим Абе вэИме, ее Сиюмом становится буква Шин, ибо три головки [буквы] Шин указывает на свечение Хэсэд [20], Гвура [21], Тифэрэт [22] Имы [36], которое она получает через Зеир Анпина [30] в точку своего Сиюма. Это соответствует смыслу написанного: Колодец, что выкопали князья … (Бамидбар 21, [18]). Ибо благодаря этому свечению образуется сосуд, позволяющий получить сто благословений от Зеир Анпина, что соответствует смыслу [сказанного]: женщина заключает союз только с тем, кто делает ее сосудом ([Вавилонский Талмуд, трактат] Санhедрин, стр.22[Б]), ибо она таким образом становится вместилищем, получающем сто благословений от Есода Зеир Анпина. И поэтому этот Сиюм называется именем центральная точка Йишува [274], ибо все население мира происходит от нее, и называется он также Есодом Нуквы.

И поэтому называется буква Шин буквой истины подобно [букве] Тав, а также она называется печатью Царя, как и [буква Тав]. Ибо слово “печать” многозначно. Во-первых, оно указывает на Сиюм [153] Парцуфа [27] подобный печати Царя, которая ставится в завершение [153] текста, написанного Именем Царя. Во-вторых, печать Царя подобна Самому Царю, как написано в Тикуней Зоар (Тикун 22): Когда ставится печать Царя, ее боятся так же, как будто это Сам Царь [275]. И печать называется знаком истины по той причине, что истинность воспринимается всецело благодаря печати. Но достоинства [буквы] Шин превосходят достоинства [буквы] Тав, ибо Шин по сути дела называется Именем Шаддай [271]. Это означает, что Он сказал Своему миру: “Достаточно”, и [мир] перестал распространяться дальше ([Вавилонский Талмуд, трактат] Хагига, [стр.] 12[A]). И это указывает на строение мира, проистекающее от ступени Йишув [274], завершающейся только [буквой] Шин, и с ее помощью Он сказал Своему миру “Достаточно” [271], и она не стала распространяться на ступень Тав. И поэтому точка Сиюма [буквы] Шин называется именем центральная точка Йишува.

И именно этот аргумент приводила [буква] Шин: Хорошо бы было, чтобы Ты сотворил мир во мне, ибо мною называется Твое Имя Шаддай [271] - , ибо после того, как она увидела, что Он отверг [букву] Тав из-за Атрибута сурового Суда, заключенного в ней, подумала [буква] Шин в [сердце] своем, что Святой [Творец], да будет Он восславлен, изберет ее Атрибут, чтобы сотворить в ней мир; ведь ей присущи все достоинства [буквы] Тав, ибо она также является печатью Царя и она также является знаком истины. И кроме того ей присуще дополнительное достоинство, ибо ею называется Имя Шаддай; ведь именно она избрана Сиюмом [153] Нуквы [31], ступенью Йишув [274] мира, а не [буква] Тав; поэтому она нашла силы для того, чтобы самой прийти [и предстать] перед Святым [Творцом], да будет Он восславлен, чтобы Он сотворил мир из ее Атрибута.

Отвечал [букве] Шин Святой [Творец], да будет Он восславлен: хотя достоинство твое, как ты говорила, весьма велико, но именно благодаря этому [ступень], противостоящая тебе в Клипе [48], весьма усилилась. Ибо не могла бы устоять ложь в мире, если бы не взяли тебя две буквы Куф, Рэйш лжи [272] Клипот. Пояснение. Ибо два источника есть у Ситры Ахры [67] и всех Клипот: один – это ступень весьма малого свечения, которым сама Святость освещает их, чтобы они могли существовать и чтобы они не уничтожались все время, пока они необходимы для того, чтобы наказывать грешников. И с этой точки зрения они не представляют собой большого строения, т.к. это свечение весьма мало и предназначено только для того, чтобы поддержать их жизнеспособность, ведь [ступень] Захар [134] Клипот находится в состоянии Вав Кцавот [152] без Рош [45], а Нуква [31] – лишь на ступени Нэкуда [116] без какого-либо распространения. И ты уже знаешь, что это малое свечение притягивается к ним посредством буквы Куф, чтобы таким образом начатки их силы напоминали Адама [269] [миров] Брия [43], Ецира [78], Асия [79] Святости подобно обезьяне [263], напоминающей человека. Ибо таков смысл написанного “Это в противовес тому создал Б-г” (Коhелет 7, [14]). А второй источник Ситры Ахры существует благодаря порче, навлекаемой на себя низшими. Ибо благодаря их дурным делам Света Святости уходят к Клипот, причем в первый раз порча была навлечена благодаря прегрешению древа познания [добра и зла], т.к. благодаря этому в [Клипот миров] Ацилут [33], Брия, Ецира, Асия возникла большая структура из пяти Парцуфов подобная тому, что существует в Святости.

И этот второй источник представляет собой букву Рэйш, и это указывает на то, что [Клипот [48]] поднимаются и устанавливают свою власть вплоть до Бины [19] дэМальхут [2], представляющей собой букву Далет, ибо объяснялось выше, что двадцать две Отиёт [248] Мальхут делятся в ней на Бину, Зеир Анпина [30], Мальхут, причем единицы – это Бина, десятки – Зеир Анпин, а сотни – Мальхут. И оказывается, что [буква] Далет из двадцати двух Отиёт Мальхут пребывает в начале семи нижних Сфирот [3] ее Бины, ибо Алеф, Бет, Гимэль – это три первых Сфирот, а [буквы] от Далет и далее, до Тэт, - это Вав Кцавот [152] Бины, находящейся в Мальхут.

А сущность этой [буквы] Далет состоит в том, что она указывает на ступень бедности и нищеты, которые всегда претерпевает Мальхут [2], ибо нет у нее, т.е. у Мальхут, своего, нет ничего кроме того, что дает ей ее супруг Зеир Анпин [30], как известно. И это ее качество, по сути дела, отражается на ее [букве] Далет. Ибо полное написание [названия] этой [буквы] – Далет-Ламед-Тав – и его значение определяется по значению родственного слова Далут [276], а таже оно означает “пустота”; и есть у [буквы] Далет угол, выступающий у нее наверху, что указывает на то, что у нее в избытке [Света] Хасадим [20], который Далет берет у предшествующей ей [буквы] Гимэль; ведь эта [буква] Гимэль – одна из трех первых Сфирот [3] ее Бины [19], получающая от соответствующей ей ступени в Зеир Анпине, а он – от соответствующей ей ступени в Бине, где [Свет] Хасадим есть в изобилии. ,И поэтому [буква] Гимэль называется по содержащему родственное слово выражению “Гомэль Хасадим” [277] ([Вавилонский Талмуд, трактат] Шабат, стр. 104[А]), ибо он милосерден к Далет, ведь нет у нее своего, нет ничего, а он в изобилии наделяет ее [Светом] Хасадим. И на этот избыток [Света] Хасадим указывает угол наверху [буквы] Далет.

Однако [ступени] Мальхут [2] Святости противостоит тот, кто ропщет и отдаляется от Владыки [278], и это, по сути дела, высокомерный бедняк [279], и не желает она быть получающей от [буквы] Гимэль и уступать ей, но благодаря своей великой гордыне она претендует на то, чтобы быть Рош [45], и таким образом был нанесен ущерб, по причине которого разрушился угол [буквы] Далет, представляющий собой изобилие в ней [Света] Хасадим [20], и стала она убогим бедняком, ибо разрушение угла [буквы] Далет изменяет ее форму и делает [буквой] Рэйш, т.е. Раш [280], что является смыслом написанного: Этот и в Мальхут рожден будучи Раш (Коhелет 4, [14]) [281]. А соединение Зеир Анпина [30] и Нуквы [31] Святости – это по сути дела [буквы] Алеф, Хет, Далет [282], причем Алеф, Хет – это девять Сфирот [3] Зеир Анпина [283], а он наделяет Гимэль Мальхут [Светом] от Гимэль Бины [19], благодаря чему Мальхут становится по сути дела [буквой] Далет с выступающим углом и с изобилием [Света] Хасадим, и благодаря этому становятся Зеир Анпин и Нуква единой [282] плотью, пребывая в абсолютном единстве. И следовательно, когда низшие извращают деяния свои, придают они силы Мальхут Ситры Ахры [67], позволяя ей установить власть над Далет, т.е. Мальхут, разрушить выступающий угол, т.е. уничтожить избыток [Света] Хасадим и стать Рэйш, и тогда превратится она из Эхад [282] в Ахер [284], и другие боги будут властвовать над Зеир Анпином и Нуквой Святости. Ибо таков смысл написанного: Тот, кто ропщет, отдаляется от Владыки (Мишлей 16, [28]).

И тогда считается, что упомянутые выше [буквы] Куф, Рэйш Ситры Ахры [67] отнимают у них печать [буквы] Шин, представляющей собой букву Истины, и Есод [25] Нуквы [31], являющийся вместилищем Есода Зеир Анпина [30], а теперь это досталось другому богу Ситры Ахры, ибо в этой [букве] Шин выстроилась ступень Есод у Нуквы Ситры Ахры, и поэтому выросла Ситра Ахра в полные десять Сфирот [3], включающие Рош [45], а ступень Шин, осуществившая это искажение, становится у нее точкой разрушения, ибо благодаря разрушению Святости отстроилась Ситра Ахра, и отсюда были выстроены [миры] Ацилут [33], Брия [43], Ецира [78], Асия [79] человека негодного [264]. Вот и объяснено, почему [буквы] Куф, Рэйш являются двумя источниками Ситры Ахры, и поэтому они называются буквами лжи [272], ибо Ситра Ахра искажает буквы указанным выше способом, чтобы разрушить строение и единство Святости, чтобы отстроиться на развалинах Святости, как уже говорилось, и это происходит в основном потому, что они заманили к себе [букву] Шин, являющуюся формой Есода Нуквы, делая ее своей частью и обретая власть над ней, благодаря искажению [буквы] Далет, которая становится [буквой] Рэйш, и искажению [слова] Эхад, которое становится [словом] Ахер [284], и образуется строение Парцуфов [27] других богов. Ведь не могли бы существовать ложь и фальшь в таком большом строении, если бы [буквы] Куф, Рэйш не заманили к себе [букву] Шин.

И вот, что ответил [букве] Шин Святой [Творец], да будет Он восславлен: ты прекрасна, ты хороша и ты правдива, но поскольку буквы лжи [272] взяли тебя, чтобы ты была вместе с ними, Я не хочу сотворять мир в тебе, ибо ложь устоит лишь, если буквы Куф, Рэйш возьмут тебя [272], т.е., как уже объяснялось, не существовало бы строения лжи и фальши Ситры Ахры [67], если бы они не заманили к себе [букву] Шин, и поэтому невозможно сотворить мир с помощью ее Атрибута; ведь ей противостоит равновеликий противовес, и окончательное исправление не может быть обеспечено с ее помощью.

Примечания переводчика
---------------------------------
[247] Буквы в обратном порядке – т.е. первые два слова начинаются с Бет, второй буквы алфавита, а последующие два слова – с Алеф, первой буквы алфавита.
[248] Отиёт – буквы языка иврит. В Каббале – сосуды.
[249] Я венчаю твою печать, т.е. истину – истина в переводе на иврит – это Эмет, слово, завершающееся буквой Тав.
[250] От Алеф до Тав – от начала до конца (Алеф – первая буква алфавита языка иврит, Тав – последняя).
[251] Ты завершаешь смерть – смерть в переводе на иврит – это Мавет, слово, завершающееся буквой Тав.
[252] Зоар Хадаш, Шир hаШирим, [лист] 66 – См. фрагмент “Двадцать две буквы и [буквы] Мэм, Нун, Цади, Пэй, Каф [253]”, п.284 на стр.86 и п.288 на стр.87.
[253] [Буквы] Мэм, Нун, Цади, Пэй, Каф – буквы языка иврит, пишущиеся в конце слова в форме, называющейся Софит, иначе, чем в начале или середине слова.
[254] Это в противовес тому создал Б-г - Коhелет 7, 14.
[255] Ибо другой бог лишен мужской силы и не приносит плоды – цитата из книги Зоар на недельное чтение Мишпатим, фрагмент Старец, п.166 на стр.51. Более полный перевод этого отрывка: Написано: И Поток выходит из Эдема, чтобы орошать сад [Бэрэйшит 2, 10], являющийся Зеир Анпином [30], орошающим Мальхут [2], которая называется садом. Этот Поток никогда не прекращает оплодотворять, способствовать размножению и приносить плоды, а другой бог не имеет мужской силы и никогда не испытывает вожделений, не способен к оплодотворению и не приносит плоды, ибо если бы Он приносил плоды, это принесло бы несчастье всему миру.
[256] Сказал ей Святой [Творец], да будет Он восславлен: несомненно, в тебе сотворю Я мир – см. п.37.
[257] Пока не будет уничтожена смерть навеки – Уничтожит Он смерть навеки – Ешаяhу 25, 8.
[258] От Алеф до буквы Тэт – т.е. от первой до девятой буквы алфавита.
[259] От Йуд до Цади – т.е. от десятой до восемнадцатой буквы алфавита.
[260] Куф, Рейш, Шин, Тав – последние четыре буквы алфавита от девятнадцатой до двадцать второй.
[261] Ноги ее нисходят к смертиМишлей 5, 5.
[262] И Его Царство (пишется Мальхут [2]) над всем властвуетТеhилим 103, 19.
[263] Куф – обезьяна.
[264] Человек негодный – Мишлей 6, 12.
[265] Близок Г-сподь ко всем призывающим Его, ко всем, кто воистину призовет ЕгоТеhилим 145, 18.
[266] В том, что венчает печать Царя – написано в комментарии Сулам к этому месту: это означает среднюю линию, венчающую [Светами, называющимися] Мохин [56], Мальхут [2], называющуюся печатью Царя.
[267] [Книга Зоар на недельное чтение] hаАзину, стр. 297А – см. фрагмент “Ибо Имя Г-спода провозглашу” [268], п.210 на стр. 93.
[268] Ибо Имя Г-спода провозглашу – Дварим 32, 3.
[269] Адам hаРишон – первый человек, Духовный корень человека.
[271] Шаддай – Всемогущий, Имя Б-га, встречающееся в Торе и начинающееся с буквы Шин. Другое объяснение этого Имени: [Тот], что [на иврите: ше-, что обозначается буквой Шин] [сказал] “Достаточно” [на иврите: Дай].
[272] Ложь – на иврите: Шекер, состоит из букв Шин, Куф, Рэйш.
[273] В предыдущем тексте – см. в конце комментария к п.23).
[274] Йишув – население.
[275] Как написано в Тикуней Зоар (Тикун 22): Когда ставится печать Царя, ее боятся так же, как будто это Сам Царь – см. п.60 на стр.477.
[276] Далут – нищета
[277] Гомэль Хасадим – милосердный
[278] Тот, кто ропщет, отдаляется от Владыки – Мишлей 16, 28.
[279] Высокомерный бедняк – Вавилонский Талмуд, трактат Псахим, стр.113Б.
[280] Раш – бедняк, убогий.
[281] Этот и в Мальхут [2] рожден будучи Раш [280] (Коhелет 4, [14]) – обычный перевод: Этот и в царствовании рожден убогим.
[282] [Буквы] Алеф, Хет, Далет образуют слово Эхад, что означает один, единый.
[283] Алеф, Хет – это девять Сфирот [3] Зеир Анпина [30] – числовое значение Алеф, Хет 1 + 8 = 9.
[284] Ахер – другой, это слово состоит из букв Алеф, Хет, Рэйш и получается из Эхад [282] заменой буквы Далет на букву Рэйш.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments