Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Буквы рава hАмнуны Савы. Публикация первая


Шестой фрагмент Предисловия к книге Зоар с комментарием Сулам рабби Еhуды Ашлага

22) Вначале [4]. Рав hАмнуна Сава сказал: Мы обнаруживаем в словах Бэрэйшит Бара Элоким [4] эт [5] буквы в обратном порядке [247]. Ибо сначала написана Бет и затем – Бет, т.е. Бэрэйшит Бара. А после этого сначала написана Алеф и затем – Алеф, т.е. Элоким эт. И он отвечает: Когда возжелал Святой [Творец], да будет Он восславлен, создать мир, все буквы были еще сокрыты. И две тысячи лет до того, как был сотворен мир, Святой [Творец], да будет Он восславлен, вглядывался в буквы и развлекался с ними.
[Читать далее]

Объяснение этих слов. Возникают два затруднения: 1) Почему буквы Алеф и Бет следуют в обратном порядке в начале Торы: сначала Бет, а затем Алеф? 2) Почему эти буквы идут парами: сначала две [буквы] Бет двух слов Бэрэйшит Бара [4], а затем две [буквы] Алеф двух слов Элоким [4] эт [5]?

И он отвечает: Когда возжелал Святой [Творец], да будет Он восславлен, создать мир, когда Святой [Творец], да будет Он восславлен, представляющий Собой Бину [19], возжелал явить Зеир Анпина [30] и Нукву [31], чтобы они назывались миром, Отиёт [248], представляющие собой сосуды Зеир Анпина и Нуквы, называющиеся Отиёт, были еще сокрыты, т.к. были они соединены с тремя первыми Сфирот [3], т.е. с Абой вэИмой [29], и не были известны. А Хохма [18] и Бина называются двумя тысячами лет, и до того, как Он создал мир, были Отиёт Зеир Анпина и Нуквы заключены в Хохму и Бину; поэтому это присоединение Зеир Анпина и Нуквы внутри Хохмы и Бины заключается в том, что две тысячи лет до того, как был сотворен мир, Святой [Творец], да будет Он восславлен, вглядывался в Отиёт и развлекался с ними, т.к. при этом были Зеир Анпин и Нуква ступенью Майин Нуквин [87] в пределах двух тысяч лет, представляющих собой Хохму и Бину, а Майин Нуквин всегда являются причиной того, что Высший развлекается. И об этом сказано, что в то время, когда они были [ступенью] Майин Нуквин в Хохме и Бине, Святой [Творец], да будет Он восславлен, вглядывался в буквы и развлекался с ними.

23) Когда возжелал Он сотворить мир, предстали все буквы пред Ним от их конца до их начала, и первой была буква Тав, чтобы войти вначале. Сказала она: Властелин миров, хорошо бы было, чтобы Ты сотворил мир во мне, ибо я венчаю твою печать, т.е. истину [249], что означает последнюю букву в слове Эмет [249]. А Ты зовешься Именем Эмет. Царю весьма подобало бы начать с буквы [слова] Эмет и сотворить мир во мне. Сказал ей Святой [Творец], да будет Он восславлен: ты прекрасна и ты права, но не годишься для того, чтобы сотворить в тебе мир, т.к ты будешь отпечатана на лбах людей веры, выполнявших Тору от Алеф до Тав [250] и с твоим отпечатком они умрут (как написано в [Вавилонском Талмуде, трактат] Шабат, стр. 55[А] ). И кроме того, ты завершаешь смерть [251], т.е. [буква] Тав – это также последняя буква в слове Мавет [251]. И поскольку ты такова, ты не годишься для того, чтобы сотворить в тебе мир. Она тотчас же вышла.

Объяснение этих слов. Когда Он начал отделять Зеир Анпина [30] и Нукву [31], называющихся миром, чтобы сотворить их, предстали все Отиёт [248] Зеир Анпина и Нуквы пред Святым [Творцом], да будет Он восславлен, начитая с Тав, с конца всех Отиёт, и кончая Алеф, началом всех Отиёт. [250]. Их приход, начиная от конца и до начала, а не в алфавитном порядке вызван тем, что по сути дела пришли Майин Нуквин [87], расположенные в порядке обратном алфавитному. А в алфавитном порядке следуют по сути дела только Майин Дохрин [105], располагающиеся сверху вниз. Но порядок [следования] Майин Нуквин – всегда обратный порядку следования Майин Дохрин, ибо [Майин Нуквин] располагаются снизу вверх (как написано в Зоар Хадаш, Шир hаШирим, [лист] 66 [252]).

Так вот за этой просьбой Отиёт [248] стоят глубочайшие понятия, и чтобы объяснить ее тебе на начальном уровне, я вначале приведу краткое предисловие, обсуждающее, в чем суть этой просьбы. А она состоит в том, что Сотворение Мира означает такое совершенствование и поддержание существования, чтобы мир мог существовать и в совершенстве выполнил задуманное при его Сотворении. А известно, что “это в противовес тому создал Б-г” [254]. Это означает, что в противовес всей силе присущей Святости создал Святой [Творец], да будет Он восславлен, равную силу в Ситре Ахре [67], противостоящей Святости; и точно так же, как существуют четыре мира Ацилут [33], Брия [43], Ецира [78], Асия [79] Святости, существуют и четыре мира Ацилут, Брия, Ецира, Асия нечистоты, противостоящие им, и поэтому в мире Асия не отличить того, кто служит Б-гу, от того, кто Ему не служит, т.е. совсем нельзя отличить Святость от нечистоты ([см.] Древо Жизни, предисловие к порталу 43). И в связи с этим возникает большое затруднение: каким образом мир может существовать, т.е как мы узнаем, каким образом отличить добро от зла, Святость от нечистоты. Однако существует одно очень важное разъяснение, а именно: “Ибо другой бог лишен мужской силы и не приносит плоды” [255]; и поэтому если с [какими-то творениями] в [мире Асия] случилось несчастье и они стали ходить стезями нечистых [миров] Ацилут, Брия, Ецира, Асия, то пересыхает их Источник, и они не благословлены никакими духовными плодами, и они высыхают все больше и больше, пока не пресекутся совершенно. Обратное происходит с прилепившимися к Святости, удостаивающимися благословения за дела рук своих, как древо, посаженное при потоках вод, которое плод свой дает вовремя и чей лист не вянет; и во всем, что ни сделает он, преуспеет (Теhилим 1,[3]). И это является единственным разъяснением, имеющимся в мире Асия, которое позволяет узнать, Святость ли это или, Б-же упаси, ее противоположность. И в этом смысл написанного: И испытайте-ка меня этим, сказал Г-сподь Цеваот: не открою ли вам окна Небес и не изолью ли на вас благословение сверх меры? И после этого написано: И снова отличать будете праведника от грешника, того, кто служит Б-гу, от того, кто не служит Ему. (Малахи 3, [10 и 18]). Ведь уже объяснялось, что совершенно невозможно отличить того, кто служит Б-гу от того, кто не служит Ему, иначе, чем, по сути дела, только по одному благословению и не по чему другому; ведь поэтому написано: “И испытайте-ка Меня этим”.

И на этом основывается вся эта просьба Отиёт [248], ибо пришли все Отиёт вместе, без единого изъятия, чтобы сотворить мир, используя признаки, указывающие на особую для каждой буквы Святость, т.к. двадцать две буквы – это частности всех Рошим [45] тех ступеней, что находятся в четырех мирах Ацилут [33], Брия [43], Ецира [78], Асия [79], и каждая из этих букв рассматривала достоинства своей ступени как такое указание, что благодаря постижению ее ступени сыны мира смогут укрепить Святость против Клипот [48], чтобы достичь желаемого завершения исправления. И Святой [Творец], да будет Он восславлен, ответил каждой из них, что и в Клипот существует сила, противостоящая каждой из них, и поэтому не обретут сыны мира с ее помощью никакой ясности, пока не пришла [буква] Бет, указание на ступень которой есть благословение, и этой [ступени] ничто не противостоит в Клипот, “Ибо другой бог лишен мужской силы и не приносит плоды” [255], как уже говорилось. И тогда сказал ей Святой [Творец], да будет Он восславлен: несомненно, в тебе сотворю Я мир … [256] Ибо только ей присуща ясность и отличительные признаки, которые необходимо познать, чтобы отличить того, кто служит Г-споду от того, кто не служит Ему, потому что нет ничего, противостоящего ей, в Ситре Ахре [67]. И поэтому в ней, несомненно, устоит мир, чтобы отличить и укрепить Святость против колесниц нечистоты, пока не будет уничтожена смерть навеки [257]. И придут [сыны мира] к завершению исправления.

Кроме того, в общих чертах необходимо знать самое общее деление двадцати двух Отиёт [248] на три ступени, а именно: на Бину [19], Зеир Анпина [30] и Мальхут [2]. Ибо выше Бины нет сосудов, т.е. Отиёт. И двадцать две Отиёт, содержащиеся в Бине, называются большими буквами, а двадцать две буквы, содержащиеся в Зеир Анпине, - это сокрытые буквы, а двадцать две буквы, содержащиеся в Мальхут, - это малые буквы. И точно так же производится деление их частностей на [те же] три ступени: на Бину, Зеир Анпина и Мальхут. Ибо в двадцати двух Отиёт, содержащихся в Бине, есть Бина, Зеир Анпин и Мальхут, и то же касается двадцати двух [Отиёт], содержащихся в Зеир Анпине, и двадцати двух [Отиёт], содержащихся в Мальхут. Ведь поэтому сами двадцать две Отиёт делятся на три ступени: на единицы, десятки и сотни. Т.к. единицы от Алеф до буквы Тэт [258] – это девять Сфирот [3] Бины; десятки от Йуд до буквы Цади [259] – это девять Сфирот Зеир Анпина; а сотни относятся к Нукве [31]. И поэтому в Мальхут есть только четыре Отиёт: Куф, Рейш, Шин, Тав [260]; т.е. она добавляет только четыре Сфирот Зеир Анпина, находящиеся от его Хазэ [92] и ниже, т.е. Нэцах [23], hОд [24], Есод [25], Мальхут: Куф, Рейш – это Нэцах и hОд, а Шин, Тав – это Есод и Мальхут.

И не вызывает затруднения, что, как известно, единицы находятся в Нукве [31], десятки – в Зеир Анпине [30], а сотни – в Име [36]. А дело в том, что сосуды и Света всегда следуют во взаимно обратном порядке, т.к. в сосудах различимо, что вначале появляются Высшие из них, и наоборот, среди Светов вначале появляются низшие. Таким образом, если там нет ничего кроме единиц сосудов, т.е. от Алеф до Йуд [258] [259], то нет там ничего кроме ступени Мальхут [2] Светов. И если среди букв есть также десятки сосудов, то среди Светов есть также Свет Зеир Анпина. А если сосуды дополняются также сотнями сосудов Куф, Рейш, Шин, Тав [260], то появляются Света Бины [19], являющиеся сотнями. И поэтому сотни считаются Биной, десятки – Зеир Анпином, а единицы – Мальхут. Но с точки зрения одних только сосудов, дело обстоит наоборот: единицы находятся в Име, десятки – в Зеир Анпине, а сотни – в Нукве.

Буква Тав

И об этом сказано: Первой была буква Тав, чтобы войти … Пояснение. Ведь ты знаешь, что у каждой буквы алфавита без исключения во власти находится своя особая ступень. И поэтому [буква] Тав утверждала, что она – самая подходящая из всех букв для того, чтобы улучшить мир, потому что под ее властью находится истина [249], т.к. [буква Тав] венчает печать Царя.

А дело в том, что, как известно, Ситра Ахра [67] существует только благодаря тому, что Святость освещает ее малой искоркой Света, что является смыслом написанного: И ноги ее нисходят к смерти [261], - а также смыслом написанного: И Его Мальхут [2] над всем властвует [262]. И в этом смысл ножки [буквы] Куф, продолжающейся ниже ряда букв и указывающей на малую искорку Света, которую Мальхут дает Ситре Ахре. И поэтому тебе не найти среди всех двадцати двух букв ни одной, у которой ножка выступает вниз, кроме Куф, принадлежащей к буквам Мальхут; ведь Куф, Рейш, Шин, Тав [260] находятся в Мальхут, как уже говорилось. Но вначале у [буквы] Тав левая ножка стала выступать вниз за пределы ряда, и увидел Святой [Творец], да будет Он восславлен, что опора у Ситры Ахры будет крепче, чем достаточно, и поэтому остановил ее Святой [Творец], да будет Он восславлен, и вернул ее ножку назад, чтобы она завершалась вровень с рядом Святости, и поэтому возникло утолщение в ее левой ножке, ибо часть, выступавшая наружу, которую Он вернул, в этом месте удвоилась, и поэтому никакое свечение от нее не достигает Клипот [48] и Ситры Ахры, и более того, она обрела исправление, чтобы стать завершением печати, охраняющей Святость от Клипот, не позволяя им приблизиться к этому месту и сосать от Святости, и каждый, прикасающийся к ней, умрет. А то малое свечение, которое необходимо для поддержания существования Клипот, возникает в букве Куф, ибо поскольку эта буква – самая высокая из тех, что находятся в Мальхут, и самая удаленная от Клипот и Ситры Ахры, то нет опасения, что она будет слишком большой поддержкой для Клипот. И в этом причина того, что она называется Куф [263]; это указывает, что от нее берет начало сила Ситры Ахры и Клипот, называющаяся “человек негодный” [264], которая позволяет им уподобиться Парцуфам [27] Святости в смысле “этого в противовес тому” [254] подобно тому, как обезьяна напоминает человека, и блуждают вслед за ними сыны Адама, и лгут [Ситра Ахра и Клипот] Именем Святого [Творца], да будет Он восславлен.

И именно этот аргумент приводила [буква] Тав: Ибо я венчаю твою печать, т.к. я стою в конце каждого Парцуфа [27], и я не даю Клипот [48] приблизиться и сосать от Святости и лгать Именем Твоим, поэтому было бы неплохо сотворить мир во мне, и благодаря мне всем будет ясно, Ситра Ахра [67] это или Святость, и будут полагаться  сыны миры [на меня] как на свидетельство для себя.

И об этом они говорили: А Ты зовешься Эмет [249]. Царю весьма подобало бы начать с буквы [слова] Эмет и сотворить мир во мне. Пояснение. Ведь Имя Твое – Истина, что указывает на невозможность прилепиться к Тебе иначе, чем в результате постижения Атрибута Истинности; поэтому Царю весьма подобало бы начать с буквы [слова] Эмет и сотворить мир во мне, ибо мне присуще отдалять сынов мира от Ситры Ахры [67] и Клипот [48], и прилепятся они к Тебе, и тогда сыны мира, несомненно, достигнут завершения исправления. И с этим связаны следующие слова из [книги] Зоар: Близок Г-сподь ко всем призывающим Его [265]. К кому Он близок? И он поясняет: ко всем, кто воистину призовет Его [265]. А разве бывают такие, кто Его призывает лживо? Сказал рабби Аба: Да. Это тот, кто взывает и не знает, к Кому он взывает. Откуда мы это знаем? Потому что написано: ко всем, кто воистину призовет Его [265]. Что означает воистину? В том, что венчает печать Царя [266]. Ибо это завершение всего. (hаАзину, стр. 297А [267]).

И отвечал ей Святой [Творец], да будет Он восславлен, что она непригодна для того, чтобы сотворить в ней мир, потому что в ее силах было бы [устанавливать] слишком трудные законы; ведь даже абсолютные праведники, уже удостоившиеся Рэшимо [236] ее венца и выполнившие Тору от Алеф до Тав [250], тем не менее благодаря ее [слишком] трудным [законам] наказываются за то, что не пошли на конфронтацию с грешниками. Об этом написано в [Вавилонском Талмуде], трактат Шабат, стр.55А. И вдобавок она еще завершает смерть [251], ибо благодаря ей в мире появилась смерть; ведь сыны Адама предаются смерти только потому, что змей представил ее венец в ложном свете и заставил Адама hаРишон [269] совершить прегрешение древа познания [добра и зла]. Об этом написано в Тикуней Зоар (Тикун 22). И поэтому мир с ее помощью не смог бы устоять.

Буква Шин

24) Вошла [и предстала] перед Ним буква Шин. Сказала она пред Ликом Его: Властелин миров, хорошо бы было, чтобы Ты сотворил мир во мне, ибо мною называется Твое Имя Шаддай [271] и подобало бы сотворить мир в Святом Имени. Сказал Он ей: ты прекрасна, ты хороша и ты правдива, но поскольку буквы лжи [272] взяли тебя, чтобы ты была вместе с ними, Я не хочу сотворять мир в тебе, ибо ложь устоит лишь, если буквы Куф, Рэйш возьмут тебя [272].

Объяснение этих слов. Два Сиюма [153] есть у Нуквы [31]. Первый называется Мальхут [2] дэМальхут, и это [буква] Тав, а второй Сиюм называется Есод [25] дэМальхут, и это [буква] Шин. А дело в том, что когда она пребывает вне строения, проистекающего из Абы вэИмы [29], то [ее] Сиюмом считается [буква] Тав, представляющая собой [слишком] трудный закон, как уже говорилось в предыдущем тексте [273]. А когда она является составной частью строения Парцуфа [27] благодаря Высшим Абе вэИме, ее Сиюмом становится буква Шин, ибо три головки [буквы] Шин указывает на свечение Хэсэд [20], Гвура [21], Тифэрэт [22] Имы [36], которое она получает через Зеир Анпина [30] в точку своего Сиюма. Это соответствует смыслу написанного: Колодец, что выкопали князья … (Бамидбар 21, [18]). Ибо благодаря этому свечению образуется сосуд, позволяющий получить сто благословений от Зеир Анпина, что соответствует смыслу [сказанного]: женщина заключает союз только с тем, кто делает ее сосудом ([Вавилонский Талмуд, трактат] Санhедрин, стр.22[Б]), ибо она таким образом становится вместилищем, получающем сто благословений от Есода Зеир Анпина. И поэтому этот Сиюм называется именем центральная точка Йишува [274], ибо все население мира происходит от нее, и называется он также Есодом Нуквы.

И поэтому называется буква Шин буквой истины подобно [букве] Тав, а также она называется печатью Царя, как и [буква Тав]. Ибо слово “печать” многозначно. Во-первых, оно указывает на Сиюм [153] Парцуфа [27] подобный печати Царя, которая ставится в завершение [153] текста, написанного Именем Царя. Во-вторых, печать Царя подобна Самому Царю, как написано в Тикуней Зоар (Тикун 22): Когда ставится печать Царя, ее боятся так же, как будто это Сам Царь [275]. И печать называется знаком истины по той причине, что истинность воспринимается всецело благодаря печати. Но достоинства [буквы] Шин превосходят достоинства [буквы] Тав, ибо Шин по сути дела называется Именем Шаддай [271]. Это означает, что Он сказал Своему миру: “Достаточно”, и [мир] перестал распространяться дальше ([Вавилонский Талмуд, трактат] Хагига, [стр.] 12[A]). И это указывает на строение мира, проистекающее от ступени Йишув [274], завершающейся только [буквой] Шин, и с ее помощью Он сказал Своему миру “Достаточно” [271], и она не стала распространяться на ступень Тав. И поэтому точка Сиюма [буквы] Шин называется именем центральная точка Йишува.

И именно этот аргумент приводила [буква] Шин: Хорошо бы было, чтобы Ты сотворил мир во мне, ибо мною называется Твое Имя Шаддай [271] - , ибо после того, как она увидела, что Он отверг [букву] Тав из-за Атрибута сурового Суда, заключенного в ней, подумала [буква] Шин в [сердце] своем, что Святой [Творец], да будет Он восславлен, изберет ее Атрибут, чтобы сотворить в ней мир; ведь ей присущи все достоинства [буквы] Тав, ибо она также является печатью Царя и она также является знаком истины. И кроме того ей присуще дополнительное достоинство, ибо ею называется Имя Шаддай; ведь именно она избрана Сиюмом [153] Нуквы [31], ступенью Йишув [274] мира, а не [буква] Тав; поэтому она нашла силы для того, чтобы самой прийти [и предстать] перед Святым [Творцом], да будет Он восславлен, чтобы Он сотворил мир из ее Атрибута.

Отвечал [букве] Шин Святой [Творец], да будет Он восславлен: хотя достоинство твое, как ты говорила, весьма велико, но именно благодаря этому [ступень], противостоящая тебе в Клипе [48], весьма усилилась. Ибо не могла бы устоять ложь в мире, если бы не взяли тебя две буквы Куф, Рэйш лжи [272] Клипот. Пояснение. Ибо два источника есть у Ситры Ахры [67] и всех Клипот: один – это ступень весьма малого свечения, которым сама Святость освещает их, чтобы они могли существовать и чтобы они не уничтожались все время, пока они необходимы для того, чтобы наказывать грешников. И с этой точки зрения они не представляют собой большого строения, т.к. это свечение весьма мало и предназначено только для того, чтобы поддержать их жизнеспособность, ведь [ступень] Захар [134] Клипот находится в состоянии Вав Кцавот [152] без Рош [45], а Нуква [31] – лишь на ступени Нэкуда [116] без какого-либо распространения. И ты уже знаешь, что это малое свечение притягивается к ним посредством буквы Куф, чтобы таким образом начатки их силы напоминали Адама [269] [миров] Брия [43], Ецира [78], Асия [79] Святости подобно обезьяне [263], напоминающей человека. Ибо таков смысл написанного “Это в противовес тому создал Б-г” (Коhелет 7, [14]). А второй источник Ситры Ахры существует благодаря порче, навлекаемой на себя низшими. Ибо благодаря их дурным делам Света Святости уходят к Клипот, причем в первый раз порча была навлечена благодаря прегрешению древа познания [добра и зла], т.к. благодаря этому в [Клипот миров] Ацилут [33], Брия, Ецира, Асия возникла большая структура из пяти Парцуфов подобная тому, что существует в Святости.

И этот второй источник представляет собой букву Рэйш, и это указывает на то, что [Клипот [48]] поднимаются и устанавливают свою власть вплоть до Бины [19] дэМальхут [2], представляющей собой букву Далет, ибо объяснялось выше, что двадцать две Отиёт [248] Мальхут делятся в ней на Бину, Зеир Анпина [30], Мальхут, причем единицы – это Бина, десятки – Зеир Анпин, а сотни – Мальхут. И оказывается, что [буква] Далет из двадцати двух Отиёт Мальхут пребывает в начале семи нижних Сфирот [3] ее Бины, ибо Алеф, Бет, Гимэль – это три первых Сфирот, а [буквы] от Далет и далее, до Тэт, - это Вав Кцавот [152] Бины, находящейся в Мальхут.

А сущность этой [буквы] Далет состоит в том, что она указывает на ступень бедности и нищеты, которые всегда претерпевает Мальхут [2], ибо нет у нее, т.е. у Мальхут, своего, нет ничего кроме того, что дает ей ее супруг Зеир Анпин [30], как известно. И это ее качество, по сути дела, отражается на ее [букве] Далет. Ибо полное написание [названия] этой [буквы] – Далет-Ламед-Тав – и его значение определяется по значению родственного слова Далут [276], а таже оно означает “пустота”; и есть у [буквы] Далет угол, выступающий у нее наверху, что указывает на то, что у нее в избытке [Света] Хасадим [20], который Далет берет у предшествующей ей [буквы] Гимэль; ведь эта [буква] Гимэль – одна из трех первых Сфирот [3] ее Бины [19], получающая от соответствующей ей ступени в Зеир Анпине, а он – от соответствующей ей ступени в Бине, где [Свет] Хасадим есть в изобилии. ,И поэтому [буква] Гимэль называется по содержащему родственное слово выражению “Гомэль Хасадим” [277] ([Вавилонский Талмуд, трактат] Шабат, стр. 104[А]), ибо он милосерден к Далет, ведь нет у нее своего, нет ничего, а он в изобилии наделяет ее [Светом] Хасадим. И на этот избыток [Света] Хасадим указывает угол наверху [буквы] Далет.

Однако [ступени] Мальхут [2] Святости противостоит тот, кто ропщет и отдаляется от Владыки [278], и это, по сути дела, высокомерный бедняк [279], и не желает она быть получающей от [буквы] Гимэль и уступать ей, но благодаря своей великой гордыне она претендует на то, чтобы быть Рош [45], и таким образом был нанесен ущерб, по причине которого разрушился угол [буквы] Далет, представляющий собой изобилие в ней [Света] Хасадим [20], и стала она убогим бедняком, ибо разрушение угла [буквы] Далет изменяет ее форму и делает [буквой] Рэйш, т.е. Раш [280], что является смыслом написанного: Этот и в Мальхут рожден будучи Раш (Коhелет 4, [14]) [281]. А соединение Зеир Анпина [30] и Нуквы [31] Святости – это по сути дела [буквы] Алеф, Хет, Далет [282], причем Алеф, Хет – это девять Сфирот [3] Зеир Анпина [283], а он наделяет Гимэль Мальхут [Светом] от Гимэль Бины [19], благодаря чему Мальхут становится по сути дела [буквой] Далет с выступающим углом и с изобилием [Света] Хасадим, и благодаря этому становятся Зеир Анпин и Нуква единой [282] плотью, пребывая в абсолютном единстве. И следовательно, когда низшие извращают деяния свои, придают они силы Мальхут Ситры Ахры [67], позволяя ей установить власть над Далет, т.е. Мальхут, разрушить выступающий угол, т.е. уничтожить избыток [Света] Хасадим и стать Рэйш, и тогда превратится она из Эхад [282] в Ахер [284], и другие боги будут властвовать над Зеир Анпином и Нуквой Святости. Ибо таков смысл написанного: Тот, кто ропщет, отдаляется от Владыки (Мишлей 16, [28]).

И тогда считается, что упомянутые выше [буквы] Куф, Рэйш Ситры Ахры [67] отнимают у них печать [буквы] Шин, представляющей собой букву Истины, и Есод [25] Нуквы [31], являющийся вместилищем Есода Зеир Анпина [30], а теперь это досталось другому богу Ситры Ахры, ибо в этой [букве] Шин выстроилась ступень Есод у Нуквы Ситры Ахры, и поэтому выросла Ситра Ахра в полные десять Сфирот [3], включающие Рош [45], а ступень Шин, осуществившая это искажение, становится у нее точкой разрушения, ибо благодаря разрушению Святости отстроилась Ситра Ахра, и отсюда были выстроены [миры] Ацилут [33], Брия [43], Ецира [78], Асия [79] человека негодного [264]. Вот и объяснено, почему [буквы] Куф, Рэйш являются двумя источниками Ситры Ахры, и поэтому они называются буквами лжи [272], ибо Ситра Ахра искажает буквы указанным выше способом, чтобы разрушить строение и единство Святости, чтобы отстроиться на развалинах Святости, как уже говорилось, и это происходит в основном потому, что они заманили к себе [букву] Шин, являющуюся формой Есода Нуквы, делая ее своей частью и обретая власть над ней, благодаря искажению [буквы] Далет, которая становится [буквой] Рэйш, и искажению [слова] Эхад, которое становится [словом] Ахер [284], и образуется строение Парцуфов [27] других богов. Ведь не могли бы существовать ложь и фальшь в таком большом строении, если бы [буквы] Куф, Рэйш не заманили к себе [букву] Шин.

И вот, что ответил [букве] Шин Святой [Творец], да будет Он восславлен: ты прекрасна, ты хороша и ты правдива, но поскольку буквы лжи [272] взяли тебя, чтобы ты была вместе с ними, Я не хочу сотворять мир в тебе, ибо ложь устоит лишь, если буквы Куф, Рэйш возьмут тебя [272], т.е., как уже объяснялось, не существовало бы строения лжи и фальши Ситры Ахры [67], если бы они не заманили к себе [букву] Шин, и поэтому невозможно сотворить мир с помощью ее Атрибута; ведь ей противостоит равновеликий противовес, и окончательное исправление не может быть обеспечено с ее помощью.

Примечания переводчика
---------------------------------
[247] Буквы в обратном порядке – т.е. первые два слова начинаются с Бет, второй буквы алфавита, а последующие два слова – с Алеф, первой буквы алфавита.
[248] Отиёт – буквы языка иврит. В Каббале – сосуды.
[249] Я венчаю твою печать, т.е. истину – истина в переводе на иврит – это Эмет, слово, завершающееся буквой Тав.
[250] От Алеф до Тав – от начала до конца (Алеф – первая буква алфавита языка иврит, Тав – последняя).
[251] Ты завершаешь смерть – смерть в переводе на иврит – это Мавет, слово, завершающееся буквой Тав.
[252] Зоар Хадаш, Шир hаШирим, [лист] 66 – См. фрагмент “Двадцать две буквы и [буквы] Мэм, Нун, Цади, Пэй, Каф [253]”, п.284 на стр.86 и п.288 на стр.87.
[253] [Буквы] Мэм, Нун, Цади, Пэй, Каф – буквы языка иврит, пишущиеся в конце слова в форме, называющейся Софит, иначе, чем в начале или середине слова.
[254] Это в противовес тому создал Б-г - Коhелет 7, 14.
[255] Ибо другой бог лишен мужской силы и не приносит плоды – цитата из книги Зоар на недельное чтение Мишпатим, фрагмент Старец, п.166 на стр.51. Более полный перевод этого отрывка: Написано: И Поток выходит из Эдема, чтобы орошать сад [Бэрэйшит 2, 10], являющийся Зеир Анпином [30], орошающим Мальхут [2], которая называется садом. Этот Поток никогда не прекращает оплодотворять, способствовать размножению и приносить плоды, а другой бог не имеет мужской силы и никогда не испытывает вожделений, не способен к оплодотворению и не приносит плоды, ибо если бы Он приносил плоды, это принесло бы несчастье всему миру.
[256] Сказал ей Святой [Творец], да будет Он восславлен: несомненно, в тебе сотворю Я мир – см. п.37.
[257] Пока не будет уничтожена смерть навеки – Уничтожит Он смерть навеки – Ешаяhу 25, 8.
[258] От Алеф до буквы Тэт – т.е. от первой до девятой буквы алфавита.
[259] От Йуд до Цади – т.е. от десятой до восемнадцатой буквы алфавита.
[260] Куф, Рейш, Шин, Тав – последние четыре буквы алфавита от девятнадцатой до двадцать второй.
[261] Ноги ее нисходят к смертиМишлей 5, 5.
[262] И Его Царство (пишется Мальхут [2]) над всем властвуетТеhилим 103, 19.
[263] Куф – обезьяна.
[264] Человек негодный – Мишлей 6, 12.
[265] Близок Г-сподь ко всем призывающим Его, ко всем, кто воистину призовет ЕгоТеhилим 145, 18.
[266] В том, что венчает печать Царя – написано в комментарии Сулам к этому месту: это означает среднюю линию, венчающую [Светами, называющимися] Мохин [56], Мальхут [2], называющуюся печатью Царя.
[267] [Книга Зоар на недельное чтение] hаАзину, стр. 297А – см. фрагмент “Ибо Имя Г-спода провозглашу” [268], п.210 на стр. 93.
[268] Ибо Имя Г-спода провозглашу – Дварим 32, 3.
[269] Адам hаРишон – первый человек, Духовный корень человека.
[271] Шаддай – Всемогущий, Имя Б-га, встречающееся в Торе и начинающееся с буквы Шин. Другое объяснение этого Имени: [Тот], что [на иврите: ше-, что обозначается буквой Шин] [сказал] “Достаточно” [на иврите: Дай].
[272] Ложь – на иврите: Шекер, состоит из букв Шин, Куф, Рэйш.
[273] В предыдущем тексте – см. в конце комментария к п.23).
[274] Йишув – население.
[275] Как написано в Тикуней Зоар (Тикун 22): Когда ставится печать Царя, ее боятся так же, как будто это Сам Царь – см. п.60 на стр.477.
[276] Далут – нищета
[277] Гомэль Хасадим – милосердный
[278] Тот, кто ропщет, отдаляется от Владыки – Мишлей 16, 28.
[279] Высокомерный бедняк – Вавилонский Талмуд, трактат Псахим, стр.113Б.
[280] Раш – бедняк, убогий.
[281] Этот и в Мальхут [2] рожден будучи Раш [280] (Коhелет 4, [14]) – обычный перевод: Этот и в царствовании рожден убогим.
[282] [Буквы] Алеф, Хет, Далет образуют слово Эхад, что означает один, единый.
[283] Алеф, Хет – это девять Сфирот [3] Зеир Анпина [30] – числовое значение Алеф, Хет 1 + 8 = 9.
[284] Ахер – другой, это слово состоит из букв Алеф, Хет, Рэйш и получается из Эхад [282] заменой буквы Далет на букву Рэйш.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments