Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

по просьбе одного из френдов выставляю диалог в фейсбуке, о котором я писал

Дмитрий Выгодман
ЗА ЧТО НЕ ЛЮБЯТ ВАС,ТАКИХ ХОРОШИХ?

Довольно часто приходится читать в прессе рассуждения о причинах неприязни между различными секторами израильского общества и, в частности, о неприязни светских к религиозному сектору (и наоборот). Во многих выступлениях можно увидеть откровенное удивление: «За что?!!! За что светские так не любят религиозных?!!! Что им религиозные такого плохого сделали? Живут себе люди, молятся, никого не трогают…» Неприязнь светских к религиозной общине часто сравнивают с антисемитизмом. Дескать, такая же вот беспричинная ненависть. Беспричинная ли? Иногда в этих же статьях (выступлениях по радио, по ТВ) выдвигаются версии, почему же светские так не любят ортодоксов. Версии весьма интересные. Итак, за что же не любят религиозных по мнению (как мне кажется) самих религиозных?

1. За то, что они верят в бога.
2. За то, что одеваются иначе.
3. Потому, что светские подсознательно чувствуют вину. Вот не соблюдают заповеди, посты. А религиозные своей праведной жизнью постоянно напоминают светским о том, что светские неправильно живут. Естественно, светских это раздражает.
4. Самая забавная версия. Светские завидуют религиозным, потому что у тех такие скромные женщины.

Мне это странно. Ведь причины неприязни лежат на поверхности и видны невооруженным взглядом. Более того, они часто озвучиваются. Но кое-кому, как видно, удобно пропускать эту информацию мимо ушей и вновь и вновь задаваться вопросом: «Ну, за что же???!!!» Попробую в меру сил ответить на этот вопрос, хотя, думаю, мой ответ вновь пройдёт мимо ушей вопрошающих. Ничего нового я не скажу. Просто попытаюсь немного систематизировать.

Ну, вот я – человек светский. К религиозному сектору отношусь отрицательно. Но сразу поясню: я не испытываю лютой ненависти к любому из его представителей. Я не дрожу от злобы, встретив на улице человека в чёрном, не посылаю ему вслед проклятья. Да пусть будет жив и здоров! И если человек в чёрном спросит меня который час или как пройти на дерех ha-Шивъа, я охотно и правдиво отвечу на заданный вопрос. Более того, у меня есть хороший приятель ультраортодокс и различие взглядов не мешает нам поддерживать хорошие, дружеские отношения. Но вот к общине в целом моё отношение отрицательное. И я готов объяснить, почему.
Для начала пройдёмся по пунктам, приведённым выше.
1. Сам я атеист. Мне совершенно фиолетово кто и во что верит. Если это не культ, требующий человеческих жертвоприношений или что-нибудь подобное, то ради бога (простите за каламбур). Атеизм сейчас – большая редкость. Большинство моих родственников и друзей так или иначе верят в бога. Я не согласен с ними, но это никак не сказывается на наших отношениях. Так что – мимо.
[Читать далее]


2. Да не всё ли равно мне, кто и как одеваются. Если человек с моей точки зрения, одет по-дурацки, пожму плечами. Но чтобы испытывать к нему неприязнь? Глупости какие!
3. Я атеист и не верю, что где-то там сидит некто, кто записывает мои поступки и потом воздаст мне за них. Я ем свинину и борщ с сметаной, делаю свои дела в субботу, в Йом-кипур не пощусь и не хожу в синагогу. И я считаю свой образ жизни правильным. Никаких угрызений совести я не испытываю и не могу испытывать. Перед кем? В бога я не верю, а людям не сделал ничего плохого. Никого не ограбил, не изнасиловал. Снова мимо.
4. Ну, это совсем смешно. Я женолюб, даже, прямо скажу, бабник. Про таких как я говорят: «Бросается на всё, что движется» Но замотанные женщины в юбках до полу и париках с лицами, лишёнными какого бы то ни было выражения, вызывают у меня сексуального желания не более, чем фонарные столбы. Так что ультраортодоксальные мужья могут не беспокоиться: отбивать их жён я не собираюсь. И, думаю, что 99% светских мужчин со мной согласятся.

Тогда, в чём же причины? С удовольствием отвечу на этот вопрос.

1-я причина экономическая. Значительная часть ультроортодоксов не работают. При этом государство тратит на религиозный сектор очень немаленькие деньги. Ну, кто же любит нахлебников?
. Евреи учат Тору с древнейших времён. Но никогда до наших дней изучение Торы не являлось поводом освобождения от всех работ. Крестьянин пахал, сеял, собирал урожай, а потом нёс плоды урожая в Храм. Сапожник тачал башмаки в мастерской, а потом шёл в синагогу. Врачи, адвокаты, ювелиры, часовщики… Никто работу за них не делал. Да, всегда было какое-то количество тех, кто занимался исключительно религией. Но их процент их был не столь высок. В основном верующие евреи, всё-таки, работали. А если бы не работали, кто бы их кормил? Так почему же сейчас верующие считают, что работа – удел светских?

2. В угоду ультраортодоксам существуют многие законы и правила, осложняющие жизнь остального населения страны. Например, отсутствие гражданских браков, отсутствие транспорта по субботам. Можно ли любить первопричину того, что мешает жить?
3. Светские граждане считают несправедливым положение, при котором значительная часть религиозных граждан не служит в армии.
4. Невежество. Причём, невежество воинствующее. Многие ультраортодоксы (опять таки, конечно, не все!) не знают простёйших вещей. В ортодоксальных школах часто не преподают даже математику. Ну, как можно уважать неучей?
5. Высокомерие. Многие ультраортодоксы не считают людьми всех остальных. Как можно уважать того, кто презирает тебя?
6. Неуступчивость и упёртость. При этом требование уступчивости от других. Однажды читал статью, автор которой упрекал светских в неуступчивости. Вот, почему, светские упорствуют и не дают закрыть в шабат улицу Бар-Илан в Иерусалиме? Ведь существует великое множество объездных путей! Ах, как это верно! Но вот предложи тому же автору сделку: светские не препятствуют закрытию улицы Бар-Илан и ещё десятка подобных улиц, а религиозные, в ответ, перестают препятствовать движению общественного транспорта в шабат по другим улицам, населённым, преимущественно, светскими гражданами, увидите, он станет жёстким как кремень и заявит о недопустимости такого в еврейском государстве. Причём, смотрите, как интересно. Частные машины в шабат ездят. Значит, святость субботы всё равно нарушена. Так что изменит, если в потоке легковушек добавится автобус? То же самое, с гражданскими браками. Всё равно, если люди хотят пожениться, они распишутся. Ну, на Кипре или в другой стране. Так какой смысл в запрете? Ничего, кроме элементарной вредности я тут не вижу.
7. Зачастую, агрессивность. Опять таки, отмечу, что агрессивны далеко не все верующие. Большинство, как раз, вполне адекватны. Но вспомним и плевки в сторону восьмилетней девочки и многое другое. Когда-то мне приходилось охранять школы. Так вот, чем религиознее школа, тем агрессивнее дети. В светских школах я прекрасно находил общий язык с детьми. В школе же при «Хабаде» деточки, быстро проведав, что я не религиозный. Каждую перемену они прыгали вокруг меня, выкрикивая угрозы и оскорбления. А, ведь я охранял их и, в случае, если бы появился террорист, первая пуля досталась бы мне!
Иду по улице, вдруг подходит ко мне карапуз лет трёх и пытается меня ударить ногой. Я выразительно смотрю на него. Он оборачивается к своей мамаше, которая как ни в чём ни бывало, стоит рядышком: «А он без кипы. Вообще!»

Итак, смотрите, что получается? Вот портрет типичного ультраортодокса: невежественен и дремуч, не знает простых вещей, при этом высокомерен и агрессивен, не работает, не служил в армии, получает деньги от государства, уверен, что светские должны его кормить, обеспечивать, защищать от врагов, при этом этих самых светских он ненавидит и презирает, считая недолюдьми и недоевреями. Ну, и за что такого любить?
Да, не все верующие такие. Среди них есть люди образованные, толерантные, многие служили и служат в армии, многие работают. Ну, так к таким и претензий нет!
Ещё раз повторяю, нет у нас светских той самой пресловутой ненависти к любому, кто носит кипу. Но основания не любить значительную часть ортодоксов у нас, всё же, есть.
Like · · Unfollow Post · July 17 at 7:55am
2 people like this.

Veniamin Zakharin Я - религиозный еврей, правда, не специалист по hАлахе. Вот, что я думаю по поводу Вашей критики ультраортодоксальных евреев.
July 17 at 1:26pm · Like

Veniamin Zakharin ‎1. Некоторое количество людей должно заниматься религией профессионально, в основном же религиозный мужчина должен работать и обеспечивать себя. Иную позицию считаю отходом от Торы. 2. По поводу транспорта в субботу религиозные евреи не могут пойти ни на какой компромисс. Они должны препятствовать нарушению Вами религиозного Закона по принципу "Все евреи ответственны друг за друга". Что касается браков, то в случае, когда речь идет о законном браке по hАлахе, т.е. о браке еврея и еврейки, не состоящих в браке, то, насколько я знаю, никаких препятствий раввины чинить такому браку не должны и мне известно о многочисленных нарушениях этого принципа в Израиле. Если же брак - не законный, религиозный еврей должен препятствовать Вам всеми силами. 3. В принципе я считаю, что религиозные в основном должны служить в армии. Им там должна быть предоставлена возможность соблюдать Еврейский Закон во всех ситуациях кроме чрезвычайных. 4. По поводу невежества в основном должен действовать принцип взаимности: он Вас не должен судить за невежество в Торе, и Вы его не должны судить за его невежество. Исключение - если его невежество делает его неконкурентоспособным на рынке труда и вешает его на Вашу шею, тогда понятно, что это проблема. 5. Места высокомерию не должно быть. 6. Про неуступчивость я уже писал. 7. Агрессивность абсолютно недопустима, особенно за кипу, которую 2000 лет назад евреи не носили.
July 17 at 1:41pm · Like · 1
Ustas Art-Photographer А если я по крови еврей, а по вероисповеданию христианин?! Мне что - в брак уже не вступить никогда?
July 17 at 6:41pm · Edited · Like · 1

Veniamin Zakharin Если Вы христианин, то Вы, наверно, знаете, что традиционное христианство точно так же не признает для Вас свободы вероисповедания, как ортодоксальный иудаизм, и тогда Вас, по-видимому, не удивляет то, что я написал
July 17 at 9:00pm · Like
Ustas Art-Photographer Но по крайней мере, в христианских странах, Церковь не решает проблемы брака других конфессий.
July 17 at 11:17pm · Like

Veniamin Zakharin Иудаизм тоже их не решает. Просто по определению он считает евреев своей конфессией
July 18 at 12:29am · Like
Ustas Art-Photographer Опять же, евреев по крови или по вероисповеданию? Фактически, я просто не могу вступить в брак в Израиле. Благодаря кому? Раввинам, подмявшими под себя институт брака и отметающим любые другие возможности для создания семьи, как не через себя...
July 18 at 1:22am · Edited · Like
Michael Zamansky Веньямин, пожалуйста ответьте на мой вопрос полно. Я на многих религиозных форумах его задавал, но понял, что у знатоков Торы проблема с формулировкой своих мыслей.
В религиозных кругах горой готовы вступаться за кашрут, отмену транспорта Субботу и прочей дури, о которой в Торе напрямую не сказано.
При этой в Торе есть действительно очень много запретов, предписаний и просто понятий права и морали. Но, в Государстве Израиль и, кстати в религиозных кругах тоже, на это забили большой "болт".
Давайте рассмотрим запрет Торы на взимание процентов, использование бедственного состояния соседа для своего обогащения, честность в ведении бизнеса, святость"шлом байт", помощь нуждающимся... А только о справедливом суде сколько говорится???!!!
Ведь ни о кашруте, ни транспорте в Субботу прямо не сказано. Почему ортодоксы так ревностно относятся именно к этому?
Почему ортодоксы не протестуют против того, что государство выжидает, когда кто-то окажется в бедственном положении, чтобы его сожрать: повесить несуществующие долги, путём счётчика эти долги увеличить, разбить семью, забрать детей, довести до самоубийства...
Веньямин, объясните мне, дураку, почему тогда, когда НАМЕРЕННО, ГРЯЗНО И ПОДЛО, ДЛЯ СОБСТВЕННОГО ОБОГАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВО И ЕГО ПРИБЛИЖЁННЫЕ НАРУШАЮТ ЗАКОНЫ ТОРЫ, ортодоксы дружно засовывают языки в свои анальные отверстия, но зато так рьяно протестуют против любой попытки сделать жизнь среднего обывателя более комфортной, лицемерно спекулируя запретами из Торы.
July 18 at 1:58am · Like · 3

Veniamin Zakharin ‎1. О Кашруте и запрете работать в Шабат прямо сказано в письменной Торе, а устная Тора, значительная часть которой издана в талмудической и более поздней литературе, детализует эти запреты. Без устной Торы иудаизма не существует, потому что предписания письменной Торы недостаточно разработаны. Практически письменная Тора - это лишь конспект, который нуждается в дополнениях устной Торы. Ортодоксальные евреи верят, что и письменная, и устная Тора даны Б-гом Моше на горе Синай в равной степени. 2. Ортодоксальные евреи бывают всякими. Наверняка, есть много людей, которых заботят эти проблемы. Однако принадлежность к ортодоксальным евреям автоматически не гарантирует личной порядочности, над этим надо работать. Наоборот, у религиозного еврея больше соблазнов: как говорится, светский человек хочет обрести этом мир (т.е. блага этого мира), а религиозный еще и хочет обрести и Мир Грядущий. Поэтому, если он не будет работать над своей каваной (мотивацией), он может превратиться в абсолютного монстра. 3. Большая часть Вашей критики следует отнести к религиозному истэблишменту. После разрушения Храма многие высшие религиозные посты заняли люди, характеризующиеся как "хищные птицы", которые крушат и уничтожают все на своем пути. Я не живу в Израиле, но слышал, что многие у вас не хотят зайти в синагогу, чтобы не иметь ничего общего с людьми на ответственных религиозных постах. 4. Вы заметили, что тон Вашего коммента резко отличается от тона автора поста и тона других комментаторов в худшую сторону. Я понимаю всю серьезность проблем, которые здесь поднимаются; меня например беспокоит наличие множества нерелигиозных евреев и мне не всегда приятны некоторые аспекты их образа жизни, но я сдерживаюсь. С другой стороны, я понимаю, что религиозный закон часто неприемлем для светских людей, но ничего не могу с этим поделать. Например я не могу поддержать еврея, перешедшего в христианства и желающего получить не противоречащую еврейскому закону свадьбу на территории Израиля.
July 18 at 7:26am · Like
Ustas Art-Photographer Вениамин, а почему свадьба христианина должна происходить по еврейскому закону? Пусть происходит по светскому, христианскому или любому другому на территории Израиля.
July 18 at 9:19am · Like

Veniamin Zakharin Я уже писал, что по определениям еврейского закона еврей, перешедший в христианство, не перестает быть евреем. Поэтому и когда он хочет жениться, закон к нему применяется как к еврею со всеми запретами. Это маленькая частность. А вообще, я уже как-то писал, что иудаизм - это совершенно другая система мышления, чем наука например. В иудаизме другая аксиоматика (с аксиомами обычно ассоциируют 13 принципов веры (http://ru.wikipedia.org/wiki/13_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2_%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8B). Другой аппарат логического вывода только частично совпадающий с обычной формальной логикой. Он называется герменевтикой. И целью является не достижение научной истины, а исправление и постижение Духовного. Все это очень часто совершенно не соответствует здравому смыслу человека, не изучавшего иудаизма. В Вашем случае: с точки зрения иудаизма Вы совершаете грех, обратившись к другой религии, и разрешить Вам христианскую свадьбу - это поощрять Ваш грех. Вы при этом не перестаете быть евреем. Я еще раз повторяю, что иудаизм не признает свободу вероисповедания для еврея. Если бы Вы не были евреем, то, я думаю, у Вас проблем с женитьбой на нееврейке не возникло бы.

13 принципов веры — Википедия
ru.wikipedia.org
‎13 принципов веры — основные постулаты иудаизма, сформулированные Рамбамом (Май...
See More
July 18 at 4:41pm · Like · 1 ·
Michael Zamansky Вениамин, Вы много написали, но ниочём. На мой же вопрос Вы не ответили.
Thursday at 4:43am · Like

Veniamin Zakharin Я, наверно, принадлежу, по Вашему мнению, к людям, которые неясно выражают свои мысли. Вы предъявляете обоснованные претензии к тому, что многие ортодоксальные евреи слишком большое внимание уделяют выполнению заповедей, регулирующим отношения между человеком и Тем, Кто вбирает в Себя весь мир по сравнению с заповедями между человеком и человеком. Я так же, как и Вы, считаю, что основная причина этого - отход от Торы. Кроме этого, я только могу суммировать то, что я уже написал: 1. Я прокомментировал основной пост, во многих случаях согласившись с его автором (оттуда Вы можете видеть, в каких вопросах я присоединяюсь к мнению автора поста, т.е. что я считаю отходом от Торы. 2. Я попытался объяснить, что принадлежность к ортодоксальным евреям не гарантирует личной порядочности, и что верующие в этом смысле зачастую больше подвержены риску и попытался объяснить почему. 3. Я поддержал позицию религиозных евреев в тех случаях, когда она соответствует религиозному
Thursday at 11:25am · Like

Veniamin Zakharin ‎3. Я поддержал позицию религиозных евреев в тех случаях, когда она соответствует религиозному закону и попытался вкратце объяснить, как этот закон устанавливается. 4. Я написал, что система мышления в иудаизме резко отличается от системы мышления за его пределами и зачастую светские люди не могут понять логику, которой придерживаются религиозные евреи; для этого нужна подготовка. Я, честно говоря, не знаю, что я еще могу Вам объяснить. На моем сайте
(я - переводчик-любитель) есть разделы для начинающих: http://venyazakharin.livejournal.com/13377.html

Предисловие и Введение в Талмуд
venyazakharin.livejournal.com
Общая хронология переводов Карта сайта Материалы доступные англоязычному читателю …
Thursday at 11:32am · Like ·

Veniamin Zakharin http://venyazakharin.livejournal.com/8722.html

Произведения Бааль Сулама и Рабаша, написанные для всех евреев
venyazakharin.livejournal.com
Новое: Начиная с этой страницы, завершенные материалы выставляются в кратком (ин...
See More
Thursday at 11:32am · Like ·
Ustas Art-Photographer еврей, перешедший в христианство, не перестает быть евреем. (с)
Это в Законе о Возвращении так написано? :)
Friday at 1:29am · Like

Veniamin Zakharin У меня такое впечатление, что все недостатки харедим и Закона о возвращении на меня хотят повесить. Впрочем, некоторая логика в этом положении Закона есть: за грехи наши мы не удостаиваемся Алии в Святую Землю. Я например до сих пор не удостоился.
Friday at 4:53am · Like
Ustas Art-Photographer Молитесь Всевышнему! Он хранит Вас!!!!!!!
Friday at 4:55am · Like

Veniamin Zakharin Вот и я так думаю
Friday at 1:40pm · Like
Michael Zamansky Вениамин, все грехи харедим никто не пытется на Вас взвалить. Просто хочется найти грамотного во всех смыслах и адекватного человека, который прояснит мне эту тему.
Friday at 2:09pm · Like

Veniamin Zakharin Michael, у меня, благодаря моим переводам, много друзей, грамотных и адекватных. Это только кажется, что вокруг только плохие люди (по принципу: золото ко дну идет, а дерьмо поверху плавает). Раз уж я не смог Вам адекватно ответить, я попытаюсь найт для Вас кого-нибудь другого.
4 hours ago · Like · 1
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments