Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. Введение в комментарий Сулам. Публикация тридцать четвертая


Два состояния Мальхут

88) Мальхут – это, по сути дела, Нуква Зеир Анпина. Ибо ее Источник берет начало в Мальхут дэЦимцум Бет, завершавшей семь Сфирот дэКатнут Зеир Анпина [мира] Никудим. И она является ступенью, отделенной от Зеир Анпина, т.к. Зеир Анпин включает в себя Хэсэд, Гвуру, Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод [мира] Никудим, а ступень, находящаяся под ним, - это Мальхут, завершающая [мир] Никудим. Поэтому эта Мальхут считается Нуквой, отделенной от Зеир Анпина, и низшей ступенью по отношению к Зеир Анпину.
[Читать далее]

И существует также ступень Нуквы, находящейся в Гуф Зеир Анпина, т.к. левая сторона Зеир Анпина считается его Нуквой. Но эта Нуква считается самим Гуф Зеир Анпина. Ибо Зеир Анпин – это, по сути дела, средняя линия, получающая от двух линий Бины, правой и левой. Его правая [сторона] получает от правой линии Бины, т.е. по сути дела, Свет Хасадим, и считается стороной Дэхара, находящегося в нем. А его левая [сторона] получает от левой линии Бины, т.е. по сути дела, Свет Хохма, и считается стороной Нуквы, находящейся в нем. Но они вдвоем составляют одну ступень, и дополняют друг друга.

И известно, что сначала Хама [т.е. солнце] и Левана [т.е. луна], т.е. по сути дела, отделенная Нуква с Зеир Анпином, находились на ступени двух больших светил, т.к. уровень Нуквы был таким же, как уровень Зеир Анпина, и величина была такой же, как у него. И тогда стало досадно луне, что она является отделенной Нуквой Зеир Анпина, и сказала она: невозможно двум царям пользоваться одной короной, - и было тогда сказано ей: поди и уменьши себя, - и по сути дела, она стала малым светилом. Вот и выходит у тебя, что здесь Нукве присущи два состояния. Первое состояние существовало, когда она с Зеир Анпином была на ступени двух больших светил, т.к. она была такой же по величине, как Зеир Анпин. А второе состояние возникло после того, как Нуква уменьшила себя и, по сути дела, стала малым светилом. [Бэрэйшит 1, 16; Вавилонский Талмуд, трактат Хулин, стр.60Б; Предисловие к книге Зоар, фрагмент Цветы, п.4, комментарий Сулам, четвертый абзац].

Эти слова объясняются так: в начале исправления отделенной Нуквы Зеир Анпина соединил ее Маациль с Нуквой, находящейся в Гуф Зеир Анпина и, по сути дела, являющейся его левой стороной, как уже говорилось, и две эти Нуквы стали для Зеир Анпина одной. И когда к ним были притянуты от Бины Мохин правой и левой [линии], Зеир Анпин, по сути дела, являющийся своей правой [стороной],  взял Света правой [линии] Бины. А отделенная Нуква взяла Света левой линии Бины, как Нуква, находящаяся в Гуф Зеир Анпина, т.к. она соединилась с ней в единую Нукву. И ты уже знаешь, что Света правой линии Бины – это [Свет] Хасадим, а Света левой линии Бины – это [Свет] Хохма. И теперь оказывается, что Зеир Анпин получил [Свет] Хасадим правой [линии] Бины без [Света] Хохма. А отделенная Нуква получила [Свет] Хохма левой [линии] Бины без [Света] Хасадим; а известно, что [Свет] Хохма не может светить без [Света] Хасадим, и поэтому прекратил в ней светить [Свет] Хохма, и стала она тьмой, а не Светом [см. также Амос 5, 18; Вавилонский Талмуд, трактат Санhедрин, стр.98Б; Предисловие к Учению о десяти Сфирот, п.13]. И в этом смысл недовольства, которое выражала луна, говоря, что два царя не пользуются одной короной [Каббалистический вариант перевода: одной [ступенью] Кэтэр]. Ибо когда они оба пользовались одной [ступенью] Кэтэр, представляющей собой Бину, которая считается для них [ступенью] Кэтэр, стал Зеир Анпин [ступенью] Хасадим без Хохма, а Нуква стала Хохмой без Хасадим, т.е. тьмой, и не могла она устоять в таком состоянии.

И не возникает такого вопроса: ведь до того, как отделенная Нуква соединилась с Нуквой, находящейся в его Гуф, его правая [сторона], т.е. Дэхар, также получала [Свет] Хасадим, а его  левая [сторона], т.е. Нуква, находящаяся в его Гуф, получала [Свет] Хохма, и вместе с тем Нуква, находящаяся в его Гуф, могла там устоять и не была тьмой. А дело в том, что Нуква, находящаяся в Гуф Зеир Анпина, является его сущностью, и поэтому [Свет] Хохма, имеющийся в ней, не отделяется от [Света] Хасадим, имеющегося в Зеир Анпине. Иначе обстоит дело с отделенной Нуквой, которая, на самом деле, является по отношению к Зеир Анпину другой ступенью, но поскольку она соединилась с Нуквой, находящейся в его Гуф, она получила [Свет] Хохма левой [линии] Бины так же, как [Нуква в его Гуф], и поэтому после того, как она получила внутрь себя [Свет] Хохма, отделился [Свет] Хохма от [Света] Хасадим, т.к. Ему не присуще соединение со [Светом] Хасадим Зеир Анпина. Вот и дано тщательное объяснение первого состояния отделенной Нуквы.

И чтобы она могла светить низшим, было сказано ей: поди и уменьши себя, - т.е. она должна уменьшить себя по сравнению с той большой ступенью, равной ступени Зеир Анпина и получающей от Бины, низойти под Есод Зеир Анпина, как это было с ее Источником, т.е. ниже любой ступени Зеир Анпина, и получать все свои Света от Зеир Анпина. А поскольку она получает свои Света от Зеир Анпина, по сути дела, являющегося средней линией, то следовательно [Свет] Хохма, который он ей дает, соединяется со [Светом] Хасадим, и она может светить. И это второе состояние отделенной Нуквы. А то, что она получила в первом состоянии, считается [ступенями] Нэфэш, Руах, Нэшама дэАхор, т.е. они не светят. А то, что она получает во втором состоянии, считается [ступенями] Нэфэш, Руах, Нэшама дэПаним, т.е. они светят во всей своей полноте. И чтобы до конца понять эти слова, ты должен посмотреть в [книге] Зоар [на недельное чтение] Бэрэйшит, [т.] 1, фрагмент “Два больших светила”, пп. 111 – 116. А также в [книге Зоар на недельное чтение Нассо], Идра Рабба, фрагмент Разделение, пп. 323 – 325.

И у ее первого состояния есть свои достоинства, т.к. в нем ступенью Высшей по отношению к ней является Бина и она может получать от нее [Свет] Хохма, и она не нуждается в получении от Зеир Анпина, но она не может светить низшим из-за нехватки [Света] Хасадим, как уже говорилось, и поэтому считается, что она находится на ступени Ахораим. Но во втором состоянии, после того, как она уменьшилась благодаря Масаху дэЕсод Зеир Анпина, она уже непригодна для получения [Света] Хохма, т.к. Масах дэЕсод Зеир Анпина препятствует ей, и тогда она вынуждена получать [Свет] Хохма в сосуды Ахораим, оставшиеся в ней от первого состояния. И у второго состояния есть достоинства по сравнению с первым, т.к. во [втором состоянии] она может светить низшим как [Светом] Хохма, так и [Светом] Хасадим; напротив, в первом состоянии она не может светить низшим.

Ор Шалом

Мальхут – это, по сути дела, Нуква Зеир Анпина, т.е. Парцуф, находящийся под Зеир Анпином. Ибо ее Источник берет начало в Мальхут дэЦимцум Бет, завершавшей семь Сфирот дэКатнут Зеир Анпина [мира] Никудим. Мальхут  Зеир Анпина [мира] Никудим пребывала в Хазэ Зеир Анпина во время Катнут [мира] Никудим. И она является Источником Парцуфа Мальхут, появившегося после того, как Зеир Анпин обрел свою Гадлут. И она является ступенью, отделенной от Зеир Анпина; необходимо отметить, что он имеет в виду время, когда уже существовал Парцуф Мальхут. А тогда, как мы учили, Зеир Анпин включает в себя Хэсэд, Гвуру, Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод [мира] Никудим, а ступень, находящаяся под ним, - это Мальхут, завершающая [мир] Никудим. Т.е. дополнительный Парцуф. Поэтому эта Мальхут, поскольку она является отдельным Парцуфом, считается Нуквой, отделенной от Зеир Анпина, и низшей ступенью по отношению к Зеир Анпину.

И существует также ступень Нуквы, находящейся в Гуф Зеир Анпина, т.к. левая сторона Зеир Анпина считается его Нуквой … Его правая [сторона] получает от правой линии Бины, т.е. по сути дела, Свет Хасадим, и считается стороной Дэхара, находящегося в нем. А его левая [сторона] получает от левой линии Бины, т.е. по сути дела, Свет Хохма, и считается стороной Нуквы, находящейся в нем. Здесь он говорит, что Источник Нуквы, находящейся в Гуф Зеир Анпина, проистекает от левой линии. Т.е. правая [сторона] Зеир Анпина притягивается от правой линии Бины, а его левая [сторона] притягивается от левой линии Бины. А мы учили, что в левой линии Бины был [Свет] Хохма без [Света] Хасадим и две линии соперничали друг с другом, но после появления средней линии две линии объединились друг с другом. А поскольку Зеир Анпин – это средняя линия, то у него правая и левая [линии] уже объединились друг с другом.

Так вот, в самых общих чертах, мы эту тему изучаем упрощенно и в другой форме: “Тебе не найти ступени, которая бы не состояла из десяти Сфирот”. Пояснение. Когда мы имеем дело с Парцуфом Зеир Анпин, мы неминуемо приходим к заключению, что у этой ступени должен быть носитель. И мы учили, что носителем этой ступени является Мальхут, считающаяся желанием получать и Авиют. А также мы учили, что на этой Авиют покоится Масах. А поскольку Мальхут появляется после девяти первых Сфирот, то следовательно: “Тебе не найти ступени, которая бы не состояла из десяти Сфирот”, - как уже говорилось. А также в соответствии с этими соображениями можно сказать: “Тебе не найти ступени, на которой не было бы Масаха и Авиют”.

Из этого следует, что в Зеир Анпине есть девять первых Сфирот и они называются “носителем свечения Хохма”, находящегося в нем, а также называются правой [стороной]. Кроме того, в Зеир Анпине есть Масах и его Авиют, называющаяся “носителем Масаким”, а также называющаяся левой [стороной] и Нуквой, находящейся в его Гуф. {При появлении Парцуфа Мальхут, происходящем вслед за этим, даже его девять первых Сфирот называются Мальхут}.

Но здесь он объясняет по-другому: А его левая [сторона] получает от левой линии Бины, т.е. по сути дела, Свет Хохма, и считается стороной Нуквы, находящейся в нем. Сказанное им, что Хохма считается Нуквой, находящейся внутри него, настоятельно требует разъяснения. И можно объяснить, что когда он говорит “Хохма”, он имеет в виду желание получать Свет Хохма присущее Зеир Анпину. И это желание получать называется “Мальхут”. И таким образом согласуются эти два объяснения.

Первое состояние существовало, когда она с Зеир Анпином была на ступени двух больших светил, т.к. она была такой же по величине, как Зеир Анпин. Т.е. она принимала свои Света от Бины точно так же, как принимает Зеир Анпин. А второе состояние возникло после того, как Нуква уменьшила себя и, по сути дела, стала малым светилом. Т.е. она уже получает от Зеир Анпина, а не от Бины.

И не возникает такого вопроса: … Нуква, находящаяся в его Гуф, получала [Свет] Хохма, и вместе с тем Нуква, находящаяся в его Гуф, могла там устоять и не была тьмой. Пояснение. Мы учили, что у Зеир Анпина есть правая и левая [стороны]. Его правая [сторона] называется Хасадим, и она получает от правой [линии] Бины, а его левая [сторона] называется “Нуквой, находящейся в его Гуф”, получающей от левой [линии] Бины. {См. в начале п.88, начиная со слов “И существует также”}. И необходимо разобраться, почему мы не говорим, что Нуква, находящаяся в его Гуф не может устоять в этом состоянии потому, что ей не достает [Света] Хасадим. И почему он говорит: Но они вдвоем составляют одну ступень, и дополняют друг друга?

А дело в том, что Нуква, находящаяся в Гуф Зеир Анпина, является его сущностью, и поэтому [Свет] Хохма, имеющийся в ней, не отделяется от [Света] Хасадим, имеющегося в Зеир Анпине. Т.е. Зеир Анпин – это единый Парцуф, единая ступень; поэтому его правая и левая [стороны] дополняют друг друга. И в Бине также правая и левая [линии] дополняют друг друга. А Мальхут – это самостоятельный Парцуф; поэтому после того, как она получила внутрь себя [Свет] Хохма, отделился [Свет] Хохма от [Света] Хасадим, т.к. Ему не присуще соединение со [Светом] Хасадим Зеир Анпина.

И чтобы она могла светить низшим (как мы учили, Мальхут не может светить низшим, т.к. у нее нет [Света] Хасадим, и поэтому она становится тьмой), было сказано ей: поди и уменьши себя … А поскольку она получает свои Света от Зеир Анпина, по сути дела, являющегося средней линией, то следовательно [Свет] Хохма, который он ей дает, соединяется со [Светом] Хасадим, и она может светить. Здесь он хочет объяснить, почему в Зеир Анпине [Свет] Хохма, находящийся на левой [стороне], и [Свет] Хасадим, находящийся на правой, дополняют друг друга; напротив, Хохма, обретающая [ступень] Мальхут от левой линии Бины, не дополняется [Светом] Хасадим. И он разрешает это затруднение так: Зеир Анпин – это средняя линия. Когда он присоединился к Бине, он вызвал в ней соединение правой и левой [линий]. А поскольку он примирил в Бине две линии и вызвал соединение линий, то т.к. он совершил это исправление, он сам дополнился благодаря этому исправлению. И по этой причине, когда он спустился вниз, его правая [сторона] дополнилась [Светом] Хохма, а его левая [сторона], называющаяся Хохмой, дополнилась [Светом] Хасадим. Но Мальхут не является средней линией; поэтому, когда она получает от левой линии Бины Свет Хохма, то это тьма, а не Свет из-за нехватки [Света] Хасадим. А раз так, то она не может наделять низших. И чтобы она могла светить низшим, было сказано ей: поди и уменьши себя, - т.е. она должна уменьшить себя по сравнению с той большой ступенью, равной ступени Зеир Анпина и получающей от Бины, а только … получать все свои Света от Зеир Анпина. А поскольку она получает свои Света от Зеир Анпина, по сути дела, являющегося средней линией, и [Света] Хохма и Хасадим у него дополняют друг друга, то следовательно [Свет] Хохма, который он ей дает, соединяется со [Светом] Хасадим, и она может светить. Здесь он говорит о таком законе: поскольку Зеир Анпин является средней линией, то и у получающего от него есть как [Свет] Хохма, так и [Свет] Хасадим. Иначе обстоит дело в состоянии “двух больших светил”, т.к. Мальхут получила от левой линии Бины; поэтому у нее есть [Свет] Хохма без [Света] Хасадим. Но еще необходимо разобраться, почему Мальхут не получает от Бины также и [Свет] Хасадим, а только требует от Зеир Анпина, чтобы он наделил ее [Светом] Хасадим. На это нужно ответить, что в самой Бине происходит соперничество между ее правой и левой [линиями], а Зеир Анпин производит там исправление средней линией. Следовательно, когда Мальхут получала от Бины, это означает, что в это время она не считается получившей исправление средней линией, которую создал Зеир Анпин. Т.е. она получает от левой линии до того, как она подслащается правой линией. Но поскольку ей сказано: “Поди и уменьши себя”, - т.е. что она должна получать от Зеир Анпина, то по этой причине, она получает как [Свет] Хохма, так и [Свет] Хасадим, ибо Зеир Анпин – это средняя линия, у которой [Свет] Хохма и [Свет] Хасадим уже соединились друг с другом, и в нем светят только Вав Кцавот [Света] Хохма.

И у ее первого состояния есть свои достоинства, … и она не нуждается в получении от Зеир Анпина, т.е. она не нуждается в Зеир Анпине для того, чтобы он притянул ей [Свет] Хохма, а может притянуть Его самостоятельно. Но она не может светить низшим из-за нехватки [Света] Хасадим, как уже говорилось. И необходимо разобраться, разве Мальхут сама не может пользоваться Светом Хохма. Этого он не говорит, а говорит он только о свечении для низших.

Но во втором состоянии, после того, как она уменьшилась благодаря Масаху дэЕсод Зеир Анпина, она уже непригодна для получения [Света] Хохма, т.е. она не может притянуть [Свет] Хохма, т.к. Масах дэЕсод Зеир Анпина препятствует ей.

А в “Учении о десяти Сфирот”, часть 15, он объясняет все это следующим образом.

1) Мы учили, что во время разбиения сосудов дополнились сосуды Паним семи Мелахим и соединились с сосудами получения. И в результате этого соединения нам нужно различать несколько ступеней: 1. Сами сосуды получения, называемые “каменным сердцем”. 2. Сами сосуды Паним, т.е. альтруистические сосуды, притягивающие только [Свет] Хасадим, и из них возникло устойчивое состояние Зеир Анпина [мира] Ацилут. 3. Присоединение альтруистических сосудов к Мальхут, т.е. к сосудам получения. 4. Присоединение сосудов получения к альтруистическим сосудам.

2) И согласно сказанному выше, становятся понятны несколько вещей: 1. Чтобы больше не произошло разбиения сосудов, Мальхут сокрыта в Рэйша дэло итьЕда [т.е. в непознаваемом Рош, см. п.40, а также Введение в мудрость Каббалы, Ор Барух к п.127, Рисунок 9, и Ор Шалом к п.142]. Пояснение. Производится исправление, чтобы в [мире] Ацилут больше не происходил Зивуг, соответствующий Мальхут (т.е. сосудам получения), а [Мальхут] должна остаться на ступени “каменного сердца”. 2. Ко всем сосудам получения, о которых говорится в мире Ацилут, присоединились альтруистические сосуды, что произошло во время разбиения. И это (Бааль Сулам) называет именем “девять первых Сфирот до Есода”. Или именем “Есод дэМальхут”. Т.е. когда нижняя [буква] Кэй [Четырехбуквенного Имени] во время Гадлут нисходит от Бины к Мальхут, она нисходит не к Мальхут дэМальхут, представляющей собой основу сосудов получения, а только к Есод дэМальхут – к тому, что от девяти первых Сфирот присоединилось к Мальхут. И эта ступень называется “Мальхут, подслащенная Биной”.

3) Существует закон, по которому каждая ступень должна получать от соответствующей ей ступени. Поэтому все Сфирот до Есод Зеир Анпина могут быть получены соответствующей ступенью Мальхут, подслащенной Биной и представляющей собой присоединение [к Мальхут одной из Сфирот] до Есода, как уже говорилось. Однако Парцуф Мальхут, представляющий собой основу Мальхут, должен получать от соответствующей ему ступени Мальхут. И мы учили, что существуют две ступени Мальхут: 1. Мальхут дэЦимцум Алеф, называющаяся Мальхут по своей сущности и сокрытая в непознаваемом Рош, как уже говорилось. 2. Мальхут дэЦимцум Бет. И соответственно Парцуф Мальхут может пользоваться только Мальхут дэЦимцум Бет, у которой нет ничего кроме Света Хасадим. Следовательно у всех Парцуфов [мира] Ацилут есть [Свет] Хохма, а Парцуф Мальхут не может получать [Свет] Хохма, т.к. чтобы получить [Свет] Хохма, он должен совершить Зивуг, соответствующий Мальхут дэЦимцум Алеф, а это невозможно ввиду сокрытия этой Мальхут. И исходя из этого необходимо разобраться, как возможно, чтобы Парцуф Мальхут получил [Свет] Хохма.

А ответ таков: Мальхут присоединилась к Нукве Гуф Зеир Анпина. Т.е. она вышла за пределы своей собственной ступени и и присоединилась к левой линии Зеир Анпина. Пояснение. Она выходит за пределы своей собственной ступени, называющейся Мальхут дэЦимцум Бет, и принимает [форму] ступени Есод дэМальхут, т.к. такова [самая низшая] ступень, имеющаяся в Зеир Анпине (как сказано выше, в п. 2) ). Следовательно, поскольку у нее есть ступень Есод, она может притянуть от Бины Свет Хохма. И это состояние называется “двумя большими светилами”.

Но необходимо знать, что когда пишут, что Мальхут при этом получает от Бины, это нельзя понимать буквально; ведь “лестница ступеней никогда не меняется”, и Мальхут всегда получает от Зеир Анпина, а не от Бины! А объясняется это так: есть закон, по которому получающий от Бины называется Зеир Анпином, а получающий от Зеир Анпина называется Мальхут, но это при условии, что Высший наделяет низшего, когда он находится на ступени низшего. А поскольку Мальхут присоединилась к Нукве, находящейся в Гуф Зеир Анпина, и обрела Масах и Авиют [ступени] Есод, то следовательно она вышла за пределы своей собственной ступени. А раз так, то нельзя сказать, что ее наделяет Зеир Анпин, но наделяющим ее, по-видимому, является Бина. Ибо Бина наделяет ступень Зеир Анпин, а разве Мальхут не приобрела свойства Зеир Анпина?

4) Так вот благодаря этой ступени Есод, которую обрела Мальхут, у нее есть [Свет] Хохма, но нет [Света] Хасадим. И необходимо разобраться, почему у Зеир Анпина есть [Свет] Хасадим, когда он пользуется ступенью Есод, а у Мальхут нет [Света] Хасадим. Ответ. Для начала нужно знать закон: невозможно обрести основную часть ступени в результате присоединения к ней другой ступени, но [для этого обретающий] должен проистекать от той самой ступени. А мы учили, что [Свет] Хасадим является основой ступени. {Но на ступени имеется также свечение Хохма}. И поэтому, раз Мальхут покинула свою собственную ступень, т.е. Мальхут дэЦимцум Бет, и обрела ступень Нуквы, находящейся в Гуф Зеир Анпина и называющейся Есод, то она потеряла [Свет] Хасадим. Т.е. поскольку [Свет] Хасадим является основой, она не может получить Его от [ступени] Есод, присоединившись к ней.

И поэтому было сказано ей: “Поди и уменьши себя”. Т.е. вернись на свою собственную ступень, называющуюся Мальхут дэЦимцум Бет, и благодаря этому будет у тебя [Свет] Хасадим. И тогда она называется “бедной и ущербной” [и о ней говорится:] “и нет у нее ничего, что составляло бы ее собственную природу, ничего, чем бы она владела, а лишь то, что ее супруг дает ей” [см. также Предисловие к книге Зоар, фрагмент Цветы, комментарий Сулам к п.4 (второй абзац)]. Т.е. она больше не притягивает [Света] Хохма, а весь [Свет] Хохма, что у нее есть, проистекает от того, чем ее наделяет Зеир Анпин.

Но необходимо разобраться в следующем: в эти сосуды он дает ей свечение Хохма, а разве она не вернулась на свою собственную ступень и разве у нее есть что-нибудь кроме альтруистических сосудов!? Но нужно знать, что она пользуется сосудами, находящимися в состоянии “двух больших светил”. В них она получает свечение Хохма. Но она неспособна притянуть ими Свет, как уже говорилось.

Доведено до конца и завершено. Да будет восславлен Б-г, Сотворяющий мир!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments