Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. Введение в комментарий Сулам. Публикация тридцать первая


Ибур, Еника, Мохин дэАхор и Ибур, Еника, Мохин дэПаним

73) Уже объяснено, что уровень, появляющийся в соответствии с Масахом, в котором нет ничего кроме Авиют дэШореш, называется уровнем Ибур. И это уровень Света Нэфэш в сосуде Кэтэр. А если считать три линии, находящиеся на этом уровне, то он называется Нэцах, hОд, Есод. И есть на нем также уровень [Света] Руах, называющийся уровнем Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, однако отстутствуют соответствующие ему сосуды, и поэтому Хэсэд, Гвура, Тифэрэт нуждаются в облачении в сосуды Нэцах, hОд, Есод. И поэтому уровень Ибур называется Гимэль Го Гимэль [т.е. “три внутри трех”, см. Введение в мудрость Каббалы, четвертый абзац в Ор Шалом к п. 44, а также Ор Шалом к п.152, и в Предисловии к книге Зоар, фрагмент Цветы, во втором абзаце комментария Сулам к п. 5)]. Т.е Хэсэд, Гвура, Тифэрэт находятся внутри Нэцах, hОд, Есод.
[Читать далее]

74) И объясняется это тем, что хотя очищение Масаха вызывает потерю последней ступени и поэтому существуют пять уровней, один ниже другого (что тщательно разъяснено во Введении в мудрость Каббалы, пп. 40 и 41, посмотри, что там написано), вместе с тем, последняя ступень не была совсем потеряна, а от нее в Масахе осталась Рэшимо дэhитЛабшут (о чем написано [там же], в п.42). Например, когда Масах Парцуфа Кэтэр [мира] Адам Кадмон очистился, поднялся к Пэ дэРош, присоединился к Зивугу, происходящему там, и вновь появились его Рэшимот, то что касается Авиют, имеющейся в Масахе, в соответствии с которой происходит Зивуг дэhАкаа, то в Масахе не осталось ничего кроме Рэшимо Авиют Бхины Гимэль, поскольку последняя ступень, т.е. Бхина Далет была утеряна, но часть hитЛабшут Бхины Далет еще остается в Масахе. И следовательно в Масахе есть две Высшие ступени пригодные для Зивуга: 1) это Авиют Бхины Гимэль, препятствующая Высшему Свету и таким образом обретающая Зивуг дэhАкаа; и появляется уровень Хохма, соответствующий этой [Авиют]. 2) Это ступень hитЛабшут Бхины Далет, которая, хотя и непригодна к Зивугу дэhАкаа, т.к. ей не присуща Авиют, препятствующаяя распространению Света, вместе с тем, когда она присоединяется к Авиют Бхины Далет и смешивается с ней, то совершается Зивуг дэhАкаа, соответствующий и [ступени hитЛабшут], и появляется соответствующий ей уровень приблизительно равный уровню Кэтэр. И эти два уровня называются Захар [т.е. мужчина] и Нэкэйва [т.е. женщина], т.к. уровень, появившийся в соответствии с Бхиной Далет дэhитЛабшут, соединившейся с Бхиной Гимэль дэАвиют, называется Захар. А уровень, появляющийся в соответствии с одной только Бхиной Гимэль дэАвиют, называется Нэкэйва (как обо всем этом написано там же, в п.42, прочитай это). И точно так же, когда Масах дэГуф Парцуфа Хохма [мира] Адам Кадмон очистился и и поднялся к Пэ своего Рош, в нем остались две Рэшимот, Захар и Нэкэйва, так же, как говорилось о Парцуфе Кэтэр, т.к. Рэшимо Бхины Гимэль дэhитЛабшут, соединившаяся с Бхиной Бет дэАвиют, породила уровень приблизительно равный уровню Хохма, и это ступень Захар. А Рэшимо Бхины Бет дэАвиют, являющаяся основным фактором при обретении Зивуга дэhАкаа, породила уровень Бина. И она является ступенью Нэкэйва. И точно так же существуют Захар и Нэкэйва при очищении Масаха дэГуф Парцуфа Никудим, т.к. Захар, т.е. Рэшимо Бхины Алеф дэhитЛабшут, оставшаяся в Масахе и соединившаяся с Бхиной Авиют дэШореш, по высоте приблизительно равна Бхине Алеф, а именно уровню Зеир Анпин, представляющему собой уровень Руах, т.е. уровень Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, а Нэкэйва, представляющая собой Авиют Бхины Шореш и обретающаяя Зивуг дэhАкаа, по высоте соответствует Свету Нэфэш, т.е. уровню Мальхут и, если считать три линии, называется Нэцах, hОд, Есод.

Ор Шалом

Поэтому существуют пять уровней, один ниже другого, т.е. один меньше другого.

То что касается Авиют, имеющейся в Масахе, … то в Масахе не осталось ничего кроме Рэшимо Авиют Бхины Гимэль, … но часть hитЛабшут Бхины Далет еще остается в Масахе. Пояснение. Когда Свет распространился, Масах дэТабур не позволил Ему войти под Табур; поэтому Свет остался снаружи, и Он называется окружающим Светом. Но поскольку Он хочет светить, Он уничтожает того, кто не дает Ему войти, т.е. Масах Бхины Далет. {И не возникает вопроса, почему Он не уничтожает также и Бхину Гимэль, поскольку с Бхиной Гимэль Свет не вступил в соприкосновение; ведь этот Масах был Масахом Бхины Далет, и именно он помешал Свету войти}. Следовательно Масах Бхины Далет, бывший в силах сказать: “Я получаю только с альтруистической мотивацией”, - был уничтожен, и он в силах только сохранить силу преодоления Бхины Гимэль. Но мы учили, что осталась Рэшимо Света Бхины Далет дэhитЛабшут. И не возникает вопроса, почему окружающий Свет не уничтожил даже ее, т.к. делом окружающего Света не является уничтожение Света, светившего в Бхине Далет; ведь именно Масах воспрепятствовал окружающему Свету и не дал Ему войти; напротив, Свет уровня Бхины Далет Ему не помешал.

Уровень приблизительно равный уровню Кэтэр, т.е. Вав Кцавот дэКэтэр.

Т.к. уровень, появившийся в соответствии с Бхиной Далет дэhитЛабшут, … называется Захар, поскольку у этой ступени нет ощущения нехватки, в соответствии с которым можно было бы создать Масах. И поэтому у этой ступени нет возможности притянуть Свет.

Свету Нэфэш … и, если считать три линии, [эта ступень] называется Нэцах, hОд, Есод. Правая линия называется основой Сфиры. Мальхут, поднявшаяся в каждой без исключения Сфире, называется левой линией. А Свет, освещающий альтруистические сосуды, называется средней линией.

[Конец Ор Шалом]

75) И поэтому на уровне Ибур мы различаем присутствие двух уровней: уровня Хэсэд, Гвура, Тифэрэт и уровня Нэцах, hОд, Есод. Ибо в соответствии с Рэшимо Бхины Алеф дэhитЛабшут, соединившейся с Авиют дэШореш, появляется уровень Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, т.е. по сути дела, Захар. А в соответствии с Рэшимо одной Авиют дэШореш, появился уровень Нэцах, hОд, Есод, т.е. Нэкэйва. И поскольку Рэшимо дэhитЛабшут непригодна для обретения Зивуга дэhАкаа и [обретает Зивуг] только благодаря соединению с Авиют дэШорэш, то уровень Хэсэд, Гвура, Тифэрэт не может устоять самостоятельно, а нуждается в облачении внутрь Нэцах, hОд, Есод. И поэтому считается, что уровень Ибур – это Хэсэд, Гвура, Тифэрэт и Нэцах, hОд, Есод вместе, Гимэль Го Гимэль [т.е. “три внутри трех”, см. Введение в мудрость Каббалы, четвертый абзац в Ор Шалом к п. 44, а также в Ор Шалом к п.152 и в Предисловии к книге Зоар, фрагмент Цветы, во втором абзаце комментария Сулам к п. 5)], т.е. Хэсэд, Гвура, Тифэрэт внутри Нэцах, hОд, Есод.

Ор Шалом

И поскольку Рэшимо дэhитЛабшут непригодна для обретения Зивуга дэhАкаа, потому что у нее нет Масаха.

Уровень Хэсэд, Гвура, Тифэрэт не может устоять самостоятельно, а нуждается в облачении внутрь Нэцах, hОд, Есод. Т.е. в тех же сосудах, где светит Свет Нэцах, hОд, Есод, светит также Свет Хэсэд, Гвура, Тифэрэт.

[Конец Ор Шалом]

76) И вот после того, как появились два упомянутых выше уровня, Хэсэд, Гвура, Тифэрэт внутри Нэцах, hОд, Есод, при присоединении к Зивугу Рош Высшего, и стало различимо, что это новые уровни несовместимые с Высшим, то эта различимость считается рождением, т.е. стало различимо, что здесь рождается новый Парцуф несовместимый с Высшим, и эти [уровни] нисходят и облачаются в Гуф Высшего. Если это Парцуфы трех первых Сфирот, они облачаются в три первых Сфирот дэГуф, т.е. в Хэсэд, Гвуру Тифэрэт, а если это Парцуфы Вав Кцавот, они облачаются в Вав Кцавот дэГуф, т.е. в Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод, Мальхут, находящиеся от Хазэ и ниже. И они питаются Светом от сосуда Высшего. И эта Еника [т.е. это кормление] вызывает низведение Мальхут от Мэцах [т.е. лба] к Никвэй Эйнаим [т.е. к зрачкам глаз], и тогда он вновь обретает Авиют Бхины Алеф, соединившейся с Мальхут, как это было в Парцуфах [мира] Никудим, и при этом он обретает также уровень Хэсэд, Гвура, Тифэрэт сосудов и они больше не нуждаются в сосудах Нэцах, hОд, Есод, и поэтому считается, что с помощью [ступени] Еника Хэсэд, Гвура, Тифэрэт распространяются и выходят изнутри Нэцах, hОд, Есод. И тогда у него есть весь уровень Руах. И возьмем для примера Парцуф Атик [мира] Ацилут; так вот сначала Масах [Парцуфа] Никудим благодаря своему очищению поднялся к Рош САГ [мира] Адам Кадмон, а затем была утеряна его последняя ступень Авиют и остался Масах Авиют Бхины Шореш, называющийся Мэцах, и Рэшимо дэhитЛабшут Бхины Алеф, и тогда появились два соответствующие ему уровня: Хэсэд, Гвура, Тифэрэт и Нэцах, hОд, Есод, три внутри трех, поскольку у Хэсэд, Гвуры, Тифэрэт нет сосудов, как уже говорилось. И когда стало различимо, что это новая ступень, считается, что они появились, родились и пришли на свое место, т.е. облекая [место] от Табура [мира] Адам Кадмон и ниже, будучи Парцуфом Вав Кцавот; поэтому он облекает только Вав Кцавот дэГуф, как уже говорилось. И он называется Парцуфом Атик. А затем, с помощью [ступени] Еника, когда он питается от [Парцуфа] САГ [мира] Адам Кадмон, он низводит Масах к Никвэй Эйнаим, и тогда появляются также сосуды для его Хэсэд, Гвуры, Тифэрэт, и они распространяются изнутри Нэцах, hОд, Есод. Вот и дано объяснение двум ступеням, называющимся Ибур и Еника.

Ор Шалом

Хэсэд, Гвура, Тифэрэт распространяются и выходят изнутри Нэцах, hОд, Есод. Т.е. у Хэсэд, Гвуры, Тифэрэт есть самостоятельные сосуды.

[Конец Ор Шалом]

77) А теперь дадим объяснение Парцуфу Мохин. Ведь после того, как Парцуф обрел две ступени, Ибур и Еника, он поднимается, чтобы [вознести] Майин Нуквин к Высшему, и возвращает Хохму и Бину Высшего в [положение] Паним бэПаним, и тогда они наделяют низшего свечением, низводящим Мальхут из Никвэй Эйнаим на свое собственное место, т.е. к Пэ, и тогда те три сосуда, Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут, которые упали по причине подъема Мальхут к Бине, вновь поднимаются на свою ступень, и Парцуф дополняется до всех пяти ступеней сосудов: Кэтэра, Хохмы, Бины, Тифэрэт и Мальхут, - и [всех] пяти ступеней Светов: Нэфэш, Руах, Нэшамы, Хаи, Ехиды. И именно это называется Парцуфом Мохин. Ибо три первых Света, Нэшама, Хая, Ехида, называются Мохин; например, после того, как [Парцуф] Атик полностью обрел две ступени, Ибур и Еника, являющиеся уровнями Нэфэш, Руах, он вновь поднимается к Рош САГ, чтобы [вознести] Майин Нуквин, и возвращает Хохму и Бину, находящиеся там, в [положение] Паним бэПаним; и в результате того, что Бина, находящаяся в Парцуфе Хохма, не соединяется с Мальхут, когда [Парцуф] Атик получает свое свечение, он также низводит Мальхут из своей Бины, и тогда он поднимает на свою ступень три своих сосуда, Бину вместе с Тифэрэт и Мальхут, упавшие благодаря соединению Мальхут с Биной, и [теперь] есть у него сосуды: Кэтэр, Хохма, Бина, Тифэрэт и Мальхут, - и в него могут облачиться Света: Нэфэш, Руах, Нэшама, Хая, Ехида.

Ор Шалом

И возвращает Хохму и Бину Высшего в [положение] Паним бэПаним. Пояснение. Мы учим, что устойчивым состоянием [мира] Ацилут является [положение] Паним бэАхор. Т.е. в Рош каждого Парцуфа есть Гадлут, но Има этого Рош этой [Гадлут] не желает. И такое состояние считается совершенством, пока у нее есть возможность родить низшего. Но когда низший желает [Света] Хохма, Бина вынуждена получить [Свет] Хохма, и такое состояние характеризуют [словами]: “Хохма и Бина, находящиеся в положении Паним бэПаним”. И тогда они наделяют низшего свечением, свечением АБ, низводящим Мальхут из Никвэй Эйнаим на свое собственное место, т.е. к Пэ. Это соответствует [природе Парцуфа] АБ, у которого не было Цимцум Бет, и поэтому у него были силы пользоваться сосудами получения.

[Конец Ор Шалом]

78) И когда впервые появляются эти Мохин, возникает соперничество между правой и левой [линиями] (что подробно описано выше, в пп. 29 и 30). Ибо левая линия, являющаяся носителем свечения Хохма, хочет уничтожить правую линию, являющуюся носителем Света Хасадим. И ввиду такого соперничества и соударения правой и левой [линий], происходящего в этих Мохин, они называются Мохин дэАхор. Вот и дано объяснение трем ступеням, Ибур, Еника, Мохин дэАхор.

Ор Шалом

И когда … появляются эти Мохин, возникает соперничество между правой и левой [линиями] … Здесь совершенно необходимо объяснение, т.к. мы учили это только применительно к [Парцуфу] Йисраэль Сава уТвуна, а не [применительно к ступеням] выше него. Ведь только в [Парцуфе ] Йисраэль Сава уТвуна, когда он получает свечение Хохма, должен быть также [Свет] Хасадим; напротив, Кэтэр, Хохма и Бина могут получать [Свет] без [Света] Хасадим!? На это нужно ответить, что он говорит [о том, что происходит], в самых общих чертах, и это не относится ко всем ступеням.

[Конец Ор Шалом]

79) И это соударение левой и правой линий является причиной того, что Парцуф вновь возносит Майин Нуквин к Высшему. Т.к. свечение левой линии, представляющее собой свечение Хохма, поражает и вычищает всю Авиют, имеющуюся в Парцуфе, пока Масах опять не станет таким же чистым, каким он был во время своего первого подъема к Рош Высшего, т.е. пока в нем не останется ничего кроме Авиют дэШореш и Рэшимо дэhитЛабшут Бхины Алеф, чтобы благодаря этой тождественности свойств он прилепился к Рош Высшего и чтобы после того, как он присоединится к Зивугу, происходящему в Рош Высшего, он снова обрел от Высшего Света Зивуг дэhАкаа, соответствующий Авиют Бхины Шореш и hитЛабшут Бхины Алеф, чтобы они вновь образовались в Масахе, и чтобы опять появился соответствующий ему уровень “три внутри трех”, т.е. уровень Хэсэд, Гвуры, Тифэрэт, облачившийся внутрь уровня Нэцах, hОд, Есод, что называется уровнем Ибур (как сказано выше, в п.75). Вот и объяснено, что соударение правой и левой линий, происходящее в Мохин дэАхор, вызвало возвращение Парцуфа к Высшему и новое обретение ступени Ибур от Высшего.

Ор Шалом

Соударение правой и левой линий, происходящее в Мохин дэАхор, вызвало возвращение Парцуфа к Высшему и новое обретение ступени Ибур от Высшего. Он хочет объяснить, что является причиной [появления ступеней] Ибур, Еника, Мохин дэПаним, т.к. трудно понять, как же, если уже есть Ибур, Еника и Мохин дэАхор, т.е. на ступени уже есть три первых Сфирот, мы учим, что вновь возникает состояние Ибур {ступени “Паним”}? Имеется в виду, что благодаря тому, что один поражает другого, т.е. левая линия поражает правую, а правая – левую, обе таким образом уничтожаются. Однако в этом новом объяснении не хватает ясности и его трудно понять. А в остальных местах он уже совсем не объясняет, как появились Ибур, Еника, Мохин дэПаним, но только отмечает в самых общих чертах, что точно так же, как существуют Ибур, Еника и Мохин дэАхор, существуют и Ибур, Еника и Мохин дэПаним. 

[Конец Ор Шалом]

80) А после того, как он вновь обрел ступень Ибур, он опять вышел за пределы Рош Высшего и облек Гуф Высшего, и благодаря тому, что облек его, он снова впитал Света от Высшего, и эти Света Еника [т.е. Света кормления, впитываемые Света] низвели Авиют дэШореш на ступень Авиют Бхины Алеф. Т.е. низвели Мальхут от [ступени] Мэцах в место Никвэй Эйнаим, и тогда появился соответствующий Масаху полный уровень Бхины Алеф, считающийся hитЛабшут Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, [исходящей] изнутри Нэцах, hОд, Есод (как уже говорилось в п.76). И следовательно он обрел новую ступень Еника, по сути дела, являющуюся уровнем Руах.

Ор Шалом

Полный уровень Бхины Алеф. Полнота заключается в том, что у [ступени] Хэсэд, Гвура, Тифэрэт уже есть сосуды. 

[Конец Ор Шалом]

81) И после того, как он обрел новые [ступени] Ибур и Еника, он снова поднимается, чтобы [вознести] Майин Нуквин к Высшему, и этот подъем он совершает по собственной инициативе. Ибо благодаря тому, что он соединил свою [ступень] Шореш с Биной, Тифэрэт и Мальхут Высшего (о чем говорится в п.67, посмотри, что там написано), он способен вернуться туда в любое время, когда ему нужно это сделать, и [при этом] он побуждает Хохму и Бину, находящиеся там, соединиться в [положении] Паним бэПаним (как написано ниже, в п.83), и они наделяют его свечением, низводящим Мальхут от Никвэй Эйнаим на свое место, и тогда Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут поднимаются и соединяются с ним, как прежде, и он обретает сосуды Кэтэр, Хохма, Бина, Тифэрэт и Мальхут и Света Нэфэш, Руах, Нэшама, Хая, Ехида. А чтобы снова не возникло соперничества между правой и левой линиями, средняя линия поднимается снизу и соединяет правую и левую линии, чтобы они светили вместе, чтобы [Свет] Хохма, находящийся в левой линии, облачился в [Свет] Хасадим, находящийся в правой, а [Свет] Хасадим, находящийся в правой линии присоединился к [Свету] Хохма, находящемуся в левой линии (как написано выше, в п.37); и тогда Мохин светят во всем своем совершенстве, и тогда они называются Мохин дэПаним. Вот и объяснено, каким образом по причине соударения левой и правой линий, происходящего на [ступени] Мохин дэАхор, вновь появились три ступени: Ибур, Еника и Мохин дэПаним.

Ор Шалом

И после того, как он обрел новые [ступени] Ибур и Еника, он снова поднимается, чтобы [вознести] Майин Нуквин к Высшему, и этот подъем он совершает по собственной инициативе. Поскольку у него уже есть Гальгальта вэЭйнаим, то он может подняться самостоятельно. Ибо благодаря тому, что он соединил свою [ступень] Шореш с Биной, Тифэрэт и Мальхут Высшего … Сначала его Гальгальта вэЭйнаим были соединены с Озэн, Хотэм, Пэ Высшего; поэтому, хотя Гальгальта вэЭйнаим спустились вниз, его [ступень] Шореш осталась в Озэн, Хотэм, Пэ Высшего. Он способен вернуться туда, к Озэн, Хотэм, Пэ Высшего, находившимся вместе с ним, в любое время, когда ему нужно это сделать; поэтому, когда он поднимается вверх, он побуждает Хохму и Бину, находящиеся там, соединиться в [положении] Паним бэПаним, … и тогда Бина низшего вместе с его Тифэрэт и Мальхут поднимаются и соединяются с ним.

А чтобы снова не возникло соперничества между правой и левой линиями, средняя линия поднимается снизу и соединяет правую и левую линии, чтобы они светили вместе. И необходимо разобраться, почему не произошло исправления средней линией в Мохин дэАхораим, что же это за ступень сосудов Паним, что в них также может пробудиться средняя линия? Во имя чего должны были быть исторгнуты Ибур, Еника, Мохин дэАхор, чтобы вознести Майин Нуквин и вызвать появление [ступеней] Ибур, Еника, Мохин, которым присуще исправление средней линией; почему такого исправления не происходит в Мохин дэАхораим? И вообще кто такая эта средняя линия, что она светит снизу? Этого он также не объясняет.

Вот и объяснено, каким образом по причине соударения левой и правой линий, происходящего на [ступени] Мохин дэАхор, были исторгнуты Света и снова остались [ступени] Авиют дэШореш и Алеф дэhитЛабшут. И возникает вопрос, почему он не говорит, что “последняя ступень теряется”? На это нужно ответить, что формирование ступени еще не завершилось и поэтому нельзя сказать, что “последняя ступень теряется”.

[Конец Ор Шалом]

82) И поэтому формирование любого Парцуфа завершается только после того, как он обретает [ступени] Ибур, Еника, Мохин дэАхор и Ибур, Еника, Мохин дэПаним. Ибо благодаря дополнительному очищению Масаха в [мире] Ацилут до Авиют Бхины Шореш Парцуфы [мира] Ацилут могут получить свои десять Сфирот только в три этапа, сменяющиеся один за другим и называющиеся Ибур, Еника, Мохин (о чем говорится выше, в п.72, посмотри, что там написано), а поскольку при первом появлении Мохин происходит соударение правой и левой линий, пока левая линия не очистит всю Авиют присущую Масаху, то поэтому все Света [ступеней] Ибур, Еника, Мохин, которые он обретает, исторгаются. Т.к. при уничтожении Авиют присущей Масаху Зивуг уничтожается, Света исторгаются и Парцуф возвращается к Рош Высшего, в [состояние] Ибур, и вновь обретает [ступень] три внутри трех. А затем он рождается и вновь обретает [состояние] Еника, и низводит Мальхут от Мэцах к Эйнаим, и Хэсэд, Гвура, Тифэрэт выходят изнутри Нэцах, hОд, Есод, и он вновь обретает [ступень] Руах. А затем он поднимается, чтобы [вознести] Майин Нуквин, и вновь обретает [ступени] Нэшама, Хая, Ехида, и в них уже присутствует средняя линия, соединяющая правую и левую линии друг с другом, причем они называются Мохин дэПаним, и тогда они светят и способны устоять. Ведь до того, как они они обретают [состояние] Мохин во второй раз, они не могут устоять.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments