Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. Предисловие к книге Зоар. п. 6, черновик, перепечатка запрещена

предыдущий пункт                                                                                                                      следующий пункт

И уже указали нам наши мудрецы, да будет память о них благословенна (см. Эйц Хаим [Аризаля], Шаар hаКлалим, в начале первой главы), что сотворил мир Святой [Творец], да будет Он восславлен, не для чего иного, как насладить Свои творения. И именно сюда мы должны обратить наши взоры и все наши помыслы, ибо таковы конечная цель и конец дела Сотворения мира. И нужно понять, что поскольку целью Замысла Сотворения было насладить Его создания, то из этого неминуемо следует, что Он создал в душах желание огромной величины получить то, что Он задумал им дать; ведь величина всего удовольствия и всего наслаждения измеряется силой желания его получить вплоть до того, что насколько больше желание получить, настолько больше количество удовольствия, и насколько меньше желание получить, настолько меньше удовольствие от получения. Ведь из самого Замысла Сотворения неминуемо следует необходимость создать в душах желание получать огромной величины, соизмеримое с этим великим удовольствием, которым Всемогущий задумал доставить душам наслаждение. Ведь великое удовольствие и великое желание получать совпадают и дополняют друг друга [1].

Примечания рава Авраама Брандвайна

Есть Благодать, Свет, наполнение; и есть желание, желание получать.

Благодать есть существующее, произошедшее от существующего; ее Творцу не пришлось создавать. Она [уже] существовала, это Б-жественный Свет.

А то, что Он должен был создать – это великое желание получать, чтобы по мере его увеличения, увеличивалось также и удовольствие. Чтобы мера желания соответствовала мере удовольствия.

Например, в частности, если человек придумал некую новую систему, новую систему обучения, то ему теперь нужно обдумать, какова она с точки зрения людей; ему нужно вызвать у людей желание изучить ее, чтобы они поняли, что если они будут знать ее, то получат от нее удовольствие.

Его мудрость [уже] существует у него в мозгу, и ему надлежит пробудить в сынах Адама ощущение нехватки, чтобы убедить их, насколько важна эта система. Над этим ему надо трудиться. А после того, как они твердо усвоят, что [эта система]  важна, он наделит их той [мудростью], которой он обладает.

Раз так, то само ощущение нехватки лежит вне его сущности, за пределами его человеческой мудрости. Ему надлежит придумать, [как использовать] его ради нужд других.

То, что сотворил Святой [Творец], да будет Он восславлен, как новый объект, ибо именно о новшестве говорит термин «Творец» [2], как сказано [3]: «Сотворяющий тьму» или «Сотворяющий зло»; [оно характеризуется] как новшество, как существующее, [созданное] из ничего; - это относится к ощущению нехватки, которое должно быть у творений; ведь в зависимости от силы ощущения нехватки сосуды будут получать то, что [Творец], да будет Он восславлен, хочет им дать, - Свет.

Раз так, то когда говорится «суть Сотворения», это относится к желанию получать, цель которого – стимулировать удовольствие. Сам Свет не претерпевает изменения.

Тот факт, что Свет «велик» или «мал», не зависит от Света. Любое изменение, приписываемое [Свету], согласно любому определению, зависит от получающих.

Например четверть литра воды в стакане или пол хлеба представляют собой Благодать.

Мера удовольствия зависит от едока; если он наелся и напился, то почти не получит наслаждения от трапезы. Но если он голоден и хочет пить, то испытает большее наслаждение. А если он пришел из пустыни в день хамсина, то душу свою отдаст за воду.

То есть Благодать зависит не от наполнения, а от ощущения нехватки.

Так же обстоит дело и с Торой и с познанием Творца. В Светах нет изменений. Различие в энтузиазме сынов Адама заключено в сосудах. Оно соответствует силе желания и стремления.

Поэтому, когда возжелал Творец насладить Свои творения, Ему не пришлось создавать для них какой-то особый Свет, но только ощущение нехватки, сила которого определяет удовольствие.

Примечания переводчика
--------------------------------
[1] Совпадают и дополняют друг друга – буквально: всходят на одном стебле (Бэрэйшит, 41, 5).
[2] Творец – на иврите Борэ. См. Ответ Бааль Сулама на вопрос «Что такое Борэ» и комментарий Ор Шалом рабби Баруха Ашлага.
[3] И Сотворяющий тьму, ... и Сотворяющий зло – Ешаяhу 45, 7.

предыдущий пункт                                                                                                                      следующий пункт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments