Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. Предисловие к книге Зоар. п. 6, черновик, перепечатка запрещена

предыдущий пункт                                                                                                                      следующий пункт

И уже указали нам наши мудрецы, да будет память о них благословенна (см. Эйц Хаим [Аризаля], Шаар hаКлалим, в начале первой главы), что сотворил мир Святой [Творец], да будет Он восславлен, не для чего иного, как насладить Свои творения. И именно сюда мы должны обратить наши взоры и все наши помыслы, ибо таковы конечная цель и конец дела Сотворения мира. И нужно понять, что поскольку целью Замысла Сотворения было насладить Его создания, то из этого неминуемо следует, что Он создал в душах желание огромной величины получить то, что Он задумал им дать; ведь величина всего удовольствия и всего наслаждения измеряется силой желания его получить вплоть до того, что насколько больше желание получить, настолько больше количество удовольствия, и насколько меньше желание получить, настолько меньше удовольствие от получения. Ведь из самого Замысла Сотворения неминуемо следует необходимость создать в душах желание получать огромной величины, соизмеримое с этим великим удовольствием, которым Всемогущий задумал доставить душам наслаждение. Ведь великое удовольствие и великое желание получать совпадают и дополняют друг друга [1].

Примечания рава Авраама Брандвайна

Есть Благодать, Свет, наполнение; и есть желание, желание получать.

Благодать есть существующее, произошедшее от существующего; ее Творцу не пришлось создавать. Она [уже] существовала, это Б-жественный Свет.

А то, что Он должен был создать – это великое желание получать, чтобы по мере его увеличения, увеличивалось также и удовольствие. Чтобы мера желания соответствовала мере удовольствия.

Например, в частности, если человек придумал некую новую систему, новую систему обучения, то ему теперь нужно обдумать, какова она с точки зрения людей; ему нужно вызвать у людей желание изучить ее, чтобы они поняли, что если они будут знать ее, то получат от нее удовольствие.

Его мудрость [уже] существует у него в мозгу, и ему надлежит пробудить в сынах Адама ощущение нехватки, чтобы убедить их, насколько важна эта система. Над этим ему надо трудиться. А после того, как они твердо усвоят, что [эта система]  важна, он наделит их той [мудростью], которой он обладает.

Раз так, то само ощущение нехватки лежит вне его сущности, за пределами его человеческой мудрости. Ему надлежит придумать, [как использовать] его ради нужд других.

То, что сотворил Святой [Творец], да будет Он восславлен, как новый объект, ибо именно о новшестве говорит термин «Творец» [2], как сказано [3]: «Сотворяющий тьму» или «Сотворяющий зло»; [оно характеризуется] как новшество, как существующее, [созданное] из ничего; - это относится к ощущению нехватки, которое должно быть у творений; ведь в зависимости от силы ощущения нехватки сосуды будут получать то, что [Творец], да будет Он восславлен, хочет им дать, - Свет.

Раз так, то когда говорится «суть Сотворения», это относится к желанию получать, цель которого – стимулировать удовольствие. Сам Свет не претерпевает изменения.

Тот факт, что Свет «велик» или «мал», не зависит от Света. Любое изменение, приписываемое [Свету], согласно любому определению, зависит от получающих.

Например четверть литра воды в стакане или пол хлеба представляют собой Благодать.

Мера удовольствия зависит от едока; если он наелся и напился, то почти не получит наслаждения от трапезы. Но если он голоден и хочет пить, то испытает большее наслаждение. А если он пришел из пустыни в день хамсина, то душу свою отдаст за воду.

То есть Благодать зависит не от наполнения, а от ощущения нехватки.

Так же обстоит дело и с Торой и с познанием Творца. В Светах нет изменений. Различие в энтузиазме сынов Адама заключено в сосудах. Оно соответствует силе желания и стремления.

Поэтому, когда возжелал Творец насладить Свои творения, Ему не пришлось создавать для них какой-то особый Свет, но только ощущение нехватки, сила которого определяет удовольствие.

Примечания переводчика
--------------------------------
[1] Совпадают и дополняют друг друга – буквально: всходят на одном стебле (Бэрэйшит, 41, 5).
[2] Творец – на иврите Борэ. См. Ответ Бааль Сулама на вопрос «Что такое Борэ» и комментарий Ор Шалом рабби Баруха Ашлага.
[3] И Сотворяющий тьму, ... и Сотворяющий зло – Ешаяhу 45, 7.

предыдущий пункт                                                                                                                      следующий пункт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments