Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. Введение в комментарий Сулам. Публикация двадцатая


Три вида Хохмот в [мире] Ацилут

41) Три Хохмот находятся в [мире] Ацилут. 1) Это Хохма в десяти Сфирот прямого Света, которая в Парцуфах является сокрытой Хохмой Арих Анпина. 2) Она представляет собой три первых Сфирот Бины и в Парцуфах является Абой вэИмой, а называется она Хохмой правой [линии]. 3) Она представляет собой семь нижних Сфирот Бины и в Парцуфах – это Йисраэль Сава уТвуна, а называется она Хохмой левой [линии]. И две первых Хохмот сокрыты и не светят низшим, и лишь третья Хохма, т.е. Хохма левой [линии], раскрывается в месте Мальхут, и именно Она светит Зеир Анпину и Нукве и низшим.
[Читать далее]

Ор Шалом

1) Это Хохма в десяти Сфирот прямого Света, которая в Парцуфах является сокрытой Хохмой Арих Анпина. Мы учили, что эта Хохма сокрыта и не светит. И необходимо разобраться в следующем: если Она не светит, то какую пользу приносит Ее распространение? 1. В связи с этим он формулирует такой закон: чтобы на ступени было свечение Хохма, должна существовать Хохма прямого Света! Т.е. мы учили, что все Парцуфы трех первых Сфирот [мира] Ацилут появились только ради Зеир Анпина и Нуквы; поэтому, хотя Арих Анпин наделяет Зеир Анпина и Нукву лишь свечением Хохма, тем не менее, если бы на ступени не было Хохмы прямого Света, то не существовало бы свечения Хохма.

{И нужно знать, что эту Хохму прямого Света получают три первых Сфирот [мира] Ацилут от ступени, соответствующей им и находящейся выше Табура [мира] Адам Кадмон, т.к. сами они относятся к [тому, что находится] выше Табура [мира] Адам Кадмон {и называются Сорокадвухбуквенным Именем}, потому что они находятся выше Табура [мира] Ацилут и пребывают на ступени Цимцум Алеф, и в них светит Хохма прямого Света. Следовательно все уменьшения, которые, как мы учим, происходят в них, имеют место только относительно низших и ради них.

И приведем такой пример по этому поводу: мы учили [см. Ор Шалом к п.121 Введения в мудрость Каббалы], что все Парцуфы [мира] Ацилут во время своего рождения падают в [миры] Брия, Ецира, Асия и там кормятся от Бет Дадэй Бэhэма [т.е. двух грудей животного] (представляющих собой низшие трети Нэцах, hОд [Парцуфа] Атик), и таким образом они набираются сил, чтобы подняться обратно, в [мир] Ацилут. Нахождение этих Бет Дадэй Бэhэма в [мирах] Брия, Ецира, Асия становится возможным потому, что [Парцуф] Атик – это ступень Цимцум Алеф; поэтому он способен светить низшим в [мирах] Брия, Ецира, Асия. Следовательно [Парцуф] Атик по отношению к низшим – это Цимцум Алеф. Арих Анпин по отношению к низшим – это Цимцум Бет. Т.е. разница между ними состоит только в том, каковы они по отношению к низшим. Низшие знают, что Атик распространяется в [миры] Брия, Ецира, Асия, и поэтому они могут пользоваться Бет Дадэй Бэhэма, находящимися там, в то время, как от Арих Анпина [мира] Ацилут они не могут впитать ничего. Однако о [том, каковы Парцуфы] Атик и Арих Анпин относительно самих себя, не говорят, т.к. они считаются Сорокадвухбуквенным Именем, находящимся выше Табура [мира] Адам Кадмон}.

2. Сверху всегда приходит полная ступень, т.е. Хохма прямого Света. И поскольку три первых Сфирот появились не ради самих себя, {а ради Зеир Анпина и Нуквы}, и они не нуждаются в исправлении, то в них есть эта Хохма прямого Света.

2) Она представляет собой три первых Сфирот Бины и в Парцуфах является Абой вэИмой, а называется она Хохмой правой [линии].  На самом деле, там светит [Свет] Хасадим, но Бина по своей сути – это Хохма, и поэтому она называется Хохмой правой [линии].

3) Она представляет собой семь нижних Сфирот Бины, которые уже нуждаются в свечении Хохма.

И две первых Хохмот сокрыты и не светят низшим, и лишь третья Хохма, т.е. Хохма левой [линии], раскрывается в месте Мальхут, и именно Она светит Зеир Анпину и Нукве и низшим. Мы учили, что в мире Ацилут было произведено исправление, заключающееся в том, чтобы светили не три первых Сфирот свечения Хохма, как это было в мире Никудим, но лишь Вав Кцавот свечения Хохма. И произведено оно для того, чтобы снова не произошло разбиения.

Так вот мир Ацилут делится на три ступени: маШпиа [т.е. наделяющий Благодатью], Шефа [т.е. Благодать] и мэКаблей hаШефа [т.е. получающие Благодать]. И на всех трех ступенях происходит указанное выше исправление. Это значит, что наделяющий Благодатью, а именно Кэтэр [мира] Ацилут, делится на две половины: в его Верхней половине, представляющей собой сосуды трех первых Сфирот, светит только [Свет] Хасадим; а в нижней его половине, представляющей собой сосуды семи нижних Сфирот, светит [Свет] Хохма. “Благодать”, являющаяся Биной, также делится на две половины: в ее Верхней половине, представляющей собой сосуды трех первых Сфирот Бины и называющейся Хохмой правой [линии], светит сокрытый [Свет] Хасадим; а в ее нижней половине, представляющей собой семь нижних Сфирот Бины, светит свечение Хохма. И “получающие Благодать” также делятся на две части: на их Верхнюю половину, называющуюся большими Зеир Анпином и Нуквой, и они получают [Свет] Хасадим; и на их нижнюю половину, называющуюся малыми Зеир Анпином и Нуквой, и они получают [Свет] Хохма. Следовательно есть три ступени Верхней половины и три ступени нижней половины, и вместе они составляют шесть ступеней. А поскольку на каждой ступени есть Дэхар и Нуква то в [мире] Ацилут насчитывается двенадцать Парцуфов.

Возникает вопрос: мы перечислили Кэтэра, Бину, а также Зеир Анпина и Нукву. А где же Хохма? Ответ: Хохма сокрыта и не светит внизу. Поэтому вся Благодать, находящаяся в [мире] Ацилут – это только Вав Кцавот дэХохма, даже в [Парцуфах] Атик и Арих Анпин, т.к. когда мы говорим о них, мы имеем в виду только то, чем они должны наделить Зеир Анпина и Нукву, и поэтому их Хохма называется только Хохмой левой [линии].

[Конец Ор Шалом]

42) Ведь ты уже знаешь, что Арих Анпин – это Хохма [мира] Ацилут, а Аба вэИма – это три первых Сфирот Бины [мира] Ацилут, а Йисраэль Сава уТвуна – это семь нижних Сфирот Бины [мира] Ацилут. И известно, что в Рош Арих Анпина нет ничего кроме двух Сфирот, Кэтэра и Хохмы, называющихся [по-арамейски] Китра вэХухма Стимаа [т.е. Кэтэр и сокрытая Хохма], а его Бина вышла за пределы его Рош и стала ступенью Гуф без Рош; т.е. поскольку Мальхут Мэсаемэт [т.е. завершающая свечение] поднялась и завершила Рош ниже его Хохмы, ибо по этой причине, Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут уже пребывают ниже Мальхут Мэсаемэт, находящейся в Рош (как написано выше, в п.33), то она и становится ступенью Гуф. И все эти [ступени], Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут, называются по имени Высшей ступени, заключенной в них, т.е. Бины. И поскольку она вышла из Рош и стала ступенью Гуф без Рош, она уже непригодна получать [Свет] Хохма, пока не вернется к Рош Арих Анпина.

43) И эта Бина делится на две ступени, на три первых и семь нижних Сфирот. И это потому, что ущерб от нехватки [Света] Хохма, наносимый ей при ее выходе из Рош Арих Анпина, совершенно не касается трех первых Сфирот Бины, что всегда соответствует смыслу стиха «Ки Хафец Хэсэд» [Ибо Он желает добра Миха, 7, 18, т.е. желает добра другим и не желает ничего для Себя], т.к. Бина желает только Света Хасадим, а не Света Хохма, и даже когда ее три первых Сфирот находились в Рош Арих Анпина они получали не Свет Хохма, а лишь один [Свет] Хасадим. И этот [Свет] притягивается к ней от Бины прямого Света, ибо вся ее сущность – это [Свет] Хасадим без [Света] Хохма (как написано во Введении в мудрость Каббалы, п.5). И поэтому трем первым Сфирот Бины не наносится никакого ущерба их выходом за пределы Рош, и считается, что им присуще все то же совершенство, как это было, когда они еще находились в Рош Арих Анпина, и поэтому три первых Сфирот отделились и образовали свою собственную ступень, и от них обрели исправление Высшие Аба вэИма, облекающие то, что находится от Пэ Арих Анпина и ниже, и считающиеся тремя первыми Сфирот, хотя они и находятся ниже Рош Арих Анпина. Но сущность семи нижних Сфирот Бины, проистекает не от сущности Бины, а от присоединения Зеир Анпина и Нуквы к Бине (как сказано выше, в п.26). Ибо основой сущности Зеир Анпина является свечение Хохма в [Свете] Хасадим (как написано во Введении в мудрость Каббалы, п.5); поэтому они нуждаются в свечении Хохма, чтобы наделить Зеир Анпина и Нукву, и поскольку во время выхода за пределы Рош Арих Анпина они непригодны к получению [Света] Хохма для Зеир Анпина и Нуквы, считается, что им нанесен ущерб, и поэтому отделились они от трех первых Сфирот Бины, которым присуще совершенство, и стали отдельной, самостоятельной ступенью, и от них обрел исправление Парцуф Йисраэль Сава уТвуна [мира] Ацилут, облекающий то, что находится от Хазэ Арих Анпина и ниже. Ибо они представляют собой ступень Вав Кцавот без Рош, пока Бина не возвратится к Рош Арих Анпина, и тогда они обретут три первых Сфирот.

44) Вот ты и видишь, что основная часть Хохмы находится в Рош Арих Анпина; это то, что называется сокрытой Хохмой, т.к. эта первоначальная Хохма [мира Ацилут] сокрыта в Рош Арих Анпина и не светит низшим, находящимся ниже Рош Арих Анпина. А Аба вэИма и Йисраэль Сава уТвуна – это первоначальная Бина [мира] Ацилут, называющаяся уровнем САГ дэМА, и их основой является [Свет] Хасадим, а не Хохма. И при выходе Бины за пределы Рош Арих Анпина наносится ущерб только семи нижним Сфирот Бины, являющимся [Парцуфом] Йисраэль Сава уТвуна, которые из-за этого остались с недостающими тремя первыми Сфирот. И они обретают совершенство только при возвращении Бины к Рош Арих Анпина, ибо при этом она получает [Свет] Хохма ради Зеир Анпина и Нуквы. И тогда они считаются Хохмой левой линии. Имеется в виду, что эта Хохма раскрывается только с помощью трех линий, появляющихся в [Парцуфе] Йисраэль Сава уТвуна, ибо в левой линии, находящейся среди этих трех линий, раскрывается Хохма (как говорилось выше, в п.34, посмотри, что там написано). Но хотя и три первых, и семь нижних Сфирот Бины, представляющие собой Абу вэИму и Йисраэль Сава уТвуна, вернулись к Рош Арих Анпина, Йисраэль Сава уТвуна не получают [Свет] Хохма непосредственно от сокрытой Хохмы, находящейся в Рош Арих Анпина, потому что каждая ступень получает только от Высшей ступени, примыкающей к ней. А Аба вэИма получают [Свет] Хохма от сокрытой Хохмы, находящейся в Рош Арих Анпина, и наделяют [Парцуф] Йисраэль Сава уТвуна.

45) А Аба вэИма считаются Хохмой правой [линии], потому что даже когда они находятся ниже Рош, им присуще совершенство точно так же, как это было в Рош, и они всегда выделяются [из всех сосудов, находящихся ниже Рош, и связываются] с сокрытой Хохмой, находящейся в Рош Арих Анпина. Но они не получают от нее, по сути дела, всегда являясь ступенью Ки Хафец Хэсэд hУ [Ибо Он желает добра Миха, 7, 18, т.е. желает добра другим и не желает ничего для Себя]. Об этом уже говорилось (см. также в [комментарии] Сулам [к книге Зоар на недельное чтение] Цав, п.151 и [на недельное чтение] Пинхас, п.206). Вот и дано тщательное объяснение того, что основная часть Хохмы находится в Рош Арих Анпина. Но Она сокрыта и совсем не светит ниже его Рош. А что касается свечения сокрытой Хохмы, содержащегося в Абе вэИме, то хотя они его совершенно не получают, оно считается Хохмой правой линии. А во время их возвращения в Рош они называются Высшей Хохмой. А считаются они Хохмой несмотря на то, что не получают Ее, потому, что их единство с Хохмой делает [Свет] Хасадим, находящийся в Абе вэИме, тремя первыми Сфирот, которым присуще совершенство. А Хохма, светящая на [ступени] Йисраэль Сава уТвуна, является Хохмой левой [линии], т.к. она светит в ее пределах только в левой линии. И эта Хохма [буквально: мудрость] левой линии называется тридцатью двумя стезями Мудрости (о чем написано в [книге Зоар на недельное чтение hаАзину, раздел] Идра Зута, п.73). И это Хохма, раскрывающаяся Зеир Анпину и Нукве и низшим. Но Хохма правой [линии] совершенно не светит [Светом] Хохма, а лишь только [Светом] Хасадим, ведь Аба вэИма не получают [Света] Хохма, как уже говорилось. И тем более это относится к Хохме прямого Света, находящейся в Рош Арих Анпина, которая не светит ниже его Рош, ведь по этой причине Хохма называется сокрытой. Ведь свечение Хохма раскрывается лишь только как Хохма левой [линии]. Но это не собственно Хохма, а Бина, получающая [Свет] Хохма ради Зеир Анпина и Нуквы.

Ор Шалом

И они всегда выделяются [из всех сосудов, находящихся ниже Рош, и связываются] с сокрытой Хохмой, находящейся в Рош Арих Анпина. Мы учили, что Аба вэИма вышли за пределы Арих Анпина, но благодаря их совершенству они как будто бы и не выходили. И вот это требует пространного комментария: если они выделяются вместе с сокрытой Хохмой, почему считается, что они вышли? А с другой стороны, если они вышли, то следовательно, у них нет выбора, получать [или нет], как же он говорит, что они выделяются вместе с сокрытой Хохмой?

{В другом месте мой господин, отец, учитель и рав, да будет благословенна память о праведнике [т.е. Бааль Сулам] объясняет понятие “Бина по своей сути – это Хохма”: на первый взгляд, необходимо разобраться в следующем: в конце концов Бина вышла за пределы Рош Арих Анпина, и у нее уже нет Хохмы прямого Света, светящего в Рош Арих Анпина, а если так, то что означает, что она “по своей сути – это Хохма”? На это нужно ответить, что любая ступень распространяется от соответствующей ей ступени. Следовательно эта Бина распространяется от Хохмы прямого Света. Т.е. мы учили, что Хохма прямого Света – это “по сути своей Хохма”, но в конце Ее существования она возжелала качественного сходства [с Творцом], и эта ступень, возжелавшая качественного сходства [с Творцом], называется Биной. Следовательно материалом Бины является сущность Хохмы в том смысле, что она не желает получать [Свет] Хохма. Таким образом, можно объяснить так: хотя основой Бины, вышедшей за пределы Рош, является Хохма, в смысле соответствующей ей ступени, тем не менее она не желает [Света] Хохма. Однако когда он начинает обсуждать это подробно, то оказывается, что существует следующее различие: когда мы говорим о прямом Свете, что [Бина], “по своей сути являющаяся Хохмой” не желает [Света] Хохма, она делает это по собственному выбору! А здесь у Бины нет выбора, она уже не может получать [Свет] Хохма, потому что она вышла за пределы Рош Арих Анпина. А говорим мы все это только о “ступени, соответствующей ей”}.

А что касается свечения сокрытой Хохмы, содержащегося в Абе вэИме, то хотя они его совершенно не получают {а лишь выделяются [из всех сосудов, находящихся ниже Рош, и связываются] с ним}, оно считается Хохмой правой линии. Но только сокрытый [Свет] Хасадим светит там. И необходимо разобраться, почему Аба вэИма считаются Хохмой правой [линии]. Ответ. 1. Хотя они вышли за пределы Рош Арих Анпина, тем не менее они как будто и не выходили; поэтому они считаются правой [линией], т.е. им всегда присуще совершенство. 2. Кроме этого необходимо добавить, что даже когда Аба вэИма поднимаются к Рош Арих Анпина и у них уже есть возможность получать [Свет] Хохма, они не желают Его получать, т.к. для них более важен [Свет] Хасадим, и тогда они называются Хохмой правой [линии]. {Но на самом деле, имеется в виду [Свет] Хасадим, как уже говорилось}.

А во время их возвращения в Рош они называются Высшей Хохмой. И необходимо разобраться, что означает понятие “Высшая Хохма” [буквально: Высшая мудрость]. Разве мы не учили, что Аба вэИма, когда поднимаются к трем первым Сфирот Арих Анпина, получают только свечение Хохма, называясь “Биной, возвратившейся, чтобы стать Хохмой”!? (На первый взгляд, кажется, что в словах Адмора, да будет благословенна память о праведнике [т.е. рабби Баруха Ашлага], есть противоречие; ведь сначала он говорил, что Аба вэИма, поднимаясь к трем первым Сфирот Арих Анпина, не получают [Свет а] Хохма, а здесь он сказал, что они получают!? И на это нужно ответить, что они получают не для себя, а для [Парцуфа] Йисраэль Сава у Твуна).

А считаются они Хохмой в смысле Хохмы правой [линии].

Но низшим Хохма правой [линии] совершенно не светит [Светом] Хохма, а лишь только [Светом] Хасадим.

Но это не собственно Хохма, т.е. не Хохма прямого Света.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments