Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. Введение в комментарий Сулам. Публикация двадцатая


Три вида Хохмот в [мире] Ацилут

41) Три Хохмот находятся в [мире] Ацилут. 1) Это Хохма в десяти Сфирот прямого Света, которая в Парцуфах является сокрытой Хохмой Арих Анпина. 2) Она представляет собой три первых Сфирот Бины и в Парцуфах является Абой вэИмой, а называется она Хохмой правой [линии]. 3) Она представляет собой семь нижних Сфирот Бины и в Парцуфах – это Йисраэль Сава уТвуна, а называется она Хохмой левой [линии]. И две первых Хохмот сокрыты и не светят низшим, и лишь третья Хохма, т.е. Хохма левой [линии], раскрывается в месте Мальхут, и именно Она светит Зеир Анпину и Нукве и низшим.
[Читать далее]

Ор Шалом

1) Это Хохма в десяти Сфирот прямого Света, которая в Парцуфах является сокрытой Хохмой Арих Анпина. Мы учили, что эта Хохма сокрыта и не светит. И необходимо разобраться в следующем: если Она не светит, то какую пользу приносит Ее распространение? 1. В связи с этим он формулирует такой закон: чтобы на ступени было свечение Хохма, должна существовать Хохма прямого Света! Т.е. мы учили, что все Парцуфы трех первых Сфирот [мира] Ацилут появились только ради Зеир Анпина и Нуквы; поэтому, хотя Арих Анпин наделяет Зеир Анпина и Нукву лишь свечением Хохма, тем не менее, если бы на ступени не было Хохмы прямого Света, то не существовало бы свечения Хохма.

{И нужно знать, что эту Хохму прямого Света получают три первых Сфирот [мира] Ацилут от ступени, соответствующей им и находящейся выше Табура [мира] Адам Кадмон, т.к. сами они относятся к [тому, что находится] выше Табура [мира] Адам Кадмон {и называются Сорокадвухбуквенным Именем}, потому что они находятся выше Табура [мира] Ацилут и пребывают на ступени Цимцум Алеф, и в них светит Хохма прямого Света. Следовательно все уменьшения, которые, как мы учим, происходят в них, имеют место только относительно низших и ради них.

И приведем такой пример по этому поводу: мы учили [см. Ор Шалом к п.121 Введения в мудрость Каббалы], что все Парцуфы [мира] Ацилут во время своего рождения падают в [миры] Брия, Ецира, Асия и там кормятся от Бет Дадэй Бэhэма [т.е. двух грудей животного] (представляющих собой низшие трети Нэцах, hОд [Парцуфа] Атик), и таким образом они набираются сил, чтобы подняться обратно, в [мир] Ацилут. Нахождение этих Бет Дадэй Бэhэма в [мирах] Брия, Ецира, Асия становится возможным потому, что [Парцуф] Атик – это ступень Цимцум Алеф; поэтому он способен светить низшим в [мирах] Брия, Ецира, Асия. Следовательно [Парцуф] Атик по отношению к низшим – это Цимцум Алеф. Арих Анпин по отношению к низшим – это Цимцум Бет. Т.е. разница между ними состоит только в том, каковы они по отношению к низшим. Низшие знают, что Атик распространяется в [миры] Брия, Ецира, Асия, и поэтому они могут пользоваться Бет Дадэй Бэhэма, находящимися там, в то время, как от Арих Анпина [мира] Ацилут они не могут впитать ничего. Однако о [том, каковы Парцуфы] Атик и Арих Анпин относительно самих себя, не говорят, т.к. они считаются Сорокадвухбуквенным Именем, находящимся выше Табура [мира] Адам Кадмон}.

2. Сверху всегда приходит полная ступень, т.е. Хохма прямого Света. И поскольку три первых Сфирот появились не ради самих себя, {а ради Зеир Анпина и Нуквы}, и они не нуждаются в исправлении, то в них есть эта Хохма прямого Света.

2) Она представляет собой три первых Сфирот Бины и в Парцуфах является Абой вэИмой, а называется она Хохмой правой [линии].  На самом деле, там светит [Свет] Хасадим, но Бина по своей сути – это Хохма, и поэтому она называется Хохмой правой [линии].

3) Она представляет собой семь нижних Сфирот Бины, которые уже нуждаются в свечении Хохма.

И две первых Хохмот сокрыты и не светят низшим, и лишь третья Хохма, т.е. Хохма левой [линии], раскрывается в месте Мальхут, и именно Она светит Зеир Анпину и Нукве и низшим. Мы учили, что в мире Ацилут было произведено исправление, заключающееся в том, чтобы светили не три первых Сфирот свечения Хохма, как это было в мире Никудим, но лишь Вав Кцавот свечения Хохма. И произведено оно для того, чтобы снова не произошло разбиения.

Так вот мир Ацилут делится на три ступени: маШпиа [т.е. наделяющий Благодатью], Шефа [т.е. Благодать] и мэКаблей hаШефа [т.е. получающие Благодать]. И на всех трех ступенях происходит указанное выше исправление. Это значит, что наделяющий Благодатью, а именно Кэтэр [мира] Ацилут, делится на две половины: в его Верхней половине, представляющей собой сосуды трех первых Сфирот, светит только [Свет] Хасадим; а в нижней его половине, представляющей собой сосуды семи нижних Сфирот, светит [Свет] Хохма. “Благодать”, являющаяся Биной, также делится на две половины: в ее Верхней половине, представляющей собой сосуды трех первых Сфирот Бины и называющейся Хохмой правой [линии], светит сокрытый [Свет] Хасадим; а в ее нижней половине, представляющей собой семь нижних Сфирот Бины, светит свечение Хохма. И “получающие Благодать” также делятся на две части: на их Верхнюю половину, называющуюся большими Зеир Анпином и Нуквой, и они получают [Свет] Хасадим; и на их нижнюю половину, называющуюся малыми Зеир Анпином и Нуквой, и они получают [Свет] Хохма. Следовательно есть три ступени Верхней половины и три ступени нижней половины, и вместе они составляют шесть ступеней. А поскольку на каждой ступени есть Дэхар и Нуква то в [мире] Ацилут насчитывается двенадцать Парцуфов.

Возникает вопрос: мы перечислили Кэтэра, Бину, а также Зеир Анпина и Нукву. А где же Хохма? Ответ: Хохма сокрыта и не светит внизу. Поэтому вся Благодать, находящаяся в [мире] Ацилут – это только Вав Кцавот дэХохма, даже в [Парцуфах] Атик и Арих Анпин, т.к. когда мы говорим о них, мы имеем в виду только то, чем они должны наделить Зеир Анпина и Нукву, и поэтому их Хохма называется только Хохмой левой [линии].

[Конец Ор Шалом]

42) Ведь ты уже знаешь, что Арих Анпин – это Хохма [мира] Ацилут, а Аба вэИма – это три первых Сфирот Бины [мира] Ацилут, а Йисраэль Сава уТвуна – это семь нижних Сфирот Бины [мира] Ацилут. И известно, что в Рош Арих Анпина нет ничего кроме двух Сфирот, Кэтэра и Хохмы, называющихся [по-арамейски] Китра вэХухма Стимаа [т.е. Кэтэр и сокрытая Хохма], а его Бина вышла за пределы его Рош и стала ступенью Гуф без Рош; т.е. поскольку Мальхут Мэсаемэт [т.е. завершающая свечение] поднялась и завершила Рош ниже его Хохмы, ибо по этой причине, Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут уже пребывают ниже Мальхут Мэсаемэт, находящейся в Рош (как написано выше, в п.33), то она и становится ступенью Гуф. И все эти [ступени], Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут, называются по имени Высшей ступени, заключенной в них, т.е. Бины. И поскольку она вышла из Рош и стала ступенью Гуф без Рош, она уже непригодна получать [Свет] Хохма, пока не вернется к Рош Арих Анпина.

43) И эта Бина делится на две ступени, на три первых и семь нижних Сфирот. И это потому, что ущерб от нехватки [Света] Хохма, наносимый ей при ее выходе из Рош Арих Анпина, совершенно не касается трех первых Сфирот Бины, что всегда соответствует смыслу стиха «Ки Хафец Хэсэд» [Ибо Он желает добра Миха, 7, 18, т.е. желает добра другим и не желает ничего для Себя], т.к. Бина желает только Света Хасадим, а не Света Хохма, и даже когда ее три первых Сфирот находились в Рош Арих Анпина они получали не Свет Хохма, а лишь один [Свет] Хасадим. И этот [Свет] притягивается к ней от Бины прямого Света, ибо вся ее сущность – это [Свет] Хасадим без [Света] Хохма (как написано во Введении в мудрость Каббалы, п.5). И поэтому трем первым Сфирот Бины не наносится никакого ущерба их выходом за пределы Рош, и считается, что им присуще все то же совершенство, как это было, когда они еще находились в Рош Арих Анпина, и поэтому три первых Сфирот отделились и образовали свою собственную ступень, и от них обрели исправление Высшие Аба вэИма, облекающие то, что находится от Пэ Арих Анпина и ниже, и считающиеся тремя первыми Сфирот, хотя они и находятся ниже Рош Арих Анпина. Но сущность семи нижних Сфирот Бины, проистекает не от сущности Бины, а от присоединения Зеир Анпина и Нуквы к Бине (как сказано выше, в п.26). Ибо основой сущности Зеир Анпина является свечение Хохма в [Свете] Хасадим (как написано во Введении в мудрость Каббалы, п.5); поэтому они нуждаются в свечении Хохма, чтобы наделить Зеир Анпина и Нукву, и поскольку во время выхода за пределы Рош Арих Анпина они непригодны к получению [Света] Хохма для Зеир Анпина и Нуквы, считается, что им нанесен ущерб, и поэтому отделились они от трех первых Сфирот Бины, которым присуще совершенство, и стали отдельной, самостоятельной ступенью, и от них обрел исправление Парцуф Йисраэль Сава уТвуна [мира] Ацилут, облекающий то, что находится от Хазэ Арих Анпина и ниже. Ибо они представляют собой ступень Вав Кцавот без Рош, пока Бина не возвратится к Рош Арих Анпина, и тогда они обретут три первых Сфирот.

44) Вот ты и видишь, что основная часть Хохмы находится в Рош Арих Анпина; это то, что называется сокрытой Хохмой, т.к. эта первоначальная Хохма [мира Ацилут] сокрыта в Рош Арих Анпина и не светит низшим, находящимся ниже Рош Арих Анпина. А Аба вэИма и Йисраэль Сава уТвуна – это первоначальная Бина [мира] Ацилут, называющаяся уровнем САГ дэМА, и их основой является [Свет] Хасадим, а не Хохма. И при выходе Бины за пределы Рош Арих Анпина наносится ущерб только семи нижним Сфирот Бины, являющимся [Парцуфом] Йисраэль Сава уТвуна, которые из-за этого остались с недостающими тремя первыми Сфирот. И они обретают совершенство только при возвращении Бины к Рош Арих Анпина, ибо при этом она получает [Свет] Хохма ради Зеир Анпина и Нуквы. И тогда они считаются Хохмой левой линии. Имеется в виду, что эта Хохма раскрывается только с помощью трех линий, появляющихся в [Парцуфе] Йисраэль Сава уТвуна, ибо в левой линии, находящейся среди этих трех линий, раскрывается Хохма (как говорилось выше, в п.34, посмотри, что там написано). Но хотя и три первых, и семь нижних Сфирот Бины, представляющие собой Абу вэИму и Йисраэль Сава уТвуна, вернулись к Рош Арих Анпина, Йисраэль Сава уТвуна не получают [Свет] Хохма непосредственно от сокрытой Хохмы, находящейся в Рош Арих Анпина, потому что каждая ступень получает только от Высшей ступени, примыкающей к ней. А Аба вэИма получают [Свет] Хохма от сокрытой Хохмы, находящейся в Рош Арих Анпина, и наделяют [Парцуф] Йисраэль Сава уТвуна.

45) А Аба вэИма считаются Хохмой правой [линии], потому что даже когда они находятся ниже Рош, им присуще совершенство точно так же, как это было в Рош, и они всегда выделяются [из всех сосудов, находящихся ниже Рош, и связываются] с сокрытой Хохмой, находящейся в Рош Арих Анпина. Но они не получают от нее, по сути дела, всегда являясь ступенью Ки Хафец Хэсэд hУ [Ибо Он желает добра Миха, 7, 18, т.е. желает добра другим и не желает ничего для Себя]. Об этом уже говорилось (см. также в [комментарии] Сулам [к книге Зоар на недельное чтение] Цав, п.151 и [на недельное чтение] Пинхас, п.206). Вот и дано тщательное объяснение того, что основная часть Хохмы находится в Рош Арих Анпина. Но Она сокрыта и совсем не светит ниже его Рош. А что касается свечения сокрытой Хохмы, содержащегося в Абе вэИме, то хотя они его совершенно не получают, оно считается Хохмой правой линии. А во время их возвращения в Рош они называются Высшей Хохмой. А считаются они Хохмой несмотря на то, что не получают Ее, потому, что их единство с Хохмой делает [Свет] Хасадим, находящийся в Абе вэИме, тремя первыми Сфирот, которым присуще совершенство. А Хохма, светящая на [ступени] Йисраэль Сава уТвуна, является Хохмой левой [линии], т.к. она светит в ее пределах только в левой линии. И эта Хохма [буквально: мудрость] левой линии называется тридцатью двумя стезями Мудрости (о чем написано в [книге Зоар на недельное чтение hаАзину, раздел] Идра Зута, п.73). И это Хохма, раскрывающаяся Зеир Анпину и Нукве и низшим. Но Хохма правой [линии] совершенно не светит [Светом] Хохма, а лишь только [Светом] Хасадим, ведь Аба вэИма не получают [Света] Хохма, как уже говорилось. И тем более это относится к Хохме прямого Света, находящейся в Рош Арих Анпина, которая не светит ниже его Рош, ведь по этой причине Хохма называется сокрытой. Ведь свечение Хохма раскрывается лишь только как Хохма левой [линии]. Но это не собственно Хохма, а Бина, получающая [Свет] Хохма ради Зеир Анпина и Нуквы.

Ор Шалом

И они всегда выделяются [из всех сосудов, находящихся ниже Рош, и связываются] с сокрытой Хохмой, находящейся в Рош Арих Анпина. Мы учили, что Аба вэИма вышли за пределы Арих Анпина, но благодаря их совершенству они как будто бы и не выходили. И вот это требует пространного комментария: если они выделяются вместе с сокрытой Хохмой, почему считается, что они вышли? А с другой стороны, если они вышли, то следовательно, у них нет выбора, получать [или нет], как же он говорит, что они выделяются вместе с сокрытой Хохмой?

{В другом месте мой господин, отец, учитель и рав, да будет благословенна память о праведнике [т.е. Бааль Сулам] объясняет понятие “Бина по своей сути – это Хохма”: на первый взгляд, необходимо разобраться в следующем: в конце концов Бина вышла за пределы Рош Арих Анпина, и у нее уже нет Хохмы прямого Света, светящего в Рош Арих Анпина, а если так, то что означает, что она “по своей сути – это Хохма”? На это нужно ответить, что любая ступень распространяется от соответствующей ей ступени. Следовательно эта Бина распространяется от Хохмы прямого Света. Т.е. мы учили, что Хохма прямого Света – это “по сути своей Хохма”, но в конце Ее существования она возжелала качественного сходства [с Творцом], и эта ступень, возжелавшая качественного сходства [с Творцом], называется Биной. Следовательно материалом Бины является сущность Хохмы в том смысле, что она не желает получать [Свет] Хохма. Таким образом, можно объяснить так: хотя основой Бины, вышедшей за пределы Рош, является Хохма, в смысле соответствующей ей ступени, тем не менее она не желает [Света] Хохма. Однако когда он начинает обсуждать это подробно, то оказывается, что существует следующее различие: когда мы говорим о прямом Свете, что [Бина], “по своей сути являющаяся Хохмой” не желает [Света] Хохма, она делает это по собственному выбору! А здесь у Бины нет выбора, она уже не может получать [Свет] Хохма, потому что она вышла за пределы Рош Арих Анпина. А говорим мы все это только о “ступени, соответствующей ей”}.

А что касается свечения сокрытой Хохмы, содержащегося в Абе вэИме, то хотя они его совершенно не получают {а лишь выделяются [из всех сосудов, находящихся ниже Рош, и связываются] с ним}, оно считается Хохмой правой линии. Но только сокрытый [Свет] Хасадим светит там. И необходимо разобраться, почему Аба вэИма считаются Хохмой правой [линии]. Ответ. 1. Хотя они вышли за пределы Рош Арих Анпина, тем не менее они как будто и не выходили; поэтому они считаются правой [линией], т.е. им всегда присуще совершенство. 2. Кроме этого необходимо добавить, что даже когда Аба вэИма поднимаются к Рош Арих Анпина и у них уже есть возможность получать [Свет] Хохма, они не желают Его получать, т.к. для них более важен [Свет] Хасадим, и тогда они называются Хохмой правой [линии]. {Но на самом деле, имеется в виду [Свет] Хасадим, как уже говорилось}.

А во время их возвращения в Рош они называются Высшей Хохмой. И необходимо разобраться, что означает понятие “Высшая Хохма” [буквально: Высшая мудрость]. Разве мы не учили, что Аба вэИма, когда поднимаются к трем первым Сфирот Арих Анпина, получают только свечение Хохма, называясь “Биной, возвратившейся, чтобы стать Хохмой”!? (На первый взгляд, кажется, что в словах Адмора, да будет благословенна память о праведнике [т.е. рабби Баруха Ашлага], есть противоречие; ведь сначала он говорил, что Аба вэИма, поднимаясь к трем первым Сфирот Арих Анпина, не получают [Свет а] Хохма, а здесь он сказал, что они получают!? И на это нужно ответить, что они получают не для себя, а для [Парцуфа] Йисраэль Сава у Твуна).

А считаются они Хохмой в смысле Хохмы правой [линии].

Но низшим Хохма правой [линии] совершенно не светит [Светом] Хохма, а лишь только [Светом] Хасадим.

Но это не собственно Хохма, т.е. не Хохма прямого Света.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments