Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. Введение в комментарий Сулам. Публикация шестнадцатая


Исправление линий в семи нижних Сфирот и [Парцуфе] Йисраэль Сава уТвуна

27) И поэтому первым исправлением, в котором нуждаются семь нижних Сфирот, является прежде всего низведение свойств Атрибута Суда присущих Мальхут, присоединившейся к этим Сфирот, т.е. попросту говоря, нужно притянуть свечение от Хохмы и Бины [мира] Адам Кадмон, низводящее Мальхут от Бины и возвращающее ее на свое место (о чем написано выше, в п.18), ибо тогда возвращаются три сосуда, Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут, [каждый] к [своей] Сфире и становятся левой линией, а оставшиеся Кэтэр и Хохма стали правой линией, и поскольку эта ступень дополнилась, став пятью сосудами Кэтэр, Хохма, Бина, Тифэрэт и Мальхут, возвращаются к ней все пять Светов Нэфэш, Руах, Нэшама, Хая, Ехида (об этом написано там же); и [таким образом] возвратился Свет Хохма к этой ступени. И тогда средняя линия может объединить эти две линии друг с другом и довести ступень до совершенства всеми необходимыми ей исправлениями.

[Читать далее]

Ор Шалом


Ибо тогда возвращаются три сосуда, Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут, [каждый] к [своей] Сфире и становятся левой линией, а оставшиеся Кэтэр и Хохма стали правой линией. Три сосуда, Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут, поскольку находились за пределами своей ступени, уже не являются столь значимыми, как Хохма и Бина, никогда не бывшие за пределами ступени. И исходя из этого Гальгальта вэЭйнаим считаются ступенью, находящейся справа, а поднявшиеся Озэн, Хотэм, Пэ считаются ступенью, находящейся слева.


[Конец Ор Шалом]


28) А вторым исправлением является укрепление Парса (упомянутого выше, в п.16, посмотри, что там написано), являющегося силой, завершающей Мальхут, поднявшуюся к Бине, таким образом, что она никогда не будет уничтожена, и даже когда Мальхут нисходит от Бины, остается сила, завершающая ее в месте Бины, и Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут, присоединяясь к [своей] ступени, должны подняться выше Парса и там присоединиться к [своей] ступени, однако находясь внизу, под Парса, они не могут присоединиться к [своей] ступени, хотя Мальхут уже низошла оттуда, т.к. сила, завершающая ее, остается и после того, как она низошла оттуда.


Ор Шалом


А вторым исправлением является укрепление Парса … таким образом, что [его сила] никогда не будет уничтожена, и даже когда Мальхут нисходит от Бины, остается сила, завершающая ее в месте Бины, и Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут, присоединяясь к [своей] ступени, должны подняться выше Парса. В другом месте он объясняет это так: то, что, как мы учили, происходит Зивуг АБ САГ и нижняя [буква] Кэй [Четырехбуквенного Имени] нисходит, и поэтому Парса и Масах уничтожаются, - все это имеет место лишь постольку, поскольку низший может подняться выше Парса, однако Свет не спускается ниже Парса.

И поскольку Парса, на самом деле, не уничтожился в мире Никудим, то этим вызвано разбиение сосудов, т.к. семь нижних Сфирот [мира] Никудим посчитали, что Парса уничтожен, и поэтому притянули Свет под Парса, чтобы получить с альтруистической мотивацией, но поскольку Свет АБ не спускается ниже Табура {используется термин “ниже Парса”}, то ниже Парса нет сил получать с альтруистической мотивацией.

Следовательно под Зивугом АБ САГ, низводящим нижнюю [букву] Кэй [Четырехбуквенного Имени], подразумевают, что Высший дает низшему силы, чтобы он смог получать с альтруистической мотивацией. Но Свет АБ дает такие силы только выше Парса, т.к Он распространяется только там.


И по этой причине происходит исправление в мире Ацилут, чтобы знали, что запрещено притягивать Свет под Парса, но сосуды, находящиеся внизу, должны подняться выше Парса, и там может светить Свет АБ. И необходимо разобраться, как могут сосуды, находящиеся ниже Табура, подняться выше Табура. Если их ступень – это то, что находится ниже Табура, то что означает, что они поднимаются выше Табура? Но мы учили, что после разбиения соединились сосуды, находящиеся выше Парса и являющиеся сосудами Паним, альтруистическими сосудами, с сосудами Ахораим, находящимися ниже Парса, и они образовали друг с другом единое целое. Следовательно, когда происходит Зивуг АБ САГ, он помогает сосудам Гальгальта вэЭйнаим, {сосудам Паним}, к которым присоединилась часть, проистекающая от Озэн, Хотэм, Пэ {т.е. от сосудов получения}, подняться в [мир] Ацилут, и происходит это потому, что место сосудов Паним – в [мире] Ацилут, выше Парса. Следовательно, на самом деле, поднимаются сосуды Паним, но к ним присоединилась часть, проистекающая от сосудов получения, и [состояние] Гадлут возникает в [мире] Ацилут всецело благодаря этому. Об этом написано: А вторым исправлением является укрепление Парса … таким образом, что [его сила] никогда не будет уничтожена.


[Конец Ор Шалом]


29) И когда Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут поднимаются выше Парса и присоединяются к [своей] ступени, они, на самом деле, не становятся единой ступенью с двумя сосудами Кэтэр и Хохма, т.к. сохраняется различие между двумя сосудами Кэтэр и Хохма, которым не было причинено никакого вреда, т.к. они не выходили за пределы своей ступени, и тремя сосудами Бина, Тифэрэт и Мальхут, вышедшими за пределы своей ступени и претерпевшими ущерб во время Катнут, а теперь возвратившимися. И это различие делает их двумя линиями, правой и левой, ибо Кэтэр и Хохма ступени стали правой линией, а Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут этой ступени стали левой линией (что написано в [книге Зоар на недельное чтение] Ваякhель, п.130, начиная со слов “И это” [точнее, начиная со слов “И это” в комментарии Сулам к п.131, но там цитируются и объясняются слова из п.130]).


Ор Шалом


И когда Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут поднимаются выше Парса ... , они, на самом деле, не становятся одной ступенью с двумя сосудами Кэтэр и Хохма. И возникает следующее затруднение: из этого следует, что у Бины вместе с Тифэрэт и Мальхут есть только пол-линии!? Но разве мы не учили, что существование Кэтэра  и Хохмы без Бины, Тифэрэт и Мальхут возможно, а Бины, Тифэрэт и Мальхут без Кэтэра и Хохмы мы не обнаруживаем, т.к. каждая ступень должна начинаться со своего Рош, а не с середины!? На это нужно ответить следующее: 1. Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут соединяются с Гальгальтой вэЭйнаим, но в то же время Гальгальта вэЭйнаим не соединяются с ними. Т.е. Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут получают от сосудов правой линии, и поэтому считается, что у них есть все сосуды, но правая линия остается в [Свете] Хасадим и не желает [Света] Хохма; поэтому считается, что она не соединяется с [сосудами левой линии]. 2. На самом деле, мы учим, что каждый Зивуг происходит с другой Авиют и в других сосудах. Т.е. когда мы говорим, что Озэн, Хотэм, Пэ поднялись к [своей] ступени, это означает, что произошел Зивуг с полной ступенью, на которой есть Хохма, Бина, Даат, Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод. Следовательно, когда мы учим, что Озэн, Хотэм, Пэ соединились со [своей] ступенью, это не значит, что они соединились с предыдущими Гальгальтой вэЭйнаим времени [ступени] Еника, но это означает, что теперь Зивуг происходит с новой ступенью, на которой есть также Озэн, Хотэм, Пэ.


[Конец Ор Шалом]


30) И это различие, а также эти правая и левая [стороны] не связаны с каким-то местом, Б-же упаси, т.к. Духовное находится над пространством и над временем, но это различие означает, что они не желают соединяться друг с другом. И [слово] «правый» означает Свет Хасадим, а «левый» означает Свет Хохма. А дело в том, что Кэтэр и Хохма ступени во время Катнут остаются в ее пределах со Светом Хасадим, и во время Гадлут им достаточно быть в этом Свете Хасадим, т.е. и после того, как Мальхут низошла от Бины, потому что этому Свету не наносится ущерб, как уже говорилось, а они не желают получать Свет Хохма; и три первых Сфирот теперь возвращаются на эту ступень одновременно с возращением на эту ступень Бины вместе с Тифэрэт и Мальхут (о чем говорится выше, в п.18), и поэтому Кэтэр и Хохма считаются правой линией, т.е. Светом Хасадим. А эти Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут, которые во время своего возвращения на ступень принесли с собой туда Свет Хохма и три первых Сфирот, не желают соединяться с Кэтэром и Хохмой, потому что [Кэтэр и Хохма] обретают силу в Свете Хасадим, бывшем у них во время Катнут, а Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут придают большее значение Свету Хохма, теперь достигшему этой ступени. И поэтому они считаются левой линией, поскольку они обретают силу в Свете Хохма.


Ор Шалом


Что Кэтэру и Хохме ... и во время Гадлут достаточно быть в этом Свете Хасадим, ибо надо сказать, что им присуще исправление «Ки Хафец Хэсэд» (Ибо Он желает добра [Миха, 7, 18, т.е. желает добра другим и не желает ничего для Себя]), т.е. и после того, как Мальхут низошла от Бины, и на ступени уже есть Свет Хохма, потому что этому Свету не наносится ущерб, как уже говорилось; и необходимо разобраться, чему в Свете может быть нанесен ущерб. На это нужно ответить, что говорится о сосудах Кэтэр и Хохма. Сначала, во время Катнут, в них был только Свет Хасадим и он был важен для них. И когда приходит Свет Хохма, Свету Хасадим в этих сосудах не наносится ущерба, но Он сохраняет ту же значимость, какая была раньше. Но возникает следующее затруднение: разве мы не учили, что [Свету] Хасадим семи нижних Сфирот не присуще исправление линий. Им не присуще совершенство «Ки Хафец Хэсэд, и все их исправление состоит в том, что они получают [Свет] Хохма, а если так, то как можно сказать, Свету Хасадим не наносится ущерб даже во время Гадлут?


А Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут придают большее значение Свету Хохма, теперь достигшему этой ступени. И поэтому они считаются левой линией, поскольку они сначала были за пределами ступени и поскольку они обретают силу в Свете Хохма, и поэтому они не желают соединяться с Кэтэром и Хохмой.


[Конец Ор Шалом]


31) И это различие между правой линией и левой линией рассматривается также как соперничество правой и левой [линий] (о чем написано в [книге Зоар на недельное чтение] Бэрэйшит, [т.] 1, стр.57, начиная со слов «И об этом»; а также в [книге Зоар на недельное чтение Нассо], Идра Рабба, п.214, [сс. 128 - 129]), ибо правая линия, обретающая силу в [Свете] Хасадим, хочет уничтожить Свет Хохма, находящийся в левой линии, и установить власть одного только Света Хасадим. А левая линия, обретающая силу в Свете Хохма, хочет уничтожить Свет Хасадим, находящийся в правой линии, и установить власть Света Хохма. И из-за этого соперничества оба [Света] не светят, т.к. Свету Хасадим, находящемуся в правой линии, не достает Света Хохма, и это подобно Гуф без Рош. А Свет Хохма, находящийся в левой линии, представляет собой абсолютную тьму, потому что Свет Хохма не может светить без [Света] Хасадим (о чем написано в [книге Зоар на недельное чтение] Бэрэйшит, [т.] 1, стр.47, начиная со слова «Появилась»).


Ор Барух


Правая линия, обретающая силу в [Свете] Хасадим, хочет уничтожить Свет Хохма, находящийся в левой линии, и установить власть одного только Света Хасадим. А левая линия, обретающая силу в Свете Хохма, хочет уничтожить Свет Хасадим, находящийся в правой линии, и установить власть Света Хохма. Действительно, левая линия подчиняется с помощью Масаха дэХирик, но что касается правой линии, почему она впоследствии хочет получать [Свет] Хохма от левой [линии]? Почему она меняет свой путь? (Ответы на эти вопросы см. В Ор Шалом к п.32).


И это подобно Гуф без Рош. Кто считает правую линию Гуф без Рош? Она самодостаточна, т.е. у нее [Свет] Хасадим – это Рош! С другой стороны, почему она не получает [Свет] Хохма от левой [линии]?


Ор Шалом


А левая линия … хочет уничтожить Свет Хасадим, находящийся в правой линии, и установить власть Света Хохма также и в правой линии.


Однако трудно понять, какова причина того, что в Зеир Анпине прямого Света Хохма и Хасадим сосуществуют и не хотят уничтожить друг друга, а здесь – наоборот. На это нужно ответить, что поскольку здесь во время Катнут появился только один [Свет] Хасадим на ступени «Ки Хафец Хэсэд» (Ибо Он желает добра [Миха, 7, 18, т.е. желает добра другим и не желает ничего для Себя]); то Его [сосуды] не нуждаются в [Свете] Хохма, а с другой стороны, у [Света] Хохма, появившегося от Зивуга АБ САГ, нет связи со [Светом] Хасадим, и поэтому [Света как бы] хотят уничтожить друг друга. 


[Конец Ор Шалом]


32) И это соперничество можно прекратить только с помощью исправления средней линией, возникающей благодаря низшему, возносящему туда Майин Нуквин [т.е. женские воды, молитву], что, по сути дела, является средней линией, т.к. происходит Зивуг Высшего Света с Масахом низшего, называющимся Масах дэХирик, и появляется соответствующий ему уровень [Света] Хасадим, ибо в этом суть средней линии, т.к., с одной стороны, этот Масах уменьшает три первых Сфирот левой линии, а с другой стороны, он увеличивает Свет Хасадим, и этими двумя способами он принуждает левую линию объединиться с правой линией, и из этого следует, что Свет Вав Кцавот [буквально: шести концов, т.е. шести Сфирот Зеир Анпина] дэХохма левой линии облачается в [Свет] Хасадим правой линии, так что теперь Он может светить, и дополняется левая линия. И Свет Хасадим, находящийся в правой линии, также объединяется со [Светом] Хохма, находящимся в левой линии, и следовательно Он таким образом обретает Свет трех первых Сфирот, и дополняется правая линия. Вот ты и видишь, как средняя линия дополняет две линии, правую и левую. Вот и объяснено в самых общих чертах исправление трех линий, происходящее в семи низших Сфирот.


Ор Шалом


Этот Масах уменьшает три первых Сфирот левой линии, … и из этого следует, что Свет Вав Кцавот [буквально: шести концов, т.е. шести Сфирот Зеир Анпина] дэХохма левой линии облачается в [Свет] Хасадим правой линии. … И Свет Хасадим, находящийся в правой линии, также объединяется со [Светом] Хохма, находящимся в левой линии. Пояснение. Масах дэХирик уничтожил три первых Сфирот [Света] Хохма, и таким образом образовалось место для того, чтобы получить Свет Хасадим, т.к. все время, пока светили три первых Сфирот [Света] Хохма, это было несовместимо со [Светом] Хасадим, а теперь вместо трех первых Сфирот [Света] Хохма левая линия пользуется [Светом] Хасадим; следовательно у нее есть и [Свет] Хохма, и [Свет] Хасадим.

Но необходимо разобраться, кто вынуждает правую линию, противящуюся получению Света Хохма, теперь получить Свет Хохма?  Чтобы объяснить это скажу так: сначала надо понять природу соперничества между правой линией и левой линией: суть дела в том, что [Свет] Хасадим и три первых Сфирот [Света] Хохма противостоят друг другу, потому что [Свет] Хасадим приходит в альтруистические сосуды в то время, как Свет Хохма приходит в сосуды получения. И хотя три первых Сфирот [Света] Хохма без [Света] Хасадим называются “тьмой”, {и это относится именно к Зеир Анпину, поскольку он нуждается в Свете Хасадим в свечении Хохма; такова его основа; поэтому ему Свет Хохма не может светить без [Света] Хасадим, но выше Зеир Анпина [Свет] Хохма может светить без [Света] Хасадим}, но левая линия не может уступить существование объекта, называемого тремя первыми Сфирот [Света] Хохма, и спорит, что основной является цель творения, заключающаяся в том, чтобы “облагодетельствовать Его создания”; поэтому левая линия противится получению [Света] Хасадим, т.к. если она получит [Свет] Хасадим, будут уничтожены три первых Сфирот [Света] Хохма. И именно потому она хочет властвовать, чтобы [Свет] Хасадим не уничтожил три первых Сфирот [Света] Хохма. И об этом написано в п.31: “А левая линия, обретающая силу в Свете Хохма, хочет уничтожить Свет Хасадим, находящийся в правой линии, и установить власть Света Хохма … А Свет Хохма, находящийся в левой линии, представляет собой абсолютную тьму, потому что Свет Хохма не может светить без [Света] Хасадим”.


С другой стороны, [Свет] Хасадим, находящийся в правой линии, важен для правой линии, хотя он подобен Гуф без Рош, т.е. ему не достает совершенства, и поэтому правая линия противится получению трех первых Сфирот [Света] Хохма. Т.к. если она их получит, то ступень [Света] Хасадим будет полностью уничтожена. {А причина того, что [Свет] Хасадим пребывает в несовершенном состоянии, заключается в том, что [Свет] Хасадим без [Света] Хохма в Зеир Анпине называется Вав Кцавот [буквально: шесть концов] и ему не достает совершенства, и об этом написано в п.31: “Т.к. Свету Хасадим, находящемуся в правой линии, не достает Света Хохма, и это подобно Гуф без Рош”}.

Выходит, что две линии соперничают друг с другом: [сосуды Света] Хасадим не желают, чтобы три первых Сфирот [Света] Хохма уничтожили Его, а [сосуды] трех первых Сфирот [Света] Хохма также не хотят, чтобы [Свет] Хасадим уничтожил их [Света]. И об этом в п.31 написано: “Ибо правая линия, обретающая силу в [Свете] Хасадим, хочет уничтожить Свет Хохма, находящийся в левой линии, и установить власть одного только Света Хасадим. А левая линия, обретающая силу в Свете Хохма, хочет уничтожить Свет Хасадим, находящийся в правой линии, и установить власть Света Хохма”.


Однако конец этого соперничества приходит благодаря средней линии, совершающей исправление, называющееся “Масах дэХирик”. И этот Масах дэХирик уничтожает три первых Сфирот [Света] Хохма с помощью Атрибута Суда, называющегося “Диним дэмаНула” [т.е. свойства Атрибута Суда сокрытия, буквально замка; см. Предисловие к книге Зоар, п.44, стр.59; маНула (замок) – это Мальхут, поднявшаяся в Никвэй Эйнаим] (это будет объяснено ниже). Благодаря этому выходит, что левой линии нечего терять, т.к. у нее все равно нет трех первых Сфирот [Света] Хохма, а раз так, то всего ее страха, - что если она получит [Свет] Хасадим, то потеряет три первых Сфирот [Света] Хохма, - как не бывало. Поэтому ей стоит теперь получить [Свет] Хасадим, чтобы Он дополнил ее и чтобы благодаря Ему она больше не была во тьме, но могла пользоваться своим [Светом] Хохма.  И об этом написано: “Т.к., с одной стороны, этот Масах уменьшает три первых Сфирот левой линии, а с другой стороны, он увеличивает Свет Хасадим, и этими двумя способами он принуждает левую линию объединиться с правой линией, и из этого следует, что Свет Вав Кцавот [буквально: шести концов, т.е. шести Сфирот Зеир Анпина] дэХохма левой линии облачается в [Свет] Хасадим правой линии, так что теперь Он может светить, и дополняется левая линия”.

С другой стороны, поскольку уничтожены три первых Сфирот [Света] Хохма, [сосуды Света] Хасадим теперь могут получить [Свет] Хохма, т.к. Вав Кцавот [Света] Хохма не противостоят [Свету] Хасадим и не уничтожают Его. И об этом написано: “И Свет Хасадим, находящийся в правой линии, также объединяется со [Светом] Хохма, находящимся в левой линии, и следовательно Он таким образом обретает Свет трех первых Сфирот, и дополняется правая линия”.

Следовательно благодаря уменьшению трех первых Сфирот [Света] Хохма, произведенному Масахом дэХирик, две линии объединились друг с другом. Поэтому выходит, что как в правой линии есть и [Свет] Хохма, и [Свет] Хасадим, так и в левой линии есть и [Свет] Хохма, и [Свет] Хасадим.

А теперь объясним, что такое Масах дэХирик, действие которого заключается в пробуждении Атрибута Суда. А сначала объясним, что такое “маНула умаФтеха” [т.е. сокрытие и раскрытие, буквально замок и ключ; см. Предисловие к книге Зоар, п.44, стр.59]: после того, как Мальхут соединилась с Биной, мы называем ее именем “древо познания добра и зла” [Бэрэйшит 2, 9]. И [рабби Еhуда Ашлаг] объясняет в [комментарии] Сулам: “чистое – это добро”, т.е. Атрибут Милосердия раскрывается наружу, а Атрибут Суда сокрыт. “Нечистое – это зло”, т.е. Атрибут Милосердия сокрыт, а Атрибут Суда раскрыт. {И уже известно, что Атрибут Суда называется “получающим ради получения”, а Атрибут Милосердия – это альтруистическая ступень}. И чтобы разобраться в этом, приведу пример: иногда человек понимает, что главное в жизни – это Духовное, а через мгновение он понимает иное: главным является материальное… Сначала в нем раскрылся Атрибут Милосердия, т.е. ему присуще только альтруистическое желание, а затем, по какой-то причине, сокрылся Атрибут Милосердия и раскрылся Атрибут Суда, т.е. он снова занимается получением.

Так вот мы учили, что [Свет] Хохма может светить с помощью Мальхут, подслащенной Биной. И эта Мальхут называется “маФтеха” [т.е. ключом]; это имя означает, что она открывает каналы Благодати и при этом Свет Хохма может достичь низших. Но когда низший, т.е. средняя линия, пробуждает Атрибут Суда, т.е. сосуд получения, этот Свет исторгается. Поэтому Атрибут Суда называется “маНула” [т.е. замком], т.к. Он закрывает каналы Благодати. И чтобы Свет опять стал светить, нужно снова пробудить Атрибут Милосердия, называющийся “маФтеха”, и тогда можно соединить две линии друг с другом.

И именно так должно объясняться изречение наших мудрецов, да будет память о них благословенна: “Переданы [слова]: с Небес половины не дают” [Вавилонский Талмуд, трактат Санhедрин, стр. 64А, приблизительное цитирование; т.е. Небеса не дают полового влечения без искушения использовать его ненадлежащим образом]. Пояснение. Согласно переданному нам, с Небес дают не пол-дела, а лишь все полностью. Поэтому, когда приходит Свет, приходят три первых Сфирот [Света] Хохма, и с помощью Масаха дэХирик, пробуждающего Атрибут Суда, Свет исторгается, и тогда от него можно получить Вав Кцавот [буквально: шесть концов, т.е. шесть Сфирот Зеир Анпина] [Света] Хохма.


Но необходимо разобраться, разве не запрещено пользоваться Атрибутом Суда!? И действительно мы находим, что в [книге] Зоар на недельное чтение Кэдошим, в п.114, [стр.37] задается такой вопрос: известно, что Килаим [в данном случае смешение шерсти и льна] запрещены, но в Цицит они разрешены. И необходимо разобраться, почему. А причина этому такова: в месте заповеди Килаим разрешены. И, на первый взгляд, вызывает удивление то, что если Килаим запрещены, то почему же в месте заповеди они разрешены? На это [рабби Еhуда Ашлаг в своем комментарии Сулам] отвечает так (там же, на стр.42, строка 1 [эта тема обсуждается в конце стр. 40 и в начале стр.41, в комментарии к п.123]): запрещено пользоваться Атрибутом Суда, т.е. запрещено получать ради получения. Если пробуждают Атрибут Суда, чтобы больше получить, то это запрещено. Но если пробуждают Атрибут Суда, чтобы не получать, то это разрешено. И это называется Килаим “в месте заповеди”. Из этого следует, что Масах дэХирик пробуждает Атрибут Суда, чтобы три первых Сфирот [Света] Хохма были исторгнуты. Затем он притягивает только часть, т.е. Вав Кцавот [Света] Хохма. А мы учили, что Вав Кцавот [Света] Хохма и [Свет] Хасадим могут жить в одной клетке [используется выражение из Вавилонского Талмуда, трактат Кетубот, стр.72А: нельзя ожидать, чтобы кто-то жил в одной клетке со змеей]; поэтому на ступени есть как [Свет] Хохма, так и [Свет] Хасадим. {Напротив, когда присутствуют три первых Сфирот [Света] Хохма, нет места [Свету] Хасадим}.

А теперь, основываясь на всех приведенных выше объяснениях, вернемся к п.31 и проясним более четко сказанное там: И из-за этого соперничества оба [Света] не светят, т.к. Свету Хасадим, находящемуся в правой линии, не достает Света Хохма, и это подобно Гуф без Рош. И исходя из этого, необходимо разобраться, почему правая линия хочет уничтожить [Свет] Хохма, если без Него она – это “Гуф без Рош”. А Свет Хохма, находящийся в левой линии, представляет собой абсолютную тьму, потому что Свет Хохма не может светить без [Света] Хасадим. Левая линия называется Озэн, Хотэм, Пэ. И необходимо разобраться, кто поднял Озэн, Хотэм, Пэ. Мы учили, что Гальгальта вэЭйнаим, называющиеся правой линией, у которых был [Свет] Хасадим, подняли Озэн, Хотэм, Пэ сосудов. И на первый взгляд, вызывает удивление следующее: если они подняли Озэн, Хотэм, Пэ сосудов, то почему они хотят уничтожить Свет Хохма, находящийся в правой линии? Ответ. [Сосуды Света] Хасадим, т.е. ступени Кэтэр и Хохма, поскольку они представляют собой “Гуф без Рош”, притянули Озэн, Хотэм, Пэ, и благодаря им пришел Свет Хохма, называющийся левой [линией]. Но Свет Хохма пришел во всей полноте, т.е. пришли три первых Сфирот [Света] Хохма. А поскольку присутствуют три первых Сфирот [Света] Хохма, то [сосуды Света Хасадим] не хотят Им пользоваться, поскольку Он может уничтожить их собственную ступень, т.е. [сосуды Света] Хасадим; поэтому они хотят уничтожить [Свет] Хохма. С другой стороны, если они уничтожат [Свет] Хохма, то они останутся в состоянии “Гуф без Рош”, Вав Кцавот [буквально: шесть концов, т.е. шесть Сфирот Зеир Анпина], как это было вначале… Следовательно соперничество сотоит в том, что [сосуды] не могут пользоваться [Светом] правой линии и даже [Светом] левой линии.

А дело в том, что ситуация, когда каждый хочет уничтожить другого, соответствует следующей иллюстрации, в которой человек сомневается и не знает, что решить: если он будет пользоваться только [Светом] Хасадим без [Света] Хохма, {потому что Ему не наносилось ущерба и [поэтому] Ему присуще совершенство, как сказано выше, в п.29}, то он будет ощущать нехватку, ибо [Свет] Хасадим – это Вав Кцавот без Рош”, а великий Свет, которого там не достает, - это Свет Хохма. Поэтому он притянул [Свет] Хохма. Но использование [Света] Хохма без [Света] Хасадим – это состояние тьмы, а также нехватки Света Хасадим, которому ни разу не было нанесено ущерба… А если он будет пользоваться обоими [Светами] вместе, то разве один не уничтожит другого, как уже говорилось? … В конце концов, производится исправление средней линии, как сказано выше.

{В дополнение приведем слова Адмора, да будет благословенна память о праведнике [т.е. рава Баруха Ашлага], сказанные по другому поводу: Рав говорит, что разбиение сосудов было вызвано тем, что семи нижним Сфирот [мира] Никудим не было присуще исправления линий. Простое объяснение этого в самых общих чертах таково: поскольку исправления линий не было в сосудах Паним, то сосуды Паним также разбились. Т.е. поскольку они не были удовлетворены [состоянием] Катнут, то они получили Свет Хохма во время Гадлут. И считается, что таким образом альтруистические сосуды соединились с сосудами получения, и поэтому они разбились. Но в трех первых Сфирот [мира] Никудим не произошло разбиения, т.к. им было присуще исправление линий, и поэтому они были удовлетворены, будучи в состоянии «Ки Хафец Хэсэд» (Ибо Он желает добра [Миха, 7, 18, т.е. желает добра другим и не желает ничего для Себя])}.

Другое простое объяснение: исправление линий означает Вав Кцавот [буквально: шесть концов, т.е. шесть Сфирот Зеир Анпина] [Света] Хохма. И соответственно если бы Зеир Анпину было присуще исправление линий, т.е.если бы [там] светили только Вав Кцавот [Света] Хохма, то было бы невозможно разбиение [сосудов], т.к. этот Свет не светит [мирам] Брия, Ецира, Асия. А на самом деле, три первых Сфирот [Света] Хохма были в мире Никудим. Т.е. “Бина, возвратившаяся, чтобы быть Хохмой”, полностью получила ступень свечения Хохма. А здесь, в [мире] Ацилут, “Бина, возвратившаяся, чтобы быть Хохмой”, также притянула [Свет] Хохма, а когда что-то притягивают, это приходит полностью, т.е. [включая] три первых Сфирот [Света] Хохма, только три первых Сфирот не получают, а получают лишь Вав Кцавот [Света] Хохма, а вместо трех первых Сфирот светит [Свет] Хасадим.

Однако трудно понять, как в мире Никудим получили [Свет] Хасадим вместе с тремя первыми Сфирот [Света] Хохма; разве мы не учили, что они несовместимы друг с другом?


[Редакционное примечание к заключительным словам]

(Пояснение. [Свет] Гадлут, бывший в мире Никудим, был притянут в соответствии с Рэшимот, [находящимися] ниже Табура Гальгальты, которые, как известно, притягивают [Свет] Хасадим со свечением Хохма; и об этом он спрашивает: каким образом, с одной стороны, они притянули три первых Сфирот свечения Хохма, а с другой стороны, они притянули также [Свет] Хасадим; разве эти [Света] совместимы друг с другом? А если сказать, что действительно не было [Света] Хасадим, то должна была бы быть “тьма”, т.к. [Свет] Хохма без [Света] Хасадим не может светить, а мы не учили, что была тьма на [ступени] Гадлут [мира] Никудим!?)


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments