Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. Введение в комментарий Сулам. Публикация шестнадцатая


Исправление линий в семи нижних Сфирот и [Парцуфе] Йисраэль Сава уТвуна

27) И поэтому первым исправлением, в котором нуждаются семь нижних Сфирот, является прежде всего низведение свойств Атрибута Суда присущих Мальхут, присоединившейся к этим Сфирот, т.е. попросту говоря, нужно притянуть свечение от Хохмы и Бины [мира] Адам Кадмон, низводящее Мальхут от Бины и возвращающее ее на свое место (о чем написано выше, в п.18), ибо тогда возвращаются три сосуда, Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут, [каждый] к [своей] Сфире и становятся левой линией, а оставшиеся Кэтэр и Хохма стали правой линией, и поскольку эта ступень дополнилась, став пятью сосудами Кэтэр, Хохма, Бина, Тифэрэт и Мальхут, возвращаются к ней все пять Светов Нэфэш, Руах, Нэшама, Хая, Ехида (об этом написано там же); и [таким образом] возвратился Свет Хохма к этой ступени. И тогда средняя линия может объединить эти две линии друг с другом и довести ступень до совершенства всеми необходимыми ей исправлениями.

[Читать далее]

Ор Шалом


Ибо тогда возвращаются три сосуда, Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут, [каждый] к [своей] Сфире и становятся левой линией, а оставшиеся Кэтэр и Хохма стали правой линией. Три сосуда, Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут, поскольку находились за пределами своей ступени, уже не являются столь значимыми, как Хохма и Бина, никогда не бывшие за пределами ступени. И исходя из этого Гальгальта вэЭйнаим считаются ступенью, находящейся справа, а поднявшиеся Озэн, Хотэм, Пэ считаются ступенью, находящейся слева.


[Конец Ор Шалом]


28) А вторым исправлением является укрепление Парса (упомянутого выше, в п.16, посмотри, что там написано), являющегося силой, завершающей Мальхут, поднявшуюся к Бине, таким образом, что она никогда не будет уничтожена, и даже когда Мальхут нисходит от Бины, остается сила, завершающая ее в месте Бины, и Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут, присоединяясь к [своей] ступени, должны подняться выше Парса и там присоединиться к [своей] ступени, однако находясь внизу, под Парса, они не могут присоединиться к [своей] ступени, хотя Мальхут уже низошла оттуда, т.к. сила, завершающая ее, остается и после того, как она низошла оттуда.


Ор Шалом


А вторым исправлением является укрепление Парса … таким образом, что [его сила] никогда не будет уничтожена, и даже когда Мальхут нисходит от Бины, остается сила, завершающая ее в месте Бины, и Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут, присоединяясь к [своей] ступени, должны подняться выше Парса. В другом месте он объясняет это так: то, что, как мы учили, происходит Зивуг АБ САГ и нижняя [буква] Кэй [Четырехбуквенного Имени] нисходит, и поэтому Парса и Масах уничтожаются, - все это имеет место лишь постольку, поскольку низший может подняться выше Парса, однако Свет не спускается ниже Парса.

И поскольку Парса, на самом деле, не уничтожился в мире Никудим, то этим вызвано разбиение сосудов, т.к. семь нижних Сфирот [мира] Никудим посчитали, что Парса уничтожен, и поэтому притянули Свет под Парса, чтобы получить с альтруистической мотивацией, но поскольку Свет АБ не спускается ниже Табура {используется термин “ниже Парса”}, то ниже Парса нет сил получать с альтруистической мотивацией.

Следовательно под Зивугом АБ САГ, низводящим нижнюю [букву] Кэй [Четырехбуквенного Имени], подразумевают, что Высший дает низшему силы, чтобы он смог получать с альтруистической мотивацией. Но Свет АБ дает такие силы только выше Парса, т.к Он распространяется только там.


И по этой причине происходит исправление в мире Ацилут, чтобы знали, что запрещено притягивать Свет под Парса, но сосуды, находящиеся внизу, должны подняться выше Парса, и там может светить Свет АБ. И необходимо разобраться, как могут сосуды, находящиеся ниже Табура, подняться выше Табура. Если их ступень – это то, что находится ниже Табура, то что означает, что они поднимаются выше Табура? Но мы учили, что после разбиения соединились сосуды, находящиеся выше Парса и являющиеся сосудами Паним, альтруистическими сосудами, с сосудами Ахораим, находящимися ниже Парса, и они образовали друг с другом единое целое. Следовательно, когда происходит Зивуг АБ САГ, он помогает сосудам Гальгальта вэЭйнаим, {сосудам Паним}, к которым присоединилась часть, проистекающая от Озэн, Хотэм, Пэ {т.е. от сосудов получения}, подняться в [мир] Ацилут, и происходит это потому, что место сосудов Паним – в [мире] Ацилут, выше Парса. Следовательно, на самом деле, поднимаются сосуды Паним, но к ним присоединилась часть, проистекающая от сосудов получения, и [состояние] Гадлут возникает в [мире] Ацилут всецело благодаря этому. Об этом написано: А вторым исправлением является укрепление Парса … таким образом, что [его сила] никогда не будет уничтожена.


[Конец Ор Шалом]


29) И когда Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут поднимаются выше Парса и присоединяются к [своей] ступени, они, на самом деле, не становятся единой ступенью с двумя сосудами Кэтэр и Хохма, т.к. сохраняется различие между двумя сосудами Кэтэр и Хохма, которым не было причинено никакого вреда, т.к. они не выходили за пределы своей ступени, и тремя сосудами Бина, Тифэрэт и Мальхут, вышедшими за пределы своей ступени и претерпевшими ущерб во время Катнут, а теперь возвратившимися. И это различие делает их двумя линиями, правой и левой, ибо Кэтэр и Хохма ступени стали правой линией, а Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут этой ступени стали левой линией (что написано в [книге Зоар на недельное чтение] Ваякhель, п.130, начиная со слов “И это” [точнее, начиная со слов “И это” в комментарии Сулам к п.131, но там цитируются и объясняются слова из п.130]).


Ор Шалом


И когда Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут поднимаются выше Парса ... , они, на самом деле, не становятся одной ступенью с двумя сосудами Кэтэр и Хохма. И возникает следующее затруднение: из этого следует, что у Бины вместе с Тифэрэт и Мальхут есть только пол-линии!? Но разве мы не учили, что существование Кэтэра  и Хохмы без Бины, Тифэрэт и Мальхут возможно, а Бины, Тифэрэт и Мальхут без Кэтэра и Хохмы мы не обнаруживаем, т.к. каждая ступень должна начинаться со своего Рош, а не с середины!? На это нужно ответить следующее: 1. Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут соединяются с Гальгальтой вэЭйнаим, но в то же время Гальгальта вэЭйнаим не соединяются с ними. Т.е. Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут получают от сосудов правой линии, и поэтому считается, что у них есть все сосуды, но правая линия остается в [Свете] Хасадим и не желает [Света] Хохма; поэтому считается, что она не соединяется с [сосудами левой линии]. 2. На самом деле, мы учим, что каждый Зивуг происходит с другой Авиют и в других сосудах. Т.е. когда мы говорим, что Озэн, Хотэм, Пэ поднялись к [своей] ступени, это означает, что произошел Зивуг с полной ступенью, на которой есть Хохма, Бина, Даат, Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод. Следовательно, когда мы учим, что Озэн, Хотэм, Пэ соединились со [своей] ступенью, это не значит, что они соединились с предыдущими Гальгальтой вэЭйнаим времени [ступени] Еника, но это означает, что теперь Зивуг происходит с новой ступенью, на которой есть также Озэн, Хотэм, Пэ.


[Конец Ор Шалом]


30) И это различие, а также эти правая и левая [стороны] не связаны с каким-то местом, Б-же упаси, т.к. Духовное находится над пространством и над временем, но это различие означает, что они не желают соединяться друг с другом. И [слово] «правый» означает Свет Хасадим, а «левый» означает Свет Хохма. А дело в том, что Кэтэр и Хохма ступени во время Катнут остаются в ее пределах со Светом Хасадим, и во время Гадлут им достаточно быть в этом Свете Хасадим, т.е. и после того, как Мальхут низошла от Бины, потому что этому Свету не наносится ущерб, как уже говорилось, а они не желают получать Свет Хохма; и три первых Сфирот теперь возвращаются на эту ступень одновременно с возращением на эту ступень Бины вместе с Тифэрэт и Мальхут (о чем говорится выше, в п.18), и поэтому Кэтэр и Хохма считаются правой линией, т.е. Светом Хасадим. А эти Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут, которые во время своего возвращения на ступень принесли с собой туда Свет Хохма и три первых Сфирот, не желают соединяться с Кэтэром и Хохмой, потому что [Кэтэр и Хохма] обретают силу в Свете Хасадим, бывшем у них во время Катнут, а Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут придают большее значение Свету Хохма, теперь достигшему этой ступени. И поэтому они считаются левой линией, поскольку они обретают силу в Свете Хохма.


Ор Шалом


Что Кэтэру и Хохме ... и во время Гадлут достаточно быть в этом Свете Хасадим, ибо надо сказать, что им присуще исправление «Ки Хафец Хэсэд» (Ибо Он желает добра [Миха, 7, 18, т.е. желает добра другим и не желает ничего для Себя]), т.е. и после того, как Мальхут низошла от Бины, и на ступени уже есть Свет Хохма, потому что этому Свету не наносится ущерб, как уже говорилось; и необходимо разобраться, чему в Свете может быть нанесен ущерб. На это нужно ответить, что говорится о сосудах Кэтэр и Хохма. Сначала, во время Катнут, в них был только Свет Хасадим и он был важен для них. И когда приходит Свет Хохма, Свету Хасадим в этих сосудах не наносится ущерба, но Он сохраняет ту же значимость, какая была раньше. Но возникает следующее затруднение: разве мы не учили, что [Свету] Хасадим семи нижних Сфирот не присуще исправление линий. Им не присуще совершенство «Ки Хафец Хэсэд, и все их исправление состоит в том, что они получают [Свет] Хохма, а если так, то как можно сказать, Свету Хасадим не наносится ущерб даже во время Гадлут?


А Бина вместе с Тифэрэт и Мальхут придают большее значение Свету Хохма, теперь достигшему этой ступени. И поэтому они считаются левой линией, поскольку они сначала были за пределами ступени и поскольку они обретают силу в Свете Хохма, и поэтому они не желают соединяться с Кэтэром и Хохмой.


[Конец Ор Шалом]


31) И это различие между правой линией и левой линией рассматривается также как соперничество правой и левой [линий] (о чем написано в [книге Зоар на недельное чтение] Бэрэйшит, [т.] 1, стр.57, начиная со слов «И об этом»; а также в [книге Зоар на недельное чтение Нассо], Идра Рабба, п.214, [сс. 128 - 129]), ибо правая линия, обретающая силу в [Свете] Хасадим, хочет уничтожить Свет Хохма, находящийся в левой линии, и установить власть одного только Света Хасадим. А левая линия, обретающая силу в Свете Хохма, хочет уничтожить Свет Хасадим, находящийся в правой линии, и установить власть Света Хохма. И из-за этого соперничества оба [Света] не светят, т.к. Свету Хасадим, находящемуся в правой линии, не достает Света Хохма, и это подобно Гуф без Рош. А Свет Хохма, находящийся в левой линии, представляет собой абсолютную тьму, потому что Свет Хохма не может светить без [Света] Хасадим (о чем написано в [книге Зоар на недельное чтение] Бэрэйшит, [т.] 1, стр.47, начиная со слова «Появилась»).


Ор Барух


Правая линия, обретающая силу в [Свете] Хасадим, хочет уничтожить Свет Хохма, находящийся в левой линии, и установить власть одного только Света Хасадим. А левая линия, обретающая силу в Свете Хохма, хочет уничтожить Свет Хасадим, находящийся в правой линии, и установить власть Света Хохма. Действительно, левая линия подчиняется с помощью Масаха дэХирик, но что касается правой линии, почему она впоследствии хочет получать [Свет] Хохма от левой [линии]? Почему она меняет свой путь? (Ответы на эти вопросы см. В Ор Шалом к п.32).


И это подобно Гуф без Рош. Кто считает правую линию Гуф без Рош? Она самодостаточна, т.е. у нее [Свет] Хасадим – это Рош! С другой стороны, почему она не получает [Свет] Хохма от левой [линии]?


Ор Шалом


А левая линия … хочет уничтожить Свет Хасадим, находящийся в правой линии, и установить власть Света Хохма также и в правой линии.


Однако трудно понять, какова причина того, что в Зеир Анпине прямого Света Хохма и Хасадим сосуществуют и не хотят уничтожить друг друга, а здесь – наоборот. На это нужно ответить, что поскольку здесь во время Катнут появился только один [Свет] Хасадим на ступени «Ки Хафец Хэсэд» (Ибо Он желает добра [Миха, 7, 18, т.е. желает добра другим и не желает ничего для Себя]); то Его [сосуды] не нуждаются в [Свете] Хохма, а с другой стороны, у [Света] Хохма, появившегося от Зивуга АБ САГ, нет связи со [Светом] Хасадим, и поэтому [Света как бы] хотят уничтожить друг друга. 


[Конец Ор Шалом]


32) И это соперничество можно прекратить только с помощью исправления средней линией, возникающей благодаря низшему, возносящему туда Майин Нуквин [т.е. женские воды, молитву], что, по сути дела, является средней линией, т.к. происходит Зивуг Высшего Света с Масахом низшего, называющимся Масах дэХирик, и появляется соответствующий ему уровень [Света] Хасадим, ибо в этом суть средней линии, т.к., с одной стороны, этот Масах уменьшает три первых Сфирот левой линии, а с другой стороны, он увеличивает Свет Хасадим, и этими двумя способами он принуждает левую линию объединиться с правой линией, и из этого следует, что Свет Вав Кцавот [буквально: шести концов, т.е. шести Сфирот Зеир Анпина] дэХохма левой линии облачается в [Свет] Хасадим правой линии, так что теперь Он может светить, и дополняется левая линия. И Свет Хасадим, находящийся в правой линии, также объединяется со [Светом] Хохма, находящимся в левой линии, и следовательно Он таким образом обретает Свет трех первых Сфирот, и дополняется правая линия. Вот ты и видишь, как средняя линия дополняет две линии, правую и левую. Вот и объяснено в самых общих чертах исправление трех линий, происходящее в семи низших Сфирот.


Ор Шалом


Этот Масах уменьшает три первых Сфирот левой линии, … и из этого следует, что Свет Вав Кцавот [буквально: шести концов, т.е. шести Сфирот Зеир Анпина] дэХохма левой линии облачается в [Свет] Хасадим правой линии. … И Свет Хасадим, находящийся в правой линии, также объединяется со [Светом] Хохма, находящимся в левой линии. Пояснение. Масах дэХирик уничтожил три первых Сфирот [Света] Хохма, и таким образом образовалось место для того, чтобы получить Свет Хасадим, т.к. все время, пока светили три первых Сфирот [Света] Хохма, это было несовместимо со [Светом] Хасадим, а теперь вместо трех первых Сфирот [Света] Хохма левая линия пользуется [Светом] Хасадим; следовательно у нее есть и [Свет] Хохма, и [Свет] Хасадим.

Но необходимо разобраться, кто вынуждает правую линию, противящуюся получению Света Хохма, теперь получить Свет Хохма?  Чтобы объяснить это скажу так: сначала надо понять природу соперничества между правой линией и левой линией: суть дела в том, что [Свет] Хасадим и три первых Сфирот [Света] Хохма противостоят друг другу, потому что [Свет] Хасадим приходит в альтруистические сосуды в то время, как Свет Хохма приходит в сосуды получения. И хотя три первых Сфирот [Света] Хохма без [Света] Хасадим называются “тьмой”, {и это относится именно к Зеир Анпину, поскольку он нуждается в Свете Хасадим в свечении Хохма; такова его основа; поэтому ему Свет Хохма не может светить без [Света] Хасадим, но выше Зеир Анпина [Свет] Хохма может светить без [Света] Хасадим}, но левая линия не может уступить существование объекта, называемого тремя первыми Сфирот [Света] Хохма, и спорит, что основной является цель творения, заключающаяся в том, чтобы “облагодетельствовать Его создания”; поэтому левая линия противится получению [Света] Хасадим, т.к. если она получит [Свет] Хасадим, будут уничтожены три первых Сфирот [Света] Хохма. И именно потому она хочет властвовать, чтобы [Свет] Хасадим не уничтожил три первых Сфирот [Света] Хохма. И об этом написано в п.31: “А левая линия, обретающая силу в Свете Хохма, хочет уничтожить Свет Хасадим, находящийся в правой линии, и установить власть Света Хохма … А Свет Хохма, находящийся в левой линии, представляет собой абсолютную тьму, потому что Свет Хохма не может светить без [Света] Хасадим”.


С другой стороны, [Свет] Хасадим, находящийся в правой линии, важен для правой линии, хотя он подобен Гуф без Рош, т.е. ему не достает совершенства, и поэтому правая линия противится получению трех первых Сфирот [Света] Хохма. Т.к. если она их получит, то ступень [Света] Хасадим будет полностью уничтожена. {А причина того, что [Свет] Хасадим пребывает в несовершенном состоянии, заключается в том, что [Свет] Хасадим без [Света] Хохма в Зеир Анпине называется Вав Кцавот [буквально: шесть концов] и ему не достает совершенства, и об этом написано в п.31: “Т.к. Свету Хасадим, находящемуся в правой линии, не достает Света Хохма, и это подобно Гуф без Рош”}.

Выходит, что две линии соперничают друг с другом: [сосуды Света] Хасадим не желают, чтобы три первых Сфирот [Света] Хохма уничтожили Его, а [сосуды] трех первых Сфирот [Света] Хохма также не хотят, чтобы [Свет] Хасадим уничтожил их [Света]. И об этом в п.31 написано: “Ибо правая линия, обретающая силу в [Свете] Хасадим, хочет уничтожить Свет Хохма, находящийся в левой линии, и установить власть одного только Света Хасадим. А левая линия, обретающая силу в Свете Хохма, хочет уничтожить Свет Хасадим, находящийся в правой линии, и установить власть Света Хохма”.


Однако конец этого соперничества приходит благодаря средней линии, совершающей исправление, называющееся “Масах дэХирик”. И этот Масах дэХирик уничтожает три первых Сфирот [Света] Хохма с помощью Атрибута Суда, называющегося “Диним дэмаНула” [т.е. свойства Атрибута Суда сокрытия, буквально замка; см. Предисловие к книге Зоар, п.44, стр.59; маНула (замок) – это Мальхут, поднявшаяся в Никвэй Эйнаим] (это будет объяснено ниже). Благодаря этому выходит, что левой линии нечего терять, т.к. у нее все равно нет трех первых Сфирот [Света] Хохма, а раз так, то всего ее страха, - что если она получит [Свет] Хасадим, то потеряет три первых Сфирот [Света] Хохма, - как не бывало. Поэтому ей стоит теперь получить [Свет] Хасадим, чтобы Он дополнил ее и чтобы благодаря Ему она больше не была во тьме, но могла пользоваться своим [Светом] Хохма.  И об этом написано: “Т.к., с одной стороны, этот Масах уменьшает три первых Сфирот левой линии, а с другой стороны, он увеличивает Свет Хасадим, и этими двумя способами он принуждает левую линию объединиться с правой линией, и из этого следует, что Свет Вав Кцавот [буквально: шести концов, т.е. шести Сфирот Зеир Анпина] дэХохма левой линии облачается в [Свет] Хасадим правой линии, так что теперь Он может светить, и дополняется левая линия”.

С другой стороны, поскольку уничтожены три первых Сфирот [Света] Хохма, [сосуды Света] Хасадим теперь могут получить [Свет] Хохма, т.к. Вав Кцавот [Света] Хохма не противостоят [Свету] Хасадим и не уничтожают Его. И об этом написано: “И Свет Хасадим, находящийся в правой линии, также объединяется со [Светом] Хохма, находящимся в левой линии, и следовательно Он таким образом обретает Свет трех первых Сфирот, и дополняется правая линия”.

Следовательно благодаря уменьшению трех первых Сфирот [Света] Хохма, произведенному Масахом дэХирик, две линии объединились друг с другом. Поэтому выходит, что как в правой линии есть и [Свет] Хохма, и [Свет] Хасадим, так и в левой линии есть и [Свет] Хохма, и [Свет] Хасадим.

А теперь объясним, что такое Масах дэХирик, действие которого заключается в пробуждении Атрибута Суда. А сначала объясним, что такое “маНула умаФтеха” [т.е. сокрытие и раскрытие, буквально замок и ключ; см. Предисловие к книге Зоар, п.44, стр.59]: после того, как Мальхут соединилась с Биной, мы называем ее именем “древо познания добра и зла” [Бэрэйшит 2, 9]. И [рабби Еhуда Ашлаг] объясняет в [комментарии] Сулам: “чистое – это добро”, т.е. Атрибут Милосердия раскрывается наружу, а Атрибут Суда сокрыт. “Нечистое – это зло”, т.е. Атрибут Милосердия сокрыт, а Атрибут Суда раскрыт. {И уже известно, что Атрибут Суда называется “получающим ради получения”, а Атрибут Милосердия – это альтруистическая ступень}. И чтобы разобраться в этом, приведу пример: иногда человек понимает, что главное в жизни – это Духовное, а через мгновение он понимает иное: главным является материальное… Сначала в нем раскрылся Атрибут Милосердия, т.е. ему присуще только альтруистическое желание, а затем, по какой-то причине, сокрылся Атрибут Милосердия и раскрылся Атрибут Суда, т.е. он снова занимается получением.

Так вот мы учили, что [Свет] Хохма может светить с помощью Мальхут, подслащенной Биной. И эта Мальхут называется “маФтеха” [т.е. ключом]; это имя означает, что она открывает каналы Благодати и при этом Свет Хохма может достичь низших. Но когда низший, т.е. средняя линия, пробуждает Атрибут Суда, т.е. сосуд получения, этот Свет исторгается. Поэтому Атрибут Суда называется “маНула” [т.е. замком], т.к. Он закрывает каналы Благодати. И чтобы Свет опять стал светить, нужно снова пробудить Атрибут Милосердия, называющийся “маФтеха”, и тогда можно соединить две линии друг с другом.

И именно так должно объясняться изречение наших мудрецов, да будет память о них благословенна: “Переданы [слова]: с Небес половины не дают” [Вавилонский Талмуд, трактат Санhедрин, стр. 64А, приблизительное цитирование; т.е. Небеса не дают полового влечения без искушения использовать его ненадлежащим образом]. Пояснение. Согласно переданному нам, с Небес дают не пол-дела, а лишь все полностью. Поэтому, когда приходит Свет, приходят три первых Сфирот [Света] Хохма, и с помощью Масаха дэХирик, пробуждающего Атрибут Суда, Свет исторгается, и тогда от него можно получить Вав Кцавот [буквально: шесть концов, т.е. шесть Сфирот Зеир Анпина] [Света] Хохма.


Но необходимо разобраться, разве не запрещено пользоваться Атрибутом Суда!? И действительно мы находим, что в [книге] Зоар на недельное чтение Кэдошим, в п.114, [стр.37] задается такой вопрос: известно, что Килаим [в данном случае смешение шерсти и льна] запрещены, но в Цицит они разрешены. И необходимо разобраться, почему. А причина этому такова: в месте заповеди Килаим разрешены. И, на первый взгляд, вызывает удивление то, что если Килаим запрещены, то почему же в месте заповеди они разрешены? На это [рабби Еhуда Ашлаг в своем комментарии Сулам] отвечает так (там же, на стр.42, строка 1 [эта тема обсуждается в конце стр. 40 и в начале стр.41, в комментарии к п.123]): запрещено пользоваться Атрибутом Суда, т.е. запрещено получать ради получения. Если пробуждают Атрибут Суда, чтобы больше получить, то это запрещено. Но если пробуждают Атрибут Суда, чтобы не получать, то это разрешено. И это называется Килаим “в месте заповеди”. Из этого следует, что Масах дэХирик пробуждает Атрибут Суда, чтобы три первых Сфирот [Света] Хохма были исторгнуты. Затем он притягивает только часть, т.е. Вав Кцавот [Света] Хохма. А мы учили, что Вав Кцавот [Света] Хохма и [Свет] Хасадим могут жить в одной клетке [используется выражение из Вавилонского Талмуда, трактат Кетубот, стр.72А: нельзя ожидать, чтобы кто-то жил в одной клетке со змеей]; поэтому на ступени есть как [Свет] Хохма, так и [Свет] Хасадим. {Напротив, когда присутствуют три первых Сфирот [Света] Хохма, нет места [Свету] Хасадим}.

А теперь, основываясь на всех приведенных выше объяснениях, вернемся к п.31 и проясним более четко сказанное там: И из-за этого соперничества оба [Света] не светят, т.к. Свету Хасадим, находящемуся в правой линии, не достает Света Хохма, и это подобно Гуф без Рош. И исходя из этого, необходимо разобраться, почему правая линия хочет уничтожить [Свет] Хохма, если без Него она – это “Гуф без Рош”. А Свет Хохма, находящийся в левой линии, представляет собой абсолютную тьму, потому что Свет Хохма не может светить без [Света] Хасадим. Левая линия называется Озэн, Хотэм, Пэ. И необходимо разобраться, кто поднял Озэн, Хотэм, Пэ. Мы учили, что Гальгальта вэЭйнаим, называющиеся правой линией, у которых был [Свет] Хасадим, подняли Озэн, Хотэм, Пэ сосудов. И на первый взгляд, вызывает удивление следующее: если они подняли Озэн, Хотэм, Пэ сосудов, то почему они хотят уничтожить Свет Хохма, находящийся в правой линии? Ответ. [Сосуды Света] Хасадим, т.е. ступени Кэтэр и Хохма, поскольку они представляют собой “Гуф без Рош”, притянули Озэн, Хотэм, Пэ, и благодаря им пришел Свет Хохма, называющийся левой [линией]. Но Свет Хохма пришел во всей полноте, т.е. пришли три первых Сфирот [Света] Хохма. А поскольку присутствуют три первых Сфирот [Света] Хохма, то [сосуды Света Хасадим] не хотят Им пользоваться, поскольку Он может уничтожить их собственную ступень, т.е. [сосуды Света] Хасадим; поэтому они хотят уничтожить [Свет] Хохма. С другой стороны, если они уничтожат [Свет] Хохма, то они останутся в состоянии “Гуф без Рош”, Вав Кцавот [буквально: шесть концов, т.е. шесть Сфирот Зеир Анпина], как это было вначале… Следовательно соперничество сотоит в том, что [сосуды] не могут пользоваться [Светом] правой линии и даже [Светом] левой линии.

А дело в том, что ситуация, когда каждый хочет уничтожить другого, соответствует следующей иллюстрации, в которой человек сомневается и не знает, что решить: если он будет пользоваться только [Светом] Хасадим без [Света] Хохма, {потому что Ему не наносилось ущерба и [поэтому] Ему присуще совершенство, как сказано выше, в п.29}, то он будет ощущать нехватку, ибо [Свет] Хасадим – это Вав Кцавот без Рош”, а великий Свет, которого там не достает, - это Свет Хохма. Поэтому он притянул [Свет] Хохма. Но использование [Света] Хохма без [Света] Хасадим – это состояние тьмы, а также нехватки Света Хасадим, которому ни разу не было нанесено ущерба… А если он будет пользоваться обоими [Светами] вместе, то разве один не уничтожит другого, как уже говорилось? … В конце концов, производится исправление средней линии, как сказано выше.

{В дополнение приведем слова Адмора, да будет благословенна память о праведнике [т.е. рава Баруха Ашлага], сказанные по другому поводу: Рав говорит, что разбиение сосудов было вызвано тем, что семи нижним Сфирот [мира] Никудим не было присуще исправления линий. Простое объяснение этого в самых общих чертах таково: поскольку исправления линий не было в сосудах Паним, то сосуды Паним также разбились. Т.е. поскольку они не были удовлетворены [состоянием] Катнут, то они получили Свет Хохма во время Гадлут. И считается, что таким образом альтруистические сосуды соединились с сосудами получения, и поэтому они разбились. Но в трех первых Сфирот [мира] Никудим не произошло разбиения, т.к. им было присуще исправление линий, и поэтому они были удовлетворены, будучи в состоянии «Ки Хафец Хэсэд» (Ибо Он желает добра [Миха, 7, 18, т.е. желает добра другим и не желает ничего для Себя])}.

Другое простое объяснение: исправление линий означает Вав Кцавот [буквально: шесть концов, т.е. шесть Сфирот Зеир Анпина] [Света] Хохма. И соответственно если бы Зеир Анпину было присуще исправление линий, т.е.если бы [там] светили только Вав Кцавот [Света] Хохма, то было бы невозможно разбиение [сосудов], т.к. этот Свет не светит [мирам] Брия, Ецира, Асия. А на самом деле, три первых Сфирот [Света] Хохма были в мире Никудим. Т.е. “Бина, возвратившаяся, чтобы быть Хохмой”, полностью получила ступень свечения Хохма. А здесь, в [мире] Ацилут, “Бина, возвратившаяся, чтобы быть Хохмой”, также притянула [Свет] Хохма, а когда что-то притягивают, это приходит полностью, т.е. [включая] три первых Сфирот [Света] Хохма, только три первых Сфирот не получают, а получают лишь Вав Кцавот [Света] Хохма, а вместо трех первых Сфирот светит [Свет] Хасадим.

Однако трудно понять, как в мире Никудим получили [Свет] Хасадим вместе с тремя первыми Сфирот [Света] Хохма; разве мы не учили, что они несовместимы друг с другом?


[Редакционное примечание к заключительным словам]

(Пояснение. [Свет] Гадлут, бывший в мире Никудим, был притянут в соответствии с Рэшимот, [находящимися] ниже Табура Гальгальты, которые, как известно, притягивают [Свет] Хасадим со свечением Хохма; и об этом он спрашивает: каким образом, с одной стороны, они притянули три первых Сфирот свечения Хохма, а с другой стороны, они притянули также [Свет] Хасадим; разве эти [Света] совместимы друг с другом? А если сказать, что действительно не было [Света] Хасадим, то должна была бы быть “тьма”, т.к. [Свет] Хохма без [Света] Хасадим не может светить, а мы не учили, что была тьма на [ступени] Гадлут [мира] Никудим!?)


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments