Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Из книги р. Авраама Мордехая Готлиба "Сулам" (Лестница). Публ.1. Черновик. Перепечатка запрещена


Часть первая

Вступление

“И твердо знай, что еще не было со времен Аризаля до сего дня того, кто бы досконально понял методику Аризаля … И вот волею Всевышнего, да будет Он восславлен, я удостоился быть зачатым для души Аризаля, и не за мои добрые дела, а по воле Всевышнего, ибо выше моего собственного [разумения], почему я был избран для этой чудесной души, которой не удостоился ни один человек со дня его кончины до сего дня, и я не могу продолжать об этом, ибо не знаю, как говорить о таких чудесах” (из письма нашего учителя Бааль Сулама [1], да хранят нас его заслуги, написанного в 5687 году [2]).

“И было это среди военных лет, в дни жесточайшего кровопролития, а я пребывал в молитве [3], всю ночь ужасаясь в смятении великом. И при наступлении утра все люди мира как будто собрались воедино в моем воображении, и один человек размахивал среди них рукоятью своего меча над их головами, ударял по их головам, и головы взмывали в высь, а тела их падали в огромную долину и становились морем костей. И воззвал ко мне глас: ‘Я – Б-г Всемогущий, Правящий всем миром в милосердии великом; простри руку свою и схватись за меч, ибо теперь дал Я тебе силу и могущество’. И облек меня Дух Г-спода, и схватился я за меч, и тотчас же скрылся этот человек, и осмотрел я тщательно место, где он был – и нет его, а меч – в моей власти, в моем личном владении. И сказал мне Г-сподь: ‘Вознеси ногу свою и поспеши со своей родины в Землю вожделенную, в Землю Святых праотцов, и сделаю Я тебя там мудрецом великим и могучим, и благословятся тобой все великие люди этой Земли, ибо тебя Я избрал как самого праведного и мудрого из всего этого поколения, чтобы ты излечил несчастья людские вечным Избавлением; а этот меч возьми в руку свою и храни его всею душою своею и всеми силами своими [4], ибо это знак между Мною и тобою, что все эти эти прекрасные вещи исполнятся благодаря тебе, ведь доныне еще не было у Меня человека такого же верного, как ты, чтобы передать ему этот меч, и поэтому губители делали то, что они делали; а отныне любой губитель, увидев Мой меч в руках твоих, тотчас же скроется и будет изведен с земли’. И закрыл я лицо свое, так как боялся я смотреть прямо на Того, Кто обращался ко мне, а меч, который я видел в своем воображении, был похож на простой железный меч, будто изображающий грозного разрушителя, а ведь превратился он в моем владении в буквы, высекающие Святое Имя Б-га Всемогущего, ярко искрящееся этими [буквами], наполняющее Светом, радостью, покоем и доверием весь мир. И сказал я в сердце своем: ‘Кто даст мне обрести для всех поколений мира по чистой капле с этого меча, ибо тогда познают они, что есть Благодать Г-сподня на земле?’ И поднял я свои очи, и вот Г-сподь стоит надо мной, и сказал Он мне: ‘Я – Б-г, Б-г праотцов твоих,  вознеси-ка очи свои с места, где ты стоишь передо Мной, и посмотри на весь мир, который Я создал как сущее из ничего, Высших и низших, от самого начала их появления при раскрытия мира, и вплоть до всего того времени, когда они, развиваясь, приходят к желаемому завершению своих трудов, гордые делами рук своих’. И увидел я, и возрадовался весьма сотворенному, его великолепию и всему его наполнению, и неге, и Благодати, которой наслаждаются все, появившиеся на земле, и возблагодарил Г-спода. И тогда сказал я Г-споду: ‘Пред Тобою будем служить в трепете и страхе и всегда будем возносить благодарности пред Именем Твоим, ибо от Тебя исходит не добро и зло, а воистину длинная цепочка наслаждений явлена нам от начала до конца; счастливы ступающие в мире Твоем, который готовит их к наслаждению и удовольствию, и всяческой Благодати; нет ничего ущербного и безобразного во всех творениях рук Твоих как Высших, так и низших’. И исполнился я чудесной мудрости и [увидел] во всем совершенство мудрости Его Провидения по отношению к каждому творению в отдельности. И становился я все мудрее с каждым днем долгие сто восемьдесят дней.

В те дни задумал я составить молитву Г-споду, говоря: ‘Ведь исполнился я мудрости большей, чем прежние люди, и ничто в мире не затрудняет меня, но слова пророков и мудрецов Г-сподних я совершенно не понимаю’, также и многочисленные Святые Имена я не понимал и думал так: ‘Ведь Г-сподь обещал мне такую мудрость и такой разум, что должен я быть лучшим среди всех мудрецов и творений, а их речений я еще не понимаю’. И не успел я воззвать к Нему, вот Он стоит надо мной и говорит: ‘Ведь ты должен видеть, что мудрость твоя и постижение твое намного выше, чем у всех мудрецов, бывших на земле доныне; что же просил ты у Меня, чего же Я еще тебе не дал? От чего же быть печальным духу твоему, что ты не понимаешь слова пророчества, разве тебе недостаточно, что эти слова сказаны [людьми], имеющими меньшие постижения, чем ты; не желаешь ли ты, чтобы Я низвел тебя с твоей ступени, чтобы ты смог понимать все подобные слова?’ И молчал я и радовался в гордости великой, и не отвечал ни слова. Затем спросил  я Г-спода: ‘Разве до сих пор слышал я что-нибудь о существовании телесном, разве все проявления Благодати и все предназначенное мне не пришли ко мне со стороны Духовности и разве не с ней связано все назначенное мне, а если так, что будет, если из-за болезни или телесных повреждений помутится разум мой и согрешу я пред Тобою, разве не оставишь Ты меня и не лишишь всех этих милостей или не накажешь меня?’ И поклялся мне Г-сподь ([говоря]: ‘Ведь ты уже достиг совершенства и все прегрешения твои простил Я, [окажу тебе] и эту милость’), [поклялся] Именем Своим великим и грозным и престолом вечным, что не уменьшит милости, оказываемой мне никогда, согрешу ли я или не согрешу, милосердие Его и Святость Его не отойдут от меня никогда, и услышал я это и весьма возрадовался.

Когда завершились эти дни, я очень много думал о том, что мне предназначено и обещано Господом, и не находил это достаточным, а также я не мог передать словами живущим в этом мире, согласно желанию Г-спода, то, что Он сообщил мне, и не мог я заставить себя ходить среди этих сынов Адама, совершенно опустошенных и говоривших гневные слова в адрес Г-спода и сотворенного Им, в то время, как я, довольный и восхваляющий [Г-спода] радовался и как будто посмеивался над этими несчастными, и поразило это меня в самое сердце. Тогда согласился я в сердце своем: будь, что будет, пусть даже низойду я со своей высокой ступени, ведь вынужден я излить горячую молитву Г-споду, чтобы Он дал мне постижение и понимание слов пророчества и мудрости, а также языка, необходимого, чтобы помочь несчастным обитателям мира подняться на ступень мудрости и наслаждения подобную моей. И хотя знал я, что запрещено мне падать духом, тем не менее не удержался и со страстью великой молился и говорил.

И было утром: вознес я очи свои и увидел Обитающего на небесах, смеющегося надо мной и над словами моими, и сказал Он мне: ‘Что ты видишь?’ И сказал я: ‘Вижу двух людей, борющихся друг с другом, один – мудрец, совершенный в своем могуществе, а другой – маленький и глупый, будто новорожденный, и второй, не имеющий разума, маленький и слабый, повергает могучего и совершенного’. И сказал мне Г-сподь: ‘Этот маленький будет большим’. И открыл маленький уста свои и произнес, обратившись ко мне, какие-то стихи, назначения которых я совсем не понял, но стал ощущать я в них все сокровища мудрости и пророческого духа, явленного в среде всех пророков истинных, пока не познал, что ответил мне Г-сподь и дал мне сблизиться со всеми пророками и мудрецами Г-сподними. И сказал мне Г-сподь: ‘Встань на ноги свои и посмотри: приближается восточный ветер’; и поднял я очи свои и увидел, что тот маленький в одно мгновение вырос и стал такого же роста, как большой, и все еще не доставало ему понимания и разумения, как и прежде, и был я поражен весьма.

Затем было слово ко мне Г-спода в видении, и сказал Он: ‘Ляг на правый бок’. И лег я наземь, и сказал Он мне: ‘Что ты видишь?’ И сказал я: ‘Вижу племена и народы весьма великие, возвышающиеся и погибающие, и исчезающие из рода человеческого’. И сказал мне Г-сподь: ‘Если ты сможешь придать должную форму всем этим народам и возбудить в них дух жизни, тогда приведу Я тебя в Землю, которую обещал Я праотцам твоим, чтобы отдать ее тебе, и все, назначенное Мной, свершится через тебя’ ” (Описание пророческого откровения из Святых рукописей нашего учителя Бааль Сулама [1], да хранят нас его заслуги).

Тот, кто внимательно прочитал эти два отрывка, понимает, что не так много лет назад Святой Аризаль вновь воплотился в нашем мире и жил среди нас. И Г-сподь, да будет Он восславлен, Который привел эту чудесную душу в мир, сделал это только потому, что мир нуждался в ней, чтобы осветить путь несчастным поколениям, подобным слепцам, ощупывающим стену благодаря своей духовной слепоте и господству земного и материального на их жизненном пути. И поэтому Г-сподь, да будет Он восславлен, придал душе нашего рава способность ясно изложить систему служения Г-споду, хорошо понятным языком и тем особым способом, который подходит людям нынешнего поколения. Такая душа, излучающая Свет, нисходящая в мир раз в десять поколений, посылается для того, чтобы научить жаждущих, как по-настоящему служить Г-споду, да будет Он восславлен. Ибо в области служения Г-споду у поколения есть много руководителей, но почти никто из них не обрел Высших постижений и им совершенно не раскрылись тайны Торы. А раз так, то все это руководство строится на одних только гипотезах, а не на твердо установленном, и существуют сомнения в истинности их слов. Однако руководство нашего Святого рава, постигшего самую высокую ступень, - это истина, жгущая огнем. И каждый, кто продвигается под его руководством, идет тем же путем, которым шел наш рав и с помощью которого он достиг подобия Г-споду, да будет Он восславлен, как явствует из двух приведенных выше фрагментов; и поэтому его учение, несомненно, есть истинная Тора без какой-либо малейшей примеси нечистого или сомнительного. И в этом великое различие между руководством того, кто уже завершил свое исправление, и тем, кто еще бьется в неопределенности сомнений и пытается окончательно прояснить различные вещи, в которых он сомневается.

И как обычно бывает, это никогда не было столь известным при его жизни, и только после его кончины понемногу засверкал его Свет, и к сегодняшнему дню засияло его учение и ярко засветило всем, кто ищет слова Г-сподня. И уже пришли к общему мнению те, кто испробовали его учение, что нет исцеления ни этому поколению, ни тем, что придут ему на смену, если они не будут опираться на учение нашего Святого рава, да хранят нас его заслуги. И уже трудятся бок о бок над глубочайшими основами его [учения] и хасиды, и учащиеся ешив, и выдающиеся люди самых разных профессий, принадлежащие к разным течениям.

Примечания переводчика
----------------------
[1] Бааль Сулам - автор комментария "Сулам" к книге Зоар. Сулам - лестница Яакова, Бэрэйшит 28, 12.
[2] 5687 год - 1926 - 1927 год.
[3] А я пребывал в молитве - Тэhилим 109, 4.
[4] Всею душою своею и всеми силами своими – Дварим 6, 5
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments