Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. Введение в комментарий Сулам. Публикация четвертая


Рош, Тох, Соф. Пэ, Табур, Сиюм Раглин

6) И благодаря [существованию] новых сосудов возвращающегося Света в каждом Парцуфе различаются три части, называющиеся Рош [т.е. головой], Тох [т.е. внутренней частью тела], Соф [т.е. пределом, местом, где кончается тело]. Ибо объяснялось, что благодаря Масаху [т.е. экрану], препятствующему приходу Света к Мальхут, произошел Зивуг дэhАкаа им hаОр [т.е. соединение со Светом благодаря противодействию Ему] и появились десять Сфирот возвращающегося Света и облекли десять Сфирот прямого Света, существующих в Высшем Свете. И эти десять Сфирот прямого Света и возвращающегося Света называются десятью Сфирот дэРош. Однако эти десять Сфирот возвращающегося Света, появляющиеся от Масаха и выше и облекающие десять Сфирот прямого Света, еще не являются настоящими сосудами, т.к. имя “сосуд” указывает на ступень Ови [синоним слова Авиют, означающего эгоистическое желание], существующей в нем, т.е. на силу Атрибута Суда присущую Масаху, не дающему Свету облачиться в Мальхут. И существует закон, что сила Атрибута Суда действует только от местонахождения Атрибута Суда и ниже и не действует от местонахождения Атрибута Суда и выше. А поскольку десять Сфирот возвращающегося Света появились от Масаха и выше, как уже говорилось, то сила Атрибута Суда в возвращающемся Свете неразличима и непригодна для того, чтобы быть сосудом. И поэтому десять Сфирот возвращающегося Света называются именем Рош. Это означает, что [Рош] является Источником сосудов, а не самими сосудами. И Мальхут, в которой установлен Масах для Зивуга дэhАкаа, по этой причине называется Пэ [т.е. устами]. Этим проводится параллель с устами материального мира, как будто бы из них с помощью Зивуга дэhАкаа пяти источников, находящихся в устах, исходят пять букв [на иврите: Отиёт]; то же касается Пэ в Духовном мире: в нем происходит Зивуг дэhАкаа, приводящий к появлению десяти Сфирот возвращающегося Света, представляющих пять Бхинот Кэтэр, Хохма, Бина, Тифэрэт и Мальхут. Выше уже говорилось, что они являются сосудами десяти Сфирот прямого Света, а сосуды называются Отиёт. Вот и дано объяснение десяти Сфирот дэРош. (См. рисунок в Ор Барух ниже этого текста). 

Ор Барух

Рисунок 1

Нарисован прямоугольник без нижней стороны. Ширина прямоугольника 17 мм, а высота – 156 мм. Он разделен пятью горизонтальными линиями на шесть прямоугольников. 

Высота первого, третьего и пятого прямоугольников – по 44 мм. Первый (верхний) прямоугольник разделен вертикальной линией на две половины. Над правой половиной написано: Прямой Свет, над левой – Возвращающийся Свет. Справа от прямоугольника написано: (Рош); слева – Хохма, Бина, Даат. В правой половине написано одно под другим: Кэтэр. Хохма. Бина. Зеир Анпин. Мальхут. В левой половине: Мальхут. Зеир Анпин. Бина. Хохма. Кэтэр. Нижняя границы посредине и средняя вертикаль внизу разорваны, и в разрыве написано: Масах.

Высота второго и четвертого прямоугольников – по 7 мм. Во втором написано: Пэ – Мальхут дэРош

Справа от третьего прямоугольника написано: (Тох), слева – Хэсэд, Гвура, Тифэрэт. Внутри справа написано одно под другим: Кэтэр. Хохма. Бина. Зеир Анпин. Мальхут.

Внутри четвертого прямоугольника написано: Табур.

Справа от пятого прямоугольника написано: (Соф), слева – Нэцах, hОд, Есод. Внутри справа написано одно под другим: Кэтэр. Хохма. Бина. Зеир Анпин. Мальхут.

Внутри шестого прямоугольника написано одно под другим: Сиюм Раглин. Место Халаль hаПануй [т.е. незаполненного пространства].

Ор Шалом

Т.к. имя “сосуд” указывает на ступень Ови [синоним слова Авиют, означающего эгоистическое желание] существующей в нем, что означает на желание получать, существующее в нем, т.е. на силу Атрибута Суда присущую Масаху (ибо запрещено получать), не дающему Свету облачиться в Мальхут. И существует закон, что сила Атрибута Суда действует только от местонахождения Атрибута Суда и ниже и не действует от местонахождения Атрибута Суда и выше. Т.е. если раскрывается ощущение нехватки, то оно ощутимо от Него и ниже … Вот и дано объяснение десяти Сфирот дэРош. Хотя здесь происходит Зивуг дэhАкаа, тем не менее, здесь еще нет сосудов, потому что сосудами называется Авиют, т.е. они имеют дело с получением, а здесь получение на деле происходит только в Гуф, ниже Масаха Рош; так или иначе, Атрибут Суда, раскрывающийся, когда он начинает получать, раскрывается от него и ниже. Однако имеется в виду, что Источник получения [сосудами] находится в Рош.

[Конец Ор Шалом]

7) И поэтому десять Сфирот прямого Света и десять Сфирот возвращающегося Света должны были распространиться от Масаха вниз, чтобы при этом десять Сфирот возвращающегося Света стали ступенью сосудов, получающих и облекающих десять Сфирот прямого Света, ибо теперь Масах уже находится выше десяти Сфирот возвращающегося Света и поэтому Авиют, находящаяся в нем, властвует над десятью Сфирот возвращающегося Света, поскольку таким образом образовались сосуды. И эти десять Сфирот, являющиеся настоящими сосудами, называются именами Тох и Гуф, т.е. они находятся в пределах внутренней части и [внутри] внешней части и [внутри] Гуф [т.е. тела] Парцуфа. А Мальхут Тох называется Табур [т.е. пуп], что происходит от выражения “Табур hаАрец” [т.е. “пуп земли”, Шофетим 9, 37, Ехезкель 38, 12; Эвен Шошан в своем Конкордансе к Танаху переводит “центр земли”], означает центр и середину и указывает на то, что Мальхут дэТох – это центральная Мальхут, поскольку из ее возвращающегося Света образовались настоящие сосуды Гуф. И кроме того, можно сказать, что [слово] Табур [Тэт-Бет-Вав-Рэйш] состоит из букв [выражения] Тов-Ор [Тэт-Вав-Бет, Алеф-Вав-Рэйш, “Хорош Свет”], и это указывает, что до этого места Свет хорош, поскольку Он облачается в сосуды пригодные для Его получения. Вот и дано объяснение десяти Сфирот дэТох до Табура.

Ор Шалом

И поэтому – поскольку мы учили, что в Рош еще нет сосудов получения.

И эти десять Сфирот, являющиеся настоящими сосудами, … находятся в пределах внутренней части, т.е. Свет облачается внутрь сосудов. И [внутри] внешней части [на иврите уВаро], имеется в виду “внутри”, хотя, вообще говоря, “леВар” означает “снаружи”.

Что Мальхут дэТох – это центральная Мальхут; как мы учили, что именно Мальхут дэРош действует в Рош; точно так же необходимо знать, что именно Мальхут дэГуф действует в Гуф.

Свет хорош, поскольку Он облачается в сосуды пригодные для Его получения. Оттуда и ниже сосуды, напротив, уже не пригодны.

[Конец Ор Шалом]

8) И вот мы обнаружили в Мальхут дэРош две ступени: 1) ступень Мальхут hамэСаемэт [т.е. завершающую [получение Света]]; [термин Мальхут hамэСаемэт] означает, что Масах не дает Высшему Свету облачиться в сосуд Мальхут. 2) Ступень Мальхут hамиЗдавэгэт [т.е. совершающую Зивуг], ибо, если бы Высший Свет не соединялся с Масахом (имеется в виду Зивуг дэhАкаа, поднимающий возвращающийся Свет, чтобы облечь Высший Свет), не было бы сосудов получения для Высшего Света и никакой бы Свет не существовал, потому что нет Света без сосуда, как уже говорилось. А в Мальхут дэРош эти две ступени существуют только как ступень двух Источников, ибо Мальхут hамэСаемэт является Источником Мальхут, завершающей ступень. А Мальхут hамиЗдавэгэт – это Источник облачения Света в сосуды. И эти два действия раскрылись и возникли в Гуф Парцуфа, ибо от Пэ до Табура Мальхут hамиЗдавэгэт являет свою силу, т.к. туда приходит Высший Свет, чтобы облачиться в сосуды. А от Табура и ниже Мальхут hамэСаемэт являет свою силу и порождает десять Сфирот дэСиюм [т.е. завершения [свечения]], ибо каждая Сфира появляется только в свечении возвращающегося Света без Высшего Света, и когда она достигает Мальхут этих десяти Сфирот дэСиюм, завершается весь Парцуф, потому что эта Мальхут – есть Мальхут hамэСаемэт, не получающая ничего, и поэтому ею завершается распространение Парцуфа, и эту Мальхут мы называем Мальхут дэСиюм Раглин [т.е. нижнего края ног], отсекающей Свет и завершающей Парцуф. И эти десять Сфирот дэСиюм, распространяющиеся от Табура вниз до Сиюма Раглин, называются десятью Сфирот дэСоф [т.е. предела [получения Света]], т.к. все они являются частями Мальхут Соф и Сиюма. И когда мы говорим, что в них нет ничего кроме одного возвращающегося Света, это не означает, что в них совсем нет прямого Света, но это значит, что у них также есть малое свечение прямого Света, но оно считается Вав Кцавот [буквально шестью концами, т.е. шестью Сфирот Зеир Анпина] без Рош, см. также Введение в мудрость Каббалы, пп. 50 – 53.

Ор Шалом

1) Ступень Мальхут hамэСаемэт [т.е. завершающую [получение Света]] – чтобы не получать ради получения. … 2) Ступень Мальхут hамиЗдавэгэт [т.е. совершающую Зивуг] – чтобы получать с альтруистической мотивацией.

А от Табура и ниже Мальхут hамэСаемэт являет свою силу и порождает десять Сфирот дэСиюм [т.е. завершения [свечения]]; и необходимо разобраться в следующем: разве значение [слова] Сфира не устанавливается по значению [слова] Сапир [т.е. сапфир] и разве не понятно, что она светит, а если так, то как же то, что ниже Табура, называется десятью “Сфирот” дэСиюм? Но мы учили, что поскольку Мальхут не может [получать] с альтруистической мотивацией, то она не хочет получать, потому что желает быть такой же, [как Творец], и это называется возвращающимся Светом. И об этом написано: ибо каждая Сфира появляется только в свечении возвращающегося Света без Высшего Света, и это происходит потому, что Мальхут не желает получать Его. И когда она достигает Мальхут этих десяти Сфирот дэСиюм, завершается весь Парцуф, потому что эта Мальхут – есть Мальхут hамэСаемэт, не получающая ничего; мы учили, что в девяти первых Сфирот светил Свет, но от Табура и ниже Мальхут не хочет получать; и соответственно необходимо понять, что за Свет был в Мальхут, что она Его отвергает и завершается ниже Табура. На это нужно ответить, что у Мальхут была ступень возвращающегося Света, Свет Нэфэш. Теперь Мальхут видит, что, вероятно, она и Свет Нэфэш получит ради получения, поэтому и Свет Нэфэш, представляющий Собой малую ступень, она не хочет получать. И это называется Сиюм Раглин.

[Редакционное примечание к Ор Шалом]

Как же то, что ниже Табура, называется десятью “Сфирот” дэСиюм? Но мы учили, что поскольку Мальхут не может [получать] с альтруистической мотивацией, то она не хочет получать, потому что желает быть такой же, [как Творец], и это называется возвращающимся Светом. И об этом написано: ибо каждая Сфира появляется только в свечении возвращающегося Света без Высшего Света, и это происходит потому, что Мальхут не желает получать Его. (По моему скромному мнению, наш господин, учитель и рав, да будет благословенна память о праведнике [т.е. рав Барух Ашлаг], имел в виду следующее: желание быть такой же, [как Творец], в результате чего она не хочет получать, называется возвращающимся Светом; и поскольку она не хочет получать Свет Хохма, имеющийся в “Тох” ступени, и отвергает Его, то ведь благодаря этому слиянию [с Творцом] ей светит Свет Хасадим в свечении Хохма в “Соф” ступени. И поэтому ступени, находящиеся там, называют десятью “Сфирот”, потому что каждой ступени в “Тох” , которую [Мальхут] отвергает, чтобы эта [ступень] не распространялась под Табур, соответствует “Сфира”, возникающая в “Соф” и представляющая собой Свет Хасадим в свечении Хохма, как уже говорилось; и это называется “свечением возвращающегося Света”, т.е. Светом, светящим благодаря тому, что Свет возвращается и отвергается. См. Повторение Введения в мудрость Каббалы, стр. 236, начиная со слова “Возникает” [Публикация вторая, десятый абзац]).
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments