Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. Вступление к книге Зоар. Публикация третья (черновик, перепечатка запрещена)


30) А Жизнь Его означает Свет, облеченный внутрь белого цвета, представляющего собой сосуды, как уже говорилось. Ибо этот Свет также постигается нами только в связи с душами, получающими от [мира] Ацилут, а не, Б-же упаси, как Б-жественность, относительно Самой Себя, ибо таков смысл [слова] “Он”, как уже говорилось, т.е. когда три мира Брия, Ецира, Асия поднимаются к [миру] Ацилут вместе с душами сынов Адама, тогда Свет, получаемый ими там, считается ступенью Свет Хохма, называющейся Светом Жизни, и исходя из этого, мы используем там для этого Света Имя Жизнь Его, и об этом написано в Тикуней Зоар, что Он и Жизнь Его, и кости Его едины по своей природе; ведь обо всех этих трех ступенях говорится в связи с получающими, т.к. ступень кости Его – это свечение, [получаемое] сосудами в месте Брия, Ецира, Асия, находящемся ниже Парса мира Ацилут. Ибо Свет [мира] Ацилут никогда не должен пройти ниже Парса [мира] Ацилут, а [проходит] одно только свечение сосудов. А ступень Жизни Его – это свечение Самого Света [мира] Ацилут, т.е. [оно светит] тогда, когда [миры] Брия, Ецира, Асия поднимаются к [миру] Ацилут. А Он, по сути дела, является Б-жественной Сущностью, которая совершенно непостижима, как уже говорилось. И говорит [книга] Тикуней Зоар, что несмотря на это наше [свойство], получающим, необходимо различать эти три ступени в [мире] Ацилут, тем не менее, эти [различия существуют] только относительно получающих, а с точки зрения мира Ацилут, когда он сам по себе, даже кости Его – это ступень Он, т.е. Сущность Б-жественности, и поэтому мир Ацилут, когда он сам по себе, для нас совершенно непостижим, ибо таков смысл белого цвета, который непостижим, когда он сам по себе, и все в нем представляет собой абсолютно простое единство.

31) А то, что [книга] Зоар характеризует сосуды Хохма и Бина, Тифэрэт и Мальхут в [мире] Ацилут как увеличивающиеся или уменьшающиеся, благодаря делам сынов Адама, и кроме того, то, что мы находим (в [книге] Зоар [на недельное чтение] Бо, стр.3, [п.7]) [такие слова]: “народ Израиля … [своими добрыми делами] придает силу и мощь Святому [Творцу], да будет Он восславлен”, что означает в Б-жественности, когда Она Сама по Себе, так это, Б-же упаси, нельзя [понимать] в простом смысле, т.к. в Б-жественном невозможно никакое изменение, не дай Б-г, ибо написано: «Я, Г-сподь, не изменился …» [Малахи 3, 6], но поскольку замыслом Творения было доставить наслаждение Его созданиям, то отсюда мы учим, что Ему присуще альтруистическое желание, а из того, что мы видим в Этом Мире, что удовлетворение дающего увеличивается, когда множатся получающие от него, и Он страстно желает, чтобы множились получающие [от Него]; так вот исходя из этого мы говорим, что Мохин [т.е. Света, буквально: мозги] возвеличиваются в [мире] Ацилут, когда низшие заслуживают получения Благодати [мира] Ацилут или зарабатывают ее. А также наоборот, когда низшие недостойны получить Его Благодать, мера Мохин оказывается такою, как будто они уменьшаются, т.е. от Них некому получить.

32) И сравни это со свечой, от которой ты можешь зажечь мириады свечей или не зажигать от нее вовсе, и ты не обнаружишь из-за этого в самой свече абсолютно никаких различий. Это подобно также Адаму hаРишон: произошли ли от него к сегодняшнему дню мириады сынов подобных ему, или он вовсе никого не породил, совершенно на нем самом никак не отразилось. То же касается мира Ацилут, когда он сам по себе: ему не присуще, Б-же упаси, никаких изменений, получают ли от него низшие большое количество Благодати или не получают от него вовсе, вся это величина [Благодати], о которой здесь говорится, касается исключительно низших.

33) Но в связи с этим [возникает вопрос]: во имя чего было им, авторам [книги] Зоар, описывать все эти отличительные особенности в самом мире Ацилут? Им следовало бы ясно сказать только о получающих, находящихся в [мирах] Брия, Ецира, Асия, а не заниматься столь многочисленными объектами [мира] Ацилут, требующими преодоления затруднений, которые они вызывают. На самом деле, в этом есть весьма и весьма глубокий смысл. И таково значение [написанного]: И пророкам должен Я являть Свои подобия (hОшея 12[, 11]). Ибо действительно таково желание Б-га, чтобы эти подобия лишь производили впечатление на получающие души, чтобы душам казалось, будто Он, да будет Он восславлен, Сам соединяется с ними, чтобы весьма преумножилось постижение душ. Это подобно отцу, который ведет себя, как маленький, чтобы научить своего любимого малолетнего сына: он делает вид, что горюет и радуется, хотя не испытывает никакого горя и никакой радости, а делает это только для того, чтобы произвести впечатление на своего любимого сына, чтобы тот больше понимал и чтобы развлечься с ним. И лишь когда он вырастет, он поймет и узнает, что ни одно действие его отца не было вызвано никакими реальными причинами кроме желания поиграть с ним. Таков и Он по отношению к тому, что явлено нам: хотя все эти подобия и отличительные особенности от начала и до конца существуют лишь для того, чтобы произвести впечатление на души, тем не менее, по желанию Б-га, для [душ] это подобно проявлениям Его Самого, да будет Он восславлен. И делает это Он, да будет Он восславлен и превознесен, для того, чтобы расширить и увеличить постижение душ до самой полной меры, заключенной в общем Замысле Творения, и чтобы в результате доставить наслаждение Своим созданиям.

34) И пусть не удивляет тебя то, что подобные проявления ты обнаружишь также в нашем постижении материального мира. Возьмем например наши зрительные ощущения, с помощью которых мы видим перед собой мир, великий и огромный, и все его прекрасное наполнение. Ведь на самом деле, мы видим все это лишь внутри нас самих, т.е. в нашем заднем мозге; там находится что-то вроде фотографического устройства, изображающего для нас все, что нам видно там, и ничего вне нас. И кроме этого Он, да будет Он восславлен, создал для нас в нашем мозге что-то вроде полированного зеркала, трансформирующего все, что нам там видно, таким образом, что мы видим это находящимся за пределами нашего мозга, а не внутри него; и хотя то, что мы видим находящимся вне нас, не является истинным объектом; тем не менее, насколько мы должны быть благодарны Его Провидению, да будет Он восславлен и превознесен, за то, что Оно создало в нашем мозге это полированное зеркало, чтобы дать нам возможность видеть и постигать любую вещь, находящуюся вне нас. Ибо таким образом Он дал нам способность познавать все разумом и ясным постижением, позволяющим оценить, находится ли любая вещь внутри или снаружи и т.д. А без этого многие наши знания причиняли бы нам вред. Точно так же обстоит дело с желанием Б-га, чтобы мы изучали Б-жественное: хотя все эти отличительные особенности возникают во внутренней части получающих душ, тем не менее, [души] видят все в Самом Дающем, ибо только таким образом они удостаиваются получить все знания и всю Благодать , заключенные в Замысле Творения. И точно так же ты должен судить по приведенному выше примеру, что хотя на практике мы видим все находящимся не внутри нас, тем не менее каждый разумный человек отчетливо понимает, что все явлено нам только лишь во внутренней части нашего мозга. То же касается душ: хотя все подобия они видят в Дающем, тем не менее, они абсолютно не сомневаются, что эти [подобия] находятся лишь внутри них самих, а совсем не в Дающем. И тщательно разберись в этих словах, ибо не в моих силах дальше продолжать об этом.

35) И поскольку эти вещи принадлежат к сокровеннейшим тайнам мира, а меня очень беспокоит, как бы читатель не пришел к их ошибочному пониманию, то мне стоило бы еще потрудиться и привести великолепную цитату, касающуюся этих вещей, из самой [книги] Зоар и объяснить их, насколько это в моих силах.

Вот слова, написанные ясным языком ([книга Зоар на] недельное чтение Бо, пп. 215, [- 219, сс. 60 - 61], из [фрагмента] “Верный пастырь” [т.е. Моше рабейну]): И если возникнет у человека затруднение: ведь написано в Торе: Ибо вы никакого образа не видели [Дварим 4, 15], - то как же мы ищем в Нем, да будет Он восславлен, Имена и Сфирот? Он должен для себя разрешить это затруднение так: этот образ я видел подобно написанному: И образ Г-спода он узрит [Бамидбар 12, 8] … Это означает Сфиру Мальхут, в которой коренятся все миры и души и которая является Источником всех сосудов, и по сути дела, получающим от нее приходится обретать от нее сосуды; так вот она ими считается подобной образу, так что это о ней сказано: И образ Г-спода Он узрит, как уже объяснялось и будет объясняться далее. И даже этот образ, который мы называем Сфирой Мальхут, находится не там, где она сама по себе, Б-же упаси, но лишь когда нисходит Свет Мальхут, чтобы править над творениями, и распространяется к ним; тогда этот [образ] является им, каждому без исключения, в том виде, в каком они способны его узреть и представить, т.е. только на ступени получающих, а совсем не в Сфире Мальхут относительно самой себя. И об этом написано: И пророкам должен Я являть Свои подобия [hОшея 12, 11]. И поэтому скажет им Святой [Творец], да будет Он восславлен: хотя Я являю вам Свои подобия в соответствии с вашими качествами, т.е. в том виде, в каком Вы способны [Меня] узреть и представить, тем не менее, кому Я могу уподобиться и с кем сравниться? Ведь прежде, чем сотворил Святой [Творец], да будет Он восславлен, образ в мире, и прежде, чем образовал форму [подразумевается внешний по отношению к Нему объект с определенными качествами; кроме того слово “форма” используется кам синоним слова “образ”], был Святой [Творец], да будет Он восславлен, один в мире и не было присуще Ему никакой формы и образа. А если кто-то, кто постигает Его, да будет Он восславлен, до ступени Брия, представляющей собой Бину, где Он, да будет Он восславлен, находится за пределами какого-либо образа, то не разрешено уподоблять Его форме и образу, находящимся в мире: ни букве Кэй, ни букве Йуд, ни даже называть Его Святым Четырехбуквенным Именем, ни какой-либо [другой] букве или точке в мире, так вот именно об этом говорит стих Ибо вы никакого образа не видели. Т.е. стих “Ибо вы никакого образа не видели” распространяется на тех, кто удостаивается постичь Его выше ступени Брия, представляющей собой Бину. Ибо двум Сфирот Кэтэру и Хохме совершенно не присуще формы и подобия, что означает сосудов и границ, как сказано выше, в п.18, а сосуды начинают располагаться от Сфиры Бина и ниже. И поэтому все указания на буквы или огласовки, или Святые Имена, относятся лишь к Бине и тому, что ниже, и опять же относятся не к Сфирот самим по себе, а лишь только к получающим, как говорилось выше о Сфире Мальхут.

36) (И, на первый взгляд, в их словах остается какая-то неясность; ведь до этого они говорили, что лишь от Сфиры Мальхут формы распространяются к получающим, поскольку [книга] гласит: но лишь когда нисходит [Свет Мальхут], чтобы править над творениями …, и в этом смысл написанного: И пророкам должен Я являть Свои подобия [hОшея 12, 11]; а здесь он говорит, что от [мира] Брия и ниже, т.е. от Бины и ниже, формы распространяются к получающим. А дело в том, что, на самом деле, форма и образ распространяются только от Бхины Далет, т.е. от Мальхут, и именно от нее распространяются сосуды в место получающих, а совсем не от девяти первых Сфирот, т.е не от Кэтэра, Хохмы, Бины, Тифэрэт. (Это объясняется во Введении в мудрость Каббалы, п.58). Но в Мире исправления произошло соединение Атрибута Милосердия с Атрибутом Суда, что означает, что Сфират hаМальхут, считающаяся Атрибутом Суда, поднялась и вошла внутрь Сфират hаБина, считающейся Атрибутом Милосердия (как написано во Введении в мудрость Каббалы, п.58, внимательно разберись в этом); и поэтому с этого момента и далее Источник сосудов Мальхут находится в Сфират hаБина, как он здесь и говорит. Таким образом, [книга] Зоар начинает говорить об истинном Источнике образов, т.е. сосудов, и говорит, что они находятся в Мальхут, а затем он говорит, что они находятся в [мире] Брия, т.е. благодаря соединению [Атрибутов], произошедшему ради исправления мира. А также говорили наши мудрецы, да будет память о них Благословенна [Мидраш Рабба, конец части 12]: Сначала Святой [Творец], да будет Он восславлен сотворил мир с помощью Атрибута Суда; увидел Он, что не может мир устоять, и соединил с ним Атрибут Милосердия. И знай, что для десяти Сфирот Кэтэра, Хохмы, Бины, Тифэрэт и Мальхут в книге Зоар используется множество названий, что соответствует многочисленным [особенностям], на которые они указывают. И когда они называются именами Кэтэр, Ацилут, Брия, Ецира, Асия, это должно указывать на различие между сосудами Паним, называющимися Кэтэр и Ацилут и представляющими собой Кэтэр и Хохму, и сосудами Ахораим, называющимися Брия, Ецира, Асия и представляющими собой Бину, Тифэрэт и Мальхут. Ибо источником их различия является соединение Атрибута Суда с Атрибутом Милосердия (см. во Введении в мудрость Каббалы, п.183), и поскольку [книга] Зоар хочет указать на соединение Мальхут и Бины, то она называет Сфиру Бина именем Брия. Ведь до того, как произошло это соединение, в Бине не было образа и формы, даже относительно получающих, а существовали они в одной только Мальхут).

37) И продолжает [книга] Зоар там же [недельное чтение Бо, п. 218, стр. 61]: Но после того, как Он сотворил этот образ колесницы Высшего Адама, Он низошел и облачился в него, и это называется формой четырех букв Йуд, Кэй, Вав, Кэй, т.е. десятью Сфирот Кэтэром, Хохмой, Биной, Тифэрэт и Мальхут, ибо край [буквы] Йуд – это Кэтэр, Йуд – это Хохма, Кэй – это Бина, Вав – это Тифэрэт, а последняя Кэй – это Мальхут; чтобы [души] постигали Его, да будет Он восславлен, через Его Атрибуты, т.е. Сфирот, через каждый без исключения Атрибут, заключенный в Нем.

38) Объяснение этих слов: ведь от [мира] Брия и далее, т.е. от Бины после того, как она соединилась с Атрибутом Суда, представляющим собой  Мальхут, распространяются образы и формы к получающим, т.е. к душам, и не туда, где находится она сама, Б-же упаси, а лишь в место получающих, о чем уже упоминалось; и [книга Зоар] говорит, что в то же время Он создал форму колесницы Высшего Адама и низошел, и облачился в форму этого Адама, т.е. что вся форма Гуф [т.е. тела] Адама в шестистах тринадцати сосудах, находящихся в нем, распространяется от hаКэлим шель hаНэшама (т.е. от сосудов души), ибо у [ступени] Нэшама есть шестьсот тринадцать сосудов, называемых двумястами сорока восемью органами и тремястами шестьюдесятью пятью духовными сочленениями, разделяющимися на пять частей в соответствии с четырьмя буквами Йуд, Кэй, Вав, Кэй и краем [буквы] Йуд: ее Рош – это Бхинат Кэтэр, а то, что от Пэ до Хазэ – это Хохма, а то, что от Хазэ до Табура – это Бина, а то, что от Табура до Сиюма Раглин – это две Сфирот Тифэрэт и Мальхут; а также вся Тора, по сути дела, считается Парцуфом Адам, и в этом смысл двухсот сорока восьми заповедей, предписывающих активные действия и соответствующих двумстам сорока восьми органам, и трехсот шестидесяти пяти запретительных заповедей, соответствующих тремстам шестидесяти пяти сочленениям; и есть в ней пять частей, и в этом смысл hЭй Хумшей Тора [т.е. пяти книг Торы, буквально: пяти пятых частей Торы], и это называется образом колесницы Высшего Адама, т.е. Адама [мира] Брия, представляющего собой Бину, ибо от нее эти сосуды начинают распространяться в место душ. И он называется Высшим Адамом, потому что в Сфирот существуют три ступени Адама, т.е Адам [мира] Брия, Адам [мира] Ецира, Адам [мира] Асия, но в Кэтэре и Хохме вовсе не существует никакого образа, который мог бы подразумеваться под какой-нибудь буквой или огласовкой, или под четырьмя буквами Йуд, Кэй, Вав, Кэй. Об этом уже говорилось. И точно так же, как [книга Зоар] здесь говорит о мире Брия, можно сказать “Высший Адам”. Но всегда помни слова [книги] Зоар, что эти образы находятся не в месте Сфирот Бины, Тифэрэт и Мальхут, а лишь в месте получающих. Но поскольку названные Сфирот наделяют эти сосуды и Левушим, чтобы они постигали Его через Его Атрибуты, [т.е] чтобы души постигали Его с помощью Света, распространяющегося к ним в определенном количестве и в определенных пределах в соответствии с их шестистами тринадцатью органами, то Дающих мы также называем Именем Адам. Но там они находятся только на ступени белого цвета, как говорилось в п.8; внимательно разберись, что там написано.

39) И не должно это у тебя вызвать затруднения; ведь четыре буквы Йуд, Кэй, Вав, Кэй и край [буквы] Йуд – это пять названных выше сосудов, ибо сосуды всегда называются Отиёт [т.е. буквами], и они, по сути дела, являются пятью Сфирот: Кэтэром, Хохмой, Биной, Тифэрэт и Мальхут, как уже говорилось; ведь объяснялось, что сосуды есть и в Кэтэре и Хохме, на что указывают край [буквы] Йуд и [сама буква] Йуд Четырехбуквенного Имени. А дело в том, что то, о чем говорит [книга Зоар]: образы и количества, представляющие собой сосуды, - начинаются от [мира] Брия и [продолжаются] ниже, т.е. [находятся] только в трех Сфирот Бине, Тифэрэт и Мальхут, а не в Кэтэре и Хохме, т.е. они не относятся к сущности Сфирот. Однако известно, что Сфирот заключены одна в другой, и существуют десять Сфирот Кэтэр, Хохма, Бина, Тифэрэт и Мальхут в Кэтэре, а также Кэтэр, Хохма, Бина, Тифэрэт и Мальхут в Хохме, а также Кэтэр, Хохма, Бина, Тифэрэт и Мальхут в Бине, и то же касается Тифэрэт, а также Мальхут. И из этого следует, что в каждой из пяти Сфирот Кэтэр, Хохма, Бина, Тифэрэт и Мальхут находятся три Сфирот Бина, Тифэрэт и Мальхут, из которых появляются сосуды. И исходя из этого, ты должен понять, что край [буквы] Йуд, являющийся, по сути дела, сосудами Кэтэр, обязательно указывает на Бину, Тифэрэт и Мальхут, заключенные в Кэтэре. А [буква] Йуд Четырехбуквенного Имени, представляющая собой сосуд Хохма, должна указывать на Бину, Тифэрэт и Мальхут, заключенные в Хохме. Таким образом, у ступеней Кэтэр и Хохма, заключенных даже в Бине, Зеир Анпине и Нукве, нет сосудов, а в ступенях Бина, Тифэрэт и Мальхут, заключенных даже в Кэтэре и Хохме, также проявляются сосуды. И с этой точки зрения, действительно есть пять ступеней Адама; ведь Бина, Тифэрэт и Мальхут каждой из пяти Сфирот являются Дающими в том смысле, в каком это относится к колеснице Адама. И поэтому существует Адам ступени Кэтэр, и называется он Адам Кадмон. И есть Адам ступени Хохма, и называется он Адам [мира] Ацилут, а также Адам ступени Бина, и называется он Адам [мира] Брия. А также Адам ступени Тифэрэт, и называется он Адам [мира] Ецира, и Адам ступени Мальхут, и называется он Адам [мира] Асия.

40) И назвал Он Себя Именами: Кэль [т.е. Б-г] Элоким [т.е. Б-г, Судия], Шадай [т.е. Всемогущий], Цеваот [т.е. Предводитель воинств], Алеф-hЭй-Йуд-hЭй [что расшифровывается: Ата hУ hаШем hаЭлоким – Ты – это Г-сподь Б-г], чтобы узнавали Его, да будет Он восславлен, в каждом без исключения Атрибуте присущем Ему, как Он управляет миром, проявляя Хэсэд [т.е. добро и милосердие] или Гвуру [т.е могущество] в зависимости от того, как поступают люди [продолжение отрывка из книги Зоар, недельное чтение Бо, п.218, стр.61]. Ибо десять Имен в Торе, которые не [разрешается] стирать, - это, по сути дела, десять Сфирот. Как написано в [книге] Зоар ([на недельное чтение] Вайикра, п.168, [стр.57]): Сфират hаКэтэр называется Алеф-hЭй-Йуд-hЭй, а Сфират hаХохма называется Йуд-Кэй, а Сфират hаБина называется Четырехбуквенным Именем, а произносится “Элоким”; Сфират hаХэсэд называется Кэль, а Сфират hаГвура называется Элоким, а Сфират Тифэрэт называется Четырех буквенным Именем, а две Сфирот Нэцах и hОд называются Цеваот, а Сфират hаЕсод называется Кэль Хай [т.е. Б-г Живой], а Сфират hаМальхут называется Ад-най [т.е. Г-сподь].

41) И если бы Свет Его, да будет Он восславлен, не распространился ко всем творениям, и им не казалось, что Он облачился в эти Святые Сфирот, как бы творения удостоились познать Его, да будет Он восславлен, и как бы исполнился стих Танаха “наполнение всей земли есть Слава Его”? [продолжение отрывка из книги Зоар, недельное чтение Бо, окончание п.218, стр.61; цитируется стих Ешаяhу 6, 3]. Пояснение. Ибо таким образом [книга Зоар] разъясняет желание Б-га явить душам, будто в Нем Самом существуют те отличительные особенности, [что наблюдаются] в Сфирот, и это [делается] для того, чтобы дать душам возможность познать и постичь Его, да будет Он восславлен, в достаточной мере, ибо тогда исполнится стих Танаха “наполнение всей земли есть Слава Его”. Т.е [произойдет то], о чем мы говорили выше, в п.33; посмотри, что там написано.

42) И вместе с тем, горе тому, кто уподобит Его, да будет Он восславлен, какому-нибудь Атрибуту, т.е. тому, кто скажет, что этот Атрибут находится в Нем, да будет Он восславлен, когда Он Сам по Себе, и даже тем духовным Атрибутам, что явлены душам, и тем более, Атрибутам, имеющим материальную природу сынов Адама, по сути дела, состоящих из праха, бренных и ущербных. [продолжение отрывка из книги Зоар, недельное чтение Бо, начало п.219, стр.61]. Т.е. это подобно тому, о чем мы говорили (выше, в п.34), ибо хотя желание Б-га состоит в том, чтобы получающим душам казалось, что их отличительные особенности находятся в Дающем, да будет Он восславлен, вместе с тем, душам должно быть ясно, что в Нем, Б-же упаси, нет никаких отличительных особенностей и никаких Атрибутов, но желание Б-га состоит лишь в том, чтобы душами были явлены именно такие подобия, согласно смыслу написанного: И пророкам должен Я являть Свои подобия [hОшея 12, 11]. И если они, не дай Б-г, ошибутся в этом, тогда горе им, ибо они моментально пропадут в потоке Б-жественной Благодати. И не стоит даже говорит о неумных людях, уподобляющих Ему, да будет Он восславлен, какие-либо события, происходящие с [творениями], облеченными в плоть и кровь, бренными и ущербными. Конец цитирования [и пояснений]. И читателю полезно изучать всю эту книгу Зоар от начала до конца как объясняющую десять Сфирот и три мира Брия, Ецира, Асия. И здесь не место далее продолжать об этом.




Доведено до конца и завершено. Да будет восславлен Б-г, Сотворяющий мир!

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments