Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. ТЭС ч.2 гл.1 тема 1. Черновик. Перепечатка запрещена

Учение о десяти Сфирот

Стр.51

Часть вторая

Игулим и Йошер (круги и прямизна)

Состоящая из двух глав.

Глава первая

Приводятся объяснения о десяти Сфирот дэИгулим (кругов), раскрывшихся после Цимцума (удаления Света), и Ор Эйн Соф (Свете Бесконечного), окружающем их, а также обо всем Свете Сфирот hаИгулим, которым они наделяются посредством Кав (линии). Глава включает в себя 11 тем.

1) Кав (линия) напоминает Цинор Дак (тонкую трубу). 2) Распространение Ор Эйн Соф (Света Бесконечного) внутрь Халаль (незаполненного пространства). 3) Это распространение было постепенным. 4) Игуль (круг) не прилепляется к Эйн Соф, а соединяется с Ним через Кав (линию). 5) Ор Эйн Соф окружает Игуль и наделяет его издалека. 6) Кав называется Адам Кадмон. 7) Порядок появления десяти Сфирот hаИгулим. 8) Кав соединяет все Игулим воедино. 9) Каждый мир и каждая Сфира включает в себя десять Сфирот, и также их составные части и части частей делятся до бесконечности. 10) Сфирот деИгулим окружают друг друга, как слои луковицы. 11) Каждый Игуль, расположенный ближе к Эйн Соф, чем другой, счинается выше и лучше его; и так до Этого Мира, находящегося в Нэкуда hаЭмцаит (в центральной точке), наиболее удаленной от Эйн Соф, и являющегося абсолютно материальным.

Ор Шалом (устный комментарий рава Баруха Ашлага)

К названию главы. Приводятся объяснения о десяти Сфирот дэИгулим (кругов), раскрывшихся после Цимцума (удаления Света), и Ор Эйн Соф (Свете Бесконечного), который был из них исторгнут, окружающем их извне, а также обо всем Свете Сфирот hаИгулим,
которым они наделяются посредством Кав (линии). Пояснение: сами Игулим не могут получать свет, но Кав должен наделить их Светом. А причина этого будет объяснена ниже.

К оглавлению.
 
2) Распространение Ор Эйн Соф (Света Бесконечного) внутрь Халаль (незаполненного пространства). Свет был исторгнут и образовались Маком Рейкан (пустое место) и Халаль (незаполненное пространство). А затем Свет вернулся внутрь Халаль.

4) Игуль (круг) не прилепляется к Эйн Соф, то есть не получает от Него, а соединяется с ним через Кав (линию). Пояснение. Игуль получает Ор Эйн Соф через Кав.

[Тема первая] Кав (линия) напоминает Цинор Дак (тонкую трубу)

[Аризаль]. Эйц Хаим. hЭйхаль [чертог] первый. Шаар [врата] первые. Анаф [ветвь] вторая (сс. 51 – 52)

1) А этот Кав (линия) подобен одному
Цинор Дак [тонкой трубе], в котором распространяются и тянутся Мэймэй Ор hаЭльон шель Эйн Соф ["воды" Высшего Света Бесконечного] к мирам, туда, где находятся эти Авир (воздух) и Халаль (незаполненное пространство).

Ор Шалом [Устный комментарий рава Баруха Ашлага] (стр.51)

А этот Кав (линия) подобен одному Цинор Дак [тонкой трубе]. Необходимо разобраться, как объяснить слово Кав и что символизирует слово Дак (см. часть 1, ответ 47, в Ор Шалом).

Вопрос (помещенный Бааль Суламом для повторения) 47 (стр.31)

Что такое Кав (линия)?

Ответ (Бааль Сулама) (стр. 36)

Кав (линия) (часть 1, глава 2, Ор Пними Алеф))  указывает на то, что в нем различаются верх и низ, что до этого ему не было присуще, а также указывает на то, что по сравнению с тем, что было раньше, свечение кардинально уменьшилось.

Ор Шалом

Кав (линия) указывает на то, что в нем различаются верх и низ, что до этого ему не было присуще, а также указывает на то, что по сравнению с тем, что было раньше, свечение кардинально уменьшилось. Ведь Святой hаАри говорит: Знай, что перед тем, как были наделены Светом Нээцалим (сосуды, наделяемые Светом) и созданы Нивраим (Творения) [см. Вступительные Замечания, часть 3, слова Маациль и Борэ], простой [т.е. не разделяющийся на структурные компоненты] Высший Свет заполнял все сущее и т.д. И когда стала воля Его простою
создать миры и наделить Светом Нээцалим и т.д., удалился Он Сам и т.д.; и позже протянулся от Ор Эйн Соф (Света Бесконечного) один Кав и т.д., спускающийся внутрь этого Халаль (незаполненного пространства). И необходимо разобраться, почему говорится один Кав. И надо сказать, дело обстоит не так, как раньше, когда [простой Высший Свет] заполнял все сущее; но теперь есть только тонкий Кав (линия). Если так, то надо выяснить, как объясняется слово Кав и как объясняется слово Дак (тонкий). Ответ. 1) Есть закон: «То, что высшими делается по доброй воле (по выбору)», имеется в виду, что Мальхут не желала получать по своему выбору, «становится законом обязательным для низших», то есть после этого появляется запрет получать, а также то, что характеризуется как «низ», наименее значительное. А поскольку есть «низ», то можно сказать, что то, что удалено от получения, называется «верх». И Это понятие «верх и низ» называется Кав (линия). 2) Есть закон: каждая Сфира содержит что-то от любой другой Сфиры. Следовательно в Кэтэр есть Мальхут, в Хохма есть Мальхут и т.д. В каждой Сфире есть Мальхут. Это и есть понятие Дак (тонкий): все Мальхуёт, присутствующие в каждой Сфире, уже не получают.

Следовательно вначале был «заполняющий все Сущее», характеризующийся как Игуль (круг), что означает, что все было равнозначным и не было понятий «верх и низ». После Цимцума, появился Кав, то есть понятие «верха и низа». И появляется понятие Дак, то есть уже светит не «заполняющий все Сущее», а «Кав и Мида (мерный шнур и отмеренное количество)»: сколько Мальхут может получить с альтруистической мотивацией, она получает, а что не может получить с альтруистической мотивацией – не получает. (18)

hЭарот вэБэюрим [Замечания и пояснения, стр.50]

(18) В ответе 47 [Бааль Сулам] приводит два объяснения понятия Кав: 1) Что в нем есть верх и низ значимости. 2) Что свечение уменьшается. И вот пришел наш господин, учитель и рав, да будет память о нем благословенна, и разделил это на части: первое объяснение есть объяснение понятие Кав, а второе объяснение – это объяснение понятия Дак. (Источником этого понятия «Кав Дак» (тонкая линия) является Птиха леХохмат hаКабала, п. 31, внимательно посмотри там). Однако, по правде говоря, после объяснения нашего господина, учителя и рава, да будет память о нем благословенна, можно сказать, что к любому Кав применимо определение Дак (то есть всякая линия тонкая), то есть суть понятия «Кав» указывает на то, что он «Дак», таков смысл ответа, по моему мнению; то же говорится в части 2, глава 1, в Ор Пними Бет)).

Ор Шалом (стр.51)

И это необходимо прокомментировать так: после того, как Мальхут дэЭйн Соф во время Цимцума (удаления света) не пожелала получать ради того, чтобы получать, но пожелала получать с альтруистической мотивацией, она притянула Свет. Тогда уже было запрещено получать и поэтому появилась категория "низ", менее значительное. То есть желание получать называется Низ; а Бхина Гимэль, то есть Зеир Анпин, выше, чище; а Бхина Бет, то есть Бина - еще чище; а Бхина Алеф, то есть Кли дэХохма - еще чище. Следовательно появилась категория "Верх и Низ", более и менее значимое, называющаяся Кав.

А поскольку Кав ограничивает Свет и Он уже не будет светить как вначале "заполняя все сущее", но в той мере, в какой [Кав] может Его получать с альтруистической мотивацией, поэтому называется Кав (линия) Дак (тонкой), и потому называется Йошер (прямой, буквально: прямизной), что светит в меру праведности, прямодушия. То есть сколько он может получить с альтруистической мотивацией, такова и величина Света светящего ему. Если альтруистическая мотивация невелика, то и светит немного. И именно об этом Рав (то есть Аризаль) писал: И этот Кав напоминает тонкую трубу. Как в материальном мире труба ограничивает количество воды, так и Йошер, создающий Масах (экран), ограничивает Свет, чтобы Он не светил. И это символизирует сравнение с Цинор Дак (тонкой трубой).

Ор Пними (Внутренний Свет)
[Комментарий Бааль Сулама]

Алеф) А этот Кав (линия), то есть Кав тянется от Ор Эйн Соф (Света Бесконечного), да будет Он восславлен, внутрь Халаль (незаполненного пространства) после Цимцума (удаления Света) (см. выше, часть 1, глава 2, Ор Пними, п. Бет) ).

Бет) Тонкая труба. Сосуды десяти Сфирот дэЙошер (прямой, буквально: прямизны) называются именем Цинор (труба) или Цинорот (трубы) по той причине, что они ограничивают жестким контролем и с большой точностью пути движения Света в них, чтобы Свет не распространялся никуда кроме, как по определенному пути в этих сосудах. По примеру трубы, с абсолютной точностью ограничивающей воду, проходящую внутри нее, которая течет по ней и выходит из нее строго в соответствии с формой трубы, если она тонкая и если ее форма совершенно не меняется по ширине на всем протяжении. И по этой причине Света, проходящие по этим Цинорот называют именем десять Сфирот дэЙошер, поскольку они распространяются по законам этих Цинорот в меру прямодушия и праведности, то есть в более чистый сосуд распространяется более значимый Свет и т.д., без какого-либо изменения, ввиду сильной власти Цинорот над этими Светами.

Ор Шалом

В более чистый сосуд,
удаленный от получения, распространяется более значимый Свет.

Ор Пними

А сила этой власти, обнаруживаемой в вышеупомянутых Цинорот, обусловлена тем, что все, что на высшей ступени [выбрано] по собственной воле, является обязывающей силой для низшей ступени, которую [эта высшая ступень], являющаяся ее причиной, наделяет Светом. И поэтому тот самый Цимцум, который в Бхине Далет происходил в Кэлим (сосудах) дэИгулим по доброй воле, в Кэлим дэЙошер, являющихся их следствием, становится силой и властью, обязывающей их [к Цимцуму] и называется эта сила именем Масах (экран, занавеска), как будет сказано ниже.

Ор Шалом

Тот самый Цимцум и т.д., [который] происходил в Кэлим дэИгулим по доброй воле,
то есть их совершенно ничто не обязывало не получать, но у них был выбор и свобода, в Кэлим дэЙошер, являющихся их следствием, становится силой и властью, обязывающей их [к Цимцуму] и называется эта сила именем Масах. Пояснение. Когда солнце светит больше, чем нужно, мы завешиваемся от его света занавеской. А когда оно не светит с большой силой и можно получить его свет, мы раздвигаем занавески. Следовательно Масах (занавеска) создает «силу, препятствующую» свету солнца, когда он слишком сильный. Мораль: если низший, получая Свет, не может делать это с альтруистической мотивацией, то он не хочет получать. То есть он создал Масах, силу, препятствующую Свету, и как будто говорит: досюда! И все это будет так, пока не станет он подобным [Творцу] по своим качествам.

Далее, почему теперь существует власть? Потому что «то, что высшим выбрано по доброй воле» ... Пояснение. То, что вначале (то есть на ступени, являющейся причиной и называющейся высшей) было свободным волеизъявлением, «становится силой, обязывающей низшего», то есть [обязывающей] следствие, называющееся «низшим», и уже не происходит иначе, чем силой запрета. Значит, то, что было свободным вначале, Игулим, теперь стало «верхом и низом», что называется Кав.

Ор Пними

И в этом заключена суть того, что говорится в Тикуним [то есть Тикуней Зоар]: перевернут Рацон и обнаружишь Цинор; конец цитаты [1) Слова Рацон и Цинор получаются друг из друга перестановкой букв: рейш-цади-вав-нун софит и цади-нун-вав-рейш соответственно 2) выражение означает: когда подавлена воля, обнаружишь трубу (систему ограничений)]; и когда говорят, что Цинор, является Масахом, это означает Цимцум властью [высшего], то есть он препятствует своему желанию получать в Бхину Далет  силой высшего, управляющего им; ведь он противоположен материалу самого Кли (сосуда), то есть «желанию получать», поскольку он мешает себе самому выразить это свое желание, и это символизируют слова: «перевернут Рацон и обнаружишь Цинор»; то есть понятие Цинор противоположно понятию Рацон; ведь он подавляет свое желание и создает противоположность тому, чего он хочет.

Ор Шалом

Поскольку он мешает себе самому выразить
(пояснение: на деле проявить) это свое желание, а если точнее, когда он может, - получить. И это символизируют слова: «перевернут Рацон и обнаружишь Цинор»; то есть понятие Цинор, то, что должно получать Благодать, раскрывается противоположным понятию Рацон, то есть когда он превращает свое желание в его противоположность.

Ор Пними

И поэтому ты найдешь, что во всех Друшим (углубленных толкованиях) и писаниях, когда мы хотим дать наименование  и подчеркнуть понятие исторжения Света из Бхины Далет, мы называем  это именем Цимцум.

Ор Барух (письменный комментарий рава Баруха Ашлага)

Понятие исторжения Света.
Есть три Бхинот (категории):  1) Цимцум. 2) Масах. 3) Парса. Цимцум означает, что Ор (Свет) был в Кли (сосуде) и вернулся и вышел наружу. Масах не дает Свету распространяться внутрь Бхины Далет. Парса – это Цимцум Бэт.

Ор Шалом

Когда мы хотим дать наименование  и подчеркнуть понятие исторжения Света из Бхины Далет, мы называем  это именем Цимцум.
И этот Цимцум происходит по доброй воле (по выбору).

Ор Пними

А когда мы хотим обратить внимание на силу дополнительного Цимцума со стороны Ор hаКав (Света линии), направленную на то, чтобы Свет не распространялся в Бхину Далет, мы определяем это именем Масах, что означает силу, препятствующую Свету распространяться в Бхину Далет.

Ор Шалом

А когда мы хотим обратить внимание на силу дополнительного Цимцума со стороны Ор hаКав и т.д., мы определяем это именем Масах
– в это время уже есть запрет получать - что означает силу, препятствующую Свету распространяться в Бхину Далет то есть внутрь Кли hаКабала (сосуда получения).

Ор Пними

А когда мы говорим о Кли (сосуде) в целом, то есть о Кли и Масахе вместе, мы определяем это именем Цинор (труба), а когда мы говорим об Ор (Свете), Кли и Масахе вместе, то есть о Свете, «одевающемся» в сосуд в той мере, [в какой позволяет] Цинор, мы определяем это именем Кав (линия).

Ор Шалом (сс.51 – 52)

А когда мы говорим о Кли (сосуде) в целом,
то есть о получающем сосуде; а с ним, с получающим сосудом, связано два понятия: 1) что он должен страстно желать получать; 2) что он должен иметь возможность воспрепятствовать себе получать не из альтруистических побуждений. И именно об этом он писал:  то есть о Кли, желании получать, и Масахе, препятствующей силе, вместе, мы определяем это именем Цинор, то есть там был Рацон (желание), а его превратили в Цинор (трубу, систему ограничений), то есть установили в Кли (сосуд) Масах (экран).

Ор Пними (стр.51)

А когда мы говорим о Кли (сосуде), в котором нет Масаха (экрана), мы определяем его именем Игуль (круг).

Ор Шалом (стр.52)

А когда мы говорим о Кли, в котором нет Масаха,
то есть там нет силы власти [высшего], но только Цимцум, мы определяем его именем Игуль (круг).

Ор Пними

Гимэль) Одной.
Словом «одной» рав [т.е. Аризаль] уточняет, что нужно исключить исправление трех Кавим (линий), которые имеют место в мире Ацилут. И он сообщает нам, что в мире Адам Кадмон еще нет этого исправления трех Кавим, но есть только один-единственный Кав.

Ор Шалом

В мире Адам Кадмон и т.д. светил только один-единственный Кав.

Ор Пними

А причина этого заключается в том, что исправление трех Кавим происходит позднее в Мире Ацилут и происходит из включения Мидат hаРахамим (Атрибута Милосердия) в Дин ([Атрибут] Cуда), как будет сказано в своем месте, а здесь мы имеем дело с миром Адам Кадмон, где еще не произошло этого включения, и поэтому нет здесь ничего кроме одного-единственного Кава.

Ор Шалом

А причина
того, почему действительно вначале был один Кав, а после этого три Кавим, заключается в том, что исправление трех Кавим происходит позднее в Мире Ацилут и происходит из включения Мидат hаРахамим (Атрибута Милосердия) в Дин ([Атрибут] Cуда), как будет сказано в своем месте; в соответствии со написанным: «Сначала Он задумал создать мир с помощью Мидат hаДин, и увидел Он, что мир не может устоять, и прежде создал Мидат hаРахамим и включил ее в Дин». Следовательно под Кав Эхад (одной линией) имелась в виду исключительно Мидат hаДин (Атрибут Суда). И об этом написано: а здесь мы имеем дело с миром Адам Кадмон, где еще не произошло этого включения, и поэтому нет здесь ничего кроме одного-единственного Кава. Смысл слова «одного» - в том, чтобы исключить три Кавим, появившиеся позже; и они таковы: Хэсэд, Дин, Рахамим. Авраам называется Хэсэд, Йицхак называется Дин, а Яаков называется Рахамим.

Ор Пними

А приход Ор (Света) в Кли hаКабала (сосуд получения) Нээцаля [того, кто наделяется Светом, см. Вступительные замечания, ч.3, слово Маациль] называется именем hитПаштут (распространение) [см. там же слово
hитПаштут].

Ор Шалом (стр.52)

А приход Ор в Кли hаКабала Нээцаля, то есть постигающего Его, называется именем hитПаштут,
что означает переход от сокрытия к раскрытию. То есть «перед hитПаштут» означает «до постижения низшим», а «после hитПаштут» означает «после постижения им».

Ор Пними

И уже объяснялось выше, что этот Кли hаКабала [получающий сосуд] Нээцаля [того,кто наделяется Светом] называется именем Цинор (хорошенько разберись в этом и во всех приведенных рассуждениях).

Далет) "Воды" Высшего Света Бесконечного. Известен порядок зарождения Парцуфа и необходимо различать его стадии; при этом используют четыре названия,  характеризующих желание; а именно: Ор (Свет), Майим (Воды), Ракиа (Небосвод), Мэа Брахот (Сто Благословений) или Мэа Шеарим (Сто Ворот).

Ор Шалом

Ор
– Хохма, Майим – Бина, Ракиа – Зеир Анпин, Мэа Брахот или Мэа Шеарим – Мальхут.

Ор Пними

И это  связано с переменой Светов, оказывающихся не на своем месте, и ввиду этой перемены [Парцуф] получает hаОр (Свет) в виде Майим (Вод), что описано в соответствующем месте.

Ор Шалом

Связано с переменой Светов, оказывающихся не на своем месте  и т.д., [Парцуф] получает hаОр (Свет) в виде Майим.
Пояснение. Когда появился первый Парцуф, называющийся Парцуф hаКэтэр, светил Ор hаКэтэр в Кли дэКэтэр, а Ор hаХохма светил в Кли дэХохма и т.д.; еще позже появился второй Парцуф, называющийся Парцуф АБ, Парцуф hаХохма, и вновь светил Свет и этот второй Свет называется Ор hаХохма. А есть закон, что в Кэлим не происходит изменений. Следовательно Ор hаХохма пришел в Кли дэКэтэр. И уже ощущается нехватка, поскольку в Кли hаКэтэр, который должен получить Ор hаКэтэр, есть не более, чем Ор hаХохма. Точно таже Ор hаБина пришел в Кли дэХохма, и здесь также ощущается нехватка – Свет находится не на своем месте, ведь Ор hаБина должен прийти в Кли дэБина.

Ор Пними

И сообщает нам рав [т.е. Аризаль], что суть того, что здесь происходит при появлении Кав, состоит в том, что когда Свет распространяется в Бхинат hаКав, hаОр hаЭльон (Высший Свет) характеризуется как Майим, и поэтому он уточняет: «'воды' Высшего Света Бесконечного», ведь при распространении Света в hаЦинор hаДак (тонкую трубу) количество Света становится намного меньше, чем в Эйн Соф (в Бесконечом), и в описанной выше последовательности [стадий зарождения Парцуфа этот Свет]  характеризуется как Майим (воды).

Ор Шалом

И сообщает нам рав [т.е. Аризаль], суть
того, что свет приходит не на свое место, того, что здесь происходит при появлении Кав, состоит в том, что и т.д. при распространении Света в hаЦинор hаДак (тонкую трубу) количество Света становится намного меньше, чем в Эйн Соф (в Бесконечом), […] и Он характеризуется как Майим (воды). И необходимо разобраться, как объясняется, что Свет не на своем месте. И надо сказать, что Он не раскрывается так, как это было вначале. То есть вначале был Ор Эйн Соф (Свет Бесконечного), заполняющий все сущее. Напротив, то, как Он светит сейчас, характеризуется термином Кав Дак (тонкая Линия) и уже ощущается нехватка по сравнению с тем, что было. Поэтому возникает ступень Ма
йим в описанной выше последовательности. И об этом [Аризаль] пишет: А этот Кав (линия) подобен одной тонкой трубе, в которой (в трубе, где уменьшается Шефа (Высшая Благодать, Свет)) распространяются "воды" Высшего Света Бесконечного, то есть Он называется уже не так, как вначале, а «Водами Света».
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments