Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. ТЭС ч.1 гл.1 тема 1 (начало). Черновик. Перепечатка запрещена

Рабби Еhуда Ашлаг

Талмуд Эсер hаСфирот
(Учение о 10 Сфирот)

Часть первая

Цимцум вэКав
(Ограничение и Луч)


в двух главах

Глава первая [стр.1]


Объясняет понятие hаЦимцум hаАлеф (Первого Ограничения), когда был ограничен Ор Эйн Соф (Свет Бесконечного), да будет Он восславлен, чтобы наделить Светом Нээцалим [сосуды, наделяемые Светом см. Вступительные Замечания, ч.3, объяснения слов Маациль и Борэ] и сотворить Нивраим (творения). Содержит пять тем:

1) Перед Цимцумом (Ограничением) был Эйн Соф (Бесконечный), заполняющий все сущее. 2) Побудительный мотив Сотворения – раскрыть Его Имена и названия. 3) Удаление Света из Свивот Нэкуда hаЭмцаит (окрестностей центральной точки). 4) Пространство, оставшееся после Цимцума (удаления Света) имело круглую форму. 5) Как Ор Эйн Соф (Свет Бесконечного) однороден, так и Цимцум (удаление Света) было однородным, что составляет суть круглой формы.

Ор Пними (Внутренний Свет)
[Комментарий Бааль Сулама]


Мы должны помнить, что мудрость Каббалы всецело основывается на духовных понятиях, не занимающих ни пространства, ни времени, и в них совсем не происходит никаких исчезновений и замен, и всякий раз, когда в этом учении говорится о каких-то изменениях, то не имеется в виду, что первое состояние исчезает и принимает иную форму, но изменение, о котором говорят, представляет собой исключительно добавление, а первое состояние ничуть не меняется. Ведь исчезновение и изменение – это свойства материального. И все это трудно для начинающих, поскольку слова они воспринимают в соответствии с идиоматикой материального, ограниченного временем и пространством, замещением и изменением; а авторы пользуются этой идиоматикой лишь для символического обозначения высших корней. Поэтому я попытаюсь объяснить каждое без исключения слово в соответствии с его духовной природой, сбросив с него завесу пространства, времени и изменения. А читатель должен твердо запомнить объяснения этих слов, так как невозможно возвращаться к ним снова и снова.

[Аризаль.] Эйц Хаим (Древо Жизни). Шаар Алеф (Портал первый). Анаф Бет (Ветвь вторая).

Тема первая


Перед Цимцумом (Ограничением) был Эйн Соф (Бесконечный), заполняющий все сущее

Знай, что перед тем, как были наделены Светом Нээцалим (сосуды, наделяемые Светом) и созданы Нивраим (Творения), простой [т.е. не делимый на составные части] Высший Свет заполнял все сущее.

Ор Пними

Алеф) Перед тем, как. Что представляет собой духовное время, хорошо разъясняется ниже, в конце [комментария Бааль Сулама] hИстаклут Пнимит [Углубленный анализ, буквально: внутренний взгляд], [глава девятая, стр. 30], начиная со слова Од (еще). [См. Вступительные замечания, ч. 3]

Бет) Высший. То есть Свет, распространяющийся от Сущности Творца, да будет Он восславлен. И знай, что все имена и определения, появляющиеся в Каббалистическом учении, не относятся, Б-же сохрани, к Сущности Творца, да будет Он восславлен, но лишь к Свету, распространяющемуся от Сущности Творца, да будет Он восславлен; а о Сущности Творца, да будет Он восславлен, не дано нам вообще ни слова сказать, ни звука произнести. Ибо таков закон: ничто непостижимое не известно по имени. И запомни это непременно.

Ор Шалом
[Комментарий рабби Баруха Ашлага]


И знай, что все имена и определения и т.д. не относятся, Б-же сохрани, к Сущности Творца, да будет Он восславлен, но лишь к Свету, распространяющемуся и т.д. Ибо таков закон: ничто непостижимое не известно по имени. Все имена относятся к тому, что исходит от Творца, а не к Самому Творцу. И чтобы достичь лучшего понимания этого, я рассказывал такую притчу: Однажды ешива получила чек, посланный инкогнито, и был он выписан на очень большую сумму. Посмотрел чек один из учеников ешивы и сказал: я знаю, от кого послан этот чек; Этот человек очень богат, иначе бы он не пожертвовал такую большую сумму. Посмотрел чек еще один ученик и сказал: этот человек еще и добр, иначе бы не пожертвовал такую сумму. Пришел третий ученик и сказал: вдобавок ко всему, это религиозный человек, иначе он послал бы такую сумму не в ешиву, а в другое учреждение. Следовательно дело охарактеризовало того, кто его делал, а о нем самом ничего не было известно. Это называется: «По деяниям Твоим мы познали Тебя» [Песнь о единстве]; по делам Святого [Творца], да будет Он восславлен, мы познаем Его; и в соответствии с тем, что раскрывается пред нашими очами, мы строим наши догадки, а Сам Он непостижим.

Исходя из этого понятно, что подобным же образом мы говорим, что побудительным мотивом Сотворения было облагодетельствовать Его творения; ведь это исходит из постижения; то есть те, кто обрели от Творца Благодать и негу и постигли их, сказали, что при создании творений побудительным мотивом было облагодетельствовать их. Следовательно и знание, что «Его желание -  облагодетельствовать Его творения»,  получено  исходя из [Его] деяния, то есть из постижения, обретенного низшими.

Ор Пними

Гимэль) Заполнял все сущее. Это, на первый взгляд, очень странно: разве то, о чем здесь говорится, не предшествует созданию миров, а если предшествует, то о какой реальности, которую Высший Свет должен заполнить, здесь говорится? А дело в том, что все миры и все души, те, что существуют, и те, что будут созданы, вместе с тем, что произойдет с ними до конца их исправления, ведь все они уже заключены в Эйн Соф (Бесконечном), да будет Он восславлен, во всем их великолепии и со всем их наполнением. Таким образом, нам надлежит различать два основных состояния всех составных частей реальности, предстающей перед нами. Состояние первое: в том виде, в каком им установлено пребывать и в каком они пребывают в Эйн Соф, да будет Он восславлен, во всем их совершенстве и великолепии. Состояние второе: количества, в которых они упорядочиваются, нисходят и вновь предстают пред нами после Цимцум Алеф (Первого Ограничения) в пяти мирах, называющихся так: Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Ецира, Асия, - как будет описано ниже. А то, о чем рав [то есть Аризаль] писал, что Высший Свет, исходящий из Сущности Его, да будет Он восславлен «заполнял все сущее», относится ко всем составным частям реальности в первом состоянии, к тому, какими они
упорядочиваются и пребывают в Эйн Соф, да будет Он восславлен, до Цимцума. И он говорит нам, что Высший Свет заполнял их совершенно, так, что в них не оставалось никакого пустого места, которое давало бы возможность сделать их хоть немного более совершенными и внести хоть какое-то исправление (обратись к hИстаклут Пнимит к этому пункту, что бы тщательно разобраться в этом).

Эйц Хаим [сс.1-2]

И не было никакого Маком Пануй (незаполненного места), характеризующегося как Авир Рейкани (буквально: «пустой воздух») и Халаль ([незаполненное] пространство), но было все заполнено этим простым Светом Бесконечного, и не различалось в нем ни Рош (головы), ни Соф (предела [получения Света]), но все было единым простым Светом, совершенно однородным, и называется он Ор Эйн Соф (Светом Бесконечного).

Ор Пними [стр.1]

Далет) Маком Пануй (незаполненного места). Пояснение. До того, как были созданы миры, был только один Бесконечный, да будет Он восславлен, как уже говорилось; не было там «Маком Пануй» то есть Маком Хисарон (места, где чего-то не хватает), в которое надлежало бы получить то, что характеризуется как Тикуним (исправления). Так как Высший Свет заполнял это пространство, где не было установлено места, в границах которого могли бы пребывать низшие и добавить что-то к его совершенству. Но только ввиду произошедшего Цимцума (ограничения), описываемого ниже, образовалась новая категория Хисарон (нехватка) и образовалось незаполненное пространство для Тикуним. Но не вводи себя в заблуждение, будто книга говорит о материальном пространстве.

hЭй) Авир Рейкани (буквально: «пустой воздух»). Имеется в виду не материальный воздух, Б-же упаси, а есть категория духовного Света, которая так называется. Ведь в каждом полном Парцуфе [духовном объекте; Парцуф буквально означает «лицо»]  различаются две категории Света, называющиеся Ор дэХохма [буквально: Свет Мудрости] и Ор дэХасадим [буквально: Свет Доброты]: Ор дэХохма рассматривается как сущность Парцуфа, то есть hаХаёт [жизнь] в нем. Ор дэХасадим является всего лишь Светом, «надевающимся» на Ор hаХохма [это то же, что Ор дэХохма; и арамейский префикс дэ-, и ивритский hа- означают, что последующее существительное переводится в родительном падеже], находящийся в Парцуфе, поскольку Ор hаХохма не может «облачиться» в Парцуф, не «облачившись» прежде в Ор дэХасадим.

Ор Шалом

Ор hаХохма не может «облачиться» в Парцуф, не «облачившись» прежде в Ор дэХасадим. Следовательно Ор hаХасадим есть Левуш (облачение), с помощью которого дано постичь Ор hаХохма.


Ор Пними

Однако временами, когда эти Парцуфы находятся в состоянии Катнут (малое состояние, «детство»), нет в них ничего кроме одного Ор дэХасадим.

Ор Шалом [сс.1-2]

Однако временами, когда эти Парцуфы находятся в состоянии Катнут... Парцуф означает Паним (лицо). (А значение слова Паним такое же как в этом выражении на идише: «То, что доставляет мне наслаждение, обладает моим лицом» [другими словами, «мое лицо» означает «моя сущность», а моя сущность есть наслаждение, которое я испытываю, точно так же, как Ор hаХохма для Парцуфа в начале п.
hэй) Ор Пними]). Это касается полной [духовной] ступени [т.е. полного Парцуфа]. Духовные постижения не выражаются словами, поэтому их учат на языке «ветви и корня», основанном на том, что материальные ветви происходят от духовных корней (это объясняется в hИстаклут Пнимит на стр.15, начиная со слова Рейшит [прежде всего]. Разберись в этом хорошенько). И вот в материальном мире Парцуф (т.е. лицо) человека включает в себя все: Гульголет (лоб, череп), Эйнаим (глаза), Азнаим (уши), Хотэм (нос) и Пэ (рот). А у получающих [в духовных мирах наблюдается] что-то подобное, то есть [составные части] Парцуфов характеризуют как Гальгальта, Эйнаим, Озэн, Хотэм, Пэ. Гальгальта – это Сфират hаКэтэр [слово Сфира объясняется в конце Вступительных Замечаний, Кэтэр означает корона]; Эйнаим – это Сфират hаХохма; Азнаим – это Сфират hаБина [Бина – это разумение]; Хотэм – это Сфират hаЗеир Анпин [Зеир Анпин означает «маленькое лицо»; согласно Ор Шалом к Введению в Мудрость Каббалы, п. 5, начиная со слова "Затем", говорится, что согласно стиху "Мудрость человека просветляет лик его (Коhэлет, 8, 1), "лицо" здесь означает "мудрость", то есть Свет Хохма, а Зеир Анпин - это сосуд, получающий небольшое количество Света Хохма], а Пэ – это Сфират hаМальхут [Мальхут означает Царство]. А что касается классификации Светов, то Гальгальта называется Ор hаЕхида [приблизительный перевод – Свет Единства]; Эйнаим называется Ор hаХая [Свет Жизни], Озэн называется Ор hаНэшама, Хотэм называется Ор hаРуах и Пэ называется Ор hаНэфэш [Нэшама, Руах и Нэфэш означают душа, с разными оттенками]. И все это находится в Рош hаМадрега [в части Рош ступени, Рош означает голова].

{И уже известно, что душа делится на пять частей: Нэфэш, Руах, Нэшама, Хая, Ехида согласно классификации Орот [Светов], а согласно классификации Кэлим [сосудов] – это Кэтэр, Хохма, Бина, Зэир Анпин и Мальхут. В Кэтэр светит Ор hаЕхида, в Хохму светит Ор hаХая, в Бину светит Ор hаНэшама, в Зеир Анпин светит Ор hаРуах, а в Мальхут светит Ор  hаНэфэш}(1)

hЭарот вэБэюрим ([Редакционные] Замечания и пояснения) [стр.49]

(1) Перед фигурными скобками [непосредственно перед этим замечанием] (Ор Шалом, фрагмент, начинающийся со слова Однако) и после них [непосредственно после этого замечания] (начиная со слов А в Гуф) описывается структура Парцуфа в то время, как внутри скобок – структура души, и делается это, чтобы изменить точку зрения и рассмотреть получение в его связи со структурой Парцуфа.

Ор Шалом [стр.2]

А в Гуф hаМадрега [Гуф hаМадрега означает Тело Ступени] порядок таков: Хэсэд [Милосердие] и Гвура [Могущество] классифицируются как Ядаим [Руки], Тифэрэт [Великолепие] классифицируется как [собственно] Гуф hаМадрега, а Нэцах [Неподвластность Времени] и hОд [Величие] – это Раглаим [Ноги], Есод (Основа, Тайна) есть hаБрит ([место] Завета [т.е. место Обрезания
]), а Мальхут – это Сиюм Раглин (нижняя Оконечность Ног). А вся ступень, включающая Рош, Тох [внутренняя часть тела] и Соф, называется Парцуф.

Когда эти Парцуфы находятся в состоянии Катнут. Это означает, что они еще не достигли своего совершенства [то есть полноты].


Ор Пними [сс.1-2]

И знай, что этот Ор дэХасадим называется именем Авир или Руах, а когда он сам по себе, без Ор дэХохма, он называется именем Авир Рейкани, то есть он свободен от Ор hаХохма и поэтому ожидает, что Ор hаХохма распространится внутрь него и заполнит его. И говорит нам Рав [то есть Аризаль], что до того, как были созданы миры, то есть в Эйн Соф, да будет Он восславлен, во всем сущем не было ничего, что бы квалифицировалось как Авир Рейкани, поскольку не было там недостатка ни в чем, как уже объяснялось.

Вав) И Халаль ([незаполненное] пространство). Чтобы объяснить значение этого слова, ты сначала должен знать, что такое Кли Рухани (духовный сосуд). А именно, когда Нээцаль [наделяемый Светом] получает от Маациля [Наделяющего Светом] Шефа Хаётав (буквально: Благодать Жизни его, то есть наслаждение, представляющее собой жизнь Нээцаля), он обязательно имеет стремление и желание получать этот свой Шефа от Него, да будет Он восславлен; и знай, что мера этого стремления и желания есть весь Хомер (материал) Нээцаля вместе взятый.
 
Ор Шалом [стр.2]
 
И знай, что мера этого стремления и желания, то есть ощущение нехватки, есть весь материал Нээцаля вместе взятый. То есть, когда человек или некоторая духовная ступень ощущают, что им чего-то не хватает, они желают восполнить эту нехватку.
 
Ор Пними
 
Так что все, что есть в Нээцале [наделяемом Светом] помимо этого материала, уже относится не к тому, что квалифицируется как его материал, а к тому, что квалифицируется как его Шефа (Благодать), который он получает от Маациля [Наделяющего Светом].
 
Ор Шалом
 
Так что все, что есть в Нээцале помимо этого материала, уже относится не к тому, что квалифицируется как его материал, а к тому, что квалифицируется как его Шефа (Благодать), который он получает от Маациля. Следовательно человек представляет собой нехватку. И все, что не относится к нехватке, относится к Творцу.
 
{Мы также учили, что у человека есть пять чувств: зрение, слух, обоняние, речь и разум мозга. Но кто является получающим в сооветствующие пять органов чувств? Человек, желающий получать удовольствие и наслаждаться своей жизнью, он пользуется этими пятью инструментами. А когда человек хочет отдохнуть, он не пользуется этими пятью чувствами. Следовательно пять этих чувств не есть сам человек. В них самих не наблюдается никакого стремления и желания, но желание получать наслаждение и удовольствие - в этом весь человек}.
 
Ор Пними
 
И более того, этот материал есть мера Гадлут (величины, полноты, зрелости) и Комы(духовной высоты) каждого Нээцаля [сосуда, наделяемого Светом], каждого Парцуфа и каждой Сфиры. Ведь распространение Высшего Света от Маациля [Наделяющего Светом] воистину безгранично и безмерно, но только Нээцаль [тот, кто наделяется Светом] самостоятельно ограничивает [получаемый им] Шефа (Благодать), чтобы получить не больше и не меньше того, что ему диктует его стремление и желание получить; ведь это истинная мера, принятая в духовном, так как там отсутствует понятие принуждения, а все зависит от желания. И поэтому мы называем это "желание получать" Кли Кабала (сосудом получения) Нээцаля. И квалифицируется оно как материал Нээцаля, ведь благодаря ему отделился [Шефа] от Маациля, дабы называться ему именем Нээцаль, ибо он ограничен родом этого материала, который совершенно отсутствует в Творце, Б-же упаси, так как желания получать абсолютно невозможно найти в Маациле, не дай Б-г, так как от кого Он получит? И пойми это.
 
Ор Шалом
 
И квалифицируется оно как материал Нээцаля, ведь благодаря ему отделился Шефа от Маациля, дабы называться ему именем Нээцаль. (Объяснение этого приводится в Предисловии к книге Зоар, п. 9. Внимательно посмотри там).
 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments