Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. Предисловие к Введению в мудрость Каббалы

Введение в мудрость Каббалы. Предисловие Бааль Сулама, да будет благословенна память о святом и праведнике

1) Есть в Зоаре к [книге] Вайикра [на недельное чтение] Тазриа, сс. 40 [- 41, фрагмент Адам Иш, пп. 113 – 115; такие слова]: «Приходи и посмотри [т.е. сейчас будет показано], что что бы ни существовало в мире, это может находиться [там] только ради Адама, и все это поддерживается ради него... ; именно об этом написано: И создал Г-сподь Б-г Адама [прахом земным, и вдунул в ноздри его дух жизни (Нишмат Хаим), и стал Адам душою живою (Нэфэш Хая), Бэрэйшит, 2, 7], полным именем [т.е. постижением], и, как мы уже установили, {это имя, Адам} есть довершение всего и средоточие всего...; и все, что выше и все, что ниже, ...; включено в этот образ». Внимательно посмотри, что там написано. Ведь объясняется, что все миры, Высшие и низшие, полностью заключены в человеке, а также вся реальность, существующая в этих мирах, пребывает там только ради человека. И необходимо разобраться в этих словах: разве мало человеку пользы и выгоды, извлекаемой из Этого Мира и из всего, что в нем, что он, тем не менее, нуждается во всех Высших мирах и во всем, что в них, ведь они созданы исключительно ради его нужд?

2) Так вот, чтобы во всей полноте разъяснить эту тему, я должен был бы изложить здесь, перед нами, всю мудрость Каббалы, однако в самых общих чертах, в такой мере, чтобы достичь достаточного понимания, введение к этим словам будет разъяснено пред тобою в самой книге. А суть дела состоит в том, что целью Г-спода, да будет Он восславлен, при Сотворении было, как известно, доставить наслаждение Своим созданиям. И несомненно, что в момент, когда возник у Него замысел сотворить души и насладить их всею Благодатью, они тотчас же были произведены и явлены из Лика Его полностью соответствующими своей природе и высоте и испытывающими все наивысшие удовольствия, которыми Он задумал насладить их, ибо Ему, да будет Он восславлен, достаточен один только замысел и Он не нуждается в инструментах действия, как мы. И соответственно возникает вопрос: почему Он создал миры, налагая запрет за запретом вплоть до Этого нечистого Мира, и облек души в нечистые тела Этого Мира?

3) И ответ на это содержится в Древе Жизни [Аризаля]: [сделано] это для того, чтобы явить свету совершенство деяний Его (Древо Жизни, ветвь первая, [п. Бет]); и тем не менее необходимо понять, как такое возможно, чтобы от Совершенного [Г-спода] проистекали деяния, лишенные совершенства настолько, чтобы было необходимо доводить их до совершенства с помощью усилий и действий в Этом Мире? А дело в том, что в душах нужно различать ступень Света и ступень сосуда, ибо сутью сотворенных душ является сосуд, заключенный в них, а вся Благодать, которой Он, да будет Он восславлен, задумал насладить их и доставить им удовольствие, - это Свет, заключенный в них. Ибо после того, как Он, да будет Он восславлен, задумал насладить их, было необходимо, чтобы Он сделал их желанием получать Его наслаждение, ведь какова мера желания получать эту Благодать, настолько велико будет наслаждение и удовольствие. И знай, что это желание получать составляет всю суть души, начиная от состояния, в котором она впервые появилась и возникла как сущее из ничего и стала считаться ступенью сосуда души. А наслаждение и Благодать считается ступенью Света души и проистекает как существующее из существующего из Сущности Его.

4) Объяснение этих слов. Ведь Брия (Сотворение) означает создание новой вещи, не существовавшей до этого и считающейся сущим, созданным из ничего; но как представить себе существование чего-либо, не заключенного в Нем, да будет Он восславлен? Разве Он не Всемогущий и не Объединяющий [все] воедино? И кроме того, тебе не найти дающего то, чего у него нет. Так вот из сказанного, что общим для всего сотворенного Им, да будет Он восславлен, является не что иное, как ступень сосудов душ, представляющая собой желание получать, хорошо понятно, что Ему ведь никак не может быть присуще, Б-же упаси, желание получать, ибо от кого Он получит? Следовательно это и есть именно такое новое творение, даже намека на которое не существовало прежде, и поэтому оно считается существующим, созданным из ничего.

5) И необходимо знать, что соединение и разделение присущее духовным объектам, заключается не в чем ином, как в качественном равенстве и в качественном различии; ведь если два духовных объекта качественно идентичны, то они соединены воедино и представляют собой один объект, а не два. Ведь ничто не отделяет одно от другого, и ничего нельзя различить как два объекта, если нет качественного отличия одного от другого. Кроме того, чем больше качественное различие между ними, тем больше удаление одного от другого вплоть до того, что если они качественно противоположны, то они считаются настолько удаленными друг от друга, как далек восток от запада, т.е. они абсолютно далеки, настолько, насколько в реальной жизни мы только можем себе это представить.

6) Так вот Творца, да будет Он восславлен, никакая мысль не способна постичь абсолютно [рабби Шнеур Залман из Ляд, Тания, гл. 18] и совершенно, и не можем мы о Нем, Б-же упаси, ни слова вымолвить, ни звука произнести. Однако нам дано понять Его, да будет Он восславлен, исходя из принципа «По делам Твоим мы познали Тебя» [Песнь о Единстве], [и заключить], что Ему присуще желание делать добро, ведь Он создал все, чтобы доставить наслаждение Своим творениям и наделить нас Своей Благодатью, да будет Он восславлен. И соотвественно души находятся в состоянии качественно противоположном Ему, да будет Он восславлен, ведь все Его устремление – это только альтруистические действия, и ему не присуще, Б-же упаси, желания что-либо получать; а души по природе своей являются желанием получать ради себя, как уже говорилось, и никакая качественная противоположность не удаляет друг от друга больше, чем эта. И следовательно, если бы души действительно оставались желанием получать, то они оставались бы, Б-же упаси, отделены от Него, да будет Он восславлен, на веки вечные.

7) Теперь тебе должно быть понятно написанное (в уже упомянутом «Древе Жизни» [Аризаля], Ветвь первая), что причина Сотворения миров связана с тем, что Он, да будет Он восславлен, неминуемо является Совершенным во всех Своих деяниях, во всем Своем могуществе ...., и если бы Он не являл деяния Свои и могущество Свое, реализуя их на деле и на практике, то невозможно было бы назвать Его Совершенным... Конец цитаты. И, на первый взгляд, эти слова вызывают удивление, ибо как возможно, чтобы сначала от Совершенного Создателя проистекали несовершенные деяния вплоть до того, чтобы они нуждались в исправлении. Так вот исходя из приведенного объяснения ты должен понять, что поскольку общей основой сотворенного является не что иное, как желание получать, то, хотя, с одной стороны, оно абсолютно лишено совершенства, будучи качественно противоположным Маацилю, что означает отделение от Него, да будет Он восславлен, но ведь, с другой стороны, все оно создано впервые и является сущим, созданным Им из ничего для получения от Него, да будет Он восславлен, того, чем Он задумал насладить и наделить [Свои творения]. Однако вместе с тем, если бы они остались настолько отделенными от Маациля, не было бы возможным назвать Его Совершенным, ибо в конце концов от совершенного Создателя должны проистекать совершенные деяния. И поэтому Он наложил запрет на Свет Его, да будет Он восславлен, и сотворил миры, налагая запрет за запретом, вплоть до Этого Мира и облек душу в тело Этого Мира, и с помощью занятий Торой и заповедями обретает душа совершенство, которого ей не доставало до Сотворения, т.е. ступень качественного равенства Ему, да будет Он восславлен. Таким образом, она станет достойной получить всю Благодать и негу, заключенную в Замысле Творения, а также окажется с Ним, да будет Он восславлен, в абсолютном слиянии, т.е станет качественно идентичной Ему, как уже говорилось.

8) А средство, заключенное в Торе и заповедях и предназначенное для того, чтобы привести душу к слиянию с Ним, да будет Он восславлен, [действенно] лишь тогда, когда занимаются ими не ради получения како-либо награды, а исключительно для того, чтобы доставить удовольствие своему Создателю, ведь при этом душа постепенно все больше и больше обретает качественное сходство [с Ним], как это написано пред нами в изречении рабби Хананьи бен Акашья, приведенном в начале книги, внимательно посмотри там. Ибо в этом заключены пять ступеней, образующих Нэфэш, Руах, Нэшаму, Хаю, Ехиду, обретаемые из пяти миров, называемых Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Ецира, Асия. А также существуют пять частных ступеней Нэфэш, Руах, Нэшама, Хая, Ехида, обретаемых из пяти частных Парцуфов, имеющихся в каждом из пяти миров, и кроме того существуют частные Нэфэш, Руах, Нэшама, Хая, Ехида частностей, обретаемые из десяти Сфирот в каждом Парцуфе, как написано в самой книге. Так что занимаясь Торой и заповедями ради того, чтобы доставить удовольствие своему Создателю, они постепенно удостаиваются обрести сосуды, состоящие из альтруистического желания и появляющиеся на этих ступенях, следующих одна за другой, вплоть до того, что приходят к полной качественной идентичности Ему, да будет Он восславлен, и тогда по отношению к ним исполняется Замысел Творения, заключающийся в получении всей неги, наслаждения и Благодати, которые Он, да будет Он восславлен, предназначил для них, и еще добавляется для них таким образом великое добавление, ибо они удостаиваются также истинного слияния [с Творцом] благодаря тому, что они обрели альтруистическое желание подобно своему Создателю.

9) И с этого момента тебе нетрудно будет понять приведенные выше слова [книги] Зоар, что все миры, как Высшие, так и низшие, и все, что заключено в них, создано только ради человека. Ибо все эти ступени и миры появились только для того, чтобы довести до совершенства души в той мере, в какой это необходимо для достижения слияния [с Творцом], которого им не доставало со времени Замысла Творения, о чем уже говорилось. Ибо сначала налагались запреты [на получение] ими [Света] и они совершали нисхождения со ступени на ступень и из мира в мир вплоть до нашего материального мира для того, чтобы привести душу в тело Этого Мира, который весь нацелен на то, чтобы получать, а не совершать альтруистические действия, и жизнь земная подобна смерти, как написано: Диким ослом рождается человек [Ийов 11, 12], что является ступенью совершенного желания получать, в котором нет абсолютно ничего от ступени альтруизма, и тогда считается, что человек является полной противоположностью Ему, да будет Он восславлен, ибо не существует удаления большего, чем это; а затем с помощью души, облачившейся в него, он все больше занимается Торой и заповедями, чтобы благодаря этому обретать альтруистические качества подобные качествам его Создателя, постепенно [взбираясь] по ступеням снизу вверх, по всем тем ступеням, по которым он спускался во время нисхождения сверху вниз и которые есть не что иное, как количества и меры соответствующих форм альтруистического желания, ведь для каждой ступени то, что она находится выше, означает, что она больше удалена от желания получать и находится ближе к чисто альтруистической мотивации вплоть до того, что он удостаивается обрести всецело альтруистическую мотивацию и совсем не получать ради себя; и тогда человек становится совершенным, находясь в истинном слиянии с Ним, да будет Он восславлен, ибо лишь ради этого он создан. Ведь все миры и их наполнения созданы исключительно ради человека.

10) А теперь, после того, как ты удостоился понять и узнать все это, тебе уже дозволено изучать эту мудрость, совершенно не опасаясь материализации, Б-же упаси. Ведь читателей очень смущает, что, с одной стороны, говорится, что все десять Сфирот и Парцуфов от начала десяти Сфирот [мира] Ацилут до конца десяти Сфирот [мира] Асия представляют собой абсолютную Б-жественность и совершенное единство (см. Древо Жизни [Аризаля], портал 44 (Портал Имен), глава 1) [на сайте http://israel613.com/ в меню HA-ZOHAR.COM выбрать ZOHAR HA KADDOSH, затем GO TO PAGE 3, Древо Жизни, часть вторая, стр. 325]; а с другой стороны, сказано, что все эти миры появляются впервые после Цимцума; так разве можно даже помыслить такое о Б-жественности? То же касается [обретения] числовых свойств, свойств верха и низа и тому подобных изменений, подъемов, нисхождений, Зивугов, а в Танахе написано «Я, Г-сподь, не изменился» [Малахи 3, 6], и т.д.

11) И из того, что объяснено перед нами, хорошо понятно, что все эти подъемы, нисхождения, запреты [получать Свет], числовые свойства различимы лишь только в сосудах получающих, т.е. в душах. Но необходимо различать в них ступень потенциально существующего и ступень реализующегося на практике подобно тому, как для человека, строящего дом, «конец дела сначала существует в его замысле» [несколько измененная цитата из Леха Доди], однако качественная сущность дома, существующего у него в замысле, совершенно не похожа на дом, который должен появиться на деле, ибо, пока дом в замысле он представляет собой духовную категорию, состоящую из мыслительного материала, и считается она присущей человеку, проектирующему [дом]; ведь при этом дом существует лишь потенциально; напротив, когда постройка дома начинает осуществляться на практике, она уже начинает состоять из совершенно другого материала, т.е. из дерева и камня. Так и в душах необходимо различать потенциальное и реализованное на практике, ибо стадия начала их выхода из Целостности Маациля и и превращения в души начинает реализовываться только мире Брия, а когда упоминается их включение в Эйн Соф, да будет Он восславлен, до наложения запрета [получать Свет], на ступени Замысла Творения, о котором сказано выше, в п. 2, то говорится только о ступени потенциального и не различимо ничего реального, абсолютно и совершенно. И об этой стадии говорится, что все души были заключены в Мальхут Эйн Соф, называющейся Центральной Точкой, ибо эта Точка «потенциально» вбирает в себя все сосуды душ, которые в будущем «реально» появятся от мира Брия и ниже. Также понятие первого запрета [получать Свет] не формируется нигде кроме этой Центральной Точки и пребывает там только в таком состоянии и в такой мере, что оно считается стадией «потенциально существующего» для будущих душ и его [реальная] сущность совершенно не проявляется. И знай, что все сосуды Сфирот и миров до мира Брия, нисходящие и появляющиеся из этой Точки, т.е. по причине ее Зивуга дэhАкаа (соединения в результате противодействия), а [это противодействие] называется Возвращающимся Светом, также существуют исключительно потенциально, когда совершенно не проявляется сущность душ, а изменения эти будут реализованы позже применительно к душам, сущность которых начинает проявляться от мира Брия и ниже, ибо там, [в предыдущих состояниях], они еще не вышли из Сущности Маациля, да будет Он восславлен.

12) И я приведу тебе в качестве примера то, что происходит в Этом мире: например человек покрывается и укрывает себя различными покрывалами и одеяниями, чтобы его ближний не видел его и не испытывал по отношению к нему [других] ощущений; так разве может прийти в голову, что это сокрытие и тому подобные действия с помощью многочисленных покрывал, которыми он закрывается [от других], оказывает какое-то воздействие на него самого? Таковы же, к примеру, десять Сфирот, называемые нами именами Кэтэр, Хохма, Бина, Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод, Мальхут и представляющие собой всего лишь десять покрывал, которыми покрывается и укрывает Себя Эйн Соф таким образом, что души, которые в будущем получат от Него, должны будут получить такие количества, которые для них отмеряют эти десять Сфирот, и они испытают воздействие стольких ступеней, сколько содержится в этих десяти Сфирот; и это не является законом для Света Его, да будет Он восславлен, ибо Он находится в одном и том же состоянии, представляет Собой Единую сущность, и Ему не присущи изменения; напротив, получающие делятся на десять ступеней в точности в соответствии с природой этих Имен. И более того, даже об этих упомянутых нами стадиях сокрытия говорится лишь применительно к миру Брия и к мирам, находящимся ниже него, ибо только там уже существуют души, получающие от этих десяти Сфирот; напротив, в мирах Адам Кадмон и Ацилут еще совсем нет ничего реально существующего, даже душ, так как они существуют там только потенциально. И поэтому десять сокрытий, приписываемых десяти Сфирот, имеют силу только в трех нижних мирах, называемых Брия, Ецира, Асия. Однако и в мирах Брия, Ецира, Асия эти десять Сфирот считаются Б-жественностью до самого конца мира Асия, и они совершенно аналогичны [мирам] Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Ецира, Асия и подобны тому, что было до наложения запрета [получать Свет], а различие состоит лишь в сосудах десяти Сфирот, ибо в [мирах] Адам Кадмон и Ацилут их сила еще совсем даже не раскрывается, поскольку там они только «потенциально» существуют, как уже говорилось; и только в мирах Брия, Ецира, Асия в сосудах десяти Сфирот начинает раскрываться присущая им сила сокрытия. Однако в Свете, находящемся в десяти Сфирот, не происходит совершенно никакого изменения из-за этих сокрытий, как сказано в приведенном выше примере; и в этом суть [написанного]: «Я, Г-сподь, не изменился» [Малахи 3, 6] и т.д.

13) И не вызывает затруднений такой вопрос: поскольку в [мирах] Адам Кадмон и Ацилут еще совершенно не раскрывается сущность получающих душ, то для чего же служат эти сосуды, называющиеся десятью Сфирот, и от кого они скрывают [Свет] в [соответствующей каждой Сфире] мере. На это есть два ответа: первый – что таков путь нисхождения, что ты увидишь в самой книге. Второй – что в будущем души будут получать также и от этих десяти Сфирот, находящихся в [мирах] Адам Кадмон и Ацилут, т.е. благодаря подъему трех миров Брия, Ецира, Асия к ним, как написано ниже, в. п. 163, и поэтому в [мирах] Адам Кадмон и Ацилут нужно также рассматривать различия присущие десяти Сфирот благодаря тому, что они будут светить душам, когда те будут подниматься туда вместе с мирами Брия, Ецира, Асия, ибо при этом они будут получать в мере, соответствующей ступени, на которой находятся эти десять Сфирот.

14) И вот тщательно разъяснено, что понятия миры, ступень созданного впервые [из ничего], качественные различия, число ступеней и т. п. – все это относится только к ступени сосудов, наделяющих души [Светом], скрывающих [Его] от них и отмеряющих [Его] для них, чтобы они могли получать в себя от Эйн Соф, да будет Он восславлен, ступень за ступенью, и они не оказывают совершенно никакого воздействия на Сам Свет Эйн Соф, да будет Он восславлен, ибо Сокрытое скрывается исключительно от другого, желающего ощутить Его и получить от Него, как уже говорилось в приведенном выше примере.

15) Кроме того, в самых общих чертах, в Сфирот и Парцуфах, где бы они ни были, необходимо различать следующие три ступени: Сущность Его, да будет Он восславлен, сосуды и Света. Ибо Сущность Его, да будет Он восславлен, никакая мысль совершенно не способна постичь [рабби Шнеур Залман из Ляд, Тания, гл. 18], а сосудам всегда присущи два свойства противоположных друг другу, а именно сокрытие и раскрытие, ведь сосуд с самого начала скрывает Сущность Его, да будет Он восславлен, таким образом, что те десять сосудов, что заключены в десяти Сфирот, представляют собой десять ступеней миров [буквально: сокрытий]. Однако после того, как души получают от этих сосудов при выполнении всех необходимых для этого условий, вот тогда эти миры становятся ступенью раскрытия, постигаемого душами. Ведь сосуды объединяют в себе две ступени, противоположные друг другу и составляющие единое целое, ибо мера раскрытия присущая сосуду точно соответствует мере сокрытия присущей сосуду и чем «толще» сосуд, т.е. чем в большей мере он скрывает Сущность Его, да будет Он восславлен, тем большую высоту он раскрывает. Ведь эти две противоположности находятся в единстве. А Света, заключенные в Сфирот, есть мера той высоты, которой надлежит раскрыться для постижения душами. Ведь поскольку все то, что проистекает от Сущности Его, да будет Он восславлен, и одновременно является непостижимым, есть исключительно свойство этих сосудов, как уже говорилось; то поэтому в этих десяти сосудах обязательно содержатся десять Светов, т.е. соответствующие свойствам этих самых сосудов десять ступеней раскрытия для получающих. Таким образом, различие между Светом Его и Сущностью Его, да будет Он восславлен, состоит лишь в том, что Сущность Его, да будет Он восславлен, никакая мысль совершенно не способна постичь кроме того, что достигает нас от Него, да будет Он восславлен, посредством облачения в сосуды десяти Сфирот, и все, что из этого постижимо, мы называем именем Света. 
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments