Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Кто сотворил их [146]. С комментарием Сулам. Пункт восьмой


Кто сотворил их
[146]. П. 8

8) И есть другое внизу, и называется оно Мэм-hЭй [154] Каково различие между одним и другим? И отвечает [рабби Элазар]: Но первое сокрыто [155], ибо называется Мэм-Йуд [147], в нем заключен вопрос, так как спрашивал человек и исследовал [156], чтобы вглядеться и познать [все] от одной ступени до другой [и] до конца всех ступеней, т.е. до Мальхут [2], а после того, как он добрался туда, [стал] он Мэм-hЭй, что означает: что ты познал, во что ты вгляделся, что ты исследовал, разве все не сокрыто так же, как вначале? «Мэфашпэйш» [156] означает «исследовал». Ибо «исследовал» [в Таргуме] переводится «пишпэйш» [156] (Ийов 8, 8 [157]).

Объяснение этих слов. Когда Нуква [31] дэЗеир Анпин [30]  находится [в положении] Паним бэПаним [133] с Зеир Анпином, называется и эта Нуква именем Мэм-Йуд [147] так же, как и Зеир Анпин, и она считается ступенью нижний край Небес, ведь она является пределом всех ступеней и прекращает Ацилут [33], и следовательно Зеир Анпин, называющийся Небесами, находится между [Парцуфом [27]] Йисраэль Сава уТвуна [86], называющимся верхним краем Небес, и Нуквой, называющейся нижним краем Небес. И об этом написано: так как спрашивал человек и исследовал [156], чтобы вглядеться: «чтобы вглядеться» означает Зивуг [76] дэАба вэИма [29], называющийся вглядыванием Абы вэИмы друг в друга, благодаря подъему к Рош [45] Арих Анпина [28], ибо при этом Бина [19] поворачивается, чтобы получить свечение Хохма [18] для Зеир Анпина и Нуквы, ведь даже Йисраэль Сава уТвуна, представляющие собой семь нижних Сфирот [3] Бины, не нуждаются в свечении Хохма ради собственных нужд; ведь что касается ступени их самих, то семь нижних Сфирот Бины подобны своим первым трем Сфирот и не нуждаются в получении [свечения] Хохма. Но когда Зеир Анпин и Нуква поднимаются, чтобы [вознести] МАН [87] к Йисраэль Сава уТвуна, пробуждаются Йисраэль Сава уТвуна ради них для того, чтобы подняться к Рош Арих Анпина и получить [Свет] Хохма. Но и Зеир Анпин и Нуква поднимаются, чтобы [вознести] МАН к Йисраэль Сава уТвуна, только благодаря поднятию МАН сынами Адама, находящимися внизу, к Зеир Анпину и Нукве. Таким образом, души сынов человеческих поднимаются, чтобы [вознести] МАН к Зеир Анпину и Нукве, и тогда Зеир Анпин и Нуква поднимаются, чтобы [вознести] МАН к Йисраэль Сава уТвуна, и тогда Йисраэль Сава уТвуна поднимаются к Арих Анпину и становятся там одним Парцуфом с Высшими Абой вэИмой, и тогда вглядываются Аба вэИма друг в друга и притягивают [свечение] Хохма для Зеир Анпина и Нуквы.

И об этом они говорили: так как спрашивал человек, т. е. он возносит МАН [87] и исследует, т.е. исследует своими действиями. Чтобы заставить Зеир Анпина [30] и Нукву [31] подняться ради Зивуга [76] Абы вэИмы [29], т.е. чтобы вглядеться, чтобы Аба вэИма вгляделись друг в друга и притянули [свечение[57]] Хохма [18]. И познать [все] от одной ступени до другой [и] до конца всех ступеней, т. к. свечение Хохма, притягиваемое с помощью поднятия МАН и уже упомянутого Зивуга, называется именем познание или называется Хохмой, [обретенной] благодаря Даат [81], потому что Зеир Анпин и Нуква, поднимающиеся, чтобы [вознести] МАН, считаются там ступенью Даат по отношению к Абе вэИме, так как [Зеир Анпин и Нуква] являются причиной их Зивуга, а Зивуг называется именем «познание» согласно смыслу [стиха] «И познал Адам Хаву, жену свою» [158]. И об этом написано: и познать, т. е. притянуть Мохин [56], что, по сути дела, является познанием [всего] от одной ступени до другой, от Даат ступени Аба вэИма до Мохин ступени Зеир Анпин, [и] до конца всех ступеней, т. е. от Зеир Анпина до Нуквы, называющейся концом всех ступеней. А о поднятии МАН см. пп. 94 и 95 Введения в мудрость Каббалы. Ведь Бина находится в положении Ахор бэАхор [159] по отношеню к Хохме, являясь лишь ступенью Хасадим [20], и поворачивается [к Хохме] Паним бэПаним [133] только ради Зеир Анпина и Нуквы. Посмотри, что там написано.

И об этом написано: а после того, как он добрался туда, [стал] он Мэм-hЭй [154]: после того, как Мохин [56] добрались туда, к Нукве [31] дэЗеир Анпин [30], Нуква называется именем Мэм-hЭй. А почему она так называется, объяснено в [книге] Зоар ([недельное чтение] Трума, стр. 127А [160] ). Начало цитаты. «Нижняя ступень, по сути дела являющаяся низшим миром, называется Мэм-hЭй. И мы учили: называй не Мэм-hЭй, а Мэа [161] ([Вавилонский Талмуд, трактат] Менахот, [стр.] 43[Б]), потому что все Высшие ступени целиком находятся здесь». Конец цитаты. [162]. Ведь это [состояние] для того и называется Мэм-hЭй, чтобы указать, что эти Мохин образовались во всей великой полноте только после того, как они достигли Нуквы. И они говорили: что ты познал, во что ты вгляделся, что ты исследовал, разве все не сокрыто так же, как вначале? Это также объяснено в уже цитировавшейся [книге] Зоар ([недельное чтение] Трума [163] ). Начало цитаты. Вот еще почему {Мальхут [2]} [164] называется Ма [165]. Ведь несмотря на то, что [Свет] {Хохма [18]} притягивается Высшими {ступенями}, Он не раскрывается, пока не произойдет наполнения здесь, {в Мальхут}; так как она является местом, где заканчиваются все ступени, [где] заканчивается распространение всего [Света], и пребывает она в раскрытии {в свечении [57]  Хохма}; и хотя она раскрылась больше всех [ступеней], у нее остается вопрос что: что ты увидела, что ты познала; как ты говорил [166]: «так как вы никакого образа не видели» [167]. Конец цитаты.

И вот ты видишь, что, по словам [книги] Зоар, хотя к [Нукве [31]] уже были притянуты Высшие Мохин [56] благодаря поднятию МАН [87] и она уже заполнена ими, тем не менее у нее все еще остается вопрос, подобно тому, как это было присуще [Парцуфу [27]] Йисраэль Сава уТвуна [86] до поднятия МАН. И об этом тоже говорит здесь рабби Элазар: что ты познал, во что ты вгляделся, что ты исследовал, разве все не сокрыто так же, как вначале, т.е. к этому также применимо [написанное в книге] Зоар на [недельное чтение] Трума, что после поднятия МАН и притяжения Мохин все еще сокрыто в Нукве, как и до поднятия МАН, т.е. у нее все еще остается вопрос, а это означает поднятие МАН (см. выше, в [конце] п. 7, начиная со слов: «И об этом написано: выше Него не доходит мольба»).

И необходимо разобраться в этих словах: если так, то какую пользу приносит низшим поднятие МАН [87], а также почему к [Нукве [31]] были притянуты Мохин [56], ведь они совершенно не раскрываются? И кроме того,  там, [в книге] Зоар на [недельное чтение] Трума, говорят о первой причине того, почему Нуква называется Мэм-hЭй [154], что это означает: называй не Мэм-hЭй, а Мэа [161] ([Вавилонский Талмуд, трактат] Менахот, [стр.] 43[Б]), то есть, по сути дела, ста благословениями, которыми Нуква наделяет низших. Если это учесть, то как же можно сказать, что Нуква все еще находится на ступени «у нее остается вопрос, и все сокрыто, так же, как вначале»?

А дело в том, что Нукве [31] присущи две ступени Мохин [56] дэГадлут [35], называющиеся первая Гадлут и вторая Гадлут. Причем в первой Гадлут только Высшие Аба вэИма [29] поднимаются к Рош [45] Арих Анпина [28], но не Йисраэль Сава уТвуна [86], и хотя они стали одним Парцуфом [27], тем не менее Йисраэль Сава уТвуна остались в Гуф [83] Арих Анпина, а поднялись они в прежнее место Абы вэИмы, т.е. они облекают [место] от Пэ [85] до Хазэ [92] Арих Анпина, и поэтому, с одной стороны, Йисраэль Сава уТвуна стали ступенью Рош Арих Анпина, ведь они стали одним Парцуфом с Высшими Абой вэИмой, пребывающими теперь в Рош Арих Анпина, а также они поднялись выше Парса [102] дэХазэ Арих Анпина, где светит Рош Арих Анпина, как уже объяснялось (см. выше, в п. 7, начиная со слов: «И об этом написано, что этот Сокрытый»), в [место] собственно Абы вэИмы, пребывавших там до поднятия МАН [87]. И поэтому они наделяют Зеир Анпин [30] полными Мохин трех первых Сфирот [3], а Зеир Анпин – Нукву, а Нуква становится, по сути дела, ста благословениями, как уже говорилось, ибо благодаря этим Мохин Зеир Анпин и Нуква поднимаются и достигают места Йисраэль Сава уТвуна до поднятия МАН, т.е. от Хазэ до Табура [94] Арих Анпина, и оказывается Нуква в месте Имы [36], и поэтому становится Нуква, по сути дела, ста [ступенями и благословениями] подобно Име, ибо ступень ста присуща Име, а [ступень] двух тысяч присуща Абе [84]. А низший, поднимающийся к Высшему становится подобным Ему, как известно.

Однако, с другой стороны, Нуква [31] подобна лишь ступени Мэм-Йуд [147], у которой остается вопрос, т.е. она является точным подобием Йисраэль Сава уТвуна [86] до поднятия МАН [87] и притяжения Мохин [56]. И это потому, что она облекает место Йисраэль Сава уТвуна дэКатнут [39], т. е. от Хазэ [92] до Табура [94] Арих Анпина [28], и следовательно она пребывает ниже Парса бэГавэй Маhэй дэАрих Анпин [168], так как свечение [57] Рош [45] Арих Анпина прекращается выше этого Парса, как уже говорилось (см. выше, в п. 7, начиная со слов: «И об этом написано, что этот ...», хорошенько разберись, что там написано). И поэтому, находясь на этой ступени, Нуква из этих Мохин и из Рош Арих Анпина не извлекала выгоды, для которой было предпринято все это поднятие МАН, и все сокрыто, как вначале, как до поднятия МАН. Однако из другой ступени Нуква извлекла выгоду, из ступени Има [36]. Ибо она поднялась на место Йисраэль Сава уТвуна, называющихся Има, т.е. она стала, по сути дела, ста благословениями, как уже говорилось.

И по этой причине эти Мохин [56] считаются лишь ступенью Вав Кцавот [152] дэГадлут [35], так как она не может обрести ступень Рош [45] дэГадлут, поскольку оказывается ниже Парса [102] дэХазэ [92] дэАрих Анпин [28], как уже говорилось, а ее ступень теперь такая же, как у [Парцуфа [27]] Йисраэль Сава уТвуна [86], когда он находится на ступени Вав Кцавот, т.е. до поднятия МАН [87]; ведь он при этом располагается от Хазэ до Табура [94] Арих Анпина. И это, несомненно, является великой Гадлут для Нуквы [31], только это Вав Кцавот дэГадлут, но еще не достает трех первых Сфирот [3] Гадлут, а обретение трех первых Сфирот Гадлут называется второй Гадлут Нуквы, и это будет объясняться ниже, во фрагменте «Кто сотворил их [146] по Элияhу».

Теперь тебе станет ясен смысл [сказанного в книге] Зоар [на недельное чтение] Трума и цитировавшегося выше по поводу называемых им двух причин, почему Нуква [31] называется именем Мэм-hЭй [154]. Причем, [говоря] о первой причине, он дает объяснение Высшим Мохин [56], обретенным Нуквой и называющимся ста благословениями, и поэтому говорили [мудрецы]: «Называй не Мэм-hЭй, а Мэа [161]» [162]; т.е. [первая] причина - это поднятие в место [Парцуфа [27]] Йисраэль Сава уТвуна [86] с помощью этих Мохин; а вторую причину он выделяет, чтобы объяснить, что вместе с тем, поскольку она поднялась только в место Йисраэль Сава уТвуна дэКатнут [39], у которого во время пребывания там еще оставался вопрос, ибо это [место] от Хазэ [92] до Табура [94] Арих Анпина [28], то и Мохин Нуквы совершенно такие же, как этот [Парцуф]; и Нуква также становится ступенью, [на которой у нее] остается вопрос, т.е. Вав Кцавот [152] без трех первых Сфирот [3], но выгода [извлекаемая на этой ступени], тем не менее весьма велика, потому что [для Нуквы] это Вав Кцавот Высших Абы вэИмы [29], т.е. Вав Кцавот Гадлут [35]. Так и тут, в этом фрагменте, [когда] он говорит «что ты познал и во что .... все сокрыто так же, как вначале»; то «как вначале» означает не «подобно тому, какой Нуква было до поднятия МАН [87]». Но это означает «подобно тому, какими Йисраэль Сава уТвуна были до поднятия МАН». А Нуква извлекла большую выгоду, благодаря поднятию МАН, ведь теперь она обрела ступень Има [36], по сути дела, являющуюся ста благословениями, но это Вав Кцавот, [а не полная] Гадлут, и следовательно [у Нуквы] еще остается вопрос, как у Йисраэль Сава уТвуна до поднятия МАН. И разберись в этом хорошенько.

Примечания переводчика
---------------------------------
[154] Мэм-hЭй – две буквы, образующие слово «Ма», означающее «что».
[155] Первое сокрыто. В п. 7 объясняется, что означает сокрытие Бины
[19] Арих Анпина [28], вышедшей за пределы его Рош [45].
[156] Исследовал, на иврите и арамейском: пишпэйш – буквально [был] исследующим, на иврите и арамейском: мэфашпэйш
[157] Ийов 8, 8 – Ибо спроси-ка поколения прежние и вникни в исследования их отцов.
[158] И познал Адам Хаву, жену свою - Бэрэйшит 4, 1
[159] Ахор бэАхор – спиной к спине
[160] Книга Зоар, недельное чтение Трума, стр. 127А - в издании, помещенном на сайте
http://israel613.com/ , это стр. 6, п. 15
[161] Мэа означает «сто» и состоит из букв Мэм-Алеф-hЭй.
[162] На странице 43Б трактата Менахот Вавилонского Талмуда цитируется стих: «А теперь, Израиль, что Г-сподь Б-г требует от тебя» (Дварим 10, 12). В слове Ма (что) , состоящем из букв Мэм-hЭй [154], добавляется буква Алеф. Получается Мэм-Алеф-hЭй, т.е. Мэа (сто). Из этого выводится, что человек каждый день должен произносить сто благословений (сто [благословений] Г-сподь Б-г требует от тебя). В комментарии Сулам к цитируемому фрагменту книги Зоар объясняется, что имеется в виду та же процедура, проделываемая с тем же стихом Торы и с тем же результатом: сто Г-сподь Б-г требует от тебя. Но получившийся стих толкуется еще и иначе. А именно: Бина
[19] называется Мэм-Йуд [147], а числовое значение слова Мэм-Йуд (40 + 10) равно 50. Это означает, что Бина делится на пять Бхинот [66]: Кэтэр [17], Хохму [18], Бину, Тифэрэт [22] и Мальхут [2], а каждая из них – на десять Сфирот [3], все вместе 50 ступеней. Все эти ступени достигают Мальхут, что образует дополнительные 50 ступеней, итого 100 ступеней. Ими Мальхут наделяет низших, т.е. сынов Адама.
[163] Книга Зоар, недельное чтение Трума - в издании, помещенном на сайте
http://israel613.com/ , это стр. 6, п. 16
[164] В фигурные скобки заключен перевод слов комментария Сулам к цитируемому тексту
[165] Ма – что
[166] Как ты говорил – это выражение предваряет цитату из Танаха и как бы оспаривает собеседника
[167] Так как вы никакого образа не видели – Дварим 4, 15.
[168] Парса бэГавэй Маhэй дэАрих Анпин - то,что скрывает живот, [содержащий] внутренности Арих Анпина
[28], то же, что и Парса Гэйв Маhэй дэАрих Анпин [101]
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments