Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. Дарование Торы. П.9. С hЭарот вэБэюрим (черновик, перепечатка запрещена)

Однако нам также надлежит рассмотреть основу и источник этого естественного закона, и из чьих недр низошла на нас [эта] напасть: то, что мы испытываем стыд и не можем терпеть, когда кто-то оказывает нам милость. На деле, это понятно из закона известного ученым-натуралистам как “каждая ветвь по природе своей близка и подобна своему корню”, и все свойства, проявляющиеся в корне, соответствуют свойствам его ветви: и полюбит она их, и возжелает она их, и извлечет из них пользу для себя. И наоборот, если в корне не проявляются какие-то свойства, то и его ветвь держится от них подальше, и не сможет она их сносить, и кроме того, они ей вредят. И закон этот выполняется в отношении любого корня и его ветви и не может быть нарушен.

И отсюда раскрывается нам подход к пониманию источника общей закономерности, касающейся удовольствий и страданий присущих нашему миру, так как из факта, что Г-сподь, да будет Он восславлен и превознесен, является Источником всех Своих творений, которые Он создал, следует, что все свойства, заключенные в Нем, да будет Он восславлен, и непосредственно от Него распространившиеся на нас, пронизали нас своим ароматом и сделались приятными для нас, поскольку по природе своей мы близки к нашему Источнику, да будет Он восславлен.

hЭарот вэБэюрим

55) И отсюда раскрывается нам подход к пониманию источника общей закономерности, касающейся удовольствий и страданий присущих нашему миру. Здесь заключен подход к ответу на самый главный вопрос нашей жизни: почему некоторые вещи доставляют нам удовольствие и наслаждение, а другие доставляют нам боль и страдания? Ответ таков: все, что существует в нашем Источнике, Творце, и присуще Ему, доставляет нам наслаждение и удовольствие, например мудрость, успех, скромность и положительные качества. И мы ненавидим глупость, слабость и получение в дар бесплатно от другого, ибо нашему Источнику совершенно не присуще получения.

[Продолжение текста Бааль Сулама]

И все свойства, не проявляющиеся в Нем, да будет Он восславлен, и не переданные нам непосредственно от Него, а не соответствующие сущности самого творения, должны быть против нашей природы, и нам должно быть трудно их вынести. То есть мы любим покой и в крайней степени ненавидим движение, и это доходит до того, что мы не делаем никакого движения иначе, чем чтобы достичь покоя; а стало так потому, что наш Источник не движется, а находится в состоянии покоя, и в Нем совершенно, Б-же сохрани, не проявляется никакого движения; поэтому оно должно противоречить также и нашей природе и быть ненавистным нам.

hЭарот вэБэюрим

56) Пояснение. Б-жественному не присуще движения, та как любое движение проистекает из какого-то ощущения нехватки, а ощущение нехватки не присуще Б-жественному. А человеческому присуще движение, например человек переходит из ешивы в ешиву; человек работает в каком-то месте, а затем переходит в другое место. Причиной любого движения является ощущение нехватки; человек не чувствует себя хорошо, и это заставляет его искать, перемещаться, и он перемещается с места на место. И поэтому, когда святой Аризаль хочет определить Б-жественную преисполненность он говорит: Высший Свет находится в состоянии абсолютного покоя. И здесь имеется в виду не физический покой, Б-же упаси, а имеется в виду преисполненность. «Покой» - это понятие, означающее то же самое, что «преисполненность». Ибо пребывание в состоянии преисполненности – это покой и отсутствие какой-либо потребности в движении, и поэтому Б-жественное определяется как абсолютный покой. И поэтому в Шабат, в молитве, мы говорим: «Молим Тебя: да будет благоволение Твое, чтобы мы обрели покой», «И да обретут в [Шабат] покой все люди народа Израиля, освящающие Имя Твое», «[Нет подобного Ему], Дающему покой людям народа Своего в Субботний день Святости Своей, ибо к ним возблаговолил Он, даруя покой», «И Дающий покой в Святости людям народа, преисполненным негой» и т.д.  Ведь все эти фразы передают один и тот же смысл: поскольку Субботнему дню присущи черты Мира Грядущего, то душа сына Израиля в этот день обретает покой, т.е. преисполненность, раскрытие Г-спода, да будет Он восславлен, в душе человека. И каждый ощущает эту преисполненность по-разному в зависимости от обстоятельств, ибо что будет есть тот, кто не потрудился в канун Шабата? Ведь те труды, которые брал на себя человек в течение шести будних дней, чтобы преодолеть присущее ему желание получать и ходить стезями веры и добра, эти труды вознаграждаются в день Субботний, т.е. в день Субботний человек удостаивается вкусить результаты своего труда за шесть будних дней. И поэтому в этот день каждый человек в соответствии со своим уровнем познает Б-жественное, т.е. покой.

Следовательно, когда человек сливается с Творцом и облачается внутрь Него, то благодаря этому глубинному слиянию, он обретает внутри себя полный душевный покой.

И исходя из этого наш рав [Бааль Сулам] устанавливает, что отсюда проистекает страстное желание человека обрести покой; ведь каждый человек жаждет обрести состояние покоя и внутреннего расслабления, а также преисполненности, и происходит это потому, что таковы качества присущие Г-споду, да будет Он восславлен. А все наши ощущения нехватки проистекают из одной наиболее существенной черты творения, и это черта есть желание получать; ведь она не дает нам обрести покой: если у [творения] есть сто, оно желает получить двести, а если есть у него двести, оно желает получить четыреста [1]. Следовательно мы не можем обрести состояния покоя ввиду этого наиболее существенного качества творения. Но человек страстно желает этого, и мы объяснили причину такого стремления.

[Окончание текста Бааль Сулама]

И точно так же мы очень любим мудрость, силу, богатство и тому подобное, так как все эти свойства заключены в Нем, да будет Он восславлен, являющемся нашим Источником, и поэтому всеми фибрами души мы ненавидим противоположные свойства, как например глупость, слабость и нищету, потому что их абсолютно и совершенно нет в нашем Источнике, и это вызывает в нас чувство отвращения и ненависти, а также причиняет нам нестерпимую боль.

hЭарот вэБэюрим

57) И необходимо разобраться, разве мы не видим, что человек настолько наслаждается получением, что он все время стремится получать; так как же он может наслаждаться от получения, разве существует подобное в нашем Источнике? А с другой стороны, человеку ненавистен альтруизм, а разве не должен был бы он гоняться за альтруизмом, ведь это свойство нашего Источника? На это нужно сказать, что человек, на самом деле, не наслаждается от получения, потому что тело [2] не дает человеку по-настоящему наслаждаться получением, так как «если есть у него сто, то  оно желает двести» [1], и если для человека всю жизнь главным является получение, то он обречен на страдания. А то немногое удовольствие, которое Творец сделал частью природы получающего творения, подобно минимальному количеству кислорода, данному человечеству для обеспечения жизненных нужд прежде, чем оно постигнет, что верный жизненный путь – это дорога альтруизма. А тем временем человек претерпевает великие страдания. Но он тянется к получению, потому что это ось, вокруг которой вращается творение. И если он не знает, как правильно поступать, он все больше и больше попадает в беду. Ибо желание получать, на самом деле, является саморазрушающейся системой. И если человек не будет вставлять палки в колеса машины желания получать, он обречен на уничтожение. А если человек идет дорогой альтруизма, дорогой души, ненавидимой телом, но любимой душой, только тогда он может обрести истинное, вечное и совершенное наслаждение, и только тогда он не является бренным существом.

Но необходимо отличать удовольствие, проистекающее от истинного даяния, от удовольствия, проистекающего от даяния, являющегося только средством получения. И суть различия заключена в одном понятии, имя которому – любовь: ибо если человек любит себя, то он делает добро другому не в интересах этого другого, а лишь потому, что хочет получить удовольствие и удовлетворение посредством даяния. И такое получение означает, что он еще находится на стезе самоуничтожения. Но когда человек любит другого, а не себя и совершил даяние в чистом виде, только потому, что желает, чтобы другому было хорошо, и не заинтересован в этом сам, то он испытает подлинное, т.е. вечное удовольствие.

Кроме того возникает вопрос: мы видим, что есть люди, которые любят работать и получают удовольствие от работы, а когда приходит время покоя, они страдают. И, на первый взгляд, это противоречит сказанному здесь. А причина в том, что их покой не есть совершенство, как мы его определили выше. Например человек, привыкший работать всю жизнь и вышедший на пенсию, испытывает страдания, и, на первый взгляд, возникает вопрос, что же он страдает, разве теперь он не достиг состояния покоя!? И ответ таков: ему не присуще совершенства. Ибо когда человек лежит, как камень, который не повернуть [3], и ни одному человеку в мире от него нет пользы, его состояние не является совершенным, и поэтому он страдает. Напротив, когда он работает, он чувствует, что что-то в мире делает и приносит пользу себе и другим. Следовательно, именно когда он работает, он находится в состоянии покоя и совершенства и осознает свое пребывание в Этом Мире полностью оправданным. И именно когда он выходит на пенсию и физически находится в состоянии покоя, он находится в самом большом движении, т.е. испытывает самое большое ощущение нехватки, потому что тогда он уже не находит оправдания своему существованию. Следовательно понятия покоя и движения совершенно не имеют физической природы, а есть состояния души.

А человек не стремится  к обретению альтруистических качеств потому, что альтруизм абсолютно противоположен сущности творения и совершенно скрыт. Т.е. от души человека скрыто понятие Б-жественности, наделяющей человека Благодатью, и во всяком случае, для него является тайной великое откровение, заключающееся в том, что за альтруизмом скрывается истинное совершенство. И тем не менее, из-за страданий человек ищет счастья, и есть пришедшие к заключению, что они должны найти какие-то способы совершать некоторые альтруистические поступки, но человек не понимает, что как сущностью Творца является абсолютно чистая доброта без каких-либо следов получения, так и человек должен достичь такого состояния, и тогда он выйдет из-под власти времени и постигнет абсолютный покой. А до этого он приговорен к уничтожению, ведь Б-жественное Существование не подвержено страданиям и не принимает компромиссов, и Оно требует от человека достижения состояния «Мое - твое и твое - твое» [4], и до этого человечество не сможет найти удовлетворительного решения проблемы своего выживания.

А человечество, будучи приверженным получению, ищет какие-то компромиссы, и поэтому [некоторые] общества мира встали на путь социализма, чтобы человек мог беспрепятственно наслаждаться жизнью, откладывая какие-то средства на благотворительность, помощь нуждающимся и т.д. Однако видят наши очи, что 1) это никоим образом не решает проблемы нуждающихся, а наоборот, количество нуждающихся, отверженных и тех, кому недостаточно помогают, продолжает расти. 2) Благодаря этому сам человек не встает на путь альтруизма, а занимается получением, и он выбирает жизненный путь, который дурно влияет на него самого, а тем более на других.

Еще необходимо добавить то, что говорил Рамбам, да хранят нас его заслуги (Восемь глав [5]): Ведь больной ощущает горькое сладким, а сладкое – горьким, так как функционирование всего его организма нарушено. Так и злое начало внушает человеку, когда он испорчен, будто он может получить огромное наслаждение, поддаваясь соблазну получить, в то время, как совершая альтруистические действия, а также идя дорогой Торы и заповедей, он будет испытывать только страдания. И по этой причине все сыны Адама гоняются за получением и избегают альтруистических деяний. Но истина абсолютно противоположна, как уже говорилось.

И возникает в словах [Бааль Сулама], что мы любим мудрость, силу и богатство, следующее затруднение в свете сказанных выше слов: если все эти вещи основаны на получении, как же мы можем наслаждаться ими!? Но он не вникает в глубины этих слов, а лишь в скрытой форме намекает, что мы любим все эти достоинства потому, что они присущи нашему Источнику, и мы ненавидим все недостатки потому, что они не присущи нашему Источнику. Но если рассмотреть глубинный смысл этих слов, то они не о том, о чем мы написали, т.е. человек, постигающий мудрость, основываясь на получении, не испытывает истинного удовольствия и не достигает совершенства. Когда у него есть сто, он хочет двести [1]. Но истинная Мудрость есть Б-жественная Мудрость, ибо это Мудрость альтруизма, являющаяся Мудростью Торы, о которой сказано: «Ибо это ваша мудрость и ваш разум в глазах народов» [6]. И это не внешняя мудрость, залючающаяся в информированности, это только внутренняя Б-жественная Мудрость души, и это Мудрость истинной Жизни. То же касается силы; несомненно о такой [силе говорится]: «Кто силен? Обуздывающий свое злое начало. [7] А кто сильнейший из сильных? Заставляющий своего ненавистника полюбить себя [8]». Ибо вся эта сила относится к наложению запрета на получение и развитию [в себе] именно альтруистических качеств. Далее, о таком богатстве написано: «Кто богат? Тот, кто рад своей доле» [9], - что также указывает на наложение запрета на получение и развитие [в себе] альтруистических качеств. И когда постигают такие мудрость, силу и богатство, по сути дела, соответствующие Мудрости, Силе и Богатству присущим Б-жественному Существованию, тогда человек воистину обретает свой покой, но, конечно, не когда он постигает внешние мудрость, силу и богатство.

Примечания переводчика
---------------------------------
[1] В Коhелет Рабба дважды: к стиху Коhелет 1, 13 (Дурное дело дал Б-г сынам человеческим, чтобы томились им) и Коhелет 3, 10 (Увидел я дело, которое дал Б-г сынам человеческим, чтобы томились им), - приводятся такие слова: «Когда человек покидает мир, и половины его желания не исполнено, но когда есть у него сто, он хочет сделать из них двести, а когда есть у него двести, он хочет сделать из них четыреста, чтобы томиться им». В тексте hЭарот вэБиюрим на иврите слово "сто" заменено словом "манэ". Манэ - это монета достоинством в сто зузим.
[2] Тело – желание получать
[3] Лежит, как камень, который не повернуть – Вавилонский Талмуд, трактат Авода Зара, стр. 8Б
[4] «Мое - твое и твое - твое» - Мишна, трактат Авот, глава 5, мишна 13
[5] Восемь глав – предисловие Рамбама к трактату Авот
[6] Ибо это ваша мудрость и ваш разум в глазах народов - Дварим 4, 6
[7] Кто силен? Обуздывающий свое злое начало - Мишна, трактат Авот, глава 4, мишна 1
[8] А кто сильнейший из сильных? Заставляющий своего ненавистника полюбить себя – Авот дэРабби Натан, глава 23.
[9] Кто богат? Тот, кто рад своей доле - Мишна, трактат Авот, глава 4, мишна 1

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments