Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Р. Еhуда Ашлаг. Введение в мудрость Каббалы, п. 98 - 99 (черновик, перепечатка запрещена)

предыдущий пункт                                                                                                                                 следующий пункт

И отсюда ты должен понять суть Сфиры Даат, впервые появившейся в мире Нэкудим. Ибо ни в одном Парцуфе [мира] Адам Кадмон до [мира] Нэкудим нет ничего кроме десяти Сфирот: Кэтэра, Хохмы, Бины, Зеир Анпина и Нуквы, а от мира Нэкудим и ниже уже есть также Сфира Даат, и мы рассматриваем Кэтэр, Хохму, Бину, Даат, Зеир Анпина и Нукву. А дело в том, что, как уже объяснялось выше, в п. 79, поднятия МАН также не было в Парцуфах [мира] Адам Кадмон, а было лишь поднятие Масаха к Пэ дэРош (см.). И знай, что Сфира Даат притягивается от поднятия МАН Зеир Анпином и Нуквой к Абе вэИме. Так как объяснялось, что Зеир Анпин и Нуква, поднявшиеся туда, чтобы [вознести] МАН к Хохме и Бине, и после их ухода оттуда на свое место вниз остаются там, чтобы обеспечить поддержание и упрочение Зивуга Абы вэИмы Паним бэПаним, и эти Зеир Анпин и Нуква, остающиеся в Абе вэИме, называются Сфирой Даат. И поэтому у Хохмы и Бины теперь есть Сфира Даат, поддерживающая и укрепляющая их при Зивуге Паним бэПаним, и это те Зеир Анпин и Нуква, что поднялись туда, чтобы [вознести] МАН, и остались там и после ухода Зеир Анпина и Нуквы на свое место. И поэтому отсюда и ниже мы характеризуем десять Сфирот именами Кэтэр, Хохма, Бина, Даат, Зеир Анпин и Нуква. Но в Парцуфах [мира] Адам Кадмон, предшествующих миру Нэкудим, в которых еще не было поднятия МАН, по этой причине не было Сфиры Даат. Знай также, что Сфира Даат всегда называется именем пять Хасадим и пять Гвурот, ибо Зеир Анпин, оставшийся там – это ступень пяти Хасадим, а Нуква, оставшаяся там – это ступень пяти Гвурот.

Ор Шалом

Сфира Даат. Даат (познанием) называется соединение, как написано: «И познал Адам Хаву, жену свою» [Бэрэйшит 4, 1]. Зеир Анпин и Нуква, поднявшиеся вверх, стали причиной того, что Бина соединилась с Хохмой и получила [Свет] Хохма, хотя по своей природе она желает [Света] Хасадим. По имени этого действия Зеир Анпин и Нуква называются Даат.

Но в Парцуфах [мира] Адам Кадмон ..., в которых еще не было поднятия МАН, по этой причине не было Сфиры Даат. На первый взгляд, понятие Даат относится только к миру Нэкудим. Напротив, в Парцуфах АБ и Гальгальта не было такого, чтобы Бина не получала [Свет] Хохма и низший стал бы причиной того, что она [Его] получила. Это начинается только при Цимцум Бет, поскольку Бина обрела исправление «Ки Хафец Хэсэд» (Ибо Он желает добра [Миха, 7, 18, т.е. желает добра другим и не желает ничего для Себя]), и поэтому она не нуждается в [Свете] Хохма. А в [Парцуфе] САГ, также являющимся ступенью «Ки Хафец Хэсэд», было некому возжелать [Света] Хохма и таким образом стать причиной того, чтобы Бина и Хохма повернулись Паним бэПаним, поскольку весь [Парцуф] САГ – это ступень Бина. И существуют две возможности объяснить это: 1) Бина – это по сути своей Хохма. А раз так, то [Парцуф] САГ по сути своей считается Хохмой. 2) Весь [Парцуф] САГ – это ступень «Ки Хафец Хэсэд», в том числе Зеир Анпин и Нуква дэСАГ. А раз так, то они не нуждаются в [Свете] Хохма и поэтому они не вызывают никаких изменений в Бине. И необходимо знать, что ступень «Ки Хафец Хэсэд» присущая [Парцуфу] САГ есть совершенство и не называется Ахор бэАхор. {Однако возникает следующее затруднение: ведь мы учим, что Бина – это по сути своей Хохма, а если так, то в [Парцуфе] САГ есть также  [Свет] Хохма! И то же мы видим в пятой части [Учения о десяти Сфирот], где в связи с «Мэтэй вэло Мэтэй» (постиг и не постиг; [в связи с чередованием распространений и исторжений Света]) установлено, что в [Парцуфе] САГ действительно светил [Свет] Хохма}.

В любом случае он говорит, что к Парцуфам Кэтэр, Хохма, Бина не относятся эти действия, заключающиеся в том, что низший поднимается и вызывает [переход Высших в состояние] Паним бэПаним, потому что там не было Абы вэИмы. Но лишь к миру Нэкудим относятся эти события, т.к. там был наложен запрет на три первых Сфирот, а раз так, то они испытывают ощущение нехватки, поскольку у них нет [Света] Хохма, и присуще им {только} исправление «Ки Хафец Хэсэд» (Ибо Он желает добра [Миха, 7, 18, т.е. желает добра другим и не желает ничего для Себя]), поэтому, чтобы Бина повернулась для получения [Света] Хохма, должна существовать потребность [в этом]; и [проявлением] этой [потребности является] действие семи нижних [Сфирот], поднимающихся вверх, чтобы просить [Свет] Хохма, и таким образом вызывающих изменение состояния, т.е. притягивающих [Свет] Хохма.

{В другой раз, когда Адмор, да будет память о нем благословенна [т.е. рабби Барух Ашлаг] говорил о действии Зеир Анпина и Нуквы, вызывающих поддержание и упрочение Зивуга Абы вэИмы (см. п. 95, Ор Шалом, начиная со слов «Кроме того, как мы учили»), он объяснил, почему в [мире] Адам Кадмон нет [Сфиры] Даат, следующим образом: т.к. в [мире] Адам Кадмон нет исправления, заключающегося в том, что Аба вэИма поворачиваются в положение, [в котором они желают только Света] Хасадим, а также в [мире] Адам Кадмон нет понятий Катнут и Гадлут, то там нет ступени Даат. Однако здесь Аба вэИма вышли в [состояние] Катнут, а это [означает] исправление, заключающееся в том, чтобы у них не было потребности ни в чем сверх Света Хасадим. Поэтому они нуждаются в поддержании и упрочении [Зивуга], чтобы не повернуться в положение «Ки Хафец Хэсэд» (Ибо Он желает добра [Миха, 7, 18, т.е. желает добра другим и не желает ничего для Себя]). Напротив, [миру] Адам Кадмон присущ обратный порядок [событий]: сначала появляется Гадлут, а затем Катнут}.

Вопрос: каково различие между [Парцуфом] САГ, называющимся «Ки Хафец Хэсэд» и тремя первыми Сфирот дэНэкудим, получившими исправление «Ки Хафец Хэсэд» с помощью Бет дэhитЛабшут? Ответ. В самых общих чертах, мы учим, что Бина возжелала [Свет] Хасадим по своему выбору. О Бине дэОр Яшар мы учим следующее: Хохма в конце своего существования ощутила, что Благодать приходит от Дающего, и она также пробудилась, чтобы стать качественно идентичной Дающему, поэтому она хочет получать не [Свет] Хохма, а лишь [Свет] Хасадим. Следовательно у нее есть выбор получать [Свет] Хохма, но она выбирает [Свет] Хасадим. {Также необходимо сказать, что, в самых общих чертах, там, где у Бины есть выбор, она характеризуется как имеющая одну природу с Хохмой [ближе к тексту: как та же кость, что и Хохма; буквально: как единая кость от Хохма]!} Однако, что касается трех первых Сфирот дэНэкудим, то поскольку на них был наложен запрет, у них нет ни выбора, ни возможности получить [Свет] Хохма; поэтому их состояние называется Аба вэИма. А раз так, то есть большая разница между исправлением «Ки Хафец Хэсэд» и Биной, являющейся «Ки Хафец Хэсэд». Ибо хотя  трем первым Сфирот дэНэкудим присуще совершенство, это лишь исправление «Ки Хафец Хэсэд»; ведь у них нет выбора; напротив, Рош дэСАГ не называется Аба вэИма по той причине, что у него есть выбор. Но когда Зеир Анпин дэНэкудим поднимается и просит [Света] Хохма, то хотя Бина сама по себе исправилась этим исправлением, но ради Зеир Анпина она притягивает [Свет] Хохма.

Но есть еще такое затруднение: здесь мы учили, что Даат – это ступень Зеир Анпина и Нуквы, поднимающихся и просящих [Света] Хохма у Бины, когда у нее нет выбора. Разве в положении Паним бэАхор у нее уже нет выбора? Ответ. 1) Это не положение Ахор бэАхор, а Паним бэАхор, причиной которого было поднятие МАН благодаря Рэшимот Гимэль – Далет. 2) Бина обрела исправление Ахор бэАхор, когда у нее не было выбора. Это исправление представляло собой ее формирование, и благодаря ему она укрепляется. Поэтому она не хочет разрушить это исправление и укрепляется во время исправления, обретенного при отсутствии у нее выбора. Но для блага детей Бина готова разрушить это исправление.

Что-то подобное мы находим в том, как задуман Рош hаШана ([Учение о десяти Сфирот], ч. 15,  стр. 1757, пп. 129 – 130). Рав [т.е. Бааль Сулам] говорит, что первый день Рош hаШана называется «строгим законом», и это ступень Лея, т.е. сокрытый [Свет] Хасадим. И в «Ор Пними» он спрашивает: мы учили, что сокрытый [Свет] Хасадим называется Рахамим [т.е. Атрибутом Милосердия], кроме того, нет законов о Свете Хасадим. Если так, то почему же Лея называется строгим законом? Второй день Рош hаШана называется Рахель, это ступень раскрытого [Света] Хасадим, и она пользуется сосудом получения. Этот второй день называется «необязывающим законом». На первый взгляд, должно было бы быть наоборот!? Ответ. Лея исправляется сокрытым [Светом] Хасадим, {поскольку она – это ступень, [располагающаяся] от Хазэ и выше, сосуды трех первых Сфирот, нуждающиеся в трех первых Сфирот [Света] Хохма. Однако в [мире] Ацилут не могут светить три первых Сфирот [Света] Хохма, а лишь только Вав Кцавот («шесть концов», т.е. шесть Сфирот Зеир Анпина) [Света] Хохма; таково исправление, появляющееся для того, чтобы снова не произошло разбиения сосудов}. Но в Рош hаШана, поскольку она должна притянуть Свет для Рахели, для нее это состояние становится нестерпимым, так как она разрушает исправление сокрытого [Света] Хасадим присущее ей. Так и тут, Има обрела исправление в [положении] Ахор бэАхор, являющееся сокрытым [Светом] Хасадим. Почему она должна разрушить свое исправление? По этой причине, в положении Паним бэАхор она весьма упрочивает свое исправление «Ки Хафец Хэсэд», ибо тепрь раскрывается, что ее нежелание [получать] в положении Ахор бэАхор не было вызвано отсутствием выбора, ведь даже теперь, когда на [ее] ступени есть [Свет] Хохма, она Его не желает. Но когда просят дети, она готова разрушить свое исправление ради их нужд.

Однако если бы в состоянии Паним бэАхор она получила [Свет] Хохма, раскрылось бы, что ее исправление Ахор бэАхор было произведено как будто бы с задней мыслью. Т.е. в положении Ахор бэАхор она говорила, что не желает получать [Свет] Хохма, потому, что у нее не было [Света] Хохма, а когда Он есть, она тотчас же получает [Свет] Хохма. (Ответ адмора, да будет память о нем благословенна (т.е. рава Баруха Ашлага), по моему скромному мнению, означает следующее. Если Бина получит [Свет] Хохма в положении Паним бэАхор, то раскроется, что ступень «Ки Хафец Хэсэд» присущая ей в [состоянии] Катнут была как будто бы [обретена] исключительно с задней мыслью; ведь она говорила, что хочет совершать только альтруистические действия, а теперь она получает [Свет] Хохма ... Дело в том, что она говорила, что хочет совершать альтруистические действия, из-за отсутствия выбора, но теперь, когда есть [Свет] Хохма, она хочет получать Его. А раз так, то и в состоянии Паним бэАхор она вынуждена была отвергнуть [Свет] Хохма, и здесь [у нее] нет возможности получить Его. Напротив, в Парцуфах [мира] Адам Кадмон не было положения Ахор бэАхор, и поэтому всегда считается, что Бина по своей сути – это Хохма).

Вопрос: разве Бина дэОр Яшар не притягивает [Свет] Хохма и без просьбы от Зеир Анпина, ведь она порождает Зеир Анпин? Ответ. О Бине дэОр Яшар мы учим, что Бина получила [Свет] Хохма ради того, чтобы раскрылась ступень Зеир Анпина, а не ради своей собственной ступени. Снова рассмотрим вкратце известные пять Бхинот, чтобы понять сказанное.

1. Кэтэр. Он называется альтруистическим желанием, а также «Его желанием облагодетельствовать Свои творения». И поскольку Он желал облагодетельствовать Свои творения, Он создал желание получать. А раз так, то первое слово исходит от Всевышнего и в этом состоит первооснова. А то, что мы можем сказать о Творце – это лишь только связь, существующая между Творцом и творениями и называющаяся «Его желанием облагодетельствовать Свои творения».

2. Когда уже существует ступень низшего, мы говорим о низшем. Первый низший называется Авиют Бхины Алеф, это Хохма. И эта Хохма получила Свет.

3. После того, как Хохма обрела Благодать, она называется ветвью в то время, как Дающий называется Корнем. Мы видим, что всякая ветвь желает быть подобной своему Корню, поэтому Хохма в конце своего существования желает не получения, а качественного сходства [со своим Источником], она желает быть ступенью Дающего. И поскольку мы учим, что всякое новое качество есть новая ступень, то мы здесь различаем две ступени: Хохма до того, как она возжелала качественного сходства [со своим Источником], - это одна ступень. Хохма после того, как она возжелала качественного сходства [со своим Источником], считается другой ступенью. И когда она получила Свет Хасадим, Он уже называется Светом Бины.

4. Поскольку существует сила свыше, побуждающая низшего получать, {так как Творец создал творение, чтобы оно получало, а не давало}, то Бина понимает, что надо получать. Но разве она не возжелала качественного сходства [со своим Источником]!? Поэтому она пошла на компромисс. То есть она будет получать Свет Хасадим лишь только в свечении Хохма. А раз так, то и тут нужно различать две ступени: Бину до того, как у нее возникла мысль, что надо получать – это одна ступень. И Бину после того, как у нее возникло внутреннее побуждение: надо получать Свет Хохма, – это другая ступень.

5. У Зеир Анпина в конце его существования возникло внутреннее побуждение: надо получать Свет, [вызванный Его желанием] «облагодетельствовать Его творения» во всей полноте, а не на ступени «Зеир Анпин», поэтому он хочет получить [Свет] полностью. И эта ступень уже называется Мальхут. {И необходимо понять, что эта Мальхут обретает свое ощущение нехватки от Всевышнего, от «Его желания облагодетельствовать свои творения». Однако она мотивирует желание удовлетворить свое ощущение нехватки не тем, что «Он желает облагодетельствовать Свои творения». Но «Его желание облагодетельствовать Свои творения» создало в ней это ощущение нехватки, и поскольку ей присуще ощущение нехватки, она желает удовлетворить его}.

А теперь мы дадим ответ на вопрос о Бине: почему Бина создала Зеир Анпин и наделила его свечением Хохма, как уже говорилось? Потому что к этому она побуждалась свыше. А здесь, в мире Нэкудим, она побуждается снизу. Но только побуждение [извне] является причиной того, что она продвигается со ступени, на которой она отвергает [Свет] Хохма, и получает [Свет] Хохма.

Что Сфира Даат всегда называется именем пять Хасадим и пять Гвурот. В каждой ступени мы различает десять Сфирот: девять первых Сфирот, называющихся сосудами Света, в них облачается Свет. Мальхут называется Масахом и Авиют, и она обретает эти сосуды со Светом (как это объяснялось выше, на примере со зрением, слухом, обонянием и речью [см. п. 59]). Так и Даат присущи две ступени: пятью Хасадим называется носитель Света {свечения Хохма}, а пятью Гвурот называется носитель Масаха и Авиют, ибо всем ступеням получающих должно быть присуще преодоление, чтобы превратить мотивацию в альтруистическую.

А Нуква, оставшаяся там. Говорится о Нукве самого Зеир Анпина, т.е. о его Мальхут. А поскольку каждая ступень содержит пять Бхинот, то они харaктеризуются как пять Хасадим и пять Гвурот.

предыдущий пункт                                                                                                                                 следующий пункт

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments