Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Р. Еhуда Ашлаг. Введение в мудрость Каббалы, п.95 (черновик, перепечатка запрещена)

предыдущий пункт                                                                                                                                 следующий пункт

А причина того, что поднятие Зеир Анпина к Бине называется именем МАН, объяснена выше, в п. 80, ибо оно возвращает ее [в положение] Паним бэПаним по отношению к Хохме, а известно, что все семь нижних Сфирот – это Зеир Анпин и Нуква, и поэтому когда эти семь нижних Сфирот поднялись вместе с Озэн, Хотэм, Пэ дэАба вэИма к ступени Аба вэИма, как уже говорилось, они стали МАН по отношению к Бине десяти Сфирот дэАба вэИма, и она поворачивается по отношению к Хохме дэАба вэИма [в положение] Паним бэПаним и наделяет свечением Хохма Зеир Анпина и Нукву, являющихся семью нижними Сфирот дэНэкудим, поднявшимися к ним.

Ор Шалом

И поэтому когда эти семь нижних Сфирот поднялись ... , они стали МАН по отношению к Бине ... , и она поворачивается по отношению к Хохме дэАба вэИма [в положение] Паним бэПаним ... Возникает затруднение: из этого следует, что именно эти семь нижних Сфирот вызвали ощущение нехватки у Бины, и поэтому она получила для них [Свет] Хохма от Абы [в положении] Паним бэПаним. Это можно понять, если бы сами семь нижних Сфирот поднялись, и Озэн, Хотэм, Пэ бы поднялись, т.е. Озэн, Хотэм, Пэ дэАба вэИма. Но мы учили, что поднявшиеся Озэн, Хотэм, Пэ дэАба вэИма подняли их; кто же побудил Абу вэИму вернуть свои Озэн, Хотэм, Пэ? Разве мы не учили, что Има – это ступень «Ки Хафец Хэсэд» (Ибо Он желает добра [Миха, 7, 18, т.е. желает добра другим и не желает ничего для Себя]), и у нее совершенно нет нужды в этих Озэн, Хотэм, Пэ?

Ответ. Мы учили, что ниже Табура [мира] Адам Кадмон сначала был Далет дэАвиют. После исторжения Света оттуда остались Рэшимот Далет – Гимэль, и у них еще не было наполнения. И когда Нэкудот дэСАГ низошли туда, они вобрали в себя [часть] от Рэшимот Далет – Гимэль и подняли их к Рош дэСАГ. И мы учили, что там имеются два вида Рэшимот (см. п. 70): 1) Рэшимот Бет – Алеф. 2) то, что САГ вобрал в себя от Рэшимот Далет – Гимэль, нуждающихся в [Свете] Хохма. Сначала произошел Зивуг, соответствующий сути ступени, а это Рэшимот Бет – Алеф, и из этого появилась Катнут. Затем произошел Зивуг, соответствующий тому, что они вобрали от Далет – Гимэль, и отсюда Кэтэр и Аба вэИма обрели Гадлут (как написано выше, в Ор Шалом п. 94). Но у Имы не было нужды в этой Гадлут, как уже говорилось. И по словам рава (т.е. Святого Аризаля), эта Гадлут называется свечением через Табур, осветившим Кэтэр дэНэкудим, и таким образом, и Аба вэИма обрели Гадлут, [располагаясь друг к другу] Паним бэАхор. Затем мы учили новое: свечение через Есод. Свет Есода светил самим Рэшимот, находящимся под Табуром [мира] Адам Кадмон. Поэтому сами Рэшимот Далет – Гимэль поднялись и попросили наполнения, и именно они вызвали то, что повернулись Паним бэПаним и подняли свои Озэн, Хотэм, Пэ.

Кроме того, как мы учили, благодаря тому, что поднялись Озэн, Хотэм, Пэ дэАба вэИма, вместе с ними поднялись также семь нижних Сфирот, как уже говорилось. И польза от этого подъема, как говорит рав, - это поддержание существования и упрочение Зивуга Абы вэИмы Паним бэПаним. Т.е. без семи нижних Сфирот Аба вэИма соединились бы в Зивуге и дали наполнение Рэшимот Далет – Гимэль, а затем они бы прекратили Зивуг и Има возвратилась бы на свою ступень, т.е Хасадим. Но семь нижних Сфирот приводят к тому, что Зивуг, соответствующий Далет – Гимэль, продолжается, так как они нуждаются в [Свете] Хохма. И следовательно необходимо различать две вещи: 1) основу существования, и так называется Зивуг, происходящий для притяжения Гадлут, зарождающийся благодаря поднятию МАН дэРэшимот Далет – Гимэль, находящихся ниже Табура [мира] Адам Кадмон. 2) Поддержание существования, и это продолжение Зивуга благодаря семи нижним Сфирот, как уже говорилось. И это называется МАН {ощущением нехватки} ради поддержания [его] существования и упрочения.

И на самом деле, в каждом объекте нужно различать основу существования и поддержание существования. Например родился ребенок, вот он существует. Но, чтобы поддержать его существование, ему требуется уход.

Дполнительный Ор Барух

Рэшимот Далет – Гимэль стали причиной того, что Аба вэИма [повернулись в положение] Паним бэПаним

У семи нижних Сфирот из сосудов Паним (пояснение: у сосудов Паним семи нижних Сфирот) нет сил просить, чтобы уничтожился Цимцум Бет, так как у них нет ничего кроме Авиют Бхины Алеф, ибо ей не присуще распространение в Гуф, а только в Рош. Следовательно они не могут пробудить Абу вэИму, чтобы они притянули Свет для них. Только Рэшимот Далет – Гимэль, поднявшиеся к Абе вэИме, благодаря свечению через Есод дэАдам Кадмон стали причиной того, что Аба вэИма повернулись Паним бэПаним и притянули Свет АБ, и таким образом низвели нижнюю [букву] Кэй [Четырехбуквенного Имени], и Озэн, Хотэм, Пэ [дэАба вэИма] поднялись к Рош вместе с сосудами Паним семи нижних Сфирот, и все они объединились в Рош, и появилась Гадлут. И тогда, после того, как она низошла в Гуф (пояснение: после того, как Гадлут распространилась к Гуф), остались семь нижних Сфирот, поднявшиеся к Рош, чтобы [возносить] МАН ради поддержания [такого положения] и [его] упрочения.

Окончание Ор Шалом

Но существуют дополнительные затруднения: 1) Семь нижних Сфирот дэНэкудим – это сосуды Бхины Алеф дэАвиют, и откуда же у них нужда в [Свете] Хохма, разве у них есть Рэшимот Далет - Гимэль? 2) Эти семь нижних Сфирот, которые просят [Свет] Хохма, - это Гуф Бины, почему же существует разделение между Рош и Гуф? Ответ. Бхина Алеф – это [Свет] Хасадим в свечении Хохма. Поэтому она нуждается в свечении Хохма или в свечении Бина. И поскольку Бет дэhитЛабшут не распространяется в Гуф, то у семи нижних Сфирот не было свечения Бина. И ввиду Цимцум Бет, свечение Хохма  также не могло им светить. Если так, то Свет, светящий им, называется лишь малым свечением, и во всяком случае, понятно, что они ощущают нехватку и недостаток. Поэтому после того, как они поднялись к Рош {а мы учили, что у Бины там есть [Свет] Хохма благодаря поднятию МАН дэДалет - Гимэль}, то  они пользуются этим случаем и получают [Свет] Хохма, и просят, чтобы Зивуг, соответствующий этому Свету Хохма, продолжался, т.е. чтобы в Бине по-прежнему был Свет Хохма.

А также возникает вопрос об Абе вэИме, поднявшими свои Озэн, Хотэм, Пэ после того, как Свет АБ низвел нижнюю [букву] Кэй [Четырехбуквенного Имени]: к какой Авиют относятся эти Озэн, Хотэм, Пэ? Если к Авиют Бет – Алеф, то как они притянули Гадлут? Но необходимо знать закон: любая Авиют порождает новые сосуды, но прежние сосуды также поднимаются. (См. Ор Шалом в п. 71, начиная со слов «Кроме того, необходимо»). Т.е. при каждом появлении новой ступени и прежняя ступень получает. А что касается нашего вопроса, то он должен быть разъяснен так: хотя Гальгальта вэЭйнаим, а также Озэн, Хотэм, Пэ дэАба вэИма относятся к Авиют Бет – Алеф, но теперь в Рош происходит Зивуг, соответствующий Далет – Гимэль, т.е.необходимо знать, что присутствуют совершенно другие Озэн, Хотэм, Пэ, но Озэн, Хотэм, Пэ Бхины Бет – Алеф также получили наполнение. Точно так же сосуды Паним семи нижних Сфирот Нэкудим появились [с силой преодоления] Алеф дэАвиют. Но теперь там распространяются семь Мэлахим, появляющиеся из Бхины Далет – Гимэль; поэтому сосуды Бхины Алеф дэАвиют также получили. И это стало причиной разбиения этих сосудов, потому что они получили Свет Далет – Гимэль.

Однако нельзя забывать о еще одном различии: хотя  в Зеир Анпин распространяются сосуды Бхинот Далет – Гимэль, но в самих Далет – Гимэль необходимо различать, какой ступенью они порождены, так как это обстоятельство является причиной различия между ними. Т.е. Бхинот Далет – Гимэль, порождаемые Рош Гальгальты, не похожи на Далет – Гимэль, порождаемые Рош АБ, и конечно же, они не похожи на Далет – Гимэль, порождаемые Рош САГ. Здесь, в мире Нэкудим, Далет – Гимэль, как известно, порождены Рош САГ. И чтобы это было понятно, приведу пример: такой-то человек понимает, что ему достаточно изучать открытую Тору. Поэтому он просит Г-спода, помочь ему каждый вечер изучать по листу Талмуда. Другой человек понимает, что достоин изучения тайной Торы; поэтому он просит Г-спода помочь ему изучать тайную Тору. И когда первый человек слышит, что второй изучает тайную Тору, пробуждается и в нем желание изучать тайную Тору; поэтому он просит Г-спода помочь ему изучать тайную Тору. И конечно же есть разница, зарождается ли желание само собой или оно зародилось в результате того, что он слышал что-то от других. Об одном [желании] говорят, что оно таково по своей сути, а о другом – что оно привнесено [извне]. Вместе с тем, невозможно уничтожить желание, порожденное другими. Поэтому здесь необходимо различать три состояния: 1) желание изучать открытую Тору; 2) желание изучать тайную Тору; 3) желание изучать тайную Тору, привнесенное благодаря желанию другого человека..

Есть еще такое затруднение. Как мы говорили, сосуды Паним семи нижних Сфирот являются ступенью Зеир Анпин и нуждаются в свечении Хохма; почему же они не поднялись, чтобы [вознести] МАН и попросить [Света] Хохма? Почему они должны ждать, чтобы поднятие МАН совершили Вав вэНэкуда [т.е. Далет – Гимэль: Вав – это Вав Кцавот ("шесть концов"): Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, hОд, Есод, которые вместе составляют Зеир Анпин, т.е. Гимэль; а Нэкуда (точка) – это Мальхут, т.е. Далет]? Ответ. Семь нижних Сфирот появились соответствующими Рэшимот Бхины Алеф, а мы учили, что Бхина Алеф – это «hистаКлут Дак» (слабый отблеск). Следовательно они не могут притянуть Свет. Т.е. поскольку существует Цимцум Бет, а они только Бхина Алеф дэАвиют, то они не находят у себя сил уничтожить Цимцум Бет. И просить они также не могут.

Кроме того, если бы и не было Цимцума Бет, Бхина Алеф не могла бы распространиться вниз. Т.е. ее сила преодоления, [превращающая ее желание в желание] с альтруистической мотивацией, настолько мала, что у нее нет сил распространиться к ступени Гуф, называющейся получением на деле. Поэтому они не могут просить, чтобы произошло распространение вниз, на это у них нет сил.

И чтобы понять это, сначала разберемся, что это за Рэшимот (воспоминания). Например мои воспоминания соответствуют ходу моих мыслей и моим действиям, а также моей силе преодоления, ибо я не способен преодолеть [желание силы] Гимэль дэАвиют, но только лишь Бет дэАвиют. Поэтому я прошу силы преодолеть только Бет, поскольку я знаю, что Гимэль я не могу преодолеть. Точно так же мы видим, как человек молится: Владыка мира! Дай мне силы, чтобы я смог встать для молитвы в шесть часов. Почему же он не просит Творца, чтобы Он дал ему силы встать раньше? Ответ. У него нет Рэшимот о том, что он сможет совершить такое преодоление, поэтому он изначально этого не просит. То же касается предмета нашего изучения: Рэшимот желают притянуть только то, что, как они понимают, им пригодно. И Бхина Алеф понимает, что неспособна притянуть Свет Хохма и на деле совершить преодоление. Напротив, Рэшимот Далет – Гимэль просят, чтобы им дали такую силу преодоления.

И как мы учили, если бы только Рэшимот Далет – Гимэль поднялись, родился бы Мелех hаДаат, а затем вновь обрела бы Има свою природу, т.е. Хасадим. Но поскольку поднялись Гальгальта вэЭйнаим семи нижних Сфирот и вобрали в себя [часть] от Рэшимот Далет – Гимэль, то они в свою очередь просят наполнения для ступени, находящейся ниже. {См. [Учение о десяти Сфирот], часть шестая, стр. 399, п. 7. Там объясняется, что у мира Нэкудим, который должен появиться соответствующим Авиют Бхины Алеф, нет сил просить, чтобы ему дали способность преодолевать и получать на деле. И это исправляется с помощью Цимцум Бет. Т.е. поскольку в мире Нэкудим присутствуют Рэшимот Далет – Гимэль, они видят возможность преодолевать и получать на деле.}

Теперь возникает другой вопрос: почему Гальгальта вэЭйнаим семи нижних Сфирот должны подняться и почему недостаточно того, чтобы сами Рэшимот Далет – Гимель оставались вверху, в Рош дэАба вэИма и обеспечивали поддержание и упрочение Зивуга? Ответ. Они – лишь Рэшимот; напротив, Гальгальта вэЭйнаим семи нижних Сфирот есть собственно Сфирот. Поэтому после того, как эти Гальгальта вэЭйнаим вобрали в себя [часть] от Рэшимот, они остались вверху, чтобы поддерживать и упрочивать Зивуг.

А вот другое объяснение МАН дэВав вэНэкуда [т.е. Далет - Гимэль] и МАН Зеир Анпина и Нуквы [т.е. семи нижних Сфирот мира Нэкудим] ради поддержания и упрочения [Зивуга].

Вав вэНэкуда, поднявшиеся и попросившие наполнения, {т.е. Свет Хохма}, стали причиной того, что Аба вэИма повернулись Паним бэПаним {А почему не произошло такого поднятия МАН к Кэтэр? Ответ. Потому что Кэтэр – это ступень hитЛабшут, не распространяющщаяся в Гуф, а раз так, то она не может породить Зеир Анпина и Нукву}.

Аба вэИма подняли Гальгальту вэЭйнаим Зеир Анпина и Нуквы дэКатнут, чтобы наделить их [Светом] Гадлут, соответствующим Рэшимот дэВав вэНэкуда. А раз так, то все время, пока Зеир Анпин и Нуква наверху, есть нужда в использовании Рэшимот Вав вэНэкуда, чтобы родились Зеир Анпин и Нуква, т.е. семь Мелахим. Ибо необходимо знать, что все поднятие МАН дэВав вэНэкуда к Абе вэИме произошло ради того, чтобы Аба вэИма породили под собой ступени Зеир Анпин и Нукву, так как таким образом Свет Гадлут должен распространиться ниже Абы вэИмы к Зеир Анпину и Нукве. Поэтому Аба вэИма подняли Гальгальту вэЭйнаим Зеир Анпина и Нуквы, чтобы наделить их Светом, появившимся соответствующим Рэшимот дэВав вэНэкуда. {Напротив, у самих семи нижних Сфирот дэНэкудим вовсе нет Рэшимот дэГадлут}.

Доказательство этого таково: поскольку мы видим, что после разбиения семи Мелахим не продолжается Зивуг дэГадлут у Абы вэИмы, возникает вопрос: почему? Разве там больше нет Рэшимот дэВав вэНэкуда?

Однако ты вынужден признать, что все поднятие МАН дэВав вэНэкуда произошло для того, чтобы родились Зеир Анпин и Нуква ниже Абы вэИмы. А раз так, то пока Гальгальта вэЭйнаим Зеир Анпина и Нуквы, включенные в Озэн, Хотэм, Пэ дэАба вэИма, пребывают наверху, они при этом напоминают Абе вэИме, что есть кому дать, они при этом являются представителями Зеир Анпина и Нуквы, находящихся внизу, и они просят для них [Свет] Хохма. И эта великая ступень называется «поддержанием и упрочением». {Но если Зеир Анпин и Нуква низойдут, прекратится Зивуг, поскольку Абе вэИме некому давать. А сами они не хотять пользоваться этими Рэшимот}.

предыдущий пункт                                                                                                                                 следующий пункт

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments