Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. Время действовать [1]


Уже долгое время меня неотвратимо преследуют ежедневные угрызения совести, побуждающие меня выйти из своего укрытия и составить фундаментальное сочинение про саму душу еврейства и еврейского закона и о первоосновах мудрости Каббалы, и распространить его в народе, чтобы люди из народа достигали общего знания и правильного понимания истинной природы этих основополагающих вещей.

Если обратиться к прошлому народа Израиля до появления в мире печатного дела, то не могло в нашей среде появиться фальшивых книг на темы, затрагивающие саму душу еврейства, ибо среди нас практически не было ни одного безответственного автора. И так было по той простой причине, что шарлатан в большинстве случаев не становился знаменитым. Ведь, если вдруг и появлялся кто-то, имеющий бесстыдство написать подобное сочинение, то никакому переписчику не было смысла переписывать его книгу, так как за его труд не заплатили бы вознаграждения, которое, как правило, составляло значительную сумму. А следовательно, ему автоматически выносился приговор затеряться среди толпы. И в то же время, знатоки предмета также совершенно не ставили целью и не пытались писать книги указанного типа, поскольку такие знания не были нужны народным массам. А наоборот, их целью было тщательно скрывать это, согласно [правилу] “Слава Б-жия – облекать дело тайною” [2], поскольку заповедано нам скрывать сокровенную часть Торы и служения [Всевышнему] от тех, кто не обязан [изучать] Тору [и выполнять ее предписания] или не достоин ее, а также [заповедано нам] не относиться к ней без должного уважения и не выставлять в витринах на обозрение зевак или хвастунов, ибо к этому Слава Б-жия обязывает нас.

Однако с того времени, как распространилось в мире печатное дело, авторы больше не должны переписывать свои произведения, и высокая стоимость книги понизилась; вот это и открыло дорогу бессовестным литераторам, изготавливающим книги совершенно как Б-г на душу положит, из корыстных побуждений, ради славы и т. п. Но им совсем нет дела до того, что же именно они творят собственными руками, а каковы результаты их деяний, им и вовсе совершенно безразлично.

И с этого времени стали множиться книги в том числе и указанного типа: без всякого изучения предмета и без получения знания из уст в уста от истинного учителя, и даже при недостаточном знакомстве с прежними книгами той же тематики, бывшими в распоряжении авторов, вдруг начинают они выдавать свои измышления и измышления им подобных, основанные на всякой чепухе (подобной бесплодному дереву), за крайне важные вещи, изображая таким образом душу народа и ее сокровища. И, подобно глупцам, не ведали они осторожности. Да и не было у них возможности узнать, что целым поколениям они несут ложные идеи, и что из-за своих мелких вожделений, грешат сами и вводят в прегрешение множество людей.

А в последнее время
распространили они свое зловоние еще выше и вонзили свои когти в мудрость Каббалы. Не взирая на то, что эта мудрость хранится в строжайшем секрете за тысячей замков до сегодняшнего дня. До такой степени, что нет никакой возможности понять из нее ни единого слова в его истинном смысле, не говоря уже о связи между соседними словами. Ибо ни в каких подлинных книгах, написанных доныне, нет ничего кроме скудных намеков, едва-едва достаточных для подготовленного ученика, при условии что ему будут переданы объяснения из уст истинного мудреца-каббалиста. [Но] вот и “там угнездится летучий змей, и положит яйца, и выведет, и высидит в тени своей” [3]; и множатся в наши дни собиратели нечисти, делающие себе имя из побуждений отвратительных для любого, кто взглянет на них.

И есть среди них такие, которые пытаются взобраться на самый верх и присваивают себе место лидеров поколений; и делают они вид, что могут толковать книги прежних мудрецов и ришоним, да будет память о них благословенна; а также поучать общину, какие книги достойны изучения, а какие можно не принимать во внимание из-за того, что они, не дай Б-г, полны вымышленных идей, и нет предела этому безобразию! Ибо до сего дня было дело толкования таких книг привилегией лишь одного из десяти лидеров поколений, а теперь оно становится надругательством невежд.

И поэтому понимание этих вопросов общиной исказилось донельзя. И еще вдобавок создалась атмосфера легкомысленности, когда каждый считал, что ему достаточно немного ознакомиться с материалом в свободное время, чтобы обрести ощущение и понимание этих возвышенных вещей, и проносятся они в полете надо всем миром мудрости, возвышенной и первозданной, самой души еврейства, одним взмахом, подобно известному ангелу. И каждый делает заключение в зависимости от своего настроения.

Эти-то причины и побудили меня выйти из своего укрытия, и решил я, что время действовать во имя Г-спода [1] и спасти все, что еще можно спасти; и взял я на себя задачу раскрыть в ограниченной мере эту первозданную мудрость, которой описанные выше действия нанесли ущерб, и распространить ее среди народа.

Примечания переводчика
----------------------------------
[1] Время действовать во Имя Г-спода - Тэhилим 119, 126. См. также Введение в Мишну. Часть третья.
[2] Слава Б-жия – облекать дело тайною – Мишлей 25, 2.
[3] Там угнездится летучий змей, и положит яйца, и выведет, и высидит в тени своей - Ешая, 34, 15.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments