Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Рабби Еhуда Ашлаг. Дарование Торы. П.6. С hЭарот вэБэюрим (черновик, перепечатка запрещена)

Тем не менее, когда мы хорошенько поймем суть Торы и заповедей, данных нам, и чего желательно [добиться], выполняя их, [поймем] так, как указали нам наши мудрецы, да будет память о них благословенна, что это цель всего великого творения, уготованного нашим очам, - тогда мы поймем все.

hЭарот вэБэюрим

40) То есть, когда поймем, каков центральный пункт изучения Торы и выполнения заповедей, что мы должны желать обрести, благодаря соблюдению Торы и заповедей. Тогда мы все поймем, ибо Тора и заповеди представляют собой цель, ради которой сотворил Творец, да будет Он восславлен, все это великое творение.

[Продолжение текста Бааль Сулама]

Ибо совершенно очевидно, что ты не знаешь никого, кто бы делал что-нибудь бесцельно, и не знаешь ты никакого исключения из этого правила, не считая умственно отсталых, которые есть в роде человеческом, или младенцев; а раз так, то не может быть совершенно никакого сомнения в том, что Творец, да будет Он восславлен, величию Которого нет предела, не должен, не дай Б-г, совершить ничего малого или великого без цели.

hЭарот вэБэюрим

41) Ты не знаешь никого, кто бы делал что-нибудь бесцельно, и не знаешь ты никакого исключения из этого правила, не считая умственно отсталых, которые есть в роде человеческом, или младенцев. Невменяемые люди упоминаются потому, что они совершают поступки, не имеющие определенной цели. Также и младенцы могут совершать бесцельные поступки, но только по причине некоторых импульсов и ощущений.

Вопрос. Разве мы все не совершаем иногда поступки, вызванные некоторыми импульсами и ощущениями, когда нашей целью является только прекращение этих ощущений, и почему рабейну Бааль Сулам презрительно высказывается об этих импульсах и ощущениях? Ответ: потому что все эти импульсы и ощущения проистекают из желания получать.

Вопрос. С одной стороны, мы видим, что Тора передает человеку систему и жесткие рамки холодных предписаний, которые совершенно не связаны ни с какими ощущениями, но лишь принуждают человека. С другой стороны, «Милосердный хочет сердца [человека]» [книга Зоар на недельное чтение Ки Тэйцей, фрагмент «Творящий милосердие вместе со своим Создателем», п. 108], то есть Тора желает ощущений!? На это нужно сказать: здесь нет противоречия, так как Тора хочет с одной стороны, чтобы человек наложил запрет на ощущения присущие желанию получать, а с другой стороны, чтобы человек раскрывал у себя постепенно с помощью 613 заповедей Б-жественную систему импульсов и ощущений альтруистического желания. Следовательно Тора хочет, чтобы человек обрел ощущения, но не ощущения, проистекающие из нечистого материала желания получать, а ощущения, проистекающие из Возвышенного материала альтруистического желания.

[Продолжение текста Бааль Сулама]

И указали нам наши мудрецы, да будет память о них благословенна, что мир создан исключительно ради соблюдения Торы и заповедей. Комментарий к этому, соответствующий разъяснениям, которые дали нам Ришоним, да будет память о них благословенна, гласит, что намерение Творца, да будет Он восславлен, относительно творения, с самого его создания заключается в том, чтобы возвестить другому о Его Б-жественности.

hЭарот вэБэюрим

42) Отсюда вытекает, что пока человеку неизвестно, что такое Б-жественность Его, да будет Он восславлен, это значит, что он еще не достиг своей цели. Ибо каждый человек должен достичь состояния, в котором Б-жественность облекает его и он [неразрывно] связан с Творцом и ведет с Ним диалог лицом к Лицу, то есть прямой [диалог].

Когда мы сидим с друзьями, у нас не возникает сомнений в том, что они связаны с нами, благодаря нашим пяти органам чувств и разуму; все они свидетельствуют и говорят [нам], что друзья находятся вместе с нами. Но что касается Творца, то дело обстоит иначе, поскольку Творец скрыт, Ему не присуща телесная форма и телесные понятия к Нему неприменимы, и даже с точки зрения ощущений Он скрыт. И все это делается намеренно, ради пользы творений, чтобы был у них выбор поверить в существование Его, да будет Он восславлен. Однако цель Творца, как уже говорилось, заключается в том, чтобы не осталось этого сокрытия, но чтобы творения познали Его и ощутили Его.

Следовательно Его целью было возвестить другому о Его Б-жественности, то есть чтобы творения ощутили реальность Б-жественности точно таким же образом, как они ощущают всю окружающую их материальную реальность, и чтобы у них не было никакого сомнения по поводу этой реальности. Чтобы ощущали Десницу Г-сподню в каждом без исключения случае, как в частной жизни, так и в жизни всей общины Израиля. Чтобы в помыслах и ощущениях прилеплялись к Творцу во все дни своей жизни. И чтобы достигли состояния «Пред Б-гом ходил Ноах» [Бэрэйшит 6, 9], то есть чтобы [человек] ходил в единении с Б-гом, делая любое дело и в каждую минуту своей жизни, чтобы стал вести [с Ним] диалог и беседу и чтобы на самом деле установил связь с Творцом подобно тому, как люди находятся в контакте друг с другом.

Г-сподь, да будет Он восславлен, пожелал возвестить о Своей Б-жественности Своим творениям и исключительно для этой цели создал все сотворенное вместе взятое. И все сотворенное должно достичь этой ступени, каждый человек в соответствии со своим уровнем; именно так описывается то, что произойдет в будущем: «ибо все они познают Меня от мала до велика» [Йирмеяhу 31, 33], и вся земля наполнится знанием Г-спода. Естественно, это произойдет на множестве уровней, у каждого человека в зависимости от его сосудов, ступени, на которой он находится, и от его подготовки.

А в одном месте он говорит, что желанием Его, да будет Он восславлен, было облагодетельствовать Его создание [всем] этим сотворенным с самого начала его творения, в то время, как здесь он говорит, что Его желание заключается в том, чтобы возвестить другому о Его Б-жественности. Следовательно облагодетельствование, о котором им было сказано, заключается в том, чтобы возвестить другому о Его Б-жественности.

Необходимо дополнительное объяснение, чтобы прояснить для нас две характеристики цели: 1) «Мир создан исключительно ради соблюдения Торы и заповедей». 2) «намерение Творца, да будет Он восславлен, относительно творения с самого его создания заключается в том, чтобы возвестить другому о Его Б-жественности». Надо сказать, что эти две вещи связаны друг с другом как две различные ступени: 1) Невозможно достичь готовности к пониманию Его Б-жественности иначе, чем с помощью Торы и заповедей. Следовательно Тора и заповеди являются важнейшими факторами жизненного пути, воистину приводящими к изменению природы человека от состояния, в котором над ним властвует желание получать, до состояния, в котором над ним властвует альтруистическое желание. И тогда человек становится готовым к пониманию Его Б-жественности. А до этого он не готов, потому что Творец, да будет Он восславлен, действует, исходя из альтруистических мотивов, и Его Б-жественность не раскрывается тому, кто не действует, исходя из альтруистических мотивов. 2) Сущность раскрытия Б-жественности творениям проистекает также из Отиёт hаТора (из букв Торы), и это происходит после того, как он подготовится, о чем уже говорилось. Следовательно Тора используется человеком на двух ступенях: 1) 613 советов, как выйти из-под власти желания получать и прийти под власть альтруистического желания; 2) 613 указаний, то есть каждая заповедь ответственна за особый Свет Б-жественности, раскрывающийся человеку по мере его очищения. Следовательно эти две характеристики цели составляют единое целое.

[Продолжение текста Бааль Сулама]

И постигается Его Б-жественность творением соразмерно потоку Его услад, который все сильнее [воздействует] на [творение], пока не достигает желаемой меры; и поэтому приниженные возвеличиваются в истинном прозрении, чтобы стать колесницей, [устремленной] к Нему, да будет Он восславлен, и чтобы прилепиться к Нему, пока не достигают полного совершенства: “Глаз не видел Б-га кроме Тебя” [Ешаяhу, 64, 3].

hЭарот вэБэюрим

43) И постигается Его Б-жественность творением соразмерно потоку Его услад, который все сильнее [воздействует] на [творение], пока не достигает желаемой меры. Комментарий. Возвещение Его Б-жественности раскрывается человеку постепенно, сперва в малой, начальной форме, но уже «соразмерно потоку Его услад», ибо даже самая малая ступень возвещения Его Б-жественности несет в себе большее удовольствие, чем все удовольствия Этого Мира. А затем этот поток услад продолжает увеличиваться в зависимости от работы человека.

И нужно знать, что когда происходит возвещение творению Его Б-жественности, ему раскрывается безграничное удовольствие, являющееся абсолютно духовным наслаждением, и именно это удовольствие имел в виду Творец, творя Творение, чтобы облагодетельствовать Свои создания. Все остальные удовольствия, не проистекающие из раскрытия Его Б-жественности и называющиеся, согласно нашим мудрецам, да будет память о них благословенна, [удовлетворением] вожделения, приобретением собственности и почестями, в которых также есть что-то, являющееся удовольствием, в Святой [книге] Зоар определяются термином Нэhиру Дакик (маленькая искорка) – тончайший и мельчайший лучик Света, который был с самого начала намеренно отделен от системы Святости ради поддержания системы нечистоты и Клипот (нечистых сил), то есть для поддержания человечества, даже когда оно не идет дорогой веры и доброты. И [делается] это потому, что все дело служения Г-споду занимает многие годы, и невозможно, чтобы все это время человеку не было никакой жизни; поэтому установлено, что у него будет жизнь, то есть удовольствие от других вещей, не имеющих духовной природы

О таком механизме говорят, что человек должен жить, используя удовольствие как топливо. Если человек не испытывает удовольствия и не видит удовольствия в будущем, он не может продолжать жить. И поэтому в это время он получает наслаждения материального мира: от приобретения собственности, удовлетворения вожделений и почестей. Интеллектуальное наслаждение стоит несколько выше, но это не есть Б-жественное Откровение. И человек должен быть достаточно мудрым и серьезным, чтобы не сбиться с пути в погоне за удовольствиями, данными человечеству для удовлетворения минимальных потребностей своего выживания, ибо человек может легко похоронить себя среди этих удовольствий, и тогда угаснет надежда, что он сможет хоть когда-нибудь увидеть истинный Свет.

Резюме

Раскрытие Его Б-жественности

Когда Творец, да будет Он восславлен, творил Творение, Его намерением было, чтобы создания, то есть другие особи, установили связь и соединились с Б-жественностью. Чтобы постигли они, каждый в меру своего постижения, Творца, да будет Он восславлен.

Когда творение ощущает реальность Святого [Творца], да будет Он восславлен, Его Провидение и как Он осуществляет это Провидение, тогда это творение на деле в совершенстве постигает Его Самого. И тогда творение ощущает бескрайнее наслаждение, счастье и радость. Ведь, на самом деле, это самое большое, чего творение может достичь. И это самый удивительный опыт, который творение только может приобрести – соединение с Творцом и постижение Творца.

Раскрытие в соответствии с уровнем развития

Представим себе группу учеников, [обучающихся] у великого рава. Каков уровень развития учеников, таков уровень их восприятия и постижения величия этого рава, его качеств и его характера. Когда ученик начинает учиться у рава, его восприятие качеств рава и его величия весьма ограничено, ибо это его восприятие может соответствовать его развитию и не более того. На первой ступени ему кажется, что он уже понимает рава, а затем, когда он немного больше продвигается и исправляется, он видит, что в сущности не понимает рава, а ведь теперь он его лучше понимает – его качества и те глубины и высоты мудрости, которых рав может достичь благодаря им. Чем выше уровень развития ученика, тем он больше и больше способен воспринимать и постигать величие рава. Каждый раз ему кажется, что он уже понимает рава, но когда он достигает следующей, более высокой ступени, он убеждается, что еще не понимает рава. И то же самое происходит между людьми и Тем, Кто вбирает в Себя весь мир.

44) Колесница

Когда происходит раскрытие Б-жественности Святого [Творца], да будет Он восславлен, этот [процесс делится] на огромное множество ступеней, зависящих от состояния человека, пока он не подготовится и не исправится. «И поэтому (благодаря раскрытию Г-спода, да будет Он восславлен, в душе человека) приниженные возвеличиваются […],чтобы стать колесницей, [устремленной] к Нему, да будет Он восславлен».

Что означает колесница? Понятие колесница многократно появляется в хасидских книгах и мой рав, да будет память о нем благословенна, [т.е. рабби Барух Ашлаг] объяснял это так: в матеральном мире колесница – это предназначенное для езды вместилище, в котором сидит человек, и это вместилище перемещает его с места на место. Наши мудрецы, да будет память о них благословенна, говорили: «Праотцы – это колесница» [Бэрэйшит Рабба 47, 6; 62, 6] - каждый из них был носителем определенного качества, и являл собой колесницу, [устремляющуюся и утремляющую других к обретению] этого качества. Авраам был колесницей, [устремленной] к доброте, то есть, куда бы он ни шел, он приносил это качество, и каждый [человек] в мире мог научиться у него, как воспитывать в себе доброту. Йицхак был колесницей, [устремленной] к могуществу, он нес с собой это качество, куда бы ни шел.

Те, кто удостаиваются раскрытия Б-жественности, становятся колесницей, [устремленной] к Нему, да будет Он восславлен, и они удостаиваются соединения Г-спода с собою, и тогда становятся они колесницей, [устремленной] к Г-споду, да будет Он восславлен, и Г-сподь облачается в них, то есть Святой [Творец], да будет Он восславлен, как бы «едет» на них; Он раскрывется в их душах, и человек, прилепившийся [к Нему], везде несет с собой раскрытие Г-спода.

[Продолжение текста Бааль Сулама]

Причем, что касается необычайного величия и великолепия этого совершенства, то даже Тора и Пророки воздерживались от того, чтобы сказать хоть одно слово по поводу этого возвышенного состояния; как намекали об этом наши мудрецы, да будет память о них благословенна ([Вавилонский Талмуд, трактат] Брахот, лист 34): “ Все пророки пророчествовали только ради дней Машиаха, а что касается мира грядущего, то ‘глаз не видел Б-га кроме Тебя’ ”.

hЭарот вэБэюрим

45) Стих «глаз не видел» появляется для того, чтобы охарактеризовать то великое совершенство, которое предназназначено человеку в соответствии с его качественной сущностью. Вплоть до того, что «глаз не видел» - творения сами не могут постичь и увидеть этого. Конечная и наиболее высокая ступень соединения творения с Творцом – это совершенно сверхъестественная ступень, и поскольку она самая высокая и возвышенная, никакие творения не способны найти слов, чтобы выразить это состояние.

Смысл узрения очами – это осмысление и постижение человеком всего постижимого, как осмысление с помощью разума, так и чувственное восприятие. И этот стих «[Ничей] глаз не видел Б-га, кроме Твоего» имеет в виду, что постижение Б-жественного, раскрывающееся в Мире Грядущем, невозможно понять обитателям Этого Мира. Кроме Творца, Который один знает, насколько велика ступень, предназначенная для Мира Грядущего.

Кроме того, можно изменить интонацию этого стиха так: «Глаз не видел, [чтобы был] Элоким [1] кроме Тебя». Пояснение. Ведь гласит [другой] стих: «Смотрите же ныне, что […] нет Элоким помимо Меня» [Дварим 32, 39], и смысл этого изречения таков: ведь Элоким – это Атрибут Суда, что указывает на большую Авиют [2] и больший Хисарон [3], требующиеся для раскрытия Б-жественности, короче говоря, на Нуквиют [4]. Творец как бы провозглашает: «Смотрите же ныне, что нет Элоким помимо Меня», т.е. у творений неразличимы такие Нуквиют и Хисарон, какие необходимы для того, чтобы постичь существование Творца. И все это «ныне», на протяжении шести тысяч лет. Но в Мире Грядущем раскроется и эта ступень Нуквиют, то есть максимальный Хисарон, тот, что необходим для раскрытия Г-спода, ибо только когда у творения есть Хисарон, есть у него и наполнение. Следовательно этот стих объясняется так: помимо того, что существует Его желание облагодетельствовать Свои творения, раскроется также существование Элоким, то есть существование ощущения нехватки, и только благодаря этому возможно абсолютное наполнение, характеризующееся [стихом] «Глаз не видел».

46) Дни Машиаха – это исправление шести тысяч лет, считающееся наиболее совершенным состоянием присущим [этим годам]. Но существует еще более совершенное состояние, не относящееся к шести тысячам лет, а совершенство в собственном смысле слова, и оно называется Миром Грядущим.

[Продолжение текста Бааль Сулама]

Как известно, это за пределами понимания, и здесь не место продолжать об этом.


А выражается это совершенство в речениях Торы и Пророков, а также наших мудрецов, да будет память о них благословенна, лишь простым словом “слияние”. И вот в просторечии почти утратило это слово свое содержание, но если ты задержишь на один миг свою мысль на этом слове, то останешься ты стоять и удивляться поразительной высоте, ибо представишь ты себе Б-жественность и великолепие [5] приниженного творения, и тогда сможешь ты оценить, что относится к слиянию Одного с другим[, а что нет], и тогда ты поймешь, почему мы относим это слово к цели всего великого творения.

hЭарот вэБэюрим

47) Пояснение. Человек должен представлять в своей голове понятие Б-жественного, то есть нечто Вечное, абсолютно Безграничное, Вневременное и Внепространственное, То, Чему не не присуще совершенно ничего, связанного с понятием тела. Следовательно говорится о Владыке всей Вселенной, Создающем и Оживляющем всю Вселенную в одно и то же время, всегда и при любых обстоятельствах; а, с другой стороны, он должен представлять себе низость человека во плоти и крови, не являющегося вечным, подверженного гниению еще при жизни, совершенно испорченного вожделениями и инстинктами, и всецело погруженного в заботы, неприятности, в состояние отчаяния и в горести. И ограниченного пространственными и временными ограничениями, а также восприятием своих пяти органов чувств. Как возможно, что бы такое низкое творение, не представляющее никакой ценности, могло установить контакт с Творцом, да будет Он восславлен? Поэтому он и говорит, что слияние создания с Творцом - это цель всего этого великого Творения и это величайшее чудо во всем этом Творении.

48) Что такое слияние? Бааль Сулам объясняет это в других местах: слияние означает соединение, то есть качественную идентичность, иными словами, качества творения – такие же, как качества Творца; это состояние характеризуется словами: Как Он Милосерден, так и ты будь милосердным [Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, стр. 133б]. Когда духовная природа и духовные качества творения совпадают с природой и качествами Творца, то чем больше творение развивается в этом направлении, тем ближе оно к слиянию. Это ступень, которую можно достичь не в один присест, а маленькими шажками, например по пол-процента. По мере продвижения оно удостаивается в некоторой мере ощутить Провидение Г-сподне, то есть ощутить и понять, как Он управляет Творением, а также оно удостаивается все укрепляющейся связи с Творцом. Несомненно, Творец мог бы раскрыть Свой Свет, Свет Б-жественности и человеческому сосуду получения, и человек получил бы все ради собственной выгоды. Но Творец возжелал удостоить человека абсолютным слиянием с Собой, а такое могло быть совершено только на основе совпадения качеств [Творца и творения], то есть человек должен обрести ступень альтруистического желания точно так же, как желание Творца является альтруистическим. И тогда раскрытие Его, да будет Он восславлен, будет в полную силу светить в альтруистические сосуды человека, то есть не ради его собственной выгоды, а для того, чтобы доставить удовольствие Творцу.

***

Состояния [творения]

Понятие слияния с Г-сподом. Человек соединяется и устанавливает связь с Творцом, и сколько усилий он прилагает к этому, настолько более явным становится участие Владыки, да будет Он восславлен, в его жизни. Следовательно человек должен стремиться достичь такого состояния, в котором он был бы связан с Творцом постоянно, активно и осязаемым образом, и этого он сможет достичь, соблюдая Тору и заповеди. И человек будет знать, что до тех пор, пока он не дошел до этой ступени, он еще не достиг своей цели.


Желаемое состояние означает, что человек должен по-настоящему жить в единении с Творцом, а это не происходит с нами естественным образом. Естественная причина этого заключается в том, что точно так же как мы видим, что соединение людей происходит исключительно на основе некоторого общего знаменателя, то же касается и Творца: Его и наши качества должны быть идентичны, должно быть [достигнуто] состояние: «Как Он Милосерден, так и ты будь милосердным». А то, что мы не живем в единении с Ним, связано с тем, что мы не чувствуем, что обладаем пониманием, как Он осуществляет Свое Провидение, что все выводится из одной-единственной причины, что Он милосерден и хочет наделить творения Благодатью и негой из любви к ним; а мы лишь желаем получать наслаждение и удовольствие и нам не присуща любовь к другим. Поэтому наши качества – не такие же, как Его качества, и нам не присуще единение с Ним, и у нас отсутствует связь с Ним, и Он не проявляется внутри нас.

И существуют здесь различные ступени, каждая зависит от души [человека] и его обстоятельств.

Чтобы достичь состояния слияния и соединения с Ним, да будет Он восславлен, необходимо пройти подготовку. Маленькое и приниженное творение должно достичь состояния, для которого характерно слияние, соединение и существование связи с Владыкой владык; и ясно, что это требует подготовки и для этого предназначены Тора и заповеди.

Что касается слияния, то существует множество ступеней. Святая [книга] Зоар делит эти ступени на две части: 613 советов и 613 указаний.

613 советов характеризуют состояние, когда человек еще не исправился, и тогда 613 заповедей становятся советами, как избавиться от желания получать. Они приводят человека к осознанию зла – чтобы он разобрался, что желание получать – это зло, и пришел к к раскрытию [в себе] иной природы, характеризующейся любовью к другим. Благодаря 613 советам человек достигает слияния из состояния «Как Он Милосерден, так и ты будь милосердным». Но он еще не достиг конца пути. Конец пути – это 613 указаний (на иврите Пикудин); смысл этого слова устанавливается по значению родственного слова Пикадон (вклад, взнос). То есть Светом, заключенным в каждой заповеди, вносится особый аспект Б-жественности, совершенно отличный от того, что вносится другой заповедью. Человек должен достичь состояния, в котором бы ему раскрылись 613 указаний. Ради этого и создал Творец творение, это и есть истинное слияние. Тогда приходит человек к познанию Владыки, ибо Он раскрывается человеку всевозможными способами.

Пока человек остается погрязшим в себялюбии, он не ощущает разницы между различными заповедями. То есть, облачаясь в цицит, человек не чувствует себя иначе, чем когда он налагает тфилин, так как ни то, ни другое он совершенно не чувствует. И это тоже, что например написано о змее: «И прах будешь есть во все дни жизни твоей» [Бэрэйшит 3, 14]; и говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна, что все, что он ел имело вкус праха [Вавилонский Талмуд, трактат Йома, стр. 75А]. Так и мы: пока этот первозданный змей властвует над нами, мы ощущаем в каждой заповеди тот же самый прах. Но когда мы читаем Святую [книгу] Зоар или труды Святого Аризаля, мы видим, что мы воистину слепы и весьма испорчены. Ибо, читая эти книги, мы видим, что заповедь о тфилине связана с определенными ступенями и в ней заключены Света определенного рода, а в цицит – другие Света, а Шабату присущи иные Света, а мы совершенно ничего из этого не различаем и не ощущаем.

Из трудов Святого Аризаля мы видим, что в одной-единственной заповеди заключены целые миры, так как даже у одной заповеди есть ряд отдельных духовных корней. Например для заповеди о тфилин это то, почему тфилин должны иметь квадратную форму и то, почему мы в них кладем определенные отрывки Торы, и то, почему тфилин должны быть черными, и то, почему мы должны оборачивать их семь раз вокруг руки, и то, какова разница между тфилин Раши и тфилин рабейну Тама, и то, почему мы должны накладывать их на руку и на голову, а не на другие части тела. Все эти hАлахот проистекают из духовных корней, и в каждом духовном корне заключено раскрытие своего Б-жественного Света и своих Б-жественных идей, находящих выражение в материальной ветви и принадлежащих ей.

Ребе, да будете память о нем благословенна [6] говорил, что в духовном заключено не меньше различных вкусовых оттенков, чем в материальном. Ибо если в материальном есть столько различных вкусовых оттенков, насколько же больше это касается духовного.

Поэтому нам надлежит применить к материальному миру принцип Каль ваХомер, чтобы понять это [7]. То есть в материальном есть десятки видов пищи и у каждого свой вкус. В духовном тем более каждой заповеди присущ свой Свет, но нам это не раскрыто, пока мы не исправили себя, обретя желание делать добро другим.

***

[Окончание текста Бааль Сулама]

Из наших слов следует, что цель всего творения заключается в том, чтобы приниженные создания могли, выполняя Тору и заповеди, поступательно двигаться вверх и развиваться, пока они не удостоятся слияния со своим Творцом, да будет Он восславлен и превознесен.

hЭарот вэБэюрим

49) Необходимо разобраться в следующем: разве мы не видим большую общину, выполняющую Тору и заповеди, и вместе с тем, немногие смогут похвастаться, что достигли слияния со своим Творцом; почему же Тора и заповеди не делают свое дело? Этот вопрос задавался Адмору, да будет память о нем благословенна [8], и его ответ был таков: один человек пришел к лекарю, испытывая боли, доставляющие невыносимые страдания. Он жаловался на боли во всех частях своего тела. Лекарь бегло осмотрел его, после чего сказал ему, что есть одно лекарство, которое может ему помочь, и он должен принимать его в больших дозах три раза в день. Этот человек поспешил купить лекарства и стал принимать его. Через три дня, когда его невыносимые боли удвоились, он пришел к лекарю. Он едва мог говорить и спросил у лекаря: какова же польза от твоего лекарства? Спросил его лекарь: разве ты не принимал лекарство три раза в день, как я тебе предписал? Сказал больной: я действительно три раза в день мазал тело лекарством. Сказал ему лекарь: я тебе говорил принимать лекарство внутрь, а ты мажешь тело снаружи. Мораль: Тора и заповеди могут помочь, если человек впитывает их внутрь и начинает по-другому мыслить и чувствовать, им овладевают совсем другие желания и амбиции, меняются его речи, образ поведения, и все это согласно предписаниям Торы. Но если человек принял на себя Тору только внешне, то есть взял из нее несколько внешних предписаний и не обратил свое сердце к тем внутренним изменениям, которых она требует, то он в любом случае не только не исправился, но стал еще более испорченным.

Примечания переводчика
---------------------------------
[1] Элоким – Б-г, Атрибут Суда
[2] Авиют – синоним желания получать, буквально: толща. Имеется в виду нечистота души подобная нечистоте руды, переплавляемой в тонкий лист металла.
[3] Хисарон – ощущение нехватки, вызывающее желание получать
[4] Нуквиют – женское начало, обладание отверстием. Отверстие является метафорой желания получать.
[5] великолепие - חין ערכו, Ийов, 41, 4.
[6] Ребе – рабби Барух Ашлаг
[7] Каль ваХомер здесь – это следующий принцип: так как в материальном это так, и есть намного больше причин, чтобы в духовном это было так, то в духовном это тем более так.
[8] Адмор (наши господин, учитель и рав) – рабби Еhуда Ашлаг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments