Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Древо Жизни [1], Паним Меирот, Паним Масбирот [3] Ветвь 1. Текст Древа Жизни и Паним Меирот, п. Алеф


[Текст Древа Жизни]

Алеф) {1} Знай, что перед тем, как были наделены Светом Нээцалим  и созданы Нивраим [4], простой [5] Высший Свет заполнял все сущее. И не было никакого Маком Пануй [6], характеризующегося как Авир Рейкани [7]  и Халаль [8], но было все заполнено этим простым Светом Бесконечного, и не различалось в нем ни Рош [9], ни Соф [10], но все было единым простым Светом, совершенно однородным, и называется Он Ор Эйн Соф [11].

Паним Меирот

Высший Свет и т. д. – он указывает нам таким образом в начале своих речений, что все, сказанное в книге, касается не Сущности Его, да будет Он восславлен, а Его Света, распространяющегося от Сущности Его, да будет Он восславлен. И все сущее, [представшее] перед нами, как все высшие миры, так и все низшие миры, представляют собой распространение Света от Сущности Его, да будет Он восславлен. И во всем существующем мы различаем две великие основы: первая называется Светом Бесконечного, да будет Он восславлен, и это есть форма всего существующего прежде Цимцума [12]; вторая – это пять миров и все их наполнение, а именно: Адам Кадмон [13], Ацилут, Брия [14], Ецира [15] и Асия [16]; и она является формой распространения Света от Сущности Его, да будет Он восславлен, от Цимцума и ниже. И все Света и исправления, имеющиеся во второй основе, проистекают из первой основы.

Простой – ибо от Цимцума [12] и ниже тебе не найти никакого Света, в который не было бы привнесено ничего от ступени сосуда, являющейся ступенью Света, превратившегося в Авиют [17], но перед Цимцумом в Свет, распространяющийся от Него, не привносится совершенно никакого качественного изменения, но Свет прост в том смысле, что Он и Имя Его едины.

Заполнял все сущее и т.д. То есть, несмотря на то, что в этом сущем обязательно присутствует ступень места, представляющего собой желание получать от Сущности Его, да будет Он восславлен, как бы потенциально заключенное в Свете Бесконечного, да будет Он восславлен; ведь желание получать есть суть места этого самого сущего, как написано в Паним Масбирот [3], в чем ты должен тщательно разобраться, - но при этом там не было никакой ступени образования Авиют [17] в Свете и тем более предела и границы [получения Света], но Свет Бесконечного, да будет Он восславлен, заполнял все это место, даже самую последнюю ступень.

Маком Пануй [6], Авир Рейкани [7]  и Халаль [8]. По причине Цимцума [12] произошли эти три уменьшения [получаемого Света], о чем написано ниже.

Не различалось в нем ни Рош [9], ни Соф [10]. От Цимцума [12] как от Источника распространились два уменьшения [получаемого Света]: 1) ступени Эмца [18] и Соф [10], представляющие собой десять Сфирот [19] Игулим [20]; 2) ступень Рош, представляющая собой десять Сфирот дэЙошер [21].

И называется Он Ор Эйн Соф, да будет Он восславлен [11], потому что нет в Нем ничего даже от ступени Игуль [20].

Редакционные примечания
-----------------------------------
{1} Древо Жизни [1], Шаар Алеф (портал первый), Анаф Бет (ветвь вторая). Учение о десяти Сфирот, часть первая и часть вторая

Примечания переводчика
---------------------------------
[1] "Древо Жизни " - книга, являющаяся главным источником Лурианской Каббалы. Является изложением учения Аризаля [2]. Написана наиболее талантливым его учеником рабби Хаимом Виталем.
[2] Аризаль - рабби Ицхак Лурия (1534 - 1572), отец современной Каббалы
[3] Паним Меирот и Паним Масбирот - это комментарий Бааль Сулама к "Древу жизни" [1] Аризаля [2]. Выражение "Паним Меирот" означает: лик [человеческий], озаренный [мудростью], а также Сияющий Лик [Всевышнего]. Точнее, в Вайикра Рабба на недельное чтение Бэхукотай (часть 36, гл.. 2) говорится, что у того, кто пьет вино, лицо становится румяным. В Хидушей Радаль (рабби Давида Лурии из Быхова, 1798 - 1855) объясняется, что имеется в виду стих "Мудрость человека просветляет лик его" (Коhелет 8, 1). Наконец, в Бамидбар Рабба на недельное чтение Нассо, часть 11, гл. 6, стих "Озарит тебя Г-сподь Ликом Своим" (Бамидбар 6, 26) комментируется так: обратит к тебе Сияющий Лик, а не Гневный. Выражение "Паним Масбирот" означает "Благосклонный Лик" (Творца, раскрывающего наиболее сокровенные части Торы). Сказано в Мишне, трактат Софэрим, глава 16, мишна 3: Учит рабби Ханина бар Паппа: Лицом к лицу говорил Г-сподь [с вами] [Дварим 5, 4]: Лицом - это два, к лицу - это два, итого четыре Лика: Грозный Лик - для Танаха, Средний Лик - для Мишны, Смеющийся Лик - для Талмуда, Благосклонный Лик - для Агады.
[4] объяснение понятия Нээцаль см. здесь, в статье "Что такое Маациль", см. также объяснение понятия "Ацилут" в начале Ор Шалом к п. 67 "Введения в мудрость Каббалы"; Нивра (творение) - это то, что создано как сущее из ничего Борэ (Творцом), см. здесь, в статье "Что такое Борэ".
[5] простой – не делимый на составные части
[6] Маком Пануй – незаполненное место
[7] Авир Рейкани – буквально «пустой воздух»
[8] Халаль - [незаполненное] пространство
[9] Рош, множественное число: Рошим – голова
[10] Соф – конец, предел [получения Света]
[11] Ор Эйн Соф – Свет Бесконечного
[12] Цимцум – запрет получать Свет
[13] Адам Кадмон – буквально: прежний человек
[14] Ацилут и Брия – см. [4], Брия и Нивра – это однокоренные слова, Брия означает «сотворение», а Нивра – его результат.
[15] Ецира - преображение (согласно интерпретации Рамбаном стиха Ешаяhу 45,7; см. объяснение в п.1 Общего введения)
[16] Асия – от слова Аса (делать); Мир действия
[17] «Авиют» означает «толща». Обычно в Каббале это слово не переводится, поскольку «Авиют» означает свойства души, а не материальную толщу. Нечистота души сравнивается с толстым куском руды, который переплавляется в тонкий лист металла свободный от примесей.
[18] Эмца – середина
[19] Сфира, во множественном числе Сфирот - Элемент духовного объекта. Слово Сфира происходит от слова Сапир (сапфир, Шемот 24, 10). Может характеризовать сосуд и Свет, который сосуд получает. Подобно тому, как драгоценный камень переливается разными цветами, и подобно тому, как цветное стекло пропускает свет определенного цвета, разные Сфирот характеризуют получение сосудом Света разного количества и качества. Согласно другой интерпретации (см. п. Йуд) это слово означает, что Сфире присуща конечная мера и она характеризуется числом.
[20] Игуль, во множественном числе Игулим – круг.
[21] Йошер - прямизна, прямая линия

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments