Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Древо Жизни [1], Паним Меирот, Паним Масбирот [3] Ветвь 1. Текст Древа Жизни и Паним Меирот, п. Алеф


[Текст Древа Жизни]

Алеф) {1} Знай, что перед тем, как были наделены Светом Нээцалим  и созданы Нивраим [4], простой [5] Высший Свет заполнял все сущее. И не было никакого Маком Пануй [6], характеризующегося как Авир Рейкани [7]  и Халаль [8], но было все заполнено этим простым Светом Бесконечного, и не различалось в нем ни Рош [9], ни Соф [10], но все было единым простым Светом, совершенно однородным, и называется Он Ор Эйн Соф [11].

Паним Меирот

Высший Свет и т. д. – он указывает нам таким образом в начале своих речений, что все, сказанное в книге, касается не Сущности Его, да будет Он восславлен, а Его Света, распространяющегося от Сущности Его, да будет Он восславлен. И все сущее, [представшее] перед нами, как все высшие миры, так и все низшие миры, представляют собой распространение Света от Сущности Его, да будет Он восславлен. И во всем существующем мы различаем две великие основы: первая называется Светом Бесконечного, да будет Он восславлен, и это есть форма всего существующего прежде Цимцума [12]; вторая – это пять миров и все их наполнение, а именно: Адам Кадмон [13], Ацилут, Брия [14], Ецира [15] и Асия [16]; и она является формой распространения Света от Сущности Его, да будет Он восславлен, от Цимцума и ниже. И все Света и исправления, имеющиеся во второй основе, проистекают из первой основы.

Простой – ибо от Цимцума [12] и ниже тебе не найти никакого Света, в который не было бы привнесено ничего от ступени сосуда, являющейся ступенью Света, превратившегося в Авиют [17], но перед Цимцумом в Свет, распространяющийся от Него, не привносится совершенно никакого качественного изменения, но Свет прост в том смысле, что Он и Имя Его едины.

Заполнял все сущее и т.д. То есть, несмотря на то, что в этом сущем обязательно присутствует ступень места, представляющего собой желание получать от Сущности Его, да будет Он восславлен, как бы потенциально заключенное в Свете Бесконечного, да будет Он восславлен; ведь желание получать есть суть места этого самого сущего, как написано в Паним Масбирот [3], в чем ты должен тщательно разобраться, - но при этом там не было никакой ступени образования Авиют [17] в Свете и тем более предела и границы [получения Света], но Свет Бесконечного, да будет Он восславлен, заполнял все это место, даже самую последнюю ступень.

Маком Пануй [6], Авир Рейкани [7]  и Халаль [8]. По причине Цимцума [12] произошли эти три уменьшения [получаемого Света], о чем написано ниже.

Не различалось в нем ни Рош [9], ни Соф [10]. От Цимцума [12] как от Источника распространились два уменьшения [получаемого Света]: 1) ступени Эмца [18] и Соф [10], представляющие собой десять Сфирот [19] Игулим [20]; 2) ступень Рош, представляющая собой десять Сфирот дэЙошер [21].

И называется Он Ор Эйн Соф, да будет Он восславлен [11], потому что нет в Нем ничего даже от ступени Игуль [20].

Редакционные примечания
-----------------------------------
{1} Древо Жизни [1], Шаар Алеф (портал первый), Анаф Бет (ветвь вторая). Учение о десяти Сфирот, часть первая и часть вторая

Примечания переводчика
---------------------------------
[1] "Древо Жизни " - книга, являющаяся главным источником Лурианской Каббалы. Является изложением учения Аризаля [2]. Написана наиболее талантливым его учеником рабби Хаимом Виталем.
[2] Аризаль - рабби Ицхак Лурия (1534 - 1572), отец современной Каббалы
[3] Паним Меирот и Паним Масбирот - это комментарий Бааль Сулама к "Древу жизни" [1] Аризаля [2]. Выражение "Паним Меирот" означает: лик [человеческий], озаренный [мудростью], а также Сияющий Лик [Всевышнего]. Точнее, в Вайикра Рабба на недельное чтение Бэхукотай (часть 36, гл.. 2) говорится, что у того, кто пьет вино, лицо становится румяным. В Хидушей Радаль (рабби Давида Лурии из Быхова, 1798 - 1855) объясняется, что имеется в виду стих "Мудрость человека просветляет лик его" (Коhелет 8, 1). Наконец, в Бамидбар Рабба на недельное чтение Нассо, часть 11, гл. 6, стих "Озарит тебя Г-сподь Ликом Своим" (Бамидбар 6, 26) комментируется так: обратит к тебе Сияющий Лик, а не Гневный. Выражение "Паним Масбирот" означает "Благосклонный Лик" (Творца, раскрывающего наиболее сокровенные части Торы). Сказано в Мишне, трактат Софэрим, глава 16, мишна 3: Учит рабби Ханина бар Паппа: Лицом к лицу говорил Г-сподь [с вами] [Дварим 5, 4]: Лицом - это два, к лицу - это два, итого четыре Лика: Грозный Лик - для Танаха, Средний Лик - для Мишны, Смеющийся Лик - для Талмуда, Благосклонный Лик - для Агады.
[4] объяснение понятия Нээцаль см. здесь, в статье "Что такое Маациль", см. также объяснение понятия "Ацилут" в начале Ор Шалом к п. 67 "Введения в мудрость Каббалы"; Нивра (творение) - это то, что создано как сущее из ничего Борэ (Творцом), см. здесь, в статье "Что такое Борэ".
[5] простой – не делимый на составные части
[6] Маком Пануй – незаполненное место
[7] Авир Рейкани – буквально «пустой воздух»
[8] Халаль - [незаполненное] пространство
[9] Рош, множественное число: Рошим – голова
[10] Соф – конец, предел [получения Света]
[11] Ор Эйн Соф – Свет Бесконечного
[12] Цимцум – запрет получать Свет
[13] Адам Кадмон – буквально: прежний человек
[14] Ацилут и Брия – см. [4], Брия и Нивра – это однокоренные слова, Брия означает «сотворение», а Нивра – его результат.
[15] Ецира - преображение (согласно интерпретации Рамбаном стиха Ешаяhу 45,7; см. объяснение в п.1 Общего введения)
[16] Асия – от слова Аса (делать); Мир действия
[17] «Авиют» означает «толща». Обычно в Каббале это слово не переводится, поскольку «Авиют» означает свойства души, а не материальную толщу. Нечистота души сравнивается с толстым куском руды, который переплавляется в тонкий лист металла свободный от примесей.
[18] Эмца – середина
[19] Сфира, во множественном числе Сфирот - Элемент духовного объекта. Слово Сфира происходит от слова Сапир (сапфир, Шемот 24, 10). Может характеризовать сосуд и Свет, который сосуд получает. Подобно тому, как драгоценный камень переливается разными цветами, и подобно тому, как цветное стекло пропускает свет определенного цвета, разные Сфирот характеризуют получение сосудом Света разного количества и качества. Согласно другой интерпретации (см. п. Йуд) это слово означает, что Сфире присуща конечная мера и она характеризуется числом.
[20] Игуль, во множественном числе Игулим – круг.
[21] Йошер - прямизна, прямая линия

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments