Вениамин Захарин (venyazakharin) wrote,
Вениамин Захарин
venyazakharin

Заповеди Торы. Первая заповедь. С комментарием Сулам.

Предисловие к книге Зоар. Фрагмент «Заповеди Торы. Первая Заповедь» по переводу рабби Еhуды Ашлага на иврит и с комментарием Сулам.

189. Бэрэйшит (вначале) сотворил Б-г [Бэрэйшит 1, 1]: это заповедь Ришона (первая) из всех, и заповедь эта называется трепетом перед Г-сподом, в свою очередь называющимся Рэйшит (началом). Ибо написано: Рэйшит Хохма (начало мудрости) – трепет перед Г-сподом [Теhилим 111, 10]. Трепет перед Г-сподом – Рэйшит Даат (начало знания) [Мишлей 1, 7], так как это, т. е. трепет, называется Рэйшит (началом). И это врата, через которые приходят к вере. И на этой заповеди держится весь мир.

Пояснение. Этот [фрагмент] вызывает затруднение, так как тут трепет рассматривается как Рэйшит Хохма, а тут – как Рэйшит Даат. И говорится в нем: потому что трепет – это начало каждой без исключения Сфиры, ибо невозможно постичь никакой Сфиры, не обретя сначала трепет.

И об этом написано: врата, через которые приходят к вере: ибо невозможно обрести совершенную веру иначе, чем благодаря трепету перед Ним, да будет Он восславлен, и чем больше [обретено] трепета, тем больше вера облекает [человека]. И поэтому на этой заповеди держится весь мир, ибо не может мир держаться ни на чем кроме Торы и заповедей, как написано: [Невозможно нарушить] союз мой со днем и с ночью, [а также невозможно, чтобы] не установил Я законов неба и земли (Йирмеяhу 33, [25]). И поскольку трепет – это начало и врата к тому, чтобы каждая заповедь вела к вере, то следовательно на трепете держится весь мир, и об этом написано: Вначале сотворил Б-г небо и землю [Бэрэйшит 1, 1]. Ибо с помощью трепета, называющегося началом, чтобы каждая заповедь была заключена в нем, сотворил Б-г небо и землю. А без трепета не творил бы Б-г вовсе.

190. Различаются три разновидности трепета: в двух из них не содержится истинного Источника, а одна является Источником трепета. Бывает, человек трепещет перед Святым [Творцом], да будет Он восславлен, ради того, чтобы жили его сыновья и не умерли [ср. Эзра 6, 10] [1], или боится наказания своего тела или наказания деньгами, и поэтому он трепещет перед Ним всегда. Следовательно трепет, являющийся трепетом перед Святым [Творцом], да будет Он восславлен, не обращает его к Источнику, ибо его собственная выгода является источником, а трепет – ее порождением. Бывает, человек трепещет перед Святым [Творцом], да будет Он восславлен, из-за того, что боится наказания этого мира и наказания Геенной. Эти два вида трепета, то есть страх перед наказаниями Этого Мира и страх перед наказаниями Мира Грядущего, не являются основной формой трепета и его Источником.

191. Трепет проявится в своей основной форме, когда  человек вострепещет перед своим Г-сподом, потому что Он Велик и является Властелином, Основой и Источником всех миров, и все [на свете] – как ничто перед Ним. Как написано: А все живущие на земле считаются ничем по сравнению с Ним [Даниэль 4, 32]. И да обратит [человек] желание свое в то место, которое называется трепетом.

Объяснение этих слов. Из того, что мы учили, [следует] существование трех видов трепета перед Г-сподом, и только последний из них является истинным трепетом. 1) Когда [человек] трепещет перед Святым [Творцом], да будет Он восславлен, и соблюдает Его заповеди, чтобы жили его сыновья [1] и чтобы охранить себя от наказания своего тела и от имущественного наказания, то есть боится наказаний присущих Этому Миру. 2) Когда он боится также наказания Геенной. И эти два вида не являются истинным трепетом, потому что причиной существования этого трепета являются не заповеди Г-спода, а личная выгода, следовательно личная выгода является его источником. И трепет является ветвью, произрастающей из его собственной выгоды, но трепет проявится в своей основной форме, когда  человек вострепещет перед своим Г-сподом, потому что Он Велик и является Властелином, Основой и Источником всех миров и все [на свете] – как ничто перед Ним, то есть необходимо, чтобы он вострепетал перед Г-сподом, да будет Он восславлен, потому что Он Велик и властвует над всем. Он Велик потому, что является Источником и от Него распространяются все миры, и величие Его проявляется в Его деяниях. И Он управляет всем потому, что все миры, которые Он создал, как Высшие, так и низшие, считаются ничем по сравнеию с Ним, так как они не добавляют ничего к Сущности Его, да будет Он восславлен.

И об этом написано: И да обратит [человек] желание свое в то место, которое называется трепетом, то есть да обратит он сердце свое и стремления свои в то место, которое называется трепетом, дабы обрести трепет перед Ним, да будет Он восславлен, с желанием и стремлением надлежащим и подобающим, ради заповедей Царя.

192. Закричал рабби Шимон и сказал: горе мне, если я говорю, и горе мне, если не говорю. Если говорю, узнают злодеи, как служить своему господину, а если не говорю, то речение это будет потеряно для друзей. Ибо вместо того, чтобы облекал [человека] трепет Священный, существует противостоящий ему снизу трепет злодейский, бьющий, ударяющий и обвиняющий, и это плеть, предназначенная для того, чтобы бить злодеев, то есть наказывать их за их преступления. И поэтому боится он раскрывать, чтобы не узнали злодеи, как избежать этого наказания. Ведь их наказание является их очищением.

Объяснение этих слов. Он намекает, так как не может раскрывать здесь речения свои во всей их полноте, потому что боится, как бы не повредить злодеям. А пришел он сюда раскрыть, как прилепиться к Древу Жизни и никогда не вкушать с древа смерти, ибо к этому готовы только те, кто уже  исправили ступень древа познания добра и зла. Но злодеям, которые еще не исправили грех древа познания добра и зла, запрещено это знать, поскольку они сначала должны потрудиться и выполнить всю работу необходимую для того, чтобы исправить грех древа познания. И ты также найдешь подобное в стихе: как бы он не протянул руку и не взял и с Древа Жизни, и не поел, и не стал бы жить вечно (Бэрэйшит 3[, 22]). Ведь после того, как Адам совершил прегрешение древа познания, он высылается из Сада Эдема из опасения, как бы он не прилепился к древу жизни и не стал жить вечно, и тогда ущерб, который он нанес прегрешением древа познания, навеки останется без исправления. И поэтому, чтобы это речение не было потеряно для праведников, заслуживающих знать его, он раскрыл его намеком.

193. А о том, кто трепещет потому, что [боится] телесного наказания и [обвинения] обвинителя, говорится, что не облекает его тот трепет перед Г-сподом, который называется трепетом перед Г-сподом ради жизни. Но то, что облекает его – это тот самый трепет злодейский. И следовательно лежит на нем та самая плеть, это трепет злодейский, а не трепет перед Г-сподом.

194. И по этой причине место, называющееся трепетом перед Г-сподом, называется Рэйшит Даат (началом знания) [Мишлей 1, 7]. И поэтому заключена здесь эта заповедь. И это она является Источником и основой всех остальных заповедей Торы. Тот, кто соблюдает [заповедь] трепета, соблюдает все. А тот, кто не соблюдает [заповедь] трепета, не соблюдает заповедей Торы, ибо эта [заповедь], [заповедь] трепета, является вратами ко всему [остальному].

Комментарий. Выходит из того, о чем говорилось выше, что один раз стих говорит: Рэйшит Хохма (начало мудрости) – трепет перед Г-сподом [Теhилим 111, 10], а в другой раз: Трепет перед Г-сподом –  Рэйшит Даат (начало знания) [Мишлей 1, 7]. И объяснил он: вместо того, чтобы облекал [человека] трепет Священный, существует противостоящий ему снизу трепет злодейский, бьющий, ударяющий и обвиняющий ... То есть там, где Сиюм hаЙир’а hаКдоша (предел трепета Священного), называющегося трепетом перед Г-сподом ради жизни, находится трепет злодейский, бьющий, ударяющий и обвиняющий, и является он плетью бьющей, и в этом смысл [написанного]: «Ноги ее нисходят к смерти» [Мишлей 5, 5]. Ибо тот, кто выполняет заповеди трепета потому, что Он Великий [Царь] и Властелин, вследствие этого обретает трепет перед Г-сподом ради жизни. А о тех, кто трепещут из-за телесных наказаний и не ради заповеди, сказано: Чего страшится злодей, то постигнет его (Мишлей 10[, 24]),  ибо hаЙир’а дэСиюма (трепет, пребывающий там, где находится предел [трепета перед Г-сподом]) властвует над ним и бьет его. И из-за того, что трепет Сиюма пребывает в виде плети, бьющей злодеев, Высший Священный трепет называется также именем  Рэйшит Даат (начало знания) - трепет перед Г-сподом, что указывает на необходимость обрести только ступень Рэйшит (начала) [трепета], то есть трепет перед Г-сподом ради жизни. И остерегаться трепета снизу, являющегося плетью для злодеев. И таким образом исправляется прегрешение древа познания.

195. И поэтому написано: Вначале, где [начало] – это трепет, сотворил Б-г Небо и землю. Ибо тот, кто преступает [трепет], преступает все заповеди Торы. И наказанием преступающего [трепет и все заповеди Торы], являтся то, что эта плеть для злодеев, то есть трепет злодейский, бьет его. То есть «И земля являла собой  запустение, хаос, тьму над бездною, и Ветер Б-жий». Таковы четыре казни, предназначенные для злодеев.

196. Запустение – это удушение, так как написано: шнур опустошенния (Ешаяhу 32[, 11]), мерный шнур  (Зэхарья 2[, 5]). Хаос – это побиение камнями, то есть камнями, потопленными в великой бездне для наказания злодеев. А тьма – это сожжение, ибо написано: И было, когда услышали вы голос из тьмы, а гора горела огнем [Дварим 5, 20] до сердца Небес - тьма [Дварим 4,11] ... И это могучий огонь,  который обрушится на головы злодеев (Йирмеяhу 23[, 19]), чтобы сжечь их.

Объяснение этих слов. Ведь те, кто выполняет [заповедь] трепета не потому, что это заповедь Царя, а из страха перед наказанием, попадают, как в западню, в Клипот (в нечистоту) запустения,  и потрясены, почему они не понимают помыслов Его и речений Его, да будет Он восславлен, и эта Клипа считается удушающей веревкой, обвивающейся вокруг шеи человека и перекрывающей ему воздух Святости необходимый для дыхания жизни его. И об этом сказано: так как написано: шнур опустошения, мерный шнур, - и в первом стихе написано: шнур опустошения, - а во втором: мерный шнур; и написанное учит тому, что шнур опустошения означает мерный шнур; так как в какой мере он потрясен [непониманием помыслов и речений Его], в такой мере шнур, т.е. Ситра Ахра (нечистая сила) сжимает его горло и душит его. И в этом смысл написанного: те, кто навлекает грех вервями пустоты (Ешаяhу 5[, 18]).

И об этом написано: Хаос – это побиение камнями, - после того, как благодаря Сихре Ахре он попал в западню и веревка сжала его горло, у них уже есть власть поступить с ним по своему желанию: или побить его камняти, или сжечь его, или убить его мечом, о чем написано: А тот, кто ходит [в мудрости – спасется, Мишлей 28, 26]. А побиение камнями означает, что разбивают ему череп злыми вожделениями и помыслами тянут его в бездну великую, чтобы наказать его,  а тьма – это сожжение ... , чтобы сжечь их. Так как Ситра Ахра окружает его могучим огнем, который выжигает из них дыхание Святости.

197. А ветер – это убиение мечом, так как в штормовом ветре [Ехезкель 13, 11 и 13] сверкает острый меч. Подобно тому, как ты говоришь, что «клинок вращающегося меча» [Бэрэйшит 3, 24] называется ветром. Такова казнь преступающих заповеди Торы, и написано после того, как трепет называется Рэйшит (началом), что [заповедь трепета] является обобщением всего. Так как после «Вначале, (где начало – это трепет), [сотворил Б-г небо и землю]» говорится: [«И земля являла собой]  запустение, хаос, тьму, и ветер, что является четырьмя смертными казнями; и отсюда и далее следуют остальные заповеди Торы.

Комментарий. Ведь Ситра Ахра насылает на него штормовой ветер подобный острому мечу, отделяющему его голову от тела и лишающему его жизни.

И об этом написано: Такова казнь, ... и написано после того, как трепет [называется] Рэйшит (началом), что [заповедь трепета] является обобщением всего. Из сказанного выше вытекает, что все заповеди Торы заключены  в двух первых стихах, от Вначале до И сказал Б-г: да будет Свет. И говорит он, как уже было сказано, Такова казнь, то есть четыре смертные казни, на которые указывают слова «запустение, хаос, тьму и Ветер»; о них написано после «Трепет - Рэйшит (начало)», на что намекает стих «Сначала сотворил Б-г»; и следовательно первый стих – это «Трепет – Рэйшит (начало)», т.е. основа трепета, который ради жизни, а второй стих – это наказание для того, кто не обрел «Трепет, [называющийся] Рэйшит (начало)» и эти [заповеди] являются обобщением всего, будучи вратами веры в Него, да будет Он восславлен, как уже говорилось. И следовательно все заповеди Торы заключены в [заповеди трепета]. И отсюда и далее следуют остальные заповеди Торы, начиная от стиха И сказал Б-г: да будет Свет и далее. То есть все заповеди Торы являются частностями заповедей о трепете.

Примечания переводчика
---------------------------------
[1] См. также Предисловие к Учению о десяти Сфирот, п. 12, и примечание переводчика, помещенное там.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments